как называется форма фиксации данных развития признака отображаемая в виде линейной зависимости это
Как называется форма фиксации данных развития признака отображаемая в виде линейной зависимости это
Зависимость
Основная задача регрессионного и корреляционного анализа состоит в выявлении связи между случайными переменными. Например, на свободном рынке обычно наблюдается большая степень корреляции между размером урожая и рыночными ценами на соответствующую продукцию сельского хозяйства. Часто корреляция привлекает наше внимание к причинно-следственным связям, существующим между изучаемыми двумя рядами величин. В области естественных и общественных наук установление существенной корреляции часто заставляет нас искать возможные связи между явлениями, которые в противном случае могли остаться незамеченными.
В экономике в большинстве случаев между переменными величинами существуют зависимости, когда каждому значению одной переменной соответствует не какое-то определённое, а множество возможных значений другой переменной. Иначе говоря, каждому значению одной переменной соответствует определённое условное распределение другой переменной. Такая зависимость получила название статистической.
Возникновение понятия статистической связи обусловливается тем, что зависимая переменная подвержена влиянию неконтролируемых или неучтённых факторов, а также тем, что измерение значений переменных неизбежно сопровождается некоторыми случайными ошибками.
Статистическая зависимость между двумя переменными, при которой каждому значению одной переменной соответствует определённое условное математическое ожидание (среднее значение) другой, называется корреляционной.
Функциональная зависимость представляет собой частный случай корреляционной. При функциональной зависимости с изменением значений некоторой переменной xоднозначно изменяется определенное значение переменной y, при корреляционной – определённое среднее значение (математическое ожидание) y, а при статистической – определённое распределение переменной y. Каждая корреляционная зависимость является статистической, но не каждая статистическая зависимость является корреляционной.
Статистические связи между переменными можно изучать методами корреляционного и регрессионного анализа. Основной задачей корреляционного анализа является выявление связи между случайными переменными и оценка её степени. Основной задачей регрессионного анализа является установление формы и изучение зависимости между переменными.
Корреляция
Корреляция определяет степень, с которой значения двух переменных «пропорциональны» друг другу. Пропорциональность означает просто линейную зависимость. Корреляция высокая, если на графике зависимость «можно представить» прямой линией (с положительным или отрицательным углом наклона). Таким образом, это простейшая регрессионная модель, описывающая зависимость одной переменной от одного фактора.
В производственных условиях обычно информации, полученной из диаграмм рассеяния при условии их корректного построения, бывает достаточно для того, чтобы оценить степень зависимости у от х. Но в ряде случаев требуется дать количественную оценку степени связи между величинамих и у. Такой оценкой является коэффициент корреляции.
Отметим основные характеристики этого показателя.
Равенство r=0 говорит лишь об отсутствии линейной корреляционной зависимости (некоррелированности переменных), но не вообще об отсутствии корреляционной, а тем более, статистической зависимости.
Основываясь на коэффициентах корреляции, вы не можете строго доказать причинной зависимости между переменными, однако можете определить ложные корреляции, т.е. корреляции, которые обусловлены влияниями «других», остающихся вне вашего поля зрения переменных. Лучше всего понять ложные корреляции на простом примере. Известно, что существует корреляция между ущербом, причиненным пожаром, и числом пожарных, тушивших пожар. Однако эта корреляция ничего не говорит о том, насколько уменьшатся потери, если будет вызвано меньше число пожарных. Причина в том, что имеется третья переменная (начальный размер пожара), которая влияет как на причинённый ущерб, так и на число вызванных пожарных. Если вы будете учитывать эту переменную, например, рассматривать только пожары определённой величины, то исходная корреляция между ущербом и числом пожарных либо исчезнет, либо, возможно, даже изменит свой знак. Основная проблема ложной корреляции состоит в том, что вы не знаете, кто является её носителем. Тем не менее, если вы знаете, где искать, то можно воспользоваться частные корреляции, чтобы контролировать (частично исключённое) влияние определённых переменных.
Корреляция, совпадение или необычное явление сами по себе ничего не доказывают, но они могут привлечь внимание к отдельным вопросам и привести к дополнительному исследованию. Хотя корреляция прямо не указывает на причинную связь, она может служить ключом к разгадке причин. При благоприятных условиях на её основе можно сформулировать гипотезы, проверяемые экспериментально, когда возможен контроль других влияний, помимо тех немногочисленных, которые подлежат исследованию.
Иногда вывод об отсутствии корреляции важнее наличия сильной корреляции. Нулевая корреляция двух переменных может свидетельствовать о том, что никакого влияния одной переменной на другую не существует, при условии, что мы доверяем результатам измерений.
Корреляционный анализ в программе Statistica
Корреляционный анализ в программе Statistica проводят с помощью модуля Statistics/ BasicStatistics/ CorrelationMatrices. В стартовом окне этой процедуры для расчёта квадратной матрицы используется кнопка Onevariablelist. С помощью кнопки Twolists (rect. matrix) можно ограничиться выводом только необходимых переменных, если не требуются все возможные парные корреляции. В списке переменных выбирают переменные, между которыми будут рассчитаны парные коэффициенты корреляции Пирсона. После нажатия на кнопку Summary или Correlations на экране появится корреляционная матрица.
Процедура Correlationmatricesсразу же дает возможность проверить достоверность рассчитанных коэффициентов корреляции. Значение коэффициента корреляции может быть высоким, но не достоверным, случайным. Чтобы увидеть вероятность нулевой гипотезы (p), гласящей о том, что коэффициент корреляции равен нулю, нужно в опции Displayformatforcorrelationmatricesустановить переключатель на вторую строку Displayr, p-levels, andN’s. Но даже если этого не делать и оставить переключатель в первом положении Displaysimplematrix (highlightp’s), статистически значимые на уровне 0,05 коэффициенты корреляции будут выделены в корреляционной матрице на экране красным цветом, а при распечатке помечены звездочкой. Третье положение переключателя опции DisplayDetailedtableofresultsпозволяет просмотреть результаты корреляционного анализа в деталях. Флажок опции MDdeletionустанавливается для исключения из обработки всей строки файла данных, в которой есть хотя бы одно пропущенное значение.
Для построения диаграмм рассеяния необходимо во вкладке Quickстартового модуля Statistics/ BasicStatistics/ CorrelationMatricesнажать кнопку Scatterplotmatrixforselectedvariables. В результате этих действий появится графическое изображение зависимостей. Остаётся только посмотреть на полученный результат и сделать выводы.
Проведённая прямая в каждой диаграмме рассеяния называется прямой регрессии или прямой, построенной методом наименьших квадратов. Последний термин связан с тем, что сумма квадратов расстояний (вычисленных по оси ординат) от наблюдаемых точек до прямой является минимальной. Заметим, что использование квадратов расстояний приводит к тому, что оценки параметров прямой сильно реагируют на выбросы.
По главной диагонали матрицы строятся гистограммы. Понятно, что любая переменная стопроцентно коррелирует сама с собой, и строить линию регрессии не имеет смысла.
Во многих исследованиях первый шаг анализа состоит в вычислении корреляционной матрицы всех переменных и проверке значимых (ожидаемых и неожиданных) корреляций. После того как это сделано, следует понять общую природу обнаруженной статистической значимости: понять, почему одни коэффициенты корреляции значимы, а другие нет.
Но следует иметь в виду, что если используется несколько критериев, значимые результаты могут появляться «удивительно часто», и это будет происходить чисто случайным образом. Например, коэффициент, значимый на уровне 0,05, будет встречаться чисто случайно один раз в каждом из 20 подвергнутых исследованию коэффициентов. Нет способа автоматически выделить «истинную» корреляцию. Поэтому следует подходить с осторожностью ко всем не предсказанным или заранее не запланированным результатам и попытаться соотнести их с другими (надёжными) результатами. В конечном счете, самый убедительный способ проверки состоит в проведении повторного экспериментального исследования. Такое положение является общим для всех методов анализа, использующих множественные сравнения и статистическую значимость.
Рассмотрим пример решения практической задачи о производительности землеройной техники. Из-за сезонного характера работ неизбежны простои. Но поскольку простой техники обходится дорого, руководство предприятия интересовали пути сокращения простоев, в частности, в летние месяцы. В таблице приведены данные о работе и простое всего парка в машино-часах.
Измерительные и оценочные шкалы
Результаты обследования профессиональных способностей испытуемых заносятся в спе-циальные шкалы, позволяющие в последующем применить психометрический инструментарий для научно обоснованного вывода о предпочтениях того или иного кандидата на вакантную должность.
I. Измерительные шкалы – форма фиксации и способ упорядочения совокупности признаков изучаемых психологических явлений или процессов, в определенную числовую сис-тему. Применение шкал связывается с необходимостью качественной и количественной оценки
(с задачей последующего сравнения) оп¬ределенных признаков и переменных.
Измерения в психологических исследованиях не являются самоцелью, это способ получения новой дополнительной информации, а она нужна для описания изучаемых психологических явлений или процессов, предсказания направлений и тенденций их возможного изменения.
Последовательность работы психолога, исследующего конкретные психологические явления или процессы по статистической обработке эмпирического материала, систематизации и анализу эмпирических (опытных) данных, представляется следующей: прежде всего, необходимо четко выделять исследуемые свойства, качества (например, дать точное определение той или иной исследуемой черты характера, профессионально важного качества человека); выбрать надежно различимые градации (при¬знаки) этих свойств, т.е. установить единицы измере¬ния данного свойства; осуществить приписывание исследуемым качествам или их свойствам чисел (принятых за единицу измерения), которые позволят либо классифицировать, упорядочить измеряемые объекты по указанным свойствам, либо ранжировать их по степени выраженности этих свойств. Для этого используются различные статистические величины: условные баллы, ранги значимости исследуемых величин, факторные «веса» и пр.; измерить на основе избранных единиц счета изучаемое свойство или качество; провести статистическую обработку полученных психологи-ческих показателей.
Результаты статистического материала, собранного по предмету обследования, должны быть соответствующим образом проанализированы с методологических и психологических позиций. Для этого необходимо установить тип измерительной шкалы и допустимые преобразования входящих в нее статистических значений.
В основу классификации измерительных шкал положен признак метрической детерминиро-ванности американского психолога С.С. Стивенса. В соответствии с этим признаком измеритель-ные шкалы принято подразделять на неметрические (шкалы на¬именований, шкалы порядка) и метрические (шкалы интервалов, шкалы отношений).
Шкалы каче¬ственных признаков.
Как называется форма фиксации данных развития признака отображаемая в виде линейной зависимости это
751. Форма научного отображения ситуации — это __________________ исследования.
• проблема
752. Форма причинной связи, при которой данное состояние системы определяет все ее последующее состояние не однозначно, а с определенной вероятностью, это:
• статистические закономерности
753. Форма причинной связи, при которой данное состояние системы определяет все ее последующее состояние, а знание начального состояния системы позволяет точно предсказывать ее развитие, это:
• динамические закономерности
756. Форма фиксации совокупности признаков изучаемого объекта с упорядочиванием их в определенную числовую систему — это:
• шкала
758. Формирование представления о намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках и других поведенческих характеристиках другого человека является одним из компонентов
• социальной перцепции
759. Формирование представления об отношениях, которые связывают субъект и объект восприятия, является одним из компонентов
• социальной перцепции
760. Формула расчета оптимального числа исполнителей исключает его зависимость от:
• длительности рабочего дня
762. Функция, связывающая какой-либо параметр условных распределений одной случайной величины со значениями другой, это:
• регрессия
764. Характеристика их качества, соответствие сделанных выводов действительному состоянию изучаемого объекта, называется:
• достоверностью результатов
765. Характеристика методики, отражающая точность психодиагностических измерений, а также устойчивость результатов теста к действию посторонних случайных факторов, — это:
• надежность
По Г. Мюррею (в порядке латинского 6 страница
Сведений об использовании в СНГ не имеется.
ЧУЖИЕ РИСУНКИ— проективная методика исследования личности. Разработана Г. Е. Романовой, опубликована в 1993 г. Предназначена для обследования лиц в возрасте от 5 до 80 лет.
Стимульный материал Ч. р. — черно-белые фотокопии (18 х 24) непрофессионально выполненных рисунков (рис. 78), которые предлагаются испытуемому под видом «семейного альбома», собранного неким лицом в течение всей его жизни. Рисунки подобраны с опорой на возрастные особенности т. н. наивного рисунка на базе оригинальной изопродукции по результатам пилотажного исследования с привлечением экспертных оценок по следующим критериям:
— вероятный проективный потенциал изображения;
— опознаваемость в качестве реальной изопродукции, соответствующей приписываемому возрасту;
—вероятность тематического соответствия изображения значимым переживаниям соответствующего возраста;
— частота присвоения данного изображения совокупно с другими одному и тому же автору;
— общая композиция стимульного ряда.
Рис. 78. Образцы теста «Чужие рисунки» а — табл. 1, б — табл. 6
Всего предлагается 7 рисунков и два монохромно окрашенных листа, не имеющих изображений («белый» и «черный»). Содержание рисунков, возраст «исполнителя» и диагностическая направленность:
1. Два «головоногих существа». 2,5 года «Первые воспоминания»,
2. Рисунок семьи. 5 лет. «Детство», «праздник», «отношения с родителями», «отношения со сверстниками».
3. Бытовая сцена, фигуры детей, взрослых. 7 лет. «Школа», «отношения с авторитетом», «отношения со сверстниками».
4. Портрет подростка с бритой головой. 14 лет. «Созревание», «внешность», «познание внутреннего мира», «значимые отношения».
5. Женский портрет (подобный графике Пикассо или Матисса). 16 лет. «Взросление», «внешность», «познание внутреннего мира», «значимые отношения».
6. Два профиля, набросок. 22 года. «Значимые отношения», «отношения полов», «брак», «конфликт», «сомнение», «познание внутреннего мира».
7-б. Белая. Воображаемый рисунок. Возраст и любые подробности об авторе на усмотрение обследуемого.
7-ч. Черная. Аналогично 7-6. Рисунки 7-6 и 7-ч занимают онтогенетическую нишу взрослого человека.
8. Надгробие, набросок. 75 лет. «Итог жизненного пути», «потеря близких», «страх смерти», «мистика и оккультизм».
Испытуемый должен реконструировать предполагаемую ситуацию создания рисунка от имени анонимного «автора» и составить рассказ по картине в виде биографической ремарки устно или письменно. Возможна вариация процедуры обследования в зависимости от его целей. В структуре процедуры обследования с помощью Ч. р. выделяется содержательно-диагностический блок (блок интерпретации) и поведенческий блок. Последний включает различные спонтанно возникающие и поддерживаемые экспериментатором формы отреагирования на возникающие в ходе обследования ситуации. Предусмотрены специальные варианты процедуры с привлечением дополнительных методических средств. К ним относятся: «Автор» — углубленная проработка образа «автора» рисунков как самостоятельная проективная процедура, напр, описание личности автора с помощью стандартных опросников личностных; «Настроение» — уточнение коннотатизного значения для обследуемого экспериментальной ситуации и отдельных ее параметров, напр, описание настроения «автора» с помощью Люшера теста; «Мои рисунки» — прямая инструкция представить себя автором рисунков, рассказать о рисунках как о своих, реконструировать ситуации, в которых они могли быть созданы; «Пасьянс» — построение условной модели человеческой жизни (напр., жизни «автора») с помощью уменьшенных (7×10 см) копий стимульного материала, раскладываемых испытуемым в произвольных комбинациях с последующим рассказом-комментарием.
Ч. р. создавались по подобию известных проективных техник (см. Гудинаф «Нарисуй человека» тест, Несуществующее животное, Тематической апперцепции тест). По мнению создателя теста, фантазирование на темы из жизни анонимного автора рисунков, а также «неумелость», нечеткость графики наивного рисунка актуализирует реакции отношения, оценочные суждения. Это способствует возникновению эффекта психологической защищенности у обследуемого и делает его поведение более спонтанным, а диагностическую процедуру — открытой диалоговому взаимодействию.
При разработке интерпретационных схем рекомендуется выстраивать несколько линий анализа, имеющих автономную диагностическую ценность: близость рассказа собственному опыту, собственным переживаниям испытуемого; адекватность сюжета условно приписанному возрасту «автора» картинки; соответствие действующих персонажей изображенным на рисунке; степень их действительного пересечения; степень реальности взаимодействия в едином жизненном пространстве; преемственность в развитии сюжетов и персонажей от картинки к картинке и т. д.
Допускается групповое обследование с помощью слайдов. С помощью Ч. р. обследовано 254 человека (студенты, представители разных профессий, пациенты психиатрических клиник) в возрасте от 5 до 80 лет. Отмечается отсутствие каких-либо серьезных ограничений в применении и легкость идентификации рисунков как «своих». Процедура обследования провоцирует эмоциональную включенность обследуемых, возникновение катартического эффекта. Автор считает, что Ч. р. позволяют очертить круг значимых переживаний личности, составить представление об особенностях мотива-ционно-потребностной сферы, психологическом возрасте и поле обследуемого, выявить предположительные зоны конфликта и психологического комфорта. Данные о валидности и надежности не сообщаются. Ч. р. рекомендуются к применению в клинической и консультативной практике.
«ШЕСТНАДЦАТЬ ЛИЧНОСТНЫХ ФАКТОРОВ» ОПРОСНИК(Sixteen Personality Factor Questionnaire, 16 PF)—опросник личностный. Впервые опубликован Р. Кэттеллом в 1950 г., последнее переработанное руководство «Ш. л. ф.» о. вышло в 1970 г. (Р. Кэттелл с соавт.). Предназначен для измерения 16 факторов личности и является реализацией подхода к ее исследованию на основе черт.
Разработаны две основные эквивалентные формы опросника (А и В, причем А считается стандартной формой) по 187 вопросов в каждой (для обследования взрослых людей с образованием не ниже чем 8-9 классов). В обеих формах «Ш. л. ф.» о. по 3 «буферных» вопроса и от 20 до 26 вопросов, относящихся к каждому из измеряемых факторов. Обследуемому предлагают занести в регистрационный бланк один из вариантов ответа на вопрос: «да», «нет», «не знаю» (или «а», «б», «с»); при этом его предупреждают о том, чтобы ответов «не знаю» было как можно меньше. Полученные результаты выражаются в шкале стэнов с минимальным значением в 0 баллов, максимальным — 10 и средним 5,5 балла (см. Оценки шкальные). Строится «профиль» личности, при интерпретации которого руководствуются степенью выраженности каждого фактора, особенностями их взаимодействия, а также нормативными данными.
В разработке «Ш. л. ф.» о. Р. Кэттелл первоначально исходил из т. н. L-данных (life record data), т. е. данных, полученных путем регистрации реального поведения человека в повседневной жизни. Выделенные Г. Олпортом и X. Олдберг 4500 слов, ясно обозначающих черты личности и особенности поведения (на базе словаря из 18000 слов), Р. Кэттелл разбил на синонимичные группы и отобрал в каждой из них по одному слову, выражающему основное смысловое содержание соответствующей группы. Это позволило сократить список личностных черт до 171. Затем каждая из этих характеристик личности оценивалась экспертами с целью выбора наиболее значимых. Взаимная корреляция экспертных оценок позволила выделить 36 корреляционных плеяд, внутри которых расположились высококоррелирующие характеристики. Все плеяды содержали пары членов, имеющие значимые отрицательные корреляции, напр.: веселый—печальный, разговорчивый-молчаливый и т. д. Так был получен набор из 36 биполярных названий, который был расширен до 46 за счет включения специальных терминов, найденных в работах других исследователей. Для всех биполярных пар были составлены рабочие определения. Напр.:
Эмоциональный Всегда аффектированный, возбужденный, много смеется, часто бывает сердит, проявления эмоций отличаются чрезмерной выразительностью | Стабильный Эмоциональная выразительность отсутствует, диапазон эмоциональных проявлений мал, сохраняет спокойствие даже в эмоциогенных ситуациях |
В результате факторизации L-данных (см. Факторный анализ) было получено от 12 до 15 факторов. В дальнейшем Р. Кэттелл осуществил переход (обусловленный трудностями экспертного оценивания) к Q-данным (questionnaire data), т. е. данным, полученным с помощью опросников. При этом сбор Q-данных координировался с имеющимися L-данными. Р. Кэттеллом созданы разные модификации факторных моделей с различным числом входящих в них факторов, однако наиболее известной является 16-факторная, соотнесенная с «Ш. л. ф.» о.
Факторы личности, диагностируемые «Ш. л. ф.» о., обозначаются буквами латинского алфавита, причем буква «Q» используется только для тех факторов, которые выделены на основе Q-данных. Факторы имеют «бытовые» и «технические» названия. Первые представляют собой общедоступные определения, ориентированные на непрофессионалов. Напр., фактор А — «сердечность, доброта — обособленность, отчужденность». Технические названия предназначены для специалистов и тесно связаны с научно установленным значением фактора. При этом часто используются искусственно созданные названия: напр., тот же фактор А будет определяться как «аффектотимия— сизотимия». Как бытовые, так и технические названия факторов даются в биполярной форме, чем устраняется двусмысленность в определении их содержания. Следует иметь в виду, что определение концов оси фактора как положительных (+), так и отрицательных (-) условно и не имеет ни этического, ни психологического смысла. Обычно описание каждого фактора у Р. Кэттелла состоит из разделов: а) буквенный индекс фактора; разработана также система универсальной индексации, включающая сведения о принципе выделения того или иного фактора и его порядковом номере; б) техническое и бытовое название; в) список наиболее значимых характеристик в L-данных; д) интерпретация фактора. Напр., фактор С, выделенный на основе L- и Q-данных (по В. М. Мельникову и Л. Т. Ямпольскому, 1985, с сокращениями):
Положительный полюс (С+) Сила «Я» Эмоциональная устойчивость Свободный от невротических симптомов Неипохондричен, не проявляет заботы о состоянии здоровья Интересы постоянны Спокойный Реалистичен в отношении к жизни Настойчив, упорен Умеет держать себя в руках Безмятежный | Отрицательный полюс (С-) Слабость «Я» Эмоциональная неустойчивость Имеется много невротических симптомов Ипохондричный, беспокоится о состоянии здоровья Переменчив, неустойчив в интересах Легко расстраивается Уклоняется от ответственности Не доводит дело до конца Невыдержан Тревожный |
Некоторые вопросы по фактору С:
— У меня всегда хватает сил, чтобы справиться с трудностями.
— Мне часто приходилось менять планы из-за состояния здоровья.
Этот фактор характеризует способность управлять эмоциями и настроением, особенно умение найти им адекватное объяснение и реалистическое выражение. Высокие оценки обнаруживаются у лиц эмоционально зрелых, уверенных в себе, не поддающихся случайным колебаниям настроения. Низкие оценки бывают у людей, которые не способны контролировать эмоции и импульсивные влечения и выразить их в социально-допустимой форме. Внешне это проявляется как плохой эмоциональный контроль, отсутствие чувства ответственности, уклонение от реальности.
Полный перечень факторов, измеряемых «Ш. л. ф.» о., следующий:
Буквеный индекс | Техническое и бытовое название факторов | |
Положительный полюс | Отрицательный полюс | |
А | Аффектотимия (сердечность, доброта) | Сизотимия (обособленность, отчужденность) |
В | Высокий интеллект (умный) | Низкий интеллект (глупый) |
С | Сила «Я» (эмоциональная устойчивость) | Слабость «Я» (эмоциональная неустойчивость) |
Е | Доминантность (настойчивость, напористость) | Конформность (покорность, зависимость) |
F | Сургенсия (беспечность) | Десургенсия (озабоченность) |
С | Сила «Сверх-Я» (высокая совестливость) | Слабость «Сверх-Я» (недобросовестность) |
н | Пармия (смелость) | Тректия (робость) |
I | Премсия (мягкосердечность, нежность) | Харрия (суровость, жестокость) |
L | Протенсия (подозрительность) | Алаксия (доверчивость) |
М | Аутия (мечтательность) | Праксерния (практичность) |
N | Искусственность (проницательность, расчетливость) | Безыскусственность (наивность, простота) |
0 | Гипотимия (склонность к чувству вины) | Гипертимия (самоуверенность) |
Q1 | Радикализм (гибкость) | Консерватизм (ригидность) |
Q2 | Самодостаточность (самостоятельность) | Социабельность (зависимость от группы) |
Q3 | Контроль желаний (высокий самоконтроль поведения) | Импульсивность (низкий самоконтроль поведения) |
Q4 | Фрустрированность (напряженность) | Нефрустрированность (расслабленность) |
Рассмотренные выше факторы — первого порядка. В итоге их дальнейшей факторизации были выделены более общие факторы второго порядка. Р. Кэттелл неоднократно «извлекал» вторичные факторы из корреляций между первичными. В разных работах автора представлено от четырех до восьми вторичных факторов.
Наиболее важными из них являются «эксвия—инвия» и «тревожность—приспособленность» (см. Айзенка личностные опросники). Эти факторы описываются следующим образом:
Предпринимались попытки получения факторов третьего порядка, однако практического значения результаты не имеют (рис. 79).
Рис. 79. Исследовательская стратегия, использованная при разработке «Шестнадцать личностных факторов» опросника
Подход Р. Кэттелла к исследованию личности достаточно уязвим. Отметим лишь наиболее слабые «точки». Прежде всего это выраженный эмпиризм, пренебрежение какими-либо исходными теоретическими положениями о содержании и количестве определяемых черт личности. При избранной автором технике сбора данных ничего не известно о функциональных связях между переменными; эти связи выражаются лишь в виде корреляций — меры степени линейной зависимости между переменными. Не удалось верифицировать и исходную гипотезу об идентичности структурных элементов в факторах, выделенных на основе L-данных и тех, которые выделены на основе Q-данных. В факторах, выделенных из L-данных, обнаруживаются те, которым нет соответствия в факторах, выделенных из Q-данных, и наоборот. Исключительно низки интеркорреляции переменных, якобы характеризующих один и тот же фактор, но полученных из разных источников (L- и Q-данные). Сказанное позволяет сделать вывод о том, что Р. Кэттелл принял факторный анализ за гораздо более эффективный инструмент познания личности, чем он фактически является.
Коэффициент надежности шкал-факторов «Ш. л. ф.» о., определенный путем расщепления, находится в пределах 0,71-0,91. Коэффициент надежности ретестовой через двухнедельный промежуток — 0,36-0,73. Автор также сообщает о достаточно высокой валидности опросника.
Р. Кэттеллом и его сотр., помимо двух основных форм «Ш. л. ф.» о. (А и В), разработаны формы С, D и Е. Формы С и D сокращенные, по 105 заданий, и предназначены для лиц, имеющих более низкий уровень образования. Форма Е используется для обследования тех, кто малограмотен (в 1985 г. опубликованы нормы для заключенных, культурно неприспособленных и т. п. лиц). Б. Брианом в 1987 г. на основе формы Е предложен компьютерный (см. Тесты компьютерные) «Профессионально-личностный отчет» (Vocational Personality Report), предназначенный для использовании в консультациях по выбору работы и службах планирования для малограмотных. Известны варианты опросника для детей и подростков. Существует специальное «патологическое» дополнение к «Ш. л. ф.» о., которое состоит из 12 клинических факторов-шкал. Возможно групповое обследование. Опросник нашел достаточно широкое распространение в психодиагностических исследованиях стран СНГ. Однако адаптация «Ш.л. ф.» о. не завершена, несмотря на проведенную проверку соответствия зарубежных и отечественных нормативных данных. Анализ воспроизводимости факторов опросника на русскоязычных выборках (Ю. М. Забродин с соавт., 1987) показывает, что нельзя считать гомогенными факторы А, С, I, L, M, N, Q1, Q2 (от одной четверти до одной трети вопросов отечественного варианта «Ш. л. ф.» о. не коррелируют значимо с соответствующим фактором). Это требует переформулирования вопросов (утверждений) или отказа от диагностических категорий Р. Кэттелла.
В 1990 г. В. М. Русаловым и О. В. Гусевой на основе выделенных гомогенных шкал предложен сокращенный вариант опросника под названием 8 PF (70 вопросов).
ШКАЛА ВЕРБАЛЬНАЯ —форма фиксации данных в шкалах измерительных,, опирающаяся на набор суждений о наличии или степени выраженности изучаемого признака. Такие суждения могут быть представлены в виде полярных определений (свернутая Ш. в.), напр.: лабильность—ригидность; активность— пассивность; общительность—замкнутость (см. Семантический дифференциал). Развернутая Ш. в. включает определения степени выраженности признаков, напр.: результат операции — отличный (хороший), удовлетворительный (слабоудовлетворительный), неудовлетворительный. Другим примером может послужить шкалирование ответа на пункт опросника:
— Обведите кружком номер ответа, который в наибольшей степени соответствует Вашему мнению.
— Многие готовы совершить неприглядный поступок, если уверены, что их не ожидает ответственность.
1. Целиком совпадает с моим мнением.
2. В общем согласен с этим суждением.
4. Вряд ли с этим можно согласиться.
5. Совершенно не согласен.
Ш. в. могут быть монополярными и биполярными (см. Шкалы измерительные).
Критерии Ш. в. не всегда однозначно интерпретируются испытуемыми, принадлежащими даже к группам, сходным по возрастным, половым, социокультурным и другим признакам. Такая неопределенность понимания и истолкования затрудняет применение Ш. в. в качестве точного психометрического инструмента. Результаты Ш. в. неустойчивы во времени, поэтому в чистом виде такие шкалы применяются редко. Психологические закономерности, действующие при использовании Ш. в., аналогичны с появляющимися при ответе на вопросы опросника личностного.
Недостатки Ш. в. могут быть уменьшены за счет использования определенных приемов оптимального построения пунктов шкалы, а именно:
1. Необходимость согласования суждений с особенностями объекта. Напр., оценивая память, лучше пользоваться понятиями «хорошая—плохая» или «высокий уровень развития—низкий уровень развития», чем «сильная—слабая», «высокая развитость—низкая развитость».
2. Четкость вербальных обозначений шкал (полюсов и промежуточных градаций); как можно меньше неточности, расплывчатости, двусмысленности в суждениях и понятиях. Напр.: «сильный—слабый» лучше, чем «очень сильный—очень слабый» или «значительный—незначительный».
3. Вербальные обозначения не должны пересекаться, чтобы в одном понятии не содержалась часть другого.
4. Вербальные обозначения не должны содержать оценок, напр.: «очень известный—малоизвестный».
5. Вербальные обозначения должны четко указывать на один признак, а не на ряд свойств объекта. Напр., неудачной является шкала с полюсами: «желание учиться — нежелание учиться». Лучше разбить ее на несколько однозначных шкал: «интерес к учебе, трудолюбие в освоении предметов, успешность учебы».
Для Ш. в. желательна небольшая длина (от двух до девяти градаций-суждений).
ШКАЛА ГРАФИЧЕСКАЯ —форма фиксации данных по шкалам измерительным при помощи наглядного отображения развития признака в виде непрерывной линии или определенной фигуры. Графические способы отображения измеряемых признаков обычно используются в комплексе со шкалой вербальной и (или) со шкалой числовой.
Ш. г. могут быть горизонтальными и вертикальными. Примером горизонтальной Ш. г. может явиться группа заданий методики исследования самооценки (САН):
Здоровый | 3 2 1 0 1 2 3 | Больной |
Свежий | 3 2 1 0 1 2 3 | Усталый |
Выносливый | 3 2 1 0 1 2 3 | Истощенный |
Бодрый | 3 2 1 0 1 2 3 | Вялый |
Напряженный | 3 2 1 0 1 2 3 | Расслабленный |
Инструкция испытуемому: «Точку, соответствующую степени проявления данного качества у Вас, обозначьте на шкале вертикальной черточкой. Не обязательно ставить отметку на месте одной из цифр. В Вашем распоряжении вся шкала. Цифры на шкалах означают следующее: 0 — поровну одного и другого качества; 1 — качество проявляется редко; 2 — качество заметно, проявляется часто; 3 — качество выражено, проявляется всегда».
В данном примере горизонтальная Ш. г. применяется в сочетании с вербальной и числовой.
Пример вертикальной Ш. г. приведен на рис. 80. Благодаря непрерывности Ш. г. появляется возможность получать более дробные, дифференцированные оценки измеряемых показателей по сравнению с чисто числовыми шкалами. Применение такого типа фиксации данных удобно для испытуемых, облегчает задачу выбора оценки, что субъективно более сложно в случае необходимости указания точного числового значения или градации. Особенно полезно применение такого типа шкалирования в методиках, предназначенных для обследования испытуемых детского возраста. Эмпирически установлен оптимальный диапазон длины шкалы (8-18 см). Короткая Ш. г. не всегда позволяет вместить индивидуальный масштаб оценок, в то же время слишком длинная шкала ослабляет впечатление континуальности оценок.
Оценитв эффективность работы вашей бригады (участка), обведя кружком соответствующий уровень
Рис. 80. Пример задачи, оформленной в графической шкале
ШКАЛА СБАЛАНСИРОВАННАЯ-опросник, построенный таким образом, что количество утверждений или вопросов с положительными «ключевыми» ответами («да», «согласен») примерно соответствует числу таковых с отрицательными «ключевыми» ответами («нет», «не согласен»). Ш. с. разрабатывается с целью минимизации влияния установки на утвердительные (отрицательные) ответы (см. Установки на ответ).
ШКАЛА ЧИСЛОВАЯ —форма фиксации данных в шкалах измерительных посредством их числовых значений. Ш. ч. представляют собой ограниченное множество последовательных чисел. Этот вид шкал наиболее удобен для последующего учета результатов и статистической обработки данных исследования.
Для испытуемого оценивание и формулировка ответов по Ш. ч. представляются субъективно более сложной задачей, чем по шкале вербальной и шкале графической. Поэтому в чистом виде Ш. ч. почти не применяется. Она, как правило, объединяется с вербальными и графическими шкалами. В любом случае Ш. ч. требует пояснений в вербальной форме относительно числовых градаций или обозначения полюсов шкалы. Пример:
— Оцените успешность усвоения математики в Вашем классе по пятибалльной шкале.
Примером смешанного вербально-числового оценивания может служить организация тестового материала Бекмана— Рихтера личностного опросника:
Мне кажется, что по характеру я скорее несдержан. | 3 2 1 0 1 2 3 | . скорее выдержан |
Рассматриваемый тип шкалирования распространен в методиках исследования самооценки, построенных по принципу семантического дифференциала, тестах интересов, опросниках, анкетах и некоторых др. Числовые формы представления результатов тесно связаны с оценками шкальными в стандартизированных числовых шкалах. В этом аспекте Ш. ч. — наиболее важный и распространенный способ оценивания результатов психометрических тестов.
ШКАЛИРОВАНИЕ(англ, scaling — определение масштаба, единицы измерения) — метод моделирования явлений с помощью числовых систем. Способ организации в шкалах измерительных данных эмпирических, экспериментальных, тестовых исследований, анализа объективной информации.
Процесс Ш. состоит в конструировании шкалы по определенным правилам и включает два этапа. На первом из них — этапе сбора данных — проводится создание эмпирической системы проявлений исследуемых объектов и фиксация типов отношений между ними. Второй этап — анализ данных, в зависимости от результатов которого строится числовая система, составляющая основу одного из видов шкал (номинативной, интервальной, порядка или шкалы оценок) (см. Шкалы измерительные).
Существуют два типа задач, решаемых с помощью Ш.: 1) числовое отображение показателей распределения испытуемых внутри группы, характеристика выборки с последующей статистической обработкой (процедура, наиболее распространенная в практической психодиагностике и психометрии), напр, при получении и анализе экспертных оценок (см. Валидность критериальная); 2) отражение характеристик объекта путем установления их числовых отношений к какому-либо явлению. В первом случае применяется шкала оценок, во втором — шкала установок. Шкалы установок лежат в основе диагностики личности в исследованиях самооценки, выражении испытуемым субъективного отношения к чему-либо, в котором проецируются внутреннее содержание, мотивы, тенденции личности (см. Опросники личностные).
ШКАЛЫ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ(лат. scala — лестница) — форма фиксации совокупности признаков изучаемого объекта с упорядочиванием их в определенную числовую систему. Ш. и. представляют собой метрические системы, моделирующие исследуемый феномен путем замены прямых обозначений изучаемых объектов числовыми значениями и отображение пропорций континуального состава элементов объекта в соответствующих числах. Каждому элементу совокупности проявлений свойств изучаемого объекта соответствует определенный балл или шкальный индекс, количественно устанавливающий положение наблюдаемой единицы на шкале, которая охватывает всю совокупность или ее часть, существенную с т. з. задач исследования. Операция упорядочивания исходных эмпирических данных в шкальные носит название шкалирования.
Ш. и. являются главным средством сбора и анализа статистического материала как в прикладных, так и в теоретических исследованиях. Они различаются в зависимости от характера функции, лежащей в основе их построения. В качестве такой функции могут служить: сравнение по признаку убывания или возрастания, ранжирование, оценка интенсивности признака или оценка пропорциональных отношений между признаками.
Наиболее общая классификация Ш. и. предложена С. Стивенсом. В ее основу положен признак метрической детерминированности. Согласно этому признаку, шкалы делятся на метрические (интервальные и шкалы отношений) и неметрические (номинативные, шкалы порядка).
Номинативные шкалы(шкалы наименований) устанавливают соответствие признака тому или иному классу. Объекты объединяют в классы на основании какого-либо общего свойства (классы эквивалентности) либо символа (обозначения). Не обязательно, чтобы между выявленными классами существовала внутренняя взаимосвязь. Само название «шкала наименований» указывает на то, что значения по шкале играют роль лишь названий классов.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет