как отразить простой автотранспорта в бухгалтерском учете
Как выставить счет за простой автотранспорта
Правовое регулирование вопроса
Нормы законодательного регулирования в части задержек автотранспорта установлены в нескольких законодательных актах. В частности, статья 794 ГК РФ устанавливает право перевозчика привлечь грузоотправителя к ответственности.
Причинами взысканий могут стать задержки грузов, неиспользование поданного транспорта по иным причинам. Нормативы и порядок взыскания определяются в индивидуальном порядке, в соответствии с уставами и кодексами компаний, и по соглашению сторон, в соответствии с договорами и контрактами.
Помимо ГК РФ, вопрос урегулирован и в Федеральном законе № 259-ФЗ от 08.11.2007. П. 4 ст. 35 закона устанавливает юридическую ответственность как грузоотправителя, так и грузополучателя.
Понятие и нормы простоя
Простой транспортного средства можно охарактеризовать следующими признаками:
Регламентированные нормы неустоек закреплены в п. 4 ст. 35 закона № 259-ФЗ. За простой при городском и пригородном сообщении штраф взимается в размере 5% от провозной платы. При междугородном сообщении — 1% от среднесуточной провозной платы, если иное не предусмотрено условиями контракта.
Если срок поставки в договоре не обозначен, то задержку рассчитывают по ст. 63 Правил перевозки грузов. В соответствии с ними, каждые 300 километров приравниваются к одним суткам простоя.
Основания для взыскания штрафов
Прежде чем говорить о сумме штрафа, необходимо обозначить ответственных лиц. Это намного проще, если условия закреплены в договоре. Но не всегда стороны оговаривают нормативы ответственности за задержку транспортных средств.
Что с кого удерживать: кому, какие штрафы положены?
Сторона, ответственная за нарушение
Груз не предъявлен для перевозки
Ответственность налагается на грузоотправителя
П. 4, 5 ст. 10 и п. 1 ст. 35 закона № 259-ФЗ
Отсутствие отметок, указаний и мер предосторожности к перевозке груза в транспортной накладной
Штрафные санкции предусмотрены для грузоотправителя
П. 3 ст. 35 закона № 259-ФЗ
Простой автомобиля под погрузкой, выгрузкой
За загрузку товаров, продукции, грузов отвечает грузоотправитель
П. 4 и 5 ст. 35 закона № 259-ФЗ
За разгрузку несет ответственность грузополучатель
Нельзя взыскать неустойку, если задержка спровоцирована из-за обстоятельств, не зависящих от сторон. Например, возникли обстоятельства непреодолимой силы: были введены ограничения или запрет движения транспортных средств.
Пример расчета штрафа
Порядок, как рассчитывается неустойка за простой автотранспорта, можно сформулировать в виде трех шагов:
Отметим, что суды занимают иную позицию и считают, что НДС с неустойки начислять не нужно (Постановления Арбитражного суда Поволжского округа от 01.12.2014 № Ф06-17838/2013, ФАС Московского округа от 25.04.2012 № А40-71490/11-107-305). Но ФНС не принимает доводы к учету, и придется оспаривать свою позицию через суд.
Итак, третьим пунктом алгоритма будет начисление НДС:
15 000 × 20% = 3000 рублей.
Документальное оформление простоя
Фактическая задержка транспорта при перевозках отражается в транспортных накладных, путевых листах и иной сопроводительной документации. Следовательно, дополнительной документации не требуется. Период задержки будет отражен в первичке. И этой информации достаточно для расчета и выставления штрафа.
По условиям договора между сторонами перевозки может быть оформлен специальный акт о простое. Унифицированной формы документа не предусмотрено. Но компании могут определить форму в качестве приложения к договору. В таком случае следует оформлять только утвержденный бланк. В остальных случаях допускается оформить акт в произвольной форме.
Специальных требований к формуляру нет. В акте раскройте следующую информацию:
Акт должен быть подписан обеими сторонами. То есть документ подписывает представитель грузоотправителя и грузополучателя.
Образец акта
Как выставить счет
С основанием и расчетом неустойки разобрались. Теперь определим, как выставить счет за простой автотранспорта. Используйте унифицированные формы счета либо иные формуляры, утвержденные в учетной политике компании. Обязательно отразите в документе:
Счет должен подписать руководитель и главбух. Подробная инструкция — в отдельной статье: «Как без ошибок составить счет на оплату».
Образец счета
Бухгалтерский учет
Отразите в бухгалтерском учете следующие проводки по начислению неустойки за простой транспорта:
Признана претензия на неустойку за задержку транспортного средства от контрагента
Какими проводками отражаются транспортные расходы?
Понятие и виды транспортных расходов
Большинство компаний, занятых производственной или торговой деятельностью, пользуются услугами транспортных компаний или имеют собственный автопарк. При покупке активов организация также несет другие сопутствующие издержки, которые вместе с затратами на доставку образуют транспортно-заготовительные расходы (ТЗР).
Согласно новому ФСБУ 5/2019 (применяется с 2021 года) затраты на заготовку и доставку запасов до места их потребления (продажи, использования) должны включаться в фактическую себестоимость запасов.
Новый ФСБУ 5/2019 «Запасы» существенно скорректировал некоторые учетные правила. Посмотреть, что изменилось, вы можете в аналитическом Обзоре от КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к К+ бесплатно и переходите в материал.
Какие именно расходы включать в ТЗР, ФСБУ 5/2019 не раскрывает. Поэтому каждая компания должна разработать свой собственный перечень таких затрат и утвердить его в учетной политике. А поскольку новый стандарт по этому поводу немногословен, ориентироваться при разработке перечня можно на действовавшие до 2021 года ПБУ 5/01 (утв. приказом Минфина от 09.06.2001 № 44н) и Методички по учету МПЗ (утв. приказом Минфина от 28.12.2001 № 119н). В частности, к затратам, связанным с заготовкой и доставкой МПЗ до места их использования, эти НПА относили:
Также при составлении перечня можно использовать Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (утв. приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст). В классификаторе есть раздел «Транспортировка и хранение», в нем приводится список транспортных услуг, на который можно ориентироваться.
Следует учесть, что для бухучета большое значение имеет вид ТЗР. А именно:
Отметим особенности бухучета для каждого вида.
ТЗР при покупке материалов
Выше мы уже сказали, что ТЗР включаются в фактическую стоимость материалов.
Важно! Разъяснения от КонсультантПлюс
Расходы на доставку материалов и других запасов в организацию включают в состав ТЗР, если они оплачиваются отдельно от договорной цены приобретаемых запасов. Их учитывают одним из способов: непосредственно в фактической себестоимости запасов, в составе отклонений или, если организация торговая, в расходах на продажу.
Расходы на доставку запасов покупателям в состав ТЗР не включают. Их учитывают как расходы на продажу на счете 44 «Расходы на продажу».
Подробнее о том, какими способами можно учитывать заготовительно-складские расходы, читайте в К+. Пробный доступ бесплатен.
Для целей бухучета компания должна выбрать один из указанных ниже способов и внести его в учетную политику предприятия.
Кроме упомянутого 15-го счета при данном способе и при применении учетных цен используется и 16-й счет «Отклонение в стоимости материальных ценностей». Учетные цены могут быть взяты из следующих категорий:
Для того чтобы показать, какие записи делаются при приходе и списании материалов, составим следующую таблицу:
Записываем стоимость полученных материалов на основании поступивших первичных документов от партнера (по ценам приобретения)
Записываем ТЗР на основании полученных от поставщика первичных документов (п. 85 методических указаний)
Приходуем материалы, используя учетные цены
Списываем сумму, образовавшуюся в виде положительной разницы между фактической ценой и учетной
Если образовалась отрицательная разница, то запись будет обратная
Делаем запись по списанию материалов в производство, используя учетную цену
Записываем разницу между фактической и учетной стоимостью переданных покупателю МПЗ, если эта разница положительна. В противном случае аналогичная проводка сторнируется.
При формировании приведенной таблицы были использованы, кроме уже описываемых, следующие счета:
Формулы, по которым ведется расчет процента списания ценовых отклонений, таковы:
К = (Откл0 + Откл1) / (М0 + М1) × 100,
К — размер отклонения в процентах;
Откл0 — размер отклонения в начале месяца (остаток);
Откл1 — размер отклонения, накопленного в течение месяца;
М0 — объем материалов в начале месяца в учетных ценах;
М1 — объем поступивших материалов в течение месяца в учетных ценах.
Откл2 — размер отклонений, которые можно списать на расходы;
М2 — объем материалов в учетных ценах, который списан на расходы.
Для таких обстоятельств приведем следующую табличную форму по записям:
Отражаем стоимость материалов по ценам приобретения на основании первичных документов от партнера
Отражаем ТЗР на основании первичных документов от партнера (п. 85 методических указаний)
Списываем материалы в производство
Списываем ТЗР пропорционально стоимости материалов, образовавшееся в конце месяца
Указанные выше формулы могут применяться и в этом случае. При этом выбранный расчетный метод следует утвердить в учетной политике.
Данный способ доступен лишь тем компаниям, у которых перечень используемых материалов невелик и есть группы материалов, которые занимают превалирующий объем в общем их количестве. Иначе говоря, если ТЗР приходятся на такие запасы, то такие расходы войдут в стоимость единицы материала.
Также информацию по учету материалов ищите в статье «Бухгалтерские проводки по учету материалов».
Как учитывать транспортные расходы в налоговом учете, смотрите в КонсультантПлюс. Получите бесплатный пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение.
ТЗР при покупке товаров
Когда ведется закупка товаров, соответствующие случаю транспортные расходы могут учитываться тоже разными способами, которые зависят от того, какой деятельностью занимается компания.
Так, торговым компаниям, разрешается выбрать способ учета из следующего перечня:
Если для учета товаров используют 15-й счет «Заготовление и приобретение материальных ценностей», то запись будет такова: Дт 15 Кт 60.
По окончании месяца обусловленные продажей расходы можно списать на себестоимость. Запись при этом будет такова: Дт 90, субсчет «Расходы на продажу» Кт 44.
Выбранный способ учета следует обязательно внести в учетную политику предприятия.
В приведенных выше записях в дополнение к уже упоминавшимся приведены следующие счета:
Если используется частичное списание, то в учетную политику надо будет внести метод, который будет применять компания при разделении ТЗР между реализованными товарами и теми, которые остались храниться на складе. Нормативные акты не содержат рекомендаций, какой метод выбирать в разных обстоятельствах. То есть компании вольны его выбирать сами.
Однако можно сориентироваться с помощью формулы, приведенной в ст. 320 НК РФ:
К = (ТР0 + ТР1) / (Т1 + Т2) × 100,
К — средний процент ТЗР, которые пришлись на товарные остатки на конец месяца;
ТР0 — затраты на транспорт, которые соответствуют нереализованным товарным остаткам на начало месяца;
ТР1 — затраты на транспорт, понесенные в текущем месяце;
Т1 — стоимость товаров, которые уже куплены и проданы в текущем месяце;
Т2 — стоимость товаров, которые куплены, но не проданы на конец месяца.
ТР2 — затраты на транспорт, которые пришлись на нереализованные товарные остатки на конец месяца;
Т2 — стоимость товаров, которые уже приобретены, но не проданы на конец месяца.
Неторговые организации вправе учесть транспортные расходы в качестве расходов на реализацию. Неторговыми организациями следует считать те компании, которые кроме торговых операций осуществляют другие виды экономической деятельности.
Транспортные расходы при продаже товаров или готовой продукции
Возможны следующие варианты учета расходов на доставку:
Такой вариант чаще всего имеет место, когда товар по договору доставляется поставщиком до склада покупателя и в первичных документах цена доставки не выделяется отдельно.
Транспортные затраты в приведенных обстоятельствах — это расходы на продажу. Запись соответствующей транзакции в бухучете будет такова: Дт 44 Кт 60, 76.
Такие расходы в конце месяца следует списать на себестоимость в полной мере. Запись будет такова: Дт 90, субсчет «Расходы на продажу» Кт44.
Если в договоре на приобретение товара цена доставки выделена, это означает, что поставщик намерен получить оплату за доставку отдельно. В таком случае имеет место выручка за транспортные услуги. Затраты, связанные с доставкой, надо отразить следующей записью: Дт 23 Кт 02, 10, 70, 69.
Последующее списание расходов: Дт 90, субсчет «Себестоимость транспортных услуг» Кт 23.
Итоги
Организация для учета транспортных расходов должна использовать тот способ, который оптимально соответствует ее виду деятельности. Он закрепляется в учетной политике, и продуманный выбор поможет до минимума сократить время, затрачиваемое на расчеты разниц между бухгалтерским и налоговым учетом.
Постановка на учет автомобиля в бухгалтерском учете
Классификация и оценка автомобилей
Исходя из положений ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утвержденного приказом Минфина РФ от 30.03.2001 № 26н, автомобиль относится к основным средствам (ОС). Исключением являются автомобили, приобретенные для перепродажи (тогда они являются товаром) и автомобили, произведенные на предприятии (тогда они учитываются как готовые изделия).
О том, какое имущество относится к основным средствам предприятия, узнайте здесь.
Для учетных целей автомобили как ОС подразделяются по следующим признакам:
Перед тем как оприходовать поступивший автомобиль на счете 01 «Основные средства», все сопутствующие затраты бухгалтер аккумулирует на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». Накопленные на счете 08 затраты бухгалтер списывает в дебет счета 01 при приведении автомобиля в состояние, в котором его можно использовать.
К учету данный вид имущества принимается по первоначальной стоимости. Она определяется в момент ввода в эксплуатацию и остается неизменной на протяжении всего периода нахождения на предприятии.
В зависимости от источника поступления автомобиля первоначальной его стоимостью будет являться:
ООО «Фортуна» приобрело в автосалоне новую машину марки Ford стоимостью 1 200 000 руб. без НДС
Государственная пошлина, уплаченная за регистрацию автомобиля, составила 2 000 руб.
Бухгалтер «Фортуны» оформил следующие проводки:
Участник ООО «Стиль» Борисов П. П. осуществил взнос в уставной капитал ООО автомобилем Volvo. В представленном Борисовым акте независимого оценщика автомобиль был оценен в 800 000 руб.
Бухгалтер предприятия выполнит следующие действия:
Для определения рыночной цены передаваемого объекта можно воспользоваться информацией, содержащейся в СМИ, данными органов статистики, организаций-изготовителей, ценами, определенными в экспертных заключениях.
ООО «Солнышко» по договору дарения получило от единственного участника автомобиль LADA Granta стоимостью 250 000 руб.
В автосервисе был произведен ремонт LADA Granta на сумму 52 000 руб.
Государственная пошлина составила 2 500 руб.
Бухгалтер ООО ввел автомобиль в эксплуатацию в следующем порядке:
При невозможности установления стоимости ценностей она определяется по аналогии с тождественными (п. 11 ПБУ 6/01).
ООО «Альфа» отгрузило ООО «Станин» бытовую технику на сумму 1 416 000 руб., в том числе НДС — 216 000 руб.
Согласно договору мены «Станин» в оплату поставленной бытовой техники передал «Альфе» автомобиль Nissan.
Эти операции бухгалтер «Альфы» отразит так:
Как отразить в бухгалтерском учете покупку автомобиля у организации или физического лица, детально разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и бесплатно переходите в Готовое решение.
Документальное оформление и аналитический учет поступления автомобиля
Срок полезного использования автомобиля в месяцах определяется на основании классификатора ОС.
С классификатором ОС можно ознакомиться здесь.
При поступлении автомобиля на предприятие за ним закрепляется инвентарный номер, который остается неизменным на протяжении всего срока службы автомобиля на данном предприятии. При последующем выбытии автомобиля этот номер для учета других ОС использованию не подлежит.
Поступление автомобиля оформляется актом приемки-передачи ОС-1 или самостоятельно разработанной и утвержденной формой. Акт составляется на каждый автомобиль с обязательным приложением технической документации.
Учет автомобилей на предприятии должен быть осуществлен в аналитике по каждой классификационной группе, по месту нахождения и по источникам приобретения. Данный порядок учета обеспечивается данными, содержащимися на карточках, открываемых для каждого инвентарного объекта, и синтетическим учетом по счету 01. Типовой формой карточки является форма ОС-6.
Предприятиям, имеющим небольшое количество ОС, разрешается вести их учет в инвентарной книге по местам учета и классификационным группам.
Примеры заполнения первичных документов по поступлению ОС см. в Типовой ситуации от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Итоги
При постановке на учет автомобиля необходимо особо уделять внимание правильному формированию его стоимости и документальному оформлению.
Правила ведения бухучета в транспортной компании (нюансы)
Чем примечательна деятельность по перевозкам
Транспортную компанию отличает следующее:
ВАЖНО! С 01.01.2021 режим ЕНВД на территории России отменен.
Об оформлении путевых листов подробнее читайте в материалах:
Эксперты «КонсультантПлюс» в Путеводителе по сделкам собрали основные операции у грузоперевозчика и разъяснили, как правильно выстроить учет в такой фирме.Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Бухгалтерский учет услуг по перевозкам: особенности
Деятельность транспортной компании расценивается как оказание услуг и подчиняется общим правилам их документального оформления и отражения в бухучете. Однако в зависимости от особенностей предоставления услуг, включенных в договор, они могут иметь такие разновидности:
Дт 20 Кт 10, 60, 69, 70,
Дт 26 Кт 02, 04, 10, 60, 68, 69, 70, 71, 76,
Дт 44 Кт 10, 60, 69, 70;
Об особенностях обложения услуг по перевозкам НДС читайте в статье «Какой порядок обложения НДС транспортных услуг».
Специфика затрат при перевозках
При учете затрат, связанных с перевозками, внимания заслуживают следующие вещи:
О забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства» расскажем в этой статье.
Как рассчитать транспортный налог, узнайте по ссылке.
Что делать, если с расчетом налоговой вы не согласны, описано в типовой ситуации от КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к справочно-правовой системе К+, чтобы узнать все подробности данной процедуры.
Порядок учета и списания ГСМ см. здесь.
Нюансы медосмотров для работников транспортной компании узнайте из материала «Предрейсовый медицинский осмотр водителей».
Итоги
Бухучет в транспортной компании отличается рядом особенностей, обусловленных спецификой осуществляемой деятельности. Эта специфика влияет не только на учет доходов и расходов, но и на налогообложение.
Департамент общего аудита по вопросу учета оплаты простоя
Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_banki
Согласно договора ООО обязуется организовать и выполнить услуги по перевозке контейнеров по ЖД.
Согласно приложения к договору, где обозначена стоимость приемки и раскредитовки контейнеров по станциям, оговаривается норматив за пользование контейнеровозом и оплата за сверхнормативный простой контейнеровоза (автомобиля).
В документах нам выставляют услугу, как «работа автомобиля сверх норматива» (см. вложение счет-фактура).
Как расценивать данную услугу: как штрафные санкции или как наши сопутствующие расходы по договору? Какие проводки нужно сделать в бухгалтерском учете?
Как следует из представленных документов, перевозка связана была с отгрузкой Организацией товара. Поскольку у нас отсутствует иная информация, то при ответе мы будем исходить из того, что отгрузка производилась в связи с реализацией товара, а перевозка осуществлена за счет Организации.
Рассмотрим, чем является с точки зрения гражданского законодательства оплата простоя автомобиля.
В соответствии с пунктом 1 статьи 784 ГК РФ перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.
По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (пункт 1 статьи 785 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 791 ГК РФ перевозчик обязан подать отправителю груза под погрузку в срок, установленный принятой от него заявкой (заказом), договором перевозки или договором об организации перевозок, исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза.
Погрузка (выгрузка) груза, осуществляемая силами и средствами отправителя (получателя) груза, должна производиться в сроки, предусмотренные договором, если такие сроки не установлены транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами (пункт 3 статьи 791 ГК РФ).
При этом статьей 794 ГК РФ предусмотрена ответственность отправителя за неиспользование предоставленных под перевозку транспортных средств.
В соответствии с пунктом 1 указанной статьи отправитель за непредъявление груза либо неиспользование поданных транспортных средств по иным причинам несут ответственность, установленную транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
В настоящее время права и обязанности сторон, возникающие при автомобильных перевозках, регулируются Уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта.
Согласно пункту 4 статьи 35 Устава за задержку (простой) транспортных средств, поданных под погрузку, выгрузку, соответственно грузоотправитель, грузополучатель уплачивают за каждый полный час задержки (простоя) штраф в размере, установленном договором перевозки груза, а в случае, если размер указанного штрафа в договоре перевозки груза не установлен, в размере:
1) пяти процентов провозной платы при перевозке в городском или пригородном сообщении;
2) одного процента среднесуточной провозной платы при перевозке в междугородном сообщении, определенной в соответствии с установленным договором сроком выполнения соответствующей перевозки.
Таким образом, плата за простой является штрафной санкцией, то есть мерой ответственности за нарушение условий договора.
Вместе с этим, существует и иная точка зрения, согласно которой, простой можно рассматривать как стоимость услуги по перевозке, так как простой неотделимая часть перевозки, оплачиваемая по отдельному тарифу.
Рассмотрим оба варианта.
Если рассматривать простой как штраф за нарушение условий договора (времени погрузки/разгрузки), то такие расходы должны квалифицироваться как прочие согласно пункту 11 ПБУ 10/99[1].
Согласно Инструкции по применению Плана счетов счет 91 предназначен для обобщения информации о прочих доходах и расходах отчетного периода.
По дебету счета 91 в течение отчетного периода находят отражение прочие расходы, в том числе штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, уплаченные или признанные к уплате.
В связи с этим, по нашему мнению, отражение выставленных штрафных санкций за простой в бухгалтерском учете Организации отражается следующими проводками:
Д-т 68 К-т 19- принят к вычету НДС.
Простой как часть услуги перевозки.
Если рассматривать простой как часть услуги перевозки, оплачиваемой по отдельному дополнительному тарифу, то, соответственно, оплата простоя не может быть квалифицирована как штрафная санкция.
В таком случае, простой представляет собой часть стоимости услуги перевозки.
В соответствии с Планом счетов счет 44 «Расходы на продажу» предназначен для обобщения информации о расходах, связанных с продажей продукции, товаров, работ, услуг.
При этом в организациях, осуществляющих торговую деятельность, на счете 44 «Расходы на продажу» могут быть отражены, в частности, расходы на перевозку товаров.
По дебету счета 44 «Расходы на продажу» накапливаются суммы произведенных организацией расходов, связанных с продажей продукции, товаров, работ, услуг. Эти суммы списываются полностью или частично в дебет счета 90 «Продажи».
При частичном списании подлежат распределению в организациях, осуществляющих торговую деятельность расходы на транспортировку (между проданным товаром и остатком товара на конец каждого месяца).
Поскольку транспортные расходы по доставке товара до покупателя к остатку товара на конец месяца отношения не имеют, считаем, что частичное списание допускается в отношении транспортных расходов, осуществленных при приобретении, а не при продаже соответствующих товаров.
Данный вывод следует из пункта 13 ПБУ 5/01, согласно которому организация, осуществляющая торговую деятельность, может затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз), производимые до момента их передачи в продажу, включать в состав расходов на продажу.
Тем не менее, расходы по транспортировке товара до покупателя связаны с продажей соответствующих товаров.
В соответствии с Планом счетов все остальные расходы, связанные с продажей продукции, товаров, работ, услуг ежемесячно относятся на себестоимость проданной продукции (товаров, работ, услуг).
Соответственно, считаем, что затраты по доставке товара до покупателя у организации-поставщика учитываются в составе расходов на продажу с ежемесячным списанием в полной сумме на себестоимость проданных товаров проводкой: Дт 90 Кт 44.
Учитывая вышесказанное, по нашему мнению, отражение выставленных штрафных санкций за простой в бухгалтерском учете Организации должны отражаться следующим образом:
Дт 44 Кт 76.5 – оприходованы услуги по доставки товаров покупателю, в том числе, штраф за простой;
Д-т 19 К-т 76.5 – учет, предъявленный НДС;
Д-т 68 К-т 19 – принят к вычету НДС.
Рассматривая вопрос учета простоя, необходимо отметить существующие риски в отношении вычета НДС, относящегося стоимости простоя, связанные с неоднозначной квалификации простоя.
Так, по мнению, Минфина РФ, оплата простоя это штрафные санкции, связанные с оказанием услуг перевозки, в связи с чем должен применяться пункт 1 статьи 162 НК РФ.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ налоговая база по НДС увеличивается на суммы, связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Письмо Минфина РФ от 01.04.14 № 03-08-05/14440:
По нашему мнению, суммы штрафа за простой, полученные налогоплательщиком, оказывающим услуги по перевозке грузов, за сверхнормативный простой транспортных средств, следует относить к суммам, связанным с оплатой данных услуг.
Таким образом, указанные суммы подлежат включению в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость».
Письмо Минфина РФ от 09.10.12 № 03-07-08/280:
«Что касается вопроса о применении налога на добавленную стоимость в отношении денежных средств, получаемых российскими организациями в связи с простоем вагонов перед их возвратом, то в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 162 Кодекса налоговая база по указанному налогу определяется с учетом сумм, полученных за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
По нашему мнению, денежные средства, получаемые российскими организациями, не являющимися перевозчиками на железнодорожном транспорте, в связи с простоем вагонов перед их возвратом в порожнем состоянии с территории иностранного государства на территорию Российской Федерации, являются суммами, связанными с оплатой услуг по возврату порожних вагонов, и подлежат налогообложению также по ставке в размере 18 процентов».
Письмо Минфина РФ от 10.06.11 № 03-07-11/164:
По нашему мнению, суммы демереджа, полученные налогоплательщиком, осуществляющим услуги по перевозке грузов, за сверхнормативный простой судов следует относить к суммам, связанным с оплатой данных услуг.
Таким образом, указанные суммы подлежат включению в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость. При этом в соответствии с п. 19 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914, получателем указанных средств в книге продаж регистрируются счета-фактуры, выписанные в одном экземпляре.»
Аналогичное мнение высказано в письме Минфина РФ от 28.04.09 № 03-07-11/120.
Таким образом, по мнению Минфина РФ, суммы простоя являются штрафными санкциями и увеличивают налоговую базу перевозчика. При этом сумма налога у перевозчика рассчитывается по ставке 18/118, и им составляется и регистрируется в книге продажа счет-фактура в единственном экземпляре.
Соответственно, сумма НДС с оплаты простоя покупателю услуг не выставляется.
Следует отметить, несмотря на то, что разъяснения основаны на Постановлении № 914 от 02.12.2000, из действующего на текущий момент Постановления от 26.12.11 № 1137 можно сделать аналогичный вывод.
Согласно Постановлению № 1137 налогоплательщик при получении сумм, указанных в статье 162 НК РФ, в журнале выставленных счетов-фактур регистрирует счет-фактуру, оформленные на указанные суммы. В свою очередь, в журнале полученных счетов-фактур данный счет-фактура не регистрируется (пункты 7, 9 Приложения № 3 Постановления № 1137).
Вместе с этим, арбитражные суды высказывают противоположную точку зрения, указывая на то, что суммы за простой являются неустойкой, поэтому не связаны с оплатой товара и поэтому не увеличивают налоговую базу по НДС на основании пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ (например, Постановления ФАС Московского округа от 25.04.2012 по делу N А40-71490/11-107-305Ю, ФАС Западно-Сибирского округа от 25.07.2011 по делу N А75-9034/2010, ФАС Северо-Западного округа от 21.04.2008 по делу N А13-5448/2007, ФАС Дальневосточного округа от 01.04.08 № Ф03-А51/08-1/850, ФАС Дальневосточного округа от 18.07.08 № Ф03-А51/08-1/2887).
Учитывая вышесказанное, можно предположить, что, если, по мнению контролирующих органов, сумма простоя это штраф, на который счет должен оформляться счет-фактура в единственном экземпляре, то вопрос правомерности принятия покупателем этого НДС к вычету, является спорным и может повлечь претензии налогового органа.
Несмотря на то, что официальные разъяснения по этому вопросу отсутствуют, имеющаяся арбитражная практика подтверждает данный риск.
При этом следует отметить, что, несмотря на сложившуюся спорную ситуацию, арбитражная практика в основном складывается в пользу налогоплательщиков.
При этом анализ арбитражной практики показывает, что арбитражные суды рассматривают оплату простоя не как штрафную санкцию, а как часть оплаты услуг (работы).
Например, Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 28.08.13 по делу № А11-8268/2012[2]:
«Из материалов дела усматривается и налоговым органом не отрицается, что расходы Общества по оплате транспортных и экспедиционных услуг в адрес закрытого акционерного общества «Евро Транс» связаны с реализацией Обществом товаров и направлены на получение дохода.
Из буквального толкования приведенного условия договора следует, что оплата сверхнормативного простоя является одной из составляющих платы за оказанные экспедитором услуги и не может быть квалифицирована как штрафная санкция, следовательно, вывод Инспекции об отсутствии оснований для применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, уплаченных в составе оплаты за сверхнормативные простои, не основан на нормах Налогового кодекса Российской Федерации».
Такой подход арбитражных судов к квалификации простоя, позволяет заказчику принимать к вычету НДС, относящийся к простою.
Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 13.05.13 по делу № А81-3491/2012:
Общество правомерно приняло к вычету НДС, предъявленный подрядчиками за простой. Время простоя оплачивалось не как отдельная хозяйственная операция, а как часть стоимости работ согласно договору, в выполнении которых возник такой простой. Таким образом, налогоплательщик вправе предъявить к вычету сумму налога, уплаченную в том числе при оплате простоя.
Постановление ФАС Уральского округа от 28.02.11 № Ф09-263/09-С3:
Суммы, перечисленные подрядчику в счет компенсации за простои по метеоусловиям, связаны с оплатой приобретенных работ. Выставление счетов-фактур на оплату простоев не противоречит главе 21 НК РФ и не лишает налогоплательщика права на вычет.
Аналогичное мнение высказано Постановлениях ФАС Московского округа от 13.05.11 № КА-А40/3199-11, ФАС Московского округа от 19.03.10 № КА-А40/1782-10, ФАС Западно-Сибирского округа от 18.05.09 № Ф04-2984/2009(6537-А67-34), ФАС Московского округа от 07.10.09 № КА-А40/9921-09-2.
Вместе с этим, имеются и отрицательные решения.
Так, ФАС Московского округа в Постановлении от 26.05.10 № КА-А40/4965-10 поддержал налоговый орган и отказал налогоплательщику в вычете, обосновав свою позицию тем, что простои из-за метеоусловий бригад капитального и текущего ремонта скважин, простои техники при понижении температуры воздуха ниже экстремально возможных для эксплуатации, бездорожье, паводок, ожидание маршрута движения, ожидание графика движения, ожидание светлого времени суток, участие вахты в смотре-конкурсе не подпадают под понятия «реализация товаров (работ, услуг)» и не являются ни товаром, ни работой, ни услугой.
Также встал на сторону налогового органа ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 21.04.08 по делу № А13-5448/2007. Налоговый орган отказал налогоплательщику в вычете НДС с суммы простоя вагонов, на основании того, что штрафы и неустойки НДС не облагаются.
Таким образом, по нашему мнению, в случае, принятия к вычету НДС с суммы простоя, у Организации возникает риск претензий со стороны налогового органа.
В такой ситуации, свою позицию Организации придется отстаивать в суде, при этом по нашему мнению, исход судебного разбирательства будет зависеть от квалификации простоя как части услуги перевозки.
Кроме того, по нашему мнению, Организация в рассматриваемом случае, в качестве дополнительного аргумента, вправе сослаться на то, что НК РФ не содержит запрета принимать к вычету НДС, ошибочно выставленный контрагентом в отношении операций, которые не являются объектом налогообложения НДС. Соответственно, в случае, если налогоплательщиком соблюдены требования статьей 171-172 НК РФ, он вправе принять к вычету предъявленный ему (в том числе ошибочно) НДС.
Арбитражная практика подтверждает возможность такого подхода (Постановления ФАС Центрального округа от 26.09.12 по делу № А48-4663/2011, ФАС Западно-Сибирского округа от 09.06.11 по делу № А45-17566/2010, ФАС Поволжского округа от 07.02.12 по делу № А65-6806/2011, ФАС Московского округа от 16.10.12 по делу № А40-11357/12-140-54).
[1] Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденное Приказом Минфина РФ от 06.05.99 № 33н.
[2] Постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 21.01.14 по делу № А11-8268/2012 данное постановление оставлено без изменения.
Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_banki