как поднять приложение в поиске google play
Кейс: Раскрутка мобильного приложения в Google Play
По мере роста количества активных пользователей платформы Android, продвижение мобильных приложений в Google Play становится интересным источником привлечения новых клиентов.
Для блога Авеб мы создали Android-приложение, в котором пользователи могут легко читать посты блога, а также получать уведомления о новых публикациях.
Цель данного кейса — показать основные этапы продвижения мобильного приложения Android в Google Play по ключевым запросам (поисковым запросам) в топ 1 на примере приложения Авеб с публикацией абсолютно всех данных.
Коммерческой ценности у результатов продвижения нет — кейс подготовлен сугубо в учебных и презентационных целях.
В результате продвижения, нашим специалистам за 2 месяца удалось достичь топ 1 по всем отобранным поисковым запросам в Google Play по Украине и России.
Позиции в Google Play по региону Украина с интерфейсом на русском языке:
ASO (App Store Optimization) — это комплекс мер по оптимизации вашего приложения с целью максимального увеличения видимости вашего приложения в поиске App Store и Google Play. Глобально ASO очень похоже на SEO, но есть ряд ключевых факторов ранжирования в Google Play — их перечень указан в таблице ниже.
Все факторы ранжирования в Google Play, по аналогии с SEO, условно можно разделить на внутренние (ON-APP) и внешние (OFF-APP).
Одно из ключевых отличий ASO от SEO в том, что официальной статистики о частотах запрашиваемости ключевых слов в Google Play не существует, в отличие от обычного поиска Google, которые можно получить через Google Keyword Planner. На рынке существует множество сервисов, которые по собственным алгоритмам примерно определяют частотность отдельных запросов, но их показатели очень отличаются и в основном применяются для сравнения ключей между собой. Ниже пример сравнения данных по частотам запросов в разных сервиса:
Как видите, оценки частот между сервисами отличатся как по абсолютным значениям, так и относительно между ключами. Наши специалисты решили, что наиболее близок к истине — ASODesk. Примечательно, что ASODesk — единственный из всех сервисов перестраивал показатели оценки частоты по прошествию накрутки мотивированных инсталов.
Методология оптимизации мета-данных в ASO для Google Play практически аналогична методологии оптимизации мета-тегов и контента в SEO. Лучше всего этот процесс раскрыт в размещенном ниже видео.
Для приложения Авеб понадобилось 2 итерации редактирования мета-тегов, чтобы получить необходимый результат. Итоговые мета-данные для русского языка стали:
По аналогии с SEO, где ключевой группой факторов внешней оптимизации является количество и качество внешних ссылок на сайт, в ASO внешними факторам относят общее количество инсталов и количество инсталов по прошествию поиска по определенному ключу, рейтинг, отзывы, порядок открытия приложения и удалений с гаджетов пользователей. Указанные внешние факторы ASO возможно эмулировать, используя различные сервисы — в ASO это называют мотивированными установками, или мотив, инсент.
Важно знать, что использование мотивированных установок противоречит правилам платформы Google Play и может привести к наложению фильтра на ранжирование приложения или полному удалению приложения с Google Play: https://android-developers.googleblog.com/2017/06/google-plays-policy-on-incentivized.html
Примечательно, что текущий уровень инфраструктуры сервисов мотивированных инсталов и поисковых алгоритмов очень похож на SEO — время становления арендных ссылок с Sape до выкатки первого пингвина. По аналогии с SEO, ввиду рисков наложения фильтров и бана от мотивированных инсталов, ряд ASO-специалистов стремятся продвигать приложения без таких инструментов. В то же время другие эксперты утверждают, что в ряде конкурентных ниш невозможно получить выведение в топ без мотивированных инсталов, особенно для новых приложений.
Многие ASO-эксперты утверждают, что Google Play не любит бусты инсталов — нужно лить ровно или по возрастающей (в отличие от Apple App Store).
Важно, чтобы пользователь открывал приложение после установки на 1, 2, 3, 8 день после установки.
Чтобы получить топ 1 по всем ключам, приложению Авеб понадобилось такое количество инсталов:
График динамики новых установок с Google Play Console:
Мы выбрали такую стратегию: изначально налили по немногу инсталов по всем запросам, далее сделали буст (большое количество инсталов за короткий период времени) по основным самым частотным запросам, после чего поддерживали небольшое количество инсталов по всем запросам.
Примечательно, что по мере увеличения количества инсталов из России, мы получили заметный эффект переноса — рост позиций в Украине.
Отзывы — это эффективный метод повышения рейтинга вашего приложения и получения фидбека от пользователей. Приложения с большим количеством отзывов имеют более высокий позиции и, следовательно, больше органического трафика. Рейтинг приложения имеет весомое влияние на конверсию в установку — 70% пользователей читают хотя бы один отзыв перед установкой приложения. То есть, чем больше положительных и качественных отзывов будет у вашего приложения — тем больше вероятность его установки. Не забывайте отвечать как на положительные, так и на отрицательные отзывы. Постарайтесь связаться клиентом каждого отрицательного отзыва и предложить решение проблемы — это лучшая тактика в данной ситуации, поскольку вы не можете удалить ни одного отзыва в Google Play. Кстати, использование ключевых слов в тексте отзывов также значительно влияет на ранжирование.
Ряд экспертов и их эксперименты утверждают, что размещение внешних ссылок на страницу приложения является для Google Play фактором ранжирования приложения в магазине. Самые подробные эксперименты на эту тему — по ссылкам: https://medium.com/@DanielPeris/anchor-text-backlinks-seo-google-play-aso-1357a2b804b6 и https://www.yellowheadinc.com/blog/backlinks-impact-google-play-aso-case-study/.
Чтобы ускорить продвижение мобильного приложения в Google Play, мы запустили размещение условно бесплатных ссылок для улучшения его ранжирования.
Как повысить рейтинг приложения в Google Play?
Признаюсь, есть у меня одна вредная привычка. Когда на работе нужно спланировать продвижение мобильного приложения, я всегда забываю про оптимизацию описания для Google Play. Наверное, что-то в моем подсознании не считает Google Play таким же полноценным магазином приложений, как App Store. Кроме того, по разным оценкам, приложения на Android приносят меньше прибыли (в быту часто называют разницу в два раза, последние данные от App Annie дают разницу в 70%), а многие уважающие себя разработчики отличных игр и приложений вообще не делают Android-версию или выпускают ее через какое-то время после iOS-версии, когда уже понятно, что она гарантированно поднимется в топ за счет разогретого желания «андроедов» наслаждаться всеми теми благами, которыми наслаждаются «яблоеды». (Впрочем, есть и исключения.)
Тем не менее, к нам постоянно обращаются какие-то отчаянные люди и просят сделать им ASO для Google Play. Ниже — список мер, которые могут помочь. Как говорится, спасение утопающих — дело рук самих утопающих.
Для начала пройдемся по основным факторам ранжирования приложения в поиске в Google Play.
Некоторые предположения в этой статье были сформированы не на основе чтения интернета, а на основе неформального общения с реальными разработчиками или представителями различных компаний, а то и личных (неразглашаемых) кейсов. Потому не каждое утверждение здесь будет подтверждаться ссылками. Я заранее прошу прощения за это и постараюсь обсудить такие спорные утверждения в комментариях.
1. Отзывы пользователей
В 2012 году Google Play был интегрирован с Google Plus, положив конец анонимным отзывам. Теперь все отзывы, оставленные в Google Play, якобы принадлежат реальным людям, возможно даже, действительно установившим приложение по своей доброй воле и не проживающим в Индии. На какое-то время купить такие отзывы стало сложнее и дороже, чем анонимные, но сейчас фермы проплаченных отзывов вновь функционируют вовсю.
Пользоваться такими услугами или нет — полностью на вашей совести. В отличие от Apple, Google нигде прямо не заявляет о том, что, если они заметят, что вы платите людям за отзывы, они удалят ваше приложение. Обращаться к таким сервисам имеет смысл лишь в том случае, когда ваше приложение недостаточно хорошее, чтобы подняться за счет органики, но вы все равно хотите в топ (и такое бывает, не будем отрицать).
Более цивилизованным способом получить больше отзывов будет сообщение «Понравилась игра? Оцените нас!». Тут есть еще парочка хитростей, о них — в другой раз.
Также поговаривают о важности количества g+ — сколько раз приложение «плюсанули» в Google Plus. Об этом говорят сами представители Google, но никто не знает, насколько это важно на самом деле. На всякий случай «плюсы» выращивают и продают на тех же фермах, что и отзывы, — и торговля идет довольно бойко.
2. Количество установок в день и в месяц
Новичкам здесь дается небольшая фора: если вы убедили сто ваших друзей установить приложение в первый день после запуска, у вас есть шанс весь следующий день маячить в топе «Набирающих популярность» в вашей небольшой, но гордой стране. Если вам повезло и если ваша игра достаточно хороша, есть шанс закрепить свои успехи. Больше установок — выше рейтинг. Выше рейтинг — больше установок… И вот приложение поднимается в топе само собой! Именно к этому вам и надо стремиться, имея, правда, в виду, что топ «Набирающие популярность» показывают далеко не в каждом интерфейсе Google Play.
Также известно, что данные в Google Play собираются и оцениваются за месяц. Приложения с хорошей динамикой установок поднимаются в рейтинге (а с плохой — опускаются, не забываем об этом). Таким образом, нужно поддерживать ускорение в течение месяца (или хотя бы не проседать), и удержаться в следующем месяце будет уже проще. Тут можно даже испачкать руки платной рекламой, главное не сливать деньги в индусские сетки или такие сложноконтролируемые системы, как Chartboost. Наверное, лучшим выбором для новичков в маркетинге сейчас будет Google AdWords — все-таки родной для Google Play инструмент. В июле 2015 они как раз обновились, ввели рекламу непосредственно в Google Play (об этом тоже стоит поговорить отдельно) и сделали более дружелюбный инструмент для закупки рекламы, понятный простому мобильному разработчику.
Несмотря на то, что AdMob — часть той же системы, я не берусь его рекомендовать: качественных пользователей мы в нем еще не встречали, хотя, возможно, мы плохо искали. В лично моем восприятии он все еще недалеко ушел от «индусской сетки».
Больше — лучше. Хорошие оценки лучше, чем плохие. Много средних оценок лучше, чем мало хороших. На одной из мобильных конференций LinguaLeo поделились успешным опытном повышения метрик на мобильных устройствах и пришли к интересным выводам, что средняя оценка выше, чем четыре звезды, уже ни на что не влияет. Это примерно соответствует восприятию типичного пользователя: пять звезд — чудо, четыре звезды — ОК, три звезды — отстой, две звезды — провал, одна звезда — не запустилось.
4. Дата релиза и обновления
Лучшие результаты — у приложений, которые были опубликованы меньше месяца и больше двух лет назад. Почему — объяснит «Капитан Очевидность»: если за два года вы так и не поднялись, то «дело было не в бобине«. Приложения, которые обновлялись меньше месяца назад, выходят на более высокие позиции. Из этого можно сделать очень здравый и правильный вывод, что обновляться нужно минимум раз в месяц, тем более что никто не будет заставлять вас ждать две недели и придираться к каждому экрану, как во время процесса ревью в App Store.
5. Название приложения
Наибольший вес имеют ключевые слова, использованные в названии приложения. Тут у вас два пути: на сторону добра и на сторону зла. Настоящие джедаи дают своему приложению уникальное название, делают из него бренд и продвигают его с помощью пиара, а также за счет качества и полезности своего приложения, чтобы затем выйти в лидеры по так называемым «брендовым запросам». Если вы еще только на пути к посвящению в джедаи или у вас много конкурентов, то можно добавить два-три релевантных ключевых слова во вторую часть названия приложения, отделив ее тире или дефисом. Желательно составить из этих слов осмысленное словосочетание, чтобы ваши ASO-старания не слишком бросались в глаза обычным пользователям. Именно эта часть ASO хорошо освещена в Рунете некоторыми известными личностями.
Что происходит на стороне зла, вы, скорее всего, уже не раз видели. Ради приличия стоит сказать, что длина названия в Google Play не должна превышать 30 символов, что реальная польза от избытка ключевых слов в названии не доказана, а реальный вред — вероятен, если ваше приложение заметят ребята из Google (да, Google недвусмысленно против этого).
Тут уж ваш внутренний маркетолог может разгуляться — страница описания приложения в Google Play оптимизируется по тем же законам SEO, которые применимы и к обычному поиску. Так что ссылайтесь и заставляйте друзей ссылаться, фаршируйте ключевыми словами, сеошьте. Другое дело, что эффективность такой оптимизации пока что не подтверждена сама по себе, в отрыве от других мер. Лично мне кажется, что это не работает с продуктами, у которых много аналогов (увы, 99% мобильных игр и приложений именно таковы). Ведь, судя по Google Keyword Planner, пользователи ищут в Google Play и в поиске на «мобилках» очень простые, односложные вещи, обычно такие, о существовании которых им уже известно (например, игры King или мессенджер популярной социальной сети) — это и есть те самые брендовые запросы, которые мы уже упоминали. Большей частью это — ограниченный набор ключевых слов, топовая выдача по которым давно занята более сильными и успешными игроками. Вслед за ними в топе идут те, кто использовал эти ключевые слова в названии. Может получиться так, что вы «сеошили» в поте лица, а потом оказалось, что максимум, на который вы можете рассчитывать — это третий эшелон вслед за упомянутыми выше двумя. С другой стороны, есть такое понятие, как «длинный хвост» ключевых слов, по которым редко ищут, но метко находят. Таким образом можно попробовать повысить «органику» на пару процентов в долговременной перспективе.
Есть подозрение, что SEO описания принесет еще больше пользы, если параллельно провести оптимизацию контента приложения и добавить глубокие ссылки с посадочной страницы. Эта функциональность была запущена в открытом доступе не так давно, подробнее о ней — на официальной странице Google. Чтобы это работало, у вас должно быть достаточно содержательное приложение, экраны которого как-то соответствуют (Google использует слово ‘mirrored’) посадочным страничкам в вебе. Такое продвижение подойдет для приложения-справочника или журнала, но его будет сложно внедрить для игры с тремя экранами и лидербордом.
Поговаривают, что Google его считает, но никто не знает, как. Ходят смутные слухи о том, что Google отслеживает частоту запусков приложения. Apple при запуске собственных «глубоких ссылок» оговорился, что да, Apple все это считает, и что при поисковой выдаче Apple Search учитывается то, как часто пользователи открывают приложение, как долго остаются на определенных экранах. Вполне возможно, что каким-то образом это всплывет и в Google Search. Еще поговаривают, что массовые удаления опускают приложение в поисковой выдаче, и именно потому на сервисах, которые привлекают мотивированный трафик, часто просят не удалять приложение в течение трех дней.
Возможно, об этом уже где-то говорилось, но: если у вас качественное приложение, которым хочется пользоваться и в которое хочется возвращаться, то ваши шансы попасть в топ в любом магазине намного выше.
8. Интеграция с Google Plus
Сюда можно добавить «глубокие ссылки», о которых уже говорилось. Представители компании обещают золотые горы тем, кто интегрировал Google Plus, вплоть до специального выбора редакции Google Play. Реальных кейсов «золотых гор» пока не видно, если они есть, будет интересно их обсудить.
9. Наличие демонстрационного видеоролика
Этот фактор в любом случае позитивный, особенно если этот ролик хороший (или его в принципе можно смотреть без боли). С другой стороны, если у вас есть возможность записать приличный ролик, то, скорее всего, и приложение у вас достаточно хорошее, и прочие факторы выдачи вы тоже уже учли.
10. Броская иконка, привлекательные скриншоты
для всех указанных видов устройств. Это — косвенный фактор, который сам по себе не имеет отношения к ранжированию, но достаточно сильно влияет на количество органических установок. Несмотря на большое количество инструментов для превью и А/В-тестирования, эта часть оптимизации до сих пор остается скорее искусством, чем наукой. Кстати, внешние сервисы для А/В-тестирования вам больше не нужны — теперь у Google есть «Оптимизация страницы приложения с помощью экспериментов».
Напоследок три совета, как можно улучшить иконки и что работает практически всегда:
1. Используйте простые геометрические формы.
2. Используйте не более трех цветов, выбирайте их по цветовому кругу.
3. Не пытайтесь оригинальничать — выбирайте самое простое решение.
Оптимизация описания приложений — это хитрый и продолжительный процесс, в котором успех в конечном счете зависит все-таки от самого приложения. Главное в этом деле — адекватное восприятие своего продукта, а еще — готовность сотрудничать и выслушивать других, будь то мнение презренного маркетолога, оценка большинства пользователей (желательно исключить из выборки друзей и родственников) или, наконец, аналитика Google. Именно за ней остается последнее слово во всех вопросах, связанных с оптимизацией описания в Google Play.
Продвижение Android приложений, рейтинги и ранжирование в топах Google Play
Приветствую всех! В своей статье хочу поделится своим опытом и внести свои «пять копеек» в эту довольно обширную и запутанную тему. В интернете на данный момент много статей посвященных данному вопросу, но на деле оказалось, что большинство таких статей оперируют стандартными советами и шаблонами, которые на сегодняшний день мягко говоря не актуальны. Почти все статьи, которые я прочитал, это лишь вершина айсберга, самая его макушка. О самой сути почему-то никто не пишет, видимо это часть корпоративных секретов о которых вслух не говорят.
Отступление
Пару слов о себе. На рынке разработчиков Android приложений 3 года. Начиная с первого дня поставил себе конкретные цели и задачи: создание интересных, красивых и функциональных приложений, максимальных охват аудитории, заработок на Google Play от 1000$ \ месяц (на продажах приложений). Придумал концепцию, логотип, незамысловатое название oxsionsoft и начал работу. Всю свою работу разделил на 3 этапа: дизайн, программирование, продвижение. Так как я сам дизайнер — рекламщик, всю графическую часть возложил на свои плечи. Программированием занимался нанятый через фрииланс программист. Продвижение занимался опять я, так как нанимать еще одного человека или обращаться в издательские агентства не хватило средств. И по большому счету, зная всю рекламную кухню изнутри, меня терзали сомнения в эффективности продвижения через издательские агентства, но сейчас не об этом.
Продвижение Android приложений
Начну с того что продвижение может быть внешнее и внутренне. Внешнее продвижение — это продвижение любыми способами за пределами Google Play. Внутреннее продвижение — это продвижение в рамках маркета Google Play. Начну с внешнего продвижения. Вариантов может быть много. Не буду описывать где и как распространять свои приложения, об этом написано уже немало статей. А напишу об эффективности той или иной рекламной площадки.
● Профильные сайты
Сайты посвященные мобильному сегменту. В нашем случае Android сайты. Форма рекламирования – статья о приложении, ваша собственная или написанная представителем сайта. Эффект довольно неплохой, особенно если сайт имеет много посетителей и популярен. С помощью статьи на популярном сайте можно привлечь к своему приложению неплохой траффик. Из минусов можно отметить частое обновление новостных лент. Ваша статья очень быстро уйдет на предыдущие страницы. Как правило конверсия составляет несколько дней, максимум неделя (редкие случаи). Не стоит опускать такой момент, как цена за статью. Если цена высокая, то вряд ли она себя оправдает и окупит, так как конверсия в среднем несколько дней. Также размещения статей на сайте можно расценивать как неплохой инструмент для наращивания своей ссылочной массы для поисковых систем.
● Блоги
В основном блоги делятся на «клубы» по интересам. Но это совсем не означает, что публиковаться нужно только в профильных блогах, посвященных гаджетам или Android. Публиковаться можно в любом блоге, где есть большая и активная аудитория. Форма рекламирования – статья о приложении. Как правило блоггер сам пишет статью, от первого лица. Статья носит информативно-рекомендательный характер. Конверсия в блогах выше чем у сайтов, так как публика у блоггеров более доверчива к публикуемой информации. Минусы те же, что и у профильных сайтов – быстрое обновление ленты и как следствие короткое время конверсии. Цены на публикацию в блоге как правило выше чем за публикацию на сайте, но ненамного. Правда за статью на очень популярном блоге могут запросить даже 100.000 руб. Как вы понимаете такая статья, за такие деньги, вряд ли окупит себя. Скажу больше. Не окупит никогда. Потому что рекламируете вы мобильное приложение стоимостью 1$ — 2$, а не BMW стоимость 50.000$.
● Социальные сети
Рекламировать в социальных сетях можно либо свою группу, либо рекламироваться в чужих группах. Лучше конечно иметь свою группу, чтобы собирать подписчиков и фанов. Отличия от сайтов и блогов в том, что вам придется создавать активность своей группы. Принцип «написал и забыл» тут не работает. Это социальные сети – площадка для общения и обмена информацией, поэтому тут нужна максимальная активность. К минусам отнесу сложность продвижения и цену. Сложность в том, что вам придется делать все самому. Если на блогах и на сайтах уже есть сформированная аудитория, то в социальных сетях эту аудиторию придется собирать самому. Также я упомянул цену. Одной активностью в группе не обойдешься, группе нужны живые люди – фаны и подписчики. Вашу группу придется рекламировать. Самое эффективное – это рекламный инструмент самой социальной сети. А это удовольствие не из дешевых. В среднем стоимость выше чем статья на сайте или в блоге. Конверсия в этом случае может быть выше чем с блогов и сайтов. Но риск «нулевой» конверсии очень вероятен. Существует такое понятие как «вирусный маркетинг» и чаще всего это понятие ассоциируют с социальной сетью. Оно и понятно, не один сайт не может похвастаться такой обширной аудиторией. Я умышлено не рассматриваю «вирусный маркетинг», так как стоит это дорого, а в итоге «вирусного маркетинга» может не получится. Я бы не стал рассматривать социальные сети как основную рекламную площадку. Скорее, как «приятное» дополнение.
● Форумы
Для продвижения в форумах используют профильные форумы с конкретной тематикой. Данный вид продвижения бесплатный. Ждать большой конверсии не стоит. Исключением могут является случаи, когда администратор, заметив ваше приложение, публикует информационную статью в новостной ленте. Но на это особо рассчитывать не стоит. Форумы я бы отнес к «приятному» дополнению. Так как это бесплатно, лишним не будет.
● Баннерная реклама на сайтах
На сегодняшний день самый неэффективный метод продвижения для мобильных приложений. На баннерную рекламу мало кто обращает внимания и уж тем более кликает. А стоят места под баннеры на хороших сайтах недешево. Плата взымается за 1000 показов или за клики. Какой метод выбрать решать вам. Зависит все от сайта. Исключением является баннерная реклама на профильных сайтах. В таком случае конверсия может быть, но небольшая. Еще есть вариант когда рекламный баннер рекламирует не само приложение, а допустим, конкурс, проводимый в рамках рекламной компании по продвижению приложения. В этом случае конверсия может быть неплохой. Я бы не стал рассматривать баннерную рекламу как вид продвижения для мобильных приложений. Думаю, такой рекламой можно воспользоваться, когда исчерпаны все остальные рекламные методы или когда ваше приложение настолько известно и узнаваемо, что глаза сами цепляются за баннер.
● Собственный сайт
Назвать сайт отдельной рекламной площадкой нельзя. Сайт — это совокупность рекламных площадок, а вернее совокупность рекламных методов. Вариантов может быть много, зависит от ваших возможностей и ограничивается вашей фантазией. Можно сделать просто информационный сайт или сделать сайт форум или сайт работающий по принципу соц. сетей или комбинировать разные варианты. Можно устроить обмен ссылками, устроить различные партнёрские программы и много чего еще.
Но с продвижением приложений через сайт не все так просто. Для начала вам нужно раскрутить сам сайт, что бы о нем знали, узнавали и на него заходили потенциальные пользователи. Назвать сайт идеальной рекламной площадкой тоже нельзя. Все же сайт является промежуточным звеном между пользователем и маркетом Google Play. Поэтому сайт стоит рассматривать как вашу визитную карточку, это ваше лицо в интернете. Также сайт можно превратить в стоковую рекламную площадку, куда будут перенаправляться пользователи с социальных сетей, статей, баннеров и т.д., а с сайта уже непосредственно в Google Play. Плюс в том что человек попадая на сайт получает всю необходимую информацию в одном месте (последние новости, акции, конкурсы, описание приложений, видео и т.п.). В любом случае, даже если ваш сайт не раскручен, иметь сайт лучше, чем не иметь его вообще. Если не брать в расчет раскрутку сайта, то стоимость поддержания работы сайта не высока. А имея сайт, вы будете более солидно выглядеть в глазах потенциальных пользователей.
● Мотивированный и немотивированный траффик
Помимо всего выше перечисленного существуют иные схемы продвижения. К таким схемам относится закупка траффика. Не могу сказать, что это честный вид продвижения, но тем не менее почти каждый рано или поздно приходит к этому. Траффик это непосредственные инсталы вашего приложения или игры на девайсы пользователей. Траффик делится на мотивированные инсталы и на немотивированные инсталы.
Мотивированные инсталы — когда один пользователь, устанавливает один раз ваше приложение или игру к себе на девайс и получает за это материальное вознаграждение. Т.е. для вас каждый такой пользователь будет стоить денег. Цены в среднем от 6 руб. за инстал и выше. Помимо самого инстала, может быть выставлена оценка и написан отзыв. В таком случае цена будет уже выше. Наращиванием траффика по принципу мотивированных инсталов занимаются специальные компании, коих сейчас очень много. Достаточно воспользоваться поисковиком.
Немотивированные инсталы — когда ваше приложение или игру ненавязчиво предлагают определенному количеству пользователей (через разные каналы, к примеру социальные сети), а пользователи в свою очередь решают ставить им ваше приложение (игру) или нет. Цена немотивированного инстала в среднем выше чем цена мотивированного инстала. Это связано с тем, что на выходе траффик получается более качественный, так как вы не покупаете пользователя на прямую. Оценки и отзывы остаются на усмотрение пользователей. Наращиванием траффика по принципу немотивированных инсталов занимаются как правило сторонние маркеты или социальные сети. Какой вид траффика выбрать решать вам. Я бы рекомендовал закупать оба вида траффика. Если говорить об эффективности такого рекламного продвижения, то тут все очевидно. Покупая траффик, вы получаете нужные вам инсталы, чем больше таких инсталов, тем выше вы будете в топе (о порядке построения топов читайте ниже). Несмотря на очевидную эффективность минусы все же есть. Покупая траффик, вы покупаете пользователей, а купленный пользователей — это не ваш пользователей, так как делает он это исключительно ради денег (по принципу покупая женщину — она ваша, но ровно на столько, сколько вы ей заплатите). Конечно исключения могут быть. Ведь купленный пользователь это прежде всего живой человек и всегда есть вероятность, что установив ваше приложение или игру, ему настолько всё понравится, что он (купленный пользователь) перейдет в разряд вашего пользователя.
● Издательские агентства (рекламные агентства)
Что-то конкретного сказать не могу. Так как не пользовался услугами издательских агентств. Но как «рекламщик» по профессии могу сказать, что по сути обращение в издательское агентство это все тоже самое о чем писал выше + какие-нибудь дополнительные мелочи которые не перечислил. Просто за вас сделают всю работу, а вам только нужно заплатить за выполненную работу деньги. Правда есть нюанс. Издательское агентство имеет в распоряжении базу каналов для распространения рекламы и налаженные связи. Судить о эффективности продвижения через издательские агентства очень сложно. Наобещать вам могу все что угодно. А на деле может оказаться, что эффективность будет такая же, как если бы вы сами все сделали, а деньги и немалые вы потратите. Тут каждый сам для себя решает, что ему выбрать.
С внутренним продвижением в рамках Google Play намного все сложнее. Вы не увидите официальной информации, зазывающих баннеров и т.п. Такая реклама стоит дорого или бесплатна и доступна не для всех. Реклама в рамках Google Play представляет из себя разные варианты продвижения, такие как помещение приложения в категорию «выбор редакции», «выбор Google Play», «рекомендуемые», хорошие места в топах и т.д. Для каждой страны набор таких «топиков» свой. Такая реклама может быть и бесплатной на усмотрение Google. Если ваше приложение понравится, то вы можете рассчитывать на такую рекламу. Все что происходит в Google Play управляется непосредственно Google. Многие могут поспорить, заявив, что такое невозможно, все честно и т.п. Давайте не будем забывать Google Play это бизнес инструмент направленный на извлечение прибыли, это такая же рекламная площадка, как и все остальные, а поэтому исключать коммерческую составляющую всё же не стоит. Возможно, взглянув на Google Play с этой стороны, можно объяснить много непонятных вещей, которые там происходят.
Я перечислил основные рекламные методы (площадки). Существуют еще много разных вариантов. Но в основном эти варианты базируются на основных рекламных методах или имеют схожие вариации.
Подводя итог могу сказать, что любая рекламная компания хороша в комплексе рекламных методов (площадок). По отдельности, вы вряд ли добьетесь хороших результатов, хотя исключения конечно же бывают. Не стоит так же на все 100% рассчитывать на рекламу. Вполне возможно, что рекламная компания не принесет ожидаемого результата или вообще себя не окупит. Ни один рекламодатель не даст вам никаких гарантий. Отслеживание рекламной компании на предмет эффективности трудоемкий процесс, который в итоге не дает точных цифр и результатов. Особенно если вы делаете комплекс рекламных компаний. Все что может предложить вам реклама – это заявить о себе, а какая с этого будет конверсия никому не известно, можно только догадываться и строить предположения.
Рейтинги
У каждого приложения существует система рейтингов с количественными и качественными показателями. Проще говоря оценки от 1 до 5 и отзывы. За несколько лет пристальных наблюдений и анализа пришел к выводу, что рейтинги не влияют на позиции приложения в топах. Вообще никак. Рейтинги созданы исключительно для пользователей, которые в свою очередь, по отзывам и оценкам, решают стоит им качать / покупать приложение или не стоит. Но тут есть один момент. Хороший рейтинг может мотивировать пользователя скачать / купить то или иное приложение. А скачав / купив приложение мы получаем тот самый нужный нам инстал. Т.е. по сути рейтинг играет определённую роль в продвижении, но напрямую не связан с ранжированием приложения в топах. Так же рейтинги (отзывы) играют коммуникативную роль между разработчиком и пользователем. Проще говоря через отзывы можно вести диалог с разработчиком. Но моё мнение, что это не совсем корректно. Отзывы были созданы для оценивания и высказывания собственного мнения о приложении, а не для дискуссий.
Например может быть следующее. Два бесплатных приложения имеющие по 100 загрузок, но у одного приложения 5 пятёрок, а у второго 55 пятерок, при явных различиях в оценочных показателях эти приложения равны между собой и должны занимать одинаковое положение в топах. Правда тут есть несколько нюансов. А именно с каких стран были сделаны эти 100 инсталов (географическое расположение пользователей имеет определённое влияние). Но об этом поговорим чуть ниже, в главе о ранжировании в топах Google Play.
Многих также заботит вопрос, как те или иные приложения с плохим рейтингом имеют определённые места в топе? Например может быть следующее (лично наблюдал такое и не один раз). Приложение имеющее большее количество единиц (колов), чем всех остальных оценок вместе взятых, находится в топе на 32 месте в своей категории. Внимательный разработчик сразу же обратит на это внимание и будет недоумевать как так получилось. По всем законам жанра, с таким рейтингом даже на 500-м месте не окажешься. А получилось так довольно просто. Это приложение с бесчисленными единицами (колами) имеет определённое постоянное количество загрузок, позволяющее ему, приложению, находиться именно на этом месте в топе и рейтинг тут совсем не при чём.
При построения очередности приложений в топах, Google не учитывает количественные показатели тех или иных оценок, и уж тем более отзывов. Думаю, отчасти это связано с защитой от накруток рейтингов. Но несмотря на низкую значимость рейтингов в продвижении приложений не стоит пренебрегать этим показателем. Как я писал выше, помните, хороший рейтинг может мотивировать пользователя скачать / купить приложение. А скачав / купив приложение мы получаем тот самый нужный нам инстал.
Ранжирование в топах Google Play
Как многие уже знают топов в маркете Google Play предостаточно. Есть основные топы, есть топы по категориям, есть топы новых, рекомендуемых и т.д. Отмечу, что для разных стран набор топов не одинаковый. Т.е. к примеру, в ряде стран нет топов новых платных \ бесплатных (и за последний год список исключаемых (выкинутых) топов расширился). Также хочу заметить, что для каждой страны ранжирование топов разное. Google позаботился о том, чтобы монополисты не захватывали весь рынок, а каждый получил свой кусок пирога (правда на деле все выглядит немного иначе). Если в России вы входите в первую 10-ку в каком-нибудь топе, это совершенно не означает, что в другой стране вы будете в той же 10-ке в том же топе. Скорее всего в другой стране вы даже в сотню не попадете.
Говоря «попасть в топ» — я подразумеваю быть в топе на более менее видимом месте. Т.е. входить хотя бы в первые 50 приложений или по крайней мере хотя бы в первую сотню, в своей категории или в общей категории.
Ранжирование топов делится на два типа: для платных и бесплатных приложений. Сначала про платные топы. В эти топы входят все приложение, которые сколько-нибудь стоят. Проще всего попасть в топ новых платных в своей категории, для этого достаточно иметь несколько покупок в день. В обычный топ, в своей категории, попасть несколько сложнее, нужно иметь покупок как минимум больше 10-ти в день. Попасть в главный топ, не ссылаясь на категорию еще сложнее, покупок в таком случае должно быть, как минимум несколько десятков в день (ближе к сотне). Также попадание в топ зависит от страны. Т.е. если у вас к примеру 10 покупок в день из России то вы попадете в российский топ. Если у вас эти 10 покупок распределены по одной покупке на каждую страну, то вы не попадете ни в какой топ. Еще один важный момент — это цена приложения. От цены также зависит порядок построения в топах. Вернее, не от цены, а от конечной суммы в день. К примеру, два приложения с показателями 10 покупок \ день. Но одно приложение стоит 1$, а второе 1,5$. При равном количестве покупок в день, сумма на выходе получается разная, в первом варианте 10 = 10$, во втором варианте 10 = 15$. И то приложение, у которого сумма на выходе больше окажется выше. Отмечу, что приведенные ваше цифры для всех топов разные, это зависит от категории топа. Если у вас востребованная категория, то цифры будут несколько выше, если категория невостребованная, то цифры будут ниже. Таким образом топ платных строится по принципу покупок \ день с поправкой на цену при выходе. Если это число стабильно большое, то первые строчки вам гарантированы, с оговоркой на все выше сказанное.
В топе бесплатных, построение несколько иное, проще чем в платных. В эти топы входят все приложения, которые распространяются бесплатно, независимо от того, есть ли внутренний контент для продажи или его нет. Топы бесплатных строятся исключительно на инсталах \ день. Т.е. чем больше ваше приложение качают в день тем выше вы будете в топе. Бесплатные топы так же работают, как и платные, учитывается местоположение, категории и т.д. Соотношение приблизительно такое же, как и для платных приложений только умноженное на ≈ 100. Важно понимать, что для удержания на одном месте в топе нужно иметь приблизительно одинаковое количество инсталов \ покупок в день. Если вы сдаёте позиции, то вы начнете падать, если вы набираете, то вы будете подниматься. Но опять нужно учитывать все выше сказанное.
Подводя итог по рейтингам и ранжированию хочу заметить, что все манипуляции по ранжированию в топах управляются Google, либо в автоматическом режиме либо в ручном. Может так получиться, что без вашего ведома Google будет строить топы на свое усмотрение независимо от того какие показатели у вашего приложения. Помните, что помимо вас в Google Play сотни тысяч приложений в том числе и от топовых разработчиков. И первые места в топах не всегда связаны с успехом приложения.
Не стоит забывать, что Google Play это бизнес инструмент направленный на извлечение прибыли. И прежде всего прибыли для самого Google. Поэтому в приоритете стоят приложения, от которых Google получает прибыль.
Заключение
Многие прочитав эту статью могут не согласиться с выше изложенным, заявив, что написали статью на таком-то сайте, сделали то-то или что-то и после этого у них «пошло». Возможно оно так и есть, а возможно это случайность или совокупность удачных факторов или даже больше – помощь самого Google Play в лице Google. Если то, что вы сделали для продвижения своего приложения, считаете удачной схемой, попробуйте применить эту же схему повторно и не один раз. Если результат будет так же удачен, то овации вам! Если нет, то скорее всего, как я писал выше, это случайность или совокупность удачных факторов.
Все написанное мною является сугубо индивидуальным опытом, полученным за год кропотливой работы и пристальных наблюдений. Ни в коем случае не нужно воспринимать статью как аксиому. Рынок мобильных приложений очень динамичный и то, что я написал сегодня, завтра может оказаться не актуальным или даже противоречивым. В заключение хотел бы посоветовать не придерживаться стандартных моделей продвижения, а стараться экспериментировать и быть может, тогда у вас что-то получится. Не стоит также забывать о качестве самого приложения. Удачи вам!