как понять договор входящий или исходящий
Учет договоров (УД)
Журнал «Договоры»
Журнал «Договор» предназначен для регистрации и учета договоров.
Любой зарегистрированный документ может относиться к одному из следующих потоков:
При работе с журналом пользователь имеет возможность:
Журнал содержит стандартные элементы управления. Подробнее о настройки списков Форма журнала документов
Входящий/исходящий договор
Закладка «Содержание»
Закладка «Содержание» отражает основные реквизиты документа.
После записи документа становятся доступными следующие команды:
Панель инструментов содержит стандартный набор команд. Подробнее Панель инструментов
Закладка «Договор»
Закладка «Договор» отражает всю информацию с закладок «Содержание» и «Приложение».
Закладка «Приложения»
На закладке «Приложения» отображаются задачи и документы и пр., сформированные на основании договора и связанные с ним.
Закладка содержит таблицы:
Подробнее о работе с приложениями Приложения к документу
Закладка «Учет ресурсов»
Закладка «Учет ресурсов» отображает затраты времени сотрудника.
Подробнее о заполнении учета ресурсов Учет ресурсов
Закладка «История»
Закладка «История» отображает движение договора по этапам, исполнителям. Состоит из двух таблиц:
Как создать новый документ?
Как перевести документ на следующий этап?
Входящие и исходящие документы: регистрируем правильно
«Отдел кадров коммерческой организации», 2012, N 3
ВХОДЯЩИЕ И ИСХОДЯЩИЕ ДОКУМЕНТЫ: РЕГИСТРИРУЕМ ПРАВИЛЬНО
Наверняка все мы сталкивались с ситуацией, когда помнишь, что письмо (приказ, информационное сообщение или иной документ) приходило, а найти его не можешь или надо в запросе сослаться на документ, который отправляли ранее, а сделать это нельзя, так как не известны ни точная дата отправления, ни иные признаки, позволяющие его идентифицировать. Такое может произойти, если в организации не налажена система регистрации и учета входящих и исходящих документов. О том, как правильно построить эту систему, расскажем сегодня.
Обычно в организации разрабатывается перечень документов, не подлежащих регистрации. Такой перечень может быть и самостоятельным документом (в этом случае он должен быть утвержден руководителем компании), и приложением к инструкции по делопроизводству. На практике в него включают:
— рекламные материалы (листовки, программы, проспекты);
— информационные материалы, присланные в виде копий для ознакомления;
— поздравительные письма и телеграммы;
Всю входящую корреспонденцию (конверты, пакеты, документы без конвертов и пр.) должен принимать работник, хорошо знающий структуру компании. От этого иногда зависит оперативность решения того или иного вопроса.
Доставка документов в компанию может осуществляться почтой (письма, бандероли, пакеты, печатные издания) или с помощью электронной связи (телеграммы, телефонограммы, сообщения электронной почты (e-mail)). Отдельные виды корреспонденции могут доставляться в компанию посредством фельдъегерской связи: обычно это документы, представляющие собой особую ценность или содержащие особо важную или конфиденциальную информацию.
Документы, поступающие в компанию на бумажных носителях, проходят первичную обработку, предварительное рассмотрение, регистрацию, рассмотрение руководством и доставляются исполнителям.
Введен в действие Постановлением Госстандарта России от 03.03.2003 N 65-ст.
Такая отметка проставляется в правом нижнем углу лицевой стороны документа. Если документ содержит несколько листов, отметку ставят лишь на первой странице. Если конверт не вскрывается (например, если на нем есть пометка «Лично»), отметку проставляют на конверте также в правом нижнем углу.
Отметка о поступлении документа в организацию должна содержать:
— очередной порядковый номер;
В некоторых случаях, когда документ срочный или очень важный, фиксируются часы и минуты его поступления в компанию.
Отметка может проставляться от руки:
│ вх. N 26 от 13 марта 2012 г. │
Или же с помощью резинового штемпеля:
│ «__» ___________________ 20__ г. │
Возникает вопрос: откуда брать порядковый номер? Отвечаем. В любой организации ведется регистрационный журнал учета входящих документов. Унифицированной формы такого журнала нет, поэтому каждая компания разрабатывает его самостоятельно. Мы рекомендуем следующую форму.
ОАО
«Бизнес
Портал»
г. Москва
Предложение
по аренде
складских
помещений
После занесения в журнал документа и проставления на нем регистрационной отметки его направляют по назначению соответствующим исполнителям.
При регистрации входящих документов используется валовая нумерация в течение года с 1 января по 31 декабря. Номер может быть дополнен буквами или цифрами для удобства работы с документами.
Кратко расскажем о порядке работы с входящими документами. Они сортируются в зависимости от того, требуют ли обязательного рассмотрения директором или их можно направить непосредственно в соответствующие структурные подразделения. Если на входящем документе обозначено структурное подразделение или конкретное должностное лицо, то документ передается непосредственно им.
Примечание. При передаче документа из одного структурного подразделения компании в другое он повторно не регистрируется.
Как регистрировать документы, поступившие по почте, понятно. А как быть с телеграммами или телефонограммами?
Входящие телеграммы принимаются под расписку с проставлением даты и времени приема, регистрируются по тем же правилам, что и письма, а затем передаются на рассмотрение руководству компании и исполнение. А вот с телефонограммами сложнее. Текст входящей телефонограммы записывается (печатается) получателем на специальном бланке или в журнале, после чего оперативно передается руководителю или тому должностному лицу, которому она адресована.
В настоящее время довольно часто письма приходят по электронной почте. Как регистрировать их?
Поступившие электронные документы могут регистрироваться непосредственно в системе электронного документооборота. Для этого на каждое поступившее письмо заводится отдельная регистрационно-контрольная карточка. При регистрации входящего электронного документа необходимо проверить реквизиты письма, наличие вложений и приложений, на которые указывает автор.
Оригиналы входящих электронных документов должны присылаться с сопроводительным письмом к файлу.
При необходимости документы, поступившие по электронной почте, могут распечатываться на бумажном носителе.
Создаваемые в организации документы нужно регистрировать в день их подписания или утверждения. При регистрации документа необходимо присвоить ему номер и указать дату:
— подписания (для документов, не подлежащих утверждению);
— утверждения (для документов, подлежащих утверждению);
— заседания или принятия решения (для протоколов);
На первой странице документа, подлежащего отправке, проставляется регистрационный номер, состоящий из порядкового номера документа, который можно дополнять по усмотрению организации индексом дела по номенклатуре дел, информацией о корреспонденте, исполнителях и др. Приведем пример.
Если отделы имеют сокращенное наименование, регистрационный номер исходящего документа может выглядеть так:
│ Исх. N К-05/61 │ или так │ Исх. N 61к │
Принято отдельно регистрировать приказы по личному составу и приказы по основной деятельности компании. Служебные записки, создаваемые структурными подразделениями компании, как правило, регистрируются в подразделениях-авторах.
Получается, что индексация приказов, актов, протоколов и т. п. производится по каждому виду раздельно. Для таких документов указывается просто порядковый номер в течение года, например приказ N 4, акт N 12, протокол N 3. При необходимости отправки таких документов «во внешний мир» к ним составляется сопроводительное письмо и передается для регистрации и отправки.
Регистрационный номер документа, составленного совместно двумя и более организациями, состоит из регистрационных номеров документов каждой из этих организаций. Такие номера проставляются через косую черту в порядке указания авторов в документе.
Сведения о регистрации исходящих документов также вносят в журнал, но уже для исходящих документов. Приведем примерную форму такого журнала.
Управление договорами
ELMA: Управление договорами предназначено для эффективной и комфортной работы с договорами на протяжении всего их жизненного цикла. Автоматизированные процессы создания, согласования, учета и поиска договоров сокращают время работы в несколько раз.
Все договоры в организации условно можно разделить на два потока. Это входящие договоры, то есть договоры от внешних контрагентов на поставку услуг или товаров, и исходящие – договоры, по которым сама компания поставляет товары или услуги.
Каждый из этих типов обрабатывается по-разному, в системе для них предусмотрены разные сценарии работы.
В работе с исходящими договорами система позволяет отслеживать закрытие документов и их этапов. При работе со входящими договорами – обеспечивает своевременное исполнение задач по договору и их контроль.
Типы договоров
Узнайте, как работает управление договорами в ELMA ECM+. Оцените возможности и интерфейс системы прямо в браузере
Управление исходящими договорами
Основной проблемой при работе с исходящими договорами является контроль их исполнения. Фактом закрытия договора является наличие его актов. Сложность заключается в том, что закрыть договор не всегда получается из-за отсутствия закрывающих документов по нему.
Система ELMA решает эти вопросы, а именно: напоминает о наличии или отсутствии актов (этапов), а также уведомляет о сроках исполнения, тем самым обеспечивая контроль исполнения всех обязательств по закрытию исходящего документа.
Создание и формирование пакета
Как правило, исходящие договоры формируются не по одному, а пакетами.
Создать пакеты в системе ELMA очень просто. Если есть готовые договоры на руках, то нужно просто загрузить их в систему, в ином случае – пакет надо сформировать автоматически. Для этого пользователю достаточно указать в полях формы данные, которые требуется подставить в документ, а система сама на их основании сгенерирует готовый набор документов по шаблону.
Создание и формирование пакета
Согласование
Согласовать документ можно нажатием одной кнопки «Согласовано». В случае отказа, исходящий документ можно быстро отредактировать: загрузить новую версию, внести исправления в режиме правки или добавить примечания к пунктам договора. Также можно сначала сохранить черновик договора, поправить документ и после этого приложить новую версию.
Такой подход позволяет быстро сориентироваться во всех изменениях и ускорить процедуру согласования документов.
Согласование
Регистрация и подписание исходящего договора
Прежде чем отправить подписанный договор, его нужно зарегистрировать. Гибкие настройки системы позволяют регистрировать документ в зависимости от того, какие правила работы с договорами существуют в компании.
Контрагент подписывает зарегистрированный договор и возвращает его в компанию. Сотрудник сканирует договор и загружает его отсканированную версию в систему. Это и будет последняя официальная версия договора, которая больше не подлежит изменениям.
Регистрация и подписание исходящего договора
Работа с этапами
На карточке договора можно создавать этапы работы по договору и определять их сроки. Пользователи отчитываются в системе по факту работы: закрывают этапы договора и сам договор. Чтобы закрыть этап, необходимо приложить соответствующие акты выполненных работ. Это удобно, так как впоследствии все документы хранятся в одном месте, и в любой момент можно найти необходимый акт.
Система ELMA выполняет контроль сроков и незакрытых договоров, поэтому заинтересованные лица всегда будут в курсе, как продвигается работа с договорами.
Работа с этапами
Контроль исполнения исходящего договора
Договор считается закрытым тогда, когда закрыты актами все его этапы. Настроенные в системе функции контроля своевременно оповещают пользователя об этапах закрытия и их сроках, а также напоминают об отсутствии бумажных оригиналов.
Для просмотра исполнения договоров в системе существуют различные реестры: реестра незакрытых договоров, реестр незакрытых этапов, реестр «Акты» и др.
Контроль исполнения исходящего договора
Узнайте, как работает управление договорами в ELMA ECM+. Оцените возможности и интерфейс системы прямо в браузере
Управление входящими договорами
Основная сложность при работе со входящими договорами заключается в исполнении задач, которые поступили от руководства после рассмотрения документа. Если процесс уведомления не автоматизирован, то передача поручений по договору может затянуться, а сам договор – потеряться. Что, естественно, отражается на сроках завершения входящего документа.
В системе ELMA есть ряд готовых инструментов для контроля работы над входящими договорами. Система автоматически рассылает пользователям уведомления о поставленных задачах, тем самым обеспечивая и контролируя своевременное исполнение поручений по договору.
Создание
Для ввода документа в систему необходимо создать новый документ «Входящий договор». Это может быть, как электронный вариант договора в офисном формате, так и скан договора, если он пришел в бумажной форме.
После создания документ, как правило, отправляется по заданному маршруту согласования.
Создание входящих договоров
Согласование
Для согласования входящего договора достаточно нажать кнопку «Согласовано». При отказе – приложить протокол разногласий. Такой документ уже предусмотрен в системе. Необходимо его заполнить и отправить вместе с договором на доработку.
Согласование входящих договоров
Регистрация
Подписанный с двух сторон договор необходимо отсканировать и сохранить в системе. Документ начинает официально существовать с момента его регистрации и присвоения ему регистрационного номера.
Зарегистрировать документ можно в один клик мыши. Регистрационный номер формируется автоматически.
Регистрация договоров в системе ELMA ECM+
Контроль исполнения
ELMA: Управление договорами имеет ряд готовых инструментов контроля над входящими договорами. Система позволяет отмечать закрытые договоры нажатием одной лишь кнопки.
Для контроля бумажных экземпляров, сроков завершения, актов по входящим договорам созданы реестры. Особенно значимым является реестр срочных договоров, который содержит весь перечень договоров с истекающими сроками. Благодаря такому реестру закрытие документов происходит в срок, что положительно сказывается на взаимоотношении с контрагентами.
Контроль исполнения
Настройка работы с договорами через бизнес-процессы
Для удобства работы с договорами удобно использовать бизнес-процессы. В Дизайнере ELMA при активном приложение «ELMA: Управление бизнес-процессами», можно найти два референсных бизнес-процесса: «Входящий договор» и «Исходящий договор». Они являются хорошими примерами для создания собственных бизнес-процессов, адаптированных для работы в условиях конкретной организации
Настройка работы с договорами через бизнес-процессы
Узнайте, как работает ELMA ECM+. Оцените возможности и интерфейс системы прямо в браузере
Входящая и исходящая корреспонденция – что это
Что такое входящая и исходящая корреспонденция простыми словами
Регистрация входящей и исходящей корреспонденции делается в каждой организации. Это одна из главных составляющих документооборота. В корреспонденцию входят следующие бумаги: письма, заявления, справки, квитанции. Все бумаги регистрируются в специальный журнал. В него регулярно фиксируются все исходящие и входящие бумаги.
Простыми словами регистрация корреспонденции – это присвоение каждому документу отдельного идентификационного номера и фиксирование краткого описания бумаги.
Корреспонденция записывается в журнал для таких целей:
Некоторые важные бумаги после постановки на регистрацию обретают юридическую силу. К примеру, выданная сотруднику справка о болезни или отпуске, будет иметь юридическую силу, только если ее зарегистрируют и присвоят идентификационный номер. В противном случае она не действительна. Входящая корреспонденция в электроном и бумажном виде вся подлежит регистрации.
Когда идет речь о внутренней документации фирмы, тогда бумаги, переданные в другое структурное подразделение подлежит официальному фиксированию лишь раз при получении. Это помогает облегчить процесс поиска необходимых бумаг. Кроме того, так удобнее получить все необходимые сведенья по бумагам, посмотрев копии регистрации в журнале.
Регистрационный журнал должен заполнять только офис-менеджер, секретарь или референт. Сотрудник обязан обладать определенными обязанностями, чтобы получать или отправлять корреспонденцию и регистрировать ее в журнале. Установленной формы как правильно нужно вести документы нет. Каждая организация ведет регистрационный лист своим способом. Поэтому в разных журналах могут быть различия в графах.
Фиксировать входящие и исходящие документы можно следующим образом:
При оформлении регистрационного журнала, в него следует вписать следующие пункты:
Также, могут быть, включены дополнительные графы:
Регистрационный номер – это несколько букв и цифр, которые присваиваются каждому письму. Обычно номер формируется с учетом следующих особенностей:
Не подлежит регистрации следующая документация: буклеты, открытки, визитки, газеты и т.д.
Когда договор считается заключенным: переписка и счет по e‑mail, аналоги электронной подписи, оформление письма с договором
Бухгалтеры часто сталкиваются со следующей ситуацией. Контрагент находится в другом регионе, договор согласуют с ним по электронной почте или вообще обговаривают условия по телефону, а вот «бумажный» договор по каким-то причинам не подписывают. Считается ли такой договор заключенным? Примет ли суд такой договор в качестве доказательства, если между контрагентами возникнут разногласия? Подтверждает ли подобный договор реальность сделки с точки зрения налоговиков? Обязательно ли при каждой поставке или оказании услуг заключать «бумажный» договор в письменной форме? Давайте разбираться.
Формы сделки: устная и письменная
Гражданское законодательство знает всего две формы, в которых может быть заключена сделка: устная и письменная (п. 1 ст. 158 ГК РФ). В свою очередь, письменная форма подразделяется на простую и нотариальную. А простая письменная форма, если речь идет о двусторонних или многосторонних сделках (т. е. о договорах), может принимать самые разнообразные виды.
Это не только привычный бумажный документ, в котором изложены все условия, поименованы стороны и стоят их подписи. Договоры могут заключаться и путем обмена письмами, телеграммами, телексами, телефаксами и иными документами, в том числе электронными документами, передаваемыми по каналам связи (п. 1 ст. 160, п. 2 ст. 434 ГК РФ). При этом главное, чтобы применяемый способ обмена позволял достоверно установить тот факт, что автором документа является именно другая сторона. О том, как выполнить это условие, мы еще поговорим. А сейчас продолжим рассмотрение возможных вариантов простой письменной формы договора.
Помимо единого документа, подписанного сторонами, а также обмена документами, Гражданский кодекс знает еще одну разновидность письменной формы договора. Это направление одной стороной письменного предложения заключить договор и совершение другой стороной действий по выполнению указанных в этом предложении условий договора, например, по отгрузке или оплате (п. 3 ст. 434, п. 3 ст. 438 ГК РФ). Проще говоря, в ситуации, когда одна сторона просто выставляет счет, содержащий указание на то, что после его оплаты в установленный срок произойдет отгрузка указанных в нем товаров, работ или услуг, а вторая сторона в установленный срок этот счет оплачивает, между сторонами заключается договор. Причем, такой договор считается заключенным именно в письменной форме, даже если отдельный документ, подписанный обеими сторонами, при этом не оформляется.
Подведем промежуточный итог: простая письменная форма сделки считается соблюденной в следующих случаях.
«Электронный» договор
Перейдем теперь к более детальному рассмотрению дистанционной формы заключения договора. Как гласит п. 2 ст. 160 ГК РФ, сделка может быть заключена с помощью электронной подписи. Понятно, что речь тут идет об использовании электронной подписи (простой или усиленной) в соответствии с Федеральным законом от 06.04.11 № 63-ФЗ «Об электронной подписи».
Однако помимо электронной подписи п. 2 ст. 160 ГК РФ допускает применение и других аналогов собственноручной подписи, прямо их не называя. То есть перечень допустимых аналогов является открытым. На практике ими могут служить, например, коды дилера, различные шифры, ПИНы, или скан-копии «живой» подписи. При этом они выполняют ту же роль, что и электронная подпись, т.е. являются полным аналогом собственноручной подписи и могут подтверждать подписание договора в электронной форме.
Но для того, чтобы произошло подобное приравнивание нужно выполнить одно важное условие: предусмотреть такую возможность соглашением сторон (п. 2 ст. 160 ГК РФ). Сразу оговоримся, что подобное соглашение требуется только в тех случаях, когда приравнивание прямо не предусмотрено законодательно. Так, п. 1 ст. 6 Закона № 63-ФЗ проводит такое приравнивание в отношении квалифицированной электронной подписи (КЭП). Следовательно, когда стороны используют КЭП, то заключенные ими договоры в электронной форме имеют равную юридическую силу с договорами на бумажных носителях непосредственно в силу закона.
Поэтому в данном случае сторонам договора не нужно делать оговорок или заключать отдельных соглашений на бумажных носителях, в которых имеется условие о том, что стороны признают одинаковую юридическую силу договоров в электронной форме и на бумажных носителях.
В остальных же случаях такая оговорка необходима. Причем лучше, если она будет сделана в обычном, бумажном документе, подписанном обеими сторонами. Это может быть как отдельное соглашение об использовании аналогов собственноручной подписи, так и специальный пункт или раздел в каком-либо из договоров, заключенных ранее. Хотя использовать электронное соглашение тоже не запрещено.
Возможность оформления договора путем обмена электронными документами признает и судебная практика. Например, ФАС Дальневосточного округа признал, что между сторонами действительно заключен договор в ситуации, когда он был подписан путем обмена сканкопиями по электронной почте. При этом суд установил, что данные копии документов идентичны, а возможность электронного обмена была предусмотрена условиями предложения делать оферты, которое исходило от одной из сторон договора (постановление от 21.04.14 № Ф03-1251/2014 по делу № А37-1143/2013).
Арбитраж Северо-Кавказского округа признал заключенным договор, условия которого были изложены в электронных письмах, направленных друг другу контрагентами. Причем в этом случае между сторонами не было заключено специального соглашения, предусматривающего возможность подобного электронного обмена документами. Но суд обратил внимание, что сторона, получившая по электронной почте акты транспортно-экспедиционных услуг, оказанных по заключенному в таком порядке договору, произвела оплату оказанных услуг в полном соответствии с полученными по электронной почте документами. Эти действия суд признал подтверждением возможности обмена документами посредством электронной почты (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 08.08.12 по делу № А53-11601/2011). Аналогичный подход к соглашению, допускающему электронное подписание договора, находим и в постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 12.04.11 по делу № А63-4698/2010).
Как определить автора документа
Как было сказано выше, при заключении договора путем обмена письмами и прочими документами, в т. ч. и электронными, важное значение имеет факт установления автора соответствующего документа. Согласно п. 4 ст. 434 ГК РФ необходимо, чтобы сторона, получающая соответствующее письмо или документ, смогла достоверно установить, что они исходят от другой стороны по договору.
Очевидно, что безусловным доказательством составления стороной по договору документов в электронной форме является квалифицированная (КЭП) или неквалифицированная электронная подпись отправителя документа (п. 2 ст. 160 ГК РФ). В этом случае не требуется каких-то дополнительных доказательств того, что документ исходит от стороны по договору. Ведь такая электронная подпись позволяет достоверно определить лицо, подписавшее электронный документ (ст. 5 Закона № 63-ФЗ). Поэтому наличие КЭП в документе в электронной форме, подлинность которого удостоверена программой проверки, позволяет сделать вывод, что он составлен конкретным лицом, т.е. «исходит от стороны по договору».
Если же при заключении договора в электронной форме стороны используют простую электронную подпись или иной аналог собственноручной подписи, то стороне нужно отдельно удостовериться, что документ составлен и отправлен стороной по договору. В частности, доказательством этого может быть отправление электронного документа именно с того адреса электронной почты, который указан в соглашении, предусматривающем электронный документооборот. Также подтвердить автора можно путем просмотра метаданных в соответствующем документе, или, к примеру, телефонограммой отправителя. В любом случае допустимые методы проверки и доказательства авторства лучше заранее предусмотреть в соглашении об электронном документообороте.
Как оформить электронное письмо с договором
От теории перейдем к практике. Как правильно оформлять договоры, заключаемые в электронном виде? К примеру, если речь идет об обмене электронными письмами, нужно ли все условия излагать непосредственно в «теле» письма, или это может быть вложение? А если вложение, то в каком формате?
Гражданский кодекс на этот счет хранит молчание и не устанавливает обязанности сторон использовать при заключении договора в электронной форме какие-либо конкретные информационные технологии и (или) технические устройства. Значит, все эти вопросы определяются сторонами самостоятельно. Например, вопросы могут согласовываться в заключенном сторонами рамочном договоре, определяющем порядок и условия заключения последующих договоров в электронной форме. Если же подобные нюансы сторонами не согласованы, то каждая из них может использовать любой вариант оформления документа в электронной форме.
Более того, если стороны не установили иных условий, то разные экземпляры одного и того же договора, для которого законодательством предусмотрена простая письменная форма, могут формироваться в разных форматах и даже на разных носителях, т.е. и в электронной форме, и на бумажном носителе. Ведь ГК РФ не устанавливает запрета на совмещение нескольких способов заключения договора в простой письменной форме. Поэтому, к примеру, один экземпляр договора может существовать на бумажном носителе, а другой экземпляр этого же договора — в электронной форме. Или же один — в виде электронного письма без вложений (т. е. текст в «теле» письма), а другой — в виде файла в формате pdf или doc.
Счет на оплату по электронной почте
В заключение остановимся еще на одном моменте: можно ли в электронной форме заключить договор путем выставления счета и его оплаты? То есть, можно ли такой счет-оферту выставлять не на бумаге, а в электронном виде?
Как уже говорилось, пунктом 3 статьи 434 ГК РФ предусмотрено, что требование о письменной форме договора считается соблюденным, если письменное предложение заключить договор принято в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 438 ГК РФ. В соответствии с указанной нормой совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом (акцепт путем исполнения). Применение этого правила ГК РФ никак не ограничивает только сферой документооборота на бумажных носителях. А значит, оно может применяться и в случае оферты (в т. ч. и выставления счета) в электронной форме. Заметим, что указанные выводы подтверждаются и судебной практикой (см. уже упоминавшиеся постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 12.04.11 по делу № А63-4698/2010 и от 08.08.2012 по делу № А53-11601/2011, где суд как раз и признал договором действия по оплате выставленных в электронной форме счетов).
Обратите внимание: организации и предприниматели, у которых есть сертификат электронной подписи для отправки налоговой отчетности, могут бесплатно отправить контрагентам неограниченное количество юридически значимых договоров, счетов-фактур, накладных и других документов через систему «Контур.Диадок» в рамках акции «Безлимит на 2 месяца».