как предлагать кредит по телефону
Как написать идеальный скрипт для продаж
Холодные звонки относятся к той части работы, которая приносит мало удовольствия. Все дело в том, что такие звонки часто вызывают раздражение у потенциальных клиентов, а потому непредсказуемы для продавцов.
Чтобы усовершенствовать подход к клиенту, менеджеры по продажам пытаются создавать идеальные скрипты продаж — подробно прописывать сценарии вопросов, которые нужно задавать, и ответов, которые следует использовать в той или иной ситуации. И такой подход действительно эффективен. Хорошо отработанный скрипт, как правило, дает ощутимый результат: назначение встречи, договоренность о повторном звонке и т.д. Но для того, чтобы написать идеальный скрипт, нужно учитывать множество деталей.
Этапы написания идеального скрипта
Прежде всего вам следует определиться с продуктом или услугой, под который вы будете готовить скрипт продаж. После этого:
Определите персону покупателя для этого продукта / услуги.
Сосредоточьтесь на целевой аудитории. Вы можете создать один скрипт продаж, который будет работать для всех потенциальных клиентов, но гораздо эффективнее адаптировать вопросы к конкретным персонам покупателей.
На этом этапе стоит рассмотреть различные типы клиентов, которым вы планируете продавать свой продукт. Используйте для этого наработанную базу и пополняйте ее с помощью специального сервиса, который осуществляет поиск клиентов по различным критериям.
Выделите не менее трех преимуществ продукта / услуги.
Представьте себе покупателя, с которым вы планируете общаться. Как продукт поможет ему повысить производительность, сократить расходы, увеличить прибыль и решить другие проблемы бизнеса?
Например, если вы продаете услуги для подбора персонала, то это могут быть следующие преимущества:
Свяжите преимущества с болями потенциальных клиентов.
Для этого вам нужно составить список болей клиента и соотнести их с преимуществами, которые вы определили до этого. Важно, чтобы каждое преимущество было связано с какой-то болевой точкой, и либо сводило ее к минимуму, либо устраняло полностью.
Так, если привязать к болям отмеченные выше преимущества, то тогда это можно сформулировать следующим образом:
Всё, что нужно на старте бизнеса для ИП и ООО младше 3 месяцев
Составьте список вопросов, которые касаются этих болевых точек.
Для этого нужно помнить обо всех болях клиента. Одну боль можно прояснить с помощью 1-2 вопросов. Они помогут определить, является ли боль серьезной преградой на пути развития бизнеса.
Если продолжать тему услуг по подбору персонала, то вопросы могут быть такими:
Используя все описанные шаги, адаптируйте этот алгоритм под продукт, компанию и потенциальных клиентов.
Какими могут быть скрипты продаж
Когда специалисты по продажам объясняют смысл скриптов продаж, то они обычно ограничиваются лаконичным определением — это то, что нужно говорить менеджеру по продажам. Правда, добавляют при этом: важно еще кому, когда и как он это говорит. Это значит, что одна и та же фраза может звучать по-разному из уст разных людей. Поэтому часто даже интонация и тон имеют значение.
Дмитрий Ткаченко, тренер по продажам и автор книги «Скрипты продаж», выделяет три типа скриптов продаж:
Тип скрипта продаж | Специфика |
---|---|
Скрипт-шпаргалка | Напоминает, как надо поступать в той или иной ситуации. Часто сопряжен с ответами на возражения: «нам ничего не надо», «пришлите предложение на почту», «это дорого» и др. Может представлять собой описание всего процесса общения с клиентом объемом в страницу А4. |
Блок-схема | Часто используется менеджерами для холодных звонков. Применяется, если количество вариантов развития диалога небольшое. Может разрастаться до нескольких листов А4. Включает все важные элементы диалога, в том числе очевидные — приветствие, прощание и т.д. |
Автоматизация | ИТ-решение, позволяющее быстро находить ответы на экране компьютера. Это усовершенствованный вариант блок-схемы. |
Компания, которая серьезно занимается продажами, не обходится каким-то одним универсальным скриптом. Как правило, их десятки: они пишутся под разные ситуации общения с клиентами, с учетом целей и даже возражений. Дмитрий Ткаченко рекомендует всегда начинать с пяти скриптов продаж:
Как выглядит скрипт продаж по телефону
Допустим, ваша компания занимается натяжными потолками. И вашим колл-менеджерам приходится часто отвечать на входящие звонки от потенциальных клиентов. Какой должна быть структура идеального скрипа продаж в данном случае?
А теперь смоделируем на основе этой структуры шаблон скрипта продаж для менеджеров, которые продают услуги по установке натяжных потолков.
Менеджер: Компания X. Елена, здравствуйте.
Клиент: Я хочу натянуть потолки в комнатах. Во сколько мне это обойдется?
Менеджер: Как мне лучше к вам обращаться?
Менеджер: Ирина, уточните, пожалуйста, в скольких комнатах вы планируете натянуть потолки?
Менеджер: Какие потолки вас интересуют: сатиновые, матовые или глянцевые?
Какова площадь помещения?
Клиент затрудняется ответить на все вопросы. Менеджер предлагает ему замер.
Менеджер: Определить точную стоимость с учетом всех требований и материалов может наш замерщик. Он ответит на все ваши вопросы. Замер осуществляется бесплатно. Когда вам будет удобно с ним встретиться?
Клиент может потребовать назвать хотя бы примерную цену.
Менеджер уточняет характеристики: Нужна ли будет подсветка?
Количество углов и труб?
Нужна ли будет фотопечать?
Рассматриваете ли вы вариант с двухуровневыми потолками?
Я сделаю расчет и перезвоню вам.
Клиент может заявить, что сам перезвонит. Задача менеджера — убедить клиента, что это будет неудобно для него. Например, сослаться на то, что к вам сложно дозвониться, потому что часто линия занята.
После того, как менеджер сделал расчет, он снова звонит клиенту. Обязательно нужно уточнить заказ и назвать цену.
Менеджер: Наш инженер может в удобное для вас время сделать точный расчет. Когда ему подъехать?
На этом этапе со стороны клиента может возникнуть возражение — например, «это дорого, я на такую цену не рассчитывала». Задача менеджера — ответить на возражение так, чтобы объяснить цену и всё же назначить день замера.
Менеджер: Мы даем 5 лет гарантии.
Мы используем высококачественные импортные материалы.
Если клиент соглашается, то менеджеру следует договориться о дне и времени замера.
Если клиент не соглашается, то нужно предложить ему приехать к вам офис и ознакомиться с материалами и возможными вариантами.
Работа с возражениями в продажах: какие скрипты использовать
Из приведенного выше примера видно, что на определенном этапе общения обязательно возникают возражения. Это стоит учитывать заранее, чтобы в процессе разговора быстро находить те ответы, которые могут удовлетворить и зацепить клиента.
Рассмотрим наиболее распространенные возражения.
«Я подумаю»
Обычно эта фраза значит, что от вас хотят вежливо избавиться. При этом важно, в какой именно момент ее произносит клиент. Если в начале разговора, сразу же после того, как вы назвали цену, то, скорее всего, вы просто не умеете поддерживать разговор по телефону и не продумываете следующие шаги, то есть, грубо говоря, не умеете обрабатывать входящие звонки.
Иногда «я подумаю» возникает на более позднем этапе разговора. Типичный пример: вы осуществляете b2b-продажу, выявили потребности клиента, сделали ему коммерческое, добились встречи, показали продукт и в ответ услышали фразу: «Нам надо подумать». Что делать?
Бизнес-тренер Евгений Колотилов советует три варианта работы с этим возражением:
Если вы получаете отрицательный ответ, «уходите в конструктив». Поблагодарите клиента за то, что честно признался в том, что ему не подходит продукт, и предложите изменить параметры продукта, выразите желание подобрать то, что идеально подойдет именно для него. Важно не дать клиенту просто уйти и «думать».
Клиент может сказать, что ему в принципе понравилось, но не устраивает цена. Тогда вам нужно вести переговоры по цене и предлагать более дешевый аналог.
Несложно догадаться, что пять вам вряд ли поставят — иначе, о чем тогда клиенту думать? Единицу тоже не поставят, чтобы не обидеть.
Если ставят 4, то вам нужно продавать — клиент фактически готов купить ваш продукт.
Если ставят 2 или 3, то задайте вопрос: «Что нам сделать, чтобы мы от этой оценки поднялись хотя до четверки? Где мы не доработали?». Ответы позволят вам еще раз вернуться к потребностям клиента.
Обратите внимание на последовательность: сначала вы спрашиваете о том, что смущает, а далее — о том, что понравилось. Клиент с большой долей вероятности будет отвечать именно на второй вопрос.
Но если все же клиент начнет перечислять то, что его смущает, то вам придется применить прием плюсов и минусов: он называет недостатки, а вы приводите в ответ достоинства.
«У других дешевле»
Если потенциальный клиент говорит вам, что «у других дешевле и лучше», вы, по совету бизнес-тренера Евгения Колотилова, можете отреагировать следующим образом: «Кому как не вам должно быть известно, что цена определяется качеством: выше цена — выше качество, ниже цена — ниже качество. Если они снижают цену, то вам, вероятно, интересно узнать, на чем они сэкономили? Возможно, на вас. Стоит ли так рисковать?».
Но в целом для продавца важно учиться обосновывать более высокую цену и хорошо разбираться в ценообразовании того, продукта, который он предлагает.
«Мне ничего не нужно», «Мне не интересно»
Обычно эта фраза означает, что клиент хочет побыстрее закончить разговор. Чтобы этого не произошло, нужно использовать конкретные фразы, которые должны давить либо на страх, либо на жадность, либо на тщеславие потенциального клиента.
Один из вариантов ответов на возражение, который давит на страх: «Я тоже так говорю, когда хочу вежливо отказать. Но вы еще не знаете нашего предложения — возможно, вы упускаете уникальную возможность». Или: «Я понимаю ваш отказ — вы боитесь рисковать. А если вы сейчас рискуете больше?».
Реакция на возражение, которая давит на жадность: «А если это позволит вам хорошо сэкономить?»; «А если это бесплатно?».
Реакция на возражение, связанная с тщеславием клиента: «Дело в том, что альтернативы у вас нет».
Итого
Конечно, идеальный скрипт продаж — понятие относительное. На его содержание сильно влияет и специфика продукта, и тип продаж (b2c или b2b), и даже сам клиент. Ведь не зря в самом начале статьи мы даем рекомендацию по определению типов клиентов. Задача менеджера по продажам при составлении такого документа учесть весь имеющийся опыт продаж по продукту, выявить ошибки и даже поднять аналитику — чтобы понять, на каком этапе «отпадают» клиенты.
Отдельное место в структуре скрипта продаж занимает работа с возражениями. И здесь важно проработать максимально возможное количество невыгодных для вас реакций, чтобы они не сбивали продавца, а, наоборот, помогали ему быстро находить способы приближения клиента к решению о покупке.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Эффективный скрипт и техника продаж банковских продуктов
Эффективная техника продаж банковских продуктов
Всех банковских служащих и банкиров, поздравляю с профессиональным праздником – Днем банкира! Желаю выполнения планов, успешных продаж и высокого финансового результата.
Сегодня я решил посветить пост, который будет в помощь тем, кто находится на “передке” (во фронте – front-office) продаж банковских продуктов. Я опишу универсальную технику продаж банковских продуктов исходя из современной практики.
На 100% техника подходит для сотрудников розничного бизнеса, однако в большинстве случаев 80-85% это техника продаж, так же будет полезна и для малого бизнеса и для среднего корпоратива. В этой технике есть основы и неразделимые концепции для менеджеров всех направлений, всех кто связан с продажами банковских продуктов и предоставления банковского сервиса – тот кто непосредственно занимается обслуживанием клиентов может ей воспользоваться.
Я уже описывал скрипт продаж – Как продлить депозит клиента по телефону, где предлагаю 10 простых советов, которые не только помогают сохранить депозитный портфель, но и дают подсказку как работать с новыми клиентами.
Сегодня, мы рассмотрим универсальный скрипт продаж, универсальную технику продаж банковских продуктов, которая подходит для продажи: кредитной карты, кредита наличными, дебетовой карты, депозита, расчетно-кассового обслуживания, бизнес-карты и остальных не названных продуктов. В основе данной техники тренинг “Активные продажи”, но с особыми ремарками, потому как многие менеджеры не понимают важные моменты, а старшие менеджеры или директора отделений упускают данное “непонимание” и пускают все на самотёк.
Первое – первое. Четко понимать, что есть продажа, а что есть сервис.
Операционная работа в банках имеет один принцип, но разную организацию. В некоторых банках продажи и сервис разделены, но в большинстве случаев, на современном этапе, и продажи и сервис – выполняет универсальный менеджер.
Однако, нужно отметить, что если все же сервис-менеджер и менеджер по продажам это два разных сотрудника – им нужно понимать, что они единая команда и они очень зависят друг от друга.
Итак, что есть продажа и что есть сервис? Прошу прощения за излишний сексизм, но мне очень нравится укоренившийся тезис маркетологов:
Согласно основным правилам маркетинга, при продаже мы продаем преимущества, и сознательно (90% случаев) не ставим акценты на свойствах и обязательствах – которыми теперь будут связаны банк и клиент, а ведь они есть.
Во время сервиса, мы делаем акцент на комфорте, персональном внимании, скорости обслуживания, выполняем обязательства и платим цену – за сервис, при этом забываем рассказать клиенту об акциях, новых продуктах, дополнительных возможностях – решаем, что клиента нужно качественно обслужить, считаем, что все что надо клиенту у него уже есть и на патологическом уровне уверенны, что клиент знает о всех наших возможностях и если ему, что либо будет нужно – клиент сам попросит. Во время сервиса, банк и клиент словно “притираются” к друг, другу: к привычкам клиента, к возможностям банка и наоборот.
Продажа – продажа (особенно первая) в первую очередь это знакомство клиента с Банком. Именно знакомство с банком а не с продуктом, поскольку с продуктом исходя из “воронки потенциальных клиентов”, он уже может быть знаком, через разные каналы: ТВ, интернет, ему могут об этом рассказать друзья, наружная реклама, в конце концов – клиент может пользоваться аналогичным продуктом в другом банке.
Воронка потенциальных клиентов в упрощенном виде состоит из:
Сервис – сервис (обслуживание) в первую очередь это долгосрочные отношения с клиентом. Качество сервиса, как и качество отношений, побуждает Вашего клиента узнать Ваш банк поближе, лучше. В меру определенных обстоятельств продажа “продукта” уже была, или у него появилось желание приобрести Ваш продукт в результате просмотра рекламы (как любовь с первого взгляда), – теперь, во время обслуживания: оформления кредита, депозита, кассовой операции – Вы должны оправдать “ожидания клиента”, чтобы совпадала “картинка” с: рекламой, обещаниями, рекомендацией друга и др.
Если во время “сервиса”, ожидание клиента не совпадут, – Вам будет сложнее продать новый (второй) продукт, это же очевидно.
Как банковские служащие вы же знаете, что в современном банковском мире, показатель Cross-sell не может быть ниже 2,5 (не менее 2 продуктов на одного клиента).
Второе – первое: Используйте технику продаж банковских продуктов без отклонений от скрипта.
Давайте рассмотрим конкретный пример, самый простой пример который встречается в наших буднях и присущий “одной из стратегий”, современного украинского банкинга, в виде так называемого – ситуационного скрипта, итак условия и собственно сам скрипт:
Клиент взяв рассрочку 20 000 гривен, на 10 месяцев, уплатит банку 200 гривен. = 1% Опытный клиент даже в банк не будет обращаться, для окончательного погашения – современные технологии это позволяют. Канал погашения – наш клиент выбрал отделение почты.
В общем, может от “сети бытовой техники” – банк и получает основной доход, но от клиента который взял рассрочку – нет. Я не хочу рассматривать случаи о которых часто говорят: банк надеется что клиент “вляпается” и не выдержав сроки будет платить повышенный процент, что банки специально снимают рассрочку с кредитной карты, чтоб комиссия от платежей снималась с комиссией…
Условимся о том, что все правильно, клиент понял условия, и все делает правильно – так что доходность от такого клиента – который взял вышеуказанную рассрочку на товар 0,00 грн (точнее 200 грн – что фактически “0”).
Завести такого клиента в отделение банка – к сервис менеджеру или менеджеру по продажам, вероятнее всего задача “телемаркетинга”, и в основе стратегии банка заложен Up-sell, который просто не возможен без Cross-sell.
Другими словами, это “жуткий” и сложный случай, но ведь он имеет место. Что же делать менеджеру на отделении?
Я не буду приводить примеры “как делать неправильно”, сразу опишем диалог менеджера и клиента, и распишем почему в своем скрипте мы используем конкретные фразы и конкретную очередность.
Рассмотрим следующую “игровую” ситуацию:
Начнем с того, что менеджер был немного занят – в момент, когда зашел “наш” клиент, в это время менеджер заканчивал обслуживать “действующего” клиента. Он поднял взгляд на вновь вошедшего клиента извинился пред клиентом которого обслуживал, поздоровался с вошедшим, и предложил ему присесть для ожидания. (так делать – правильно)
Не имея “простого терпения”, вошедший клиент которому предложили немного обождать, начал изучать стенд размещенный на одной из стен отделения, в надежде найти ответ на свой вопрос. В этот момент наш менеджер освободился, и перед началом обслуживания имеет необходимость “окликнуть” клиента – привлечь внимание клиента на себя.
Первый этап: Приветствие клиента по всем требованиям:
Менеджер: – Уважаемый клиент! (негромко но выразительно, возможно нужно привстать и показать, что в данный момент он обращается именно к этому клиенту, именно словами “уважаемый клиент” – других категорий: женщина, молодой человек и т. п. – в бизнесе быть не может. После того, как мы вернули внимание клиента к менеджеру, можно дальше продолжать диалог)
Менеджер: – Здравствуйте, меня зовут Евгений, я менеджер, как я могу к Вам обращаться? (Вы можете использовать приветствие – Доброе/утро/день/вечер, я предпочитаю поздороваться, обязательно представится по имени и назвать свою должность. Узнать имя клиента клиента и поздороваться – это обязательно).
Клиент: – Добрый день, называйте меня Павел Лукич (теперь Вы знакомы и поприветствовали друг друга)
В этот сакральный момент Вы уже знакомые люди, поздоровались – оба признаете простейшие правила этики, а ведь со знакомыми людьми, Вы можете обговорить интересующий Вас вопрос. Не так ли?
Менеджер: – Павел Лукич, какой вопрос Вас интересует? (При первой же возможности, обратитесь к клиенту по имени – в первую очередь Вы персонализируете свой вопрос, второй полезный момент, Вы обратитесь к клиенту по имени – имя дано родителями и каждому человеку слышать его приятно, кроме того, Вы обратитесь к клиенту именно так, как он себя позиционирует: Павел Лукич, если скажет “Павел” – обращайтесь “Павел”, если “Лукич” – смело используйте, – так требует клиент. И ещё один важный момент, не говорите клиенту – “какая у вас проблема?” или “что у Вас там?”. Задайте клиенту ориентир – у него именно “вопрос”, если в дальнейшем, клиент все же сам озвучит – “… у меня проблема в том…” – в своем ответе перефразируйте: это интересный вопрос или это сложный вопрос, хороший вопрос…).
Клиент: – Я оформил товар в рассрочку, там была девушка из Вашего банка, которая оформила мне кредит прямо в магазине, вот пришел платить, что мне для этого нужно?
Менеджер: – Павел Лукич, я могу делать платежи по рассрочке и могу Вам помочь, прошу присаживайтесь ко мне (Мы опять использовали случай и персонализировали обращение + сообщили, что клиент обратился к нужному представителю банка, и теперь клиент знает, что его вопросом сейчас будут заниматься, обратите внимание, что данное знание Важно для клиента. Если менеджер не делает кассовых операций, не нужно говорить: – “я не делаю кассовых операций”; – “Вам в кассу”; – “я сделаю Вам “расходник” и вы пройдете в кассу” – и прочего словесного мусора! Нужно понимать – что в основе сервиса предусмотрен cross и up-sell, для этого Вам нужно познакомится, узнать клиента – для этого нужно предложить ему присесть к Вам)
Клиент: – Замечательно, тогда мне к Вам, вот договор который мне дали в магазине, где указанны реквизиты и все, что там… будет нужно.
Менеджер: – Я вижу Павел Лукич Вы отлично подготовлены, и предусмотрительны! Наличие реквизитов позволит мне быть ещё быстрее! (при первой возможности похвалите клиента – используя технику “Ты – оК! Я – оК”, она располагает клиента и подтверждает клиенту, что он действует правильно, в тот же момент эта техника подчеркивает Вашу квалификацию, что придает клиенту уверенности)
Не делайте ошибок! На первом этапе это все, что Вы как менеджер, должны были сделать, все остальные моменты и уточнения оставляем на следующий этап.
Этап Второй: Выявление потребностей
Очень много менеджеров допускают “тотальную” ошибку. Недопустимую ошибку! Они считают, что потребности клиента можно выяснить на первом этапе, мало того, им простите думается, что все, что нужно клиенту – это заплатить за кредит, или любую другую операцию. Иногда я не могу понять, почему когда на тренингах обучают делать Cross-sell, никто этого не объясняет, так же не объясняют что банк имеет стратегию – Up-sell (одну услугу отдает фактически бесплатно – чтоб привлечь на обслуживание платной или выгодной для банка услуги).
Менеджер: – Павел Лукич, разрешите мне задать несколько вопросов, которые помогут сделать Ваше обслуживание сегодня быстрым, а в дальнейшем простым и комфортным? (Обязательно спросите разрешение задавать вопросы – после того как Вы получите разрешение задавать вопросы, Вы получите возможность апеллировать к этому разрешению, в том случае, если клиент почувствует “реактивное сопротивление”* (так бывает) и постарается зайти в “блок” – не желая отвечать, на какой либо вопрос.
Клиент: – Да! Конечно Евгений! Задавайте!
*Реактивное сопротивление – это термин из техники продаж “Профессионализм уступчивости” или “Создание искусственного дефицита”. Все дело в том, что каждому человеку свойственно охранять свое “личное пространство”, свои “свободы и права” – границы которых у каждого свои. Как пример, – некоторые люди, совершенно свободно, без сопротивления могут рассказать причины своего успешного благосостояния, другие во время такого вопроса уйдут в блок – с единой мыслью – “…почему Вы меня об этом спрашиваете…”
Давайте рассмотрим, как менеджер воспользуется своим правом на апелляцию к “разрешению задавать вопросы”:
Менеджер: – Павел Лукич, скажите, какими продуктами нашего банка Вы пользуетесь кроме рассрочки? (некоторые банки имеют CRM, где при наличии любых идентификационных данных, в случае с Павлом Лукичем это номер договора рассрочки, менеджер может видеть всю “корзину продуктов”, но вопрос задавать обязательно – для того чтоб расположить клиента на разговор).
Клиент: – У Вас у меня больше ничего нет, только эта рассрочка!
Менеджер: – Павел Лукич, в каких банках Вы обслуживаетесь и какими продуктами там пользуетесь?
Клиент: – Как этот вопрос относится к делу? Не все ли равно где и чем я пользуюсь? (клиент заходит в блок – срабатывает “пружина реактивного сопротивления”)
Менеджер: – Павел Лукич, я прошу Вас не беспокоится, я ведь просил разрешение задавать Вам вопросы, и мне это нужно для того, чтобы сделать Ваше обслуживание быстрым, простым и комфортным, только для этого. (Вот примерно так, менеджер апеллирует к своему “разрешенному праву” задавать вопросы)
Клиент: – Я обслуживаюсь в Приватбанке, получаю там зарплату и пенсию на карту, все равно не пойму, для чего Вам это нужно знать? (обратите внимание, что клиенту может быть мало апелляции, ему необходимо дополнительное объяснение. А я Вам сейчас расскажу, как клиента успокоить, простой “домашней заготовкой”! В действительности, клиенту необходимо сказать правду!)
Менеджер: – Зная банковские продукты которыми Вы пользуетесь, я могу лучше понять Вашу опытность. Я могу предположить, что если Вы пользуетесь услугами Приватбанка, то Вы пользуетесь Интернет-Банкингом (Приват24), а это вкорне меняет дело!
Клиент: – Да пользуюсь и пользуюсь кредитной картой и Приват24 и ничего не собираюсь менять, меня все устраивает, я не буду пользоваться Вашим интернет банком или кредиткой, мне не нужна дополнительная кредитная карта, и пенсионная меня устраивает полностью. Мне просто понравились условия беспроцентной рассрочки, без страховки и я решил воспользоваться предложением Вашего банка. Вы мне сделаете квитанцию? Сколько мне платить? Вам давать деньги? (В такой ситуации оказываются многие менеджеры – явно клиент полагает, что он контролирует ситуацию, и стоит в конкретном “блоке” – не собираясь больше ничего покупать, давит ситуацией на менеджера).
Постарайтесь погасить “возмущение” и попробуйте снять “блок” с клиента. Воспользуйтесь техникой “Ты оК – Я оК”, подтвердите клиенту, что Вы его услышали, идите на компромисс и делайте “кросс” – как наш менеджер.
Менеджер: – Павел Лукич, я Вас услышал, квитанцию пустил на печать!
Самое время взять рекламную листовку, в нашем случае это реклама “пакетной” дебетной карты. (По сути менеджер, не имеет возможности начать презентацию, так же, мы можем видеть, что клиент не имеет никакой потребности – но это только на первый взгляд. Рекламный буклет берется в руки по нескольким причинам: клиент расфокусируется от своей обороны и сосредоточится на буклете/рекламке в руках менеджера, с первого же момента, как клиент увидит рекламный проспект – на подсознательном уровне заинтересуется новым предметом – в тот момент когда Вы начнете свой “кросс” – клиент получит визуальную картинку Ваших слов.
Рекламная продукция обязательно при любой консультации – в конечном итоге, мы отдадим этот буклет клиенту с собой.
Менеджер: – Павел Лукич, я Вам ничего не предлагаю оформлять, я просто обязан Вас ознакомить с интересной и выгодной возможностью, прошу Вас, уделить мне минуту Вашего внимания – это очень Важно. (В этот момент, как видите, менеджер не настаивает на покупке продукта, но подчеркивает, что информация очень важная, выгодная и самое главное интересная).
Клиент: – Ладно, только прошу Вас быстрее, у меня мало времени, я ушел в обед, а мне нужно ещё успеть вернутся, а ехать далеко, у меня отчет.
Третий этап: Презентация в случае если мало времени
Обратите внимание на то, что “реактивное сопротивление” на самом деле очень помогает менеджеру, из за того что клиент не охранял свой периметр – а пошел в контратаку (будем называть это – “отпружинил”), он открыл нам “военную тайну”, рассказал нам все что он только мог. Мы поняли, что явной потребности у в новом банковском продукте нет. На самом деле, у клиента потребность не в банковском продукте, а во времени. Ему нужно продавать не продукт! Ему нужно продать “время”!
Ему нужно продать не продукт – с ним нужно поделиться опытом! Делаем это без лишних слов.
Менеджер: – на самом деле, для того чтоб платить по Вашей рассрочке, абсолютно не нужно ехать в банк, есть один способ, который позволит Вам, платить по рассрочке не уходя с рабочего места и это совершенно бесплатно. Вы не теряете время и деньги на поездку в банк, и не нужно ожидать в очереди.
Менеджер: – Посмотрите, вот карта в пакете “комфорт”, которую можно пополнить картой другого банка абсолютно бесплатно – даже Вашей зарплатной картой Приватбанка, после того как пополните её на необходимую сумму, Вы можете оплатить рассрочку. Все это можно сделать через интернет-банк, который для этой карты бесплатный – вы опытный пользователь, знаете как пользоваться интернет-банком – у нас все просто и аналогично.
Клиент: – Евгений, мне этот вариант не подходит, поскольку я храню квитанции с мокрыми печатями, чтоб можно было доказать, что я платежи вносил вовремя и в нужном объеме.
Небольшая работа с возражениями:
Менеджер: – Платеж который Вы делаете с помощью Интернет-Банка, можно заверить печатью банка, в любое удобное для Вас время совершенно бесплатно, таким образом, Вам не нужно будет отпрашиваться с работы в отчетный период и тратить деньги на проезд. Вы опытный пользователь, система интернет-банк очень похожа, карта имеет свои преимущества, они описаны в рекламном буклете, который я Вам дам с собой.
Не нужно давить на клиента, покажите ему личный пример, дайте ему альтернативу.
Менеджер: – Вот смотрите, я так же делаю свои платежи за коммунальные услуги через интернет-банк, а потом моя коллега подтверждает их штампом – таким образом я плачу за услуги без очереди и комиссии.
У Вас ведь есть кипа квитанций? Вы же реально это делаете 🙂 Покажите квитанции клиенту!
Клиент: – А когда полностью погашу рассрочку? Нужно будет прийти в банк?
Менеджер: – Этого делать не обязательно, во-первых Вам придет СМС, что кредит закрыт, во-вторых Вы будете видеть информацию о закрытии в интернет банке.
Клиент: – Хорошо, я подумаю, все равно у меня нет времени на оформление, я возьму материал с собой.
Клиент заинтересовался продуктом, и заберет рекламный материал, но не все клиенты это делают, иногда вообще заставить клиента взять рекламный материал. Как это сделать? Могу подсказать Вам сразу два способа:
Четвертый этап: Продажа и оформление продукта:
Менеджер: – Хотите договоримся о встрече?
Клиент: – А как долго оформляется эта карта?
Клиент: – Ок, давайте оформим сейчас. И покажите мне как и куда заходить, и как платить.
Платежная карта это якорный продукт, мы сделали Cross-sell и Up-sell. С одной стороны, вроде как и карта бесплатная и платежи бесплатные и на первый взгляд ценность клиента для банка не увеличена. Однако, мы ведь продавали не продукт – мы продавали время для клиента и клиент ещё не знает всех преимуществ карты. Во время оформления Вы можете рассказать о дополнительных преимуществах, таких как:
У каждого банка, есть свои преимущества и фишки, выгоды и удобства, но как видите, клиенту в момент обслуживания не был интересен наш продукт, у него есть похожий в другом банке.
Ему было интересно сэкономить время и деньги, по сути он их и купил, мы же сделали Cross-sell и Up-sell – благодаря качественному обслуживанию мы сделали новую продажу. Если клиента заинтересует плата за остатки – банк получит недорогой ресурс, если заинтересует Cash Back – мы получим транзакционный бизнес клиента или денежные переводы.
Клиент: – Суппер! Вложились в указанное время!
Менеджер: – Павел Лукич, обратите внимание, я вложу вашу квитанцию в файл с договором, вот Ваша карта, если у Вас возникнут любые вопросы – тут мой телефон, звоните, всегда буду рад Вам ответить. Спасибо за то что выбрали наш банк! У Вас остались какие либо Вопросы?
Клиент: – Нет, спасибо, прям сейчас никаких вопросов нет, может позже возникнут, я побежал! До свиданья!
Менеджер: – Рад был Вам помочь. Счастливо.
В целом мы с Вами увидели, что продажа уже была, и клиент пришел обслуживаться, мы работали в определенном скрипте, работали с эмоциями, ожиданиями клиента. Показали, что его визит Важен для нас, что у нас комфортное и быстрое обслуживание – показали уровень сервиса.
Что последовало? Правильно – новая продажа! Мы не продавали продукт, мы продали клиенту того чего ему не хватает – время!
Ситуаций конечно многих разных, но любой сервис и продажи, имеют все те же 4 этапа: приветствие, выявление потребностей, презентация, продажа.
Если клиент потенциальный, другими словами у него ещё нет ни одного банковского продукта – при “первой продаже” скрипт особо не изменится, нужно будет больше узнать клиента (в этом нам поможет техника ЗСК – знай своего клиента, активное слушание – чем мы больше узнаем у клиента изначально тем легче нам с ним работать), активно слушайте его, если с клиентом изначально выстроить доверительные отношения, он Вам раскроет весь свой expirience – Вы будете знать его предпочтения и его ценности, ведь у Вас явно будет что предложить.
И напоследок скажу, чтоб продавать и предоставлять сервис – нужно “любить” клиентов.
Хороших Вам продаж! Евгений Савостин, специально для рубрики Интерны и Магистры.