как предложить клиенту кредит по телефону
Техники продаж по телефону
О телефонных продажах сказано столько, что хочется вернуться к основам и убедиться, что все усвоено верно. Однако пока не придумали волшебных скриптов и всемогущих техник НЛП, которые продадут что угодно кому угодно.
В основе любой коммуникации всегда должна быть польза для клиента. Чтобы научиться ее создавать, посмотрим на основы телефонных продаж свежим взглядом.
Плюсы и минусы телефонных продаж
Телефонные продажи нужны не всем и не всегда. Главное — отталкиваться от коммуникационных предпочтений аудитории.
Допустим, компания N производит станки стоимостью больше миллиона. Она планирует продать партию из 15 станков крупному заводу. Кажется, логичнее использовать электронную почту: так солиднее, да и больше шансов быть замеченными. Но практика говорит об обратном.
Закрепим крайне важный момент: способ коммуникации подбирается не под продукт, а под тип клиента, чаще под лицо, принимающее решения (ЛПР). Есть топ-менеджеры, которым комфортнее общаться по телефону. Есть те, кому комфортнее переписываться. Это стоит выяснить во время первого контакта.
Если говорить о телемаркетинге в широком смысле, бизнесу стоит помнить о следующих преимуществах и недостатках:
Иными словами, основные недостатки сводятся к навыкам исполнителей и внешним факторам. С первым справляется внедрение продвинутых техник продаж по телефону и «разбор полетов» с руководителем отдела. С внешними обстоятельствами чуть сложнее.
Россиян окончательно утомили телефонные звонки мошенников и спамеров. Согласно опросу Tinkoff Data, 98 % респондентов сталкиваются со спам-звонками: массовыми обзвонами, нечеткими и навязчивыми предложениями. Из них треть получает такие звонки по несколько раз в день, еще 55 % — несколько раз в неделю.
Информационный фон вынуждает менеджеров работать осторожнее, аккуратнее применять технику активных продаж. В остальном телемаркетинг остается эффективным инструментом.
Виды телефонных продаж
В телемаркетинге выделяют три вида продаж:
Разберем каждый вид телефонных продаж подробнее.
Холодными называют звонки по неподготовленной клиентской базе. Обычно ее формируют на основе карт 2ГИС, справочников и каталогов компаний — есть номера, названия и профиль. При этом не понятна потребность аудитории в предложении продавца. Поэтому первая задача менеджера — проинформировать, выявить боли и предложить решение.
Для холодных звонков характерна низкая конверсия, поэтому менеджеры стараются сделать больше звонков.
Теплые звонки направлены на пользователей, которые недавно взаимодействовали с бизнесом. Допустим, регистрировались на сайте, звонили уточнить информацию или приходили на мероприятие компании.
В этом случае менеджер напоминает о компании, уточняет запрос или решает иную проблему клиента.
Горячие звонки, как правило, завершают цикл продажи. Клиент изучил сайт компании, определился с выбором и заказал звонок менеджера, потому что так удобнее. Возможно, пользователь планирует задать уточняющие вопросы или обсудить что-то еще. При любых опциях человек готов к покупке.
Примеры и сценарии телефонных продаж
Мы подробно разбирали создание скриптов в отдельном разборе техник продаж по телефону. Здесь напомним основные этапы.
Главное правило для установки контакта — говорить о том, что важно клиенту, а не менеджеру.
Примеры
Сомнительно: «Добрый день, у меня к вам предложение, классная карта отличного банка, мы лучшие в своей сфере, и у нас уникальная идея».
Хорошо: «Добрый день. Меня зовут Дмитрий, я из банка N. Я не отниму у вас много времени. Вижу, что вы интересовались кредитными картами. Вам еще требуется финансовая поддержка?»
Отдельная техника продаж по телефону — обойти секретаря, чтобы выйти на ЛПР. Хороший вариант: написать скрипт под этот сценарий.
Спасибо. Всего доброго, до свидания!
Напишите скрипт не только под отрасль, но и под конкретного менеджера. Например, не все могут «дожимать» секретаря для выхода на ЛПР, но хорошо договариваются.
Кому лучше работать с холодными звонками?
Во многом холодные звонки — механический навык, а исполнитель опирается на скрипт. Пространство для применения техник продаж по телефону появляется, когда собеседник оказывается заинтересованным в предложении. Отсюда вытекает важная особенность работы «вхолодную» — их необязательно поручать сотруднику.
Какие могут быть варианты
Телемаркетолог — отдельный сотрудник, который совершает первый контакт с клиентом и передает его в работу менеджеру. В базовых условиях таких сотрудников реально загрузить на 80-120 звонков в день.
Еще одна опция — нанять кол-центр. Он возьмет на себя холодные звонки, передавая компании лиды. Вариант сработает при качественной постановке задачи и четкого скрипта. Также стоит помнить, что у аутсорсера нет привязки к услугам компании-клиента, а фантазия продавцом ограничена ТЗ.
Роботизированные системы обзвона справляются с большими базами данных, когда нужно сегментировать базу клиентов и поделить их по нужному принципу для дальнейшей проработки. Генерировать первичный контакт через роботов сложно.
Снова обратимся к статистике. Исследование Tinkoff Data показало, что звонки роботов и автоинформаторов чаще всего получают 40 % опрошенных. С ними чаще всего связаны негативные эмоции. Не удивительно, что автоматика показывает самую низкую конверсию.
Можно привлечь менеджеров для холодных звонков. Технически решение выглядит интересно, ведь менеджеры знают «внутреннюю кухню» и разбираются в продукте. Однако стоит учесть два фактора:
Как повысить эффективность горячих звонков
Если мы говорим про телефонные продажи по входящему потоку лидов, базовыми факторами успеха становятся скорость ответа по входящей заявке и продолжительность первого звонка.
Почему важны именно эти факторы?
Потенциальный клиент ищет товар в интернете. Он оставил заявку на сайте и, пока ему не перезвонили, оставит контакты на конкурирующих порталах. В ближайшее время он максимально готов разговаривать о продукте и своих болях.
Дилерские центры перезванивают за 30 секунд, консалтинговые и юридические агентства — за 5 минут. Ориентируйтесь на эти показатели.
Если менеджер перезвонит быстро, то решит несколько задач:
Таким образом, менеджер не только повышает лояльность клиента, но и не дает конкурентам максимально качественно его проработать. На высококонкурентных рынках такой способ коммуникации дает до 15 % прироста конверсии.
О чем нельзя забывать
Техники продаж по телефону будут эффективнее, если уделить внимание двум моментам.
Контроль обещаний
Если менеджер пообещал позвонить завтра в 16:00, значит, он позвонит завтра в 16:00. Именно под это время клиент освобождает график и готов слушать. Даже если клиент не сможет пообщаться, то психологически он останется должным. Чтобы снять этот груз, он назначит новое время.
В любом случае клиент оценит уровень сервиса и пунктуальность, а это важная часть техники успешных продаж.
Полезные коммуникации
Каждое взаимодействие с менеджером несет пользу для клиента. Худшая опция — позвонить и спросить: «Ну, как там?». Сначала сформулируйте полезное знание — то, что заказчик еще не знает.
Допустим, клиент покупает проект дома. Менеджер звонит ему и говорит:
«Знаете, у нас сейчас очень большой поток заказов, срок ожидания готового проекта увеличивается на N времени. Я бы с удовольствием придержал для вас очередь на проектировщиков, но мне нужно знать, когда вы оплатите».
Обратите внимание: менеджер не спрашивает о дате оплаты, а сообщает о сложностях, предлагает дополнительную «услугу» для клиента и мотивирует к продаже.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Я пишу сценарии холодных звонков
Чтобы продать вам что-то ненужное
В продажах я уже 16 лет. За это время мне приходилось продавать и страховки, и продвижение сайтов, и щебень, и даже экскаваторы.
Я успела побыть и простым менеджером, и начальником отдела, и региональным директором. Еще у меня был собственный микробизнес. И всегда продажи через телефонные звонки «на холодную» шли со скрипом: в большинстве случаев мне грубо отказывали или просто сразу бросали трубки — я переживала, злилась и много плакала. А потом меня повысили — и я сама стала заставлять звонить других.
Расскажу, как устроена эта сторона продаж и как самому стать автором сценариев для холодных звонков.
Осторожно: личный опыт!
Эта статья — рассказ о личном опыте автора и его взглядах на то, как сейчас устроена индустрия продаж через холодные звонки в России. Если у вас другой опыт или вы хотите дополнить позицию автора своими соображениями, ждем вас в комментариях.
Любим, ценим, внимательно читаем все комментарии,
Ваш Т—Ж
Что такое холодный звонок
Если кратко, это звонок, которого вы не ждете, — от человека, которого вы слышите впервые в жизни. Согласитесь, не самая приятная картина. Но в мире бизнеса это по-прежнему один из самых распространенных способов продажи.
При холодном звонке вам сразу же начинают рассказывать о какой-то продукции или чьих-то услугах. Задача звонящего — моментально захватить внимание собеседника и о чем-нибудь с ним договориться: например, что клиент встретится с менеджером или получит какую-либо бесплатную услугу. Главное — вступить с человеком во взаимодействие, тогда уж менеджер его не отпустит и сделает все, чтобы завершить сделку.
По-холодному продают кредитные карты, тренинги, одежду оптом и услуги по продвижению сайтов — а еще промышленные станки, экскаваторы и щебень. Словом, много всего.
В целом, холодные звонки — это неплохой способ заявить о себе. Особенно он актуален, когда потребность в вашем товаре или услуге не очевидна, а клиент вряд ли пойдет искать вас в интернете. Например, он уже работает с каким-то бухгалтером, а вы хотите предложить ему свои услуги, которые вдвое дешевле. Или у строителя уже есть поставщик песка, и он не пойдет искать нового. Но холодный звонок позволит показать, что еще есть вы — с более гибкими и выгодными условиями. В таких ситуациях холодные звонки будут вполне уместны и — возможно — даже эффективны.
Зачем таким звонкам нужны сценарии
Обычно если компании небольшие, то в них обзвоном «на холодную» занимаются либо сами предприниматели, либо менеджеры — у которых и без того полно дел. Они звонят всем, кто хотя бы издали напоминает им потенциальных клиентов, и пытаются сразу же перечислить все преимущества своего товара. Чаще всего диалог выглядит примерно так: «Алло, меня зовут Дмитрий, и у меня для вас очень выгодное предложение!» Дальше в трубке у Дмитрия начинаются короткие гудки. И это ему еще повезло: могли и нагрубить в ответ.
Как видите, в таком виде холодные звонки получаются делом нервным, энергозатратным и малоэффективным. Менеджеры быстро выгорают от человеческой грубости и большого количества безрезультатных звонков. Когда я работала в продажах на рядовой позиции, я ненавидела такие звонки.
По сути, скрипт — это список готовых реплик, поэтому от звонящего не требуется умения продавать, достаточно лишь четко читать по бумажке. В хорошем скрипте предусмотрены ответы на все возможные вопросы и возражения клиента: от типового «Дорого!» до специфических, например «Не подходит фракция шунгита». Еще в скриптах прописаны вопросы, которые сразу дают понять, наш ли это вообще клиент или мы позвонили не по адресу.
Кто и как пишет скрипты
Этим занимаются специальные авторы — их еще иногда называют скриптологами. Как правило, они работают не сами по себе, а в тех компаниях, которые помогают бизнесу организовать продажи через холодные звонки.
Сейчас я скриптолог в одной из таких фирм. Мы пишем сценарии звонков, а также разрабатываем методички, помогающие нашим клиентам продавать эффективнее. Еще у нас есть свои операторы: они делают холодные звонки по заданию разных заказчиков.
Когда к нам обращается новая компания, мы стараемся сначала изучить ее бизнес и то торговое предложение, которое заказчик хочет продвигать во время холодных звонков. Также важно понять, каких клиентов мы хотим привлечь и сколько их вообще есть на рынке. Например, если мы продвигаем услуги или товары для салонов красоты, то очевидно, что потенциальных клиентов в рамках нужного района или города будет вполне достаточно: эта услуга интересна многим. А вот если наш заказчик торгует сложным промышленным оборудованием, его предложение может оказаться актуальным лишь для десятка заводов по всей России.
Задача скриптолога — понять все это еще на этапе получения технического задания от заказчика. Детали здесь играют очень важную роль: благодаря им я могу помочь заказчику сформулировать сильные стороны его продукта и отстройку от конкурентов. Отстройка — это четко прописанные преимущества на фоне недостатков конкурентов.
Например, пилорама нашего клиента изготовит доски под заказ за пять дней. А конкуренты делают то же самое за семь дней. Тогда отстройка будет такая: «Мы делаем доски быстрее, чем пилорама в Лебяжьем». Или я понимаю, что потенциальные клиенты моего заказчика занимаются строительством домов в местах, где еще нет нормальных дорог. Тогда я сформулирую его торговое предложение примерно так: «Возим песок и щебень на полноприводных камазах. Доставим материал на стройку даже по очень плохой дороге, проедем везде».
К сожалению, клиенты часто не понимают, насколько важно рассказать скриптологу про особенности своего бизнеса. Из-за этого можно упустить какую-нибудь деталь, которая в итоге решит исход всего дела. Например, недавно я писала бизнес-книгу для салонов дизайнерской краски — 220 страниц текста. Такая книга должна помочь менеджеру лучше продавать, в ней расписано все, что для этого нужно: информация о товаре, о компании, все их преимущества, а также скрипты разговоров с клиентом на все случаи жизни — от первого звонка до оплаты счета.
Когда я сдавала работу заказчику, в разговоре случайно выяснилось, что у них не обычный салон, а шоурум с интерьерами. То есть образцы краски представлены не в альбомах, а вместо этого целый этаж торгового центра отделан с помощью этой краски, полностью воссоздан интерьер — и выглядит все примерно так же, как в «Икее». Еще в салонах есть бесплатные переговорные комнаты и коворкинг для дизайнеров, чтобы они могли общаться там со своими заказчиками и сразу показывать им готовые варианты. Эти преимущества важнее всего, что я написала в книге. Получилось, что вся работа была проделана зря, и теперь книгу надо переделывать. Такие ситуации не редкость — и они, конечно, сильно бесят.
После сбора информации я пишу первый вариант скрипта и показываю его заказчику. Затем мы вносим его правки и сразу же запускаем скрипт в работу: по нему начинают звонить наши операторы — ну или менеджеры заказчика. Все разговоры записываются, поэтому мы сразу можем понять, что пошло не так, и оперативно дорабатываем скрипт.
Сколько стоит скрипт звонка
в среднем стоит сценарий звонка и месяц обзвона в нашей фирме
Однажды наш колцентр делал обзвон для продавца медицинской техники. Заказчик предлагал восстановленное оборудование с гарантией и на 60% дешевле, чем такое же новое. Мы звонили по частным клиникам, и 45% директоров заинтересовались, захотели подробнее пообщаться и узнать про товар, то есть у нас получилась отличная конверсия. Заказчик этого холодного обзвона был очень доволен.
Сколько зарабатывает автор скрипта
Когда у меня родилась дочь, я стала искать удаленную работу со свободным графиком. В интернете миллион предложений для тех, кто готов писать простые тексты за недорого. Сначала я тоже писала контент для сайтов, коммерческие предложения и шаблоны писем. Но на рынке слишком много людей, готовых делать то же самое за куда более скромные деньги. С такими заказами я не могла поддерживать привычный для себя уровень дохода в 40—50 тысяч рублей в месяц, который был до декрета.
Тогда я решила найти постоянную работу копирайтером в каком-нибудь проекте и тут вспомнила, что у меня есть конкурентное преимущество: неплохой опыт продаж и понимание, чего не хватает тем, кто только начинает предлагать другим свои товары и услуги. Попробовала поискать вакансии автора скриптов для холодных продаж: по запросу «скриптолог» на «Хедхантере» нашлось пять подходящих вариантов, в которых предлагали удаленную работу и зарплату 40—60 тысяч рублей в месяц.
В одну из этих компаний меня приняли без каких-то тестовых заданий: мы просто сошлись на том, что сначала мне будут платить по итогам выполненной работы, а потом, если сработаемся, возьмут в штат. Я согласилась на эти условия, потому что мне так было даже удобнее: я решила стать самозанятой, платить налог на профессиональный доход и работать с этой компанией по договору оказания услуг — как сторонний подрядчик. Это позволяет мне спокойно брать другие заказы, если я найду что-то интересное.
Сейчас я работаю с этой компанией в среднем по 40 часов в неделю, но иногда получается и 50, и 60. На собеседовании мне обещали полную занятость, но со свободным графиком. В реальности коллеги из офиса постоянно присылают правки в свое обычное рабочее время, а еще проводят совещания по проблемным проектам и назначают встречи с заказчиками. Из-за этого в будни я постоянно сижу у компьютера, а когда проектов много, вынуждена писать вечерами, ночами и в выходные. Больше всего заказов почему-то приходит перед праздниками, поэтому я осталась без новогодних и майских каникул.
Я получаю 6000 Р за каждый написанный мною сценарий и 11 000 Р за книгу. При этом нужно помнить, что один сценарий — это обычно документ на 90 страниц, а книга — на все 200. Оплата делится на две части: первая — в начале, вторая — только после завершения проекта.
Если предложение так себе, то мне приходится прослушивать звонки и редактировать сценарий каждую неделю — за это никто не доплачивает. А еще обзвон могут приостановить из-за того, что у клиента изменились планы или на рынке сложилась неблагоприятная ситуация. Например, сейчас из-за коронавируса у нас остановлено 70% проектов, и деньги за свою работу я теперь получу неизвестно когда.
С бизнес-книгами не проще: вторую часть гонорара мне платят только после согласования всех правок, но обычно это растягивается на два месяца, потому что заказчики вечно очень заняты и не спешат присылать правки вовремя. В договоре всегда есть ограничение по срокам, но клиенты не обращают на них внимания, а мой работодатель не особо за этим следит.
я получаю за книгу
В итоге за месяц у меня выходят те самые 40—60 тысяч рублей, о которых говорили в описании вакансии. Но чтобы было 60 тысяч, иногда приходится работать без выходных.
Как сделать холодные звонки эффективными
В конце позволю себе дать несколько советов тем, кто планирует организовывать холодные звонки, чтобы продать свои товары и услуги. Возможно, мой опыт поможет вам сэкономить время и деньги.
Подходить к холодным звонкам с холодной головой. Простите за каламбур, но всегда важно помнить, что фирмы, предлагающие организовать холодный обзвон за вас, — сами отличные продавцы. Если вы один раз оставите свои контакты на их сайте, от вас уже не отстанут. Приветливый менеджер будет обещать вам не меньше ста новых клиентов и «взрывной рост продаж». А на самом деле правды в его словах процентов тридцать.
Помните, что вы платите не за рост продаж, а лишь за подготовку информационных материалов, то есть за скрипт и список тех, кто при обзвоне не повесил трубку. Никто не может предоставить вам готовых клиентов, потому что продавать будете вы сами. Если у вас плохой товар и слабые менеджеры, вы не сможете продать даже самым заинтересованным людям.
Просчитать возможные затраты. Многие компании вкладывают большие деньги в создание у себя отделов, которые занимаются холодным обзвоном потенциальных клиентов. Но чаще всего гораздо выгоднее отдать эту задачу на аутсорсинг. Например, в нашей компании месяц обзвона стоит 50 000 Р — это, говоря грубо, зарплата двух человек с учетом налогов. Но за эти деньги удастся найти либо совсем начинающих, либо очень голодных продажников, которые вряд ли будут звонить хорошо.
Кроме того, обзвон через колцентр можно проводить один, два или три месяца, набрать за это время необходимое количество новых клиентов, а потом все прекратить. А вот уволить штатных менеджеров, которые оказались больше не нужны, будет гораздо сложнее.
Понять свои ограничения. Подумайте, с какими клиентами вы не станете работать ни при каких условиях. Например, вы не участвуете в электронных торгах, поэтому предприятия, закупающие все через тендер, — точно не ваши клиенты. Или вы продаете товар вагонами и возить заказы по 100 кг не будете. Тогда ваше ограничение — размер закупки больше одного вагона.
Это надо обязательно донести до автора скрипта, чтобы он поставил вопрос на выявление целевого клиента в самом начале разговора. Такая схема хорошо работает, когда предложение действительно классное: товар нужный, цена низкая, доставка удобная. Это позволит не тратить время на нецелевых клиентов.
Четко сформулировать свои преимущества. Иногда заказчики не хотят общаться с теми, у кого нет денег или интереса к их продукту. Мне часто приходят заявки с фразами типа: «Если не заинтересован в развитии сайта, то нецелевой». Такие параметры техзадания бессмысленны: если в лоб спросить у собеседника, есть ли у него деньги и заинтересован ли он в развитии сайта, то человек просто бросит трубку.
Помните, что холодному клиенту ничего не надо, он ничего не хочет: у него вообще совсем другие заботы, ему не до вас. Чтобы заинтересовать такого человека, надо показать ему хорошее предложение. Чтобы нашлись деньги, он должен понять, что у вас будет выгоднее.
Перезванивать по переданным контактам. Когда колцентр передает вам список потенциальных клиентов, это значит, что они ждут вашего звонка. Я помню случаи, когда заказчики забывали перезванивать или тянули с этим неделями, а потом жаловались, что результат обзвона оказался нулевым. Надо помнить, что холодный звонок может отсеять основные отказы и выявить интерес к вашему продукту, но продавать придется самостоятельно.
В итоге
Быть автором скриптов для холодных звонков — это неплохая подработка для тех, кто занимается копирайтингом или просто очень любит писать коммерческие тексты. Но важно помнить, что у крупных компаний с действительно классными продуктами, скорее всего, есть свои штатные колцентры с несколькими скриптологами. Вам же придется иметь дело с мелким и — в лучшем случае — средним бизнесом. А это порой сомнительные торговые предложения и не всегда обязательный и профессиональный подход к сотрудничеству с автором скриптов.
Сама я уже давно тружусь и в сфере продаж, и в сфере копирайтинга, но признаюсь честно: мне работа скриптологом не нравится, я занимаюсь этим, только чтобы в семье были деньги.
Этапы и техники продаж по телефону
Телефонные продажи — это особый тип коммуникации, когда основными инструментами менеджера становятся слова и тон голоса, а «помощников» в виде невербальных сигналов нет. Особенно сложно заниматься холодными продажами, когда абонент не ждет звонка и раздражен тем, что его побеспокоили.
Рассказываем, как менеджеру перевести разговор с негатива в конструктивное русло, как составить универсальный скрипт диалога из пяти этапов продаж, какие ошибки не стоит совершать.
Этап 1. Как установить контакт с клиентом
Главное правило для установления контакта в продажах — говорить о том, что важно клиенту, а не менеджеру.
Плохой вариант — начинать разговор о вашей компании и говорить об уникальных преимуществах вашего предложения. Хороший вариант — поприветствовать человека, рассказать, кто вы и откуда звоните. Стоит уточнить имя собеседника, чтобы убедиться, с тем ли человеком вы говорите. Затем нужно сразу же вызвать у потенциального клиента интерес к разговору.
Для этого требуется предварительная подготовка: менеджер должен выявить проблему целевой аудитории, которую решает продукт. Для этого можно задавать наводящие вопросы.
Если вы занимаетесь холодными продажами, этап знакомства — важнейший из всех, ведь именно на нем большинство клиентов сбрасывает звонок. Лучше быть максимально дружелюбным и строить диалог от потребности клиента.
Попробуйте начать с пояснения, зачем вы звоните — предложить продукт, помочь решить какую-то проблему. Извинитесь за беспокойство. Попробуйте протестировать технику «Сначала скажите “нет”» из одноименной книги тренера по продажам Джима Кэмпа — это подход, когда вы устанавливаете доверительные отношения с клиентом, заранее предупреждая его о возможности отказаться. Так понижается так называемый уровень давления, абонент чувствует, что ему не пытаются продать товар или услугу любыми способами.
Установить доверительный контакт с клиентом помогает юмор. Переводите диалог в шуточную форму, чтобы разрядить обстановку. Важно, чтобы юмор был к месту, без унижений и оскорблений. Это располагает клиента к компании, снимает напряжение между продавцом и покупателем.
При любых входящих звонках, представившись, наши менеджеры всегда говорят: «Чем я могу вам помочь?» Это сразу настраивает клиента, что он звонит людям, заинтересованным в его проблеме, ситуации.
Михаил Толкушкин, руководитель белгородского офиса торгово-производственной компании ЦКТ
Этап 2. Выявление потребности
Не нужно сразу расхваливать продукт или пытаться давить, рассказывая о срочности предложения. Людям не важно, что нужно вам, они предпочитают говорить о себе.
Этап выяснения потребностей сильно зависит от специфики ситуации: какая информация у вас уже есть, как настроен к менеджеру покупатель, был он готов к звонку. Универсальный принцип только один — задавать вопросы.
Вопросы делятся на несколько видов, но основных два:
Хорошо, если до перехода на новый этап продажи менеджер выяснит, какая у клиента есть проблема, как он ее решает сейчас, получится ли решить ее с помощью вашего продукта. Что важно для клиента, каким он видит результат и процесс удовлетворения этой потребности? Какой у клиента есть опыт, положительный и отрицательный?
Этот список можно сократить или расширить: если менеджер продает что-то небольшое, а клиент принимает решение с помощью эмоций, много вопросов только навредит. Если это сложная сделка, уточнения помогут: клиент поймет, что менеджер заинтересован решить его задачу, а не просто продать что угодно.
Выявляйте потребности клиента, прежде чем предлагать ему товар или услугу. Чем лучше продукт удовлетворяет потребности, тем проще его продать.
Этап 3. Презентация
Выяснив потребности клиента, менеджер может соотнести их с ассортиментной линейкой бизнеса и найти подходящий вариант. Следующий этап — презентовать решение клиенту.
«Презентация» здесь — понятие абстрактное. Оно может означать устное предложение купить подходящую сковороду, потому что клиент хотел условную блинницу с антипригарным покрытием, или выступление по онлайн-связи, перед советом директоров, с показом сотни слайдов, если речь идет о продаже какого-то большого продуктового решения.
Главное — подобрать подходящий продукт и рассказать о его функциях и характеристиках, которые позволят решить проблему клиента. Еще такой принцип презентации называют «Свойство — выгода для клиента».
Лучше не концентрироваться на других особенностях продукта, которые не помогают клиенту. Например, если человек подбирает семейный автомобиль, для него главное — безопасность, количество мест и вместительный багажник. Мощный мотор станет приятным дополнением, но делать на нем акцент в презентации бесполезно — покупатель, возможно, восхитится этим, но для покупки всё равно пойдет искать минивэн с багажником.
Если в предыдущих этапах многое зависело от клиента, его настроя и отношения к ситуации, то ответственность за презентацию полностью лежит на продавце. Менеджер должен заранее разобраться в ассортименте компании, выучить особенности товаров и услуг, их лучшие стороны и возможности.
Этап 4. Отработка возражений
Возражение — это сомнение потенциального покупателя в том, что ваш продукт действительно решит его потребность. Оно может появиться из-за неправильного выявления потребности и неверно подобранного продукта, недостаточно убеждающей презентации.
Продавцу стоит заранее выявить список возможных типовых возражений и еще до диалога с покупателем знать, как он будет реагировать на них. Собирайте базу потенциальных возражений, постоянно дополняйте ее.
Попытайтесь выяснить, почему клиенты могут не купить ваш продукт. Найдите представителей из целевой аудитории, попробуйте с ними поговорить. Можно обратиться к действующим клиентам, предложить им карту лояльности, скидку или какой-то другой бонус в обмен на небольшое интервью. Узнайте, пытались ли они раньше решить проблему, с какими предложениями сталкивались, почему отказались от сделок.
Все возражения потенциальных покупателей можно условно разделить на два вида:
1. Открытые — покупатель сразу говорит, что ему не нравится. Например, вы продаете ему автомобиль, а он отвечает, что не готов тратить так много на налог и бензин из-за мощного мотора.
В такой ситуации можно переубедить клиента — мотор мощный, но современный, бензина потребляет в два раза меньше старых аналогов. Или подобрать другой продукт — не хотите этот автомобиль, давайте посмотрим такой же, но слабее, он даже будет чуть дешевле, на сэкономленные деньги сможем поставить отличное дополнительное оборудование.
2. Закрытые — покупатель не хочет открыто говорить, почему не готов к сделке, или сам не знает, что ему не нравится. Худшим решением в такой ситуации будет попытка убедить или додавить клиента. Вместо этого попробуйте выяснить, что конкретно смущает покупателя. Может быть, стоит предложить ему другие варианты?
Настраиваем Контур.CRM под процессы компании и помогаем внедрить систему в бизнес
Когда клиент охотно отвечает на вопросы, попробуйте вместе с ним добраться до настоящих причин нежелания купить. Если он не идет на диалог, возможно, стоит честно признать, что сейчас вы не сможете ему помочь — искренность выгодно выделит менеджера среди других навязчивых продавцов. Есть вероятность, что покупатель запомнит уважительный подход и вернется за покупкой чуть позже.
Еще есть возражения, которые нужно решать не изменением подхода к продажам, а модернизацией продукта или какими-то другими действиями. Например, если ваш продукт действительно очень дорогой и клиенты часто просто не могут его купить, стоит сосредоточиться на поиске партнера-банка, который сможет выдавать покупателям кредит и только потом работать над воронкой продаж.
Этап 5. Закрытие сделки
Это завершающий этап продажи. Покупатель уже выяснил все, что хотел, узнал, какой товар закроет его проблемы. Осталось только купить. Не все люди готовы сами взять товар и пойти на кассу, если только это не магазин самообслуживания. Поэтому на завершающем этапе продаж менеджер может аккуратно проявить инициативу и предложить клиенту оформить сделку.
Каких-то особенных рекомендаций для этого этапа тренеры по продажам не озвучивают. Главное: не давить, быть доброжелательным и при необходимости вернуться к этапу отработки возражений.
Попробуйте использовать мотивирующие, закрывающие вопросы, в которых есть призыв к сделке. Например, после обсуждения можно уточнить, остались ли у клиента вопросы или можно оформлять заказ.
На этапе закрытия сделки проявлять инициативу должен продавец, а не покупатель. Не ждите, пока клиент сам попросит составить договор или отнести товар на оформление. Лучше не задавать какие-то уточняющие вопросы, чтобы клиент снова не начал сомневаться. Вместо этого предложите оформить покупку.
Ошибки при общении с клиентом
Есть несколько популярных ошибок в продажах, которые ведут к потере времени и сил менеджеров.
Незнание нюансов продукта и возможных проблем клиента
Подготовьте специалистов отдела продаж к работе: помогите разобраться в важных особенностях товара или услуги, расскажите, какие потребности клиентов решает ваш бизнес. Проговорите основные возражения клиентов, с которыми вы уже сталкивались, и проверенные способы развеять эти сомнения.
Работа без сценария
Желательно, чтобы менеджеры старались придерживаться определенного плана в общении с клиентом. Это не должен быть обязательный алгоритм, сотрудник может импровизировать и стараться помочь покупателю, но в целом сценарий беседы должен быть готов заранее.
Тестируйте план общения, проверяйте, подходит ли схема для вашего бизнеса. За основу можно взять пять этапов продаж из этой статьи.
Общение с человеком, не принимающим решения
Эта ошибка популярна в сложных сделках — продавец тратит время на менеджера, ему все нравится, но в конце разговора оказывается, что заключить договор может только директор. В такой ситуации придется или проводить еще одну беседу, или надеяться, что менеджер сможет убедить руководителя в необходимости сделки.
Продавец может предупредить появление такой ситуации — заранее выяснить, способен ли его собеседник принять решение. Если нет, стоит предложить присоединиться к беседе тому, кто может подписать договор.
Разговор в неудобное время
Особенность телефонных продаж — вы не видите, чем занимается человек, когда он ответил на звонок. Это может помешать продажам. Например, если ваш собеседник готовит срочный отчет по работе, вряд ли он захочет выслушать даже выгодное предложение.
Вместо навязчивости лучше уточните, готов ли потенциальный клиент общаться сейчас или лучше перезвонить ему через пару часов.
Давление информацией
Не перегружайте собеседника информацией. Когда менеджер без остановки озвучивает рекламный текст, сделка вряд ли состоится. Лучше быть инициативным, но предлагать больше говорить покупателю.
Попросите рассказать о его потребностях в продукте, о положительном или отрицательном опыте. И только после этого переходите к предложению, если ваш бизнес действительно может помочь клиенту.
Одна из ошибок менеджеров — участие в бессмысленном споре. Есть такой срез клиентов, которые любят поспорить. Они ищут какие-то зацепки, их главная цель — вытянуть всю энергию. Шансы продать таким клиентам что-либо крайне малы, а времени на диалог менеджер может потратить очень много, и всё будет бессмысленно.
Мы учим наших продажников заканчивать разговор как можно быстрее, если они уверены, что клиент лишь тянет время и спорит ради спора. Время лучше тратить не на бессмысленный разговор, а на поиск более подходящего клиента.
Михаил Толкушкин, руководитель белгородского офиса торгово-производственной компании ЦКТ
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.