как предотвратить национальные конфликты гарантия прав
Межнациональные конфликты и способы их урегулирования
Межнациональный (межэтнический) конфликт – это любая форма проявления противоречий между национальными общностями, этносами, выражающаяся в их противостоянии, противоборстве. Его возникновение обусловлено столкновением интересов, побуждений, взглядов, действий и отсутствием своевременного решения, удовлетворяющего все стороны.
Характеристика
Для создания конфликтной ситуации нужны повод, причина, наличие предмета противостояния. Причины межнациональных конфликтов:
Исходя из характера взаимных претензий различают следующие виды межнациональных конфликтов:
Межнациональные конфликты часто служат усилителем или заслоном в политическом или экономическом противостоянии. Средствами противоборства служат:
Развитие межнационального конфликта всегда происходит по определенному сценарию, знание которого может помочь сторонам контролировать ситуацию, направлять ее в нужное русло. Фазы межнационального конфликта:
Конфликтные ситуации внутри страны или на мировой арене подрывают национальную и международную безопасность, тормозят положительные изменения в международных отношениях
Пути разрешения и предотвращения межнациональных конфликтов
Лучший способ решения конфликта – не допустить его возникновения, поэтому главной целью национальной политики любого государства должно быть сохранение стабильных межнациональных отношений. Эта цель достигается посредством:
В решении национальных конфликтов, возникающих на межгосударственном уровне эффективно создание международных структур: комиссий, комитетов, советов.
В случаях, когда конфликтная ситуация уже существует и требует урегулирования, действенными являются следующие средства:
Стремление сторон прийти к взаимному пониманию, найти компромиссное решение – важнейшее условие урегулирования конфликта.
Заключение
Межнациональные конфликты не возникают внезапно, они формируются в течение длительного времени. Многие из них имеют многовековую историю противостояния, обострений и затуханий. Из опыта человечества также известно, что любое, даже самое жестокое противостояние рано или поздно завершается примирением. Поэтому высшей ценностью многонационального общества является поддержание равновесия интересов различных этнических групп.
План ответа по теме «Межнациональные конфликты и пути их разрешения»:
1. Что такое межнациональный конфликт?
2. Причины:
3. Виды:
4. Проявления:
5. Фазы:
6. Способы предотвращения:
7. Пути разрешения:
8. Ценность мирного сосуществования наций.
Учитель всех предметов
Сайт учителя всех предметов. Технологические карты уроков, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.
Каким образом можно предотвратить межнациональные конфликты?
Каким образом можно предотвратить межнациональные конфликты?
Ответ
От решения проблем межнациональных отношений в значительной мере зависят спокойствие и благополучие людей, судьба страны. Важно хорошо понимать, что обострение отношений между людьми разных национальностей опасно для общества, для каждой семьи, для каждого человека. Необходимо осуществлять меры по нормализации межнациональных отношений, решению накопившихся в этой области проблем.
Многое зависит от каждого человека. Никто не должен мириться с проявлениями национальной розни в любой форме, с искусственным противопоставлением наций, с установкой на вытеснение одних наций другими. Эти проявления унизительны с точки зрения человеческого достоинства.
Надо руководствоваться основополагающим критерием: каждый человек, к какому бы этносу он ни относился, должен чувствовать себя в любой части нашей страны равноправным гражданином, иметь возможность пользоваться всеми правами, гарантированными законом.
Опыт человеческой цивилизации показывает, что национальные конфликты можно исключить или смягчить, соединяя принципы национально-территориальной и национально-культурной автономии. Большое значение имеют гарантии прав человека: права на национальное самоопределение, культурную автономию, свободу перемещения, экономическую и политическую защиту независимо от места проживания. Эти права нашли отражение в законодательстве Российской Федерации.
Минтруд обобщил практику правоприменения в сфере конфликта интересов
Автор: Наталия Голякова, магистр права, ведущий эксперт департамента бухгалтерских услуг «Бейкер Тилли»
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации структурировало и разместило на своем сайте обзор практики применения мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, опираясь на перечень функций, связанных с высоким коррупционным риском.
Документ должен обеспечить единство подходов при квалификации ситуаций в качестве конфликта интересов.
Документ: «Обзор практики правоприменения в сфере конфликта интересов N 3».
Понятия «конфликт интересов» было введено в российское законодательство в связи с ратификацией в 2006 году «Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции» (2003 г.).
Целью российского антикоррупционного законодательства является предотвращение возможности неправомерных действий, недопущение конфликта интересов.
Иcходя из практики нашей компании можно привести в качестве примеров следующие случаи возникновения конфликта между личными интересами работника и интересами работодателя:
работа (на условиях совместительства) или оказание услуг конкурирующей компании;
выбор ответственным работником в качестве контрагента связанного узами родства человека, коммерческого партнера;
выплата премий в повышенном размере, установление надбавок, доплат и пр. в повышенном размере родственникам, работающим под руководством ответственного лица;
получение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну.
В государственных организациях предотвратить или урегулировать конфликт интересов можно, изменив положение должностного лица, вплоть до его увольнения по п. 7.1 ч.1 ст. 81. ТК РФ из-за непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является.
В коммерческих компаниях урегулировать конфликт интересов с работниками сложнее. Несмотря на то, что основание увольнения по п. 7.1 ч.1 ст. 81 ТК РФ содержится не в разделе XII ТК РФ «Особенности регулирования труда отдельных категорий работников»,
а в разделе III, где предусмотрены общие основания расторжение трудового договора по инициативе работодателя, уволить сотрудника коммерческой организации по данному основанию не представляется возможным (категории работников, трудовой договор с которыми подлежит расторжению по данному основанию, определены Федеральным законом N 273-ФЗ).
Меры воздействия к сотрудникам, являющимся стороной конфликта интересов коммерческой компании, необходимо подбирать индивидуально. Это может быть выговор, понижение в должности, невыплата переменной части заработной платы и т.д. При выборе наказания необходимо провести как внутреннее расследование, так и оценить причиненный компании ущерб, учитывая законодательные нормы и требования. Чтобы эти механизмы работали, в отсутствии правовых норм, компании рекомендуется принять соответствующие локальные нормативные актов (ЛНА), направленные на профилактику коррупционных правонарушений, обучение и информирование работников, введение специальных антикоррупционных процедур, утверждение форм отчетных документов. Примером подобных документов может служить Ежегодное подтверждение независимости, подписываемое каждым сотрудником нашей компании.
Меры по предотвращению конфликта интересов можно предусмотреть в трудовом договоре с руководителем и иным должностным лицом.
Помощь в борьбе с коррупцией в коммерческих организациях могут оказать разработанные 12 ноября 2013 г. «Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции». Данные рекомендации применяются независимо от отраслевой принадлежности, форм собственности, организационно-правовых форм организаций; в первую очередь в организациях, в отношении которых российским законодательством не установлены специальные требования в сфере противодействия коррупции.
Необходимо отметить, что конфликт интересов не всегда становится причиной возникновения реального ущерба работодателя. Например, преследуя собственные интересы, сотрудник может совершить действия, которые (несмотря на конфликт интересов) одновременно будут и наиболее выгодными и для самой компании. Урегулирование подобных случаев также можно установить в ЛНА.
Основной мерой предупреждения последствий конфликта интересов является его недопущение. Так, в ЛНА можно обязать работника при возможном возникновении конфликта интересов уведомить соответствующим образом работодателя о данной ситуации.
Отдельные механизмы по предотвращению последствий конфликта интересов единоличного исполнительного органа юрлица содержатся в нормах корпоративного и гражданского права. Например, содержащиеся в уставе юрлица правила заключения сделок с аффилированными по отношению к руководителю организации лицами. Даже однократное нарушение указанных правил может повлечь за собой увольнение руководителя по соответствующему дополнительному основанию, содержащемуся в заключенном с ним трудовом договоре (п. 13 ст. 81; п.2 ч.2 ст. 278 ТК РФ).
На что еще необходимо обратить внимание.
Компания должна обеспечить отсутствие фактического возникновения конфликта интересов в связи с прошлым местом службы при приеме бывшего госслужащего на работу, при заключении гражданско-правового договора (ГПД) согласно требований ч. 4 ст. 12 Федерального закона N 273-ФЗ.
Напомним, что при заключении трудового договора работодатель в десятидневный срок обязан сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 3 ст. 64.1 ТК РФ).
То есть может сложиться ситуация, когда трудовой договор с вновь принятым сотрудником, бывшим госслужащим, после получения впоследствии несогласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, должен быть прекращен. А сотрудник уволен по п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ.
С ведением информации о трудовой деятельности и трудовом стаже работника в электронном формате в определенных случаях работодателям сложнее будет получить информацию о факте службы в госорганах принятого на работу сотрудника.
Важно помнить, что работодатель не вправе требовать при устройстве на работу от кандидата документы, не предусмотренные ТК РФ, такие как согласие комиссии по урегулированию конфликта интересов. Неправомерным будет и отказ в приеме на работу бывшего госслужащего по данному основанию.
При сокрытии тем или иным способом госслужащим информации о том, что он ранее замещал в течение двух лет после увольнения с соответствующей службы должности государственной или муниципальной службы, работодатель (заказчик услуг) не будут нести административную ответственность за невыполнение данной обязанности. Об этом сказано в последнем опубликованном «Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ N 4 (2019)» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019), где в разделе «Практика применения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» прямо указано:
«…при невозможности получения соответствующей информации из трудовой книжки гражданина или других представленных им при трудоустройстве документов у работодателя, заключающего с ним трудовой договор, отсутствует обязанность самостоятельно устанавливать путем запроса от иных лиц сведения о должности государственного или муниципального служащего, занимаемой им ранее».
О приоритете международного права над национальным
Давайте разберемся с юридической стороной этого вопроса.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Конституции РФ
Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
То есть в Конституции установлено верховенство Основного закона над внутренним правом. Однако нас интересует выше ли Конституция международного права. Прямо на это Конституция ответа не дает.
В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции РФ
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
При внимательном прочтении этой нормы видно, что ей предусмотрен приоритет международных договоров над законами. Значит для ответа на вопрос о том, выше ли Конституция международного права, и в частности международных договоров, нужно понять является ли Конституция законом в смысле этой нормы, то есть сказано ли в части 4 статьи 15 о том, что международный договор выше Конституции. Для ответа на этот вопрос нужно узнать официальное толкование этой нормы.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» Конституционный Суд (КС) дает толкование Конституции. В соответствии со статьей 6 того же ФКЗ решения КС обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
В силу полномочия КС на толкование Конституции и обязательности его решений правовые позиции этого специального суда составляют неотъемлемую часть самой Конституции и подлежат непосредственному применению как любой закон. Значит если КС сформулировал позицию по вопросу соотношения Конституции и международного права, то мы должны непосредственно применять эту позицию, и принимать изменения в Конституцию нет необходимости.
Так вот такая позиция была сформулирована в пункте 2.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 14.07.2015 N 21-П. Более того, она проходит красной нитью через все Постановление. КС пишет:
Вместе с тем, как следует из Конституции Российской Федерации, ее статей 4 (часть 1), 15 (часть 1) и 79, …, ни Конвенция о защите прав человека и основных свобод как международный договор Российской Федерации, ни основанные на ней правовые позиции Европейского Суда по правам человека, …, не отменяют для российской правовой системы приоритет Конституции Российской Федерации и потому подлежат реализации в рамках этой системы только при условии признания высшей юридической силы именно Конституции Российской Федерации.
Таким образом, КС однозначно решил вопрос о соотношении Конституции и международного права: Конституция имеет приоритет в силу суверенитета Российской Федерации, верховенства Конституции как основного закона и недопустимости имплементации в правовую систему государства международных договоров с нарушением конституционных предписаний.
Итак, мы выяснили каково существующее регулирование.
Необходимо внести изменения, которые гарантируют приоритет Конституции. Это означает буквально следующее: требования международных договоров и решения международных органов могут действовать только в той части, когда они не противоречат нашей Конституции.
То есть, фактически предложено закрепить в Конституции правовую позицию КС, которая итак имеет юридическую силу и непосредственное применение.
Не критикуя данное предложение по существу, скажу о трудностях реализации данного предложения. Дело в том, что статья 15 Конституции, которую мы рассматривали, относится к основам конституционного строя РФ (глава 1 Конституции) и в силу статьи 135 Конституции может быть пересмотрена только в особом порядке, также как и положения глав 2 и 9. Порядок этот следующий:
1. Положения глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.
2. Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.
3. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция Российской Федерации считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.
Что написано в этой статье: для внесения изменений в статью 15 Конституции надо пройти голосование в Парламенте, а затем созвать Конституционное Собрание, которое должно либо принять новую Конституцию (либо вынести ее проект на референдум) либо разойтись. Проблема состоит в том, что федеральный конституционный закон, в соответствии с которым должно созываться и работать Конституционное Собрание, еще не принят, хотя проекты этого закона есть. Да-да, Конституция (и данная 135 статья) вступила в силу в 1993 году, и с тех пор до настоящего времени такой важнейший закон не был принят. Что же делать?
Вариант 1. Принять ФКЗ о Конституционном Собрании и уже в соответствии с ним принимать изменения в статью 15. Если этого не сделать, конституционный порядок внесения изменений в Конституцию будет не соблюден.
Вариант 2. Внести изменения не в статью 15, а в статью 79 (глава 3 Конституции)[1].
В соответствии со статьей 79 Конституции
Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации.
Предложение дополнить данную статью обоснованно в части приоритета Конституции над решениями международных организаций, но в части приоритета Конституции над международными договорами такое дополнение представляется обходом закона, а именно статьи 135 Конституции.
Вариант 3. Внести изменения не в статью 15, а в статью 125 Конституции (часть 2), то есть дополнить полномочия Конституционного Суда[2].
Сейчас КС не может проверять на соответствие Конституции вступившие в силу международные договоры, а проверка решений международных организаций возможна только силу пункта 3.2 статьи 3 ФКЗ о Конституционном суде. Предлагается дополнить полномочия КС так, чтобы он мог признавать международные договоры и решения международных организаций неконституционными и следовательно не подлежащими применению.
Это предложение в части полномочия по проверке конституционности вступившего в силу международного договора противоречит правовой позиции Конституционного суда, выраженной в Определении от 2 июля 2013 года N 1055-О.
КС пишет об этой позиции:
…проверка конституционности федерального закона о ратификации международного договора, в том числе по порядку принятия, по общему правилу, может быть осуществлена лишь до момента вступления данного международного договора в силу (который обычно не совпадает с моментом завершения процесса принятия соответствующего федерального закона о ратификации международного договора); иное не только противоречило бы общепризнанному принципу международного права pacta sunt servanda и ставило бы под сомнение соблюдение Российской Федерацией добровольно принятых на себя международных обязательств…
Я поддерживаю первый вариант. А Вы что думаете?
Мир и безопасность
Избавить грядущие поколения от бедствий войны — именно такую цель поставили перед Организацией Объединенных Наций ее основатели, пережившие разрушительные последствия двух мировых войн. С момента создания ООН 24 октября 1945 года (дата вступления в силу ее Устава) Организация предотвращает перерастание конфликтов в войны, способствует восстановлению мира при возникновении вооруженных конфликтов и содействует укреплению мира в регионах, переживших войны.
Совет Безопасности
За многие десятилетия своей деятельности Организация Объединенных Наций способствовала прекращению многих конфликтов, зачастую благодаря действиям Совета Безопасности, который, согласно Уставу ООН, несет главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности. В случае поступления жалобы, касающейся угрозы миру, Совет прежде всего рекомендует сторонам конфликта попытаться достичь соглашения мирным способом. В некоторых случаях Совет берет на себя расследование и посредническую деятельность. Он также может назначить специального представителя или же обратиться к Генеральному секретарю с просьбой о назначении такого представителя или об использовании его института добрых услуг.
Если же спор приводит к вооруженному конфликту, то первостепенной задачей Совета Безопасности становится скорейшее его прекращение. Во многих случаях важную роль сыграли требования Совета о прекращении огня, препятствуя расширению военных действий. Совет также учреждает операции ООН по поддержанию мира, способствуя ослаблению напряженности в проблемных регионах, разъединению противостоящих сторон и созданию условий для прочного мира после достижения соответствующих соглашений. Совет Безопасности может принять решение о введении принудительных мер, экономических санкций, например торгового эмбарго, или международных военных действий.
Генеральная Ассамблея
Согласно Уставу ООН, Генеральная Ассамблея «уполномочивается рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, в том числе принципы, определяющие разоружение и регулирование вооружений», а также «рекомендовать меры мирного улаживания любой ситуации, которая могла бы нарушить общее благополучие или дружественные отношения между нациями».
В соответствии с резолюцией от 3 ноября 1950 года (377 A (V)), озаглавленной «Единство в пользу мира», в том случае, если Совет Безопасности в результате разногласий своих постоянных членов оказывается не в состоянии выполнить свою главную обязанность по поддержанию международного мира и безопасности, соответствующие действия может предпринять Генеральная Ассамблея. Так, Генеральная Ассамблея может собраться на чрезвычайную специальную сессию с целью вынесения рекомендаций относительно коллективных мер, включая применение вооруженных сил.
Генеральный секретарь
Согласно статье 99 Устава ООН, Генеральный секретарь «имеет право доводить до сведения Совета Безопасности о любых вопросах, которые, по его мнению, могут угрожать поддержанию международного мира и безопасности». Важнейшая роль Генерального секретаря заключается в использовании института добрых услуг, который подразумевает осуществление, с опорой на принципы независимости, беспристрастности и неподкупности, публичной и частной деятельности в целях предотвращения возникновения, эскалации и распространения международных конфликтов.
Предотвращение конфликтов
Наиболее эффективными стратегиями предотвращения перерастания споров в конфликты и повторного возникновения конфликтов являются превентивная дипломатия и превентивное разоружение. Превентивная дипломатия предусматривает использование таких средств, как переговоры, посредничество и примирение.
Превентивная дипломатия
Раннее предупреждение является ключевым компонентом деятельности по предотвращению. Организация Объединенных Наций внимательно следит за происходящим в мире, с тем чтобы выявлять угрозы международному миру и безопасности, и в связи с этим возлагает на Совет Безопасности и Генерального секретаря ответственность за осуществление превентивной деятельности. Посланники и специальные представители Генерального секретаря обеспечивают посредничество и превентивную дипломатию в разных регионах мира. В некоторых случаях одно только присутствие профессионального посланника способно предотвратить эскалацию напряжения. Подобная деятельность часто осуществляется в сотрудничестве с региональными организациями.
Превентивное разоружение
Предупреждение геноцида и ответственность по защите
Предупреждение требует распределения ответственности и расширения сотрудничества между заинтересованными государствами и международным сообществом. Обязанность по предотвращению и прекращению геноцида и массовых зверств лежит в первую очередь на государстве, а международное сообщество играет роль, которую нельзя блокировать, ссылаясь на суверенитет. Суверенитет не только защищает государства от иностранного вмешательства, но и является также ответственностью государств за благополучие своего народа. Этот принцип закреплен в статье 1 Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, а также в принципе «суверенитета как ответственности» и в новой концепции ответственности по защите.
Специальный советник по предупреждению геноцида выступает в роли посредника, призванного распространять информацию о причинах геноцида и тенденциях его распространения, заблаговременно обращать внимание соответствующих сторон на опасность возникновения геноцида, вести разъяснительную работу и мобилизовывать усилия в поддержку принятия надлежащих мер. Специальный советник по вопросу об ответственности по защите руководит разработкой теоретических, политических, организационных и оперативных аспектов концепции ответственности по защите. В сферу деятельности Общей канцелярии советников входит заблаговременное оповещение соответствующих сторон об опасности геноцида, военных преступлений, этнических чисток и преступлений против человечности; расширение возможностей Организации Объединенных Наций по предотвращению таких преступлений, в том числе подстрекательства к их совершению.
Миротворческая деятельность
Операции ООН по поддержанию мира являются одним из наиболее эффективных инструментов, имеющихся в распоряжении международного сообщества для обеспечения мира и безопасности.
Первая миротворческая операция ООН была учреждена в 1948 году, когда Совет Безопасности санкционировал развертывание контингента военных наблюдателей ООН на Ближнем Востоке. Цель миссии состояла в наблюдении за выполнением Соглашения о перемирии между Израилем и соседними с ним арабскими странами. Эта операция получила название Орган Организации Объединенных Наций по наблюдению за выполнением условий перемирия (ОНВУП). С тех пор ООН осуществила 69 операций по поддержанию мира.
С годами система миротворческой деятельности ООН изменялась с учетом новых требований, обусловленных изменением характера конфликтов и новыми политическими реалиями.
ООН начала свою миротворческую деятельность в годы холодной войны, когда деятельность Совета Безопасности неоднократно прерывалась из-за непримиримых позиций сторон. В целом миротворческая деятельность сводилась к мерам по обеспечению соблюдения соглашений о прекращении огня, стабилизации обстановки на местах и созданию предпосылок для политических усилий по мирному урегулированию конфликтов.
ООН расширила масштабы своей миротворческой деятельности в 1990-х годах, когда в результате окончания холодной войны появилась возможность останавливать гражданские войны посредством выполнения мирных соглашений. Множество конфликтов было урегулировано при посредничестве ООН или благодаря усилиям других сторон, действующих при поддержке ООН. В число стран, которым была оказана помощь, входят Сальвадор, Гватемала, Намибия, Камбоджа, Мозамбик, Таджикистан, Сьерра-Леоне и Бурунди. В конце 1990-х годов непрекращающиеся конфликты в некоторых странах привели к развертыванию новых миротворческих операций в Демократической Республике Конго, Центральноафриканской Республике, Тиморе-Лешти, Сьерра-Леоне и Косово. В начале нового тысячелетия миротворцы ООН выполняли свою задачу в Либерии, Кот-д’Ивуаре, Дарфуре, Южном Судане, Гаити и Мали.
В настоящее время число конфликтов сократилось, однако зачастую их коренные причины ликвидировать не удается. Так, Демократическая Республика Конго, Дарфур и Южный Судан переживают вторую или даже третью волну конфликтов. Урегулирование многих конфликтов в значительной мере определяется региональными условиями. Около двух третьих миротворческого персонала развернуто в районах затяжных конфликтов, мирные соглашения в отношении которых, если даже они существуют, постоянно нарушаются. Конфликты становятся все более ожесточенными, в них участвуют решительно настроенные вооруженные группы, имеющие доступ к современным вооружениям. За прошедшие годы изменился также сам характер конфликтов. Миротворческий механизм ООН, задуманный как средство урегулирования межгосударственных конфликтов, находит все более широкое применение в ситуациях, связанных с внутригосударственными конфликтами и гражданскими войнами.
Хотя военный персонал остается стержнем большинства операций по поддержанию мира, миротворцы ООН все чаще привлекаются к решению широкого спектра сложных задач — от оказания помощи в создании устойчивых институтов управления до мониторинга прав человека, от реформирования сектора безопасности до разоружения, демобилизации, реинтеграции бывших комбатантов и разминирования.
Миростроительство
Деятельность Организации Объединенных Наций по миростроительству направлена на оказание помощи странам и регионам, находящимся в переходном состоянии от войны к миру или находящимся под угрозой возникновения конфликта, путем укрепления национального потенциала по регулированию конфликтов, а также создания основ устойчивого мира и развития.
Построение прочного мира в разрушенных войной обществах является одной из труднейших задач. Миростроительство требует стабильной международной поддержки национальных усилий по широкому спектру задач, таких как наблюдение за соблюдением режима прекращения огня, демобилизация и реинтеграция комбатантов, помощь в возвращении беженцев и внутренне перемещенных лиц, содействие в организации и наблюдении за выборами нового правительства, поддержка в проведении реформ сектора правосудия и безопасности, укрепление защиты прав человека и содействие примирению.
В деятельности по миростроительству участвуют различные учреждения системы ООН, включая Всемирный банк и региональные экономические комиссии, а также неправительственные организации и местные объединения граждан. Миростроительство имело огромное значение при проведении операций ООН в Боснии и Герцеговине, Камбодже, Сальвадоре, Гватемале, Косово, Либерии и Мозамбике, а также в более недавних операциях в Афганистане, Бурунди, Ираке, Сьерра-Леоне и Тиморе-Лешти. Примером межгосударственного миростроительства является миссия ООН в Эфиопии и Эритрее.
На Всемирном саммите 2005 года было принято решение о создании Комиссии по миростроительству. В своих резолюциях, санкционировавших учреждение Комиссии по миростроительству, а именно резолюциях 60/180 и 1645 (2005), Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности Организации Объединенных Наций уполномочили ее: сводить вместе все соответствующие стороны для того, чтобы мобилизовывать ресурсы и давать рекомендации и предложения относительно комплексных стратегий постконфликтного миростроительства и восстановления; разрабатывать передовые методы в сотрудничестве со всеми заинтересованными сторонами; содействовать обеспечению предсказуемого финансирования. В этих резолюциях перед Комиссией также была поставлена задача добиваться того, чтобы международное сообщество уделяло внимание постконфликтным странам в течение более продолжительного времени, и при необходимости привлекать внимание к любым проблемным областям, способным подорвать усилия по миростроительству.
В вышеупомянутых резолюциях также предусматривается создание Фонда миростроительства и Управления по поддержке.
Верховенство права
Обеспечение верховенства права на национальном и международном уровнях является одной из первостепенных задач ООН. Соблюдение законодательства играет важнейшую роль в деле установления прочного мира в постконфликтный период, эффективной защиты прав человека, а также обеспечения устойчивого экономического прогресса и развития. Принцип равенства всех, как отдельных граждан, так и государств, перед публично принятыми и применяющимися на независимой и непредвзятой основе законами является одной из базовых концепций, во многом определяющей деятельность ООН. Главные органы ООН, включая Генеральную Ассамблею и Совет Безопасности, наряду со многими учреждениями системы ООН, играют важнейшую роль в оказании содействия государствам-членам в деле обеспечения верховенства права.
Основную ответственность за координацию деятельности учреждений системы ООН в области верховенства права несет Координационно-консультативная группа по вопросам верховенства права, возглавляемая Заместителем Генерального секретаря и действующая при поддержке Подразделения по вопросам верховенства права. Членами Группы являются руководители 20 учреждений ООН, участвующих в деятельности по оказанию содействия государствам-членам в вопросах верховенства права. В рамках поддержки усилий в области обеспечения верховенства права на национальном уровне по линии штаб-квартиры ООН Генеральный секретарь назначил Департамент операций по поддержанию мира (ДПР) и Программу развития ООН (ПРООН) в качестве совместного глобального координационного центра по вопросам работы полицейских, судебных и пенитенциарных органов для решения задач по обеспечению верховенства права в постконфликтный период и в иных кризисных ситуациях.
Разминирование
Организация Объединенных Наций представляет себе мир, свободный от угрозы наземных мин и неразорвавшихся боеприпасов, в котором отдельные люди и общины будут жить в безопасности, способствующей развитию, и в котором пострадавшие от применения мин будут принимать полноправное участие в жизни общества.
Двенадцать соответствующих департаментов и управлений системы ООН, специализированные учреждения, фонды и программы участвуют в программах по разминированию в 30 странах и трех территориях. Разработанная этими учреждениями политика («Деятельность в области разминирования и эффективная координация: межучрежденческая политика Организации Объединенных Наций») определяет сферы компетенции и функции органов Организации Объединенных Наций, участвующих в деятельности по разминированию. Большая часть работы, например разминирование и информирование о минной опасности, выполняется неправительственными организациями. В некоторых случаях коммерческие подрядчики и военный персонал также осуществляют действия по гуманитарному разминированию. Кроме того, различные межправительственные, международные и региональные организации, а также международные финансовые учреждения вносят свой вклад в деятельность по разминированию, спонсируя операции или предоставляя помощь отдельным лицам и общинам, затронутым проблемой наземных мин и взрывоопасных пережитков войны. Многие мероприятия Организации Объединенных Наций в области разминирования осуществляются в рамках операций по поддержанию мира.
Действия по разминированию позволяют миротворцам осуществлять патрулирование, гуманитарным организациям — доставлять помощь, а простым гражданам жить без страха, что один случайный шаг может стоить им жизни.
Деятельность, связанная с разминированием, — это не только извлечение мин из земли. Она предусматривает целенаправленные усилия по защите населения от минной опасности, обучение пострадавших навыкам самообеспечения и обеспечение их активного участия в жизни общества, а также создание условий для стабилизации обстановки и устойчивого развития.
Служба Организации Объединенных Наций по вопросам разминирования (ЮНМАС) служит координационным центром усилий ООН по обезвреживанию наземных мин и взрывоопасных пережитков войны и снижению их воздействия на жизни людей.
На сегодняшний день Конвенцию о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении (Конвенция о запрещении противопехотных мин) ратифицировали или присоединились к ней 162 страны (84 процента государств-членов).
14 апреля 2015 года Генеральный секретарь назначил актера Дэниела Крейга глобальным пропагандистом усилий по ликвидации мин и взрывоопасных предметов.
Женщины и дети в условиях конфликта
В современных конфликтах около 90% потерь приходится на гражданское население, и большинство жертв составляют женщины и дети. Женщины подвергаются разрушительным формам сексуального насилия, часто используемым систематически для достижения определенных военных или политических целей. Кроме того, женщины все еще недостаточно представлены в официальных процессах мирного урегулирования, хотя и вносят большой вклад в разрешение конфликтов.
Тем не менее, Совет Безопасности признает, что учет гендерной проблематики и признание роли женщин в процессе принятия решений способствует обеспечению устойчивого мира. Это признание было официально закреплено в резолюции 1325, единогласно принятой в 2000 году. В своей исторической резолюции Совет Безопасности рассматривает положение женщин в условиях вооруженных конфликтов и предлагает активизировать участие женщин на директивных уровнях в урегулировании конфликтов и мирных процессах. В поддержку резолюции 1325, в которой была представлена повестка дня и ее ключевые принципы, Совет Безопасности также принял резолюции 1820, 1888 и 1889.
Использование космического пространства в мирных целях
Организация Объединенных Наций содействует тому, чтобы космическое пространство использовалось исключительно в мирных целях, а блага от этой космической деятельности разделяли бы все страны. Эта заинтересованность в мирном освоении космического пространства возникла вскоре после запуска Советским Союзом первого искусственного спутника Земли в 1957 году и возрастала по мере новых достижений в развитии космической техники. Организация Объединенных Наций вносит важный вклад в развитие международного космического права и содействует международному сотрудничеству в области космических технологий.
Управление ООН по вопросам космического пространства выполняет функции секретариата Комитета по использованию космического пространства в мирных целях и его подкомитетов, а также оказывает содействие развивающимся странам в использовании космических технологий в целях развития.