как провести чек через мой налог
Можно ли самозанятому учесть прошлые доходы по ставке НПД?
С 2018 года работаю в России по договору с литовской компанией, ежемесячно получаю плату на счет. Так как я внештатный работник, то сам плачу налоги и заполняю декларации о доходах. В 2020 году я уплатил 13% с дохода, который получил в 2019 году.
Недавно увидел вашу статью о том, что можно зарегистрироваться самозанятым и так снизить налог до 6%.
Я разобрался, как работать с приложением «Мой налог», но не понял, как вводить доходы, которые я получал каждый месяц с января по декабрь 2020 года. Вижу, что могу просто указать дату задним числом — например, создать чек от 10 января и ввести сумму, которая мне поступила, — но переживаю, вдруг так нельзя. Помогите разобраться.
Вы правильно сомневаетесь. Указывать дату задним числом и платить налоги за 2020 год как самозанятому не стоит. Если налоговики это выявят, они могут привлечь вас к ответственности.
Формировать чеки и платить налог на профессиональный доход можно только после регистрации в качестве самозанятого и только с тех доходов, которые вы получили как самозанятый. По доходам, которые вы получали ранее, нужно подать декларацию и заплатить НДФЛ.
Как победить выгорание
Почему нельзя формировать чеки задним числом
Самозанятые должны формировать чеки в приложении «Мой налог» в установленные законом сроки. Они зависят от формы расчетов.
Если клиент заплатил самозанятому наличными или при помощи электронного средства платежа, например банковской картой, через онлайн-банк или систему дистанционного банковского обслуживания, то сформировать и отправить заказчику чек нужно сразу, в день расчета.
Если клиент платит безналично, но без электронного средства платежа, например привозит в банк наличные, чтобы операционист перевел по безналу, то самозанятый должен сформировать чек до девятого числа следующего месяца.
Человеку, который только что стал самозанятым, первые чеки нужно сформировать до девятого числа месяца после первого налогового периода. Первый налоговый период длится со дня регистрации и до конца следующего месяца. То есть если самозанятый регистрируется в апреле, чеки за апрель и май ему нужно сформировать до 9 июня. А дальше так: за июнь — до 9 июля, за июль — до 9 августа и т. д.
Если самозанятый не сформирует чеки в указанные сроки, то нарушит налоговое законодательство. За это его могут оштрафовать на 20% от суммы расчета. Если после первого штрафа не пройдет шесть месяцев и самозанятый снова опоздает с чеками, новый штраф наложат уже на всю сумму расчета.
Вы получаете плату на свой личный счет в банке. Скорее всего, компания использует электронные средства платежа. Если бы вы были самозанятым, вам нужно было бы формировать чек в день оплаты, а не через месяц и тем более не через год.
Нельзя просто сделать вид, что вы забыли про полученный несколько месяцев назад доход, а после регистрации в «Моем налоге» вдруг вспомнили и сформировали чек задним числом. Это нарушение. Формировать чек можно только на доходы, которые человек получил в статусе самозанятого. В 2020 году вы еще не были самозанятым, а значит, платить НПД с полученного в 2020 году дохода не можете.
Чтобы убедиться, что самозанятый уплатил налоги правильно, налоговая может запросить выписку из банка и проверить, когда и сколько ему перечислял заказчик. Если налоговая выяснит, что чеки человек сформировал без статуса самозанятого, то начислит недоимку, пени по НДФЛ и оштрафует:
У режима самозанятых есть ограничения
Налог на профессиональный доход — новый и во многом привлекательный по условиям режим налогообложения. Но подходит он не всем. Напомню о рисках для самозанятых, на которые нужно обратить внимание.
Нельзя сотрудничать с бывшим работодателем. По закону самозанятые не могут получать доход от заказчиков — действующих работодателей и тех, на кого работали по трудовым договорам менее двух лет назад.
Доход должен быть менее 2,4 млн рублей в год. Если сумма дохода превысит указанный лимит, с излишков нужно будет заплатить 13%. Это правило должны соблюдать все самозанятые.
Как нужно платить налог на самозанятость
Сумму налога на профессиональный доход подсчитает ИФНС по данным из чеков, которые формируются, когда самозанятый заносит доход в приложение «Мой налог».
Еще раз подчеркну, что соблюдать сроки формирования чеков очень важно, ведь на эти чеки ориентируется налоговая инспекция. Никакую другую отчетность самозанятые не сдают, чеки — главный источник информации о доходах.
Не позднее 12-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором вы получили доход, в приложении «Мой налог» вам будут приходить уведомления с суммами налога. Их нужно уплатить до 25-го числа текущего месяца.
Заплатить налог можно через приложение — ввести реквизиты карты и подтвердить кодом, который придет по смс. Можно также настроить автоплатеж: банк будет получать информацию о сумме налога, автоматически списывать со счета и перечислять деньги в бюджет.
Если просрочить платеж, то на сумму долга начислят пени — 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ за каждый день просрочки.
Что делать? Читатели спрашивают — эксперты Т—Ж отвечают
Как самозанятому принимать оплату с клиентов
Самозанятых интересует: как им получать деньги от клиентов, чтобы не было проблем; как учитывать поступления и платить налог; нужно ли составлять договор, подписывать акты, счета или достаточно выдать чек.
Плательщик НПД может получать оплату наличными и перечислением. Для учета дохода ему достаточно ввести суммы в приложение «Мой налог», но есть нюансы — о них рассказываем в статье.
Нужен ли договор. Если самозанятый сотрудничает с ИП, он может подписать договор или устно согласовать сделку. Условия партнеры обсуждают лично — по телефону или при встрече — либо в переписке.
Если самозанятый заключает сделку с организацией, нужно обязательно оформить договор. Это может быть договор подряда, возмездного оказания услуг, договор поставки или агентский договор. Тип документа зависит от вида сотрудничества. Самозанятые не ведут бухгалтерского учета, поэтому не обязаны хранить договоры и первичные документы.
Чтобы упростить документооборот, можно использовать оферту — предложение о заключении сделки. Самые простые примеры оферты — цена товара на сайте, ценники в магазине, печатные каталоги товаров и услуг. Оферта не требует подписания. Если клиент платит, значит, он согласен с условиями сделки.
Нужен ли акт и счет. Если самозанятый оформил сделку документально, после выполнения работы стороны подписывают акт. Акт — закрывающий документ, он подтверждает, что условия сделки выполнены обеими сторонами и ее можно оплатить. Но в некоторых случаях можно обойтись без акта. Когда нет материального результата работы, акт не нужен, например, при оказании бухгалтерских, юридических, консультационных услуг.
Чтобы бизнес-клиент оплатил работу на расчетный счет или карту, самозанятый выставляет счет со своими реквизитами. Шаблона документа для самозанятых нет, поэтому за основу можно взять счет ИП. В нем самозанятый указывает свои данные и реквизиты банковской карты. Такого документа достаточно, чтобы бухгалтер клиента перевел по нему деньги.
Чтобы ускорить процесс и избежать лишних бумаг, договор и счет можно заменить единым документом. Договор-счет включает основные условия сделки и банковские реквизиты для оплаты. Можно скачать шаблон и внести в него свои реквизиты.
Нужен ли акт и счет. Если самозанятый оформил сделку документально, после выполнения работы стороны подписывают акт. Акт — закрывающий документ, он подтверждает, что условия сделки выполнены обеими сторонами и ее можно оплатить. Но в некоторых случаях можно обойтись без акта. Когда нет материального результата работы, акт не нужен, например, при оказании бухгалтерских, юридических, консультационных услуг.
Чтобы бизнес-клиент оплатил работу на расчетный счет или карту, самозанятый выставляет счет со своими реквизитами. Шаблона документа для самозанятых нет, поэтому за основу можно взять счет ИП. В нем самозанятый указывает свои данные и реквизиты банковской карты. Такого документа достаточно, чтобы бухгалтер клиента перевел по нему деньги.
Чтобы ускорить процесс и избежать лишних бумаг, договор и счет можно заменить единым документом. Договор-счет включает основные условия сделки и банковские реквизиты для оплаты. Можно скачать шаблон и внести в него свои реквизиты.
Нужна ли касса и банковский счет. Выбрать НПД для бизнеса может ИП и физическое лицо. Открыть расчетный счет для бизнеса или подключить кассовый аппарат вправе только самозанятые ИП. Если вы не индивидуальный предприниматель, этот пункт можете пропустить.
Бизнес обязан принимать наличные через онлайн-кассу, однако на самозанятых это требование не распространяется. По закону они входят в число исключений и могут применять онлайн-кассу по собственному желанию.
Если бизнес-клиентам удобнее проводить безналичные платежи, самозанятому ИП нужно открыть расчетный счет. Для ведения счета можно выбрать абонентское обслуживание или оплату за операцию. При абонентском обслуживании с владельца счета ежемесячно взимается определенная сумма. По тарифу без абонентского обслуживания владелец счета выплачивает комиссию за каждую операцию. Если по счету проходит много операций, выгоднее абонентское обслуживание.
К банковскому счету можно подключить эквайринг и принимать платежи картами. Для этого предприниматель устанавливает платежный POS-терминал — специальное оборудование, которое считывает информацию с платежной карты и отправляет запрос в банк. Если у клиента достаточно денег, покупка оплачивается, и терминал распечатывает чек. Если самозанятый продает через сайт, он может подключить интернет-эквайринг и получать оплату картой онлайн.
Чтобы подключить эквайринг, нужно обратиться в банк и заключить договор, при этом взимается комиссия в размере 1–2% от всех карточных платежей.
Как брать деньги. Самозанятый может принимать оплату любым способом:
Если самозанятый получает оплату перечислением, необходимо соблюсти очередность: сначала получить деньги и только потом сформировать чек в приложении «Мой налог». Это можно сделать до 9 числа следующего месяца. Если оплата картой или наличными, чек важно передать сразу — в момент расчетов.
Иногда приходится возвращать деньги, например, товар клиенту не подошел. В этом случае самозанятый аннулирует чек. В приложении он нажимает кнопку «Аннулировать» и указывает причину: возврат средств или неправильная операция. Аннулировать чек можно в любой момент, ограничений по сумме или количеству чеков не установлено.
Как выдать чек. Чек от самозанятого — это отчетный документ. Он подтверждает, что организация действительно перевела деньги за оплату товара или услуги. Клиенту можно отправить чек в электронном или бумажном виде. Нельзя объединять несколько платежей от разных клиентов в один чек и вносить одну запись с общей суммой. На каждый платеж — свой чек.
Чтобы правильно сформировать чек, в приложении указывают название компании или Ф. И. О. предпринимателя, ИНН. Эту информацию можно посмотреть в договоре или в уведомлении от онлайн-банка.
Чек самозанятого в приложении МОЙ НАЛОГ
Самозанятые лица – новая форма ведения бизнеса в России. К данной категории законом относятся граждане, которые без регистрации ИП и без создания организации, вправе заниматься предпринимательской деятельностью. Но вот вопрос: нужна ли онлайн-касса, какой чек самозанятого, когда и в каком виде они должны выдавать своим покупателям (клиентам)?
У кого есть право стать самозанятым
Согласно Федеральному закону от 27 ноября 2018 года N 422-ФЗ ( ССЫЛКА ) самозанятыми могут становиться лишь физические лица, работающие без работодателя и не нанимающие сами по трудовым договорам сотрудников (п. 7 ст. 2). Однако брать работников по гражданско-правовым соглашениям не возбраняется. Кроме того, такие граждане обязуются с профессионального дохода платить налог. Применять указанный режим можно только при одновременном соблюдении двух условий:
Стоит отметить, закон N 422-ФЗ предусматривает обязанность самозанятого гражданина встать на учет в качестве ИП только, если того требуют иные федеральные законы, регламентирующие конкретный вид деятельности (п.6 ст. 2). Например, когда для работы необходима лицензия.
Одновременно 422-ФЗ не запрещает предпринимателям, уже зарегистрированным в установленном порядке как ИП, перейти на специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (п. 1 ст. 2) (далее – спецрежим НПД). Чтобы совершить переход, необходимо соблюсти те же требования, какие распространяются на простых граждан, решивших стать самозанятыми. Статус индивидуального предпринимателя не теряется (п. 1 ст. 2). Но совмещение нового спецрежима НПД с иными специальными налоговыми режимами не допускается (пп. 7 п. 2 ст. 4).
Нужна ли онлайн-касса плательщикам налога на профессиональный доход
Законом № 54-ФЗ на любых предпринимателей возложена обязанность по участию кассового аппарата при расчетах. Данное требование распространяется на юридические лица и ИП по всей России. При этом есть ряд исключений, позволяющих не применять онлайн-кассы или использовать их с ограничениями. Такое исключение предусмотрено и для ИП, признанных пользователями нового спецрежима НПД.
Для граждан, ставших самозанятыми, 54-ФЗ вообще не предусматривает обязанность использования ККТ при расчетах. В понимании этого нормативного акта подобные спецрежимники остаются простыми физическими лицами, а не предпринимателями. А значит, никакие положения закона 54-ФЗ не касаются граждан-самозанятых.
Однако чеки обе категории самозанятых выдавать должны!
«Касса» для самозанятых: порядок применения приложения МОЙ НАЛОГ
Плательщики налога на профессиональный доход должны использовать приложение МОЙ НАЛОГ при любых наличных и безналичных платежах (в том числе при реализации через Интернет) с отечественными и зарубежными потребителями. Можно работать как в веб-версии, так и через мобильное приложение.
Посмотреть инструкции по регистрации и работе, скачать приложение МОЙ НАЛОГ для операционных систем Android и iOs можно перейдя по ссылкам, размещенным на сайте ФНС России на этой странице — npd.nalog.ru.
С помощью приложения самозанятый не только формирует чек, но и передает сведения по каждой совершенной им продаже в налоговый орган.
Обязанность выдавать чеки при расчетах закреплена за плательщиками налога на профессиональный доход в п. 1 ст. 14 422-ФЗ. Исключение – операции, проходящие при наличии посредника по договорам поручения, комиссии или по агентскому договору. В таких случаях кассовый чек выдает покупателю посредник, используя собственную онлайн-кассу (п. 2 ст. 14). Сведения о сделках, прошедших с участием посредника, передает или самозанятый в приложении МОЙ НАЛОГ, или сам посредник в обычном порядке – через онлайн-кассу.
Если самозанятый сам передает данные о посреднических сделках, он должен не позже 9-го числа месяца, идущего за налоговым месяцем предоставить в ФНС:
Данная обязанность возлагается на самозанятого, если посредник не передал информацию о расчетах в обычном порядке. Но если он все-таки это сделал, вышеуказанные сведения найдут отражение в приложении МОЙ НАЛОГ и самозанятому ничего не придется предпринимать дополнительно.
Что должен содержать и как выглядит чек от самозанятого
В чеке должны быть обязательно представлены реквизиты, поименованные в п. 6 ст. 14 422-ФЗ. Среди этих реквизитов, в частности:
Стоит отметить, что спецрежимник вправе вести сделки с любыми категориями клиентов, включая индивидуальных предпринимателей и организации. Всем нужно выдавать чек. При этом, в чек для ИП и юридических лиц нужно предварительно занести их ИНН, но только если сам покупатель (заказчик) сообщил его.
Когда клиент – зарубежное лицо, сумма платежа, отражаемая в чеке, должна быть предварительно пересчитана из иностранной валюты в российскую. Курс для переоценки берется у Банка России и действующий на дату поступления иностранных средств на счет самозанятого.
Как и в каком виде передается чек, оформленный в приложении МОЙ НАЛОГ
Чек формируется и передается либо в бумажном виде, либо в электронном формате. В п. 5 ст. 14 закона «О самозанятых» говорится, что электронный чек передается одним из следующих способов:
Видео — пример того, как сформировать чек в приложении МОЙ НАЛОГ:
Что касается бумажного чека, сначала он создается в приложении МОЙ НАЛОГ, а потом оттуда перенаправляется на принтер. Подписи самозанятого на таком документе не требуется (п. 6 ст. 14).
Законом № 422-ФЗ предусмотрено право самозанятого выбирать форму передачи чека (п. 4 ст. 14). Твердой обязанности формировать их только на бумаге нет. Но есть обязанность по выдаче документа покупателю (заказчику) (п. 1 ст. 14 закона о самозанятости). Иными словами, если у клиента нет электронной почты или нет смартфона, придется предоставить ему бумажный чек.
Особенно важно получить чек организациям или ИП, которые что-то покупают или заказывают у самозанятого. Без такого чека они не смогут взять в расходы уплаченные суммы.
В какой момент чек от самозанятого передается клиенту (покупателю)
Согласно п. 3 ст. 14 422-ФЗ чек самозанятого передается потребителю (заказчику) в момент расчета, если оплата происходила наличными и (или) с участием электронных средств платежа. При других формах безналичного перевода денег чек формируется и передается клиенту максимально на 9-й день месяца, который идет за месяцем совершения данного расчета.
Если 9-е число попадает на выходной либо на праздничный день, то сведения о расчете допускается передать в ближайший рабочий день. Налоговая служба считает, что здесь действует общее правило, установленное налоговым законодательством. Т.е. если срок приходится на выходной день или на праздник, признанный нерабочим днем, то день истечения срока – ближайший рабочий. Указанное правило прописано в п. 7 ст. 6.1 НК РФ.
Что делать, если нужно вернуть платеж покупателю
Все платежи, которые отражены в приложении МОЙ НАЛОГ, составляют налоговую базу. Поэтому в случае возврата денег клиенту данную операцию необходимо провести и в приложении МОЙ НАЛОГ – тем самым уменьшить сумму налога на профдоход (НПД).
В своем письме от 20.02.2019 №СД-4-3/2899@ ( ССЫЛКА ) Федеральное налоговое ведомство напоминает, что закон № 422-ФЗ в статье 8 (п.п. 3–4) позволяет изменять налоговую базу, если для этого есть основания. В случае возвращения потребителю его платежа или предварительной оплаты плательщик НПД вправе уменьшить на эту сумму доходы того месяца, в каком указанные средства были получены.
При этом такое право дается самозанятому и в случае реального возврата средств, и в случае неверного ввода данных о расчете. Закон позволяет скорректировать ранее переданные налоговому органу сведения о доходе. Это делается через приложение МОЙ НАЛОГ с указанием причины проводимых изменений. Чтобы уменьшить налоговую базу, достаточно простого аннулирования чека.
А если удалился не тот чек? Восстановить его в том же периоде, в каком он прошел, не получится. Пока такая функция в приложении не предусмотрена. Но провести сумму необходимо – без нее налоговая база занижается. Поэтому, как рекомендует ФНС РФ, следует провести удаленную сумму в другом месяце и обязательно передать новый чек клиенту с пояснениями.
Выводы
Онлайн-касса индивидуальными предпринимателями, перешедшими на уплату налога на профессиональный доход, не применяется. Это разрешил сам закон 54-ФЗ. Данная льгота касается тех видов деятельности, какие подпадают под новый спецрежим НПД. Для самозанятых граждан (без регистрации ИП) обязанности применять кассовый аппарат законом № 54-ФЗ вообще не предусмотрено.
Однако в случае самозанятости (и простые граждане, и индивидуальные предприниматели) все равно должны выдавать чеки покупателям (клиентам). Для такой цели используется приложение «Мой налог». Чеки выдаются любым отечественным и зарубежным потребителям: гражданам, организациям, ИП. Формируются чеки на бумаге или в электронном виде при совершении наличных и безналичных платежей.
Принятая отсрочка установки онлайн-касс для ИП до 2021 года касается только тех предпринимателей, чья деятельность близка к самозанятым (без наемных сотрудников).
Какие маркированные товары нельзя продавать налогоплательщикам на ЕНВД и патенте, а какие можно.
Если ваш бизнес связан с торговлей или общепитом, https://onlain-kassy.ru/ispolzovanie/obzor/na-polke.html — советуем обратить внимание на быстро развивающийся сервис B2B «на_полке».
Видео — какие нюансы есть у закона о самозанятых:
Надо ли самозанятым выдавать чеки и как их отправлять клиентам
Пилотный проект по самозанятости запустили в 2019 году, а в 2020 расширили действие на всю территорию Российской Федерации. Преподавателям, кузнецам, водителям и другим самозанятым гражданам новый налоговый режим очень понравился и его решили оставить на постоянной основе.
В новой статье поговорим о том, надо ли самозанятым гражданам выдавать клиентам чеки и как это делать. Разберём важные нюансы и поделимся советами, которые помогут сэкономить время и деньги.
Зачем выдавать чеки
До появления самозанятости в России многие жители работали нелегально. К примеру, репетиторы предоставляли услуги обучения и не платили налоги. Открывать ИП было выгодно только при больших объемах заказов. А если самозанятый параллельно работал в школе, то времени на подработку оставалось мало.
Правительство решило не устраивать налоговые проверки, а помочь людям максимально безболезненно выйти из тени и легально работать без проблем с отчётами, оплатой налогов, штрафами. Эксперимент завершился удачно и чиновники решили сделать его частью налогового законодательства.
В августе 2020 года Федеральная налоговая служба отчиталась о том, что благодаря самозанятости удалось вывести из тени 130 мрлд рублей. За всё время действия налогового эксперимента граждане заплатили более 3,5 млрд рублей налогов. В масштабах страны это не огромная цифра, но раньше деньги не доходили до бюджета.
Самозанятость создавалась с фокусом на максимальную простоту. Зарегистрироваться в качестве плательщика налога на профессиональный доход может любой гражданин с ИНН и паспортом. Не понадобится даже авторизация на портале госуслуг, можно скачать приложение «Мой налог» и заполнить анкету в нём.
У самозанятых нет налоговой отчётности как у ИП или ООО. Они создают чеки по операциям в приложении и данные автоматически уходят в Федеральную налоговую службу после завершения отчётного периода. При желании можно даже настроить автоматическое списание налогов, если привязать к приложению банковскую карту.
В 2020 году новым самозанятым давали 10 000 рублей налогового вычета, которые можно было использовать для оплаты налога на профессиональный доход. В этом году таких привилегий не было, а неиспользованные бонусы за прошлый год аннулировали в январе 2021.
Принцип работы самозанятых с клиентами максимально простой. Предположим, что есть кузнец Иван, который изготавливает металлические изделия на заказ. К нему обращается крупная компания с большим заказом. Иван заключает договор с юридическим лицом и выписывает чек на каждый платёж.
Юридические лица рассчитываются с физическими с помощью перевода на расчётный счёт. Они могут платить только по безналу, поэтому в этом случае не обойтись без помощи банка. С физическими лицами можно сотрудничать и с помощью электронных платёжных систем.
Компания подготавливает договор, Иван подписывает и ожидает предоплату. Необходимость отчитываться перед налоговой возникает у Ивана, когда средства поступают на его счёт и он выполняет обязательства перед клиентам. Согласно действующему законодательству, самозанятый обязан сформировать чек после того, как получит деньги от клиента.
При безналичных расчётах чек надо сформировать и передать не позднее 9 числа месяца, следующего за налоговым периодом, в котором была проведена сделка. Если нарушить сроки, контрагент может пожаловаться в ФНС и последуют санкции.
Чек — подтверждение дохода плательщика налога на профессиональный доход. Некоторые самозанятые вносят платежи за несколько дней перед окончанием отчётного периода, но лучше делать это в день поступления средств или на следующий.
Во-первых, не придётся тратить много времени на финансовый учёт сразу. Создать чек по платежу можно за 2-3 минуты, а вот если их накопится 200-300 за месяц, на работу с приложением уйдет минимум полдня. Во-вторых, в законодательных актах чётко прописан механизм работы.
У многих самозанятых возникает много вопросов по поводу онлайн-кассы. В случае с безналичным расчётом с физическими и юридическими лицами она не нужна. Достаточно сформировать чек в приложении, отправить его контрагенту и проследить, чтобы в конце месяца в интерфейсе «Моего налога» были правильные цифры по доходу.
Одна из главных ошибок самозанятых заключается в том, что они не ведут учёт финансов в сторонних приложениях и сервисах. Надо обязательно использовать Excel, CRM или приложения для учёта финансов. На рынке очень много инструментов для решения этой задачи.
Если вести учёт ещё где-то, в конце отчётного периода можно будет сверить цифры и устранить ошибки. К примеру, если несколько клиентов отказались от услуги и им пришлось вернуть деньги, самозанятый может забыть о том, что нужно аннулировать чеки.
А если он ведёт учёт в Excel или CRM и сразу после возврата средств удалил сделку, цифры будут отличаться от данных в приложении «Мой налог». Поэтому, лишний источник информации точно не помешает и поможет защититься от проблем. Если самозанятый забудет аннулировать чек и отчётность уйдёт в налоговую, устранить ошибку будет сложнее.
Расчёт за товары и услуги самозанятые граждане должны обязательно отражать в приложении «Мой налог» потому что это единственный способ сообщить налоговой о том, сколько денег проходит через счёта.
Потенциальные самозанятые жители РФ часто спрашивают о том, надо ли создавать чеки, когда они находятся на больничном или уезжают в длительный отпуск. В этом случае работать с приложением «Мой налог» нет необходимости. Если дохода временно нет, то и чеки не нужны.
Возможно, в скором времени будут внесены изменения в законодательную базу, и самозанятых обяжут закрывать каждый месяц вручную и подтверждать, что у них не было дохода, но пока такого нет. Можно сказать, что налоговая доверяет плательщикам НПД и предоставляет им свободу действий.
Хотя системы мониторинга пристально следят за всеми самозанятыми. Поэтому не рекомендуем занижать цифры в чеках или вносить только половину поступлений в приложения. Нет сомнений, что банковские счёта всех самозанятых стоят на особом контроле.
К примеру, если самозанятый проводит через «Мой налог» 100 000 рублей в месяц, а оборот превышает 500 000 рублей, у Федеральной налоговой службы рано или поздно возникнут вопросы. Плательщиков НПД редко приглашают на сверку, но при таком развитии событий инспектор может назначить личную встречу.
Если у физического лица есть документы, чтобы подтвердить происхождение средств, проблем не будет. Например, если человек параллельно работает на компанию и получает белую зарплату, он сможет предоставить документы от работодателя.
Штрафные санкции за нарушение правил ведения отчётности
Со злостными нарушителями, которые не проводят деньги от своей профессиональной деятельности через «Мой налог», разговор короткий. Согласно действующему законодательству, если не выдать вовремя чек клиенту, последует штраф в районе 20% от суммы расчёта.
Допустим, контрагент перевёл на счёт 100 000 рублей за месяц услуг репетитора. А самозанятый не выдал ему чек и забыл в конце отчётного периода провести платёж через приложение «Мой налог». Злой умысел доказать сложно, но есть прописанная законодательная база, которая определяет порядок наказания.
С самозанятого спишут 20% от стоимости заказа. Очевидно, что никому не хочется терять пятую часть суммы. Особенно, если речь идёт о крупных платежах в рамках постоянного сотрудничества, а не разовых операциях.
За повторное нарушение налоговая служба наложит штраф в размере полной суммы расчёта. На сайте ФНС есть специальная форма для жалоб на самозанятых. Если клиент оставит обращение, вероятность получения штрафа увеличится до 100%. Поэтому лучше не затягивать с формированием чека и убедиться, что контрагент его получит.
Если на момент формирования чека в приложении «Мой налог» наблюдается технический сбой, создать его можно после завершения ремонтных работ. Обычно нормальная работа базы данных восстанавливается на следующий рабочий день. В этом случае санкций не будет.
Как правильно создавать и отправлять чеки
У самозанятых часто возникают проблемы с чеками, хотя процесс их создания максимально простой. Понадобится информация от контрагента и несколько минут на заполнение формы. Технические неполадки возникают редко, поэтому в большинстве случаев проблем не будет.
Процесс формирования чека:
Если самозанятый получает деньги от иностранных заказчиков на валютный счёт, надо переводить сумму в долларах, евро или другой валюте в рубли по курсу ЦБ РФ на день поступления. К примеру, если заказчик перевёл 100 долларов 22 апреля, а самозанятый выписал чек только 30 апреля, сумму надо пересчитать по курсу недельной давности.
Самозанятые, которые выполняют услуги на дому или посещают клиентов, могут печатать бумажные чеки самостоятельно. Для этого подойдет любой Bluetooth-принтер. Если печатающего устройства с собой нет, покажите клиенту QR-код из чека и он сможет получить электронную версию документа.
Передать чек контрагенту можно несколькими способами:
В законодательных актах указано, что плательщик НПД должен передать чек клиенту, но проверить факт доставки не получится. Например, если отправить файл в мессенджере, собеседник может не заходить в диалог месяцами. Тогда получается, что документ он не видел.
Представители налоговой давали разъяснения по этому поводу и объяснили, что плательщикам НПД не о чем переживать. Им надо отправить чек клиенту любым доступным способом и на этом обязанности перед контрагентом считаются выполненными.
Сформировать чек можно в приложении «Мой налог» или партнёрских сервисах от Сбербанка и других крупных IT-компаний. Например, самозанятые клиенты банка Тинькофф могут использовать личный кабинет для формирования чеков. Они автоматически передаются в налоговую.
Что касается вычета расходов, то у самозанятых в этом плане нет преимуществ. Платить 4% или 6% надо с оборота, который и считается доходом. Например, если на закупку материалов для создания украшений тратите 20 тысяч рублей, а зарабатываете 60 тысяч в месяц, вычесть расходы не получится.
Чек создаётся на всю сумму, которую клиент перевёл на счёт в банке или кошелёк электронной платёжной системы. Расходы самозанятого могут составлять хоть 50% от дохода, но это не повлияет на расчёт налогов.
Процесс создания чека в приложении «Мой налог»:
Если предоставляете услуги или продаёте товары физическому лицу, количество заполненных полей будет минимальным. В случае с юрлицами понадобятся дополнительные данные: ИНН и наименование компании.
Обязательные реквизиты в чеке:
Если самозанятый совмещает ИП и самозанятость, ему не надо использовать онлайн-кассу для операций, которые он проводит в статусе плательщика НПД. При предоставлении услуги для клиентов как ИП обязанность использовать контрольно-кассовую технику остаётся.
При совмещении ИП с самозанятостью можно оставить кассу или продать, но перед этим снять с учёта в налоговой. При выборе второго варианта убедитесь, что данные с онлайн-кассы были переданы налоговой службе и будут храниться минимум 5 лет с момента снятия оборудования с регистрации.
В работе с чеками нет ничего сложного. У новых самозанятых могут возникать технические заминки, но с опытом процесс формирования платёжных документов будет происходит практически в автоматическом режиме.
При необходимости можно настроить интеграцию с приложением «Мой налог» через сторонние сервисы и сделать так, чтобы данные передавались в базу без ручного вмешательства. На рынке есть решения, которые частично закрывают задачу, но никто не мешает создать свои инструменты с помощью программистов.
Как аннулировать чек
Иногда возникает необходимость отозвать чек, если клиент отказывается от товара или услуги. В этом нет ничего сложного, но важно не забыть сделать операцию вовремя, чтобы не пришлось платить лишние налоги.
Чек можно отозвать, если при формировании чека была допущена ошибка или клиент через несколько дней сообщил, что хочет вернуть товар. В интересах самозанятого аннулировать платёжный документ как можно скорее.
Налоги для плательщиков НПД начисляются в 10-12 числах месяца, поэтому надо решить проблему заранее. Если уже получили уведомление о сумме начисленных налогов, придётся потратить лишнее время на передачу информации в Федеральную налоговую службу.
Инструкция по аннуляции чека:
Если передаёте чеки в ФНС через сторонние сервисы, процесс аннуляции чека будет осуществляться иначе. Например, в сервисе Тинькофф надо нажать кнопку «Отозвать доход» и указать причину.
Самозанятые не подают отчёты в налоговую, но это не значит, что им не нужно хранить документацию. Если плательщик НПД сотрудничает с юридическими лицами, договоры, платежи и другие документы надо хранить минимум 5 лет. Налоговая служба может запросить документацию по юрлицам в любой момент.
Самозанятость — максимально простой путь к «белому» доходу и вытекающим отсюда привилегиям. Зарегистрироваться в качестве плательщика НПД можно за пару минут, а формирование чека выполняется в несколько нажатий.