как развивались отношения со странами востока
Отношения со странами востока
Содержание
1. Отношения со странами запада 3
2. Признание СССР 4
3. Отношения со странами востока 5
4. Отношения с бывшими частями Российской Империи 6
5. Внешняя политика СССР в 1930-х годах 7
Отношения со странами запада
В 1921 г. в России была принята новая экономическая политика, одним из пунктов которой являлось создание концессий – предприятий, выгодно использующих отечественный и иностранный капиталы. Советскому правительству удалось подписать несколько выгодных торговых соглашений. Англичане и норвежцы начали строить в России свои предприятия, которые помогали восстанавливать экономику страны после революций и войн. Но перед большевиками все еще стояла задача дипломатического признания коммунистической России другими странами.
В 1922 г. представителей России впервые после 1917 г. пригласили на международную Генуэзскую конференцию.В этой конференции участвовало 29 государств. Российскую делегацию возглавлял нарком иностранных дел России Г.В. Чичерин, который возглавлял внешнюю политику страны вплоть до 1930 г. На Генуэзской конференции российской стороне было трудно. На неё осуществлялись словесные нападки с разных сторон, провокации. Но советская делегация была убеждена, что сможет добиться положительных для России результатов. У них были выгодные предложения для стран Запада.В свою очередь Запад требовал от России выплаты всех царских долгов, что советская Россия была не в состоянии осуществить. Кроме того, западные страны требовали от России вернуть национализированные предприятия страны в частную собственность и ввести свободу торговли. Советской сторона отказывалась признавать все царские долги, требовала от Запада выгодных кредитов и равноправных условий торговли, а также отказывалась отменять государственную монополию на внешнюю торговлю.
На конференции была одна страна, на которую остальные участники смотрели уничижительно: проигравшая в Первой мировой войне Германия. Советская дипломатия воспользовались этим обстоятельством. На одном из собраний Генуэзской конференции присутствовало только 27 из 29 государств.
Тем временем российская и немецкая делегация заключали Раппальский мирный договор 1922 г.Две стороны договорились друг с другом по всем ключевым вопросам:
· Признавалось, что ни Россия, ни Германия не имели претензий друг к другу по долгам старых правительств
· Немцы открыли для советских граждан свой рынок, а Россия предоставила свой рынок для немецких товаров
· Германия была готова предоставить России выгодные кредиты
· Советская сторона добилась от Германии дипломатического признания
Таким образом, одна крупная европейская держава признала коммунистическую Россию, поэтому неприятие её другими странами стало бессмысленным.
Признание СССР
30 декабря 1922 г., был создан Союз Советских Социалистических Республик. В 1924–1926 гг. последовала череда признаний СССР.Советский Союз признали почти все крупные мировые державы за исключением США, которые вели с СССР деловые отношения, они признали СССР только в 1933 г.
Лучше всего у Советского Союза складывались отношения с Германией. В 1926 г. между СССР и Германией был заключён договор о нейтралитете. Между двумя странами существовали на тот момент прекрасные дипломатические отношения, шёл культурный взаимообмен, торговля между двумя государствами процветала, военные проводили совместные учения.Сложнее всего дела у СССР обстояли с Англией. С 1927 по 1929 гг. у Советского Союза с этой страной не было дипломатических отношений.Параллельно у Советского Союза осложнились отношения с Польшей, так как она ориентировалась на Англию.
Советский Союз разорвал несколько невыгодных для него договоров об английских концессиях. Англия вместе с другими европейскими странами проводила попытки торговой блокады Советского Союза. Также, было много других фактов взаимного давления государств.
В 1928 г. в СССР было принято решение о коллективизации, которая должна была дать средства на индустриализацию, а с помощью неё, в свою очередь, можно было создать военную промышленность Советского Союза. Эта инициатива государства была начата по причине того, что руководство страны почувствовало угрозу со стороны Англии.
Отношения со странами востока
В 1921 г. было заключено несколько договоров с Турцией, Ираном, Афганистаном, Монголией и другими странами Востока. Эти договоры были равноправными, в некоторых случаях Россия шла на территориальные уступки. Таким образом, ещё до Генуэзской конференции 1922 г. у России со странами Востока были договоры, которые признавали новую коммунистическую Россию.В этих странах в то время шла революционная борьба, и им важно было, что Россия заключила с ними договоры.
В конце 1920-х гг. отношения СССР и Китая обострились. В Китае на тот момент шла Гражданская война коммунистов и правительственной партии. С одной стороны, СССР необходимо было поддерживать коммунистов. Но с другой стороны, Китаю угрожала Япония; а ослабить китайское правительство означало впустить японцев на приграничные территории Советского Союза. В итоге, Китайская Восточная Железная Дорога перешла в конце 1920-х гг. под контроль СССР. Провокации, устроенные китайской стороной на КВЖД против СССР, не привели к серьёзным последствиям.
В отношениях Советского Союза и Монголии был протекторат СССР над Монголией.Он помог прийти монгольской коммунистической партии к власти. С Монголией СССР было необходимо поддерживать хорошие отношения, так как у них была общая большая государственная граница, которую в случае вражды двух государств было бы трудно охранять.
Как развивались отношения со странами востока
Много внимания уделяла советская дипломатия урегулированию отношений со странами Востока, в частности с Китаем. «Советская Россия и Китай,— отмечал Чичерин,— естественные союзники, и этой дружественной политике между ними принадлежит будущее. Советская Россия — единственное крупное государство, готовое всячески поддерживать полную независимость Китая во всех отношениях и полный расцвет его самостоятельного развития».
К 1 марта 1924 г. в результате советско-китайских переговоров был разработан проект соглашения между двумя странами. Китайский представитель на переговорах располагал полномочиями заключить предварительное соглашение с полпредом СССР от имени Китайской республики, что он и сделал, представив текст договора на утверждение своего правительства. Однако пекинское правительство вопреки ранее данным инструкциям заявило, что представитель не имел должных полномочий для подписания соглашения, и дезавуировало его подййсь. Эти действия явились результатом Давления на Пекинское иравителвство со стороны Франции и США, боявшихся установления отношений между Китаем и его социалистическим соседом. Империалисты стремились не допустить заключения Китаем равноправных соглашений с другими государствами.
Полномочный представитель СССР в Пекине Л. М. Карахан заявил, что он имеет «документальные данные, доказывающие, что Америка оказывает враждебное нам давление против восстановления советско-китайской дружбы»
В Китае поднялось возмущение против наглого вмешательства США в дела страны. В городах Китая собирались многочисленные митинги, издавались листовки, настаивавшие на подписании соглашения с СССР. Под давлением народных масс китайское правительство 31 мая 1924 г. подписало «Соглашение об общих принципах для урегулирования вопросов между Союзом ССР и Китайской республикой». Обе стороны восстанавливали дипломатические и консульские отношения, Советское правительство аннулировало все документы и договоры, заключенные царским правительством с Китаем или с третьими странами в ущерб Китаю, отказалось от специальных привилегий, права экстерриториальности, от русской части возмещения, выплачивавшегося Китаем после восстания «ихэтуань» (1900 г.), и высказалось за то, чтобы направить ее на цели китайского просвещения. КВЖД объявлялась чисто коммерческим предприятием и должна была управляться двумя странами на паритетных началах.
Серьезным успехом внешней политики СССР было также заключение соглашения с другим дальневосточным соседом — Японией. Советское правительство стремилось к взаимовыгодному сотрудничеству с Японией. Однако японские империалисты продолжали вести антисоветскую политику, удерживая захваченный ими Северный Сахалин. Вместе с тем в промышленных кругах Японии все чаще ставился вопрос о нормализации экономических и политических отношений с СССР. Весной 1923 г. Советское правительство поручило своему дипломатическому представителю в Китае А. А. Иоффе начать переговоры С правительством Японии. СССВ предложил заключить японо-советский договор, определив, в частности, окончательный срок эвакуации Японией Северного Сахалина. Японское правительство предлагало СССР два варианта решения сахалинского вопроса: или продать русскую часть Сахалина Японии за 150 млн. иен, или предоставить Японии концессии на эксплуатацию нефтяных, угольных и лесных богатств острова, а также железных дорог сроком до 100 лет. Япония также требовала, чтобы Советский Союз признал долги царского правительства и возвратил частную собственность японским подданным. Советское правительство не могло, разумеется, принять эти требования.
В мае 1924 г. к власти в Японии пришло новое правительство, которое поручило своему послу в Пекине приступить к переговорам с Советским Союзом.
20 января 1925 г. в Пекине между СССР и Японией была заключена конвенция о восстановлении дипломатических и консульских отношений. Пекинская конвенция исходила из принципа невмешательства во внутренние дела договаривающихся сторон.
Японское правительство согласилось на эвакуацию своих войск с Северного Сахалина. В свою очередь Советское правительство предоставило Японии на Северном Сахалине ряд концессий.
В те же годы Советский Союз значительно улучшил свои отношения с Турцией и Афганистаном. Советское правительство предприняло многочисленные шаги для сохранения и развития дружественных отношений с Турцией. Поддержка Советского Союза помогла Турции встать на путь самостоятельного развития. Чичерин отмечал: «Если бы Турция лишилась дружественных отношений с Россией, она оказалась бы целиком в руках Антанты» *. Это хорошо понимали и турецкие политические деятели. В беседе с советским полпредом Я. 3. Сури-цем председатель Совета министров Турции Фетхи-бей заявил: «Дружба с Советским Союзом была и остается основой нашей политики. Другая политика была бы безумием».
В 1925 г. между Турцией и СССР состоялись переговоры о заключении договора о дружбе и нейтралитете. Заместитель народного комиссара иностранных дел М. М. Литвинов в беседе с турецким послом в Москве 21 ноября 1925 г. говорил: «Мы хотели бы еще больше усилить нашу дружбу со странами Востока и в первую очередь с Турцией. Мы рады отметить такое же стремление со стороны турецкого правительства» ‘.
Переговоры закончились в декабре 1925 г. подписанием договора о ненападении и нейтралитете между двумя странами.
Договоры с Турцией и Афганистаном укрепляли безопасность СССР, способствовали обеспечению независимости этих стран, были ценным вкладом в дело всеобщего мира.
Взаимоотношение со странами востока
Стремление Ирана привело к тому что в мае 1920 г. были установлены отношения. Иран был первой страной востока, с которой был подписан договор о добрососедстве на основе равноправия.
Быстро установились отношения с Турцией. Она оказалась в кабальном положении после войны.
Претензии к России:
1. Признание долгов царской России
2. Национализирован не предприятия вернуть
3. Отмена монополии внешней торговли
4. Свобода предпринимательства для иностранных граждан
5. Отмена пропаганда коммунизма во всех странах
Гаагская конференция 15 июня 1922 открылась. Делегация советской России возглавлялась Литвиновым. Он заявил, что он готов вернуть долги, но раньше надо было получить кредиты от западных держав. Кроме того, начался НЭП. Появились первые концессии, которые охладили пыл западных стран.
Чечерин Наркомом был до 1930 г. Но в 1928 г. он уехал на лечение. Поэтому Максим Максимович Литвинов возглавил ведомство.
Кризис для дипломатии начался в 1923 г. В мае был предъявлен ультиматум Керзона. Он предполагал: прекращение пропаганды в ближнем востоке, убрать всех дипломатов из Ирана и Афганистана, освободить всех священников. Ультиматум был частично принят. Поводом стало задержание английского рыболовного судна в территориальных водах.
Запад делает вывод, что репарации приводят лишь к политическому беспокойству в Европе. Был ослаблен репарационный пресс. В 1924 г. на Лондонской конференции принимает План Дауэса.
В 1929 г. План был заменен на План Юнга. Он должен был сократить репарации. В 1930-е гг. Германия перестает выплачивать репарации.
С 1923 г. начинается Эра признания. К тому времени признавали: Эстония, Латвия, Литва, Финляндия, Польша, Турция, Германия, Иран, Афганистан, Монголия.
Западные страны стали понимать, что в России нет альтернативной власти. Обходило было изгнать. Выборы в Англии привели к власти лейбористам. Макдональд признал советскую власть. Был подписаны общий договор и торговый договор. Лейбористы не продержались. Болдуин возглавил правительство и не ратифицировал договоры. Дипломатические отношения все равно были уже установлены.
В мае 1924 г. В парламенте Франции победил левый блок. Эдуард Эррио возглавил правительство Франции. Он сделал заявление о том, что признает Советский Союз. Но не было дипломатических отношений с США и Японией. По Японии велись переговоры в Пекине. Японцы хотели:
1. Продажа северного Сахалина, либо открыть долгосрочные концессии на эксплуатации богатств
2. Признание долгов и возвращение японской собственности
Во второй половине 1920-х гг. возникла проблема европейской безопасности. Позиция Франции была такая: создание небольших военных блоков. В 1920-21 гг. была создана малая Антанта: Чехословакия, Румыния, СХС.
Подход Англии был другой. Надо подписывать гарантийных и арбитражных соглашений. Таким образом Лондон стал бы арбитром.
На Локкарнской конвенции приняли участие 7 государств в 1925 г. Подтвердился статус кво. Был подписан Рейнский гарантийный пакт. Советская дипломатия проявляла определенную нервозность. Восточные границы Германии не определились. Это позволило потом пересмотреть восточные границы.
Германия заметил нервозность Москвы решила подтвердить Раппальский курс. Было подписано торговое соглашение 1925 г. Впервые СССР получил большой кредит для оплаты немецких товаров.
Советско-английские соглашения. Приход к власти консерваторов ничего хорошего не сулили.
Пакт Бриана-Кэлога
1926-27 г. Освобождены многие города. Казалось, что революционеры войдут в Пекин. Но Сунь Ят Сен скончался при загадочных обстоятельствах. Чай кайши все еще поддерживается политике союза с СССР. Но он был правым в Гоминдане. Он боялся укрепления позиций КПК. До начала 1927 г. эти силы сотрудничали.
Из истории контактов России со странами Востока (XVII – нач. ХХ вв.) (стр. 1 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 |
Министерство образования Российской Федерации
Томский политехнический университет
Из истории контактов России
со странами Востока
Томск 2003
ББК: Т3(0)Я7
Из истории контактов России со странами Востока (XVII –
Томск: Изд-во ТПУ, 2003. – 86 с.
В учебном пособии на основе фактического исторического материала прослеживаются процесс зарождения и развития контактов России с Японией, Китаем в XVII– нач. XIX вв., а также взаимодействующий с ним процесс научного изучения этих восточных соседей России. Акцент в работе делается на вкладе Сибири и сибиряков в оба этих процесса, ибо Сибирь была и остается форпостом страны в сотрудничестве со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
Пособие подготовлено на кафедре истории и регионоведения ТПУ и предназначено для студентов специальности «Регионоведение».
ББК: Т3(0)Я7
Рекомендовано к печати Редакционно-издательским советом
Томского политехнического Университета
Рецензенты:
Доктор исторических наук, профессор кафедры истории и
Доктор исторических наук, профессор ТГУ
© Томский политехнический университет, 2003
© Оформление. Издательство ТПУ, 2003
содержание
Торгово-хозяЙственные связи России
зарождение, развитие, проблемы……….………………..4
Культурные аспекты контактов России
Вопросы и задания………………………….…….…..…………84
Предисловие
Настоящее пособие предназначено для студентов, изучающих курсы «Введение в регионоведение», «История Сибири». Но его тематика имеет выход и на некоторые другие учебные дисциплины.
В пособии представлен материал, раскрывающий действия России по установлению связей со странами Востока – главным образом Китаем и Японией – в XVII–начале ХХ вв. Кроме того, предпринимается попытка показать зарождение и развитие научного изучения этих стран в России, формирование их образа в российском обществе.
Особое внимание при этом уделяется Сибири и сибирякам, их участии в этих процессах. Выделение «сибирского сюжета» вполне объяснимо. Сибирь, Дальний Восток – это те российские регионы, которые являются зонами непосредственного соприкосновения с зарубежным Востоком. И как прежде, так и сейчас именно эти регионы являются форпостами в осуществлении общероссийской политики по отношению к странам Востока. Думается также, что некоторые аспекты прошлого исторического опыта налаживания плодотворных связей России с Китаем, Японией могут иметь в наши дни не только познавательный интерес, но и практический.
Пособие представляет собой первый шаг в освещении заявленной темы, поэтому, как уже было отмечено выше, оно «закрывает» только часть её. Разумеется, и в этой части какая-то историческая информация по тем или иным причинам осталась за пределами пособия. Тем не менее представленный материал даёт возможность достаточно предметно и в то же время проблемно реализовать поставленные задачи.
Составлено пособие на основе отечественной исследовательской литературы конкретно-исторического и историографического характера. Список использованных публикаций дан в конце пособия.
Пособие состоит из трёх основных разделов. Каждый из них имеет свой тематический стержень. Однако при всём этом деление на разделы несколько условно, так как на практике хозяйственно-торговые и культурные, научные аспекты контактов России со странами Востока зачастую сливались.
Торгово-хозйственные связи России с Китаем, Японией: зарождение, развитие, проблемы
Известно, что торговые связи Руси существовали с давних пор. Продвижение России на Восток в XVII в. поставило вопрос о налаживании нормальных отношений с теми странами Востока, которые по мере формирования новых российских государственных границ становились сопредельными, в первую очередь, с Китаем и Японией. Но путь к решению этого вопроса оказался достаточно долгим и напряжённым.
Уже в XVI в. в России знали о существовании богатого и сильного китайского государства. Расширение хозяйственной территории России потребовало поиска наиболее близкого, удобного и безопасного пути в Китай. И в XVII в. эта задача была блестяще решена сибирскими служилыми людьми.
Уже в процессе освоения Сибири правительство обязывало первопроходцев «проведовать» дороги в Китай, предписывало сибирским воеводам снаряжать казачьи отряды для поиска удобных путей в эту страну. Правительство тем самым явно демонстрировало своё намерение выйти за рамки посреднической торговли с Китаем, которая осуществлялась в XV–XVI вв. главным образом через Бухару и Иран.
В 1608 г. по распоряжению томского воеводы Волынского томские казаки И. Белоголовов, М. Кутьин, Ф. Ходекин отправились к китайским пределам. Им удалось добраться только до монгольских границ. Не попали в Китай и посланные тобольским воеводой князем десятник «с товарищи». Однако они привезли сведения о том, что из Монголии до китайской границы можно дойти примерно за один месяц.
В 1641 г. якутский воевода в своей «наказной памяти. » обязывал пятидесятника М. Васильева и десятника А. Аникеева, помимо строительства острога в верховьях Лены, «проведовать пути в Китай и Монголию».
Определённый сдвиг в русско-китайских отношениях происходит в 50–60-гг. XVII в. К этому времени русские достигли Приморья и неплохо изучили дороги в Китай. Кроме того, начала осуществляться приграничная торговля в китайских селениях на реке Нонни в русском Нерчинске. Нерчинск был основан в 1653 г. по приказу даурского воеводы А. Пашкова. Поэтому не случайно то, что первое русское посольство в Китай в 1653 г. преследовало прежде всего цели нормализации торговых отношений. Первым русским послом стал сибиряк, тобольский сын боярский Фёдор Исакович Байков.
Миссия не дала желаемых результатов. Русское посольство цинские власти продержали в течение 6 месяцев, по существу, под арестом, на постоялом дворе в Пекине. Ф. Байкову не удалось передать царскую «любительскую грамоту» китайскому императору и реализовать все привезённые товары. Большую часть мехов пришлось везти обратно в Сибирь.
В России же, наоборот, интерес к Китаю был значительным. Косвенным свидетельством этого является то, что труд, представленный в Посольский приказ («Описание первыя части вселенныя, именуемой Азии, в ней же состоит Китайское государство, с прочими его городы и провинции») имел в XVII–XVIII вв. широкое распространение в списках. В отечественных архивах обнаружено более 40 списков «Описания» (издано оно в 1910 г.).
Тем не менее Россия продолжала искать пути к сближению с Китаем – политическому, культурному, торговому. Заинтересованность России в установлении и развитии торговли с Китаем имела весьма веские причины. Дело в том, что главным товаром во внешней торговле России с другими странами была пушнина. Сбыт её на европейских рынках ограничивался рядом обстоятельств: изолированностью России от морских торговых путей, высокой конкурентоспособностью английской шерстяной промышленности. В Китае же был высокий спрос на русскую пушнину. Кроме того, Китай располагал драгоценными металлами, в накоплении которых была заинтересована Россия.
Узаконить фактически существовавшую и довольно и развитую торговлю с Китаем России удалось лишь в 1689 г., заключив Нерчинский «Договор о границе, о мире, торговле». Договор способствовал перелому в торговых отношениях двух государств: торговые пути переместились из Западной Сибири в Восточную; произошёл резкий количественный рост русско-китайского товарообмена; русские купцы начали вытеснять из этого товарообмена посредников – среднеазиатских купцов.
Русское правительство в течение всего XVII в. стремилось строго регламентировать всю сибирскую торговлю, в особенности это касалось торговли с Китаем. Вместе с ростом этой торговли очень быстро росли и таможенные сборы, становясь с каждым годом все более важным источником дохода. Именно поэтому правительство заботилось, чтобы торговые люди всякими ухищрениями не избегли уплаты пошлин. Кроме того, царская казна сама стремилась реализовать пушнину на китайском рынке, и русское купечество являлось в этом деле ее серьезным конкурентом. Казна монополизировала все большее количество наиболее ценных предметов китайского вывоза (соболи, лисицы, бобры и позже собольи пупки и хвосты) и ввоза (золото, серебро, ряд драгоценных камней, ревень, табак). Монополия казны, повышение пошлин и стеснительная регламентация все более ограничивают частное купечество в китайской торговле. В 1694 г. царским указом было подтверждено прежнее запрещение торговым людям ездить в Китай без проезжих грамот, выдававшихся в Москве Сибирским приказом, а в Сибири – таможенными головами. Кроме того, запрещалось пропускать в Китай одни только купеческие караваны. Частным торговцам предписывалось ездить вместе с казенными караванами и продавать свои товары лишь после распродажи казенных товаров.
В 1696 г. была учреждена особая приказная печать Сибирского царства, и с этого времени для проезда от Москвы до Нерчинска (и в другие сибирские города) были действительны только проезжие документы, заверенные этой печатью. Вместе с тем вводилась особая печатная пошлина за выдачу проезжей.
Указ 2 февраля 1696 г. вводил также новую рублевую пошлину за проезд в Китай со всех торговых людей, с их приказчиков и работных людей. Позже, когда в Пекин стали регулярно следовать казенные караваны, казна в 1706 г. совершенно запретила частному купечеству торговать там мехами, одним из главных предметов русского вывоза.
Организацией казённых караванов ведал Сибирский приказ. Для каждого каравана определялось общее количество товаров; начальником (позднее – комиссаром) назначался крупный московский купец (купчина гостиной сотни или гость). За сохранность и продажу казенных товаров отвечали жизнью и имуществом специально назначенные казенные целовальники из среды богатых торговых людей разных городов. Для охраны каравана в пути создавался отряд из 100 нерчинских служилых людей (позднее начальником его назначался гвардейский офицер).
Предполагалось посылать в Пекин казенные караваны ежегодно, чтобы не было перерыва в продаже русских товаров. Но уже в 1698 г., по сообщениям участников первого каравана, Сибирский приказ распорядился снаряжать один караван в два года. Практика распродажи казенных дорогих мехов заставила отправлять караваны реже, и Кяхтинским договором г. было определено посылать их один раз в три года.
Нерчинская таможня практически готовила все караваны к отправке. Здесь переписывались и упаковывались все казенные товары, взимались пошлины с купеческих товаров и прислуги, готовился транспорт и запасы продовольствия. При возвращении караванов таможня подвергала их досмотру и переписи всех товаров и людей.
Дальнейшая практика казенных ограничений против частного купечества в русско-китайской торговле показала, что для экономики страны казенная торговля имела гораздо меньшее значение, нежели купеческая.
Казна вывозила и покупала меньше товаров, чем купцы. Кроме того, казенный вывоз и ввоз охватывали исключительно предметы роскоши, употребляемые узким кругом знати. Купеческая же торговля наряду с предметами роскоши включала в обмен целый ряд продуктов и русской и китайской мануфактур и обслуживала широкие слои населения.
Правительственные ограничения китайского торга и повышение с 1693 г. пошлин в Сибири уменьшили интерес к сибирской торговле торговых людей из городов европейской России. Сокращение оборотов внутрисибирской торговли повлекло за собой уже в 1698 г. снижение доходов сибирских таможен.
Выражение недовольства торговых людей и сокращение таможенных сборов понудили правительство в 1698 г. отменить в Сибири двойную или «перекупную» десятую пошлину. По новым статьям 1698 г. десятая пошлина с торговых людей, ехавших в Китай, взималась только в Нерчинске, что сразу же оживило купеческую торговлю с Китаем и отразилось на сборах Нерчинской таможни.
Данные о размерах пошлинных сборов в Нерчинске иллюстрируют его превращение в главный пункт русско-китайской торговли в конце XVII в.: в 1684 г. пошлин было собрано на 191 руб. 27 алтын, в 1690 г. – на 1148 руб., в 1699 г. – на 15233 руб., в 1700 г. – на 14183 руб., в 1701 г. – на 17483 руб.
До нас дошли далеко не все документы Нерчинской таможни, и поэтому невозможно восстановить точную статистику движения товаров из России через Нерчинск в Китай и обратно. Однако уцелевшие записи за 1689, 1694, 1696–1698, 1704–1708 гг. позволяют ясно представить этот процесс и установить, что в первые 20–25 лет после Нерчинского договора крупное русское купечество, принадлежавшее к гостиной сотне, держало в своих руках главную массу средств и товаров русско-китайской торговли.
Документы выявляют определенный круг лиц, в чьих руках были основные каналы торговли с Китаем через Нерчинск. Это прежде всего московские гости и купцы гостиной сотни – Семен Лузин, Гаврила Никитин, братья Василий и Алексей Филатьевы, Спиридон Лянгусов, Андрей Елезов, Иван Ушаков, и позже в эту группу вливаются Григорий Осколков и Федор Саватеев.
В конце XVII – начале XVIII вв. Нерчинск не был единственным центром русско-китайской торговли в Сибири. В начале XVIII в. был освоен путь в Китай из Иркутска – через Селенгинск, Монголию, – который занимал меньше времени – 2 месяца. Это привело к тому, что центр российско-китайской торговли переместился в Иркутск.
Несмотря на очевидные экономические выгоды российско-китайской торговли, цинские власти часто нарушали условия Нерчинского договора. Так, караван, отправленный в Китай в 1702 г., испытал в пути серьёзные затруднения в продовольствии и транспорте. В Пекине ему долго не разрешали открытие вольного торга, цинские чиновники вымогали взятки и требовали отдать им лучшие меха по заниженной цене. В 1717 г. пекинские власти уведомили сибирского губернатора М. Гагарина, чтобы впредь караваны не приезжали в Пекин, а торговля производилась бы только в пограничных местах.
Правительство Петра I проявило инициативу для укрепления и расширения мирных торговых отношений с Китаем. В 1720 г. в Китай прибыл чрезвычайный и полномочный русский посол капитан лейб-гвардии Лев Измайлов со свитой в 90 человек. Петр I знал о прежних неудачах русских посольств из-за споров о титулах и вручил Измайлову царскую грамоту, в которой был написан только титул китайского императора без русского титула, с одной только собственноручной подписью Петра I, скрепленной государственной печатью. По царскому приказу Измайлов выполнил все церемониалы пекинского двора и первым из всех русских послов вручил царскую грамоту лично Кан-си, который принял Измайлова с большими почестями. Основной задачей посольства Измайлова было заключение подробного соглашения о двусторонней свободной торговле России
с Китаем с учреждением постоянных торговых консульств в Пекине и ряде других городов для правильной организации русской торговли и условий пребывания русских купцов в Китае. Измайлов должен был оставить в Пекине главным русским торговым консулом приехавшего с ним служилого шведа Лоренца Ланга и договориться о том, чтобы содержание и транспортировка русских в Китае производились за счет русских купцов, а не за счет казны китайского императора, так как это облегчило бы русским их торговлю. Однако, несмотря на почести и любезные беседы Кан-си с Измайловым, цинские чиновники оказались неуступчивыми в переговорах о торговом соглашении, и оно не было подписано. Измайлову с трудом удалось добиться разрешения на пропуск в Пекин русского торгового каравана во главе с Истопниковым, который очень долго стоял на границе и претерпел большие трудности и убытки. Цинские власти согласились лишь временно оставить Лоренца Ланга русским агентом в Пекине на время пребывания русского каравана. Вопрос о торговом соглашении цинские чиновники связывали с вопросами о разграничении в Монголии и о перебежчиках, на решение которых Лев Измайлов не получил от Петра I инструкций, и поэтому вынужден был уехать из Китая, не выполнив главной своей задачи. Русский торговый караван прибыл в Пекин уже после отъезда Льва Измайлова.
Уже после смерти Петра I, в 1726 г., правительство Екатерины I направило в Китай новое посольство служилого грека – графа Саввы Лукича Владиславича-Рагузинского, который был уполномочен договориться о границах и условиях торговли. После длительных и трудных переговоров, происходивших сначала в Пекине, а потом на речке Буре, в 100 верстах от Селенгинска, это посольство выработало новый – Кяхтинский – договор, который был подписан в Пекине в 1727 г., и с 1728 г. вступил в действие.
Кяхтинским договором Россия и Китай подтверждали вечный мир и дружбу между собою, разграничивали свои владения в Монголии и Джунгарии и обусловливали взаимную торговлю. Русским торговым караванам снова разрешалось приезжать в Пекин один раз в три года и не более 200 человек в каждом. По настоянию русского посольства караваны должны были сами оплачивать свое содержание и транспорт. Устанавливались пошлины с покупки и продажи товаров. Разрешалась торговля в пограничных местах. Таковыми были на китайской стороне Маймачен, на российской – Кяхта. Торговля в этих центрах должна была осуществляться под контролем государственных представителей обеих стран.
Неудачный исход тщательно подготовленного, пышного царского посольства был следствием определенной политики маньчжурских чиновников, проведенной, несомненно, с санкции цинского правительства. Однако после отъезда посольства Головкина из Урги цинское правительство приняло ряд мер, чтобы смягчить неблагоприятное впечатление, произведенное действиями своих чиновников. Губернатор Урги был отозван в Пекин (якобы на суд), а его помощники отстранены от должностей.
Инцидент с посольством не привёл к разрыву отношений России с Китаем. Более того, когда пекинское правительство, боясь «голодных волнений» в двух провинциях, в течение 8 лет страдавших от неурожая, обратилось к русским пограничным властям с просьбой о разрешении вывоза хлеба из России, оно было дано. был в числе тех, кто выступал за удовлетворение этой просьбы, считая, что отказ «китайцы могут счесть за злость и враждебность к ним России».
Большое положительное влияние на развитие торговли с Китаем оказала отмена государственной монополии на российско-китайскую торговлю, которая произошла в 1768 г. Кяхта и Маймачен стали пунктами свободной торговли, что, помимо всего прочего, привело к усилению активности на этом направлении сибирского торгового купечества.
Некоторые купцы стали даже изучать китайский язык, систему торговых корпораций китайского купечества, чтобы, используя этот опыт, создать русские торговые товарищества. Но подобные попытки нередко наталкивались на бюрократические преграды. В этом отношении показателен пример иркутского купца Фёдора Щегорина, который неоднократно бывал в Китае.
Ф. Щегорин стремился изучить «китайский торг» и организовать русское купечество по примеру китайских купеческих компаний. Зная язык, он установил хорошие отношения с китайскими чиновниками в Пекине и был вхож во многие частные дома. Он перевел на русский язык «Правила китайской торговли», изданные еще в XV в. императором Минской династии Ян Ваном (положения которых действовали и при маньчжурах), и специальную Инструкцию для Кяхтинского торга, утвержденную Цянь-луном в 1793 г. В Щегорин был в это время, пожалуй, наилучшим знатоком русско-китайской торговли, изучившим ее и практически, и по китайским документам.
В протоколах Государственного. Совета за 1799 г. находится «всеподданнейшее письмо» Ф. Щегорина на имя Павла I, написанное им в октябре 1798 г. К письму приложены «Записка о китайской коммерции и какие она производит в собственном государстве общия пользы и выгоды», а также переведенная на русский язык инструкция для торговли китайских купцов с русскими. Основные предложения по реорганизации русско-китайской торговли Щегорин включил в «Записку о положении нашей торговли с Китаем и мерах к ее улучшению», которую дополнил брошюрой «Учреждение китайской коммерции о торговле».
Однако обстоятельное письмо Ф. Щегорина, подкрепленное фактами и приложенными документальными материалами, не встретило поддержки у петербургского чиновничества. Щегорина 1 марта 1799 г. был отклонён Государственным Советом, который усмотрел в нём одну только теорию и расценил его как плод «разгорячённого воображения» автора.
Щегорин был знаком и с некоторыми догмами конфуцианства. В специальной «Записке иркутского купца Федора Щегорина о системе китайского правления», составленной им в 1799 г., он подчеркивал, что «система правления» китайцев была изобретена «славным их философом и государственным министром Конфуцием» и что именно Конфуций доказал, что без «равновесия» на свете ничего не может существовать и «сей пункт во всех законоположениях и щитается там поднесь главным».
Но, по всей видимости, купцов, думающих не только о собственной выгоде, живущих не одним днём, было немного. Тот же Ф. Щегорин сожалением констатировал: «Китайцы в Кяхте сначала торг производили на монгольском языке, а когда обучась российскому, то и поднесь производят на оном. Наши купцы ни один не знает их китайского, хотя другой и много лет торгует там; почему они и считают нас людьми нерадивыми и коммерцию мало знающими».
в XIX в. Российско-китайская торговля претерпела не только количественные, но и существенные качественные изменения. Прежде всего они коснулись структуры товарообмена: в связи с развитием отечественной текстильной промышленности сократился импорт китайских тканей, в российском же экспорте увеличилась доля промышленных товаров, в частности, русского сукна (оно в Китае даже конкурировало с английским). На первое место в китайском экспорте выдвинулся чай. Из Кяхты чай, как и всё прочее, поступал на российские ярмарки, в том числе и сибирские. Ещё одно существенное изменение в торговых отношениях двух стран – это отмена менового характера торговли во второй половине XIX в. В XVIII в. эквивалентом обмена была китайка, в 1800 г. им стал чай. Меновая торговля серьёзно ослабляла позиции российского купечества, которое не выдерживало конкуренции с англичанами, доставлявшими, к тому же, чай в Европу более дешёвым морским путём.
С отменой меновой торговли роль Кяхты постепенно падает. Русские купцы стали завозить товары в Китай и там делать чайные и прочие закупки. С 60-х гг. XIX в. в Китае возникают одна за другой русские чайные фабрики и торговые конторы по вывозу чая морским путём. Правительствами обоих государств была легализована свободная беспошлинная торговля на границе, а Амурская и Забайкальская области объявлены зоной беспошлинной торговли. Всё это привело к тому, что из центра российско-китайской торговли Кяхта превратилась в обычный транзитный пункт на границе.
История извозного промысла в Сибири – это особая страница её истории, и связана она со складыванием системы сибирских трактов во второй половине XVIII в. (до этого времени транспортировка грузов и перевозка людей шла в основном по воде).
Извозом занималась значительная часть населения притрактовых полос. Развит он был и в Томске. Город, находясь на перепутье из Европейской России в Восточную Сибирь, с юга Западной Сибири на её север, являлся в XVIII-XIX вв. крупным транспортным узлом.
Газета «Восточное обозрение» так характеризовала положение дел в извозном промысле Томска и притрактовых округах: «Одним дальним извозом по трём округам Московского тракта занимается до 7 тыс. лиц или 18% рабочего населения. Одного чая перевозится через губернию до 400 тыс. мест. для этого бывает занято до 57 тыс. лошадей».
Новая страница в отношениях России и Китая, связана со строительством Сибирской железной дороги. Железная дорога кардинально изменила характер сибирской торговли, что самым непосредственным образом отразилось на торгово-хозяйственных связях России с её восточными соседями. Дело в том, что в XVII–XIX вв. значительную роль в сибирской торговле имели ярмарки. В XIX в. общероссийское значение сохраняла Ирбитская ярмарка. В 1845 г. была открыта ярмарка в Тюмени. Продолжали действовать Тобольская, Енисейская, Иркутская. Верхнеудинская, Якутская, Анюйская (Чукотская) ярмарки. Ярмарки действовали и в сельской местности. По числу ярмарок лидировали Тобольская и Томская губернии. Меньшее их число было в Восточной Сибири, в Амурской и Приморских областях они вообще отсутствовали. Оборот ярмарочной торговли в Сибири, по данным исследователей, составлял от четверти до одной трети общего сибирского торгового оборота.
Ярмарочный характер торговли в Сибири в XVII–XIX вв. имел свои причины. Прежде всего – это отсутствие хозяйственной специализации. Председатель Ирбитского ярмарочного комитета даже в 1895 г. докладывал в министерство финансов: «Главная особенность сибирской торговли заключается в отсутствии специализации: от миллионера, торгующего в нескольких губерниях, до коммерсанта, имеющего оборот в 2–3 десятка тысяч рублей, каждый покупает и продаёт в Сибири всевозможные предметы».
Кроме того, развитие ярмарочной торговли обусловливалось малонаселённостью края, большой удалённостью населённых пунктов друг от друга, плохими путями сообщения, наличием кочевого скотоводства.
Ситуация начинает претерпевать качественные изменения только после строительства Сибирской железной дороги, когда значение ярмарок будет падать в связи с удешевлением транспортировки грузов на большие расстояния и приближением торговцев к фабрикантам в обход многочисленных посредников.
Идеи строительства железных дорог в Сибири и на Дальнем Востоке начали будоражить русское общество еще с середины XIX в. В 1878 г. стальная трасса на восток пришла в Екатеринбург. В 1891 г. началось строительство великой Транссибирской магистрали, которую в то время справедливо нарекли «становым хребтом русского великана».
Тогда же в Китае развернулась ожесточенная борьба западных держав за железнодорожные концессии. Право на строительство железных дорог там получили Англия (2800 километров), Германия (720 километров), Бельгия (650 километров), Франция (420 километров), США (300 километров).
Россия выступила с предложением о строительстве железной дороги в Северо-Восточном Китае, которая, по замыслу министра путей сообщения, а затем министра финансов Витте, связала бы Забайкалье с Владивостоком почти по прямой линии через китайскую территорию и ориентировала бы северо-восточные провинции Китая на расширение торговли с Россией и ее дальневосточными окраинами. Получение железнодорожной концессии в Маньчжурии означало для России также улучшение ее стратегического положения на Тихом океане, изменение баланса сил в этом регионе в ее пользу. Россия имела в виду не в последнюю очередь обеспечить безопасность своих восточных границ прежде всего от быстро набиравшей силу Японии.
Решающим мотивом, побудившим Китай согласиться на строительство Россией КВЖД, стала японская опасность. В 1894 г. Япония, захватив Корею, без объявления войны напала на Китай, разгромила его армию и флот. По Симоносекскому договору 1895 года Китай утратил свои права на Корею, уступил Японии значительную часть своей территории, включая Тайвань, Пескадорские острова и юг Маньчжурии – Ляодунский полуостров с городами Порт-Артур и Дальний.
Россия, Германия и Франция выступили против притязаний Японии на владения Китая. Свой протест Россия подкрепила мобилизацией Приамурского военного округа. Япония была вынуждена временно отказаться от попыток захватить Ляодунский полуостров, ограничившись получением контрибуции в размере 230 миллионов лянов серебра.
В сложившихся тяжелейших условиях цинское правительство обратилось за финансовой помощью к северному соседу – России, с которой в течение двух с половиной веков Китай сохранял дружественные и добрососедские отношения, поддерживал выгодную торговлю. Помощь была оказана в виде займа в 400 миллионов франков (100 миллионов золотых рублей), причем заем гарантировался правительством России. Вслед за этим, в конце 1895 г., русским международным коммерческим банком и группой французских банков был учрежден Русско-китайский банк, главной задачей которого было содействие развитию российско-китайских экономических связей.