как складываются его отношения с окружающими
«Преступление и наказание»
Главная > Документ
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
Анализ первого эпизода (ч. 4, гл. 4)
Проследите, как Раскольников пытается сломить Соню. Покажите, что он в этом эпизоде выступает как змей-искуситель. Раскольников говорит Соне:
Знаю «и про то, как вы в 6 часов пошли».
«Катерина Ивановна ведь вас чуть не била».
«А с вами что будет?»
«Катерина Ивановна в чахотке, в злой, она скоро умрет».
«А коли вы теперь заболеете».
«Дети на улицу всей гурьбой пойдут».
«С Полечкой, наверно, то же самое будет».
Как в лексике эпизода отражается состояние героя, сила и слабость, как постепенно оно меняется? Если выписать опорные слова, станет ясно, что слабость Сони постепенно сменяется силой, которую она черпает в вере, а сила Раскольникова сменяется нерешительностью и неуверенностью.
Анализ второго эпизода (ч. 5, гл. 4)
Зачем Раскольников приходит к Соне второй раз? Раскольников приходит к Соне, чтобы сознаться в убийстве. Он чувствует ее нравственную силу и поэтому считает, что она выдержит.
Докажите цитатами, что Раскольников меняет свои убеждения, а Соня остается верна своей нравственной позиции.
«Кого убить: Лужина или Катерину Ивановну?»
«И кто меня тут судьей поставил?»
«Зачем только тебя-то я пришел мучить?»
«Ох, как вы мучаетесь!»
«Нет тебя несчастнее никого»
Как анализ лексики эпизода помогает понять его смысл? Наблюдая за лексикой, можно проследить, как постепенно слабость Сони превращается в силу, а Раскольников теряет всю свою уверенность.
«Их воскресила любовь»
Композиционная роль эпилога в романе «Преступление и наказание».
Примерный план анализа эпизода 1 [7]
Эпизод как самостоятельный структурный элемент, законченное целое
Эпизод как часть произведения, звено в общей цепи событий
1. Место эпизода в сюжете и композиции произведения
2. Речевой строй эпизода
2. Герои эпизода в системе образов произведения
события и их динамика
что и как описано (портрет, пейзаж, интерьер)
чьими глазами дано описание
взаимосвязь героев и событий; причинно-следственные связи
способы описания состояния
роль художественных деталей
3.Функция эпизода: характерологическая, психологическая, оценочная
3. Отражение в эпизоде особенностей жанра, творческого метода, литературного направления
4. Роль изобразительно-выразительных средств в эпизоде
4. Связь проблемы эпизода с общей проблематикой произведения.
5. Эмоциональный пафос эпизода
5. Конфликт эпизода в связи со спецификой конфликта всего произведения
6. Мастерство писателя, особенности писательского стиля
6. Развитие в эпизоде темы и идеи произведения. Выражение позиции автора, его идейно-эстетических взглядов
Место эпизода в контексте творчества писателя
Место эпизода в русской и мировой литературе и культуре
Для обсуждения ключевых проблем эпилога классу предлагается система вопросов.
Основные вопросы урока:
Почему так тяжело переносил каторгу Раскольников?
В чем выражалась его болезнь?
Как объяснить его отношение к Соне? Почему он мучил ее?
Как складываются его отношения с окружающими?
Почему он отделен от мира, кто в этом виноват?
Что для него страшнее каторги?
Почему он не раскаялся в своем преступлении?
Почему каторжники полюбили Соню?
Какую роль в возрождении Раскольникова сыграла болезнь и сон, приснившийся ему во время болезни?
Что помогло возродиться Раскольникову?
Как Раскольников помог Соне?
Какую роль отводит автор «Эпилогу»в понимании смысла всего романа?
Творческая биография Ф. М. Достоевского.
Летом 1866 года нужда особо сдавила Достоевского, и он подписал грабительский контракт с жуликоватым издателем Ф. Стелловским, уступив ему за три тысячи рублей право на издание трех томов его сочинений и обязавшись представить к 1 ноября 1866 г. новый роман в 12 печатных листов. В случае невыполнения последнего пункта он должен был внести неустойку и терял права на все тома в продолжение девяти лет. Стелловский рассчитывал на то, что аванс, выданный писателю, немедленно уйдет на уплату векселей и все произведения достанутся издателю за бесценок. Достоевский, чтобы избавиться от грозившей ему кабалы, решается на крайнюю меру: «Я хочу сделать небывалую и эксцентрическую вещь, написать в четыре месяца 30 печатных листов в двух разных романах, один из которых я буду писать утром, а другой вечером, и окончить к сроку».
Анна Григорьевна согласилась сразу, и не только потому, что хотела подзаработать, но и потому, что знала имя Достоевского, плакала над «Записками из мертвого дома», была влюблена в благородного героя «Униженных и оскорбленных». Возможность помогать в литературной работе любимому писателю обрадовала и взволновала её.
Имя Достоевского Анна Григорьевна впервые услышала от отца, средней руки чиновника, по которому на то время носила еще траур. Ей было 20 лет, она закончила гимназию с серебряной медалью и зарабатывала на жизнь сама. Она не любила нигилисток, была консервативна в политических взглядах, считала себя передовой во всем, что касалось женского равноправия, образования, материальной независимости. Недоброжелатели обращали внимание на огрубевшие от физического труда мозолистые руки и желтоватый цвет лица. Те, кому она нравилась, хвалили ее за умение владеть собой, чувство юмора и «трепещущее сердце, не знавшее ровного биения».
Встретившись с Достоевским впервые, Анна Григорьевна отметила его нервозность, рассеянность. Она поняла, насколько обижен жизнью этот замечательный, добрый и необыкновенный человек.
Помогая и благодетельствуя Мармеладовым, Раскольников на некоторое время спасается от своей гнетущей душевной тревоги.
Из лона этой семьи появляется «ангел-хранитель» героя — Соня, идейный антипод Раскольникова. Ее “решение” состоит в само пожертвовании, в том, что она переступила через свою чистоту, принеся всю себя в жертву ради спасения семьи. «В этом она и противостоит Раскольникову, который все время, с самого начала романа (когда он только еще узнал о существовании Сони из исповеди ее отца) меряет свое преступление ее “преступлением”, стараясь оправдать себя. Он постоянно стремится доказать, что поскольку “решение” Сони не есть подлинное решение, значит, он, Раскольников, прав”
Эпилог романа «Преступление и наказание». Тестирование
Описание презентации по отдельным слайдам:
“Человек не родится для счастья. Человек заслуживает свое счастье страданием. Тут нет никакой несправедливости, ибо жизненное знание и сознание “приобретается опытом pro и contra, которое нужно перетащить на себя”. Эпилог романа «Преступление и наказание» Смирись, гордый человек!
Тестирование по эпилогу 1. Где происходят события, описанные в эпилоге романа? 2.Сколько времени прошло со дня преступления? 1) год 2) полтора 3) два года
6. На какой срок определили наказание Раскольникову? 7. Сколько будет Раскольникову лет, когда он будет освобожден от каторжных работ? 8. Какова судьба матери Раскольникова? 9. Что однажды Соня принесла на Рождество арестантам? 10. Какую роль выполняла бескорыстно и добровольно Соня для каторжников?
1. В какое время года произошло возрождение Раскольникова? 2. Как зарабатывала Соня на каторге? Вопросы на 10 баллов?
Основные вопросы урока: 1. Почему так тяжело переносил каторгу Раскольников? В чем выражалась его болезнь? 2. Как объяснить его отношение к Соне? Почему он мучил ее? 3. Как складываются его отношения с окружающими? 4. Почему он отделен от мира, кто в этом виноват? 5. Что для него страшнее каторги? 6. Почему он не раскаялся в своем преступлении? 7. Почему каторжники полюбили Соню? 8. Какую роль в возрождении Раскольникова сыграла болезнь и сон, приснившийся ему во время болезни? 9. Что помогло возродиться Раскольникову? 10. Как Раскольников помог Соне? 11. Какую роль отводит автор «Эпилогу» в понимании смысла всего романа? Основные вопросы урока: 1. Почему так тяжело переносил каторгу Раскольников? В чем выражалась его болезнь? 2. Как объяснить его отношение к Соне? Почему он мучил ее? 3. Как складываются его отношения с окружающими? 4. Почему он отделен от мира, кто в этом виноват? 5. Что для него страшнее каторги? 6. Почему он не раскаялся в своем преступлении? 7. Почему каторжники полюбили Соню? 8. Какую роль в возрождении Раскольникова сыграла болезнь и сон, приснившийся ему во время болезни? 9. Что помогло возродиться Раскольникову? 10. Как Раскольников помог Соне? 11. Какую роль отводит автор «Эпилогу» в понимании смысла всего романа?
Зачем же писателю понадобился еще эпилог? Как правило, эпилог сообщает информацию о судьбах персонажей за пределами романного времени. В эпилоге Д. показывает, в каком направлении изменяет Раскольникова время. Эпилог состоит из 2-х частей. Назовем основные события, составляющие содержание 1-ой части эпилога. 1) Судопроизводство по делу Раскольникова прошло без больших затруднений; 2) суд принял во внимание “чистосердечное раскаяние” Раскольникова и много других смягчающих обстоятельств и вынес сравнительно легкий приговор – каторжные работы второго разряда в течение восьми лет, 3) еще в начале процесса мать Раскольникова заболела, потом сошла с ума и вскоре умерла; 4) Дуня вышла замуж на Разумихина; 5) Соня поехала за Раскольниковым в Сибирь.
Но мы имеем дело с необыкновенным романом, и эпилог в нем носит своеобразный характер. Достоевскому надо было еще показать, что идея Раскольникова отвергнута тем самым бедным людом, во имя которого и замышлялась. Красавец Раскольников не принят народом не просто за убийство, а за проведение несуразной идеи. Люди не признали за ним право убивать. Мотив отвержения не получил полного развития в самом романе. Раскольников не хотел считаться с мнением не только процентщицы, но и Лизаветы, Миколки, мещанина и других. Но и они не понимали героя, что особенно ярко проявляется в сцене покаяния на площади. Уговаривая Раскольникова покаяться, Соня убеждала его прислушаться к голосу народной совести.
… «Поди на перекресток, поклонись народу, поцелуй землю, потому что ты и перед ней согрешил, и скажи всему миру вслух: «Я убийца». Он весь задрожал, припомнив это. И до того уже задавила его безвыходная тоска и тревога всего этого времени, но особенно последних часов, что он так и ринулся в возможность этого цельного, нового, полного ощущения. Каким-то припадком оно к нему вдруг подступило: загорелось в душе одной искрой и вдруг, как огонь, охватило всего. Все разом в нем размягчилось, и хлынули слезы. Как стоял, так и упал он на землю. Он стал на колени среди площади, поклонился до земли и поцеловал эту грязную землю, с наслаждением и счастием. » Но так и не раскаялся…
НО… Покаяние перед народом не имело ничего общего с признанием своей вины перед Порфирием, перед государственным судом. Исповедь на площади должна была помирить Раскольникова с народом. Народ принял его за пьяного, отнесся к покаянию иронично.
II ч. эпилога Раскольников и на каторге ни с кем не мог сойтись. Он стыдился всех, даже Сони. Каторжане тоже сторонились Раскольникова: «Казалось, он и они были разных наций. Он и они смотрели друг на друга недоверчиво и неприязненно. Он знал и понимал общие причины такого разъединения; но никогда не допускал он прежде, чтобы эти причины были на самом деле так глубоки и сильны. Его же самого не любили и избегали все. Его даже стали под конец ненавидеть. Презирали его, смеялись над ним, смеялись над его преступлением те, которые были гораздо его преступнее». «Ты барин! – говорили ему. – Тебе ли было с топором ходить; не барское вовсе дело». Если «мокрое дело» не единило Раскольникова даже с уголовниками, то это означало одно: идея, лежавшая в основе убийства, превращала героя во врага народа.
Раскольников глазами Сони Он угрюм, несловоохотлив; Ничем не интересуется, его даже не взволновало известие о смерти матери; Равнодушен к пище и собственной судьбе; Груб с ней; Всех чуждается;
Сопоставьте: Что интересовало других каторжан? А Раскольникова? Луч солнца Лес Звенящий ручей ЖИЗНЬ Ответ на вопрос: «Тварь ли я дрожащая, или право имею?»
“Неразрешим был для него еще один вопрос: почему все они так полюбили Соню?” И то, что Раскольников заметил эту пропасть между собой и каторжными, заметил, с какой любовью они относятся к Соне, означает его поворот к жизни, поворот, еще им не осознанный. Кроме того, разрушает остатки веры Раскольникова в его теорию сон, приснившийся ему, когда он уже выздоравливал. Вновь нарождение нового человека происходит в состоянии беспамятства. Это катастрофический переход из одного мира в другой, сопровождающийся разрушением старого и становлением нового сознания. Идеологическая болезнь выходит, возвращается духовное здоровье. В этот переломный момент Раскольникова посещает колоссальное пророческое видение. Свежи еще следы пережитого, и возрождающаяся душа опознает мучающих ее и выходящих из нее духов зла. Что предвещает сон Раскольникова в эпилоге?
Образ трихинов использован потом Максимилианом Волошиным в стихотворении «Трихины»: Исполнилось пророчество: трихины В тела и в дух вселяются людей. И каждый мнит, что нет его правей. Ремесла, земледелия, машины Оставлены. Народы, племена Безумствуют, кричат, идут полками, Но армии себя терзают сами, Казнят и жгут: мор, голод и война. Ваятель душ, воззвавший к жизни племя Страстных глубин, провидел наше время: Пророчественною тоской объят, Ты говорил, томимый нашей жаждой, Что мир спасется красотой, что каждый За всех, во всем, пред всеми виноват.
И как спасение от этих страшных грез – желание видеть Соню, которую он замучил своим равнодушием и высокомерием, которая “всегда протягивала ему свою руку робко, иногда даже не подавала совсем, как бы боялась, что он оттолкнет ее. Он всегда как бы с отвращением брал ее руку, всегда точно с досадой встречал ее, иногда упорно молчал во все время ее посещения”. Достоевский подчеркивает в эпилоге осознание скорого перелома: чем хуже идут дела в мире, тем необходимей спасение. «Претерпевший до конца спасется» – таким претерпевшим до конца в эпилоге и оказывается Раскольников. На пике мучивших его ужасов его пронзила любовь. И первым живым чувством, воскресившим его, была любовь к Соне. До сих пор на протяжении всего романа он только пользовался ее любовью как единственной нитью, связывающей его с людьми, но отвечал ей одной холодностью, жестоко мучая и безжалостно перекладывая часть своей тоски на ее хрупкие плечи. Ныне же, по выздоровлении от болезни его безотчетно потянуло к ней и “бросило к ее ногам”. Это уже не демонстративный жест, подобно поцелую ноги при первом свидании, но символический знак смирения в любви “гордого человека”.
Выводы Проблема, над которой бился герой Достоевского (Как освободить человека от страданий?), осталась в романе нерешенной. Но на пути к ее решению, писатель совершает подлинные открытия в сложнейшей сфере человеческих отношений. Читая роман, мы думаем о том, что ложные теории сознание своей исключительности, презрение к человеческому “муравейнику” – все рассеивается перед лицом истинной любви к людям. Вслед за Достоевским мы думаем о величии той задачи, которую он ставит перед искусством”.
Как складываются его отношения с окружающими
Василий Шукшин отличался мастерством строить свои рассказы на антитезе внешнего, обыденного и внутреннего, духовного содержания жизни. Его герои из цикла «Характеры» имеют необычный взгляд на жизнь, их благородность часто принимают за проявление чудачеств. Из-за необычности герои выглядят смешными, глупыми, и нередко их судьба складывается не лучшим образом.
Так случается в самолете, когда Василий помогает соседу найти выпавшую вставную челюсть. Вместо спасибо за находку, сосед выражает недовольство тем, что Василий взял челюсть руками. Так происходит, возможно, потому что герой так естественно проявляет заботу о людях, не ожидая ничего взамен, что окружающие начинают воспринимать это как должное. А из-за мягкости характера Василий не может себя защитить. Хотя автор и не идеализирует своего «чудика». Он показывает, что вместе с позитивными чертами характера, герою присущи и недостатки, например, инфантильность в его то зрелом возрасте.
Сталкивается с непониманием Василий не только в своей деревне, но и в гостях у брата на Урале. Он сразу не понравился снохе. И свое раздражение молодая женщина не особо скрывает, поэтому Василий пытается понравиться. Оставшись один в квартире, он расписывает детскую коляску в надежде, что сноха будет в восторге от милого творчества, но не тут-то было. Жена брата еще больше разозлилась и заставила мужа выгнать «чудика». Так закончилась его наивная попытка украсить дом, где царит озлобленность и обыденность. Но, несмотря на неудачную поездку в гости, герой не теряет своего задора.
Вернувшись в деревню, он застал парной дождик и побежал по лужам вприпрыжку. Автор показывает, что Василию присуща детская непосредственность и оптимизм. Да, кому-то он покажется странным, юродивым, но Шукшин видит в этом редкое умение радоваться простым вещам. И это умение осталось только у неиспорченных цивилизацией людей, которые еще встречаются, по мнению Василия Шукшина, в селе.
Василий Князев, как и его брат, считается чудиком из-за непосредственности, жизнерадостности, бескорыстности. Он кажется необычным прагматичным людям, поглощенным своим бытом. Чудик не идеальный герой, но добрый и позитивный. Такие люди делают мир гуманнее. Очень жаль, что многие окружающие люди воспринимают его непосредственность как глупость.
Отношение к окружающим раскольникова
Как Раскольников относится к людям?
О внутренней противоречивости Раскольникова
В романе «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевский создал образ человека, критически относящегося к действительности и желающего сыграть в обществе значительную роль. Размышления Родиона Раскольникова о «маленьких» людях, не пытающихся защитить себя, и о противоположных личностях, способных свои человеческие права отстаивать, привели к созданию теории «о тварях дрожащих и право имеющих». Раскольников вынашивал эту идею долгое время и не решался применить на практике. Суть её в том, что в благих целях преступление, даже убийство, может быть оправдано. Родион предполагал некую справедливость, компенсирующую совершаемое во имя добра зло: разве «не загладится» убийство никому не нужной, «зловредной старушонки» «тысячами добрых дел?» А главное, Раскольников должен был проверить, является ли он сам сильной личностью.
В дальнейшем он понимает, что от лужиных и свидригайловых спастись нельзя, жертвы будут и дальше. Свидригайлов – это ещё один представитель «сильных», живущих по собственным законам. И тогда появляется вывод: «Надо решиться. Или отказаться от жизни совсем!» Значит, если теорию отвергнуть, то и жизнь, по мнению Раскольникова, не нужна, так как это равносильно отказу «от всякого права действовать, жить и любить».
Символический сон, приснившийся Раскольникову незадолго до убийства, вызывает новые раздумья: «Уж не горячка ли. начинается? Боже! да неужели. я в самом деле возьму топор, стану бить по голове, красть и дрожать. прятаться, весь залитый кровью. Господи! покажи мне путь мой». Поначалу картина жестокого убийства мужиком лошади (во сне) привела Родиона Раскольникова в ужас: он не хочет быть убийцей, в окровавленной одежде, с руками в крови. Но у него возникает мысль: «А почему приснился такой безобразный сон именно сейчас?» Жадную старуху отождествлять с бедной лошадкой не приходится, скорее, наоборот. А раз так, значит, ни сострадания, ни жалости старушонка не заслуживает, поскольку пользы не приносит, от неё только вред людям. В соответствии со своей теорией, Родион считает, что не из потребности убийства и не из-за жестокости в сердце пойдёт он на преступление, а чтобы себе самому доказать верность своих выводов. Он хочет убедиться в собственной значимости, в том, что принадлежит к людям избранным, готовым вершить суд в борьбе за справедливость. И этот сон имел особое значение для воспалённой психики человека, уже месяц размышлявшего над задуманным экспериментом. Раскольников даже на «пробу» сходил.
Вся идея убийства сводилась к проверке собственных сил: сможет ли он совершить то, на что не всякий имеет право, дело, на которое способны только сильные личности. Иными словами, может ли он, Родион Раскольников, принадлежать к людям избранным? Вот почему позднее он не воспользовался награбленными вещами и деньгами. Гордость и самолюбие были сильно развитыми у Раскольникова чувствами, он не хотел даже помощь друга принимать или пользоваться деньгами матери, сестры. И чужое, взятое после убийства, ему тоже было не нужно.
Совесть продолжала терзать Раскольникова и мучила его сильнее в присутствии родных, которые приехали к нему. Родион любил, даже боготворил мать и сестру. Дуня, в его понимании, может повторить судьбу Сони, если выйдет замуж по расчёту, продаст себя, чтобы помочь брату. Но ведь Раскольников, по его теории, как раз и выразил убийством старухи-процентщицы протест против бесправного, несправедливого положения людей в обществе. В то же время шло какое-то расхождение, нестыковка принципов и убеждений: если он не «тварь дрожащая», если он принадлежит к избранным, сильным личностям, то кто тогда его мать и сестра? Неужели он должен их презирать, если нужно их отнести к другому разряду, противоположному?
Все эти вопросы не были решены в болезненном сознании Раскольникова, ему нужно было много думать, чтобы сделать какой-либо вывод. Позднее этот вывод ему поможет сделать Соня Мармеладова, которая была уверена в необходимости через покаяние прийти к осознанию вины и неизбежности наказания за совершённое преступление. Зло есть зло, человек не имеет права своим судом приговаривать кого бы то ни было к смерти. И христианский принцип «не убий» остаётся главным в жизни человечества.
Почему после преступления Раскольников оказывается в полном разладе с окружающими его людьми?
Совершив убийство, Раскольников поставил себя в противоестественные отношения к окружающим людям. Он вынужден постоянно, на каждом шагу, лгать себе и другим, и эта ложь, эта «игра» иссушают, опустошают душу героя.
Преступлением Раскольников отрезал себя от людей.
Но живая натура героя, не охваченная теорией, увертывающаяся от ее беспощадной власти, не выдерживает отчужденной позиции. Вопреки убеждениям и доводам рассудка его постоянно тянет к людям, он ищет общения с ними, пытается вернуть утраченные душевные связи. Но поведение героя невольно воспринимается со стороны как подозрительное: от него отмахиваются, его принимают за сумасшедшего.
В острые минуты душевной депрессии Раскольников пускается в рискованную игру с Заметовым, чтобы на мгновение испытать чувство свободы, вырваться из подполья, из пустоты одиночества. Волей-неволей он плетет вокруг себя сеть неизбежных подозрений. «Язык» фактов, материальные последствия преступления герой легко уничтожил, но он не может спрятать от людей «язык» души. Желание чем-то заполнить душевный вакуум начинает принимать уже болезненные, извращенные формы, напоминающие тягу к самоистязанию. Героя тянет в дом старухи, и он идет туда, еще раз слушает, как отзывается мучительным, но все-таки живым чувством в иссохшей душе звон колокольчика, который в момент преступления глубоко потряс его.
Глубину душевных мук Раскольникова суждено разделить Сонечке Мармеладовой. Именно ей, а не Порфирию решает поведать Раскольников свою страшную, мучительную тайну.
Почему у вас не складываются отношения с окружающими
Почему так часто случается — вы что-то делаете, но получаете только кратковременную передышку, а потом вас снова настигает привычное. Глупцы, обманщики, неудачники. Нет денег, нет счастья, нет любви. Всё отвратительно плохо или безумно грустно.
Одна из причин «замкнутого круга» в том, что внешняя реальность отражает события внутреннего мира. Для этого обязательно находятся объекты. Люди и ситуации. Собственная внешность тоже подходит. Даже явления природы годятся, на крайний случай.
«Зима называется. Конец декабря, а снега как не было, так и нет»: недовольство, чувствуете?
«Куда ты прёшь, господи! Вперёд смотреть надо, уткнутся в телефон…»: сердится человек, да?
«Тачек крутых понакупили, а права купить забыли»: скорее всего, завидует.
«Камеры нужно установить везде — и в подъезде, и в лифте, и перед квартирой»: похоже, боится.
«Ничего мне не помогает и не поможет, бесполезно лечиться»: так проявляет себя отчаянье.
«Наращу волосы, буду выглядеть совершенно по-другому и тогда. »: но потом, оказывается, надо ещё подкорректировать губы, уменьшить нос, увеличить грудь и т. д. — так может заявлять о себе внутренний дефицит, недостаточность.
Когда речь идет о важных решениях, вполне себе хороший тон — обдумать не только рациональные «за» и «против», но и эмоциональные. То есть услышать — как там внутри. В повседневной жизни задумываться об этом некогда, а жаль. Знаете, почему жаль?
Мы «вешаем» своё состояние на кого-то или на что-то вовне. Не специально. Так работает психика: она защищается от чего-то тревожного. Когда защита используется без фанатизма — ничего страшного, таким образом вы перевариваете внутреннюю ситуацию. Возьмёшься так «как будто» вдруг и наведешь порядок в ящиках. Или во всём доме, наконец. Потом смотришь: и мысли улеглись по полочкам.
Другое дело, когда защитный процесс приобретает масштабы бедствия, и вы, незаметно для себя, постоянно избавляетесь от невыносимых (по каким-то причинам) чувств, «раздавая» их направо и налево. Потому что обратная сторона процесса такова: чем больше внутреннего содержания вы выбрасываете, тем сильнее истощается ваше собственное «Я».
Возвращаясь к примеру с уборкой. Попытка справиться с внутренним хаосом, наводя чистоту в квартире, может превратиться в навязчивое повторение. Человек спать не ляжет пока не перемоет: полку за полкой, комнату за комнатой, ботинок за ботинком, и так — изо дня в день. Только легче ему не становится.
Почему люди избегают вас
Одна беда чрезмерного проецирования — сами того не желая, мы разоряем собственное «Я». Потому что избавляясь от непереносимых чувств, мы оставляем внутри себя пустоту — дыры в собственной психике.
Другая беда — мы разрушаем отношения с окружающими. Ни природа, ни погода, ни собственная внешность, ни организм не смогут возразить нам. Им не отвертеться от проекций. Но люди — близкие и не очень — постараются свести общение на нет. Мало кому понравится быть объектом проекций. Никто не хочет быть мишенью-сосудом для чужой беспомощности, неуверенности, тоски или гнева. Потому что это, как минимум — неприятно, как максимум — тяжело. Поэтому когда мы только и делаем, что проецируем, наши отношения с близкими сначала становятся до предела напряженными, а потом всё летит в тартарары. Мы остаёмся в одиночестве.
Проекции: как с ними быть
Есть два человека, чьё предназначение помогать нам обращаться с самими собой и с нашими чувствами — мать и психотерапевт.
Пока ребёнок растет, в его распоряжении — мать или тот, кто её заменяет. Когда ребёнок оказывается во власти эмоций, когда его эмоции зашкаливают, мать, образно говоря, принимает их и возвращает в переносимом для него виде. Малыш учится переживать происходящее с ним, трансформировать непереносимое в переносимое.
Второй человек для приёма проекций — специально обученный специалист, психолог. Благодаря своим знаниям и навыкам, он принимает ваши проекции и помогает (1) увидеть сам факт проекции, (2) понять, что именно вы проецируете и (3) почему вынуждены прибегать к болезненному проецированию. Работа с психологом возвращает ранее изгнанные вами аспекты психики обратно, восстанавливает отношения с окружающими. Отношение к себе и отношение к окружающим перестает быть отправленным бесчисленными проекциями.
Кто ищет, тот находит
Когда у вас есть ресурс, чтобы прислушаться к себе, вы способны принять обратно свои проекции. Тогда можно осознать, что поиск легкой мелодии на телефон — это попытка избавиться от внутренней печали, которая, возможно, стала безграничной. Вы видите свою печаль и не пытаетесь выкинуть её или отмахнуться, даёте ей право на жизнь. И ей находится место в уголке (или не в уголке, а в самом центре) вашей души. Может быть, этого места потребуется очень много. Но! Хорошая новость в том, что печаль перестаёт быть безграничной и удушающей. Тогда появляется место и для весенней радости.
Если вы ослаблены и не представляете с какой стороны к себе подступиться, попробуйте обратиться к психологу. Они хоть и не дают волшебной таблетки, но чего на свете только не бывает? Вдруг психолог всё-таки поможет. Иронизирую? Да. А ещё? Ага, сомневаюсь. Ну это опять про внутреннее.
© Юлия Букинга, психолог, 2017 г.
© Публикуется с любезного разрешения автора