как следует располагать на транспортном средстве груз неправильной формы и сложной конфигурации
Межотраслевые правила по охране труда при погрузочно разгрузочных работах и размещении грузов в вопросах и ответах. Пособие для изучения и подготовки к проверке знаний (5 стр.)
Ответ. Каждый груз в отдельности должен быть хорошо укреплен в кузове, чтобы во время движения он не мог перемещаться или опрокинуться. Движение на поворотах автомобиля-цистерны, не полностью заполненной жидкостью, должно производиться на малой скорости (п. 2.41.8).
Вопрос 75. Как должны укладываться грузы в мешках и кулях?
Ответ. Должны укладываться в штабели в перевязку. Грузы в рваной таре укладывать в штабеля запрещается. Максимальная высота штабеля не должна быть более 6 м (п. 2.42).
Вопрос 76. Какие требования необходимо выполнять при эксплуатации тары?
Ответ. Необходимо выполнять следующие требования:
тара не должна загружаться более номинальной массы брутто (п. 2.46.1);
способ загрузки должен исключать появление остаточных деформаций тары, включая местные (п. 2.46.2);
груз, уложенный в тару, должен находиться ниже уровня ее бортов (п. 2.46.3);
открывающиеся стенки тары, находящиеся в штабеле, должны быть в закрытом положении (п. 2.46.4);
опрокидывание тары должно осуществляться грузоподъемными устройствами, оборудованными специальными приспособлениями (п. 2.46.5);
перемещение тары волоком и кантованием не допускается (п. 2.46.6);
испытание тары после изготовления пробной нагрузкой не обязательно (п. 2.46.7).
Вопрос 77. Каковы правила укладки ящиков и кип в закрытых складских помещениях?
Ответ. Укладывать их необходимо с обеспечением ширины главного прохода не менее 3–5 м (п. 2.49).
Вопрос 78. При каком условии разрешается грузы в бочках, барабанах, рулонах грузить вручную путем перекатывания?
Ответ. Разрешается грузить при условии, что пол склада находиться на одном уровне с полом вагона или кузова автомобиля (п. 2.50).
Вопрос 79. Каким способом допускается погрузка и выгрузка катно-бочковых грузов вручную при кантовании, если пол склада расположен ниже уровня пола вагона или кузова автомобиля?
Ответ. Допускается по слегам или покатам двумя работниками при массе одного места не более 80 кг, а при массе места более 80 кг необходимо применять прочные канаты или средства механизации (п. 2.51).
Вопрос 80. Можно ли переносить катно-бочковые грузы на спине? Ответ. Такая переноска, независимо от их массы, запрещается (п.2.52).
Вопрос 81. С соблюдением каких правил должны осуществляться погрузка, выгрузка и перевозка грузов, превышающих длину кузова автомобиля на 2 м и более (длинномерные грузы)?
Ответ. Должны осуществляться с соблюдением следующих правил: длинномерные грузы должны перевозиться на автомобилях с прицепами-роспусками и полуприцепами (п. 2.55.1);
выгрузка длинномерных штучных грузов (рельсов, балок, бревен и т. д.), как правило, должна быть механизирована. Выгрузка вручную требует обязательного применения прочных канатов и эта работа должна выполняться не менее чем двумя грузчиками (п. 2.55.2).
Вопрос 82. Какие требования предъявляются к платформам автомобилей, предназначенных для перевозки длинномерных грузов?
Ответ. Они не должны иметь бортов и должны быть оборудованы съемными или откидными стойками, предохраняющими груз от раскатывания и падения. Стойки не должны ограничивать возможностей по увязке груза (п. 2.56).
Вопрос 83. Как должны располагаться грузы при одновременной перевозке длинномерных грузов различной длины?
Ответ. Более короткие грузы должны располагаться сверху (п. 2.58).
Вопрос 84. Какова особенность при погрузке длинномерных грузов (труб, рельсов, конструкций, бревен и т. д.) на прицепы-роспуски?
Ответ. В этом случае необходимо оставлять зазор между задней стенкой кабины автомобиля и грузом с таким расчетом, чтобы прицеп мог свободно поворачиваться по отношению к автомобилю на 90° в каждую сторону. Для того чтобы во время торможения или движения под уклон груз не надвигался на кабину, его нужно располагать на автомобиле выше чем на прицепе-роспуске на величину, равную деформации (осадке) рессор транспортного средства от груза (п. 2.61).
Вопрос 85. Какие правила должны соблюдаться при погрузке, выгрузке и перевозке грузов, превышающих по своим размерам ширину кузова автомобиля?
Ответ. Должны соблюдаться следующие правила:
платформа кузова автомобиля, на котором перевозятся такие грузы, не должна иметь бортов, а площадь пола должна быть увеличена по обе стороны в соответствии с размером груза (п. 2.62.1);
на передних крыльях или на бампере автомобиля должны быть установлены указатели габарита. Если перевозка осуществляется на прицепных тележках, то на ней также должны быть установлены указатели габарита (п. 2.62.2).
Вопрос 86. Как следует располагать груз на транспортном средстве при погрузке груза неправильной формы и сложной конфигурации (кроме грузов, которые не допускается кантовать)?
Ответ. Следует располагать таким образом, чтобы центр тяжести занимал самое возможно низкое положение (п. 2.63).
Вопрос 87. Каковы правила строповки крупногабаритных грузов?
Ответ. Их строповку необходимо производить за специальные устройства, строповочные узлы или обозначенные на грузе места в зависимости от положения его центра тяжести.
Места строповки, положение центра тяжести и масса груза должны быть обозначены на грузе (п. 2.63).
Вопрос 88. В какие сроки стропы должны подвергаться в процессе эксплуатации периодическому осмотру?
Ответ. Должны подвергаться периодическому осмотру в установленные сроки, не реже чем через 5 дней при интенсивном использовании, не реже чем через 10 дней при регулярном использовании и перед выдачей в работу – для редко используемых (п. 2.64).
Вопрос 89. Какой нагрузкой должны быть испытаны стропы после изготовления и ремонта?
Ответ. Должны быть испытаны нагрузкой в 1,25 раза превышающей их номинальную грузоподъемность (п. 2.64).
Вопрос 90. В соответствии с какой нормативной документацией должен производиться осмотр стропов?
Ответ. Должен производиться:
по инструкции специализированной организации, определяющей порядок и методы осмотра, браковочные показатели и методы устранения обнаруженных повреждений (п. 2.65);
при отсутствии инструкции специализированной организации браковка канатов и цепей стропов должна производиться в соответствии с нормами браковки съемных грузозахватных приспособлений с регистрацией результатов в журнале (Приложение 6) (п. 2.66).
Вопрос 91. Как должен укладываться сортовой металл при погрузке в полувагон?
Ответ. Должен укладываться на поперечные прокладки из досок сечением не менее 40 г 100 мм по всей ширине полувагона (п. 2.68).
Вопрос 92. Как должны укладываться отдельные пачки сортовой стали?
Ответ. Должны укладываться параллельно друг другу без перекашивания. Каждая пачка сортовой стали размером профиля до 180 мм должна быть увязана обвязками из проволоки диаметром не менее 6 мм в две нити:
при длине металла до 6 м – в двух местах;
при большей длине металла – в трех местах (п. 2.69).
Вопрос 93. Как должна быть увязана каждая пачка сортовой стали размером профиля более 180 мм?
Ответ. Должна быть увязана поперечными обвязками из проволоки диаметром 6 мм в две нити:
при длине металла до 9 м – в двух местах;
при большей длине металла – в трех местах (п. 2.70).
Вопрос 94. Как должны укладываться на транспортное средство трубы диаметром от 111 до 450 мм?
Ответ. Должны укладываться с разделением смежных рядов не менее тремя прокладками из досок сечением не менее 35×100 мм (п. 2.71).
Вопрос 95. Как должна производиться укладка при погрузке в полувагон или на платформу железобетонных изделий и конструкций?
Ответ. Должна производиться на две поперечные деревянные подкладки из досок сечением не менее 40×100 мм (п. 2.72).
Вопрос 96. Каковы правила укладки конструкций в полувагон штабелями?
Ответ. Между ярусами в штабеле должны укладываться прокладки, ширина которых может быть на 40 мм меньше ширины подкладок, при этом прокладки должны располагаться по вертикали над подкладками (п. 2.73).
Вопрос 97. Что должны обеспечивать применяемые способы укладки грузов?
Ответ. Должны обеспечивать:
устойчивость штабелей, пакетов и грузов, находящихся в них (п. 2.78.1);
возможность механизированной разборки штабеля и подъема груза навесными захватами подъемно-транспортного оборудования (п. 2.78.2);
безопасность работающих на штабеле или около него (п. 2.78.3);
безопасность применения и нормального функционирования средств защиты работников и пожарной техники (п. 2.78.4);
циркуляцию воздушных потоков при естественной и искусственной вентиляции закрытых складов (п. 2.78.5);
соблюдение требований к охранным зонам линий электропередачи, узлам инженерных коммуникаций и энергоснабжения (п. 2.78.6).
Вопрос 98. Какими приспособлениями должны оснащаться погрузчики с вилочными захватами при транспортировании мелких или неустойчивых грузов?
Ответ. Должны оснащаться предохранительной рамкой или кареткой для упора груза при перемещении (п.2.84).
ЛитЛайф
Жанры
Авторы
Книги
Серии
Форум
Красник Валентин Викторович
Книга «Межотраслевые правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов в вопросах и ответах. Пособие для изучения «
Оглавление
Читать
Помогите нам сделать Литлайф лучше
Вопрос 71. Какова последовательность загрузки и разгрузки кузова автомобиля (прицепа)?
Ответ. Загрузка должна производиться от кабины к заднему борту, разгрузка – в обратном порядке (п. 2.38).
Вопрос 72. Какие правила необходимо соблюдать при укладке груза в кузов автомобиля?
Ответ. Необходимо соблюдение следующих правил:
при погрузке навалом груз не должен возвышаться над бортами кузова (стандартными или наращенными) и должен располагаться равномерно по всей площади пола кузова (п. 2.41.1);
штучные грузы, возвышающиеся над бортом кузова, необходимо увязывать такелажем (канатами и другими обвязочными материалами в соответствии с нормативной документацией). Работники, увязывающие грузы, должны находиться на погрузочно-разгрузочной площадке (п. 2.41.2);
высота груза не должна превышать высоту проездов под мостами и путепроводами, встречающими в пути следования, и должны быть не более 3,8 м (от поверхности дороги до верхней точки груза) (п. 2.41.3);
ящичные, бочковые и другие штучные грузы должны быть уложены плотно и без промежутков так, чтобы при движении (при резком торможении, при трогании с места или на крутых поворотах) они не могли перемещаться по полу кузова. Промежутки между грузами необходимо заполнить прочными прокладками и распорками (п.2.41.4);
при укладке грузов в бочковой таре в несколько рядов их следует накатывать по слегам или покатам боковой поверхностью. Бочки с жидким грузом должны устанавливаться пробкой вверх. Каждый ряд бочек должен устанавливаться на прокладках из досок и все крайние ряды должны подклиниваться. Применение вместо клиньев других предметов не допускается (п. 2.41.5).
Вопрос 73. Как необходимо устанавливать стеклянную тару с жидкостями в обрешетках?
Ответ. Необходимо устанавливать стоя. Укладка такого груза запрещается (п. 2.41.6).
Не разрешается устанавливать груз в стеклянной таре в обрешетках друг на друга (в два яруса) без прочных прокладок, предохраняющих нижний ряд от разрушения во время перевозки (п. 2.41.7).
Вопрос 74. Как должен крепиться груз в кузове автомобиля?
Ответ. Каждый груз в отдельности должен быть хорошо укреплен в кузове, чтобы во время движения он не мог перемещаться или опрокинуться. Движение на поворотах автомобиля-цистерны, не полностью заполненной жидкостью, должно производиться на малой скорости (п. 2.41.8).
Вопрос 75. Как должны укладываться грузы в мешках и кулях?
Ответ. Должны укладываться в штабели в перевязку. Грузы в рваной таре укладывать в штабеля запрещается. Максимальная высота штабеля не должна быть более 6 м (п. 2.42).
Вопрос 76. Какие требования необходимо выполнять при эксплуатации тары?
Ответ. Необходимо выполнять следующие требования:
тара не должна загружаться более номинальной массы брутто (п. 2.46.1);
способ загрузки должен исключать появление остаточных деформаций тары, включая местные (п. 2.46.2);
груз, уложенный в тару, должен находиться ниже уровня ее бортов (п. 2.46.3);
открывающиеся стенки тары, находящиеся в штабеле, должны быть в закрытом положении (п. 2.46.4);
опрокидывание тары должно осуществляться грузоподъемными устройствами, оборудованными специальными приспособлениями (п. 2.46.5);
перемещение тары волоком и кантованием не допускается (п. 2.46.6);
испытание тары после изготовления пробной нагрузкой не обязательно (п. 2.46.7).
Вопрос 77. Каковы правила укладки ящиков и кип в закрытых складских помещениях?
Ответ. Укладывать их необходимо с обеспечением ширины главного прохода не менее 3–5 м (п. 2.49).
Вопрос 78. При каком условии разрешается грузы в бочках, барабанах, рулонах грузить вручную путем перекатывания?
Ответ. Разрешается грузить при условии, что пол склада находиться на одном уровне с полом вагона или кузова автомобиля (п. 2.50).
Вопрос 79. Каким способом допускается погрузка и выгрузка катно-бочковых грузов вручную при кантовании, если пол склада расположен ниже уровня пола вагона или кузова автомобиля?
Ответ. Допускается по слегам или покатам двумя работниками при массе одного места не более 80 кг, а при массе места более 80 кг необходимо применять прочные канаты или средства механизации (п. 2.51).
Вопрос 80. Можно ли переносить катно-бочковые грузы на спине? Ответ. Такая переноска, независимо от их массы, запрещается (п.2.52).
Вопрос 81. С соблюдением каких правил должны осуществляться погрузка, выгрузка и перевозка грузов, превышающих длину кузова автомобиля на 2 м и более (длинномерные грузы)?
Ответ. Должны осуществляться с соблюдением следующих правил: длинномерные грузы должны перевозиться на автомобилях с прицепами-роспусками и полуприцепами (п. 2.55.1);
выгрузка длинномерных штучных грузов (рельсов, балок, бревен и т. д.), как правило, должна быть механизирована. Выгрузка вручную требует обязательного применения прочных канатов и эта работа должна выполняться не менее чем двумя грузчиками (п. 2.55.2).
Вопрос 82. Какие требования предъявляются к платформам автомобилей, предназначенных для перевозки длинномерных грузов?
Ответ. Они не должны иметь бортов и должны быть оборудованы съемными или откидными стойками, предохраняющими груз от раскатывания и падения. Стойки не должны ограничивать возможностей по увязке груза (п. 2.56).
Вопрос 83. Как должны располагаться грузы при одновременной перевозке длинномерных грузов различной длины?
Ответ. Более короткие грузы должны располагаться сверху (п. 2.58).
Вопрос 84. Какова особенность при погрузке длинномерных грузов (труб, рельсов, конструкций, бревен и т. д.) на прицепы-роспуски?
Ответ. В этом случае необходимо оставлять зазор между задней стенкой кабины автомобиля и грузом с таким расчетом, чтобы прицеп мог свободно поворачиваться по отношению к автомобилю на 90° в каждую сторону. Для того чтобы во время торможения или движения под уклон груз не надвигался на кабину, его нужно располагать на автомобиле выше чем на прицепе-роспуске на величину, равную деформации (осадке) рессор транспортного средства от груза (п. 2.61).
Вопрос 85. Какие правила должны соблюдаться при погрузке, выгрузке и перевозке грузов, превышающих по своим размерам ширину кузова автомобиля?
Ответ. Должны соблюдаться следующие правила:
платформа кузова автомобиля, на котором перевозятся такие грузы, не должна иметь бортов, а площадь пола должна быть увеличена по обе стороны в соответствии с размером груза (п. 2.62.1);
на передних крыльях или на бампере автомобиля должны быть установлены указатели габарита. Если перевозка осуществляется на прицепных тележках, то на ней также должны быть установлены указатели габарита (п. 2.62.2).
Вопрос 86. Как следует располагать груз на транспортном средстве при погрузке груза неправильной формы и сложной конфигурации (кроме грузов, которые не допускается кантовать)?
Ответ. Следует располагать таким образом, чтобы центр тяжести занимал самое возможно низкое положение (п. 2.63).
Вопрос 87. Каковы правила строповки крупногабаритных грузов?
Ответ. Их строповку необходимо производить за специальные устройства, строповочные узлы или обозначенные на грузе места в зависимости от положения его центра тяжести.
Места строповки, положение центра тяжести и масса груза должны быть обозначены на грузе (п. 2.63).
Вопрос 88. В какие сроки стропы должны подвергаться в процессе эксплуатации периодическому осмотру?
Ответ. Должны подвергаться периодическому осмотру в установленные сроки, не реже чем через 5 дней при интенсивном использовании, не реже чем через 10 дней при регулярном использовании и перед выдачей в работу – для редко используемых (п. 2.64).
Вопрос 89. Какой нагрузкой должны быть испытаны стропы после изготовления и ремонта?
Как следует располагать на транспортном средстве груз неправильной формы и сложной конфигурации
Межотраслевые правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов в вопросах и ответах. Пособие для изучения и подготовки к проверке знаний
(Составитель В. В. Красник)
1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
Вопрос 1. Какие требования безопасности предусмотрены в настоящих Правилах и для кого они являются обязательными?
Ответ. Предусмотрены единые требования безопасности при производстве погрузочно-разгрузочных работ и размещении грузов для предприятий, учреждений и организаций (далее – организаций) всех сфер хозяйственной деятельности, форм собственности и организационно-правовых форм, а также для физических лиц, занимающихся указанными видами работ в порядке предпринимательской деятельности (п. 1.1)[1].
Вопрос 2. При каких видах работ должны учитываться настоящие Правила?
Ответ. Должны учитываться при строительстве новых, реконструкции и техническом перевооружении действующих организаций, цехов, производств, при разработке и эксплуатации оборудования, разработке и применении технологических процессов (п. 1.2).
Вопрос 3. В соответствии с требованиями каких Правил и нормативных правовых актов и нормативных технических документов должны выполняться погрузочно-разгрузочные работы?
Ответ. Должны выполняться в соответствии с требованиями Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов и других нормативных правовых актов и нормативных технических документов, принятых в установленном порядке, соблюдение которых обеспечивает безопасность работ (п. 1.4).
Вопрос 4. На основании каких документов должна осуществляться и быть оформлена производственная деятельность при использовании стационарно установленных грузоподъемных механизмов и другого производственного оборудования, при работах с опасными веществами, расплавленными металлами и сплавами?
Ответ. Должна осуществляться на основании соответствующих лицензий и быть оформлена договором страхования риска ответственности за причинение вреда (п. 1.4.1).
Вопрос 5. Какой документ должны иметь применяемые на опасном производственном объекте грузоподъемные машины и другое производственное оборудование по перечню, определяемому Правительством Российской Федерации?
Ответ. Должны иметь сертификат на соответствие требованиям промышленной безопасности (п. 1.4.2).
Вопрос 6. Какие требования предъявляются к работникам, занятым на выполнении работ на опасном производственном объекте?
Ответ. Они должны обладать соответствующей квалификацией, быть аттестованными в области промышленной безопасности, не иметь медицинских противопоказаний к указанной работе и быть допущены к выполнению работ в установленном порядке (п. 1.4.3).
Вопрос 7. Какие основные требования содержатся в Правилах?
Ответ. Содержатся основные требования по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и складирования грузов, на основе которых с учетом конкретных условий в соответствии с перечнем в организации должны быть разработаны или приведены в соответствие с ними положения и инструкции по охране труда по профессиям и видам работ (п. 1.5).
Вопрос 8. Кем должен быть составлен и утвержден перечень инструкций?
Ответ. Должен быть составлен службой охраны труда при участии руководителей подразделений, служб главных специалистов, организации труда и заработной платы и утвержден руководителем организации с последующей рассылкой структурным подразделениям (п. 1.5.1).
Вопрос 9. Кем должна осуществляться разработка инструкций?
Ответ. Должна осуществляться руководителями цехов, лабораторий, отделов и других структурных подразделений организации.
Разработка инструкций должна быть организована приказом, распоряжением руководителя организации (п. 1.5.2).
Вопрос 10. Каков порядок утверждения инструкций?
Ответ. Утверждение инструкций должно производиться руководителем организации после согласования с соответствующим профсоюзным органом или иными уполномоченными работниками представительными органами и службой охраны труда, а в необходимых случаях и с другими заинтересованными службами (п. 1.5.3).
Вопрос 11. Кому должны выдаваться или где должны находиться инструкции по охране труда?
Ответ. Должны выдаваться работникам или находиться на рабочих местах или других известных и доступных местах их организованного хранения (п. 1.6).
Вопрос 12. В какие сроки и в каких случаях должен производиться пересмотр инструкций?
Ответ. Должен производиться не реже одного раза в пять лет и в случаях изменения технологии, оборудования, инструментов и др. Для работ с повышенной опасностью пересмотр инструкций должен производиться не реже одного раза в три года (п.1.7).
Вопрос 13. На кого должна быть возложена ответственность за организацию погрузочно-разгрузочных работ в организации?
Ответ. Должна быть возложена приказом на специалиста, организующего эти работы.
На время отпуска, командировки и в других случаях отсутствия ответственного лица выполнение его обязанностей должно быть возложено приказом на работника, замещающего его по должности (п. 1.10).
Вопрос 14. Каковы обязанности лица, руководящего производством погрузочно-разгрузочных работ?
Ответ. Данное лицо обязано:
перед началом работы обеспечить охранную зону в местах производства работ, проверить внешним осмотром исправность грузоподъемных механизмов, такелажного и другого погрузочно-разгрузочного инвентаря. Работа на неисправных механизмах и неисправным инвентарем запрещается;
проверить у работников, осуществляющих работы, наличие соответствующих удостоверений и других документов на право производства этих работ;
следить за тем, чтобы выбор способов погрузки, разгрузки, перемещения грузов соответствовал требованиям безопасного производства работ;
при возникновении аварийных ситуаций или опасности травмирования работников немедленно прекратить работы и принять меры для устранения опасности (п. 1.14).
Вопрос 15. На кого возлагается организация контроля за выполнением требований Правил, а также контроль за их выполнением?
Ответ. Организация контроля возлагается на работодателя, а контроль за выполнением требований Правил – непосредственно на руководителей структурных подразделений (служб) организации (п. 1.16).
Вопрос 16. Какие факторы являются основными опасными и вредными производственными факторами, определяемыми по ГОСТ 12.0.003, при погрузочно-разгрузочных работах и при складировании грузов?
Ответ. Являются следующие факторы:
загазованность и запыленность воздуха рабочей зоны;
повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;
повышенный уровень шума на рабочем месте;
повышенная или пониженная влажность воздуха;
повышенная или пониженная подвижность воздуха;
недостаточная освещенность рабочей зоны;
прямая и отраженная блестность;
расположение рабочего места на значительной высоте;
движущиеся машины и механизмы, подвижные части кранового оборудования, поднимаемый и перемещаемый груз, канаты, цепи, стропы, крючья, траверсы, клещи, балансиры, захваты и т. д., острые кромки транспортируемого груза, выступающие рым-болты, движущиеся краны, автомобильный и железнодорожный транспорт и др.;
для кранов с электрическим приводом повышенные напряжения электрических цепей, замыкание которых может произойти через тело человека;
для кранов на автомобильном шасси или шасси автомобильного типа токсические воздействия этилированного бензина и др. (п. 1.18).
Вопрос 17. Какие требования предъявляются к работникам, производящим работы по перемещению грузов кранами и обслуживающие это оборудование?
Здесь и далее в каждом ответе указан соответствующий пункт Правил.