как строятся отношения в семье мелеховых

Характеристика семьи Мелеховых в романе «Тихий Дон» – описание для сочинения

Характеристика Мелеховых

Мелеховы изначально выделяются среди других жителей хутора Татарский. Прокофий, носивший бороду и русскую одежду, был «чужим, непохожим на казака». «Исчерна-смуглым» и «бедовым» растёт и его сын Пантелей. Прозвали соседи Мелеховых «турками» за их горбатый нос и «диковатую» красоту.

Дом Мелеховых имел вид «самодовольный и зажиточный», благодаря усилиям Пантелея Прокофьевича. Старший Мелехов, его жена, двое сыновей с жёнами, дочь, а затем и внуки – таковы обитатели мелеховского дома.

Но, мирную жизнь хутора нарушает сначала Мировая, а затем Гражданская война. Разрушается привычный казачий уклад, рушатся семьи. Не обходит стороной беда и Мелеховых. Пантелей Прокофьевич и оба его сына оказываются захваченными водоворотом страшных событий. Трагично складывается судьба и других членов некогда крепкой семьи.

Старшее поколение Мелеховых

Характеристика Мелеховых в романе будет неполной, если не обратиться к образу каждого члена семьи.

Пантелей Прокофьевич, глава семейства Мелеховых, был рождён раньше срока. Но выжил, встал на ноги обзавёлся семьёй и хозяйством. Он был «сух в кости, хром…, носил в левом ухе серебряную полумесяцем серьгу, до старости не слиняли на нём вороной масти борода и волосы».

Старший Мелехов – натура вспыльчивая и властная. Он бьёт костылём Григория за ослушание, «учит» вожжами загулявшую Дарью, частенько «подносит» жене. Узнав о связи младшего сына с Аксиньей, он своею властью женит его на Наталье Коршуновой, не считаясь с желаниями самого жениха.

С другой стороны, Пантелей Прокофьевич искренне любит своих домашних, переживает за их судьбу. Так, он возвращает в семью Наталью, ушедшую к родителям, относится к ней с подчёркнутым вниманием. Привозит обмундированию Григорию в Ягодное, хотя тот ушёл с Аксиньей из родного дома. Гордится сыновьями, получившими офицерский чин. Только переживания из-за гибели сыновей смогли сломить крепкого старика, для которого семья была смыслом жизни.

«Мысль семейная в романе Шолохова «Тихий Дон»»

Невозможно понять духовный мир, житейский уклад казаков, не обратившись к их семейным взаимоотношениям. Уже в первой книге мы найдем множество эпизодов, раскрывающих те принципы, на которых строится казачья семья. Читая эпизод драки Пантелея Прокофьевича с сыном, мы понимаем, что понятия семейной чести («Не страми отца!»), единства с земляками («Не пакости соседу!») для казаков несокрушимы. В семье господствует «культ стариков»: отношения здесь основываются на строгом подчинении старшим, внушаемом иногда с помощью грубой силы. И даже если вначале Григорий оказывает сопротивление отцу, то позже беспрекословно покорится ему, женится на Наталье Коршуновой. Кроме того, истоки неистовой, несдержанной натуры Григория тоже следует искать в семье. Это в нем от отца. Род, семья — святые понятия для казаков. Неслучайно роман начинается с предыстории мелеховского рода, и уже в первой главе автор дает подробный семейный портрет. В нем автор подчеркивает черты фамильного сходства: пшеничного цвета волосы — по материнской линии, звероватое выражение миндалевидных глаз, коршунячий нос — по отцовской.

Что касается семьи, то, несмотря на суровые, порой жесткие отношения, это целый организм. Любой чувствует свою неразрывную связь с ней, так же, как и с хутором, с родимым куренем. Даже когда любовь к Аксинье гонит Григория из родных мест, возможности покинуть хутор он не видит: «Дура ты, Аксинья, дура! Гутаришь, а послухать нечего. Ну, куда я пойду от хозяйства? Опять же на службу мне на энтот год. Не годится дело… От земли я никуда не тронусь. Тут степь, дыхнуть есть чем, а там?

Однако Шолохов не идеализирует жизнь донского казачества. В первой книге романа без труда можно увидеть огромное количество примеров не просто строгости, но истинной жестокости, моральной развращенности казаков. Это и эпизод, когда взбешенная толпа хуторян безжалостно разделывается с женой Прокофия Мелехова, когда пятидесятилетний отец Аксиньи насилует свою дочь, за что жена и сын избивают его до смерти. Это и когда Степан Астахов «обдуманно и страшно» бьет молодую жену на следующий день после свадьбы, а затем вновь, возвратившись с военных сборов, «охаживает» ее сапогами на глазах у безучастно усмехающегося Алешки Шамиля.

Характер Григория Мелехова и его долг перед семьей ярко раскрывается в отношениях с Аксиньей и Натальей в сценах первой книги. Неподдельно и сильно любя Аксинью, он не переживает за любимую. Когда за девять дней до возвращения Степана из лагерей Аксинья, с трепетом чувствуя неотвратимость нависшей над ней опасности, в отчаянии обращается к своему возлюбленному: «Что я, Гриша, буду делать?» — тот отвечает: «Я почем знаю». Если в отношениях с Аксиньей Григорий подчиняется только безрассудной страсти, то, женившись на Наталье, он, напротив, исполняет свой долг перед семьей, не прислушиваясь к голосу своего сердца. Он думает о том, на какие муки обрекает и себя, и близких, хотя уже в минуту венчания «безразличие оковало Григория» и уста жены показались ему «безвкусными».

Романа охватывает период в десять лет. Герои переживают самые трагичные и значительные события первой половины ХХ века: революции, гражданскую войну, мятежи и восстания — события, определившие судьбы казачества, судьбу Григория Мелехова и его семьи, его дома, бывшего на протяжении всего этого времени его оплотом, ведь именно о семье, о родном курене думал он на поле боя. Но разгром белоказачьего движения неизбежно приводит к краху и семьи Григория, это падение логически закономерно. В третьей книге автор вновь обращается к теме семьи и дома, однако образы их — темны и печальны. Шолохов изображает разрушение мелеховского семейства.

Повествование в «Тихом Доне» строится как изображение жизни семейных гнезд. Роман этот часто сравнивают с «Войной и Миром» Толстого, но, несмотря на их композиционное подобие, отчетлива и принципиальная разница: если толстовские герои, пройдя через суровые испытания, приходят к созданию Семьи, то герои «Тихого Дона» переживают ее распад, что с особенной силой подчеркивает драматический характер времени, изображенного Шолоховым.

Григорий и Пётр

Пётр Мелехов – старший сын Пантелея Пркофьевича и Василисы Ильиничны. Внешне он был очень похож на мать «небольшой, курносый, в буйной повители пшеничного цвета волос, кареглазый». От матери передался ему и мягкий характер. Он искренне любит родных, особенно брата, во всём поддерживает его. В то же время Пётр готов, не задумываясь, постоять за справедливость. Так, он вместе с Григорием бросается спасать Аксинью от избивающего её мужа, вступается за односельчан на мельнице.

Но во время войны неожиданно проявляются совершенно другие стороны личности Петра. В отличие от Григория, Пётр быстро приспосабливается, совершенно не задумывается о чужой жизни. «Война радовала, потому что открывала перспективы необыкновенные». Пётр «быстро и гладко» дослуживается до чина, а потом, на радость отцу, отправляет домой целые подводы награбленного. Но, война, на которую герой возлагает такие надежды, приводит его к гибели. Пётр умирает от рук Кошевого, униженно прося о пощаде бывших односельчан.

Григорий Мелехов – полная противоположность старшего брата. Своим обликом он напоминает отца. У него «вислый коршунячий нос, в чуть косых прорезях подсиненные миндалины горячих глаз, острые плиты скул обтянуты коричневой румянеющей кожей». Пошёл Григорий в отца и взрывным характером. В отличие от брата, Григорий не может принять насилия. Врождённое чувство справедливости заставляет героя метаться между белыми и красными. Видя, что все разговоры о светлом будущем заканчиваются кровопролитием, Григорий не может принять какую-либо сторону. Опустошённый, он пытается уйти с Аксиньей на Кубань, чтобы найти покой. Но судьба лишает его возлюбленной и надежды на счастье.

Род Мелеховых в романе «Тихий Дон»

Род Мелеховых в романе «Тихий Дон»

(работа по опорному конспекту)

Учитель современной школы, конечно же, хорошо знает: объемные, фундаментальные произведения классической литературы способны осилить далеко не все учащиеся. Как изучить роман, насчитывающий порой более тысячи страниц, не прочитанный заранее детьми, да еще за пять-шесть уроков? Думается, с этой проблемой сталкивается каждый педагог. Мне кажется, что применение на уроках литературы опорных конспектов может существенно помочь в освоении объемных произведений.

На изучение романа М. Шолохова «Тихий Дон» отводится не так много часов, как хотелось бы, и опорные конспекты позволяют представить обширный и сложный материал романа-эпопеи в сжатой, лаконичной форме.

I. Предлагаемая система уроков

История создания романа, его сложная судьба, споры об авторстве; многозначность названия романа; социально-историческая основа произведения; гражданская война на страницах «Тихого Дона» как великая национальная трагедия. (Небольшие сообщения учащихся по данным вопросам готовятся заранее.)

История семьи Мелеховых. Группа учеников, прочитавших произведение, готовит рассказ о семье Григория Мелехова, главного героя эпопеи, при этом по ходу рассказа на доске появляются карточки с именами соответствующих персонажей. Карточки, снабженные коротким описанием внешности героя, яркой деталью, характерными чертами личности, есть у каждого ученика, что обеспечивает включенность в работу всего класса. В результате этой работы на доске и в тетрадях выстраивается опорный конспект-схема (см. ниже).

Трагедия Григория Мелехова. На доске – выписки из текста для постановки проблемных вопросов о личности и судьбе Мелехова:

«Что же еще человеку надо?»; «Хороший казак, /…/ а вот непутевый»; «Какой-то чудаковатый»; «С одной стороны, борец за старое, а с другой стороны, какое-то подобие большевика»; «Несчастный человек».

— Какая из этих характеристик ближе к вашим представлениям о Григории? — Попробуйте взглянуть на Григория глазами Аксиньи, Натальи, автора, своими собственными. — Чем интересен Григорий Мелехов как личность? Что выделяет его из любой окружающей среды? — Какие личностные качества и внешние обстоятельства предопределили его судьбу? — Какие моменты судьбы Мелехова вызывают наибольшее сожаление? — Можно ли было что-то изменить в его жизни? Был ли возможен другой путь для героя? — В чем трагедия Мелехова? — Кто или что становится виновником гибели семьи Мелеховых? Что способствует разрушению дома, семьи, рода?

Любовные линии романа. Центральные женские образы (Аксинья, Наталья, Ильинична).

Источник

Характеристика семьи Мелеховых в романе «Тихий Дон» – описание для сочинения

Введение

Семья Мелеховых в романе «Тихий Дон» Шолохова оказывается в центре внимания читателя с первых строк. Ей посвящены и последние страницы произведения. Открывает повествование рассказ о трагической судьбе Прокофия Мелехова и его жены-турчанки, по навету убитой односельчанами. Завершает роман картина возвращения домой похоронившего Аксинью Григория Мелехова.

Характеристика Мелеховых

Мелеховы изначально выделяются среди других жителей хутора Татарский. Прокофий, носивший бороду и русскую одежду, был «чужим, непохожим на казака». «Исчерна-смуглым» и «бедовым» растёт и его сын Пантелей. Прозвали соседи Мелеховых «турками» за их горбатый нос и «диковатую» красоту.

Дом Мелеховых имел вид «самодовольный и зажиточный», благодаря усилиям Пантелея Прокофьевича. Старший Мелехов, его жена, двое сыновей с жёнами, дочь, а затем и внуки – таковы обитатели мелеховского дома.

Но, мирную жизнь хутора нарушает сначала Мировая, а затем Гражданская война. Разрушается привычный казачий уклад, рушатся семьи. Не обходит стороной беда и Мелеховых. Пантелей Прокофьевич и оба его сына оказываются захваченными водоворотом страшных событий. Трагично складывается судьба и других членов некогда крепкой семьи.

Старшее поколение Мелеховых

Характеристика Мелеховых в романе будет неполной, если не обратиться к образу каждого члена семьи.

Пантелей Прокофьевич, глава семейства Мелеховых, был рождён раньше срока. Но выжил, встал на ноги обзавёлся семьёй и хозяйством. Он был «сух в кости, хром…, носил в левом ухе серебряную полумесяцем серьгу, до старости не слиняли на нём вороной масти борода и волосы».

Старший Мелехов – натура вспыльчивая и властная. Он бьёт костылём Григория за ослушание, «учит» вожжами загулявшую Дарью, частенько «подносит» жене. Узнав о связи младшего сына с Аксиньей, он своею властью женит его на Наталье Коршуновой, не считаясь с желаниями самого жениха.

С другой стороны, Пантелей Прокофьевич искренне любит своих домашних, переживает за их судьбу. Так, он возвращает в семью Наталью, ушедшую к родителям, относится к ней с подчёркнутым вниманием. Привозит обмундированию Григорию в Ягодное, хотя тот ушёл с Аксиньей из родного дома. Гордится сыновьями, получившими офицерский чин. Только переживания из-за гибели сыновей смогли сломить крепкого старика, для которого семья была смыслом жизни.

Григорий и Пётр

Пётр Мелехов – старший сын Пантелея Пркофьевича и Василисы Ильиничны. Внешне он был очень похож на мать «небольшой, курносый, в буйной повители пшеничного цвета волос, кареглазый». От матери передался ему и мягкий характер. Он искренне любит родных, особенно брата, во всём поддерживает его. В то же время Пётр готов, не задумываясь, постоять за справедливость. Так, он вместе с Григорием бросается спасать Аксинью от избивающего её мужа, вступается за односельчан на мельнице.

Но во время войны неожиданно проявляются совершенно другие стороны личности Петра. В отличие от Григория, Пётр быстро приспосабливается, совершенно не задумывается о чужой жизни. «Война радовала, потому что открывала перспективы необыкновенные». Пётр «быстро и гладко» дослуживается до чина, а потом, на радость отцу, отправляет домой целые подводы награбленного. Но, война, на которую герой возлагает такие надежды, приводит его к гибели. Пётр умирает от рук Кошевого, униженно прося о пощаде бывших односельчан.

Григорий Мелехов – полная противоположность старшего брата. Своим обликом он напоминает отца. У него «вислый коршунячий нос, в чуть косых прорезях подсиненные миндалины горячих глаз, острые плиты скул обтянуты коричневой румянеющей кожей». Пошёл Григорий в отца и взрывным характером. В отличие от брата, Григорий не может принять насилия. Врождённое чувство справедливости заставляет героя метаться между белыми и красными. Видя, что все разговоры о светлом будущем заканчиваются кровопролитием, Григорий не может принять какую-либо сторону. Опустошённый, он пытается уйти с Аксиньей на Кубань, чтобы найти покой. Но судьба лишает его возлюбленной и надежды на счастье.

Дуняша, Наталья и Дарья

Дуняша Мелехова, как и Григорий, пошла в отца не только внешне, но и по своему характеру. Отцовская твёрдость особенно проявляется в ней, когда она решает выйти замуж за Михаила Кошевого, убийцу брата. С другой стороны, Дуняше свойственна нежность и душевная теплота. Именно они побуждают девушку взять к себе детей Григория, заменить им мать. Дуняша, да ещё сын Мишатка – единственные близкие люди, которые остались у Григория, вернувшегося в родной хутор.

Наталья, жена Григория, – один из самых ярких женских образов романа. Замечательная красавица, она создана для того, чтобы любить и быть любимой. Но, выйдя замуж за Григория, девушка не обретает семейного счастья. Муж так и не смог полюбить её, и Наталья обречена на страдания. Только любовь и сочувствие старших Мелеховых дают ей силы. А затем она находит утешение в детях. Всю жизнь борясь за мужа, гордая Наталья, тем не менее, не может простить ему последней измены и избавляется от последнего ребёнка ценой собственной жизни.

Дарья, жена Петра, совсем не похожа на Наталью. «С ленцой баба, спорченная… румянится, да брови чернит», – говорит о ней Пантелей Прокофьевич. Дарья идёт по жизни легко, не слишком задумываясь о морали. Душевные переживания наложили отпечаток на всех членах семьи Мелеховых, но не на Дарью. Оплакав мужа, она быстро оправилась и снова расцвела «гибкая, красивая и доступная». Жизнь Дарьи заканчивается драматично. Она заражается сифилисом и решает свести счеты с жизнью, утопившись в Дону.

Заключение

Если вокруг идёт война, меняется власть, никто не сможет остаться в стороне. В романе «Тихий Дон» семья Мелеховых – яркий тому пример. До конца произведения почти никто не доживает. Остаётся только Григорий, его маленький сын и сестра, вышедшая замуж за врага.

Источник

Семья Мелеховых в романе «Тихий Дон»

Введение

Семья Мелеховых в романе «Тихий Дон» Шолохова оказывается в центре внимания читателя с первых строк. Ей посвящены и последние страницы произведения. Открывает повествование рассказ о трагической судьбе Прокофия Мелехова и его жены-турчанки, по навету убитой односельчанами. Завершает роман картина возвращения домой похоронившего Аксинью Григория Мелехова.

Характеристика Мелеховых

Мелеховы изначально выделяются среди других жителей хутора Татарский. Прокофий, носивший бороду и русскую одежду, был «чужим, непохожим на казака». «Исчерна-смуглым» и «бедовым» растёт и его сын Пантелей. Прозвали соседи Мелеховых «турками» за их горбатый нос и «диковатую» красоту.

Дом Мелеховых имел вид «самодовольный и зажиточный», благодаря усилиям Пантелея Прокофьевича. Старший Мелехов, его жена, двое сыновей с жёнами, дочь, а затем и внуки – таковы обитатели мелеховского дома.

Но, мирную жизнь хутора нарушает сначала Мировая, а затем Гражданская война. Разрушается привычный казачий уклад, рушатся семьи. Не обходит стороной беда и Мелеховых. Пантелей Прокофьевич и оба его сына оказываются захваченными водоворотом страшных событий. Трагично складывается судьба и других членов некогда крепкой семьи.

Старшее поколение Мелеховых

Характеристика Мелеховых в романе будет неполной, если не обратиться к образу каждого члена семьи.

Пантелей Прокофьевич, глава семейства Мелеховых, был рождён раньше срока. Но выжил, встал на ноги обзавёлся семьёй и хозяйством. Он был «сух в кости, хром…, носил в левом ухе серебряную полумесяцем серьгу, до старости не слиняли на нём вороной масти борода и волосы».

Старший Мелехов – натура вспыльчивая и властная. Он бьёт костылём Григория за ослушание, «учит» вожжами загулявшую Дарью, частенько «подносит» жене. Узнав о связи младшего сына с Аксиньей, он своею властью женит его на Наталье Коршуновой, не считаясь с желаниями самого жениха.

С другой стороны, Пантелей Прокофьевич искренне любит своих домашних, переживает за их судьбу. Так, он возвращает в семью Наталью, ушедшую к родителям, относится к ней с подчёркнутым вниманием. Привозит обмундированию Григорию в Ягодное, хотя тот ушёл с Аксиньей из родного дома. Гордится сыновьями, получившими офицерский чин. Только переживания из-за гибели сыновей смогли сломить крепкого старика, для которого семья была смыслом жизни.

Григорий и Пётр

Пётр Мелехов – старший сын Пантелея Пркофьевича и Василисы Ильиничны. Внешне он был очень похож на мать «небольшой, курносый, в буйной повители пшеничного цвета волос, кареглазый». От матери передался ему и мягкий характер. Он искренне любит родных, особенно брата, во всём поддерживает его. В то же время Пётр готов, не задумываясь, постоять за справедливость. Так, он вместе с Григорием бросается спасать Аксинью от избивающего её мужа, вступается за односельчан на мельнице.

Но во время войны неожиданно проявляются совершенно другие стороны личности Петра. В отличие от Григория, Пётр быстро приспосабливается, совершенно не задумывается о чужой жизни. «Война радовала, потому что открывала перспективы необыкновенные». Пётр «быстро и гладко» дослуживается до чина, а потом, на радость отцу, отправляет домой целые подводы награбленного. Но, война, на которую герой возлагает такие надежды, приводит его к гибели. Пётр умирает от рук Кошевого, униженно прося о пощаде бывших односельчан.

Григорий Мелехов – полная противоположность старшего брата. Своим обликом он напоминает отца. У него «вислый коршунячий нос, в чуть косых прорезях подсиненные миндалины горячих глаз, острые плиты скул обтянуты коричневой румянеющей кожей». Пошёл Григорий в отца и взрывным характером. В отличие от брата, Григорий не может принять насилия. Врождённое чувство справедливости заставляет героя метаться между белыми и красными. Видя, что все разговоры о светлом будущем заканчиваются кровопролитием, Григорий не может принять какую-либо сторону. Опустошённый, он пытается уйти с Аксиньей на Кубань, чтобы найти покой. Но судьба лишает его возлюбленной и надежды на счастье.

Дуняша, Наталья и Дарья

Дуняша Мелехова, как и Григорий, пошла в отца не только внешне, но и по своему характеру. Отцовская твёрдость особенно проявляется в ней, когда она решает выйти замуж за Михаила Кошевого, убийцу брата. С другой стороны, Дуняше свойственна нежность и душевная теплота. Именно они побуждают девушку взять к себе детей Григория, заменить им мать. Дуняша, да ещё сын Мишатка – единственные близкие люди, которые остались у Григория, вернувшегося в родной хутор.

Наталья, жена Григория, – один из самых ярких женских образов романа. Замечательная красавица, она создана для того, чтобы любить и быть любимой. Но, выйдя замуж за Григория, девушка не обретает семейного счастья. Муж так и не смог полюбить её, и Наталья обречена на страдания. Только любовь и сочувствие старших Мелеховых дают ей силы. А затем она находит утешение в детях. Всю жизнь борясь за мужа, гордая Наталья, тем не менее, не может простить ему последней измены и избавляется от последнего ребёнка ценой собственной жизни.

Дарья, жена Петра, совсем не похожа на Наталью. «С ленцой баба, спорченная… румянится, да брови чернит», – говорит о ней Пантелей Прокофьевич. Дарья идёт по жизни легко, не слишком задумываясь о морали. Душевные переживания наложили отпечаток на всех членах семьи Мелеховых, но не на Дарью. Оплакав мужа, она быстро оправилась и снова расцвела «гибкая, красивая и доступная». Жизнь Дарьи заканчивается драматично. Она заражается сифилисом и решает свести счеты с жизнью, утопившись в Дону.

Заключение

Если вокруг идёт война, меняется власть, никто не сможет остаться в стороне. В романе «Тихий Дон» семья Мелеховых – яркий тому пример. До конца произведения почти никто не доживает. Остаётся только Григорий, его маленький сын и сестра, вышедшая замуж за врага.

Источник

Семейное устроение

В казацко-крестьянском кругу родственные отношения учитывались с очень большой точностью. Примеров такого рода можно найти в романе достаточно, вот лишь один из них: Мишка Кошевой проходит в родном хуторе мимо дома старого казака Архипова, три молодые «бабы» (то есть, по языку того времени,- замужние или вдовые казачки) белят курень. Буквально мимолетно в тексте отмечено, что это две снохи и одна водворка: то есть две жены братьев Архиповых и одна сестра этих братьев, у которой муж живет в курене тестя (5, XXII). Подобного рода тонкости внутрисемейных отношений были общепонятны в народном быту.

Пантелей Прокофьевич неоднократно поднимает руку на сыновей, бивал и жену. Он женит Григория на Наталье, даже не спрашивая его согласия или мнения. А вот как разговаривает Мирон Коршунов с сыном Дмитрием, когда тот просит отца посватать его за купеческую дочку Елизавету Мохову.

«- Дурак! У Сергея Платоновича капиталу более ста тысячев; купец, а ты. Иди-ка отсель, не придуривайся, а то вот шлеей потяну жениха этого!

— У нас четырнадцать пар быков, именье вон какое, опять же он мужик, а мы казаки.

— Ступай!- коротко приказал Мирон Григорьевич, не любивший долгих разговоров» (2, II).

В том же тоне объясняется по тому лее поводу с самим Мироном Григорьевичем его отец:

«- Как же ты, Фроська, казака своего избила?

— Не знаешь как? По спине, по голове, по чем пришлось» (2, XVIII).

Грубость в отношениях между взрослыми и взрослых по отношению к детям была в той среде свойством обоих полов, хотя, само собой разумеется, женщины были гораздо сдержаннее. Отметим, что в казачьей среде разговорная грубость была резче и неприятнее выражена, чем в среде великорусского крестьянства, ибо на язык казаков сильно влияли казарменные, армейские нравы, которые в ту пору отличались очевидной неприглядностью. Поэтому вряд ли стоит эту обиходную и дурную, конечно, словесную грубость прямо выводить из патриархального деспотизма.

Наиболее полно и гармонично жизнь этой среды проявлялась в сценах семейных советов.

В казачье-крестьянском быту семейные дела велись совершенно открыто, все мало-мальски важные вопросы и споры выносились на семейный суд, прямо и основательно обсуждались. Такой же открытостью отличался семейный быт городского мещанства и провинциального мелкопоместного дворянства, но это уже иная тема, требующая особого рассмотрения.

В описании семьи Мелеховых есть, по крайней мере, четыре семейных совета, посвященных событиям острым и неприятным. Тем более характерно, что семейные обсуждения эти происходили открыто.

При всех домочадцах обсуждают сердечные дела Дуняшки отец и брат. Говорят прямо и с суровой недвусмысленностью, что за любимого Михаила Кошевого ей замуж не выйти, он враг семьи. Дуняшка слабо возражает или подавленно молчит, но другие женщины, чувствуя несправедливую жестокость их приговора, с шутливой тактичностью вмешиваются в неприятный разговор, переводя его на другие, тоже не очень приятные, но совсем уже невинные дела. Так, сама обстановка семейного совета естественно и органично смягчает резкую непреклонность некоторых суждений и не дает дойти до того края, с которого может рухнуть в пропасть гармоничное единство родной семьи.

Последний описанный в романе семейный совет Мелеховых происходит в самый разгар гражданской войны на Юге России в июле 1919 года. Впрочем, теперь в мелеховском курене собралась уже не полновесная семья, а обломки ее. Погиб Петр, Где-то далеко воюет Григорий, из взрослых мужчин остался, стало быть, один Пантелей Прокофьевич, постаревший и растерянный от тяжких потрясений. Да и старшая сноха Дарья, по-существу, чувствует себя в мелеховском доме чужой и не скрывает этого. Повод для обсуждения пустяшный, но крайне неприятный. Белогвардейское Донское правительство выдало Дарье как вдове погибшего казачьего офицера медаль и 500 рублей деньгами. Даже в годы военного разорения сумма эта довольно значительна для скромного крестьянского хозяйства, это тогдашняя цена пары рабочих быков. Когда-то в семье все деньги, откуда бы они ни приходили, складывались в общий котел, крупные траты решались на семейных советах. Теперь дал трещину и этот, казалось бы, незыблемый, фундамент: Дарья безоговорочно и хладнокровно отказывается внести деньги в общий мелеховский котел, между ней и Пантелеем Прокофьевичем происходит дурной и оскорбительный для памяти Петра спор за общим семейным столом:

«- Деньги, спрашиваю, куда денешь?

— А это уж мое дело. Куда захочу, туда и дену!

— То есть как же это так? Деньги-то за Петра тебе выдали?

— Выдали их мне, и вам ими не распоряжаться.

— Да ты семьянинка или кто?

— А вы чего от этой семьянинки хотите, батенька? Деньги себе забрать?

— Не к тому, чтобы все забрать, но Петро-то сын нам был или кто, по-твоему? Мы-то со старухой должны быть в части?» (7, XIII).

Примечательно, что никто из других домашних не вмешивается в этот грубый и неприглядный дележ выморочного добра. Даже слова никто не говорит, словно стесняясь хоть как-то прикоснуться к этому недоброму делу.

Итак, в средней казацко-крестьянской семье Мелеховых все ответственные и сложные дела решались открыто, в прямом, порой нелицеприятном обсуждении. Крайности сглаживались и выравнивались, резкие страсти утишались. То не было ни раем, ни идиллией, а лишь сплоченным маленьким миром родственных людей, для которых интересы этого мира в целом были важнее чьих- то личных устремлений и прихотей. Шептаться по углам и устраивать внутрисемейные секреты считалось предосудительным, ибо вековой опыт подсказывал: тут начинается внутренний распад и раскол.

Многообразная и полнокровная жизнь в семье Мелеховых, естественно, также не обходилась без секретничания. В романе описаны только три таких случая, и все они по контрасту тоже весьма выпукло характеризуют семейный мир изображаемой в романе среды.

Об ухаживаниях Григория за Аксиньей Пантелей Прокофьевич догадался сразу же, даже раньше, может быть, чем сам сын осознал силу своего влечения (ведь роман их еще не начался и мог бы не состояться). Старший Мелехов понимал, что семье грозит позор и неприятности, речь шла не просто о любовной интрижке, а о связи с женой соседа, близкого им человека. Для этого неприятного разговора с сыном Пантелей Прокофьевич предпочел уйти далеко из дома, на раннюю рыбную ловлю. Предупреждая его, отец начал разговор, вопреки своему обыкновению, «нерешительно», а сын даже «густо покраснел, отвернулся» (1, II). Ясно, что обоим мужчинам было стыдно и неловко обсуждать это дело.

Сходное есть и в судьбе Аксиньи Астаховой. У нее от Степана родился ребенок, и тоже в романе нет ни имени его, ни пола, а потом с той же примечательной краткостью сказано, что «ребенок умер, не дожив до года» (1, VII). Таня, дочь Аксиньи от Григория, описана очень подробно, с портретом и приметами характера, что редко встречается в детских образах «Тихого Дона». Материнство доставляло счастье Аксинье, она «обрела новую, уверенно-счастливую осанку». Однако важно подчеркнуть, что любовь Аксиньи к дочери есть в сильнейшей степени продолжение ее страсти к Григорию: «Вся любовь ее к Гришке перекинулась на дочь, и особенно после того, как убедилась Аксинья в том, что подлинно от Гришки понесла она ребенка» (3, XIX). Как бы там ни было, а дочь умирает от скарлатины опять-таки около полутора лет от роду.

Бездетность как отсутствие укоренения в семью, в дом жестоко мстит обеим, а сходство в поведении их (при всей вроде бы полярности некоторых личных качеств) очевидно. Дарья, овдовев, охотно оставляет семью, пускаясь в рискованные, но полные приятных для нее приключений путешествия. Аксинья, после бегства Григория из дома осенью двадцатого года, детей его берет к себе. Дети привязались к ней, стали называть ее «мамой». Однако появился Григорий, и она оставила обоих, нисколько не колеблясь и не думая об их судьбе.

В нашем литературоведении издавна и довольно устойчиво присутствует глубоко сочувственное отношение к страсти Аксиньи. Надо отметить, что весь строй романа, соотношение судьбы Аксиньи с судьбами других женщин в мире «Тихого Дона» не дает убедительных оснований для такого толкования. По сути, и Аксинья, и обаятельная, но распутная Дарья очень схожи. Обе выбиваются из общепринятой в их среде судьбы, обе гибнут одинокими, не оставив родовых корней.

На исходе гражданской войны уже многие женщины пускались в эти невольные путешествия, но то была уже пора распадения привычного казацко-крестьянского уклада. Когда осенью 1920 года Григория Мелехова в неблизкий путь с грузом проволоки везет молодая казачка (ей двадцать первый год), то это уже не удивляет ни председателя ревкома, посылающего ее в поездку, ни Григория, ни саму женщину (8, VI): исключительное быстро стало привычным.

Меж тем война нежданно-негаданно вторглась в самую сердцевину их мира, обрушила на женские плечи невиданные тяготы и ответственность. Война подступает к самому порогу их домов, уносит мужей, детей, близких. Женщины «Тихого Дона» воспринимают все это как стихийное бедствие, как обрушившуюся откуда-то трагедию, не пытаясь вмешиваться в нее и даже определить свое участие. Ни у одной из героинь романа (исключения будут оговорены) не срывается из уст ни одного слова оценки происходящим политическим потрясениям. Это справедливо в равной степени в отношении Аксиньи, Натальи, Дуняшки, пожилых женщин вроде Ильиничны или Лукиничны. Когда застрелили Петра Мелехова, ни мать его, ни жена, убиваясь горем, ни словом не обмолвились о внешних силах, погубивших сына и мужа. То же и Лукинична, плачущая над телом расстрелянного Мирона Коршунова, своего супруга.

«Петя, дай я стрельну по красному! Я ж умею винтовкой руководствовать.

Она в самом деле взяла Петров карабин; с колена, по-мужски, уверенно прижав приклад к вершине груди, к узкому плечу, два раза выстрелила» (6, XXXII).

К последнему относились, например, похождения молодых, неженатых мужчин; похождения, порой довольно откровенные. Характерно, что народная мораль следовала тут пословице «быль молодцу не в укор». Мишка Кошевой еще до службы в армии погуливал с «жалмерками» (жаргонное слово польского происхождения, означающее казачку, муж которой служит в армии), погуливал, не скрываясь. При этом он церемонно и трогательно ухаживает за Дуняшкой, юной совсем девушкой. Характерно, что Дуняшка знает о Мишкиных грехах, но относится к ним совершенно хладнокровно; Мишка попросил у нее платок на память, она весело отказывает: «Поди у своей крали попроси», то есть у той самой жалмерки, имя которой хорошо известно (3, I). В представлении этой хорошей и чистой девушки Мишкины прегрешения заслуживали только насмешки, не более.

Не менее показательно в том же смысле отношение Натальи Коршуновой к дурным проделкам Григория, уже ставшего ее женихом. Старик Коршунов очень любил дочь и не слишком симпатизировал жениху; меж ними происходит примечательный диалог:

«- Потаскун, бабник, по жалмеркам бегает,- козырял отец последним доводом,- слава на весь хутор легла.

Как видно, даже чистая девушка Наталья, ставшая потом безупречной и великодушной женой и матерью, даже она спокойно относится к юношеским проделкам своего жениха, а ведь грехи Григория носили уже характер общественного скандала.

Любовники совершенно не скрывали своих отношений от окружающих: «Так необычайна и явна была сумасшедшая их связь, так исступленно горели они одним бесстыдным полымем, людей не совестясь и не таясь, худея и чернея в лицах на глазах у соседей, что теперь на них при встречах почему-то стыдились люди смотреть» (1, XII). Очень характерно тут, что не любовники стыдились людей, а люди стыдились на них смотреть! Немаловажно, что Григорий сошелся не только с чужой женой, но с соседкой, а, судя по роману, семьи Мелеховых и Астаховых дружат и тесно общаются уже в нескольких поколениях, следовательно, Григорий не только срамит семью, но и ссорит ее с добрыми соседями.

Ссоры между родственниками, даже близкими, случались, и не раз, но никогда товарищеское, дружеское не противопоставлялось семейно-родственному. Для мира жителей хутора Татарского родство и семейный долг всегда оказывался высшей нравственной ценностью. Для женщин-казачек понятия «дружба» вообще не существовало, разве что в самом юном, подростковом возрасте. Бытовало общение с родственницами, близкими и дальними, с соседками, но «подруг» (в современном понятии этого слова) не имелось вовсе. Женский мир был сосредоточен исключительно вокруг семьи и дома, а отсюда вытекало с естественной последовательностью, что «подругами» могли быть исключительно родня или соседки.

Всесторонне рассматривая жизнь героев «Тихого Дона» нельзя не сказать в заключение еще об одном довольно важном социальном обстоятельстве.

В «Тихом Доне» на протяжении всего повествования имеется немало сцен, посвященных описанию винопития. Эти сцены нередко очень красочны, отмечены порой добродушным весельем, подвыпивший человек иногда выглядит шутником-балагуром, не лишенным даже обаяния. Так складывается поверхностное, но довольно устойчивое читательское представление, что в мире шолоховских героев пьянство было не только широко распространенным, но и вполне правомерно и допустимо.

Обратим внимание: за праздничным столом совсем отсутствует хмельное. А ведь обедают трое взрослых, здоровых мужчин, причем глава семьи порой прикладывался к бутылке, а Петр иногда даже злоупотреблял. Вот почему следует сказать со всей определенностью, что в мире шолоховских героев вино было не обыденностью, а исключением. Мужчины пили редко и далеко не все, женщины выпивали совсем уж в исключительных случаях. Этот, в общем-то, непреложный факт приходится доказывать, ибо неведомо откуда поползло вдруг мнение, что водка и повальное пьянство были, дескать, исконными, от века приметами русского народного быта.

Рассмотрим же, обстоятельно и всесторонне, все описанные в романе случаи винопития.

В этой связи следует подробно рассмотреть один во многих отношениях примечательный эпизод в сюжете «Тихого Дона». В конце января 1918 года застрелился Донской атаман А. М. Каледин. Консервативно настроенный Пантелей Прокофьевич был потрясен смертью Каледина; его кум, «кряжистый казак» станицы Вешенской, тоже (5, XIV). А тут подвернулся «спирток», который куму недавно привез с Кавказа племянник.

Начало в России гражданской войны, хозяйственная разруха, саботаж буржуазии и буржуазной интеллигенции резко изменили привычный народный быт. В частности, распространилось невиданное ранее самогоноварение, особенно в сельской местности. Гнали самогонку как для собственного употребления, так и на продажу. В южных районах России зерна было предостаточно, а в условиях паралича хозяйственных отношений и расстройства транспорта вывоз его на рынок сделался почти невозможным, особенно из глубинных районов. На примере жизни населения Верхнего Дона, описанной М. Шолоховым, ясно видно, какие бедствия приносило людям безмерно разлившееся винопитие.

Пьяное поветрие не могло не коснуться и женщин. Пили и нечисто гуляли, наравне с казаками, «бабы и потерявшие девичий цвет девки» (6, XLII). Болезнь эта не обошла и курень Мелеховых: пить и безоглядно погуливать стала овдовевшая Дарья.

В этой связи очевидной противоположностью является полная, подчеркнутая до аскетизма, трезвость Михаила Кошевого или Ивана Котлярова да и многих иных изображенных в романе сторонников Советской власти из тех же, как и братья Мелеховы, рядовых казаков.

Итак, при несомненной и заслуживающей сожаления грубости нравов, семейное устроение в мире «Тихого Дона» отличалось гармоничностью, душевной теплотой и чистотой. Семья создавала прочный заслон проникновению в глубины народной жизни любых разлагающих и разрушительных влияний.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *