как в бухгалтерском учете отразить банковскую гарантию в бухгалтерском учете

Банковская гарантия в 1С 8.3 — проводки, учет и списание

Контрагенты могут прибегать к получению банковской гарантии по выполнению обязательств. К примеру, продавец хочет уменьшить риск неоплаты покупателем задолженности. Или покупатель не уверен, что оплатит поставку в срок.

Рассмотрим, как учитывать банковскую гарантию пошагово в 1С Бухгалтерия 3.0:

Особенности учета банковских гарантий

Банковская гарантия — это письменное обещание кредитного учреждения уплатить компании (банку или иному кредитному учреждению) по договору, кредиту или долговой ценной бумаге за третье лицо, не исполнившее своих обязательств. Таким образом, в данной операции участвуют три лица:

Особенности учета банковской гарантии у принципала зависит от того, с чем связано ее получение.

Если гарантия выдана для обеспечения сделки:

Получите понятные самоучители 2021 по 1С бесплатно:

Используемый способ закрепите в учетной политике.

Сумма вознаграждения за предоставление гарантии не облагается НДС (пп. 3, пп. 15.3 п. 3 ст. 149 НК РФ).

Отражение в 1С банковской гарантии зависит от учета затрат на ее получение.

Сумма вознаграждения включаетсяРеализация в 1С
в стоимость активов, если договором предусмотрено ее получениедокумент Поступление доп. расходов
в состав расходовдокумент Операция, введенная вручную

Должен ли принципал отражать банковскую гарантию за балансом?

Счета 008 «Обеспечения обязательств и платежей полученные» и 009 «Обеспечения обязательств и платежей выданные» в учете принципала не используют, т. к. принципал получает гарантию не для себя, а для своего кредитора:

В учете принципала гарантия может быть отражена за балансом, если свои обязательства принципал не выполнил, и кредитором становится гарант.

В этом случае принципал формирует проводки:

Учет банковской гарантии в 1С 8.3 — пошаговая инструкция

Рассмотрим учет банковской гарантии в 1С на примере.

Организация, арендующая офисное помещение, обратилась в ПАО СБЕРБАНК за банковской гарантией для обеспечения оплаты арендодателю. Срок аренды — 6 месяцев.

Размер вознаграждения гаранта — 6 000 руб.

Согласно учетной политике, затраты на вознаграждение гаранта признаются прочими (косвенными расходами).

Перечисление вознаграждения гаранту

как в бухгалтерском учете отразить банковскую гарантию в бухгалтерском учете. Смотреть фото как в бухгалтерском учете отразить банковскую гарантию в бухгалтерском учете. Смотреть картинку как в бухгалтерском учете отразить банковскую гарантию в бухгалтерском учете. Картинка про как в бухгалтерском учете отразить банковскую гарантию в бухгалтерском учете. Фото как в бухгалтерском учете отразить банковскую гарантию в бухгалтерском учете

Проводки по документу

как в бухгалтерском учете отразить банковскую гарантию в бухгалтерском учете. Смотреть фото как в бухгалтерском учете отразить банковскую гарантию в бухгалтерском учете. Смотреть картинку как в бухгалтерском учете отразить банковскую гарантию в бухгалтерском учете. Картинка про как в бухгалтерском учете отразить банковскую гарантию в бухгалтерском учете. Фото как в бухгалтерском учете отразить банковскую гарантию в бухгалтерском учете

Документ формирует проводки:

Учет затрат на получение банковской гарантии

как в бухгалтерском учете отразить банковскую гарантию в бухгалтерском учете. Смотреть фото как в бухгалтерском учете отразить банковскую гарантию в бухгалтерском учете. Смотреть картинку как в бухгалтерском учете отразить банковскую гарантию в бухгалтерском учете. Картинка про как в бухгалтерском учете отразить банковскую гарантию в бухгалтерском учете. Фото как в бухгалтерском учете отразить банковскую гарантию в бухгалтерском учете

В нашем примере затраты связаны с вознаграждением по банковской гарантии в счет обеспечения оплаты аренды в течении 6 мес., поэтому используется счет 97.21.

как в бухгалтерском учете отразить банковскую гарантию в бухгалтерском учете. Смотреть фото как в бухгалтерском учете отразить банковскую гарантию в бухгалтерском учете. Смотреть картинку как в бухгалтерском учете отразить банковскую гарантию в бухгалтерском учете. Картинка про как в бухгалтерском учете отразить банковскую гарантию в бухгалтерском учете. Фото как в бухгалтерском учете отразить банковскую гарантию в бухгалтерском учете

Признание расходов по банковской гарантии

Расходы по банковской гарантии в 1С 8.3 будут признаваться ежемесячно в течении срока обеспечения договора аренды или пока не наступит гарантийный случай.

как в бухгалтерском учете отразить банковскую гарантию в бухгалтерском учете. Смотреть фото как в бухгалтерском учете отразить банковскую гарантию в бухгалтерском учете. Смотреть картинку как в бухгалтерском учете отразить банковскую гарантию в бухгалтерском учете. Картинка про как в бухгалтерском учете отразить банковскую гарантию в бухгалтерском учете. Фото как в бухгалтерском учете отразить банковскую гарантию в бухгалтерском учете

См. также:

После оформления подписки вам станут доступны все материалы по 1С Бухгалтерия, записи поддерживающих эфиров и вы сможете задавать любые вопросы по 1С.

Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 14 дней бесплатно

Похожие публикации

Карточка публикации

как в бухгалтерском учете отразить банковскую гарантию в бухгалтерском учете. Смотреть фото как в бухгалтерском учете отразить банковскую гарантию в бухгалтерском учете. Смотреть картинку как в бухгалтерском учете отразить банковскую гарантию в бухгалтерском учете. Картинка про как в бухгалтерском учете отразить банковскую гарантию в бухгалтерском учете. Фото как в бухгалтерском учете отразить банковскую гарантию в бухгалтерском учетекак в бухгалтерском учете отразить банковскую гарантию в бухгалтерском учете. Смотреть фото как в бухгалтерском учете отразить банковскую гарантию в бухгалтерском учете. Смотреть картинку как в бухгалтерском учете отразить банковскую гарантию в бухгалтерском учете. Картинка про как в бухгалтерском учете отразить банковскую гарантию в бухгалтерском учете. Фото как в бухгалтерском учете отразить банковскую гарантию в бухгалтерском учетекак в бухгалтерском учете отразить банковскую гарантию в бухгалтерском учете. Смотреть фото как в бухгалтерском учете отразить банковскую гарантию в бухгалтерском учете. Смотреть картинку как в бухгалтерском учете отразить банковскую гарантию в бухгалтерском учете. Картинка про как в бухгалтерском учете отразить банковскую гарантию в бухгалтерском учете. Фото как в бухгалтерском учете отразить банковскую гарантию в бухгалтерском учетекак в бухгалтерском учете отразить банковскую гарантию в бухгалтерском учете. Смотреть фото как в бухгалтерском учете отразить банковскую гарантию в бухгалтерском учете. Смотреть картинку как в бухгалтерском учете отразить банковскую гарантию в бухгалтерском учете. Картинка про как в бухгалтерском учете отразить банковскую гарантию в бухгалтерском учете. Фото как в бухгалтерском учете отразить банковскую гарантию в бухгалтерском учете как в бухгалтерском учете отразить банковскую гарантию в бухгалтерском учете. Смотреть фото как в бухгалтерском учете отразить банковскую гарантию в бухгалтерском учете. Смотреть картинку как в бухгалтерском учете отразить банковскую гарантию в бухгалтерском учете. Картинка про как в бухгалтерском учете отразить банковскую гарантию в бухгалтерском учете. Фото как в бухгалтерском учете отразить банковскую гарантию в бухгалтерском учете

(8 оценок, среднее: 4,50 из 5)

Источник

Инструкция по бухгалтерскому и налоговому учету банковских гарантий

Бухучет банковской гарантии — это регистрация операций по предоставлению, использованию и исполнению гарантийных обязательств в бухгалтерском и налоговом учете.

Определяем меры ответственности участников сделки

В любой сделке есть несколько участников. Банковскую гарантию выдает банк, получает ее поставщик и передает в качестве обеспечения контракта заказчику. Банковская гарантия — это документально оформленное обязательство банка выплатить заказчику определенную сумму, если поставщик нарушит или не выполнит обязанности по контракту (ст. 368 ГК РФ). По сути, это залог того, что противоправные действия подрядчика (его недобросовестное поведение) материально компенсируются.

Официально стороны сделки называются так:

Как в госконтракте сторонами являются поставщик и заказчик, так и в договоре о гарантийных обязательствах сторонами соглашения выступают принципал и бенефициар. Они обязаны действовать в рамках гражданских норм и правил (ст. 420 ГК РФ). Наличие гарантийного договора страхует возможные действия поставщика. Стороны — поставщик-заказчик, принципал-бенефициар — взаимодействуют в рамках двух соглашений. По госконтракту исполнитель поставляет товары, выполняет работы и оказывает услуги, а заказчик оплачивает их в полном объеме. Банк-гарант подключается только тогда, когда у поставщика в силу определенных причин не получается исполнить обязательства или он намеренно уклоняется от их исполнения. Обязанность составителя гарантийного договора — четко прописать все основания для выплаты гарантии.

Организация-заказчик обязана провести гарантийные обязательства как в бухгалтерском, так и в налоговом учете. Проводки зависят от формы обязательств. Вот на какой счет отнести банковскую гарантию:

Изучаем документы и законные основания

В сделке участвуют три стороны: поставщик, заказчик и банк. Их действия регулируют нормативы:

В нормативах есть разночтение. Условие о предоставлении гарантии надлежит включать только в тех случаях, когда изначально есть основание полагать, что поставщик не исполнит обязательства (определение ВС РФ по делу № 305-ЭС16-14210 от 30.01.2017). В госзакупках действует иное правило: условие о предоставлении банковской гарантии надлежит включать всегда, оно является обязательным к исполнению (ст. 96 44-ФЗ). Заказчики включают требование о гарантийных обязательствах в закупочную документацию (описательная часть, проект контракта, извещение) или приглашение об участии в закрытых процедурах (ч. 1 ст. 96 44-ФЗ). Форма обеспечения указана в ч. 3 ст. 96 44-ФЗ.

Гарантийные обязательства понадобятся для обеспечения контрактов на приобретение основных средств и материальных запасов, выдачи кредитов, ссуд и займов, поручительства при возмещении авансов. И это далеко не все возможные ситуации. Порядок отражения в бухгалтерском учете напрямую зависит от того, на каком основании выдан гарантийный документ. Выдачу и использование гарантии фиксирует не только заказчик-бенефициар, но и поставщик-принципал.

Учитываем банковскую гарантию у бенефициара

Бенефициар-заказчик распоряжается гарантийным документом на свое усмотрение. Использовать его получится, только если поставщик не исполнил предъявленные к нему требования.

Порядок взаиморасчетов сторон прописан в государственном контракте, но у заказчика есть определенное преимущество. Предоставляя компенсационные обязательства, банк-гарант страхует поставщика-принципала (п. 1 ст. 378 ГК РФ). Это значит, что у заказчика есть поступления до момента исполнения контракта и окончания всех расчетов между сторонами. По этой причине организации ведут аналитический учет банковских гарантий на забалансовом счете. Счет 008 «Обеспечение обязательств и платежей полученные» используется для списания гарантии при полном исполнении сторонами всех условий госконтракта.

Вот основной принцип отражения гарантийных документов в бухучете. Допустим, ООО «Поставщик» и ООО «Заказчик» заключили государственный контракт на поставку товаров. Сумма соглашения — 300 000,00 рублей. ООО «Поставщик» подготовил обеспечение контракта в виде документа от банка-гаранта. В итоге «Поставщик» не выполнил обязательства по контракту, и другая сторона воспользовалась гарантийной опцией. Готовим бухгалтерские записи:

ПроводкиСумма, в рубляхОписание
Дт 008300 000,00Регистрация банковской гарантии
Дт 62 Кт 90300 000,00Поставка товара
Дт 51 Кт 76300 000,00Получение денег от гаранта по факту обращения за ними
Дт 76 Кт 62300 000,00Зачет долговых сумм
Кт 008300 000,00Списание гарантийных обязательств

Если стороны своевременно выполняют условия контракта (поставщик вовремя отгружает, а заказчик — оплачивает), то обеспечение не понадобится. В таком случае бухгалтер формирует две записи (первую и последнюю) — поступление и списание гарантийной опции с забаланса.

Проводим операцию у принципала

Учет обеспечения у принципала не так однозначен. Есть две обоснованные позиции:

Проведение банковской гарантии в бухучете принципала — это не лишняя операция. Благодаря таким проводкам, аналитическая отчетность становится более прозрачной и понятной для внутренних и внешних пользователей. Вот на какой счет заносят банковскую гарантию:

Регистрируем банковскую гарантию в бюджетном учете

Учетные процедуры для бюджетников отличаются от коммерческих операций. Во-первых, учет банковских гарантий в бухгалтерском учете бюджетного учреждения зависит от формы предоставления:

Бюджетные заказчики обязаны предъявлять требования об обеспечении заявок и контрактов при проведении электронных конкурсов и аукционов. Исполнитель направляет обеспечение в форме денежных средств на временное распоряжение или в виде документального подтверждения от банка-гаранта. Учет гарантийных обязательств в бюджете ведется в соответствии с инструкцией 157н от 01.12.2010 (п. 351 инструкции). Для фиксации денежных гарантийных средств забалансовые счета не применяются (письмо Минфина № 02-07-07/31342 от 27.07.2014).

Бухгалтерские записи формируются в день предоставления гарантии. Сумма всегда равна тем обязательствам, которые страхует банк-гарант. Как только действие страховки заканчивается, бухгалтер списывает обеспечение с 10 забалансового счета. Вот основные проводки для учета банковской гарантии в бюджетном учреждении:

Бухгалтерская записьПримечаниеОбоснование
Обеспечение в виде перечисления денежных средств
Дт 3 201 11 510 Кт 3 304 01 73ХОдновременное увеличение забалансового счета 17 (АнКВИ, КОСГУ 510)Получение обязательства
Дт 3 304 01 83Х Кт 3 201 11 610Одновременное увеличение забалансового счета 18 (АнКВИ, КОСГУ 610)Возврат средств поставщику после полного исполнения контракта
Обеспечение в виде банковской гарантии
Дт 2 201 11 510 Кт 2 205 41 660Увеличение забалансового счета 10 датой предоставления обеспеченияПоступление гарантийного финансирования
Дт 2 205 41 560 Кт 2 401 10 140Принятие гарантийных средств в качестве дохода учреждения

Проводим банковскую гарантию для казенного учреждения

У казенных учреждений обеспечение учитывается только как средства во временном распоряжении — по КФО 3. В дальнейшим их надлежит зачислить в доход бюджета. Операционные проводки для учета банковской гарантии в казенном учреждении формируются в зависимости от того, какую роль в администрировании финансов играет организация и какие у нее полномочия. Вот основные бухгалтерские записи:

Отражаем банковскую гарантию в налоговом учете

При налоговом учете банковских гарантий соблюдаем нормы Налогового кодекса РФ. Регистрация поступлений фиксируется как прочие издержки на выпуск и реализацию продукции. В ряде налоговых отчетов есть раздел, где отражается учет банковской гарантии в налоговом учете, — расходы по обеспечению необходимо демонстрировать в ИФНС в том отчетном периоде, когда она была фактически предоставлена. Отражаем по факту предоставления, а не по срокам выплат. День получения гарантийных обязательств — это дата подписания соглашения с банком-гарантом.

При налоговом учете обеспечения не забывайте о следующих правилах:

Формируем проводки при неисполнении обязательств

Как работает гарантийная система? Принципал (поставщик) берет у гаранта (банка) документ, страхующий возможность неисполнения поставщиком обязательств по государственному контракту, и передает его бенефициару. Если исполнитель нарушает условия контракта и не выполняет положенные обязательства, заказчик обращается в банк за компенсацией, уведомляя об этом поставщика. Банк направляет запрос по возмещению расходов поставщику — предъявляет ему регрессивное требование. Бухгалтер принципала формирует аналогичные проводки по обеспечению исполнения контракта, но только по причине его неисполнения:

Бенефициар отражает неисполнение бухгалтерской записью Дт 76.2 Кт 62. Это означает, что банк компенсировал заказчику неисполненные обязательства по госконтракту.

Оплачиваем и регистрируем комиссию за выдачу банковской гарантии

При заключении соглашения с принципалом гарант объявляет точную сумму комиссии за финансовые услуги. В договоре прописывается форма комиссионных отчислений — фиксированная, процент от цены обеспечиваемого госконтракта или любая другая.

В гарантийном договоре стороны определяют все условия сделки — сумму комиссии, порядок оплаты комиссионных, срок возвращения долга. К примеру, принципал вправе закрепить условие о равномерном распределении комиссионных платежей на весь срок действия соглашения.

И если с регистрацией в бухучете обеспечения все не так однозначно, то комиссию надлежит отражать в обязательном порядке. Допустим, организация приобретает оборудование на сумму 1 000 000,00 рублей. Руководитель обращается в банк за гарантией — страхуется своевременная оплата. Комиссия по договору — 1,5%, или 15 000,00 рублей. Срок документа — 1 месяц. Если комиссионные перечислили гаранту до покупки оборудования и перечисления денежных средств, то комиссию включают в расходы на покупку актива (п. 6 ПБУ 5/01, п. 8 ПБУ 6/01). В указанной сделке все стороны своевременно выполнили обязательства, банковская гарантия не применялась. Для отражения операций используется такой счет учета банковских гарантий:

ПроводкиСумма, в рубляхОписание
Дт 76 Кт 5115 000,00Комиссия перечислена банку-гаранту
Дт 08 Кт 7615 000,00Сумма комиссии включена в стоимость актива
Дт 08 Кт 601 000 000,00Стоимость имущества отражена во внеоборотных активах
Дт 01 Кт 081 015 000,00Итоговая стоимость приобретенного имущества отражена в составе основных средств

Если за банковской гарантией обратились после формирования стоимости имущества, то включить комиссионные расходы в цену и изменить учетную стоимость актива не получится. Для учета комиссионных, не учтенных в цене, формируйте бухгалтерскую запись Дт 91.2 Кт 76.

Утверждаем правила учета банковских гарантий в учетной политике

В учетной политике надлежит закрепить правила взаиморасчета с гарантом в отношении выданных обеспечений. Утверждается и методология учета расходов и займов по кредитам в соответствии с ПБУ 15/2008. Есть несколько вариантов: издержки учитываются в составе прочих расходов или равномерно признаются как дополнительные затраты по кредитам и займам (п. 7, 8 ПБУ 15/2008). Учет возможен только в период действия гарантийного договора с банком.

Методология распределения расходов не влияет на бухгалтерские записи. Готовьте такие проводки:

Если вы брали банковскую гарантию для обеспечения госконтракта, учитывайте комиссионные издержки в составе обычных или прочих расходов. Проводки для фиксации обеспечения обязательств в госзакупках ничем не отличаются от учета любой другой гарантийной опции.

Источник

Используемые в бухучете проводки для банковских гарантий

как в бухгалтерском учете отразить банковскую гарантию в бухгалтерском учете. Смотреть фото как в бухгалтерском учете отразить банковскую гарантию в бухгалтерском учете. Смотреть картинку как в бухгалтерском учете отразить банковскую гарантию в бухгалтерском учете. Картинка про как в бухгалтерском учете отразить банковскую гарантию в бухгалтерском учете. Фото как в бухгалтерском учете отразить банковскую гарантию в бухгалтерском учете

Есть бизнес-задача? У нас есть решение! Для получения бесплатной консультации звоните по телефону горячей линии:
8 800 333 91 03 или оставьте заявку.

Самый распространённый способ получить подтверждение платёжеспособности участника торгов по 44–ФЗ и 223–ФЗ.

Банк- гарант поручается за заёмщика–принципиала, что в случае чего компенсирует банку–бенефициару сумму, которую его клиент задолжал.

Предоставляется взамен на оплату комиссии и должна быть зафиксирована. Какие нужны бухгалтерские проводки для отражения банковской гарантии?

Давайте разберёмся вместе.

Порядок взаимодействия сторон

Различие с займом состоит в том, что выплачивается она если принципал не в состоянии исполнить свои обязательства перед заёмщиком.

Другим её важным нюансом является то, что если нет стопроцентной вероятности выдачи конкретным банком, она не должна фигурировать в договоре. Также должен быть чёткий срок выдачи обеспечения участия в торгах, иначе БГ будет считаться невозникшей.

Хоть и участвует трое: лицо, получающее обеспечение, банк заемщик и кредитор, отличие в списании банковской гарантии и применяемых проводках состоит в том, что отражается только заключение договора, обеспеченного гарантией и акт её выдачи.

Как вести бухгалтерский учет у принципала

Считается, что БГ должна учитываться на забалансовом счете 008 и 009, но это не совсем так, потому что обеспечение получено для кредитора и выдавалось не лично им, а гарантом. В итоге, не нужно вести учёт самостоятельно.

Нужно ли платить НДС? При выдаче банком или кредитной организацией нет (согласно 395-1–ФЗ). Это правило не распространяется на те, что выданы страховой компанией.

Несмотря на то, что сама гарантия не облагается подоходным налогом, она выдаётся для операций, которые им облагаются. При этом, если финальная операция осуществляется без НДС, то и применить к вычету входной НДС невозможно.

Если возникла необходимость обеспечения банковской гарантией обязательств по оплате продукции, формируются следующие проводки:

Если обязательства по возврату заемных средств обеспечиваются банковской гарантией, проводки должны быть такие:

Учет банковских гарантий на забалансовом счете бенефициара

Юридически бенефициар не связан с принципалом никакими обязательствами, но он выгодоприобретатель по независимой гарантии и банк имеет обязательства перед ним до момента завершения всех расчетов

Этим вызвана необходимость частичного применения забалансового учета. Перечень необходимых проводок:

Отражение проводок по независимой гарантии в бухгалтероском учете: нюансы

Для регуляции отражения гарантии банком, предоставляющим займ, используются следующие проводки:

Цели налогообложения

При составлении налоговой отчетности, следует помнить, что НДС не начисляется в рамках операций, связанных с применением банковских гарантий, не начисляется. Правило не распространяется на бенефициаров, применяющих ОСН.

Возможность работы с НДС возможна если:

Оплата банка бенефициару вносится в раздел «доходы» и считается на общих основаниях.

Принципал причисляет расходы к прочим или внереализационным расходам.

Какие проводки учитывают комиссию за выдачу банковской гарантии. Равномерное распределение расходов

Многое зависит и от сферы деятельности принципала. Ниже приводим перечень кодов:

То, как перечислена комиссия, одним платежом или с равномерным разбитием, зависит от характеристики активов и зависит от ряда критериев. Основной динамика соотношения доходов и расходов по отчётным периодам. Ориентироваться нужно, прежде всего, на характеристики активов. Если это последовательные поставки сырья и материалов, оправдан «равномерный» подход, о котором идет речь.

Учет вознаграждения за БГ проводки и налоговый учет по отраслям

Проводки по дебету могут варьироваться в зависимости от того, при каком типе хозяйственных операций они применяются, при внесении в расходы вознаграждения за БГ.

Возникают ситуации, в которых принципал перестал регулярно оплачивать поставки бенефициара, несмотря на то, что срок гарантии не истёк. Например в сфере аренды недвижимости.

Аренда объектов недвижимости относится к прочим расходам и отображается проводкой Дт 26, Кт 76, соотносительно с периодичностью их проведения. В свою очередь, учет комиссии имеет смысл осуществить:

Источник

Как вести бухгалтерский и налоговый учет банковских гарантий

Учет банковских гарантий в бухгалтерском учете — это отражение операций по получению и списанию гарантийных обязательств от банка путем формирования проводок. Банковская гарантия достаточно широко применяется в госзакупках, и ее нужно отразить в бухгалтерском и налоговом учетах организации-заказчика.

Банковские обязательства используют для обеспечения стабильности договорных отношений между заказчиком и поставщиком. Это своего рода страховой залог от рисков, связанных с отказом одной из сторон от выполнения обязательств.

Как распределяются права и обязанности при оформлении банковской гарантии

Банковская гарантия — это обязательство, которое банк или любая другая кредитная организация выставляют в качестве страховки исполнения контрактных (договорных, закупочных) условий (ст. 368 ГК РФ). Она предоставляется как в электронной, так и в письменной форме. Если исполнителем нарушен ряд условий, то банк выплачивает организации-заказчику документально установленную денежную сумму.

В отношениях, связанных с предоставлением гарантии, задействованы три участника:

Бенефициар и принципал выступают в этом случае сторонами соглашения, как и при заключении госконтракта. Они действуют строго в соответствии с действующим гражданским законодательством (ст. 420 ГК РФ). Их взаиморасчеты производятся вне юрисдикции взаимоотношений, установленных с третьей стороной — банком, который предоставил гарантию.

Стороны взаимодействуют с учетом действующего договора банковской гарантии — документа, определяющего правоотношения всех трех сторон: гаранта, бенефициара и принципала. В соглашении о предоставлении банковской гарантии в обязательном порядке указывается, что банк-гарант производит выплату гарантии только в том случае, если поставщик-принципал не может исполнить обязательства, установленные госконтрактом, перед заказчиком-бенефициаром. В договоре банковской гарантии в обязательном порядке прописываются обстоятельства, по причине которых и наступают ситуации выплаты банковского обеспечения.

Документы и основания для бухгалтерского учета банковских гарантий

Регулируются операции по банковской гарантии гражданским и банковским законодательством. В этих же нормативно-правовых актах можно найти ответ на вопрос, ставится ли на учет банковская гарантия.

При заключении договора поставки не допускается указывать условие о банковской гарантии, если нет основания предполагать, что гарантийные обязательства будут получены от гаранта на определенных условиях (Определение ВС РФ по делу № 305-ЭС16-14210 от 30.01.2017). Но когда речь заходит о государственных закупках в соответствии с нормативами закона о Федеральной контрактной системе, условие о гарантии, выдаваемой в качестве обеспечения исполнения контракта, является обязательным. Об этом говорится в ст. 96 44-ФЗ. Заказчик обязан включать в документацию о закупке, извещение о заказе, приглашении принять участие в определении поставщика закрытым способом требование об обеспечении исполнения контракта (ч. 1 ст. 96 44-ФЗ). Исключением являются ситуации, определенные в ч. 2 ст. 96 44-ФЗ.

В ч. 3 ст. 96 прописано, что такое обеспечение исполнения контракта предоставляется в виде банковской гарантии. Она должна соответствовать требованиям, установленным в ст. 45 44-ФЗ. Поставщик имеет возможность предоставить банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения госконтракта и в виде денежных средств, переведя нужную сумму на расчетный (лицевой) счет, указанный организацией-заказчиком. Способ гарантии своих обязательств определяет сам участник закупки.

Как отразить получение и выдачу у принципала и бенефициара

Отражение банковской гарантии в бухгалтерском учете находится в прямой зависимости от вида финансового обязательства, для обеспечения которого она была выдана. Есть ряд ситуаций, для которых необходима выдача гарантии:

Проводки для банковской гарантии в бухучете формируются исходя из сложной системы юридических взаимоотношений между принципалом и бенефициаром. Проводки составляются для правоотношений:

Учет гарантии у бенефициара

Когда бенефициар получил банковскую гарантию, он сам принимает решение, как ее использовать. Выбор заказчика, применить или списывать банковское обеспечение, зависит от того, исполнил ли принципал-поставщик свои обязательства.

Расчеты заказчика и поставщика регулируются контрактом. Бенефициар получает отдельную выгоду при предоставлении банковской гарантии, так как гарант определяет свои обязательства по выплате перед организацией до момента полного завершения взаиморасчетов (п. 1 ст. 378 ГК РФ). Именно поэтому для бухгалтерского учета используют забалансовый счет 008 «Обеспечения обязательств и платежей полученные». Обеспечение списывается с забаланса в случае исполнения сторонами своих обязательств. Аналитика ведется по каждому полученному обеспечению.

Пример проводок у бенефициара: получение и списание гарантии

Для коммерческих и некоммерческих организаций необходимо применение корреспондирующих проводок. Представим, что ООО «Идеальный заказчик» закупило у ООО «Идеальный поставщик» продукцию в размере 500 000,00 руб. В таблице показано, как отразить в бухгалтерском учете бенефициара предоставленное банком обеспечение.

Бухгалтерские записиСтоимость продукции, руб.Описание операции
ДебетКредит
008500 000,00Учет полученной гарантии
6290500 000,00Поставка продукции заказчику

Допустим, покупатель просрочил оплату, и поставщик обратился в банк с требованием об уплате задолженности принципала в сумме, определенной в гарантии. Бухгалтерские проводки будут такими:

Бухгалтерские записиСтоимость продукции, руб.Описание операции
ДебетКредит
5176500 000,00Получение денежных средств от гаранта
7662500 000,00Зачет задолженности
008500 000,00Списание обеспечения по оплате с забаланса

В случае своевременной оплаты бенефициару нет необходимости обращаться к гаранту за возмещением долга. В учете будут сформированы бухгалтерские записи по получению и последующему списанию обеспечения на 008 счете забаланса.

Бухгалтерский учет у принципала

Учет гарантии в бухгалтерии принципала строится на двух позициях:

Это необходимо для того, чтобы отразить изменение организации-кредитора в случае передачи обязательств по выплате задолженности гаранту. Отражение в учете обеспечения позволяет в дальнейшем проводить операции по применению штрафных санкций к должнику.

С точки зрения аналитики, отражение гарантийного обеспечения необходимо, так как это делает финансовую и бухгалтерскую отчетность более прозрачной и позволяет просмотреть образовавшуюся кредиторскую задолженность принципала в разрезе аналитического учета.

Проводки у принципала

Для отражения гарантийных обязательств в учете принципала формируются бухгалтерские записи:

Бухучет банковских гарантий у бюджетников

Учет банковских гарантий в бюджетном учреждении имеет особенности. При проведении конкурсных и аукционных процедур на поставку товаров, работ или услуг организация-заказчик устанавливает обязательное требование к обеспечению заявок. Оно может быть передано участником закупки как путем внесения денежных средств на расчетный (лицевой) счет заказчика, так и предоставлением банковской гарантии. На основании п. 351 Инструкции № 157н, бухгалтерский учет банковской гарантии, полученной в качестве обеспечения заявки, производится на забалансовом счете 10 «Обеспечение исполнения обязательства». В Письме Минфина от 27.07.2014 № 02-07-07/31342 говорится, что денежные средства, поступившие как обеспечение на участие в конкурсе или закрытом аукционе, а также как обеспечение исполнения контракта, на забалансовом счете 10 учитывать не нужно.

В бюджетном учреждении учет в бухгалтерии банковской гарантии производится строго в день наступления гарантийной ответственности. Сумма должна совпадать по стоимости с теми обязательствами, исполнение которых гарантировано. В день прекращения гарантийно-финансовых условий проводится уменьшение установленной суммы на 10 счете забаланса.

Проводки для бюджетных учреждений

Поступившие от кредитной организации (банка) денежные средства, направленные на исполнение, необходимо отражать в бухучете бюджетного учреждения проводками:

ДебетКредитОписание операции
2.201.11.5102.205.41.660Денежные средства, поступившие на лицевой счет бюджетного учреждения (уплата бенефициару суммы, на которую выдана банковская гарантия)
2.205.41.5602.401.10.140Начисление дохода в размере обеспечения по банковской гарантии в случае ее поступления в распоряжение бюджетного учреждения

Налоговый учет

Отражение гарантии от банка нужно делать как в бухгалтерском, так и в налоговом учете организации. Налоговый учет банковских гарантий производится в соответствии с нормами НК РФ. Вознаграждение учитывается в составе прочих затрат, связанных с выпуском и реализацией различной продукции, и в качестве расходов иного характера.

Налоговый кодекс РФ предполагает сдачу в ИФНС отчетности, включающей расходы по банковской гарантии в период ее фактического предоставления, а не по срокам выплат по ней денежных сумм. В налоговом учете датой получения банковской гарантии считается день подписания договора (основного соглашения) о выдаче гарантийных обязательств клиенту.

Налоговый учет гарантий банка имеет ряд нюансов. Приобретение товаров, работ и услуг по контракту сопряжено с начислением НДС, за исключением продукции, не облагаемой налогом на добавленную стоимость. Операции по применению гарантий банка не облагаются НДС (подп. 3 п. 3 ст. 149 НК РФ).

После получения оплаты гарантии за неисполненные поставщиком обязательства от банка-гаранта бенефициар-заказчик включает ее в доходы аналогично тому, как учитывалась бы оплата принципала без использования банковской гарантии.

Принципал вправе учитывать расходы по гарантии (комиссию гаранту) для целей налогового учета либо как прочие расходы, либо в качестве внереализационных расходов. В любом из указанных случаев затраты признаются в течение всего срока действия банковской гарантии равными частями (Письмо Минфина РФ № 03-03-06/1/4 от 11.01.2011).

Проводки в учете принципала при неисполнении обязательства

Нередко возникают ситуации, когда принципал не успел выполнить обязательства по контракту, после чего бенефициар обращается в банк для получения у гаранта положенных ему по контракту денежных средств. Гарант уведомляет об этом принципала и информирует о прекращении действия гарантийных обязательств. Принципал обязан возместить банку ту сумму, которую тот перевел бенефициару.

Если принципалу необходимо признать регрессивное требование банка в бухгалтерском учете, то операции при неисполнении обязательств отражаются бухгалтерскими записями:

ДебетКредитОписание операции
6076Получение регрессивного требования гаранта
7651Погашение задолженности перед банком

Проводки бенефициара при неисполнении обязательства

В случае неисполнения принципалом своих контрактных обязательств бенефициар обращается в банк. Гарант рассматривает полученное требование, после чего принимает решение о произведении выплаты гарантийного обеспечения (ст. 374, 375 ГК РФ).

Бухгалтер формирует следующую запись после признания требования: Дт 76.2 Кт 62.

Бухучет оплаты комиссии за выдачу гарантии

Для гаранта выдача обеспечения по контракту является источником дохода, следовательно, принципалу придется заплатить определенную комиссию за выдачу банком гарантии. Такая комиссия может быть фиксированной, а также начисляться в процентном соотношении от суммы по контракту или иными методами.

В соглашении о банковской гарантии банк вправе прописать различные условия по выплате обязательств. К примеру, может быть установлена обязанность для принципала по единовременному или равномерно распределенному на весь период действия гарантии платежу.

Проводки для отражения комиссии по банковской гарантии

Порядок отражения комиссии зависит от момента приобретения и постановки на учет приобретаемого имущества.

Если комиссия банку перечислена до момента постановки на учет купленных активов и до момента перечисления денежных средств принципалом, то вознаграждение кредитной организации включается в состав расходов на приобретение имущества — в его стоимость (п. 6 ПБУ 5/01, п. 8 ПБУ 6/01).

Покажем на примере. ООО «Заря» приобретает сооружение у ООО «Актив». Стоимость имущества — 1 500 000,00 рублей. ООО «Заря» предоставляет продавцу гарантию от банка. Комиссия гаранта составляет 3% от стоимости имущества — 45 000,00 рублей. Вознаграждение необходимо оплатить единовременно. Обязательство выдается сроком на один месяц. Сделка завершена, все взаиморасчеты произведены в срок, гарантийные обязательства не применялись.

Бухгалтерские записиСтоимость продукции, руб.Описание операции
ДебетКредит
765145 000,00Перечисление комиссии гаранту
087645 000,00Величина комиссии включена в стоимость сооружения
08601 500 000,00Отражение стоимости сооружения в составе внеоборотных активов
01081 545 000,00Отражение стоимости сооружения в составе ОС принципала

Если гарантийные обязательства предоставили после формирования стоимости имущественного актива, то изменить сумму учтенного актива, включив величину вознаграждения гаранту в первоначальную стоимость имущества, уже нельзя.

Если комиссию банка, которая была уплачена до формирования первоначальной стоимости актива, включат в состав прочих расходов, то это может повлиять на исчисленный налог на имущество. В 2020 году налог на имущество считается по новым правилам. Из базы исключается все движимое имущество. А значит, при приобретении объекта недвижимости списание вознаграждения банка на прочие расходы может повлечь искажение налоговой базы.

Бухгалтерские записи будут такими: Дт 91.2 Кт 76 — учет комиссии банку, величина которой не включена в первоначальную стоимость купленного объекта.

Особенности учетной политики

Вознаграждение гаранту по договору займа необходимо отразить в учетной политике организации. При заключении договора займа одним из условий соглашения может быть обязательное оформление гарантийных обязательств. В таких случаях издержки несет сам заемщик. Порядок действий указан в ПБУ 15/2008 «Учет расходов и займов по кредитам». Заемщик обязан закрепить выбранный метод в учетной политике. Затраты на вознаграждение можно отнести к прочим расходам (п. 7 ПБУ 15/2008) или равномерно признать дополнительные расходы по займам в составе прочих расходов (п. 8). Сделать это можно только во время действия самого договора займа. Корреспонденция счетов бухгалтерского учета не изменится от выбора способа распределения издержек и будет такой:

ЗаписиОписание операции
ДебетКредит
91.276Отражение полной или частичной комиссии банка
7651Учет уплаченной суммы вознаграждения гаранта

Методологию списания можно представить схематично:

как в бухгалтерском учете отразить банковскую гарантию в бухгалтерском учете. Смотреть фото как в бухгалтерском учете отразить банковскую гарантию в бухгалтерском учете. Смотреть картинку как в бухгалтерском учете отразить банковскую гарантию в бухгалтерском учете. Картинка про как в бухгалтерском учете отразить банковскую гарантию в бухгалтерском учете. Фото как в бухгалтерском учете отразить банковскую гарантию в бухгалтерском учете

Особенности учета других банковских гарантий

Когда гарантийные обязательства оформляются в качестве обеспечения государственного контракта, комиссия гаранта учитывается в составе расходов по обычным видам деятельности или как прочие расходы. Вот так выглядит на схеме порядок учета:

как в бухгалтерском учете отразить банковскую гарантию в бухгалтерском учете. Смотреть фото как в бухгалтерском учете отразить банковскую гарантию в бухгалтерском учете. Смотреть картинку как в бухгалтерском учете отразить банковскую гарантию в бухгалтерском учете. Картинка про как в бухгалтерском учете отразить банковскую гарантию в бухгалтерском учете. Фото как в бухгалтерском учете отразить банковскую гарантию в бухгалтерском учете

При учете комиссии, выплачиваемой банку-гаранту, составляем корреспонденцию, аналогичную отражению вознаграждения, уплачиваемого в случае договора займа.

В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *