как в данном фрагменте проявляется неблагополучие семейных отношений в доме кабановых
8. Как в данном фрагменте проявляется неблагополучие семейных отношений? Островский «Гроза» 9. Проблема отцов и детей в русской литературе (ЕГЭ по литературе)
8. В данном фрагменте неблагополучие семейных отношений проявляется через диалог героев.
Кабанова — деспотичная женщина. Глава семейства помыкает сыном Тихоном, что приводит к тому, что он обладает слабым характером и не решается ослушаться мать: «Да как же я могу вас ослушаться!». Такие взаимоотношения между родственниками не доверительны, наоборот: дети Кабановой лгут ей и на самом деле не уважают её.
Это подтверждают слова Тихона в сторону «Ах ты, господи!», а также такие фразы Варвары, как «Не уважить тебя, как же!», «Нашла место наставления читать». Дети Кабановой лишь притворяются, стараясь угодить своей матери.
Неблагополучие семьи показывает и отношение свекрови к своей невестке. Кабанова ревнует сына к Катерине, считая, что она для Тихона «милее матери». Так, купчиха груба с женой своего сына, обвиняя её в том, что она любит не искренне, а напоказ: «…в глазах-то ты это всем доказываешь».
Таким образом, семейное неблагополучие Кабановых раскрывается не только в диалоге героев, но и через образ главы семейства и её отношение как к своим детям, так и к своей невестке.
9. 1. Проблема взаимоотношений между «отцами и детьми» нашла своё отражение в драме Островского, где младшее поколение живёт под гнётом старшего, а именно самодуров, представителями которого являются Кабанова и Дикой.
В пьесе Грибоедова «Горе от ума» «век нынешний» противопоставлен «веку минувшему». И Чацкий, и Катерина противостоят окружающему их обществу. Однако герои делают это по-разному. Чацкий выступает против фамусовского общества открыто, а Катерина не способна также осмелиться идти против «темного царства».
В романе Тургенева «Отцы и дети» также присутствует конфликт поколений. Нигилист Базаров – «новый человек», выступающий против либерального дворянства. Евгений, в отличие от Катерины, открыто конфликтует с окружающим его обществом и критикует крепостничество. Однако герои схожи своей трагичной судьбой. Базаров умирает от болезни, которой заразился по неосторожности, тогда как Катерина идёт на самоубийство. Для героини это единственный выход из тупика, она стремится к своей свободе любой ценой: «мне захочется, так и сделаю», «я уйду, да и была такова».
Таким образом, все вышеперечисленные авторы в своих произведениях затрагивали проблему взаимоотношений между поколениями, однако каждый писатель трактует её по-разному.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Как в данном фрагменте проявляется неблагополучие семейных отношений в доме кабановых
Как в данном фрагменте проявляется неблагополучие семейных отношений в доме Кабановых?
Явление пятоеКабанова, Кабанов, Катерина и Варвара.
Кабанова. Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала.
Кабанов. Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!
Кабанова. Не очень-то нынче старших уважают.
Варвара (про себя). Не уважишь тебя, как же!
Кабанов. Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг.
Кабанова. Поверила бы я тебе, мой друг, кабы своими глазами не видала да своими ушами не слыхала, каково теперь стало почтение родителям от детей-то! Хоть бы то-то помнили, сколько матери болезней от детей переносят.
Кабанов. Я, маменька…
Кабанова. Если родительница что когда и обидное, по вашей гордости, скажет, так, я думаю, можно бы перенести! А, как ты думаешь?
Кабанов. Да когда же я, маменька, не переносил от вас?
Кабанова. Мать стара, глупа; ну, а вы, молодые люди, умные, не должны с нас, дураков, и взыскивать.
Кабанов (вздыхая, в сторону). Ах ты, господи. (Матери.) Да смеем ли мы, маменька, подумать!
Кабанова. Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, все думают добру научить. Ну, а это нынче не нравится. И пойдут детки-то по людям славить, что мать ворчунья, что мать проходу не дает, со свету сживает. А сохрани господи, каким-нибудь словом снохе не угодить, ну и пошел разговор, что свекровь заела совсем.
Кабанов. Нешто, маменька, кто говорит про вас?
Кабанова. Не слыхала, мой друг, не слыхала, лгать не хочу. Уж кабы я слышала, я бы с тобой, мой милый, тогда не так заговорила. (Вздыхает.) Ох, грех тяжкий! Вот долго ли согрешить-то! Разговор близкий сердцу пойдет, ну и согрешишь, рассердишься. Нет, мой друг, говори что хочешь про меня. Никому не закажешь говорить: в глаза не посмеют, так за глаза станут.
Кабанов. Да отсохни язык…
Кабанова. Полно, полно, не божись! Грех! Я уж давно вижу, что тебе жена милее матери. С тех пор как женился, я уж от тебя прежней любви не вижу.
Кабанов. В чем же вы, маменька, это видите?
Кабанова. Да во всем, мой друг! Мать чего глазами не увидит, так у нее сердце вещун, она сердцем может чувствовать. Аль жена тебя, что ли, отводит от меня, уж не знаю.
Кабанов. Да нет, маменька! Что вы, помилуйте!
Катерина. Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит.
Кабанова. Ты бы, кажется, могла и помолчать, коли тебя не спрашивают. Не заступайся, матушка, не обижу небось! Ведь он мне тоже сын; ты этого не забывай! Что ты выскочила в глазах-то поюлить! Чтобы видели, что ли, как ты мужа любишь? Так знаем, знаем, в глазах-то ты это всем доказываешь.
Варвара (про себя). Нашла место наставления читать.
Катерина. Ты про меня, маменька, напрасно это говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна, ничего я из себя не доказываю.
Кабанова. Да я об тебе и говорить не хотела; а так, к слову пришлось.
В приведенном фрагменте пьесы А. Н. Островского «Гроза» отчетливо виден конфликт поколений, представителями которого является Марфа Кабанова со своими костными устоями жизни и молодое поколение в лице светлой натуры Катерины. Реплики Кабанихи наполнены укорами и упреками по отношению к своим домочадцам. На прощание она устраивает Тихону бесконечные наставления : «. сделай так, как я тебе приказала», ограничивая при этом его личную свободу. Гиперболизируя пустые недовольства Марфы Кабановой, Островский показывает нам её внутреннюю пустоту и бездуховность, ставшую следствием отсутствия какой-либо любви и тепла в семье Кабановых. Все это, так или иначе, отражается и на её родных, кот
Вы видите только 35% текста. Оплатите один раз,
чтобы читать целиком более 6000 сочинений сразу по всем предметам
Доступ будет предоставлен бессрочно, навсегда.
8. Что в данном фрагменте говорит о неблагополучии семейных отношений в доме Кабановых? 9. Какие существуют произведения русской классики, затрагивающие проблемы взаимоотношений поколений, и в чём их можно сопоставить с пьесой А. Н. Островского «Гроза»? (ЕГЭ по литературе)
В приведённом фрагменте раскрывается неблагополучие семейных отношений в доме Кабановых.
Прежде всего, Марфа Игнатьевна угнетает Тихона, Варвару и Катерину. В представлении Кабановой любовь выражается в том, что родители «бранят» детей, поэтому героиня позволяет себе говорить неприятные слова Катерине: «Ты бы, кажется, могла и помолчать, коли тебя не спрашивают». Более того, Марфа Игнатьевна желает, чтобы персонажи делали все так, как она «приказывает».
Тем не менее, героев не устраивает поведение Кабановой и её порядки, которым должны следовать все домашние.
Это выражается в репликах Варвары «про себя»: «Не уважишь тебя, как же!» Однако герои боятся вступать в конфликт с Марфой Игнатьевной и не могут решиться на бунт, поэтому они вынуждены следовать правилам, установленным Кабановой. Например, Тихон старается делать всё, чтобы избежать столкновения с матерью: «Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!».
Таким образом, семейные отношения Кабановых раскрываются как неблагополучные из-за жестокости Марфы Игнатьевны и страха персонажей, проживающих с ней.
Во многих произведениях русской классики затрагиваются проблемы взаимоотношения поколений.
Например, в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» сталкиваются век «нынешний» и век «минувший». Как и в драме А. Н. Островского, старшее поколение представлено невежественным и косным, что не нравится молодым. Чацкий презирает в Фамусове чинопочитание, тягу ко всему иностранному и его отношение к книгам: «Уж коли зло пресечь, / Собрать все книги бы да сжечь!». Жертвы «темного царства» тоже страдают из-за строгих порядков Кабановой, которая «домашних заела совсем». Однако, в отличие от юных персонажей «Грозы», которые поддерживают друг друга и имеют общие взгляды, Чацкий не находит союзников на балу у Фамусова среди молодого поколения — Софии и Молчалина.
Таким образом, во всех трёх произведениях затрагивается проблема взаимоотношений поколений, но каждый автор раскрывает её по-разному.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Как в данном фрагменте проявляется неблагополучие семейных отношений в доме кабановых
Назовите произведение отечественной или зарубежной литературы (с указанием автора), затрагивающее проблемы взаимоотношений поколений. Чем схоже (или чем различается) это произведение с пьесой А. Н. Островского?
Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.
Кабанова, Кабанов, Катерина и Варвара
Кабанова. Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала.
Кабанов. Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!
Кабанова. Не очень-то нынче старших уважают.
Варвара (про себя). Не уважишь тебя, как же!
Кабанов (вздыхая, в сторону). Ах ты, господи! (Матери.)
Да смеем ли мы, маменька, подумать!
Кабанова. Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, все думают добру научить. Ну, а это нынче не нравится. И пойдут детки-то по людям славить, что мать ворчунья, что мать проходу не дает, со свету сживает. А, сохрани господи, каким-нибудь словом снохе не угодить, ну и пошел разговор, что свекровь заела совсем.
Кабанов. Нешто, маменька, кто говорит про вас?
Кабанова. Не слыхала, мой друг, не слыхала, лгать не хочу. Уж кабы я слышала, я бы с тобой, мой милый, тогда не так заговорила. (Вздыхает.) Ох, грех тяжкий! Вот долго ли согрешить-то! Разговор близкий сердцу пойдет, ну и согрешишь, рассердишься. Нет, мой друг, говори что хочешь про меня. Никому не закажешь говорить; в глаза не посмеют, так за глаза станут.
Кабанов. Да отсохни язык.
Кабанова. Полно, полно, не божись! Грех! Я уж давно вижу, что тебе жена милее матери. С тех пор как женился, я уж от тебя прежней любви не вижу.
Кабанов. В чем же вы, маменька, это видите?
Кабанова. Да во всем, мой друг! Мать чего глазами не увидит, так у нее сердце вещун, она сердцем может чувствовать. Аль жена тебя, что ли, отводит от меня, уж не знаю.
Кабанов. Да нет, маменька! что вы, помилуйте!
Катерина. Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит.
Кабанова. Ты бы, кажется, могла и помолчать, коли тебя не спрашивают. Не заступайся, матушка, не обижу, небось! Ведь он мне тоже сын; ты этого не забывай! Что ты выскочила в глазах-то поюлить! Чтобы видели, что ли, как ты мужа любишь? Так знаем, знаем, в глазах-то ты это всем доказываешь.
Варвара (про себя). Нашла место наставления читать.
А. Н. Островский «Гроза»
Укажите авторское определение жанра пьесы А. Н. Островского «Гроза».
Драмой называют драматическое произведение, не имеющее четких жанровых признаков, соединяющее в себе приемы разных жанров; иногда такое произведение именуют просто пьесой.
Здесь просят указать жанр произведения, но драма относится к родам Если указывать жанр, то ответом будет пьеса
И всё же авторское определение: драма!. Остальное прочтите в пояснениях к заданию.
Во фрагменте пьесы происходит обмен репликами между персонажами. Укажите термин, обозначающий разговор между двумя и более лицами.
Такая форма общения называется диалогом. Дадим определение.
Диалог или полилог — разговор между двумя или несколькими лицами в художественном произведении. В драматургическом произведении диалог действующих лиц — одно из основных художественных средств для создания образа, характера.
Ответ: диалог или полилог.
Каким термином обозначается нарушение обычного порядка слов в фразе («Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают»)?
Такой термин называется инверсия. Дадим определение.
Инверсия — нарушение общепринятой грамматической последовательности речи; перестановка частей фразы, придающая ей особую выразительность; необычная последовательность слов в предложении.
В пьесе А. Н. Островского резко противопоставлены два поколения. Как называется прием противопоставления различных явлений в художественном произведении?
Таткой приём называется антитезой. Антитеза — стилистический прием, основанный на резком противопоставлении понятий и образов, чаще всего основывается на употреблении антонимов.
Мягкая Катерина противопоставляется деспотичной Кабанихе. Слабовольный Кабанов сын — хитрой Варваре.
Как в данном фрагменте проявляется неблагополучие семейных отношений в доме Кабановых?
В пьесе Н. Островского «Гроза» драматург показывает, как рушатся устои «тёмного царства». На страже этих устоев стоят Дикой и Кабанова. В приведённом для анализа отрывке нельзя не заметить, как Кабаниха, наставляя Тихона перед отъездом, предчувствует, что наступают «последние времена» её безраздельной власти. Об этом говорят фразы, брошенные в укор сыну: «Не очень-то нынче старших уважают», «Поверила бы я тебе, мой друг, кабы своими глазами не видала да своими ушами не слыхала, каково теперь стало почтение родителям от детей-то!»
Младшее поколение Кабановых: Тихон, Варвара и невестка Катерина, хоть и робко, но уже выражают свое отношение к происходящему. Варвара без заискиваний замечает: «Не уважишь тебя, как же!» Тихон не спорит, лишь бы поскорее уехать из дому.
Приведенные примеры являются подтверждением, что в доме Кабанихи не все гладко: по всему видно, что время самодуров заканчивается, дети хотят вырваться на волю, мать не в силах сдерживать происходящее.
Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В бланк ответов №1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.
Используя такой художественный приём, как антитеза|контраст, в своей пьесе А. Н. Островский резко противопоставляет два поколения. Конфликт отцов и детей — традиционная тема русской литературы.
Проблема взаимоотношений поколений традиционна для русской литературы. К примеру, эта тема раскрывается в произведении Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». Мир меняется стремительно, поэтому многие родители не в состоянии в полной мере понимать своих детей, чьи идеалы нацелены на требования быстро меняющейся жизни. Так произошло и в семье Кирсановых. Павел Петрович и Николай Петрович не могут воспринять идеи нигилизма Аркадия и Евгения. На этом фоне возникает конфликт, который даже приводит к дуэли. Островский и Тургенев поднимают вечную тему, которая лишь в незначительной степени по-разному проявляется в разных семьях.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
1. Сопоставление первого выбранного произведения с предложенным текстом | |
Названо произведение, и указан его автор, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа | 2 |
Названо только произведение без указания автора, или указан только автор без указания названия произведения, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа, ИЛИ названо произведение, и/или указан его автор, произведение поверхностно, формально 2 сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа | 1 |
Не названо произведение, и не указан его автор, И/ИЛИ не проведено сопоставление произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа | 0 |
2. Привлечение текста произведения при сопоставлении для аргументации | |
При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного), оба текста привлекаются на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена, фактические ошибки отсутствуют | 4 |
При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного), но текст одного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., а текст другого — на уровне его пересказа или общих рассуждений о содержании, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка | 3 |
При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного) на уровне пересказа или общих рассуждений об их содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п.), авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена ИЛИ текст одного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., а текст другого произведения не привлекается, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена И/ИЛИ допущены две фактические ошибки | 2 |
При сопоставлении для аргументации текст одного произведения привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п.), а текст другого произведения для сопоставления не привлекается, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена ИЛИ авторская позиция одного из произведений (исходного или выбранного) искажена (при любых уровнях привлечения текста, описанных для 4, 3 и 2 баллов) И/ИЛИ допущены три фактические ошибки | 1 |
При сопоставлении для аргументации суждений не привлекается текст ни одного произведения И/ИЛИ искажена авторская позиция двух произведений (исходного и выбранного) И/ИЛИ допущены четыре или более фактические ошибки | 0 |
3. Логичность и соблюдение речевых норм | |
Отсутствуют логические, речевые ошибки | 2 |
Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая и/или речевая) — суммарно не более двух ошибок | 1 |
Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов) | 0 |
Максимальный балл | 8 |
2 Формальным сопоставлением считается случай, когда экзаменуемый ограничивается повторением слов из формулировки задания для обозначения аспекта сопоставления.
Как в данном фрагменте проявляется неблагополучие семейных отношений в доме кабановых
Литература ЕГЭ 2021 | Examis запись закреплена
ИДЕАЛЬНОЕ СОЧИНЕНИЕ №8 ОТ МАСТЕР-ГРУППЫ EXAMIS
!
По драме А. Н. Островского «Гроза».
8. Как в данном фрагменте проявляется неблагополучие семейных отношений в доме Кабановых?
ФРАГМЕНТ ТЕКСТА
ДЕЙСТВИЕ 1
Явление 5
Кабанова, Кабанов, Катерина и Варвара
Кабанова. Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала.
Кабанов. Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!
Кабанова. Не очень-то нынче старших уважают.
Варвара (про себя). Не уважишь тебя, как же!
Кабанов. Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг.
Кабанова. Поверила бы я тебе, мой друг, кабы своими глазами не видала да своими ушами не слыхала, каково теперь стало почтение родителям от детей-то! Хоть бы то-то помнили, сколько матери болезней от детей переносят.
Кабанов. Я, маменька.
Кабанова. Если родительница что когда и обидное, по вашей гордости, скажет, так, я думаю, можно бы перенести! А! как ты думаешь?
Кабанов. Да когда же я, маменька, не переносил от вас?
Кабанова. Мать стара, глупа; ну, а вы, молодые люди, умные, не должны с нас, дураков, и взыскивать.
Кабанов (вздыхая, в сторону). Ах ты, господи! (Матери.)
Да смеем ли мы, маменька, подумать!
Кабанова. Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, все думают добру научить. Ну, а это нынче не нравится. И пойдут детки-то по людям славить, что мать ворчунья, что мать проходу не дает, со свету сживает. А, сохрани господи, каким-нибудь словом снохе не угодить, ну и пошел разговор, что свекровь заела совсем.
Кабанов. Нешто, маменька, кто говорит про вас?
Кабанова. Не слыхала, мой друг, не слыхала, лгать не хочу. Уж кабы я слышала, я бы с тобой, мой милый, тогда не так заговорила. (Вздыхает.) Ох, грех тяжкий! Вот долго ли согрешить-то! Разговор близкий сердцу пойдет, ну и согрешишь, рассердишься. Нет, мой друг, говори что хочешь про меня. Никому не закажешь говорить; в глаза не посмеют, так за глаза станут.
Кабанов. Да отсохни язык.
Кабанова. Полно, полно, не божись! Грех! Я уж давно вижу, что тебе жена милее матери. С тех пор как женился, я уж от тебя прежней любви не вижу.
Кабанов. В чем же вы, маменька, это видите?
Кабанова. Да во всем, мой друг! Мать чего глазами не увидит, так у нее сердце вещун, она сердцем может чувствовать. Аль жена тебя, что ли, отводит от меня, уж не знаю.
Кабанов. Да нет, маменька! что вы, помилуйте!
Катерина. Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит.
Кабанова. Ты бы, кажется, могла и помолчать, коли тебя не спрашивают. Не заступайся, матушка, не обижу, небось! Ведь он мне тоже сын; ты этого не забывай! Что ты выскочила в глазах-то поюлить! Чтобы видели, что ли, как ты мужа любишь? Так знаем, знаем, в глазах-то ты это всем доказываешь.
Варвара (про себя). Нашла место наставления читать.
Катерина. Ты про меня, маменька, напрасно это говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна, ничего я из себя не доказываю.
Кабанова. Да я об тебе и говорить не хотела; а так, к слову пришлось.
А. Н. Островский «Гроза»
СОЧИНЕНИЕ
Неблагополучие семейных отношений в доме Кабановых проявляется в данном фрагменте следующим образом.
Во-первых, Кабанова отрицательно относится к Катерине, считая, что та «отводит» от неё сына. Несмотря на то, что девушка уважает свекровь, называет её «маменькой», та винит Катерину в нелюбви сына, в неповиновении и дерзости. Такое поведение говорит о том, что Кабаниха испытывает ревность по отношению к Катерине, чувствует горечь оттого, что Тихон отдаляется от неё.
Во-вторых, Кабанова не даёт родным возможности жить спокойно, постоянно требуя повиновения и ругая их даже за придуманные ей самой проступки. Так, женщина винит сына в том, что «не очень-то нынче старших уважают», а также обижает Катерину просто потому, что «к слову пришлось». Эта деталь подчёркивает, что для Кабановой важно быть главой семьи, и она привыкла силой удерживать родных возле себя.
Таким образом, неблагополучие семейных отношений в доме Кабановых проявляется в стремлении матери управлять всеми с помощью давления, а также в её нелюбви к Катерине.