как вести финансовый учет в бизнесе

Финансовый учет для малого бизнеса

как вести финансовый учет в бизнесе. Смотреть фото как вести финансовый учет в бизнесе. Смотреть картинку как вести финансовый учет в бизнесе. Картинка про как вести финансовый учет в бизнесе. Фото как вести финансовый учет в бизнесе

Автор статьи — Копирайтер Контур.Бухгалтерии

Чтобы считать деньги в бизнесе, недостаточно выписки с расчетного счета и ощущения, что все идет по плану. Для этого нужен финансовый, или управленческий учет. Расскажем, как и с помощью каких инструментов его вести.

Зачем нужен финансовый учет

Финансовый учет — это комплекс отчетов о результатах деятельности и текущем состоянии бизнеса. В эти отчеты собрана информация о продажах, затратах, себестоимости товаров или услуг, долгах, состоянии счета сейчас или даже в будущем.

как вести финансовый учет в бизнесе. Смотреть фото как вести финансовый учет в бизнесе. Смотреть картинку как вести финансовый учет в бизнесе. Картинка про как вести финансовый учет в бизнесе. Фото как вести финансовый учет в бизнесе

Руководитель анализирует эти отчеты и понимает, в каком состоянии его финансы, как снизить издержки и увеличить доходы, какие направления бизнеса приносят доход и требуют расширения, а какие убыточные, и их можно закрыть. Также финансовые отчеты показывают, не грозит ли компании кассовый разрыв: возможно, пора платить налоги, а на счетах пусто, и тогда придется искать краткосрочный займ. С другой стороны, отчеты рассказывают, когда из бизнеса можно вывести деньги или выплатить сотрудникам премии.

Бухгалтерский учет тоже базируется на нескольких отчетах, но эти документы не подходят для управления и финансового контроля. И если в вашем штате есть бухгалтер, он не всегда умеет строить финансовые отчеты, его задача — подготовка бухгалтерских документов для контролирующих органов.

Как вести финансовый учет

Многое зависит от масштабов бизнеса. Если у вас одно направление и десяток ассортиментных позиций, поначалу хватит и Гугл-таблиц. Если бизнес крупнее — стоит задуматься о специальном сервисе для управленческого учета. У предпринимателей редко есть время, чтобы ежедневно переносить в таблицы итоги делового дня: они полагаются на чутье и объем поступлений на расчетный счет. Но этот подход часто доводит до проблем, когда становится ясно, что сумма на счете не равна чистой прибыли.

Поэтому стоит завести ценную привычку следить за деньгами компании с самого начала работы, тем более что для этого есть инструменты.

Три главных документа для финансового учета

В финансовом учете используют несколько документов, из них выделяют три главных:

Отчет о прибылях и убытках (или отчет о финансовых результатах) показывает доходы и расходы бизнеса за конкретный период — неделю, месяц, квартал. Вы видите полученную прибыль и совершенные траты, закупки и объем продаж, поэтому можете понимать, получила компания прибыль или несет убыток. На расчетном счете могут быть деньги, но они не всегда ваши, и ОПУ как раз помогает это понять.

Отчет о прибылях и убытках показывает, как можно снизить расходы. Например, книжный магазин продает все больше книг, тетрадей и открыток, но чистая прибыль почему-то не растет. Директор магазина смотрит в ОПУ и видит, что большие суммы идут на закупку скетчбуков. Он ищет более дешевый аналог и закупает сразу крупную партию, чтобы в следующем периоде прибыль была больше.

ОПУ можно строить на будущее, чтобы понимать прибыли и убытки в ближайшее время. С его помощью можно рассчитывать потенциальную прибыль, расходы, точку безубыточности. Такой опрокинутый в будущее отчет — это финансовая модель, она показывает, стоит ли запускать бизнес.

Положительный финансовый результат еще не гарантирует, что на расчетном счете будут деньги для выполнения обязательств: например, у вас могут быть покупатели-должники. Поэтому ОПУ всегда рассматривают в связке с отчетом о движении денежных средств.

Отчет о движении денежных средств отражает денежные потоки в бизнесе за период. В начале периода на счете и в кассе была сумма А, затем в течение периода были такие-то поступления и платежи, после чего на конец периода мы видим в бизнесе сумму Б. Этот отчет показывает только операции и объемы денег, которыми вы можете распоряжаться, а ваши ли это деньги или их предстоит отдать по обязательствам — покажет ОПУ.

ДДС помогает избежать кассовых разрывов. Это неприятная ситуация, когда пора платить зарплату или налоги, а у вас на расчетном счете нет денег даже на оплату мобильной связи. Тогда приходится срочно брать кредит или займ у самого себя, искать деньги и вводить их в бизнес. Такая ситуация не всегда сигнализирует об отчаянном положении, потому что в ближайшие дни на счет может поступить крупная сумма от покупателя, — и ДДС помогает все это просчитать и понимать реальную ситуацию. Поэтому стоит строить отчет ДДС с небольшим заходом в будущее: он покажет, сколько нужно денег, чтобы исключить кассовые разрывы.

С другой стороны ДДС в связке с ОПУ может показывать, что крупную сумму, которая скопилась на вашем счете, можно пустить на развитие бизнеса или выплатить дивиденды учредителям.

Платежи в ДДС разделяют по категориям: продажи, аренда, зарплата, поставки кофе и так далее. Также в этом отчете выделяют три части, которые анализируют по-отдельности:

Управленческий баланс

Баланс напоминает “фотографию бизнеса”: он отражает состояние дел на конкретную дату.

Когда вы разберетесь с азами главных управленческих отчетов, вам легче будет анализировать и перестраивать их для своего удобства. После этого вы найдете пользу в других финансовых отчетах. Веб-сервис для малого бизнеса Контур.Бухгалтерия строит семь управленческих отчетов для руководителя и помогает оценивать себестоимость и прибыльность продуктов и услуг, вести финансовый учет по отдельным проектам в бизнесе, следить за долгами и так далее. В сервисе есть бухучет, зарплата, отчетность и другие инструменты для директора и бухгалтера. Первые две недели бесплатны для всех новичков.

Источник

Как вести финансовый учет в бизнесе

как вести финансовый учет в бизнесе. Смотреть фото как вести финансовый учет в бизнесе. Смотреть картинку как вести финансовый учет в бизнесе. Картинка про как вести финансовый учет в бизнесе. Фото как вести финансовый учет в бизнесе3 МИН

Зачем и как вести финансовый учёт

Запись трат и доходов в тетрадку нельзя считать финансовым учётом, даже если бизнес совсем небольшой: такая форма не поможет спрогнозировать будущее предприятия. Рассказываем, как вести финансы, чтобы не упускать важное, правильно анализировать расходы и планировать бюджет.

как вести финансовый учет в бизнесе. Смотреть фото как вести финансовый учет в бизнесе. Смотреть картинку как вести финансовый учет в бизнесе. Картинка про как вести финансовый учет в бизнесе. Фото как вести финансовый учет в бизнесе

Учёт денежных средств на счетах

Если вы совсем не ведёте финансовый учёт, начните с малого — отчёта о движении денежных средств (ОДДС).

ОДДС покажет, какие суммы поступают на счёт и списываются с него за определённый промежуток времени. Важно: в отчёте фиксируется движение денег, а не их эквивалентов (товара, сырья и т.п.).

Пример

7 августа на счету кондитерской было 40 тысяч рублей. 10 августа владелец ожидал получить ещё 50 тысяч от надёжного клиента, поэтому был спокоен и купил на имеющиеся деньги новую печь и продукты, а половину дневной выручки взял себе. Но 10 августа клиент попросил отсрочку. Владелец дал клиенту ещё 4 дня, забыв, что 12 августа нужно платить за аренду. Денег в кассе, чтобы рассчитаться с арендодателем, не хватило

Ситуация, описанная в примере, называется кассовым разрывом — это отсутствие денежных средств для оплаты обязательств. Отчёт о движении денежных средств помогает предвидеть кассовые разрывы и понять, сколько денег на каждом из счетов предприятия на самом деле. И даёт представление о том, в какой момент и какую сумму от оборота владелец может брать себе без ущерба бизнесу.

Вместе с ОДДС советуем вести платёжный календарь и вносить в него запланированные обязательства — свои и партнёрские.

Анализ финансов

Отчёт о движении денежных средств покажет, насколько стабильно предприятие может выполнять свои обязательства за счёт внутренних ресурсов. Углубиться в понимание финансовой ситуации помогут документы бухгалтерской отчётности: баланс и отчёт о прибыли и убытках (ОПиУ).

В ОПиУ вносятся выручка бизнеса и расходы по статьям, включая налоговые отчисления, выплаты по кредитам и т.д. Разница между выручкой и всеми расходами — это чистая прибыль за обозначенный период. Если в данный момент денег в кассе много, а предприятие на самом деле убыточно, ОПиУ покажет это.

В баланс вписываются все активы и пассивы предприятия. Активы — это деньги на счетах, имущество, сырьё и вообще всё, чем обладает компания. А пассивы — деньги, на которые куплены активы, в связи с чем активы всегда равны пассивам. Баланс помогает понять, какое выражение имеет прибыль бизнеса: денежное, имущественное или какое-то другое.

В совокупности ОПиУ, баланс и ОДДС дают объективную финансовую картину бизнеса: что представляют собой основные активы, какие статьи расходов ведут к убыткам, какой срок отсрочки для клиентов безопасен и так далее. Иначе говоря, за счёт чего бизнес держится на плаву и что может его потопить.

Планирование и прогнозирование

Анализ данных даст понимание текущей ситуации и позволит обнаружить точки роста. Следующий желательный шаг — планирование бюджета и финансовые прогнозы.

Очевидные исходы можно предсказать самостоятельно, если вы хоть как-нибудь разбираетесь в финансах. За более сложными и детальными прогнозами лучше обратиться к финансовому аналитику или хотя бы спросить совета грамотного бухгалтера.

И конечно, для финансового учёта можно использовать умные сервисы вроде «Бизнес Аналитики», который умеет объединять денежные потоки, планировать годовой бюджет расходов и доходов и визуализировать динамику финансов по статьям, клиентам и контрагентам. Подобные программы облегчают жизнь и руководителям бизнеса, и бухгалтерам при подготовке документации.

Сделайте будущее своего бизнеса более предсказуемым с помощью финансового учёта, и в делах не придётся полагаться только на удачу.

Источник

Финансовый учет на пальцах: как оценить здоровье бизнеса и найти точки роста

Рентабельность собственного капитала, продаж и оборачиваемость активов стоит считать не только крупному бизнесу, но и начинающим предпринимателям. В статье — как можно увеличить прибыль любой компании, влияя на эти три показателя.

как вести финансовый учет в бизнесе. Смотреть фото как вести финансовый учет в бизнесе. Смотреть картинку как вести финансовый учет в бизнесе. Картинка про как вести финансовый учет в бизнесе. Фото как вести финансовый учет в бизнесе

Александр Афанасьев

Основатель и директор по развитию компании «Нескучные финансы»

Есть несколько финансовых показателей, которые помогают контролировать состояние бизнеса: рентабельность капитала, продаж, рентабельность и оборачиваемость активов. В статье расскажем, как и зачем считать эти показатели.

Статья будет полезна собственникам малого бизнеса и начинающим предпринимателям, которые хотят навести порядок в деньгах.

Подробно разобрали эту тему на вебинаре «Из малого бизнеса — в крупный. Считаем реальную доходность и находим точки роста» с Александром Афанасьевым, руководителем компании «Нескучные финансы».

как вести финансовый учет в бизнесе. Смотреть фото как вести финансовый учет в бизнесе. Смотреть картинку как вести финансовый учет в бизнесе. Картинка про как вести финансовый учет в бизнесе. Фото как вести финансовый учет в бизнесе

Дальше в статье — краткий конспект этого вебинара.

Что такое рентабельность собственного капитала

Рентабельность собственного капитала — первый из показателей, за которым стоит следить владельцу бизнеса. Он показывает, насколько здоров бизнес и эффективно ли работают деньги предпринимателя. А если точнее — сколько копеек приносит каждый рубль, вложенный в бизнес.

Чтобы понять значение этого показателя, можно представить бизнес как коробку по производству денег. Например, в начале года вы вложили в эту коробку 1 млн рублей. В коробке происходило, и в конце года вы из нее достали 1,4 млн рублей.

Рентабельность капитала в такой коробке: 400 000 ₽ / 1 000 000 ₽ × 100 = 40%.

Рентабельность собственного капитала можно сравнивать с доходностью по банковским депозитам или по акциям. Например, если положить деньги на депозит в банк под 3,88%, то вы заработаете на своих деньгах 3,88% за год. Так же и в бизнесе: вы вкладываете деньги, а через некоторое время получаете доход.

Когда владелец бизнеса знает рентабельность капитала в бизнесе, он может принять взвешенное решение: выгодно ли дальше развивать бизнес или лучше поискать другие варианты вложения денег.

Рассчитать рентабельность капитала

Для расчета рентабельности нужно знать чистую прибыль и величину собственного капитала.

Чистая прибыль. Чистая прибыль — это выручка за вычетом всех расходов, в том числе налогов и взносов.

Например, у предпринимателя небольшой магазин.

60 млн рублей — выручка за год. Это деньги, которые пришли на расчетный счет и в кассу.

45 млн рублей — расходы за год. Это деньги, которые он потратил на закупку товаров, зарплату, аренду, коммуналку, транспорт.

5 млн рублей — налоги и взносы за год.

(60 млн − 45 млн − 5 млн) = 10 млн рублей — чистая годовая прибыль.

Собственный капитал. Собственный капитал рассчитать сложнее, чем прибыль: он показывает, сколько денег предпринимателя вложено в бизнес. Чтобы узнать эту цифру, нужно оценить стоимость бизнеса на текущий день и вычесть все обязательства.

Активы — все то, что есть у компании. Сюда могут входить:

В разных сферах бизнеса активы будут разными. Например, в салоне красоты основными активами, скорее всего, будут инструменты, оборудование и деньги в кассе. А в грузоперевозках — автомобили.

Для более точного расчета активы нужно оценивать по их рыночной стоимости. Так, стоимость автомобиля или оборудования — та сумма, за которую их реально сейчас продать, а не цифры в бухгалтерском балансе.

Другими словами, обязательства — это все счета или долги, которые должны быть оплачены компанией.

Отслеживать рентабельность активов

Рентабельность активов — второй показатель бизнеса. Он показывает, как эффективно в бизнесе работают активы.

Представим, что Ваня зарабатывает в год 3 млн рублей, а Петя — 5 млн рублей. У кого более эффективный бизнес?

На первый взгляд кажется, что у Пети, ведь у него больше прибыль. Но если узнать, сколько денег вложил в бизнес каждый предприниматель, то окажется, что Ваня работает с большей отдачей.

Сведем расчеты в таблицу:

ВаняПетя
Прибыль за год3 млн рублей5 млн рублей
Активы10 млн рублей50 млн рублей
Рентабельность активов30%10%

как вести финансовый учет в бизнесе. Смотреть фото как вести финансовый учет в бизнесе. Смотреть картинку как вести финансовый учет в бизнесе. Картинка про как вести финансовый учет в бизнесе. Фото как вести финансовый учет в бизнесе

Рентабельность активов позволяет отслеживать, как результативно работает бизнес в разные периоды. Если активы увеличиваются, а прибыль при этом не растет — значит, нет смысла в расширении бизнеса.

Мы разобрали два основных показателя, которые помогают предпринимателям следить за состоянием бизнеса: доходность собственного капитала и рентабельность активов. Теперь рассмотрим, как улучшить первый из них — рентабельность капитала. В этом поможет формула Дюпона.

Формула Дюпона появилась из стандартной формулы рентабельности капитала. Это видно, если сократить дроби по правилам математики.

В развернутом виде формула показывает, что рентабельность капитала состоит из трех компонентов:

Получается, чтобы рентабельность собственного капитала росла, нужно улучшать каждый из трех компонентов формулы — рентабельность продаж, оборачиваемость активов и финансовый рычаг.

Повысить рентабельность продаж

Рентабельность продаж показывает, какова доля прибыли в общей выручке. Например, рентабельность продаж 10% означает, что 10 копеек из каждого рубля выручки — чистая прибыль компании.

Чтобы повысить рентабельность продаж, нужно:

Контролировать воронку продаж. Воронка продаж — путь, который клиент проходит от момента, когда первый раз узнал о компании, до момента покупки.

Например, представим розничный магазин одежды. У него может быть такая воронка.

Часть воронкиКоличество людей за день
Люди, которые просто шли мимо магазина1000 человек
Люди, которые зашли внутрь магазина80 человек
Люди, которые выбрали и зашли в примерочную30 человек
Покупатели15 человек

Если повысить конверсию на каждом этапе или нескольких, общие продажи вырастут.

Пересмотреть политику скидок и повышать средний чек. Скидка — это не хорошо и не плохо, главное, чтобы она была обоснованной. В среднем 1% скидки уменьшает прибыль компании на 11%. Нужно понимать, может ли компания позволить себе давать скидки клиентам. Иначе может возникнуть ситуация «продал много, а денег не заработал».

Способы повышения среднего чека зависят от специфики бизнеса. Например, можно предлагать клиентам более дорогие аналоги, сопутствующие товары, формировать наборы.

Контролировать расходы. Чем ниже расходы компании, тем выше прибыль при том же объеме продаж. Например, компания может экономить на аренде офиса, закупке канцтоваров, отказаться от неэффективных каналов маркетинга, или найти новых поставщиков с более выгодными ценами.

Оценить оборачиваемость активов

Оборачиваемость активов показывает, как быстро компания зарабатывает деньги на своих активах. Например, если оборачиваемость активов равна двум, это означает, что компания за год получает выручку, вдвое большую стоимости своих активов. Получаем, что активы за год оборачиваются два раза.

Чтобы повысить оборачиваемость активов, нужно:

Отслеживать, какие товары продаются быстрее. Представим, что у магазина есть товары А и Б.

Товар АТовар Б
Продали, цена за штуку120 000 ₽55 000 ₽
Купили, цена за штуку70 000 ₽50 000 ₽
Прибыль с одной штуки50 000 ₽5 000 ₽
Продали штук за месяц120
Прибыль за месяц50 000 ₽100 000 ₽

Прибыль от продажи товара А — 50 000 ₽, а товара Б — всего 5000 ₽. Но товар Б покупают гораздо чаще, поэтому он в итоге приносит больше прибыли за месяц и помогает активам оборачиваться быстрее.

Контролировать запасы на складе. Запасы обеспечивают бесперебойные продажи. Если покупатель хочет вещь, а ее нет в наличии — клиент может уйти к конкурентам.

С другой стороны, запасы — это замороженные деньги. Если у предпринимателя на складе лежит товар на 100 000 ₽ и долго не продается, предприниматель теряет деньги. Он мог бы его продать, даже по сниженной цене, и вложить эти 100 000 ₽ в более прибыльное дело.

Посчитать финансовый рычаг

Финансовый рычаг показывает, сколько активов приходится на каждый рубль собственного капитала. Чем выше коэффициент финансового рычага, тем больше заемных средств используется для финансирования активов.

Получается, чем больше заемных денег привлекается в бизнес, тем больше доходность собственного капитала предпринимателя.

Рассмотрим на примере, как привлечение заемных денег влияет на рост бизнеса и рентабельность капитала. Представим две одинаковые компании, которые работают 10 лет и всю прибыль вкладывают в бизнес.

Развивается на своиПривлекает чужие деньги
Стартовый капитал1 000 000 ₽1 000 000 ₽
Рентабельность активов50% годовых50% годовых
Привлекает кредитНетКаждый год берет кредит на сумму собственного капитала, ставка 20%. Так, в первый год взял кредит на 1 млн рублей
Собственный капитал через 10 лет57 000 000 ₽357 000 000 ₽

Использовать заемный капитал необязательно, достаточно и 57 000 000 ₽. Но если компания хочет ускорить развитие бизнеса, то чужие деньги в этом помогут.

Чтобы заемные деньги пошли компании на пользу и не разорили бизнес, важно соблюдать два условия:

Рентабельность активов выше, чем процент за пользование деньгами. В нашем примере рентабельность активов 50%, а ставка по кредиту 20%. Это показатель, что компания сможет выплачивать проценты и оставаться в плюсе. Чем больше разница между рентабельностью и ставкой по кредиту, тем безопаснее и выгоднее для бизнеса.

Есть понятные точки роста. У компании должно быть понимание, куда ей развиваться и инвестировать заемные деньги

Например, у предпринимателя есть кафе, и он хочет открыть еще четыре кафе в том же городе. Четких планов и расчетов нет, просто планирует взять кредит и работать как привык. В таком случае высок риск, что чужие деньги приведут к банкротству.

Также не стоит идти за кредитом, когда у компании есть проблемы. В идеале привлекать заемный капитал стоит, когда бизнес растет, чтобы помочь ему развиваться быстрее.

Подробно разобрали тему и ответили на вопросы зрителей на вебинаре по финансовому учету, эксперт — Александр Афанасьев.

Подписка на новое в Бизнес-секретах

Подборки материалов о том, как вести бизнес в России: советы юристов и бухгалтеров, опыт владельцев бизнеса, разборы нового в законах, приглашения на вебинары с экспертами.

Сейчас читают

Как организовать вебинар и заработать на нем

Рассказываем, как вебинары помогают бизнесу увеличить прибыль, даем пошаговый план организации вебинара и делимся приемами, которые помогают продавать в прямом эфире

Что такое CRM-система и как она помогает бизнесу зарабатывать больше

CRM помогает эффективнее работать с клиентами и увеличивать продажи. В статье — как выбрать CRM-систему, которая подойдет для вашего бизнеса

Как увеличить онлайн-продажи с помощью аналитики

Бывает, что у онлайн-бизнеса активно крутится реклама и вроде много обращений, но денег с этих обращений мало. Почему так, поможет разобраться аналитика продаж.

Рассылка для бизнеса

Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее

© 2006—2021, АО «Тинькофф Банк», Лицензия ЦБ РФ № 2673 — Команда проекта

Тинькофф Бизнес защищает персональные данные пользователей и обрабатывает Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями обработки персональных данных и Cookies.

как вести финансовый учет в бизнесе. Смотреть фото как вести финансовый учет в бизнесе. Смотреть картинку как вести финансовый учет в бизнесе. Картинка про как вести финансовый учет в бизнесе. Фото как вести финансовый учет в бизнесе

8000 ₽ на рекламу во ВКонтакте

Реклама ВКонтакте поможет привлечь новых клиентов. Помогаем с настройками рекламных объявлений.

как вести финансовый учет в бизнесе. Смотреть фото как вести финансовый учет в бизнесе. Смотреть картинку как вести финансовый учет в бизнесе. Картинка про как вести финансовый учет в бизнесе. Фото как вести финансовый учет в бизнесе

Чтобы скачать чек-лист,
подпишитесь на рассылку о бизнесе

После подписки вам откроется страница для скачивания

Источник

Учет финансов организации. Обзор инструментов

Накладные от руки под копирку, записи доходов и расходов в тетрадке, подсчеты и аналитика в уме – казалось бы, это «привет из 90-х». Как ни странно, такие методы учета финансов организации все еще популярны. Согласно отчету Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), каждое четвертое предприятие ведет учет доходов и расходов без использования электронных средств: 18% письменно и 6% «в уме».

Содержание статьи

Значительная часть предпринимателей и организаций (39%) отслеживают финансовые потоки в программах широкого предназначения, например, электронных таблицах и даже текстовых документах. К сожалению, такие программы не предназначены для ведения учета финансов, а устаревшие методы и вовсе могут ввести в заблуждение и привести к серьезным ошибкам. Почему же бизнесмены продолжают пользоваться такими инструментами? Объяснение логично.

Во-первых, предпринимателям некогда отслеживать ключевые финансовые показатели. У бизнесмена много других важных задач: разработка стратегии, увеличение прибыли, бесконечный поиск хороших сотрудников и «подстегивание» нерадивых, работа с ФНС и т.д. Кроме того, качественному учету финансов часто мешает недостаток знаний в области экономики, бухгалтерии и т.п., а также низкая цифровая грамотность. Увы ☹

Действительно, а зачем заниматься финансовым учетом? Да хотя бы, чтоб не попадать в кассовые разрывы – ситуацию, когда для выплаты зарплат или расчетов с поставщиками на счетах нет денег.

Простой пример. Предприниматель из Смоленска Владимир Горецкий в начале своего бизнес-пути решил потратить первые доходы на крутой компьютер и офисное кресло. Он же босс! Результат не заставил себя ждать. Образовалась «дыра» – кассовый разрыв в 500 тысяч рублей. Это сейчас успешный франчайзи «Додо Пиццы» пользуется для учета финансов сервисом ПланФакт. Но тогда пришлось брать кредит, чтобы выплатить зарплату сотрудникам.

Ситуация, в которую попал Горецкий, действительно часто случается с российскими предпринимателями. То же исследование НАФИ показало, что 37% собственников регулярно попадают в кассовые разрывы. Причем с 10% бизнесменов это происходит с завидной регулярностью – 3-5 раз в год.

Кассовый разрыв – одна из самых распространенных и заметных ошибок в учете финансов организации. Чтобы ее избежать, нужно грамотно отслеживать доходы с выделением важнейших клиентов, расходы с разбивкой по основным статьям, оценивать прибыль по организации в целом и по каждому заказу в отдельности, рентабельность и многие другие показатели. Кроме того, каждый предприниматель хочет знать, сколько денег он может взять себе и в какой момент. Все это требует системного подхода к финансовому учету. И помогут в этом современные программы и сервисы.

В этой статье мы рассмотрим основные инструменты учета финансов организации со всеми их плюсами и минусами для малого бизнеса. Разумеется, «пещерные» орудия труда финансового учета в виде копирки и тетради разбирать не будем. Оставим их любителям старины. ☺

Учет финансов организации. 4 основных инструмента, плюсы и минусы

1. Таблицы

Excel и Google Sheets – популярные у предпринимателей решения для ведения учета финансов. Их основной плюс – это доступность (Excel есть даже в самом базовом пакете MS Office, а Google таблицы можно использовать бесплатно онлайн). Такая система учета финансов удобна, когда бизнес только на начальной стадии развития, а структура еще не усложнена, например, несколькими точками продаж, юридическими лицами и т.д.

Excel действительно обладает весьма широким функционалом и предоставляет массу возможностей. Так, в программу заложен ряд автоматических финансовых функций. Например, «АМОРУВ» возвращает величину амортизации для каждого учетного периода, «СРЗНАЧ» (среднее значение) поможет посчитать средний чек и т.д.

Базовыми приемами работы с таблицами умеют пользоваться многие. Но чтобы работать со сложными формулами и решать комплексные задачи, нужно стать почти программистом. Согласитесь, что далеко не каждый предприниматель знает или хочет вникать, что такое SUMIFS или VLOOKUP в Excel. Сложность – это первый минус.

Второй бесспорный недостаток это – трата времени. На кропотливую работу с Excel уходят дополнительные часы и дни, которых у предпринимателя или его небольшой команды просто нет. Например, выписку из банка по безналичным операциям можно получить в одном формате, движение денежных средств по наличному расчету ведется в другом. На выходе получаются две совершенно разных excel-таблицы. Чтобы совместить их, нужно потратить время и произвести некоторую ручную работу.

Кроме того, недостаточное знание программы вместе с вечной нехваткой времени влекут ошибки в формулах. Следствие – искаженная информация об учете финансов бизнеса. Чтобы помочь предпринимателям избежать ошибок, когда бизнес еще на начальной стадии развития, ПланФакт разработал простую финансовую модель в Excel. Вы можете получить ее бесплатно, пройдя по этой ссылке. Убедитесь, что ваш бизнес работает в плюс!

как вести финансовый учет в бизнесе. Смотреть фото как вести финансовый учет в бизнесе. Смотреть картинку как вести финансовый учет в бизнесе. Картинка про как вести финансовый учет в бизнесе. Фото как вести финансовый учет в бизнесе

2. Специализированные программы

Самым известным и популярным производителем в этом секторе является 1С. Его программные продукты серии «1С:Предприятие» для управления и учета, а также «1С:Бухгалтерия» для бухгалтерского учета используют большинство средних и крупных российских фирм. Плюсы таких программ очевидны: комплексное решение с множеством функций, гарантии качества от известного производителя и т.д. Казалось бы, использование специализированных программ для учета финансов организации – самый простой и грамотный выход. Но плюсы такого подхода могут стать минусами для малого бизнеса.

как вести финансовый учет в бизнесе. Смотреть фото как вести финансовый учет в бизнесе. Смотреть картинку как вести финансовый учет в бизнесе. Картинка про как вести финансовый учет в бизнесе. Фото как вести финансовый учет в бизнесе

Специализированные программы созданы для автоматизации среднего и крупного бизнеса. Работа с ними рассчитана на специалиста в области финансов, бухгалтерии и т.д., то есть предпринимателю нужно выделить отдельного сотрудника-профессионала или даже создать целый отдел. Для малого бизнеса это часто неприемлемо. Стоимость специализированных программ также может оказаться слишком высокой для микробизнеса или стартапа, которые еще не могут позволить себе непрофильные расходы.

Кроме того, большинство таких программ «заточены» под конкретную отрасль или вид деятельности, а значит далеко не всем организациям подходят. Так, например, весьма популярна программа «МойСклад», но она предназначена для управленческого учета торговых организаций (оптовая фирма, небольшая розничная сеть, интернет-магазин).

3. Приложения для личных финансов

Среди практичных людей такие программы как CoinKeeper, Money Manager, EasyFinance, Money Lover и другие подобные приложения набирают все большую популярность. Их неоспоримое преимущество – возможность работать на ходу. Кроме того, они дешевые, а во многих случаях и бесплатные. Не редко и предприниматели на начальном этапе деятельности используют именно их для ведения учета финансов бизнеса.

Приложения для личных финансов позволяют контролировать доходы и расходы, формировать бюджет по отдельным категориям, а также напоминают о долговых обязательствах и постоянных выплатах. Такие приложения удобны за счет интеграции с банковскими картами хозяина, а также с различными платежными сервисами – «Яндекс.Деньги», Webmoney, QIWI и т.д. Таким образом можно не только автоматизировать учет своих финансов, но также регулярно и оперативно получать исчерпывающую статистику за любой период времени.

Основной минус таких программ – они не предназначены для бизнеса и ведения финансов организации, а значит в них нет понятия «юридическое лицо», нет анализа прибыли или учета материальных ценностей и т.д. Таким образом, функционал приложений для учета личных финансов намного уже, чем необходимый набор опций даже для микробизнеса.

как вести финансовый учет в бизнесе. Смотреть фото как вести финансовый учет в бизнесе. Смотреть картинку как вести финансовый учет в бизнесе. Картинка про как вести финансовый учет в бизнесе. Фото как вести финансовый учет в бизнесе

4. Онлайн-сервисы для бизнеса

Чтобы автоматизировать учет финансов, предпринимателю необходимы простые решения. Для этого разрабатываются специальные сервисы для ИП и малого бизнеса. К онлайн-сервисам для учета финансов малого бизнеса относится и ПланФакт.

Такие программы не отнимают много времени у бизнесменов и не заставляют заниматься рутинной работой с цифрами, при этом дают четкое и оперативное представление о состоянии финансов. Интерфейс и все функции таких сервисов просты и понятны даже человеку без финансового или экономического образования. Мобильная версия дает возможность работать в режиме 24/7. В отличие от приложений для личных финансов онлайн-сервисы для бизнеса – платные. Но их цена значительно ниже по сравнению со стоимостью специализированных программ для среднего и крупного бизнеса, а значит доступна даже микроорганизациям и стартапам.

ПланФакт включает в себя все три основных финансовых отчета, которые просто необходимы владельцу бизнеса:

отчет о движении денежных средств (ДДС или CashFlow) позволяет видеть остатки на счетах в любой момент времени и предотвращать кассовые разрывы. В идеале такой отчет нужно вести каждый день;

отчет о прибылях и убытках (ОПУ или P&L) дает представление о прибыли и убытках по всей компании, а также по отдельным сегментам. Этот отчет также помогает учитывать долги. Особенно пригодится компаниям, которые работают по предоплате или отложенной постоплате. Такой отчет стоит вести каждый месяц.

балансовый отчет помогает понять, как распределены деньги в компании, учитывает активы и пассивы.

как вести финансовый учет в бизнесе. Смотреть фото как вести финансовый учет в бизнесе. Смотреть картинку как вести финансовый учет в бизнесе. Картинка про как вести финансовый учет в бизнесе. Фото как вести финансовый учет в бизнесе

Почему ПланФакт?

ПланФакт – это комплексное решение не только для финансового, но и управленческого учета, что позволяет принимать стратегические решения и двигать бизнес в правильном направлении, искать новые ниши. Кроме того, сервис «заточен» под малый бизнес.
Основные возможности сервиса:

● отслеживать, какие части бизнеса прибыльные, а какие убыточные;

● информировать о нехватке денег заранее, чтобы предотвращать кассовые разрывы;

● контролировать дебиторку и кредиторку, чтобы выбивать оплату из должников и не тратить чужие деньги;

● автоматизировать учет финансов благодаря интеграции с банками и открытому API;

● делегировать рутину сотрудникам и ограничить им доступ к важным показателям.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *