как выглядит счет фактура подписанная эцп
Счета-фактуры в ЭДО
Счет-фактура — документ налогового учета, который предназначен для принятия к вычету покупателем суммы НДС. Регулируется п. 1 ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации.
Электронный счет-фактура равнозначен бумажному, когда передан через оператора ЭДО и подписан квалифицированной электронной подписью (КЭП).
Передавайте счета-фактуры через Диадок. Экономьте свое время и место в бумажном архиве
Форматы счета-фактуры для ЭДО
Статья 169 Налогового кодекса Российской Федерации регулирует выставление счета-фактуры через ЭДО. Указано, что передавать подобные документы можно исключительно через оператора электронного документооборота в установленных форматах.
До начала 2020 года электронные счета-фактуры можно было передавать в двух форматах:
В 2020 году приказ от 2016 года утратил силу. Это значит, что счета-фактуры действительны лишь в одном виде в соответствии с новым приказом. Документы в старом формате, которые были выставлены до 1 января 2020 года, принимаются ФНС до конца 2022 года.
Новый формат счета-фактуры для ЭДО
Изменения затронули несколько аспектов, в том числе:
Также новый формат позволяет контрагентам заранее договориться, какие поля нужны в документе.
Как выставлять счет-фактуру через ЭДО
По закону выставить счет-фактуру через средства электронного документооборота можно только с помощью оператора, подтвержденного ФНС. Список таких операторов есть на сайте налоговой.
Как происходит обмен:
Датой выставления электронного счета-фактуры считается дата, указанная в подтверждении оператора ЭДО о том, что документ поступил к нему на сервер.
Требования к счету-фактуре, выставленному по ЭДО
Отправляйте счета-фактуры и другие документы в электронном виде через оператора, подтвержденного ФНС
Вопрос-ответ
Какой формат предусмотрен для исправленных счетов-фактур?
Формат электронных счетов-фактур описан в Приказе ФНС от 19.12.2018 № ММВ-7-15/820@.
Форматы корректировочных счетов-фактур определены Приказом от 13.04.2016 № ММВ-7-15/189@ (действует до 01.10.2021) и Приказом от 12.10.2020 № ЕД-7-26/736@.
Как отправить счет-фактуру в налоговую?
Порядок подачи отчетных документов в налоговые органы такой: ФНС присылает уведомление, в ответ на которое необходимо подготовить и отправить пакет документов. Далее налоговая подтверждает или отказывает в приеме в зависимости от корректности заполнения.
Каким числом выставить счет-фактуру через ЭДО, если не уложились в положенные пять дней?
Закон утверждает, что счет-фактуру полагается выставить в течение пяти календарных дней с момента покупки. Зачастую, если продавец не успел выставить документ, он указывает необходимую дату. Это возможно как в бумажном документообороте, так и в ЭДО. Продавцу достаточно выбрать необходимую дату документа.
Что будет, если продавец не успел выставить счет-фактуру? В текущем законодательстве штрафных санкций не предусмотрено. Если документ заполнен правильно, ФНС не откажет в вычете НДС, несмотря на опоздание.
Можно ли отправить счет-фактуру в формате PDF по ЭДО?
Для счета-фактуры формат утвержден Приказом ФНС от 19.12.2018 № ММВ-7-15/820@. Единственно возможный формат для передачи счета-фактуры по ЭДО — XML. Выставление счетов-фактур в PDF или других произвольных форматах — нарушение требований НК РФ.
Электронная подпись: все, что надо знать бухгалтеру
Об электронном документообороте говорят часто и много, но ориентироваться в большом количестве новых терминов сложно, а еще сложнее понять, как все это работает. Серия статей «Бухгалтер и электронный документ» разработана специально для того, чтобы на доступном языке рассказать об этом виде взаимодействия все, что нужно знать бухгалтеру. Как начать обмен? Как работать с первичкой и сдавать отчетность в электронном виде? На эти и другие вопросы вы найдете ответ в наших выпусках.
В первой главе «Бухгалтер и электронный документ» мы рассказали, что нужно знать бухгалтеру, чтобы приступить к обмену электронными документами. В этом выпуске мы подробнее рассмотрим нюансы использования электронной подписи и ответим на ряд вопросов. Каким образом электронный документ приобретает юридическую силу и как сохранить ее? Как организовать хранение документов?
Область применения электронной подписи
Пожалуй, самая главная и очевидная область применения ЭП – электронный документооборот как внутренний, так и внешний (межкорпоративный). Электронные документы внутри компании, подписанные ЭП, защищены от изменений и считаются завизированными или утвержденными. Например, генеральный директор согласовал приказ и подписал его своей ЭП, значит, приказ может быть передан в исполнение.
Если вы обмениваетесь электронными документами со своими контрагентами, то ЭП является гарантом юридической значимости вашего обмена. Причем в электронной форме могут оформляться не только договорные, но и первичные бухгалтерские документы. В соответствии со статьей 169 Налогового кодекса РФ в электронном виде допускается составление и выставление электронных счетов-фактур. Ключевым элементом всех легитимных электронных документов является, конечно же, электронная подпись.
Нам часто задают вопрос, какую электронную подпись выбрать для обмена электронными документами? На самом деле вы можете выбрать любую электронную подпись с учетом положений ст.5 и ст.6 ФЗ №63 «Об электронной подписи». Однако если вы планируете, сдавать отчетность в государственные контролирующие органы (ФНС, ПФР, Росстат и ФСС) в электронном виде, то в обязательном порядке потребуется квалифицированная ЭП.
Максим Соловьев, аналитик Synerdocs
При возникновении каких-либо споров между организациями в качестве доказательства в суде могут использоваться электронные документы. Согласно Арбитражному процессуальному кодексу РФ, полученные посредством факсимильной, электронной или иной связи, подписанные электронной подписью или другим аналогом собственноручной подписи, относятся к письменным доказательствам.
С помощью ЭП заверять различные документы могут физические лица. Благодаря этой возможности удаленные работники на основании договоров оказания услуг, например, могут выставлять акты приемки-сдачи работ в электронном виде.
Обладателей электронных подписей можно отнести к тем счастливчикам, кто самым легким образом получает доступ к государственным услугам. О длительной процедуре активации кода и проверки данных можно забыть.
Широкое распространение получили электронные торги, которые проводятся на специальных площадках. ЭП поставщиков и заказчиков гарантируют участникам, что они имеют дело с реальными предложениями. Кроме того, заключенные контракты приобретают юридическую силу только при его подписании обеими сторонами.
И, наконец, ЭП для электронной отчетности. Как сказано выше, контролирующие органы признают юридическую силу лишь тех документов, что подписаны квалифицированной электронной подписью. Вы можете подавать отчетность через оператора электронного документооборота, специальные программные решения 1С или через сайты органов.
За счет чего обеспечивается юридическая сила электронного документа
Юридическую силу электронному документу, равно как и бумажному, придает обязательное наличие определенных реквизитов:
Кроме того, другим важным фактором в обеспечении юридической силы документа является право автора создавать и подписывать документы.
Пожалуй, самым известным примером того, что суды признают легитимность электронных документов, является постановление суда Волго-Вятского округа по делу N А43-5226/2010. Истец настаивал на взыскании задолженности с ответчика за неоплаченный товар. Ответчик же считал недействительными электронные документы, подписанные ЭП. Однако между сторонами было заключено дополнительное соглашение к договору, в котором явно прописана возможность применения электронного документооборота с использованием ЭП. Суд установил, что первичные документы составлены в соответствии с нормами и подписаны уполномоченным лицом. Нужно ли уточнять, кто выиграл дело?
Хранение электронных документов
Штамп времени – это аналог даты на подписываемом документе. Он подтверждает, что сертификат электронной подписи был действителен на момент подписания документа.
Так, в момент подписания документа проставляется штамп времени и результат проверки сертификата.
Максим Соловьев, аналитик Synerdocs
Подтвердить тот факт, что на момент подписания сертификат был действующим, можно также, обратившись к списку отозванных сертификатов на сайте удостоверяющего центра.
Непосредственно хранение электронных документов можно организовать, по крайней мере, двумя способами:
Если вам интересно из чего состоит ЭП и как подписывается электронный документ
Весь сложный процесс подписания и проверки ЭП реализуется с помощью специальных программ (средств криптографической защиты информации). ЭП формируется в результате преобразования информации с помощью секретного ключа и содержит в себе зашифрованный образ документа, именно поэтому можно сразу установить изменялся ли документ после подписания.
Вам, как бухгалтеру, вникать в подробности предыдущего абзаца нет необходимости. ЭП чаще всего хранится на специальной «флешке» (eToken). Для безопасности содержимое носителя защищено пин-кодом, который известен только вам.
Сам процесс подписания достаточно прост, нужно вставить «флешку» в свой компьютер и нажать кнопку «подписать».
Вместо заключения
В следующей главе
Прямо сейчас заберите у «Клерка» 4 000 рублей при подписке на « Клерк.Премиум» до 12 ноября.
Подробности и условия самой обсуждаемой акции «Клерка» здесь.
Как выглядит счет фактура подписанная эцп
Дата публикации 25.08.2020
Использован релиз 3.0.81
Для выставления электронного счета-фактуры продавец должен выполнить следующие действия:
Формирование, подписание и отправка ЭСФ
Выставление электронного счета-фактуры производится с помощью документа об отгрузке товаров (выполнении работ), передаче имущественных прав (документа об оказании услуг), включающего в себя счет-фактуру, и формата представления документа об отгрузке товаров (выполнении работ), передаче имущественных прав (документа об оказании услуг) в электронной форме (утвержден приказом ФНС России от 19.12.2018 № ММВ-7-15/820@, действует с 02.02.2019), с функцией только счета-фактуры.
Для автоматического формирования, подписания и отправки электронного счета-фактуры необходимо:
До момента формирования электронного счета-фактуры при наличии действующего соглашения с покупателем об обмене счетами-фактурами в электронной форме в документе «Счет-фактура выданный»:
Перейти в список документов «Текущие дела ЭДО» можно из документа «Счет-фактура выданный», выполнив команду Текущие дела ЭДО из списка доступных команд, открываемого по кнопке ЭДО (рис. 2).
Перед созданием, подписание и отправкой электронного счета-фактуры можно предварительно перейти в форму просмотра документа (рис. 4), выполнив команду Просмотреть электронный документ из списка команд, открываемого по кнопке ЭДО, или по гиперссылке состояния электронного обмена документа «Счет-фактура выданный» (рис. 2).
В форме просмотра в строке «Состояние» будет отражена информация о том, что обмен электронным счетом-фактурой не начат.
Из формы просмотра также можно выполнить подписание и отправку электронного счета-фактуры с помощью кнопки Подписать и отправить.
Если у текущего пользователя есть право подписи и сертификат подписи установлен на компьютере, то после выполнения команды Отправить электронный документ из документа «Счет-фактура выданный» (рис. 2) или Создать, подписать и отправить из списка «Текущие дела ЭДО» (рис. 3), или Подписать и отправить из формы просмотра (рис. 4) программа подготовит подписанный электронный счет-фактуру для отправки.
Если права подписи у пользователя нет, то программа направит сформированный электронный счет-фактуру на подпись лицу, имеющему такое право.
Подписать сформированный электронный счет-фактуру можно по кнопке Подписать (или Подписать и отправить, если не установлена отложенная отправка электронных документов, о чем будет написано далее) из списка «Текущие дела ЭДО» (рис. 5).
Также подписать сформированные электронный счет-фактуру можно будет из формы просмотра по кнопке Подписать.
Дважды щелкнув по активной строке списка доступных сертификатов или нажав на кнопку Перейти к списку документов, можно открыть список предназначенных для подписания документов «Документы на подпись по сертификату». В списке можно выбрать и отметить флажком определенные документы, подписать и отправить их по команде Подписать и отправить отмеченные (рис. 6).
В случае, если необходимо только сформировать электронный счет-фактуру, а далее направить его уполномоченному лицу на утверждение, а уже потом на подписание, то нужно использовать кнопку Создать электронный документ из списка «Текущие дела ЭДО» (рис. 3). Тогда сформированный электронный документ также будет помещен в папку «Подписать» списка «Текущие дела ЭДО».
Непосредственная отправка сформированных и подписанных электронных документов зависит от того, как выполнена настройка электронного обмена.
Если такой флажок присутствует, то фактическая отправка подготовленных электронных документов будет производиться:
После отправки электронного счета-фактуры на соответствующих закладках формы просмотра можно получить информацию о подписях и статусах электронного документа, а также ознакомиться с сопроводительной запиской при ее наличии (рис. 8).
Также из формы просмотра, вызвав команду Сохранить в файл из списка доступных команд, открываемого по кнопке Еще, можно сохранить электронный счет-фактуру вместе с электронной подписью (рис. 8).
После отправки электронного счета-фактуры продавец ожидает:
Отправленный счет-фактура, в отношении которого ожидается получение подтверждения оператора ЭДО, перекладывается в папку документов «На контроле» формы списка документов «Текущие дела ЭДО» (рис. 9).
Согласно п. 1.10 Порядка обмена, утв. Приказом № 174н (действовал до 01.07.2021) или п. 8 Порядка обмена, утв. Приказом № 14н (действует с 01.07.2021), счет-фактура в электронной форме считается выставленным, если продавцу поступило соответствующее подтверждение оператора ЭДО.
Поэтому до получения подтверждения оператора ЭДО в документе учетной системы «Счет-фактура выданный» будут отсутствовать флажок и дата выставления в строке «Выставлен (передан контрагенту)», а в информационной строке будет указано Требуются действия со стороны других участников (рис. 10).
Обработка подтверждения оператора о получении ЭСФ
Получение документов происходит во время очередного сеанса связи с оператором ЭДО:
Дата поступления файла счета-фактуры оператору ЭДО, которая будет указана в полученном от оператора ЭДО подтверждении, будет считаться датой выставления счета-фактуры в электронной форме (п. 1.10 Порядка обмена, утв. Приказом № 174н (действовал до 01.07.2021) или п. 8 Порядка обмена, утв. Приказом № 14н (действует с 01.07.2021).
Полученное подтверждение оператора ЭДО, как и все служебные электронные документы, отображается в форме просмотра отправленного электронного счета-фактуры (рис. 11).
Получив подтверждение оператора ЭДО, продавец в соответствии с п. 2.7 Порядка обмена, утв. Приказом № 174н (действовал до 01.07.2021) должен сформировать, подписать и отправить извещение о получении подтверждения оператора ЭДО.
ВНИМАНИЕ! С 01.07.2021 в связи с началом применения Порядка обмена, утв. Приказом № 14н, у продавца отсутствует обязанность формировать извещение о получении подтверждения оператора ЭДО.
Формирование извещения происходит в программе автоматически.
Если у текущего пользователя есть право подписи и сертификат подписи установлен на компьютере, то извещение о получении подтверждения будет также автоматически подписано и отправлено оператору ЭДО. Если у текущего пользователя права подписи нет, то сформированное извещение будет направлено на подпись лицу, имеющему такое право.
После получения подтверждения оператора ЭДО в документе «Счет-фактура выданный» в поле «Выставлен» проставляется флажок и дата выставления, соответствующая подтверждению оператора ЭДО (рис. 13).
После получения подтверждения оператора ЭДО выставленный электронный счет-фактура снимается с контроля, т.е. удаляется из папки «На контроле» списка документов «Текущие дела ЭДО».
После отправки извещения о получении подтверждения оператора ЭДО в информационной строке документа «Счет-фактура выданный» будет отражена информация: «Требуются действия со стороны других участников» (рис. 13).
Получение извещения покупателя о получении ЭСФ
Пунктом 2.9 Порядка обмена, утв. Приказом № 174н (действовал до 01.07.2021) и п. 19 Порядка обмена, утв. Приказом № 14н (действует с 01.07.2021), предусмотрено, что покупатель по взаимному согласию с продавцом может формировать извещение о получении счета-фактуры.
Получение продавцом такого извещения покупателя происходит при очередном сеансе связи с оператором ЭДО (рис. 15).
В форме просмотра поступившего электронного счета-фактуры содержится информация о том, что обмен завершен, а также о том, что все документы, сопровождающие обмен электронным счетом-фактурой получены и отправлены.
В документе учетной системы «Счет-фактура выданный» в информационной строке состояния электронного обмена отразится статус ЭДО завершен (рис. 16).
Электронные счета-фактуры: правильный формат и порядок выставления
Электронный счет-фактура, выставленный согласно принятому порядку, обладает юридической значимостью, как и бумажный вариант. Что необходимо учитывать в работе с такими документами?
Выставление счета-фактуры в электронном виде стало возможным с 23 мая 2012 года, когда вступил в силу Приказ ФНС России от 05.03.2012 № ММВ-7-6/138@, утверждающий формат такого документа. Порядок его составления регламентирован Постановлением Правительства РФ от 26.12.11 г. №1137. В отличие от бумажного документа, требующего две подписи — бухгалтера и руководителя, электронному счету-фактуре достаточно квалифицированной электронной подписи (КЭП) руководителя или уполномоченного лица (ст. 169 НК РФ).
Ст. 169 НК РФ накладывает два обязательных условия на электронный счет-фактуру: документ должен быть выставлен по утвержденному формату и порядку.
Формат электронных счетов-фактур
Как уже говорилось выше, юридическую силу имеет только тот электронный счет-фактура, формат которого соответствует формату, разработанному ФНС и утвержденному Приказом ФНС России от 05.03.2012 №ММВ-7-6/138@. Изменять формат электронных счетов-фактур, в отличие от формата первичных документов, нельзя. Если организация хочет внести дополнительную информацию в файл, то она может использовать Информационные поля (в общем поле к документу, например, клиенты могут указать номера договоров или реквизиты заказа, в поля к каждому наименованию товара внести сведения о своих единицах измерения или каким-то расчетам).
Порядок выставления и получения электронного счета-фактуры
Порядок выставления и получения электронных счетов-фактур утвержден Приказом Минфина от 25.04.2011 №50Н. Электронный счет-фактура должен выставляться через оператора электронного документооборота. Этот порядок довольно сложный, состоящий из нескольких этапов, на каждом из которых формируется свой технологический документ.
Остановимся на нескольких важных моментах:
Таким образом, дата выставления электронного счета-фактуры — это дата, когда файл счета-фактуры был передан оператору; дата получения электронного счета-фактуры — дата, когда файл счета-фактуры был передан от оператора покупателю. Эти даты фиксируются оператором независимо.
Как вносить исправления в электронный счет-фактуру
Исправление в электронном счете-фактуре фактически ничем не отличается от исправления бумажного документа (Постановлении Правительства РФ от 26.12.11 г. №1137) и производится в том случае, если в документе обнаружена ошибка. В процессе исправления возникает новый экземпляр счета-фактуры — исправленный счет-фактура.
Стоит отметить, что исправленный счет-фактуру тоже необходимо выставить через оператора ЭДО по утвержденному порядку.
Иногда компании просто переделывают документы, выставляют новый файл, аннулируя при этом старый.
Тамара Мокеева, эксперт в области электронного документооборота
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Обновлен порядок выставления и получения электронных счетов-фактур
Автор: Луговая Н. Н., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
В соответствии с п. 1 ст. 169 НК РФ счет-фактура может быть составлен и выставлен на бумажном носителе и (или) в электронном виде. Порядок выставления и получения электронных счетов-фактур утвержден Приказом Минфина России от 10.11.2015 № 174н. Но с 01.07.2021 этот документ утратит силу и начнет действовать Порядок выставления и получения счетов-фактур в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, утвержденный Приказом Минфина России от 05.02.2021 № 14н (далее – Порядок).
Общие положения
Порядок устанавливает процедуры документооборота между участниками электронного взаимодействия по выставлению и получению счетов-фактур в электронной форме («отгрузочных», «авансовых», исправленных, корректировочных):
по взаимному согласию сторон сделки (п. 1 и 4 Порядка);
в случаях, когда выставление электронного счета-фактуры является обязательным в соответствии с требованиями ст. 169 НК РФ, в частности при отгрузке товаров, подлежащих прослеживаемости, – п. 5 ст. 169 НК РФ (п. 1 Порядка).
Обратите внимание: основанием для налогового вычета является счет-фактура в электронной форме, сформированный согласно абз. 9 ст. 169 НК РФ в соответствии с утвержденным форматом (см. Приказ ФНС России от 19.12.2018 № ММВ-7-15/820@) и подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП) уполномоченного лица (продавца, включая налоговых агентов, указанных в п. 4, 5, 5.1 и 8 ст. 161 НК РФ, а также посредников (комиссионера, агента), действующих в интересах принципала, реализующих либо приобретающих товары (работы, услуги), имущественные права от своего имени), выставленный и полученный по ТКС в соответствии с Порядком.
Документооборот счетов-фактур в электронной форме осуществляется по ТКС через оператора (одного или нескольких) ЭДО, в обязанность которого (которых) входит обеспечение взаимодействия продавца и покупателя при выставлении и получении электронных счетов-фактур и обмене иными документами, предусмотренными Порядком.
При выставлении и получении счетов-фактур в электронной форме продавец и покупатель осуществляют документооборот по каждому счету-фактуре в отдельности. При этом счета-фактуры могут иметь зашифрованный вид (п. 1 и 6 Порядка подключения к Интернету, утвержденного Указом Президента РФ от 22.05.2015 № 260). Исключением являются следующие случаи (п. 7 Порядка):
введение нормативными правовыми актами запрета на шифрование информации счетов-фактур в электронной форме;
выставление в соответствии со ст. 169 НК РФ электронных счетов-фактур, содержащих регистрационные номера партии товара, подлежащего прослеживаемости;
наличие в договоре, заключенном между продавцом (покупателем) и оператором ЭДО, составившим договор с продавцом (оператором ЭДО, составившим договор с покупателем), поручения о проведении соответствующим оператором ЭДО проверки счета-фактуры в электронной форме, в том числе на соответствие формату, утвержденному на момент создания счета-фактуры в электронной форме.
Счет-фактура в электронной виде считается выставленным, если продавцу поступило соответствующее подтверждение (см. п. 15 Порядка) от заключившего с ним договор оператора ЭДО. Дата, указанная в этом подтверждении, считается датой выставления такого счета-фактуры.
Счет-фактура в электронной виде считается полученным, если покупателю поступило соответствующее подтверждение (см. п. 16 Порядка) оператора ЭДО, заключившего с ним договор. Датой получения такого счета-фактуры считается дата направления покупателю оператором ЭДО выставленного счета-фактуры продавца, указанная в подтверждении.
К сведению: хранение документов, подписанных электронной подписью, составление, выставление (направление) и получение которых предусмотрено Порядком, обеспечивается участниками ЭДО с учетом сроков хранения архивных документов, определенных в соответствии с законодательством об архивном деле в РФ.
Процедуры выставления и получения счетов-фактур в электронной форме
Что нужно сделать продавцу (покупателю), чтобы принять участие в электронном документообороте?
Для участия в электронном документообороте необходимо представить оператору по ТКС соответствующее заявление, в котором указана следующая информация (пп. «а» п. 11 Порядка):
полное наименование организации (для ИП – Ф. И. О. (при наличии));
адрес юридического лица в пределах места его нахождения (для ИП – место жительства);
ИНН юридического лица (ИП);
сведения о владельцах квалифицированных сертификатов ключей проверки электронной подписи и реквизиты таких сертификатов;
контактные данные организации (ИП);
сведения о налоговом органе, в котором состоит на учете организация (ИП);
сведения о согласии на предоставление сведений другому оператору для целей оказания услуг в рамках ЭДО счетов-фактур в электронной форме между продавцом и покупателем.
Оператор выдаст участнику ЭДО идентификатор, реквизиты доступа и другие данные, необходимые для подключения к ЭДО счетов-фактур в электронной форме (пп. «б» п. 11 Порядка).
К сведению: в случае изменения учетных данных продавец (покупатель), получивший у оператора идентификатор участника ЭДО, не позднее трех рабочих дней со дня соответствующего изменения должен представить оператору заявление о внесении изменений в свои учетные данные. Последний, в свою очередь, внесет изменения. На это ему отведено не более трех рабочих дней с момента получения заявления (п. 12 Порядка).
Оператор не позднее трех рабочих дней с момента подключения продавца (покупателя) к ЭДО (изменения учетных данных участника ЭДО) направляет в налоговый орган по месту нахождения продавца (покупателя) сведения об учетных данных участника ЭДО (об изменении учетных данных участника ЭДО). Об этом сказано в п. 13 Порядка.
Продавец выставляет электронный счет-фактуру
Продавец при выставлении покупателю счета-фактуры в электронной форме совершает следующие действия (п. 14 Порядка):
Счет-фактура выставлен: действия операторов ЭДО, заключивших договоры с продавцом и покупателем
Оператор ЭДО, заключивший договор с продавцом, при получении от того счета-фактуры в электронной форме не позднее следующего рабочего дня (п. 15 Порядка):
1) фиксирует дату и время поступления счета-фактуры;
2) проверяет поступивший счет-фактуру и подпись на нем в соответствии с условиями заключенного с продавцом договора;
3) в случае отсутствия в договоре с продавцом условий о проведении проверки счета-фактуры или при положительном результате проверки:
направляет в адрес покупателя через оператора ЭДО, заключившего договор с покупателем, счет-фактуру в электронной форме, фиксирует дату и время отправки. Заметим, если оператором ЭДО заключены договоры как с продавцом, так и с покупателем, действия, связанные с передачей документов между операторами, не осуществляются (п. 22 Порядка);
формирует в электронном виде подтверждение о получении счета-фактуры от продавца с указанием даты и времени такого поступления и результатов проверки;
подписывает соответствующее подтверждение электронной подписью и направляет его в адрес продавца.
Обратите внимание: в случае отрицательного результата проверки поступившего в электронном виде счета-фактуры и его подписи оператор продавца направляет ему сообщение об ошибке с перечнем несоответствий, выявленных по счету-фактуре. Сообщение подписывается электронной подписью уполномоченного на то оператора ЭДО (пп. «г» п. 15 Порядка).
Оператор ЭДО, заключивший договор с покупателем, при получении счета-фактуры в электронной форме не позднее следующего рабочего дня (п. 16 Порядка):
1) фиксирует дату и время поступления счета-фактуры. Заметим, это действие не выполняется, если оператор ЭДО заключил договоры как с продавцом, так и с покупателем (п. 22 Порядка);
2) направляет счет-фактуру в адрес покупателя, фиксируя при этом дату и время отправки;
3) формирует в электронном виде подтверждение о направлении счета-фактуры покупателю с указанием даты и времени такой отправки;
4) подписывает подтверждение электронной подписью и направляет его покупателю и оператору ЭДО, заключившему договор с продавцом. Если оператором заключены договоры с обеими сторонами сделки, то подтверждение направляется лишь в адрес покупателя (п. 22 Порядка).
Покупатель принимает электронный счет-фактуру
Покупатель проверяет полученный от продавца счет-фактуру в электронной форме на соответствие установленным НК РФ требованиям (п. 17 Порядка).
В случае выявления необходимости исправления ошибок покупатель:
1) формирует в электронном виде уведомление об уточнении электронного счета-фактуры и подписывает его электронной подписью уполномоченного на то лица;
2) зашифровывает (при необходимости) уведомление об уточнении электронного счета-фактуры;
3) направляет файл подписанного уведомления в адрес продавца через оператора ЭДО, с которым у него заключен договор.
К сведению: как отмечено в п. 18 Порядка, электронный документооборот между участниками при направлении и получении уведомления об уточнении счета-фактуры осуществляется по аналогии с тем, что предусмотрен п. 20 и 21 Порядка для направления и получения извещения о получении счета-фактуры в электронной форме, указанного в п. 19 Порядка.
При организации электронного документооборота по взаимному согласию сторон сделки в случае положительного результата проверки покупатель совершает следующие действия (п. 19 Порядка):
Оператор ЭДО покупателя, в свою очередь, получив от него соответствующее извещение о получении электронного счета-фактуры и (или) иных дополнительных сведений к полученному счету-фактуре, не позднее следующего рабочего дня (п. 20 Порядка):
1) фиксирует дату получения названных извещения и (или) иных дополнительных сведений к счету-фактуре;
2) направляет в адрес продавца через оператора ЭДО продавца извещение о получении счета-фактуры и (или) иных дополнительных сведений к полученному счету-фактуре, фиксирует дату и время отправки. Заметим, если оператором заключены договоры как с продавцом, так и с покупателем, действия, связанные с передачей документов между операторами, не осуществляются (п. 22 Порядка);
3) формирует в электронном виде подтверждение о поступлении от покупателя извещения о получении счета-фактуры и (или) иных дополнительных сведений к нему с указанием даты и времени поступления ему такого извещения и (или) иных дополнительных сведений к полученному счету-фактуре;
4) подписывает подтверждение электронной подписью и направляет его в адрес покупателя.
Оператор ЭДО продавца, получив от оператора ЭДО покупателя извещение о получении электронного счета-фактуры (иных дополнительных сведений к полученному счету-фактуре), не позднее следующего рабочего дня (п. 21 Порядка):
1) фиксирует дату и время поступления извещения (иных дополнительных сведений к полученному счету-фактуре). Данное действие не выполняется, если оператором заключены договоры как с продавцом, так и с покупателем (п. 22 Порядка);
2) направляет в адрес продавца извещение о получении счета-фактуры в электронной форме и (или) иные дополнительные сведения к полученному счету-фактуре в электронной форме, фиксирует дату и время отправки;
3) формирует в электронной форме подтверждение оператора продавца о направлении извещения о получении счета-фактуры (иных допсведений к полученному счету-фактуре) продавцу с указанием даты и времени отправки извещения о получении счета-фактуры в электронной форме и (или) иных дополнительных сведений к полученному счету-фактуре в электронной форме в адрес продавца;
4) подписывает данное подтверждение электронной подписью и направляет соответствующее подтверждение продавцу и оператору ЭДО покупателя (либо только продавцу, если оператором заключены договоры с обеими сторонами сделки).
Если что-то пошло не так…
Такие ситуации, а также действия, которые нужно совершить, прописаны в п. 23 и 24 Порядка.
Если продавец, покупатель или оператор ЭДО не получили в установленный Порядком срок соответствующие подтверждения, предусмотренные п. 15, 16, 20 и (или) 21, они должны сообщить любым доступным способом о данном факте лицу, которое направляет подтверждение.
Покупатель, не получив от продавца электронный счет-фактуру в установленный п. 3 ст. 168 НК РФ срок (не позднее пяти календарных дней считая со дня отгрузки), с учетом увеличения этого срока на время, необходимое для выполнения операторами ЭДО мероприятий в соответствии с п. 15 и 16 Порядка, сообщает о данном факте продавцу любым доступным способом.
Если продавец получил подтверждение своего оператора о поступлении электронного счета-фактуры и о положительном результате его проверки, он должен уточнить у своего оператора информацию о факте получения оператором покупателя счета-фактуры в электронной форме и сообщить любым доступным способом об этом покупателю.
Участники электронного документооборота совместно принимают меры, направленные на получение покупателем счета-фактуры в электронной форме.
При невозможности направить счет-фактуру в электронной форме в адрес покупателя через оператора (операторов) ЭДО продавцу следует направить покупателю бумажный счет-фактуру. Но так поступать нельзя, если речь идет об отгрузке товаров, подлежащих прослеживаемости (случай указан в п. 4 Порядка). Показатели выставленного ранее продавцом счета-фактуры в электронной форме, на который было получено подтверждение оператора ЭДО, переносятся продавцом без изменений в счет-фактуру, составленный на бумажном носителе, и дополняются подписью главного бухгалтера организации или иного уполномоченного лица. Дальнейшее перевыставление такого счета-фактуры в электронной форме не допускается.
В иных случаях продавец направляет покупателю счет-фактуру в электронной форме в соответствии с Порядком.
Мы рассмотрели обновленный порядок выставления и получения электронных счетов-фактур (через операторов ЭДО, соответствующих установленным требованиям), который вступит в силу с 01.07.2021.
Порядок предусматривает особенности выставления счетов-фактур в связи с введением национальной системы прослеживаемости товаров. Напомним, с 01.07.2021 в счете-фактуре (корректировочном счете-фактуре), оформленном при совершении операции с товарами, подлежащими прослеживаемости, помимо общих сведений необходимо будет указать дополнительные реквизиты (регистрационный номер партии товара, единица измерения товара, количество товара в указанных единицах).
Кроме того, с названной даты лица, не являющиеся плательщиками НДС, в отношении прослеживаемых товаров не вправе отказаться от оформления счета-фактуры.