как заполнить декларацию по налогу на прибыль если нет доходов но есть расходы
Нулевая декларация по налогу на прибыль: как правильно заполнить?
В каких случаях сдается нулевая декларация по налогу на прибыль
Обязанность по представлению «прибыльной» декларации не зависит от наличия или отсутствия в конкретном периоде прибыли или суммы налога к уплате (п. 1 ст. 289 НК РФ, письмо Минфина России от 03.02.2015 № 03-02-07/1/4179, п. 7 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 № 71).
Поэтому налогоплательщик, применяющий ОСН, сдать декларацию должен обязательно, в том числе тогда, когда прибыль равна 0 и налог платить не с чего.
О том, по какой форме нужно подать декларацию по налогу на прибыль за 3 квартал/9 месяцев 2021 года, вы можете узнать из разъяснений экспертов КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к К+, пробный доступ к правовой системе можно получить бесплатно.
Возникновение нулевого результата возможно в 2 случаях:
Нулевой будет декларация, составляемая в первой ситуации. Во второй ситуации данные для заполнения есть, а нулевое значение налога — это всего лишь результат арифметических действий с имеющимися данными.
ВНИМАНИЕ! Декларация по налогу на прибыль заполняется нарастающим итогом. Следовательно, если у вас в одном из отчетных кварталов текущего года были хозоперации, а в отчетном не было ни доходов ни расходов, за текущий квартал декларацю нужно заполнить данными из предыдущего отчетного квартала. Например, в 1 квартале были движения, а во 2-м нет, сумма налога исчисленная по стр.180,190,200 будет прежней, а стр.210,220,230 за 6 мес.= стр.180,190,200 за 1 кв.+стр.290,300,310 за 1 кв.
В каких случах представлять нулевую декларацию по налогу на прибыль, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе и переходите к Готовому решению.
Сроки сдачи нулевых деклараций — обычные для прибыли:
В каком составе сдается нулевая декларация по налогу на прибыль
Нулевую декларацию формируют на действующем бланке отчета в составе листов, обязательных к сдаче (п. 1.1 порядка заполнения декларации по налогу на прибыль, утв. приказом ФНС России от 23.09.2019 № ММВ-7-3/475@):
О бланке декларации и принципах его заполнения читайте здесь.
Проверить, правильно ли вы заполнили нулевую декларацию по налогу на прибыль поможет Готовое решение от КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Кому не нужно сдавать нулевую декларацию по налогу на прибыль
Во-первых, нулевую декларацию по налогу на прибыль не сдают те, кто освобожден от уплаты этого налога. Например, организации на УСН.
Также не сдавать «нулевку» можно, если заменить ее единой (упрощенной) декларацией. Но в этом случае помимо отсутствия объекта обложения у вас не должно быть движения денег по счетам или кассе. Форма единой декларации утверждена приказом Минфина РФ от 10.07.2007 № 62н. Имейте также в виду, что сдается она не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим кварталом, полугодием, 9 месяцами, календарным годом (абз. 4 п. 2 ст. 80 НК РФ). То есть за 2021 год это 20.01.2022, что гораздо раньше срока подачи нулевки по прибыли.
Подробнее о единой упрощенной декларации читайте в этой статье.
Какая ответственность за непредставление нулевой декларации
Поскольку представление нулевой декларации по налогу на прибыль — обязанность налогоплательщика, за ее несдачу или просрочку возможен штраф по ст. 119 НК РФ. Его размер определяется в процентах от суммы налога, не уплаченной на основании несданной/опоздавшей декларации.
В данном случае сумма налога равна 0, поэтому взыскать с вас могут штраф лишь в минимальном размере — 1000 руб. Но только за годовую декларацию. За декларации по итогам отчетных периодов оштрафуют не более чем на 200 руб. — по ст. 126 НК РФ.
Подробнее об ответственности за неподачу налоговой отчетности читайте в этой статье.
Итоги
Отсутствие данных для внесения в декларацию или получение нулевой суммы налога к уплате не освобождает плательщика налога на прибыль от сдачи декларации. При отсутствии данных по доходам и расходам для заполнения разделов декларации она считается нулевой. Ее представление осуществляют в обычные для отчетности по прибыли сроки. Ответственность за непредставление нулевой декларации минимальна: штраф 1000 руб. за годовую декларацию и 200 руб. за декларации отчетных периодов.
Учет расходов при отсутствии деятельности
Автор: Моряк Е. Н., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
Как отразить затраты на аренду помещения и другие расходы в бухгалтерском и налоговом учете, если вновь созданная туристическая фирма еще не ведет деятельность?
Наличие затрат, в том числе по аренде помещения, означает, что вновь созданная туристическая фирма деятельность начала, но у нее, как представляется, еще нет доходов, и она, возможно, не ведет деятельность, напрямую связанную с производственным процессом (оказанием услуг).
Бухгалтерский учет
Разделение затрат
Согласно п. 4 ПБУ 10/99 «Расходы организации» расходы в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации делятся на две группы:
1) расходы по обычным видам деятельности. Это затраты, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, а также затраты, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг. Расходы по обычным видам деятельности формируют среди прочего коммерческие и управленческие (общехозяйственные) расходы. Затраты для нужд управления, не связанные непосредственно с производственным процессом, отражаются в бухгалтерском учете на счете 26 «Общехозяйственные расходы». В частности, на этом счете согласно Инструкции по применению Плана счетов (Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н) могут быть отражены:
затраты на содержание общехозяйственного персонала, не связанного с производственным процессом;
амортизационные отчисления и расходы на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения;
арендная плата за помещения общехозяйственного назначения;
расходы по оплате информационных, аудиторских, консультационных и т. п. услуг;
другие управленческие расходы, аналогичные по назначению;
2) прочие расходы. Это затраты, отличающиеся от расходов по обычным видам деятельности. В частности, к прочим расходам могут быть отнесены (п. 11 ПБУ 10/99):
проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов);
расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями.
Прочие расходы отражаются в бухгалтерском учете по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-2 «Прочие расходы».
Если вновь созданная организация не начала вести деятельность, непосредственно связанную с производственным процессом (оказанием услуг), то возникшие расходы с учетом разделения являются общехозяйственными (например, на аренду помещения под офис) или прочими (к примеру, оплата услуг банка). В бухучете они отражаются по дебету счетов 26 и 91 (субсчет 91-2) соответственно.
Признание расходов
На основании п. 9 ПБУ 10/99 для целей формирования организацией финансового результата деятельности от обычных видов деятельности определяется себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, которая формируется на базе:
расходов по обычным видам деятельности, признанных как в отчетном году, так и в предыдущие отчетные периоды;
переходящих расходов, имеющих отношение к получению доходов в последующие отчетные периоды, с учетом корректировок, зависящих от особенностей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи, а также продажи (перепродажи) товаров.
Коммерческие и управленческие расходы можно признавать в себестоимости проданных продукции, товаров, работ, услуг полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности. Это означает, что общехозяйственные (управленческие) расходы:
1) либо распределяются по видам продукции (товаров, работ, услуг) – и в этом случае расходы, учтенные на счете 26, списываются, в частности, в дебет счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства» (если вспомогательные производства производили изделия и работы и оказывали услуги на сторону), 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» (если обслуживающие производства и хозяйства выполняли работы и услуги на сторону);
2) либо в полном объеме в качестве условно-постоянных включаются в себестоимость проданной продукции (товаров, работ, услуг). Тогда затраты, накопленные на счете 26, в момент их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности списываются в дебет счета 90 «Продажи», субсчет 90-2 «Себестоимость продаж».
(Выбранный способ учета общехозяйственных расходов должен быть закреплен в учетной политике для бухгалтерского учета.)
Соответственно, остатка (сальдо) на счете 26 на конец отчетного периода быть не должно.
Расходы при отсутствии доходов
Общехозяйственные расходы, возникшие при отсутствии выручки от реализации, списать в дебет счета 90 не представляется возможным, поэтому они признаются имеющими отношение к получению доходов в последующие отчетные периоды и отражаются в учете на счете 97 «Расходы будущих периодов». Со счета 97 их можно будет списать в зависимости от выбранного способа формирования себестоимости в дебет счета 90 в том отчетном периоде, когда появится выручка от реализации, или в дебет счета учета затрат (20, 23 или 29) в момент начала производственного процесса.
Что касается прочих расходов, в силу п. 15 ПБУ 10/99 они подлежат зачислению на счет прибылей и убытков организации, кроме случаев, когда законодательством или правилами бухгалтерского учета установлен иной порядок.
Инструкцией по применению Плана счетов предусмотрено: записи по субсчетам 91-1 «Прочие доходы» и 91-2 «Прочие расходы» производятся накопительно в течение отчетного года. Ежемесячно сопоставлением дебетового оборота по субсчету 91-2 и кредитового оборота по субсчету 91-1 определяется сальдо прочих доходов и расходов за отчетный месяц. Это сальдо ежемесячно (заключительными оборотами) списывается с субсчета 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов» на счет 99 «Прибыли и убытки». Таким образом, синтетический счет 91 «Прочие доходы и расходы» сальдо на отчетную дату не имеет.
Списание прочих расходов на счет учета прибылей и убытков не зависит от наличия прочих доходов, они не могут быть квалифицированы как расходы, имеющие отношение к получению доходов в последующие отчетные периоды (за исключением ситуаций, когда правилами установлено иное). Поэтому прочие расходы, возникшие у вновь созданной организации, зачисляются на отчетную дату на счет прибылей и убытков (Дебет 99 Кредит 91-9).
Налоговый учет
Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ плательщик налога на прибыль уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). Расходами признаются любые экономически обоснованные затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
На основании п. 1 ст. 272 НК РФ при применении метода начисления расходы, принимаемые для целей налогообложения:
признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты, то есть в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок. Если сделка не содержит таких условий и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, налогоплательщик распределяет расходы самостоятельно;
определяются с учетом норм ст. 318 – 320 НК РФ.
Поэтому, к примеру, основанием для учета расходов по договору аренды для целей налогообложения прибыли является действующий договор аренды, условиями которого предусмотрена плата за временное владение и пользование или временное пользование (Письмо Минфина РФ от 27.08.2019 № 03-03-07/65526).
Глава 25 НК РФ не ставит порядок признания расходов в зависимость от того, были организацией получены доходы или нет. В связи с этим организация учитывает расходы в целях налогообложения прибыли как в периоде получения доходов, так и в периоде, в котором она доходы не получает. Главное, чтобы осуществляемая деятельность в целом была направлена на получение доходов (см. также письма Минфина РФ от 20.09.2011 № 03-03-06/1/578, от 04.12.2015 № 03-03-06/1/70838).
Налоговые расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на связанные с производством и реализацией и внереализационные (п. 2 ст. 252 НК РФ).
Порядок определения суммы расходов на производство и реализацию при применении метода начисления установлен ст. 318 НК РФ. Согласно этой статье расходы на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, подразделяются:
на прямые – относящиеся к расходам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены в соответствии со ст. 318 НК РФ;
и косвенные. Сумма косвенных затрат на производство и реализацию, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода. В аналогичном порядке включаются в расходы текущего периода внереализационные расходы.
Плательщики налога на прибыль, оказывающие услуги, вправе относить сумму прямых расходов, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме на уменьшение доходов от производства и реализации данного отчетного (налогового) периода без распределения на остатки незавершенного производства.
Перечень прямых расходов налогоплательщик определяет в учетной политике для целей налогообложения самостоятельно. В пункте 1 ст. 318 НК РФ приведен открытый список прямых расходов, носящий рекомендательный характер. В него включены:
оплата труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также расходы на взносы на обязательное страхование, начисленные на суммы оплаты труда;
начисленная амортизация по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг.
Таким образом, все расходы, отнесенные в учетной политике налогоплательщиком к косвенным, формируют убыток отчетного года. А вот прямые расходы могут быть учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль лишь в том периоде, когда будет реализована готовая продукция (оказаны услуги – если не выбран иной порядок учета).
В ситуации, когда вновь созданная организация еще не начала вести деятельность, напрямую связанную с производственным процессом (оказанием услуг), возникающие затраты, даже при отсутствии доходов, могут относиться к косвенным расходам, а также к внереализационным расходам, которые признаются в целях налогообложения прибыли в текущем отчетном периоде. При этом важно соответствие критериям, установленным п. 1 ст. 252 НК РФ.
Если в связи с признанием расходов в отсутствие доходов по итогам налогового периода (календарного года) сформируется убыток, его можно перенести на будущее в порядке, установленном ст. 283 НК РФ (Письмо Минфина РФ от 26.08.2013 № 03-03-06/1/34810).
В бухгалтерском учете вновь созданной туристической фирмы, которая еще не ведет деятельность (не получает доходов), возникшие расходы подразделяются на общехозяйственные (отражаются по дебету счета 26) и прочие (отражаются по дебету счета 91, субсчет 91-2). Общехозяйственные расходы, пока нет выручки, квалифицируются как имеющие отношение к получению доходов в последующие отчетные периоды, поэтому списываются со счета 26 в дебет счета 97. Прочие расходы, несмотря на отсутствие доходов, на отчетную дату зачисляются на счет учета прибылей и убытков, что отражается в учете записью Дебет 99 Кредит 91-9.
В целях налогообложения прибыли возникшие расходы можно признать в периоде их осуществления, если они относятся:
к расходам, связанным с производством и реализацией, и квалифицируются как косвенные;
к внереализационным расходам.
В связи с этим по итогам налогового периода (календарного года) может сформироваться убыток, который разрешается перенести на будущее.
Расходы есть, доходов нет
Иногда организации в течение некоторого времени не получают выручку, но имеют расходы, связанные с их деятельностью. Рассмотрим, как отражаются в бухгалтерском учете такие расходы и как они признаются для исчисления и уплаты налога на прибыль и налога на добавленную стоимость.
Обычно с такими проблемами в первую очередь сталкиваются организации, которые начинают работать с нуля. Чтобы заниматься своей деятельностью, они приобретают производственные помещения и оборудование, закупают сырье и материалы, набирают работников. Для этого требуется определенное время, в течение которого фирмы несут расходы, но не занимаются производством и реализацией товаров, работ, услуг и, следовательно, не имеют выручки. В такие же ситуации иногда попадают и организации, которые работают, но по тем или иным причинам в течение некоторого времени не получают выручку. Нередко в таком положении организации находятся один или несколько отчетных периодов, и вот тогда бухгалтеры сталкиваются с проблемами учета этих расходов. Поэтому дальше мы расскажем о том, как отражаются такие расходы в бухгалтерском учете и как они учитываются при налогообложении.
Как отразить расходы в бухгалтерском учете
Для признания расходов в бухгалтерском учете разработано Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99). Этим документом и нужно руководствоваться при отражении расходов на счетах бухгалтерского учета. Напомним, что в бухгалтерском учете все расходы делятся на расходы по обычным видам деятельности, операционные расходы, внереализационные расходы и чрезвычайные расходы. К расходам по обычным видам деятельности относятся расходы, которые несет организация при производстве и реализации продукции, приобретении и продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг. Это затраты на приобретение сырья, материалов, на оплату труда работников, расходы по содержанию и эксплуатации оборудования, общехозяйственные и другие расходы.
Все расходы в бухгалтерском учете показываются в том периоде, в котором они произошли, независимо от того, получала или нет организация в этом периоде выручку от реализации, а также имела она или нет операционные и другие доходы. В бухучете отражаются любые расходы как в денежной, так и в натуральной форме независимо от того, оплачены или нет они в этом периоде. Это следует из пунктов 17 и 18 ПБУ 10/99. В Положении указаны общие условия признания расходов. Конкретный же порядок отражения расходов на счетах бухгалтерского учета зависит от вида расходов и от того, какой деятельностью занимается организация. Рассмотрим, как должны отразить расходы, если нет выручки:
1) фирмы, которые производят продукцию, но не получают выручку;
2) фирмы, которые только образовались и еще не приступили к производству продукции;
3) фирмы, которые занимаются дилерской, брокерской и другой деятельностью (кроме торговли).
Первые организации расходуют сырье, материалы, начисляют зарплату работникам и амортизацию, содержат аппарат управления, даже если не получают выручку. Эти расходы в бухгалтерском учете отражаются в обычном порядке.
Расходы на приобретение сырья и материалов, на выплату зарплаты основным работникам относятся в дебет счета 20 «Основное производство». На этом же счете учитывается начисленная амортизация. Согласно пункту 24 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), амортизация начисляется независимо от результатов деятельности организации и отражается в бухучете в том отчетном периоде, к которому она относится. Общехозяйственные расходы сначала учитываются на счете 26 «Общехозяйственные расходы», а затем списываются в дебет счета 20 «Основное производство».
Пример
ООО «Прогресс» занимается производством электроприборов. В октябре 2002 года оно выручку не получало. Вместе с тем в этом месяце были произведены следующие расходы. Израсходовано сырья для производства товаров на сумму 120 000 руб., начислена зарплата основным работникам в сумме 70 000 руб., начислена зарплата работникам аппарата управления в сумме 15 000 руб. Кроме того, в этом месяце начислена амортизация по оборудованию, предназначенному для производства продукции, — 22 000 руб.
Бухгалтер ООО «Прогресс» должен сделать такие проводки:
ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 10 субсчет «Сырье и материалы»
— 120 000 руб. — списаны материалы, израсходованные на производство товаров;
ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 70
— 70 000 руб. — начислена заработная плата основным работникам;
ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 02
— 22 000 руб. — начислена амортизация по оборудованию, предназначенному для производства продукции;
в течение октября
ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 70
— 15 000 руб. — начислена заработная плата работникам аппарата управления;
в конце октября
ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 26
— 15 000 руб. — списаны общехозяйственные расходы на затраты производства.
Вновь образованные организации в основном сначала имеют расходы на содержание аппарата управления, которые учитываются на счете 26. Но постепенно в таких организациях появляются и другие расходы. Например, они приобретают оборудование и с 1-го числа месяца после принятия его на учет начисляют амортизацию, набирают работников для установки этого оборудования и т. д. Учесть эти расходы сразу на счете 20 «Основное производство» организации не могут, так как на этом счете отражаются затраты по производству продукции. В данном же случае продукция не выпускается. Поэтому до начала производства все расходы (в том числе и общехозяйственные) целесообразно относить на счет 97 «Расходы будущих периодов», а затем, когда организация начнет выпускать продукцию, их можно будет списать в дебет счета 20.
Пример
ООО «Чудо» зарегистрировано в июле 2002 года как организация по производству мебели. Фактически к производству продукции оно приступило в октябре. В августе было приобретено деревообрабатывающее оборудование стоимостью 240 000 руб. (в том числе НДС — 40 000 руб.), которое тогда же поставлено на учет. В этом же месяце начислена зарплата работникам аппарата управления — 10 000 руб.
В сентябре произведены следующие расходы. Начислена амортизация по оборудованию в сумме 3600 руб. Начислена зарплата работникам аппарата управления — 10 000 руб.
Бухгалтер ООО «Чудо» должен сделать такие проводки:
в августе 2002 года
ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 60
— 200 000 руб. (240 000 — 40 000) — оприходовано оборудование;
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
— 40 000 руб. — учтен НДС;
ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
— 240 000 руб. — оплачено оборудование;
ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08
— 200 000 руб. — оборудование принято к учету в составе основных средств;
ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19
— 40 000 руб. — принят к вычету НДС;
ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 70
— 10 000 руб. — начислена зарплата работникам аппарата управления;
в конце месяца
ДЕБЕТ 97 КРЕДИТ 26
— 10 000 руб. — списаны общехозяйственные расходы на расходы будущих периодов;
в сентябре
ДЕБЕТ 97 КРЕДИТ 02
— 3600 руб. — начислена амортизация по деревообрабатывающему оборудованию;
ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 70
— 10 000 руб. — начислена зарплата работникам аппарата управления;
в конце месяца
ДЕБЕТ 97 КРЕДИТ 26
— 10 000 руб. — списаны общехозяйственные расходы на расходы будущих периодов;
в октябре, когда ООО «Чудо» приступит к производству продукции
ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 97
— 23 600 руб. (10 000 + 3600 + 10 000) — списаны на затраты производства расходы, ранее учтенные в расходах будущих периодов.
Так же нужно поступать и организациям, которые занимаются агентской, брокерской, дилерской и другой аналогичной деятельностью (кроме торговли). Эти организации имеют только общехозяйственные расходы, которые обычно списываются в дебет счета 90 «Продажи». Однако в нашем случае учесть общехозяйственные расходы на этом счете нельзя. В соответствии с инструкцией по применению Плана счетов в дебет субсчета 90-2 «Себестоимость продаж» относятся только те расходы, по которым на этом счете признана выручка. В данном же случае выручка у организации отсутствует. Поэтому мы предлагаем списать подобные расходы на счет 97 «Расходы будущих периодов», хотя эти расходы и не являются таковыми, а впоследствии, когда появится выручка от реализации, отнести их на субсчет 90-2 «Себестоимость продаж». А вот как списать эти расходы на затраты — сразу в полном объеме или постепенно в течение определенного времени — организации должны решить сами. Обычно такое распределение предусматривается учетной политикой организации. Если же это случилось в организации в первый раз, то расходы списываются на усмотрение бухгалтера.
Пример
ООО «Домик» оказывает агентские услуги по продаже квартир. В сентябре 2002 года оно выручки не имело, а в октябре получило выручку в сумме 50 000 руб. В сентябре начислена заработная плата работникам в сумме 40 000 руб.
Бухгалтер ООО «Домик» должен сделать следующие проводки:
в сентябре 2002 года
ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 70
— 40 000 руб. — начислена заработная плата работникам;
в конце сентября
ДЕБЕТ 97 КРЕДИТ 26
— 40 000 руб. — списаны общехозяйственные расходы в расходы будущих периодов;
в октябре 2002 года
ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90 субсчет «Выручка»
— 50 000 руб. — отражена выручка от оказания услуг;
ДЕБЕТ 90 субсчет «Себестоимость продаж» КРЕДИТ 97
— 40 000 руб. — списаны на себестоимость затраты, ранее учтенные в расходах будущих периодов.
Как учитываются расходы в целях налогообложения
И еще один вопрос сразу же встанет перед бухгалтером, если в отчетном периоде есть расходы, но нет выручки от реализации. Как в этом случае отразить расходы в налоговом учете и можно ли учесть их при исчислении прибыли за отчетный период? Для ответа на этот вопрос обратимся к главе 25 «Налог на прибыль» НК РФ. Напомним, что прибыль, с которой исчисляется налог, определяется как разница между полученными доходами и произведенными расходами. Расходы же определяются в зависимости от того, какой метод использует организация: метод начисления или кассовый. Организации, работающие «по начислению», все расходы делят на прямые и косвенные (ст. 318 НК РФ). В нашем случае прямыми расходами являются затраты на сырье, материалы, выплату зарплаты работникам, которые занимаются производством продукции, начисление амортизации по оборудованию, на котором изготавливается продукция. Общехозяйственные расходы считаются косвенными. Косвенные расходы полностью уменьшают налоговую базу того отчетного периода, в котором они совершены. Прямые расходы также включаются в затраты текущего отчетного периода, за исключением тех из них, которые относятся к остаткам незавершенного производства, готовой продукции на складе, отгруженной, но не реализованной в отчетном периоде продукции. Такой порядок установлен статьей 318 НК РФ, и в ней теперь нет увязки расходов с доходами. Почему теперь? Да потому, что такое изменение внесено в эту статью в мае 2002 года Законом № 57-ФЗ. Первоначально в статье 318 была другая формулировка. В ней указывалось, что расходы текущего отчетного периода уменьшают доходы от производства и реализации этого отчетного периода. То есть вставал вопрос: если нет дохода, можно ли учесть расходы в этом периоде? Вполне возможно, что налоговики такие расходы сочли бы неправомерными. Теперь же ничто не мешает организациям включать в налоговую базу все расходы текущего периода при отсутствии выручки от реализации.
Что же касается организаций, применяющих кассовый метод, то они признают расходы после их фактической оплаты. То есть расходы учитываются в целях налогообложения в том отчетном периоде, в котором они фактически оплачены, независимо от того, имеется ли в данном отчетном (налоговом) периоде выручка.
Можно ли вычесть НДС, если нет выручки?
Видимо, сомнения у бухгалтеров по поводу того, можно ли заявлять НДС к вычету в налоговых декларациях при отсутствии выручки, связаны со статьей 173 НК РФ. В ней говорится, что НДС, уплачиваемый в бюджет, определяется как разница между исчисленной суммой налога и налоговыми вычетами. То есть на первый взгляд кажется, что НДС предъявляется к вычету только тогда, когда имеется НДС, исчисленный с выручки за реализованную продукцию. Однако это не так. Для того чтобы зачесть НДС, нужно выполнить только условия, указанные в статье 172 НК РФ. То есть организация, уплатившая НДС поставщику, должна иметь счет-фактуру, документы об уплате сумм налога, а приобретенные товары должны быть оприходованы. Выполнив эти условия, организация вправе заявить НДС к вычету, несмотря на то что она не осуществляла реализацию. Что же касается положений статьи 173 НК РФ, то в ней указывается, что сумма налоговых вычетов может превышать общую сумму исчисленного налога. Поэтому в данном случае сумма налога с выручки будет равна нулю, и весь НДС, поставленный к вычету, подлежит возврату.
Ольга НЕСТЕРКИНА
Материал предоставлен журналом «Расчет»
Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.