Как заратустра определяет в начале главы свое отношение к священникам
Однажды Заратустра подал знак своим ученикам и говорил им такие слова:
«Вот — священники; и хотя они мои враги, проходите мимо них спокойно, с опущенными мечами!
И среди них есть герои; многие из них слишком много страдали, поэтому они хотят заставить других страдать.
Злые враги они: нет ничего мстительнее их смирения. И легко оскверняет себя тот, кто нападает на них.
Но моя кровь родственна их крови; и я хочу, чтобы моя кровь почиталась и в их крови». —
И когда прошли они мимо, напала на Заратустру скорбь; но недолго боролся он со своею скорбью и начал так говорить:
— Жаль мне этих священников. И они мне противны; но для меня это не самое важное, с тех пор как я среди людей.
Я страдаю и страдал с ними: пленники они для меня и отверженные. Тот, кого называют они спасителем, заковал их в оковы —
В оковы ложных ценностей и слов безумия! Ах, если бы кто-нибудь спас их от их спасителя!<233>.
К острову думали они некогда пристать, когда море бросало их во все стороны; но смотрите, это было спящее чудовище!<234>.
Ложные ценности и слова безумия — это худшие чудовища для смертных: долго дремлет и ждёт в них судьба.
Но наконец оно приходит, и подстерегает, и пожирает, и проглатывает тех, что строили на нём себе жилища.
О, посмотрите же на эти жилища, что построили себе священники! Церквами называют они свои сладостно благоухающие пещеры.<235>.
О, этот поддельный свет, этот спёртый воздух! Здесь, где душа не смеет — взлететь в свою высоту!
Но так велит их вера: «На коленях вверх по лестнице, вы, грешники!»<236>.
Поистине, предпочитаю я видеть бесстыдного, чем перекошенные глаза их стыда и благоговения!
Кто создал себе эти пещеры и лестницы покаяния? Не были ли ими те, кто хотел спрятаться и стыдился ясного неба?
Они называли богом то, что противоречило им и причиняло страдание; и поистине, много героического было в их поклонении!
И не иначе умели они любить своего бога, как распяв человека!
Как трупы думали они жить, чёрным обшили они свой труп; и даже из их речей чую я ещё тошную пряность склепов.
Кто живёт вблизи их, живёт вблизи чёрных прудов, откуда жаба в сладкой задумчивости поёт свою песню.
Лучшие песни должны бы они мне петь, чтобы научился я верить в их спасителя: спасёнными должны бы выглядеть его ученики!
Нагими хотел бы я видеть их: ибо только красота должна проповедовать покаяние. Но кого же убедит эта закутанная печаль!<237>.
Поистине, сами их спасители явились не из свободы и седьмого неба свободы! Поистине, сами они никогда не ходили по коврам познания!<238>.
Из многих дыр состоял дух этих спасителей; и в каждую поместили они своё безумие, свою затычку, которую они назвали богом.<239>.
В их сострадании утонул их дух, и когда они вздувались и раздувались от сострадания, на поверхности всегда плавало великое безумие.
Гневно, с криком гнали они своё стадо по своей тропинке, — как будто к будущему ведёт только одна тропа! Поистине, даже эти пастыри принадлежали ещё к овцам!
Крошечный ум и большая душа были у этих пастырей; но, братья мои, какими маленькими странами были до сих пор даже самые большие души!<240>.
Кровавыми знаками отмечен путь, по которому они шли, и их безумие учило, что кровью доказывают истину.
Но кровь наихудшее доказательство истины; кровь отравляет самое чистое учение до безумия и ненависти сердец.<241>.
А если кто и идёт на костёр из-за своего учения, — что это доказывает! Куда правдивее, когда из собственного пожара выходит собственное учение!
Горячее сердце и холодная голова: где они встречаются, там рождается ураган, имя ему «Спаситель».
Поистине, были люди более великие и более высокие по рождению, чем те, кого народ называет спасителями, эти яростные ураганы!
И от более великих, чем были все спасители, должны вы, братья мои, избавиться, если хотите найти путь к свободе!
Никогда ещё не было сверхчеловека. Нагими видел я обоих, самого большого и самого маленького человека:
Ещё слишком похожи они друг на друга. Поистине, даже самого большого находил я — слишком человеческим!
И однажды Заратустра подал знак своим ученикам и говорил им эти слова:
«Вот – священники; и хотя они также мои враги, но вы проходите мимо них молча, с опущенными мечами!
Также и между ними есть герои; многие из них слишком страдали; поэтому они хотят заставить других страдать.
Они – злые враги: нет ничего мстительнее смирения их. И легко оскверняется тот, кто нападает на них.
Но моя кровь родственна их крови, и я хочу, чтобы моя кровь была почтена в их крови». –
И когда прошли они мимо, напала скорбь на Заратустру; но недолго боролся он со своею скорбью, затем начал он так говорить:
Жаль мне этих священников. Они мне противны; но для меня они еще наименьшее зло, с тех пор как живу я среди людей.
Я страдаю и страдал с ними: для меня они – пленники и клейменые. Тот, кого называют они избавителем, заковал их в оковы:
В оковы ложных ценностей и слов безумия! Ах, если бы кто избавил их от их избавителя!
К острову думали они некогда пристать, когда море бросало их во все стороны; но он оказался спящим чудовищем!
Ложные ценности и слова безумия – это худшие чудовища для смертных, – долго дремлет и ждет в них судьба.
Но наконец она пробуждается, выслеживает, пожирает и проглатывает все, что строило на ней жилище себе.
О, посмотрите же на эти жилища, что построили себе эти священники! Церквами называют они свои благоухающие пещеры.
О, этот поддельный свет, этот спертый воздух! Здесь душа не смеет взлететь на высоту свою!
Ибо так велит их вера: «На коленях взбирайтесь по лестнице, вы, грешники!»
Поистине, предпочитаю я видеть бесстыдного, чем перекошенные глаза стыда и благоговения их!
Кто же создал себе эти пещеры и лестницы покаяния? Не были ли ими те, кто хотели спрятаться и стыдились ясного неба?
Они называли Богом, что противоречило им и причиняло страдание; и поистине, было много героического в их поклонении!
И не иначе умели они любить своего Бога, как распяв человека!
Как трупы, думали они жить; в черные одежды облекли они свой труп; и даже из их речей слышу я еще зловоние склепов.
И кто живет вблизи их, живет вблизи черных прудов, откуда жаба, в сладкой задумчивости, поет свою песню.
Лучшие песни должны бы они мне петь, чтобы научился я верить их избавителю: избавленными должны бы выглядеть его ученики!
Нагими хотел бы я видеть их: ибо только красота должна проповедовать покаяние. Но кого же убедит эта закутанная печаль!
Поистине, сами их избавители не исходили из свободы и седьмого неба свободы! Поистине, сами они никогда не ходили по коврам познания!
Из дыр состоял дух этих избавителей; и в каждую дыру поместили они свое безумие, свою затычку, которую они называли Богом.
В их сострадании утонул их дух, и, когда они вздувались от сострадания, на поверхности всегда плавало великое безумие.
Гневно, с криком гнали они свое стадо по своей тропинке, как будто к будущему ведет только одна тропинка! Поистине, даже эти пастыри принадлежали еще к овцам!
У этих пастырей был маленький ум и обширная душа; но, братья мои, какими маленькими странами были до сих пор даже самые обширные души!
Знаками крови писали они на пути, по которому они шли, и их безумие учило, что кровью свидетельствуется истина.
Но кровь – самый худший свидетель истины; кровь отравляет самое чистое учение до степени безумия и ненависти сердец.
А если кто и идет на огонь из-за своего учения – что же это доказывает! Поистине, совсем другое дело, когда из собственного горения исходит собственное учение!
Душное сердце и холодная голова – где они встречаются, там возникает ураган, который называют «избавителем».
Поистине, были люди более великие и более высокие по рождению, чем те, кого народ называет избавителями, эти увлекающие все за собой ураганы!
И еще от более великих, чем были все избавители, должны вы, братья мои, избавиться, если хотите вы найти путь к свободе!
Никогда еще не было сверхчеловека! Нагими видел я обоих, самого большого и самого маленького человека.
Еще слишком похожи они друг на друга. Поистине, даже самого великого из них находил я слишком человеческим! –
Так говорил Заратустра.
Громом и небесным огнем надо говорить к сонливым и сонным чувствам.
Но голос красоты говорит тихо: он вкрадывается только в самые чуткие души.
Тихо вздрагивал и смеялся сегодня мой гербовый щит: это священный смех и трепет красоты.
Над вами, вы, добродетельные, смеялась сегодня моя красота. И до меня доносился ее голос: «Они хотят еще – чтобы им заплатили!»
Вы еще хотите, чтобы вам заплатили, вы, добродетельные! Хотите получить плату за добродетель, небо за землю, вечность за ваше сегодня?
И теперь негодуете вы на меня, ибо учу я, что нет воздаятеля? И поистине, я не учу даже, что добродетель сама себе награда.
Ах, вот мое горе: в основу вещей коварно волгали награду и наказание – и даже в основу ваших душ, вы, добродетельные!
Но, подобно клыку вепря, должно мое слово бороздить основу вашей души; плугом хочу я называться для вас.
Все сокровенное вашей основы должно выйти на свет; и когда вы будете лежать на солнце, взрытые и изломанные, отделится ваша ложь от вашей истины.
Ибо вот ваша истина: вы слишком чистоплотны для грязи таких слов, как мщение, наказание, награда и возмездие.
Вы любите вашу добродетель, как мать любит свое дитя; но когда же слыхано было, чтобы мать хотела платы за свою любовь?
Ваша добродетель – это самое дорогое ваше Само. В вас есть жажда кольца; чтобы снова достичь самого себя, для этого вертится и крутится каждое кольцо.
И каждое дело вашей добродетели похоже на гаснущую звезду: ее свет всегда находится еще в пути и блуждая – и когда же не будет он больше в пути?
Так и свет вашей добродетели находится еще в пути, даже когда дело свершено уже. Пусть оно будет даже забыто и мертво: луч его света жив еще и блуждает.
Пусть ваша добродетель будет вашим Само, а не чем-то посторонним, кожей, покровом – вот истина из основы вашей души, вы, добродетельные!
Но есть, конечно, и такие, для которых добродетель представляется корчей под ударом бича; и вы слишком много наслышались вопля их!
Есть и другие, называющие добродетелью ленивое состояние своих пороков; и протягивают конечности их ненависть и их зависть, просыпается также их «справедливость» и трет свои заспанные глаза.
Есть и такие, которых тянет вниз: их демоны тянут их. Но чем ниже они опускаются, тем ярче горят их глаза и вожделение их к своему Богу.
Ах, и такой крик достигал ваших ушей, вы, добродетельные: «Что не я, то для меня Бог и добродетель!»
Есть и такие, что с трудом двигаются и скрипят, как телеги, везущие камни в долину: они говорят много о достоинстве и добродетели – свою узду называют они добродетелью!
Есть и такие, что подобны часам с ежедневным заводом; они делают свой тик-так и хотят, чтобы тик-так назывался – добродетелью.
Поистине, они забавляют меня: где бы я ни находил такие часы, я завожу их своей насмешкой; и они должны еще пошипеть мне!
Другие гордятся своей горстью справедливости и во имя ее совершают преступление против всего – так что мир тонет в их несправедливости.
Ах, как дурно звучит слово «добродетель» в их устах! И когда они говорят: «Мы правы вместе», всегда это звучит как: «Мы правы в мести!»
Своею добродетелью хотят они выцарапать глаза своим врагам; и они возносятся только для того, чтобы унизить других.
Но опять есть и такие, что сидят в своем болоте и так говорят из тростника: «Добродетель – это значит сидеть смирно в болоте.
Мы никого не кусаем и избегаем тех, кто хочет укусить; и во всем мы держимся мнения, навязанного нам».
Опять-таки есть и такие, что любят жесты и думают: добродетель – это род жестов.
Их колени всегда преклоняются, а их руки восхваляют добродетель, но сердце их ничего не знает о ней.
Но есть и такие, что считают за добродетель сказать: «Добродетель необходима» но в душе они верят только в необходимость полиции.
И многие, кто не могут видеть высокого в людях, называют добродетелью, когда слишком близко видят низкое их; так, называют они добродетелью свой дурной глаз.
Одни хотят поучаться и стать на путь истинный и называют его добродетелью; а другие хотят от всего отказаться – и называют это также добродетелью.
И таким образом, почти все верят, что участвуют в добродетели; и все хотят по меньшей мере быть знатоками в «добре» и «зле».
Но не для того пришел Заратустра, чтобы сказать всем этим лжецам и глупцам: «Что знаете вы о добродетели! Что могли бы вы знать о ней!» –
Но чтобы устали вы, друзья мои, от старых слов, которым научились вы от глупцов и лжецов;
Чтобы устали от слов «награда», «возмездие», «наказание», «месть в справедливости»
Чтобы устали говорить: «Такой-то поступок хорош, ибо он бескорыстен».
Ах, друзья мои! Пусть ваше Само отразится в поступке, как мать отражается в ребенке, – таково должно быть ваше слово о добродетели!
Поистине, я отнял у вас сотню слов и самые дорогие погремушки вашей добродетели; и теперь вы сердитесь на меня, как сердятся дети.
Они играли у моря – вдруг пришла волна и смыла у них в пучину их игрушку: теперь плачут они.
Но та же волна должна принести им новые игрушки и рассыпать перед ними новые пестрые раковины!
Так будут они утешены; и подобно им, и вы, друзья мои, получите свое утешение – и новые пестрые раковины!
Однажды Заратустра подал знак ученикам своим и произнес такие слова:
«Вот — священники: но хотя они и враги мне, спокойно пройдите мимо, и пусть спят мечи ваши в ножнах!
Есть герои и среди них; многие из них немало страдали: потому они хотят заставить страдать и других.
Они — дурные враги: нет ничего более мстительного, чем их смирение. И легко осквернится тот, кто тронет их.
Но близок я к ним по крови; и хочу, чтобы в их крови также почиталась и моя»
И вот, когда прошли они мимо, печаль овладела Заратустрой; однако недолго он с ней боролся, и начал говорить так:
«Жаль мне этих священников, хотя они мне и не по вкусу; но с тех пор, как хожу я среди людей, это перестало меня волновать.
Но страдаю я и страдал вместе с ними: пленники они, отмеченные клеймом. Тот, кого называют они Спасителем, цепями опутал их.
Цепями ложных ценностей и заблуждений! О, если б спас их кто-нибудь от этого Спасителя!
Они думали, что прибило их к острову, когда кругом бушевало море; но смотрите — то было спящее чудовище!
Ложные ценности и лживые слова заблуждений: для смертных это самые страшные чудовища — долго ждет в них дремлющий рок.
Но наконец просыпается он и начинает пожирать и заглатывать тех, что построили на нем шатры свои.
О, посмотрите же на эти шатры, что воздвигли священники! Церквями называют они свои берлоги, полные слащавых ароматов!
О, этот фальшивый свет, этот спертый воздух! Тут не позволено душе взлететь на высоту свою!
Но вера их так повелевает им: „На колени, и вверх по ступеням, грешники!“.
Поистине, приятнее видеть бесстыдного, чем вытаращенный взгляд их стыда и благоговения!
Кто же они, создатели этих берлог и лестниц покаяния? Не те ли, кто хотел спрятаться и стыдился чистого неба?
И только тогда, когда чистое небо снова проглянет сквозь разбитые крыши, а разрушенные стены зарастут травой и алыми маками, только тогда обратится сердце мое к местам обитания этого бога.
Богом они называли то, что противостояло им и мучило их: и поистине, немало героического было в этом поклонении! И пригвождая людей к кресту, не знали они, как по-другому еще любить им Господа своего!
Мертвецами думали прожить они, в черное облачали они безжизненные тела свои; и даже в речах их я чувствую зловеще-пряный запах склепа.
И тот, кто поселился рядом с ними, живет близ темных стоячих прудов, где жаба изливает в песне слащавую скорбь свою.
Лучше должны петь они, чтобы поверил я в их спасителей: что-то непохожи на спасенных ученики их!
Нагими хотел бы увидеть я их, ибо одна только красота смеет проповедовать покаяние. Но кого убедит это таящееся под рясой уныние?
Поистине, не из стихии свободы и не с седьмого неба явились к нам эти спасители! Поистине, никогда не ступала нога их по коврам познания!
Из брешей и пустот состоит дух их спасителей; но в каждую пустую раму вставили они химеру свою — Богом зовется у них эта затычка.
В сострадании захлебнулся их дух, и всякий раз, когда они переполняются им, на поверхность всплывает величайшая глупость.
С ретивыми криками гонят они стадо свое по узкому мостику: как будто нет больше других путей в будущее! Поистине, недалеко от овец ушли сами эти пастыри!
Широка душа у этих пастырей, дух же — весьма невелик. Но даже самая широкая душа, братья мои, — какие это жалкие угодья!
Кровавые знаки оставляли они на пути, которым проходили, и их безумие поучало, что истина доказывается кровью.
Но кровь — наихудшее свидетельство истины; ибо отравляет она самое чистое учение, превращая его в заблуждение и ненависть сердца.
И если кто пойдет на костер за учение свое, — то что он этим докажет? Куда убедительнее, если из твоего собственного пламени родится учение твое!
Холодная голова и одурманенное сердце — когда они соединяются, возникает смерч, который называют Спасителем.
Поистине, были некогда куда более великие и благородные, нежели те, кого толпа именует спасителями, что, подобно урагану, неистово влекут за собой!
И вам, братья мои, должно обрести спасение от других, более могущественных, если жаждете вы найти путь к свободе!
Никогда еще не было Сверхчеловека. Нагими видел я обоих — и самого великого человека, и самого ничтожного.
Слишком много еще общего у них. Поистине, даже в том из них, кто велик, много еще слишком человеческого!»
Так говорил Заратустра.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
О священниках
О священниках Однажды Заратустра подал знак своим ученикам и говорил им такие слова:«Вот — священники; и хотя они мои враги, проходите мимо них спокойно, с опущенными мечами!И среди них есть герои; многие из них слишком много страдали, поэтому они хотят заставить других
О священниках
О священниках Однажды Заратустра подал знак ученикам своим и произнес такие слова:«Вот — священники: но хотя они и враги мне, спокойно пройдите мимо, и пусть спят мечи ваши в ножнах!Есть герои и среди них; многие из них немало страдали: потому они хотят заставить страдать
«Человек — это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком. Канат над бездной» «Умерли все боги; теперь мы хотим, чтобы жил сверхчеловек»
Известно, что, как и Библия, «Так говорил Заратустра» Фридриха Ницше – произведение, балансирующее между гранями философии, религии, поэзии и прозы. Философ противопоставляет теорию прогресса учению о вечном возвращении. Исключительно сверхчеловек способен спокойно принимать и бесконечно переживать возвращающееся прошлое. Тот самый сверхчеловек, идеей которого был одержим Ф.Ницше, больше отличается от обычного человека, чем обычный индивид от обезьяны. Однако, явись в мир подлинный сверхчеловек, не станет ли это поводом стремиться к сверхсверхчеловеку и так далее по градации? Заратустра противопоставляет себя толпе, над ним смеются, как над юродивым. Любопытно, что этот текст, по-арийски оппозиционирующий Библии, наравне с самой Библией носили немецкие солдаты Первой мировой войны.
Книгу эту знают по пресловутому тезису о сверхчеловеке и по идее о вечном возвращении. Но чем она является в действительности, как интерпритировать ее концепции «подтолкни падающего» «кого вы не научите летать, того научите быстрее падать», «возьми с собой плеть», «умри вовремя»: как антигуманный трактат социал-дарвинизм, сатанизм, из которого произрос капитализм, фашизм, свободу от совести и чести, культ личности? Дается ли там четкое определение добра и зла, иерархии рас? На мой взгляд, нет. Он говорит о разобщении критериев у разных народов. Пока сестра философа не извратила текст для «Майн Кампф».
Заложена идея развития от животного к сверхчеловеку, усовершенствования, а не раздела по категориям, мысль не надеяться на государство, которое презирает людей и на церковь, которая является инструментом религии, а не Бога. А что же Бог или боги? «Умер Бог, из-за сострадания своего к людям умер Бог». Сотворил все и ретировался, сделав людей свободными. Деистический кукловод. Его представляют в искаженном виде религии и церкви, потеряно само осознание этого высшего существа. Психиатр Ирвин Ялом пишет в своей книге «Когда Ницше плакал»: «Вы, несомненно, должны отдавать себе отчет в том, что мы придумали бога и что теперь все вместе его убили». Раз люди могли создать Бога, то несомненно могли бы создать и сверхчеловека. Самонадеянно рассуждает Заратустра, подобно Кириллову, герою «Бесов» Достоевского: «Если бы существовали боги, как удержался бы я, чтобы не быть богом! Следовательно, нет богов».
Бог есть предположение, считает герой Ницше. Он рассуждает о том, что Бог – не доучившийся горшечник, что он сам дал людям уши, которые были грязны, чтобы слышать его слова. Я бы добавила: зачем вообще тогда всё несовершенство человека, чтобы, сокрушаясь о проишествии в Эдеме, нести свой «ставрос» до конца? Бог призывает к самобичеванию и умерщвлению плоти, но к чему он сам дал нам тело с его потребностями? Чтобы потешаться над потугами им противостоять? Получал ли свою награду те фанатики, которым это удается в той или иной мере? А если вся вина в первородном грехе, разрушившем совершенство человека, то неужели человечество уже не достаточно искупило ошибку своих самых первых родителей? Почему не уничтожил творец эту землю сразу, не для того ли, чтобы потешаться над тем, как люди, беспомощные и жалкие марионетки, сами все портят без этого Бога, умывшего руки? Но это уже онтологические и эсхатологические вопросы, о которых я почти ничего не знаю. Вопроса Апокалипсиса Заратустра касается тоже, не раз повторяя: «Вот, он приближается, он близок, великий полдень!». Предвестник сверхчеловека даже открыто заявляет о политеизме в отрывке «Об отступниках». Кроме того, множество раз появляется библейская строчка «Умеющий уши да услышит».
Непосредственно по-восточному (вспоминается прототип, зороастрийский пророк) воспринимается постулат Заратустры об отречении от него, ибо только тот, кто способен отречься, способен быть преданным.
Заратустра сам утверждает, что любит людей. Стал бы он иначе возвращаться к ним после отшельничества, тащить мертвого канатного плясуна с собой, называть первородным грехом то, что люди мало радуются? Он восклицает: «Я не щажу вас, я люблю вас всем сердцем, братья по войне!». Вместе с тем он считает, что сидеть рядом с ними надо переодетым, не узнавая себя, иначе людей просто не вынести. Он радуется, возвращаясь в горы, что очистил свой нос от запаха всякого человеческого существа. Социопат, однако.
Мы читаем сентенцию психологического характера: надо научиться любить самого себя, чтобы сносить себя и не скитаться. Несмотря на это, оказывается, нужно иметь самые стыдливые и оппозиционные вещи – наслаждение и невинность, но при этом искать вины и страдания. А, как известно, вина сама ищет наказания. И как же сочетать все это без угрозы расщепления психики?
А как же наш философ относился к животным? Не иначе, он страдал зоофилией, возможно, не только и не сколько сексуального характера. Да простят меня знатоки этой темы, но без Фрейда нигде не обойтись. И поэтому, если человек не поэт и не циркач, то можно предположить не только тотемную, но и биологическую связь со львами, ослами, орлами и змеями. Откуда и произошла, возможно, привычка смеяться; компенсация природного комплекса неполноценности. Помимо этого, звери отшельника говорили и кормили его. Не психическое расстройство ли это от одиночества. Особенно учитывая его припадок, эпилептический или кататонический приступ, когда животные его кормили. Отвращение к людям у Заратустры тоже было. Насколько же он сам был человеком, в какой мере? Мы знаем, он нуждался в сне и еде, однако чурался женщин. Следовательно, это шовинистическое отношение предполагает, что романтические и сексуальные потребности хуже, грязнее, неважнее, чем быть сытым и выспавшимся? Не примарны ли они? Или это своего рода сублимация, или принудительный асексуализм во имя рассуждений? Но есть момент, где философ называет женщину счастьем. И так же заявляет, что освободит женщину только тот, кто в достаточной мере мужчина. Знал бы он, что еще и по сей день не во всех странах женщина считается человеком. Ну и, конечно же, показательны его частые сравнения и метафоры – паук и червь. Не связано ли это с какими-либо фобиями, интересно.
Кстати о дядюшке Зигмунде. Ницше солидаризируется с отцом психоанализа в отношении мортидо и либидо, двух первичных и врожденных тягах человека, стремлении к любви и смерти. Заратустра рассуждает: «Любить и погибнуть – это согласуется от вечности. Хотеть любви – это значит хотеть также смерти».
Также нужно отметить, что для Заратустры существует только один архетип каждого пола: мужчина – воин, женщина – мать. В «Танцевальной песне», похожей на библейскую «Песнь песней», философ хочет иметь детей от единственной женщины – Вечности. Весьма забавное олицетворение, и отнюдь не amor carnalis.
Заратустра затрагивает даже тему психосоматики: о том, что желудок (средоточенье духа) болит и не дает уснуть, если человек днем был невесел, что почести и сокровища раздражают селезенку. Он, со всей критичностью, оптимистичен: призывает не презирать тело, любить сон, стремиться к чему-то большему. Но и противоречив вместе с тем: добродетели – это благо, но от него погибают, ибо это тяжелая участь. Философ любит тех, кто погибает, созидая самого себя. Но не бесмыссленно ли это тогда? Ницше касается и психиатрии: в отрывке «О друге» высказывается мысль, что долгое одиночество приводит к расщеплению личности, к биполярному расстройству.
Упоминается, что время не линейно, а циклично и замкнуто. Это концепция не нова, но она приобретает новые грани в данном контексте. Афористично выражение: «Где нельзя уже любить, там нужно – пройти мимо!». Учит Заратустра и разборчивости в связях, ведь все жевать и периваривать – это настоящая порода свиньи. Отмечает он и важность постепенности развития и становления: нельзя научиться летать, пока не научился ходить. Он предлагает два мировозренческих пути: «Всё – судьба: ты должен, ибо так надо!» и «Всё – свобода: ты можешь, ибо ты хочешь!».
Заратустра призывает «разбить старые скрижали». Совершенно определенно – многие из них исчерпали себя на сегодняшний день! Всё это вновь тесно связано с лицемерием и бесмысленностью. Конформизм и его средства не позволяют отречься от затхлых ценностей. Христианство одобряет тех, кто ходит с постным лицом и страдает, поэтому Заратустра по-прежнему хочет разбить скрижали тех, кто не умеет радоваться. Возможно, нет у них больше ничего, за что держаться, поэтому и выбирают они смирение. Однако новые заповеди тоже не всегда хороши, ибо часто призывают к рабству. Они позволяют слабому и сомневающемуся ничего не делать, прикрываясь благими целями и идеями.
Во фрагменте «О бледном преступнике» встречается такая мысль: «Нет иного избавления, кроме скорой смерти, для того, кто так страдает от самого себя. Судьи, из сострадания должны вы убивать, а не из мести, и, убивая, заботиться о том, чтобы жизнь оправдала вас самих». Заратустра призывает писать кровью, и вместе с тем не одобряет тех, кто говорит: «Жизнь тяжело нести». Он считает, что мы любим жизнь, потому что привыкли к любви. К чьей и какого рода из четырех греческих видов любви? А.Камю пишет, что нам тяжело расстаться с жизнью, поскольку мы привыкли к ней, ведь привыкаем жить мы раньше, чем мыслить. «Я бы поверил только в такого Бога, который умел бы танцевать» – непосредственно, иронично, жизнерадостно и вместе с тем трагично заявляет пророк. «Бог танцует во мне», продолжает он. Значит ли это, что Бог, его замысел и царство внутри Заратустры? Внутри его одного или всех нас? В главе «О проповедниках смерти» не о сектантах ли и религиозных организациях говорит Заратустра? Они, как он и рассказывает, вызывают отвращение к жизни и прочат «вечную жизнь» избранным. А что же касается священников – то «не иначе умели они любить своего Бога, как распяв человека!». Ницше устами Заратустры обличает нытиков и бесхребетных лентяев, которые страдают от того, что живут. Естественный отбор ли это или нечто иное, разве это несправедливо? Он предлагает исчезнуть тем, кто не хочет бежать, делая поправку на больных и старых. Строку «Любите мир как средство к новым войнам» я склонна понимать как призыв избегать стагнации, контекст зовет быть не смиренным христианином, а храбрым воином. Бескорыстную любовь к ближнему Заратустра обличает в дурной любви к самому себе и потугам считать это добродетелью. Категории и реалии, которыми мыслит Заратустра, возвышены и трансцедентальны; когда он советует не не презирать, а ненавидеть врагов, т.е. быть с ними на равных, гордиться их достижениями, таким образом разделяя успех своих врагов. Заратустра предостерегает о маленьких жалких людях с узкой душой, и этот тип человека перекликается с русским литературным феноменом маленького человека, человека в футляре, лишнего и ненужного человека. Ницше устами своего персонажа с отвращением говорит, что такие люди не прощают, если их добродетелям не завидуют. Он, как и подобает духовному человеку, призывает к целомудрию, если оно не насаждается силой, а чувственность он называет сукой, и предпочитает попасть в руки убийцы, нежели в мечты похотливой женщины. Сообразуется ли это с версией о том, что Ницше был девственником и с противоборствующей гипотезой о его сифилисе? Какую высокую дружбу проповедует Заратустра! Он учит быть мастером угадывания и молчания, деликатно-дипломатического сострадания, являться чистым воздухом, хлебом, лекарством для друга. Иногда, не умея избавиться от своих цепей, можно стать избавителем цепей друга. Относительно гендерного аспекта Ницше замечает, что слишком долго в женщине боролись раб и тиран, и поэтому на тот момент она не могла быть полноценным другом. Также он довольно проницательно пишет о жертвенности женщины, суетливости и дурном, что скрыто в ней. Поэтому, идя к женщинам, нужно не забывать плетку. Феминистки не согласились бы.
А теперь – более критические пространные размышления.
Если в уме зародилась идея – возможно, паранойя – то человек будет ее активно реализовывать всеми доступными средствами. Нельзя помочь людям, как и свиньям. Заратустра это понимал. Театральное, воспаленное воображение искало надежду не оказаться на помойке вместе со всеми. Одиночество – это мужской способ решить проблему (или хотя бы ее обдумать). Но, кажется, подоспевшая комбинаторика только подтолкнула к большему безумию.
Поберечь любовь для высших путей. Что же это за пути? Лес и горы? Как замечательно! Ведь каждый мудрый человек мечтает реализоваться в одиночестве, под открытым небом, без капли лицемерия. Однако легко быть святым вне общества, вне социальных ролей и гнета общественных рамок и стереотипов.
Итак – подарим же. добродетели! Так как, предположительно, мы являемся страшными мудрецами, полностью разучившимися лицемерить. Власть, познание, мудрость – ключивые параметры. И как же все это будет плодоносить? Изначально, власть предполагает контроль и впоследствии ведет к тирании. Как возможно познание без литературы, знания языка(-ов) и значений? Мудрость предполагает раскол мужского и женского сообщества, а также, как мы помним из Библии, преумножения скорби. А при реализации равенства куда денутся знаки Власти и Гордости? Ну уж точно, слышится, что в некоторых странах покой не настанет!
И, разумеется, малодушие! Вот с чем сталкивается герой, спустившийся с гор. Что можно еще сделать, как не пригрозить, приняв облик пророка, суровой войной? Развязать войну, а самому отдаться безумному танцу с идеей сверхчеловека, – разве не кажется это немного безответственным поступком, да еще и в борьбе с гниющим сообществом?!
Если опустить все метания души и духовные откровенности в связи с тем, что «Бог умер» со всеми его атрибутами, то сентенции типа: «. О, как не быть в самой высокой душе самым худшим из паразитов?» можем смело оставить теологам и могильщикам, копающимся в древних плесневелых захоронениях несовременных понятий.
Заратустра учит смеяться. Весело, когда глупость встревает в порядок вещей. Но есть ли время для смеха, если ты еще не сверхчеловек?
И вот, отпустив сострадание, «Само» философа уже взвилось, подобно орлу или самолету, над всем низким и узким, в поиске пищи для танца и смеха. Но – вот незадача! – на пути вновь те же люди, «великие и ничтожные». Уже не так забавно, ведь много одиноких, потерявших себя под разными личинами. Смотрите – уже собственная тень вприпрыжку бежит за героем! Бегство от презренного настоящего к блаженной вечности началось. Какие дети могут родиться у человека и вечности? А он мечтает о наследии. все, что ему остается – танцевать, являя человечеству образец безумного мужества.
Эпилог: Вода бьется, бьется о камни и ночью тень становится невидимой. Вода остановилась, бежать больше не от кого и не от чего. Но с утра просыпается сострадание к самому себе. Путь, тернистный и хитрый путь новых страданий. Праздник осла подошел к концу. Идти больше некуда. Что ж – танцуй, Заратустра!