казахстан и армения отношения
Казахстанско-армянские отношения
27 августа 1992 г. — установлены дипломатические отношения между Республикой Казахстан и Республикой Армения. Со времени обретения независимости Казахстан и Армения развивают двусторонние отношения в духе партнерства и взаимовыгодного сотрудничества. Обе страны являются участницами партнерства в рамках СНГ и ОДКБ, взаимодействуют в формате ООН, ОБСЕ и других международных и европейских организаций. Армения поддержала кандидатуру Казахстана для избрания на председательство в ОБСЕ в 2010 г. Казахстан участвовал как посредник на начальной фазе (1991-1992 гг.) переговоров по урегулированию Нагорно-Карабахского конфликта.
В Армении находят положительный отклик и поддержку многие внешнеполитические инициативы Казахстана. Так, в форуме «Asia Society», прошедшем 12-14 июня 2008 г. в Астане, принимал участие Заместитель министра иностранных дел Республика Армения Г.Гарибджанян. На Форуме «Общий мир: прогресс через разнообразие», состоявшемся в Астане 17 октября 2008 г., Армения была представлена делегацией во главе с Заместителем министра иностранных дел РА А.Киракосяном. Патриарх Армянской Апостольской церкви, Католикос всех армян Гарегин Второй участвовал во Втором съезде лидеров мировых и традиционных религий в Астане 12-13 сентября 2006 г. На заседаниях Секретариата Съезда лидеров мировых и традиционных религий, проводившихся в конце июня 2009 г. в Астане и в октябре 2008 г. в Алматы, а также в работе Третьего съезда лидеров мировых религий, проведенного в Астане 1-2 июля 2009 г. Армянская Апостольская церковь была представлена делегациями во главе с предводителем Гегаркуникской епархии М. Ованисяном. Открытие Посольства Республики Казахстан в Ереване в марте 2007 г. было воспринято в Армении как подтверждение намерения Астаны наращивать свое присутствие в регионе и расширять двусторонние отношения.
По данным статорганов РК, в январе-июне 2009 г. объем товарооборота между Казахстаном и Армении составил 1447,9 тыс. долл. США (экспорт — 389,2 тыс.долл., импорт — 1 058,7 тыс. долл.). В разрезе последних пяти лет во взаимной торговле наблюдается отрицательная динамика: в 2008 г. — 10,3 млн долл. (экспорт — 6,3 млн, импорт — 4 млн), в 2007 г. — 12,1 млн долл. (экспорт — 6,2 млн, импорт — 5,9 млн), в 2006 г. — 20,2 млн долл., в 2005 г. — 45,2 млн долл.
По данным Национальной статистической службы Армении, объем внешнеторгового оборота Армении с Казахстаном за 2010 г. составил 11 млн 175,7 тыс. долл. США по торгующей стране (без учета поставок казахстанских товаров через третьи страны), что в 1,4 раза выше показателей 2009 г., а с учетом товаров по стране происхождения (товары через третьи страны) товарооборот достиг 24 млн 85,5 тыс. долл. США, что в 2,2 раза выше показателей прошлого года. При этом объем армянского импорта из Казахстана за январь — декабрь 2010 г. повысился по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. в 1,5 раза — до 8 млн 253,3 тыс. долл., а общий импорт, с учетом товаров по стране происхождения, составил 21 млн 2,2 тыс. долл. США, что в 2,4 раза выше аналогичных показателей за 2009г. Объем армянского экспорта в Казахстан за 2010 г. по сравнению с 2009 г. увеличился на 28,2% — до 3 млн 83,3 тыс. долл. США.
В Казахстане зарегистрировано более 60-ти предприятий с участием армянского капитала, из которых 21 — совместное предприятие. Основными направлениями их деятельности являются оптовая торговля, сфера услуг и производство строительных материалов. В структуре казахстанского экспорта в Армению более 66% составляли зерновые и продукты их переработки. Доля станков по обработке камня, поставлявшихся в западные регионы страны, составляла более трети всего импорта армянских товаров в Казахстан. По состоянию на 31 декабря 2008 г., общий объем казахстанских инвестиций, вложенных в экономику Армении, составил около 13,4 млн долл. США, в то время как армянской стороной в экономику РК были инвестированы 2,5 млн долл. США.
Низкий уровень взаимного товарооборота был предопределен отсутствием прямого наземного транспортного сообщения между двумя странами вследствие карабахского конфликта, а также из-за высоких тарифов на перевозку грузов через территории третьих стран. Сотрудничество между Казахстаном и Арменией в области культуры регулируется Соглашением о сотрудничестве, которое было подписано во время визита в Астану Президента Армении Р. Кочаряна в ноябре 2006 г.
Для Казахстана интерес представляет изучение древних рукописных текстов, хранящихся в ереванском музее Матенадаран и имеющих отношений к истории казахского народа. По договоренности, достигнутой в ходе Первого заседания казахстанско-армянской МПК, в период с 24 ноября по 8 декабря 2005 г. Армению посещала группа экспертов с целью выявления и копирования древнекыпчакских рукописей в институте им. М.Маштоца (музей Матенадаран) и Национальном архиве Республики Армения. Сотрудничество между научными кругами двух стран развивается, в основном, в области социально-политических наук, истории, этнологии и осуществляется в форме совместных научных исследований, конференций и семинаров. [48, с. 403-406]
В Казахстане проживает армянская диаспора, насчитывающая до 25 тыс.человек, которая имеет свои национально-культурные центры и школы, представлена в Ассамблее народа Казахстана. Среди армян Казахстана есть ученые и педагоги, деятели культуры и искусства, производственники и бизнесмены. В 2007-2008 учебном году в общеобразовательных школах РК обучались более 2-х тысяч учащихся армянской национальности. Армянский язык в качестве родного языка изучают более 100 учащихся, 92 из них посещают воскресные школы.
Веселее вместе: что затевают на Южном Кавказе Макрон и Эрдоган
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган обсудил со своим французским коллегой Эммануэлем Макроном возможность создания на Южном Кавказе «платформы шести». В нее планируют включить Азербайджан, Армению, Грузию, Россию, Турцию и Иран. Москва идею поддержала. Но другие возможные участники отреагировали по-разному. Подробности — в материале «Известий».
Сообразим на шестерых
«В настоящее время на Южном Кавказе предпринимаются позитивные шаги и наш брат Ильхам Алиев решительно хочет продолжить эти позитивные шаги. На этой встрече на первый план вышел вопрос о создании в регионе шестисторонней платформы. Россия, Азербайджан, Турция, Иран, Грузия и Армения, если все они согласятся, мы создадим здесь платформу для мира», — заявил президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган.
Он обсудил идею создания «платформы шести» на Южном Кавказе с французским коллегой Эммануэлем Макроном. Турецкий и азербайджанский лидеры выступают с этой инициативой для сотрудничества по Карабаху и вопросу разблокировки транспортных и экономических связей в регионе. С 1992 года переговоры по мирному урегулированию в Нагорном Карабахе ведутся в рамках Минской группы ОБСЕ с участием России, США и Франции.
Официальный представитель МИД России Мария Захарова поддержала идею создания формата «3+3»: с одной стороны — Азербайджан, Армения, Грузия, с другой — Иран, Россия и Турция. «Мы считаем, что настало время переводить эти планы в практическую плоскость. Развитие многостороннего регионального сотрудничества отвечает интересам всех предполагаемых участников данного формата. На наш взгляд, его запуск способствовал бы повышению доверия в межгосударственных отношениях, урегулированию имеющихся противоречий, раскрытию экономического и транспортного потенциала региона. Вопросов много, тем более они теперь имеют и новые вводные в виде ситуации с пандемией, которые расставила новые акценты. Поэтому формат может и должен предложить решения как старых проблем, так и новых вызовов», — заявила дипломат.
Она также отметила, что в Баку и Ереване высоко оценивают роль российских миротворцев, и призвала Азербайджан и Армению поскорее запустить процесс делимитации границы с ее последующей демаркацией.
Глава российского внешнеполитического ведомства Сергей Лавров уже обсудил эту инициативу формата «3+3» с турецким и иранским коллегами Мевлютом Чавушоглу и Хосейном Амиром Абдоллахияном. По словам российского министра, у Тегерана позитивное отношение к этому предложению. В Москве надеются, что Грузия также «заинтересуется созданием такого механизма консультаций и согласования решений по развитию Закавказья». Между Россией и Грузией с 2008 года нет дипломатических отношений.
Вице-премьер и министр иностранных дел Грузии Давид Залкалиани заявил, что Тбилиси будет сложно участвовать в формате вместе с Россией, но при этом его страна в какой-то форме должна быть представлена в крупных геополитических проектах.
Здание Парламента Грузии в Тбилиси
В самый разгар противостояния в Нагорном Карабахе Тбилиси старался демонстрировать нейтралитет. Страна приостановила военный транзит для обеих сторон конфликта как по суше, так и по воздуху. Для Грузии важно сохранить добрососедские связи с Азербайджаном и Арменией, а также свою роль в качестве регионального хаба. Тбилиси беспокоит усиление роли России в регионе и возможность открытия новых транспортных коридоров. Речь идет о дорогах в обход в Грузии. Одна трасса должна пройти через Армению и связать Азербайджан с его эксклавом Нахичеванью, вторая — по азербайджанской территории связать Армению с Россией.
Разные претензии
В середине октября министры иностранных дел Азербайджана и Армении провели трехстороннюю встречу с Сергеем Лавровым. Они дали понять, что не совсем довольны реализацией пунктов соглашения от 9 ноября 2020 года. Впрочем, стороны вкладывают в это разный смысл. Армения заинтересована в немедленном возвращении всех удерживаемых лиц, остающихся в Баку, и обязательном продлении российской миротворческой миссии на следующие пять лет.
Азербайджан настаивает на начале переговоров по делимитации границ и важности выполнения соглашений по открытию всех транспортных коммуникаций в регионе. В Баку также поднимают вопрос о картах минных полей Карабаха, которые Ереван так и не передал в полном объеме и с необходимой точностью. Помимо этого, периодически обе стороны сообщают о нарушении режима полного прекращения огня.
Армянские опасения
Запустить шестисторонний формат Эрдоган предложил вскоре после того, как в ночь на 10 ноября 2020 года Армения и Азербайджан при посредничестве России подписали соглашение о перемирии. Стороны договорились прекратить боевые действия, оставаясь на занятых позициях и договариваясь об обмене пленными. Москва отправила в Карабах своих миротворцев. Ереван пообещал вернуть Баку Кельбаджарский, Лачинский и Агдамский районы.
Российско-турецкий мониторинговый центр
Турция тоже участвовала в процессе урегулирования конфликта, но в миротворческую миссию не входит. Ее участие ограничено работой в российско-турецком мониторинговом центре на территории Азербайджана. В зону бывшего конфликта представители Анкары не выезжают.
«Армения хочет открытия границ, мирных добрососедских отношений. В том числе с Турцией. Но Анкара играла агрессивную и дестабилизирующую роль в регионе, поэтому для налаживания отношений Турция должна завоевать доверие Армении. В Ереване негативно воспринимают враждебные заявления Эрдогана и Алиева. Армяне боятся, что азербайджанский и турецкий лидеры не остановятся на достигнутом и захотят получить то, что не получили после войны», — отметила в разговоре с «Известиями» армянский политолог Армине Манукян.
После подписания трехстороннего соглашения в Армении начался внутриполитический кризис. «Не уверена, что армяне, понесшие такие потери в этой войне, поймут это шестистороннее региональное сотрудничество. Хотя некоторые политики призывают помириться и с Турцией, и с Азербайджаном, призывают начать диалог», — отметила специалист.
И нашим, и вашим
Определенный баланс в работе этой платформы, помимо России, создает Иран — единственная страна, граничащая одновременно с Арменией, Азербайджаном и Нагорным Карабахом. Исламская Республика с начала 1990-х выступает за политическое урегулирование карабахского конфликта. Позиция Тегерана неоднозначна: он выступает против перекраивания официальных азербайджанских границ, но при этом призывает учитывать интересы армян.
Пограничная вышка на территории Ирана. Вид с Джебраильского района Азербайджана
Иранским властям не нравится тесное взаимодействие Азербайджана с Израилем и Турцией, а дружбу Баку с Вашингтоном в Тегеране и вовсе считают потенциальной угрозой своей национальной безопасности. При этом на севере страны проживают 30 млн этнических азербайджанцев.
В свою очередь, около 200 тыс. армян интегрированы в иранское общество, многие из их числа занимают важные государственные посты. Через влиятельные армянские диаспоры Тегеран может лоббировать контакты с Западом, поэтому он очень заинтересован в тесном сотрудничестве с Ереваном. Хотя рычагов влияния на ситуацию в регионе Южного Кавказа у Ирана гораздо меньше, чем у России или Турции.
Анкара хочет продемонстрировать себя в качестве ключевого актора в решении конфликтов в сопредельных с ней странах, отмечает в беседе с «Известиями» старший научный сотрудник ИМЭМО РАН им. Е. М. Примакова, доцент Дипломатической академии МИД России Владимир Аватков. «Для этого [Турция] пытается сформировать новые форматы, которые учитывали бы изменения баланса сил и повышение ее роли и в системе международных отношений, и в региональных системах безопасности. Анкара хочет показать себя ключевым миротворцем, особенно на Южном Кавказе. Но она не может быть посредником, потому что четко заявляет, что выступает на стороне одной конкретной страны. В отличие от России, которая всегда была над конфликтами и могла быть полезной обеим сторонам различных региональных конфликтов, в том числе на Южном Кавказе. Москва не пытается продвинуть себя, она пытается обеспечить отсутствие военных конфликтов на Южном Кавказе. Мир, стабильность и безопасность здесь ключевые понятия с точки зрения интересов России», — считает тюрколог.
«Чем грозит Казахстану конфликт между Арменией и Азербайджаном»
Ахмет ТАЛАПУЛЫ — ««Мы не сможем поддержать Армению, не лишившись связей с Азербайджаном»: как скажется конфликт в Нагорном Карабахе на Казахстане» — Нынешний военный кризис в отношениях между Арменией и Азербайджаном стал одним из самых серьезных после окончания войны в 1994 году.
Первым делом стоит напомнить, что со времени обретения независимости Казахстан постоянно выступал против любых проявлений эскалации конфликта. А на фоне последних событий МИД Казахстана выразил обеспокоенность по поводу событий в Нагорном Карабахе. Казахстан призывает стороны конфликта сесть за стол переговоров.
Кроме того, к политическому урегулированию конфликта призывают и члены Ассамблеи народа Казахстана. Председатель Ассоциации азербайджанцев Казахстана Абилфас ХАМЕДОВ с сопредседателем армянского культурного центра «Луйс» Наринэ МИКАЕЛЯН сделали совместное заявление о ситуации в Нагорном Карабахе.
В заявлении говорится, что члены Ассамблеи народа Казахстана глубоко обеспокоены обострением конфликта.
Досым САТПАЕВ в свою очередь напомнил, что с момента обретения независимости Казахстан выступал против любых проявлений сепаратизма — Для Казахстана вопрос территориальной целостности, проблема сепаратизма, как и на всем постсоветском пространстве, достаточно актуальны. Некоторые маргинальные политики часто выдвигают территориальные претензии и к Казахстану. Для Нур-Султана все, что связано с принципами нерушимости границ, — незыблемый международный закон.
Политолог также отметил, что официальный Нур-Султан не раз декларировал свой призыв урегулировать этот конфликт за столом переговоров. В частности, он препятствовал принятию Армении в ЕАЭС на том основании, что у Еревана остаются неразрешенные территориальные противоречия с Азербайджаном. После этого между Ереваном и Нур-Султаном постоянно происходили дипломатические трения. Вплоть до того, что армянские политики призывали исключить из ОДКБ Казахстан и Беларусь, которые, будучи в одной с Арменией военной организации, больше сотрудничают с Азербайджаном и поддерживают эту страну.
ОДКБ, как и ЕАЭС, отметил господин Сатпаев, нельзя использовать против другой страны, причем не являющейся членом этих организаций. Да и вообще ОДКБ не следует воспринимать как значимую военно-политическую организацию.
Аналитик, эксперт-международник Ануар БАХИТХАНОВ — Эскалация конфликта неизбежна, и вероятность полномасштабной войны вполне существует. Впоследствии это может привести к катастрофе на Кавказе с непредсказуемыми последствиями. Регион стратегически важен для всех соседних стран как политически, так и в экономическом плане. Исходя из этого, урегулирование и примирение сторон есть срочная необходимость и является эффективным решением как для Азербайджана с Арменией, так и для остальных государств-соседей.
По мнению эксперта, Казахстан, как страна с многовекторной политикой, в данном случае является этакой «Швейцарией» и не поддерживает выяснение отношений в таком тоне. Опыт РК в урегулировании подобного рода конфликтов присутствует, и он весьма успешен — стоит вспомнить хотя бы сирийский конфликт, который из военной полемики перешел в Астанинский формат и принес определенные плоды для стабилизации ситуации.
Международник добавил, что весьма успешно огонь в жерле конфликта раздувает давний союзник Азербайджана — Турция, что еще сильнее усугубляет и без того сложную ситуацию. Тогда как основным арбитром конфликта выступает Россия, потому как опыта урегулирования у «большого брата» предостаточно — Итого фигур на шахматной доске много, вопрос лишь в том, кто закончит партию. Нужно ли Казахстану быть хорошим другом, который всегда поможет в беде, на данный момент однозначно заявить трудно, но стремление к этому образу у нас определенно есть.
Татьяна ПАНЧЕНКО – «Чем грозит Казахстану конфликт между Арменией и Азербайджаном» — Ответить на вопрос, почему конфликт в очередной раз вступил в открытую насильственную фазу в данный конкретный момент времени, по мнению профессора Казахстанской-немецкого университета Рустама БУРНАШЕВА, практически невозможно без доступа к оперативным документам противоборствующих сторон.
— Казахстан не имеет прямой привязки к Южному Кавказу, поэтому непосредственного воздействия конфликт на нашу страну при сохранении всех прочих факторов неизменными оказать не может.
При этом, конечно, косвенное влияние будет. Например, через изменение цен на нефть, так как Азербайджан также является экспортером этого сырья. Также у Нур-Султана могут появиться шансы активизировать свою миротворческую деятельность на постсоветском пространстве. Негативное влияние могут иметь некоторые установки населения страны, направленные на поддержку той или иной стороны конфликта (чаще всего — Азербайджана).
О прямом негативном влиянии такого рода конфликта на ЕАЭС можно было бы говорить, если бы оба его участника были членами этой организации. В данном же случае можно говорить только о сужении экономического потенциала Армении, что для ЕАЭС не критично. Более того, влияние конфликта даже на ОДКБ ограничено, так как к настоящему моменту юридически Армения не является стороной конфликта (тем более — подвергшейся агрессии) и, соответственно, оснований для задействования статьи 4 Договора о коллективной безопасности нет.
Пока решения для конфликта нет, убежден политолог Айдос САРЫМ — Проблема Карабаха – это кровоточащая рана Азербайджана и Армении, которая, к сожалению, сегодня не имеет никакого развития и возможностей для мирного регулирования. Можно сколько угодно призывать стороны к политическому диалогу, но на сегодня следует признать одну очевидную вещь: ни одна из сторон не готова идти на уступки и серьезно обсуждать это самое пресловутое регулирование.
Безусловно, разворачивание конфликта сильно потрясет зону ЕАЭС-ОДКБ. Армения, полагаю, даже не будет сильно апеллировать к ОДКБ, поскольку реально понимает, что никто кроме России серьезно помогать ей не станет. Казахстан, к примеру, связан с Азербайджаном гораздо большим числом нитей, чем с Арменией. Соответственно, даже на теоретическом уровне сложно ожидать, что Казахстан станет отправлять войска и вооружения для поддержки Армении.
«Армения vs Азербайджан. Нужна ли Казахстану роль миротворца?» — Политолог Андрей ЧЕБОТАРЕВ — Все будет зависеть от того, насколько Азербайджан настроен вернуть территории, которые считает своими, насколько он обладает военным потенциалом и насколько будет этому способствовать международная обстановка с точки зрения невмешательства той же России и других стран-участниц ОДКБ (Организация договора о коллективной безопасности).
Сейчас военные действия ведутся на территории непризнанной Республики Арцах. Это не территория Армении, она не признана международным сообществом, и поэтому согласно договору коллективной безопасности Армения не может обратиться к ОДКБ за поддержкой. Но если вдруг конфликт будет выходить уже на ту территорию Армении, которая признана на международном уровне, тогда это будет считаться агрессией против Армении. Пока такой агрессии нет, хотя именно Вооруженные силы Армении воюют на территории Карабаха. Конечно, Армения может сейчас апеллировать к ОДКБ, обратиться к ней, но я думаю, что это будет просто консультацией.
Казахстан всегда был и остается в активном сотрудничестве с Азербайджаном, потому что они – две тюркские страны, две каспийские страны. С Арменией уровень политических и экономических отношений низок. Были трения, когда Армению приглашали в Евразийский экономический союз. Нам по всем параметрам ближе Азербайджан. С Арменией у нас самая серьезная связь – это соучастие в ОДКБ.
Но когда идет эскалация конфликта, Казахстан, конечно, пробует занять равноудаленную позицию, чтобы убедить обе стороны начать переговоры. Но если брать уровень двусторонних отношений и уровень взаимодействия на многосторонней платформе, то приоритет отдан Азербайджану.
Айтуган АЗИМЖАНОВА – «Как конфликт в Нагорном Карабахе может отразиться на Казахстане» — Корреспондент zakon.kz поговорил с экспертом Института мировой экономики и политики (ИМЭП) при Фонде Нурсултана Назарбаева Лидией ПАРХОМЧИК о том, как столкновения могут отразиться на Казахстане, можно ли говорить о полномасштабной войне и прислушаются ли Ереван и Баку к призывам о прекращении столкновений.
— Казахстан поддерживает партнерские отношения с обеими сторонами конфликта. Азербайджан для нас ведущий партнер на Южном Кавказе, рушить данные отношения Нур-Султан не собирается. Так же, как не собирается портить или каким-то образом поставить под сомнение дружественные отношения с Арменией, которая является частью Евразийского экономического союза. Это один из центральных векторов развития экономической интеграции и внешнеполитической стратегии Казахстана. Армения является союзником республики по ОДКБ, а Азербайджан так же, как Армения входит с состав участников Содружества независимых государств. В данном контексте поддерживать дружественные контакты с Ереваном и Баку отвечает национальным интересам Казахстана.
Хотя участники конфликта не требуют от партнеров принять ту или иную сторону, нельзя сказать, что текущая ситуация не окажет никакого влияния на характер взаимодействия Казахстана с государствами Южного Кавказа. По объективным причинам формат сотрудничества будет трансформироваться.
Марат АСИПОВ – «Тридцать лет войны» — В марте 1992 года я вычитал в «Комсомолке» объявление азербайджанского информационного агентства «АссаИрада». Агентство приглашало всех журналистов постсоветского пространства приехать в зону конфликта и своими глазами увидеть происходящее.
Объявление появилось вскоре после Ходжалинской резни, когда было убито несколько тысяч беженцев, пытавшихся уйти в Азербайджан. Я был молод, не очень умен и страшно тщеславен. Хотелось героического репортажа из горячей точки и признания.
Руководство телеканала, где я работал, отпустило меня и еще одного журналиста, но без командировочных, на свой страх и риск. Азербайджанская сторона оплачивала все расходы на дорогу и пребывание в стране.
После поездки я так и не решился написать о том, что видел и слышал. Было какое-то ощущение, что сорвусь, встану на одну из сторон. Но все, что видел там, не укладывалось в черно-белую картину борьбы добра и зла…
Посмотреть на войну со стороны Армении мне не удалось. Но скорее всего, там бы я увидел и услышал примерно то же самое, плюс-минус. Потому что нет никакой правды в войне. Есть одна непрекращающаяся трагедия двух народов.
Только длинный ряд свежих могил в городском сквере Агдама и конвейер похорон. Детские могилы выделялись игрушками, сложенными у изголовья. И женщины, раздирающие ногтями лица в кровь.
На наспех сделанных могильных знаках была одна жуткая примета – разные даты рождения, но день смерти был один на всех — у стариков, молодых и детей.
«Кавказский узел: что потеряет Казахстан в случае войны между Арменией и Азербайджаном» — Эксперт Института мировой экономики и политики при Фонде Первого Президента Жумабек САРАБЕКОВ отмечает, что позиция Казахстана на текущий момент оптимальна – и с Азербайджаном мы являемся стратегическим партнером, и с Арменией состоим в ОДКБ и ЕАЭС.
Среди сценариев развития эксперт выделяет два: при первом боевые действия будут постепенно сворачиваться, в чем сыграют роль третьи игроки в лице России и евростран.
– По второму сценарию полномасштабный военный конфликт станет неизбежен. В противостояние могут быть втянуты третьи игроки, прежде всего Турция. Вмешательство Анкары приведет к тому, что и Россия будет вынуждена задействовать свои вооруженные силы. В случае армяно-азербайджанской войны пострадает и Казахстан, – акцентирует Сарабеков.
– Риск возникает для наших проектов на Каспии. Мы вкладываем большие средства для задействования Транскаспийского транзитного коридора, и территория Азербайджана выступает одной из ключевых артерий этого маршрута. Ситуация нестабильности повышает риски для внешних инвесторов, для которых принципиально важна безопасность маршрутов и бесперебойное функционирование.
В свою очередь, угроза масштабных боевых столкновений будет тормозить грузопоток, и Казахстан рискует недополучить отдачу от своих инвестиций в каспийские проекты.
– Во-вторых, Армения не скрывает, что в случае начала масштабных военных действий будет наносить удары по стратегическим объектам Азербайджана. В качестве приоритетных целей обозначаются северо-западные районы Азербайджана, по которым проходят основные железнодорожные магистрали, нефтепровод Баку – Тбилиси – Джейхан, газопровод Баку – Тбилиси – Эрзурум.
Удар по нефтяным мощностям Азербайджана затронет нашу страну – планировалось, что часть нефти мы будем перенаправлять через Баку – Тбилиси – Джейхан. Сейчас существенных объемов нефти по этому трубопроводу не перевозится, но, по заявлению казахстанского минэнерго, в перспективе планируется расширение добычи на месторождении Тенгиз, и появится необходимость в дополнительных инфраструктурных мощностях. А если БТД будет под риском, это ограничит наши возможности на диверсификацию маршрутов поставок, и мы будем больше зависеть от российской нефтяной инфраструктуры, – отмечает собеседник.
© ZONAkz, 2020г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.