казахстан и сша отношения сегодня
Назарбаев и Токаев впустили США на задний двор России
Казахстан поддержал план Вашингтона по созданию «Большой Центральной Азии»
Правительства Республики Казахстан (РК), США, а также Узбекистана, создали Центральноазиатское инвестиционное партнерство (ЦАИП) и пригласили страны региона к участию в нем ради их «процветания». Объявление было сделано за три дня до выборов в парламент РК.
Стороны пообещали инвестировать не менее 1 млрд. долларов в течение пяти лет в поддержку проектов, способствующих росту частного сектора и расширению экономических связей, торговли в Центральной Азии и на ближайших к ней территориях.
Инициатива будет работать через политическую платформу «C5+1» (США плюс страны региона). Ранее Сергей Лавров отмечал, что Вашингтон готовится злоупотребить этим форматом. В его планы входит продвижение проекта «Большая Центральная Азия» для вытеснения оттуда России.
Активизация США в РК происходит на фоне скандальной пикировки российских и казахстанских политиков, спорящих о принадлежности приграничных территорий. Масла в огонь добавила программная статья президента Касым-Жомарта Токаева националистической окраски.
Тем временем, на выборах в мажилис (парламент) РК победила пропрезидентская партия «Нур Отан». По предварительным данным, она набрала около 72% голосов. Также пятипроцентный барьер преодолели партия «Ак жол» (10,2%) и Народная партия Казахстана (9,54%).
Как это может отразиться на отношениях Казахстана с Россией?
— Трактовать создание этого нового инвестиционного партнерства иначе, как некий заход США на задний двор России, очевидно, сложно, — говорит руководитель отдела Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин. — Американцы пытаются таким образом подкрепить экономическую составляющую своего влияния в Центральной Азии.
В последнее десятилетие оно стагнирует. Товарообороты падают, инвестиционные показатели тоже откатываются назад или топчутся на месте. Крупные вложения западных денег в регион остались в 1990-х годах, когда энергетические ТНК входили в Казахстан. Это нефтегазовые проекты Карачаганак, до этого Тенгиз, а последней «звездой» стал Кашаган, с которым много проблем.
Остается только завидовать Китаю, который посадил Центральную Азию на кредитную иглу. Кого-то в большей степени, плотнее, кого-то слабее, но всех. Так что ЦАИП следует рассматривать во многом с позиции американо-китайского противостояния. Россия здесь вторая по значимости мишень. При этом для стран Азии это стандартная практика извлечения ресурсов отовсюду, откуда возможно.
Запад анонсировал свою якобы новую стратегию еще весной 2020 года, во время поездки главы Госдепа Майкла Помпео по окраинам постсоветского пространства. Он тогда был и в столице РК Нур-Султане, и в Ташкенте. Эта стратегия предполагала насыщение формата «С5+1» экономическим содержанием, чего этой институции как раз не хватало.
Теперь мы видим, как Вашингтон пытается материально заинтересовать регион, создать «подпорки» для своего присутствия.
«СП»: — Смена власти в Казахстане и в США как-то может отразиться на реализации планов Вашингтона?
— А в Казахстане новая власть? Не уверен. Результаты партии президента «Нур Отан» сопоставимы с цифрой, полученной «старой властью». Ни количественных, ни качественных изменений почти нет. Те же самые лица. Состав партии власти немного обновился за счет проведенных в прошлом году праймериз, но это не судьбоносные изменения и носят косметический характер. Власть в Казахстане, в отличие от американской, остается той же.
И это главная проблема РК. Ни о каком успехе или не успехе транзита власти, который начался еще весной 2019 года, говорить рано. Токаев, при всех положительных характеристиках, которые ему дают и в России, и в Китае, и на Западе связан в своих решениях, не самостоятелен на сто процентов. Фактор «полутранзита» делает Казахстан восприимчивым к американскому влиянию. США пытается использовать это для усиления своего присутствия.
«СП»: — А другие страны региона?
— Узбекистан, чей ВВП ниже казахского в 2−3 раза, интересен с точки зрения приватизации, но менее уязвим для внешнего влияния. Киргизия, где транзит власти перманентен, сложна и не интересна в экономическом плане. Для Туркмении и Таджикистана транзит власти становится актуальнее с каждым днем, но Таджикистан беден, а туркменские газовые поставки все законтрактованы Китаем. Попробуй потягайся. К тому же там железный занавес.
Остаётся Казахстан. Поэтому там будут действовать и пряником — ЦАИП, и кнутом, если это будет необходимо. Другое дело, что с жесткими мерами у американцев пока все складывается не очень. С китайцами они бороться не могут. И даже с российским влиянием они борются с трудом, что видно по Киргизии, куда США пытались заскочить в октябре, но не смогли. В Центральной Азии влиять через НКО сложнее. Поэтому задействуют реальные экономические рычаги.
Главный редактор информационного портала «Русские Казахстана» Илья Намовир из Кокчетава считает, что РФ и РК настолько близки, что вторжение в регион США (даже полувоенного характера) не сможет всерьез ухудшить двусторонние отношения.
— Если не брать в расчет потенциальных «черных лебедей», которые могут прилететь в любой момент, то в наступившем году в отношениях России и Казахстана вряд ли произойдут какие-то резкие изменения. Обе страны будут заняты восстановлением своих экономик после удара пандемии, и осложнять этот процесс не с руки ни одной, ни другой стороне, особенно учитывая огромное количество двусторонних промышленных, финансовых и торговых связей.
Казахстанские элиты будут также заняты внутренней борьбой за сохранение своего места и влияния в претерпевающей постепенные изменения политической системе страны. Перед российскими властями же стоит целый ворох внешнеполитических вызовов наряду с собственными внутренними проблемами, и поэтому наличие какой-то новой «точки напряжения» в отношениях с одним из своих ближайших (во всяком случае, декларирующего себя таким) партнеров явно не в интересах России.
А недавний скандал с высказываниями Никонова и Федорова скорее был способом выразить озабоченность российской стороны некоторыми политическими движениями своего союзника.
«СП»: — Какие именно? Проамериканскими?
— Строительство с участием Пентагона учебного центра для тренировок казахских пограничников под Алматой, антикризисного учебного центра по обучению специалистов по физической защите ядерных объектов в Усть-Каменогорске, поставку специализированного американского оборудования для оснащения пунктов пропуска на российско-казахстанской границе, те же американские биолаборатории в Казахстане или недавнее сообщение о предстоящей покупке Казахстаном двух американских самолётов-разведчиков King Air B300ER Scorpion с полным набором разведывательного оборудования.
Тем более, что в Москве хорошо понимают, что у США и их западных союзников достаточно рычагов давления на казахстанское руководство: начиная от ареста зарубежной недвижимости и заканчивая заморозкой зарубежных счетов как конкретных представителей казахстанских элит, так и того же Нацфонда РК (прецеденты уже были).
И в условиях неуклонной эскалации напряженности в отношениях как России и США, в частности, так и России и Запада, в целом, руководство РФ так или иначе будет вынуждено держать на контроле события в соседней стране с самой протяженной совместной границей.
Как американцы «соблазняют» Казахстан и Узбекистан
Зачем госсекретарь США Майкл Помпео наведался в Нур-Султан и Ташкент и каковы будут последствия этого визита для Москвы и Пекина?
Высокопоставленные американские политики не балуют государства Центральной Азии своими наездами. Вице-президенты приезжали сюда в 1993 и 1996 годах, а после 2015-го регион не посещали даже госсекретари. И вот, наконец, в Казахстан и Узбекистан прибыл отвечающий в США за иностранные дела Майкл Помпео.
Три других государства ЦА он игнорировал: с них вряд ли возможно снять сейчас сливки. Потому как Киргизия и Таджикистан находятся под «протекторатом» России, являются членами ОДКБ (а КР еще и в ЕАЭС), в них дислоцированы военные базы РФ. С Туркменией же полная неопределенность, и Вашингтону не вполне понятно, с какой стороны к ней можно подступиться.
Другое дело — Казахстан и Узбекистан. У них есть «сильные стороны», которые американцы нацелены ослабить, оторвав от России и Китая. «Росбалт» уже писал о новой стратегии США по Центральной Азии, предусматривающей, в частности, интеграцию в регион Афганистана. Американцы, вроде бы, готовятся к выводу своих войск из этой страны, но это не означает отказ от контроля над ней. Напротив, он должен быть ужесточен и расширен посредством республик, занимающих лидирующие позиции в ЦА.
За счет чего можно загнать их под американский «колпак», и какая из двух стран окажется более восприимчивой к влиянию США? Методы подкупа Нур-Султана и Ташкента обычные: через инвестиции, военное сотрудничество, лесть и очернение традиционных партнеров — РФ и КНР. Время подходящее: президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев отошел от изоляционистской политики своего предшественника, но пока отказался от вступления своей страны в ЕАЭС, да и в ОДКБ возвращаться не планирует. Так что период для «перехвата» самого динамично развивающегося государства в регионе вполне удобный.
Что же до Казахстана, в нем сейчас продолжается транзит власти. И что реально представляет собой президент Касым-Жомарт Токаев для Кремля, не вполне ясно. Также нет определенности, является ли он фигурой для переходного периода или будущим полноценным главой государства. В такой ситуации Токаеву было бы не лишним заручиться поддержкой США. Но это фактически означает экспорт влияния Вашингтона в Центральную Азию с неблагоприятными последствиями. Такими, например, как заявка на создание в Казахстане и нейтральном Узбекистане военных и тренировочных баз. Понятно, какой будет реакция России и КНР, и как она дестабилизирует регион.
Кроме того, в отличие от американцев, способствовавших в недалеком прошлом беспорядкам в Киргизии и Казахстане, Москва не одержима сменой режимов в этих государствах. И американцы никак не защитят весь регион от террористической активности, в то время как Россия, заинтересованная в безопасности своих границ, реально делает это.
Какие отношения сейчас у Казахстана и Узбекистана с Соединенными Штатами? Токаев заявил, что они «тесные» в самых разных сферах. Он, по его словам, обсудил с Помпео вопросы углубления двусторонних связей по всему спектру сотрудничества, включая инвестиционное, которое и сейчас находится на высоком уровне, а также продвижение «демократических ценностей».
А вот, вкратце, ключевые моменты прямой речи Помпео, выстроенной вполне выверено: «Мы начали обсуждение вопросов, касающихся передачи президентской власти, имевшей место в 2019 году… Я отметил и буду отмечать лидерство Казахстана в возвращении в страну иностранных боевиков-террористов и их семей из Ирака и Сирии. Надеюсь, ваши обязательства в вопросах правосудия вдохновят другие страны, которые сделают то же самое… Мы приветствуем ваши амбициозные реформы… Партнерство с американскими компаниями обеспечит самый лучший результат для любой страны, это очень хорошие сделки, создающие рабочие места».
Наступил госсекретарь и на больную мозоль: «Мы обсудили торговлю людьми, тяжелую участь более миллиона мусульманских уйгуров и этнических казахов… в лагерях Синьцзяна в КНР». От имени США он призвал обеспечить безопасность людей, желающих покинуть Китай, и защитить их человеческое достоинство. Известно также, что американцы пообещали поддержать Казахстан в нераспространении на него американских санкций. Комментарии, как говорится, излишни.
И вот Помпео в Узбекистане, вставшем перед серьезным выбором основного внешнеполитического партнера, способного защитить, а не ущемить национальные интересы страны. Задача сложная: сближение с США означает их прямое вмешательство во внутренние дела и ухудшение отношений с РФ и Китаем. Пекин — богатый, готов сильно тратиться, но безопасность республики он не обеспечит. Кроме того, надо учитывать недоверие населения во всей ЦА к китайскому присутствию. Москва не так богата, но она полностью выложится для того, чтобы узбеки от нее не уплыли. Также в России много мигрантов из Узбекистана, что приносит этой стране деньги.
Приняли Помпео радушно, однако без лизоблюдства. По окончании встречи госсекретаря с главой узбекского МИД Абдулазизом Камиловым последний сообщил, что отношения между США и его страной «находятся на пике своего развития, … они устойчивы и предсказуемы». Вместе с тем стороны продолжат работать, чтобы снять «раздражительные моменты». Какие именно, не уточняется. По официальной информации, узбекская сторона выразила готовность и впредь создавать благоприятные условия для американских бизнесменов и реализации инвестиционных программ. А Помпео признал прогресс в области защиты прав человека, достигнутый Узбекистаном за последние три года.
Речь, разумеется, шла и об Афганистане — «Стороны договорились активизировать совместную работу по оказанию практической помощи Афганистану и его подключению к торгово-экономическим и транспортным коммуникациям Центральной Азии». Вопрос — как именно это будет выглядеть и, в итоге, в чью пользу? Ташкенту же американцы предоставят аж миллион долларов «на помощь в области сдерживания и взаимосвязи между Узбекистаном и Афганистаном».
Зато по окончании встречи госсекретаря с президентом Мирзиеевым было озвучено, что «выделение почти 100 млн долларов через программу помощи США направлено на поддержку реформ», проводимых лидером страны. Кроме того, Помпео пообещал содействие для вступления Узбекистана в ВТО и заявил, что страна имеет широкие возможности для развития бизнеса, позволяющие в десятки раз увеличить взаимодействие с США. В общем, поставь на Америку — получишь результат.
Хотя другие государства региона менее перспективны для США, однако в Ташкенте состоялась встреча Помпео с главами МИД всех пяти стран Центральной Азии. По информации узбекского внешнеполитического ведомства, ее участники приняли совместное заявление, предусматривающее расширение диалога по угрозам, исходящим от боевиков, обмен опытом по противодействию терроризму. США «подтверждают неизменную поддержку суверенитета, независимости и территориальной целостности стран региона, а также твердую приверженность расширению многопланового регионального сотрудничества во всех сферах, представляющих взаимный интерес». Кроме того, в планах продвижение «мирного процесса и политического урегулирования ситуации в Афганистане», укрепление торгово-экономических, транспортных и инфраструктурных связей государств региона с этой страной.
Скорее всего, Вашингтон нащупывает почву для создания своего представительства в ЦА по афганской проблематике — причем с военной составляющей, несмотря на то, что в регионе сильны позиции ОДКБ. Ну и, вероятно, Помпео обозначил главам МИД ключевые позиции новой концепции США по Центральной Азии.
Теперь остается гадать, клюнут ли Казахстан и Узбекистан на посулы. В Ташкенте их было дано меньше, чем в Нур-Султане: видимо, первый видится Вашингтону менее податливым, чем второй. И в нем сложнее пошатнуть позиции «врагов Америки».
Трудно сейчас предугадать, что получат США в «сухом остатке» от этих двух стран. Скорее всего, горячие объятия Казахстана, которые в полноценные союзнические отношения вряд ли перерастут, поскольку партнерство с РФ и КНР все же важнее и надежнее. Хотя большие уступки американцам будут — деньги решают многое. А от Узбекистана стоит ждать большей сдержанности и дальновидности. Как сказал глава МИД Камилов, «мы не очень хотели бы ощущать на себе нежелательные политические последствия в связи с каким-то соперничеством в нашем регионе между крупными державами».
Казахстан согласился стать американским полигоном против России и Китая
Казахстан становится территорией, где Пентагон и его союзники по НАТО отрабатывают приёмы ведения боевых действий, приближенных к реальным, и в условиях близких к климатическим и географическим – той же России и Китая. Фактически это своеобразная «разведка боем» и Казахстан, в данном случае, выполняет роль клина, вколоченного прямо в сердце Евразии.
Об этом в своей колонке для «ПолитНавигатора» пишет сопредседатель Социалистического движения Казахстана Айнур Курманов.
В июле этого года в Казахстане пройдут совместные учения американских и казахстанских военных «Степной орёл», которые проводятся регулярно и призваны обеспечить эффективное проведение «миротворческих операций и соответствующую тактику, технику и процедуры для отрядов на уровне бригады, и предназначены для подготовки» сухопутных войск обеих стран. Помимо этого, в учениях должны принять участие военнослужащие Великобритании и Канады.
Официальной целью учений объявлена совместная отработка «вопросов по организации управления подразделениями, взаимодействия международных контингентов, а также по проведению штабных процедур, применяемых в многонациональных штабах». На самом деле идет отработка взаимодействия подразделений и обучение младшего и среднего офицерского состава казахстанских войск по стандартам НАТО, а попутно американцы и их союзники осваиваются на наших землях.
Периодически к таким учениям подключаются также отдельные подразделения войск Узбекистана и Таджикистана, как и в этот раз. Что характерно, напрочь игнорируются в последнее время военнослужащие соседнего Кыргызстана, которые рассматриваются Вашингтоном в качестве союзников России. И это еще раз показывает на кого опираются американцы в своих геополитических играх в Центральной Азии.
Упор делается, в первую очередь, на Казахстан и Узбекистан, как на два важнейших государства региона с целью их втягивания в свою орбиту. При этом, Нур-Султан, несмотря на то, что является членом ОДКБ, уже давно и активно встраивается в американскую военно-политическую схему выдавливания России и выстраивания нового фронта уже на территории бывших советских среднеазиатских республик.
При этом, данная военно-политическая активность Вашингтона происходит в рамках формата С5+1 и подкрепляется финансовыми вливаниями через Центральноазиатское инвестиционное партнёрство, куда направлены средства в миллиард долларов для Нур-Султана и Ташкента. То есть, учения только лишь часть общей политики Вашингтона, направленной на отрыв конкретно Казахстана от ЕАЭС и ОДКБ.
Проведение подобного рода учений хотя бы даже и под прикрытием старой программы НАТО «Партнерство ради мира» в нынешних условиях усиления противостояния между супердержавами несет лишь дополнительную напряженность и является серьезным раздражающим фактором для Москвы и Пекина. Всё это не только не служит делу мира, а, наоборот, милитаризует регион и несет угрозу, в первую очередь, для самого казахстанского народа.
Данная авантюристическая политика проводится уже давно и привела к созданию сети военных и полувоенных организаций с участием представителей Пентагона. Еще с 2008 года в Караганде действует Казахстанский учебный центр специальной программы НАТО «Партнёрство ради мира» (КАЗЦЕНТ). Это единственный дипломированный центр, обучающий военнослужащих стран Центральной Азии по стандартам североатлантического альянса.
Пять лет назад на базе кадетского корпуса Министерства обороны Казахстана имени Чокана Валиханова в Щучинске был создан курс подготовки, на котором преподают инструкторы Академии сержант-майоров Сухопутных войск ВС США. Уже в 2018 году на базе Алма-Атинского погранучилища (ныне Академия пограничной службы) заместитель посла США в Республике Казахстан Теодор Линг в рамках Программы по экспортному контролю и безопасности границ (ЭКБГ) открыл Центр для обучения пограничников стран Центральной Азии.
Кроме этого, военные США оказали финансовую поддержку Академии Комитета национальной безопасности (КНБ) Казахстана и предоставили специальное оборудование для пограничных пунктов именно на границе с Китаем. До этого, Пентагон передал еще и 11 модульных комплексов, которые были размещены в пункте технического наблюдения «Мыс Скалистый» на Каспии уже для отслеживания активности российской флотилии.
Получается, что американские военные тихой сапой берут под свой контроль пограничную службу страны, обучают военных и дарят оборудование, данные с которого идут непосредственно в Пентагон. Добавьте к этому продажу правительству Казахстана самолетов King Air B300ER Scorpion с системами разведки, наблюдения и рекогносцировки (ISR) и соответствующего оборудования по ориентировочной стоимости в 128,1 миллиона долларов, и картина станет целостной.
Но кроме военно-биологических объектов и казахстанских НИИ, работающих по программам Пентагона, то же Агентство по уменьшению угрозы Министерства обороны США (DTRA) создало в 2019-м году специальный Антикризисный учебный центр Национальной гвардии Казахстана в Усть-Каменогорске. Там американские военные якобы готовят местных специалистов в деле охраны ядерных объектов.
Все это прикрывается теперь объектом в лице Банка низкообогащённого урана, находящегося под эгидой МАГАТЭ, но построенного на деньги США, ЕС и Саудовской Аравии. Создан он был по инициативе Нурсултана Назарбаева как хранилище сырья для западных атомных станций, с которого казне страны не перепадает ни цента. Он был нужен как очередной международный центр, дающий возможность привлечь американских военных якобы для его защиты и гарантирующий «независимость» и «суверенитет» Казахстана.
На самом деле, правящая элита думает, что при поддержке иностранных штыков сможет удержать трон, а вовлекая западные корпорации и отдавая им самые лакомые месторождения, застраховать себя от «углубленной интеграции». Поэтому и понадобилась на этом фоне раскрутка казахского национализма и кампания по отмене официального статуса русского языка, чтобы через призму государственной националистической идеологии оправдать свой геополитический поворот в сторону Запада.
Для этого и раскручивается мнимая угроза со стороны северного соседа, демонизируется российское руководство и придумываются небылицы о геноциде казахов со стороны кровожадной «империи». То есть, суть всех этих военных учений, подготовки офицеров по стандартам НАТО, размещения американских военных объектов заключается в желании свернуть с евразийского пути и опереться на США, Турцию и ЕС.
В итоге это может очень дорого обойтись для нашего народа, так как предательство своих исторических союзников может привести к серьезнейшим последствиям и расколоть само общество. Лишившись поддержки России и ОДКБ, Казахстан может столкнуться с целым пакетом претензий со стороны соседних держав и может быстро потерять независимость и целостность. В случае же реальной военной угрозы все эти объекты и центры НАТО будут первыми мишенями со стороны той же китайской армии.
Кажется, казахстанское руководство не вынесло вообще никаких уроков после неудачной попытки размещения американских военных баз на Каспии в 2018-м году. Ведь тогда только соглашение о разделе данного внутреннего моря предотвратило превращение акватории в зону возможного конфликта. Теперь стремление Нур-Султана взять реванш является не просто авантюрой, а игрой с огнём, который может плохо кончиться.
Мы еще и еще раз говорим о том, что Казахстан должен стать свободным от американских военных объектов и организаций. Также необходимо окончательно покончить с этими учениями и ликвидировать центры по подготовке военнослужащих по лекалам НАТО. Кроме этого, должен быть закрыт и транспортный коридор для армейских грузов в Афганистан, так как страна стала перевалочной базой для осуществления агрессивных действий Пентагона в регионе.
Только так можно в реальности гарантировать мирное существование нашего народа и, укрепляя ряды ОДКБ, создать оборонительный союз, способный защитить от любых внешних угроз.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Между «хочется» и «колется»: Казахстан и США в поисках доверия
Нурсултан Назарбаев и Дональд Трамп встретились в Вашингтоне, взаимно нуждаясь, но и взаимно подозревая друг друга
Государственный визит есть государственный визит. Красная дорожка, оркестры, гимны, морские пехотинцы, так и не научившиеся как следует ходить за двести лет своей истории.
Ещё ни одного среднеазиатского лидера в США не принимали с таким пиететом — при правлении Трампа, имеется в виду. И ни один не приезжал в Америку в таком униженном состоянии. И тоже при правлении Трампа.
Официальные и подлинные цели
Основная цель визита — «укрепление доверительных контактов на высшем уровне, дальнейшее углубление и расширение взаимодействия между Астаной и Вашингтоном по всему спектру казахстанско-американского сотрудничества с выведением двусторонних отношений на новый уровень», — так звучит официальная версия казахстанского МИД.
Кроме того, намечено, согласно опять же официальным релизам, проведение переговоров по укреплению и расширению стратегического партнёрства, которого вообще-то никогда и не было, как и «доверительных контактов на высшем уровне». Поскольку последнее обстоятельство для многих очевидно, чтобы не было совсем забавно, в официальных заявлениях даются разъясняющие пометки: речь идёт о региональной безопасности и экономическом сотрудничестве.
С региональной безопасностью всё ясно: это прежде всего Афганистан. Правда, представители МИД Казахстана указывают ещё и на то, что «в региональном разрезе большой потенциал имеется у нового формата диалога пяти стран Центральной Азии и США — он называется C5 + 1».
Многое ясно и с «экономическим сотрудничеством». Экономики Казахстана и США связывают копейки: за 10 месяцев 2017 года, по которым имеется статистика, объём товарооборота не достигал и 1,4 миллиарда долларов, да к тому же упал на 4,5% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Потому за изящным эвфемизмом прячется очень важная лично для Назарбаева задача: снять арест с размещённых в американских банках активов казахстанского Национального фонда. Активов, замороженных нагло, быстро и без всякого снисхождения для «стратегического партнёрства». Назарбаеву предстоит поистине тончайшая работа по сплетению «доверительности» с США в условиях продемонстрированного хамского отношения Вашингтона к Астане.
Не забудем имиджевый фактор
Необходимо иметь в виду ещё одно обстоятельство: Казахстан с 1 января стал временным председателем Совета Безопасности ООН. Ненадолго — на месяц. Статус временный, но почётный, особенно в восприятии восточных стран.
Это пост, который не предполагает, дипломатично скажем, какого-то серьёзного влияния на повестку дня Организации Объединённых Наций, — отметил в разговоре с «Царьградом» один из ведущих востоковедов России и лучших политических экспертов по региону Центральной Азии Андрей Грозин. — Но это имиджевая вещь. А к таким вещам в Центральной Азии относятся очень трепетно. Это воспринимается как очень большая дипломатическая победа, которая позволяет, скажем так, идеологам Республики Казахстан демонстрировать это решение как признание особой роли Казахстана и всё такое прочее. Для Центральной Азии это, безусловно, победа, потому что, кроме Казахстана, никто этой вершины пока не достиг. И Астана может позиционировать себя в качестве одной из тех столиц, что формируют повестку дня всего мирового сообщества.
Но в этом имиджевом вопросе политолог, который является старшим научным сотрудником Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института востоковедения РАН, отмечает и встречное движение со стороны администрации США.
Нурсултану Абишевичу, в отличие от некоторых других постсоветских лидеров, не надо будет подстерегать Трампа где-нибудь у туалета и потом устраивать глупые фотосессии на фоне решётки Белого дома, рядом с туристами, которые этот Белый дом через эту решётку снимают, — отметил Грозин. — Официальный визит — это демонстрация внешне уважительного отношения нынешней американской администрации к Республике Казахстан и к её руководству.
Но о чём конкретно будут говорить два лидера, везёт ли Назарбаев какое-то послание Трампу, о чём будут договариваться в ходе личной встречи, — это всё пока покрыто тайной.
Но не тайна — проблемы между США и Казахстаном
Отношения между двумя странами отравляет одна очень неприятная ситуация. В США заморозили 40% национального Фонда будущих поколений Казахстана. Это составляет 22 млрд долларов — ни много ни мало 17% ВВП. Данная акция была произведена по иску молдавского бизнесмена Анатолия Стати и его сына против казахстанского правительства: молдаване что-то вложили в нефтегазовую отрасль страны, но затем потребовали от её властей возмещения убытков в четыре миллиарда долларов, заявив о попытке рейдерского захвата своей собственности. Арбитражный суд Стокгольмской торговой палаты подтвердил нарушение со стороны Казахстана некоего Договора об энергетической хартии, и семья Стати обратилась за исполнением иска в суды Бельгии и Нидерландов. А уж там постановления этих судов решил исполнить один американский банк.
Я не верю, что суды в данном случае действовали абсолютно самостоятельно, — заявил «Царьграду» Андрей Грозин. — Во-первых, это очень большая сумма, во-вторых, решение по заморозке национальных резервов, помещённых в западных фондах, — это не прерогатива Амстердамского городского суда. Совершенно ясно, что на Казахстане тренируются, чтобы потом взяться за русских и китайцев.
Конечно, считает эксперт, Казахстану не легче от того, что он превратился в лабораторную мышь, на которой отрабатываются какие-то приёмы: страна практически по щелчку чужого пальца лишилась своих ресурсов, которые, как выяснилось, были не очень обдуманно размещены в западных структурах. И ехать в Вашингтон Назарбаеву пришлось именно на этом фоне.
И уже на фоне этого фона целый ряд наблюдателей сходится во мнении, что изначально Казахстан поставлен в положение просителя, то есть на изначально уязвимые позиции.
И здесь получается некий любопытный поворот, — констатирует Андрей Грозин. — Исходя даже из этой позиции просителя, говорить о том, что Назарбаев везёт какое-то предложение, какое-то послание, — даже не совсем серьёзно. По каким параметрам ни смотри — что по низовым, что по геополитическим, — естественно, Казахстан оказывается в сложной ситуации. Но с другой стороны, и в самих США интерес к приручению Казахстана очень велик. И если после визита казахстанского лидера из Вашингтона щёлкнут по носу того же самого «независимого» амстердамского судью и скажут, чтобы он не забывал, где его место, может сложиться очень перспективная для США ситуация с укреплением американского влияния на Астану.
Потому что, полагает эксперт, что бы там ни говорилось, все понимают, что влияние Казахстана на тот же процесс внутрисирийского урегулирования есть. И это влияние можно использовать тем же американцам для спасения уже своего лица. То же самое касается и особых отношений Казахстана с Кремлём или Пекином. Они вполне заинтересованы в том, чтобы послушать, что скажет главный человек в Казахстане по поводу перспектив, например, реализации инициативы «Один пояс — один путь» или о сопряжении этой же китайской инициативы с Евразийским экономическим союзом. Или уже о российских подходах и оценках по, например, афганской тематике.
Иными словами, открывается масса сюжетов и возможностей. Любопытно, удастся ли американцам разыграть хоть один из них с таким опытным и тёртым лидером, как Нурсултан Назарбаев, член ещё Политбюро ЦК КПСС.