казенные учреждения сдают декларацию по налогу на прибыль
Сфера культуры получила дополнительные послабления по уплате налога на прибыль
baranq / Depositphotos.com |
Поправками к Налоговому кодексу учреждения культуры освобождены от обязанности представлять декларации по налогу на прибыль за отчетные периоды 2020 и 2021 годов, а сам налог за 2020 и 2021 годы смогут уплатить до 28 марта 2022 года. Законом также предусмотрено освобождение сферы культуры от уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль за 2020-2021 годы (Федеральный закон от 2 июля 2021 г. № 305-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Уточним, что речь идет об организациях, осуществляющих творческую деятельность, деятельность в области искусства и организации развлечений, деятельность библиотек, архивов, музеев и прочих объектов культуры. Виды экономической деятельности для применения льготных правил налоговые органы будут устанавливать по коду ОКВЭД основного вида деятельности организации на 31 декабря 2020 года.
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
Указанные нормы вступят в силу с 2 августа 2021 года.
Казенные учреждения и налог на прибыль
Бухгалтеры казенных учреждений иногда испытывают затруднения, сталкиваясь с налогом на прибыль. Дело в том, что основное направление казенных учреждений — это оказание государственных услуг и исполнение иных государственных функций. А средства, вырученные от оказания государственных и муниципальных услуг, не подлежат налогообложению, об этом четко сказано в пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ.
Впрочем, у казенных учреждений есть и иные источники дохода. Именно поэтому некоторые не могут понять, на какую именно прибыль может начисляться налог. Об этом мы и поговорим сегодня.
В каких случаях казенные учреждения платят налог на прибыль?
Казенные учреждения вовсе не исключены из числа плательщиков налога на прибыль организации. Любые доходы, не перечисленные в ст. 251 НК РФ, подлежат обложению на общих основаниях. Если учреждение получает определенные доходы (за исключением неналоговых), эти средства включаются в состав облагаемой базы по налогу на прибыль.
Налогом облагается прибыль, полученная от реализации товаров и услуг, согласно статье 249 НК РФ, а также прибыль, полученная от внереализационных доходов, согласно ст. 250 НК РФ. В частности:
Приведем пример: когда учреждение выдает сотруднику трудовую книжку или вкладыш в нее, по общему правилу с него взимается плата. Размер этой платы определяется размером расходов на приобретение книжки или вкладыша. Сумма, которую работник возместил учреждению, подлежит учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Ситуации достаточно рядовые, но тем не менее они часто вызывают вопросы по поводу начисления налога. Следует помнить, что такие виды доходов не включены в перечень из вышеупомянутой статьи 251 НК РФ, поэтому и облагаются налогом.
Для того, чтобы четко разобраться в вопросе налогообложения прибыли казенного учреждения, всегда изучайте характер дохода. В этом поможет Налоговый кодекс и устав (положение) учреждения.
Порядок сдачи бюджетной отчетности в налоговую
По закону «О бухгалтерском учете» от 06.12.11 г. № 402-ФЗ все хозяйствующие субъекты должны вести бухучет и формировать соответствующую бухотчетность. Бюджетные организации в этом случае не исключение.
Учет и отчетность бюджетников
Бухучет в государственных учреждениях и коммерческих организациях различается. Принципы и базовые положения остаются неизменными: двойная запись, денежное измерение, обязательное документирование и учет различных операций, периоды формирования отчетов и др. Однако методика и инструментарий характеризуются некоторыми особенности:
До 2013 г. бюджетники передавали бухотчетность в вышестоящие органы по отраслевым нормативно-правовым актам. С 2013 г., согласно пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ, бюджетные учреждения обязаны сдавать отчеты еще и в ИФНС.
Приказы Минфина по отчетности бюджетников для ИФНС и других госорганов:
В данных НПА приведены и регламентированы обязательные формы документов для бюджетников, которые непременно должны включаться в состав их отчетности. Список бухотчетности бюджетников для налоговой службы указан в Письме Минфина от 28.03.13 г. № 02-06-07/9937.
Согласно этому письму, получатели финансирования из бюджетов разных уровней должны подавать в ИФНС Баланс по ф. 0503130. В нем фиксируются показатели на начало и конец периода формирования отчета, поэтому все показатели за предыдущий год должны совпадать с показателями в отчете по текущему году. Исключением являются ликвидация или реорганизация хозяйствующего субъекта. В данной ситуации учреждения госсектора предоставляют ликвидационный или разделительный Баланс по ф. 0503830.
У бюджетных и автономных экономических субъектов перечень отчетных форм для сдачи в налоговые органы обширнее:
Для грамотного формирования и заполнения бюджетной бухотчетности целесообразно использовать специализированные программы, например, 1С: Бюджетная отчетность. Данный продукт предназначен для сбора, обработки, проверки, объединения сведений и анализа отчетности бюджетников. Кроме того, для ведения бухучета подойдет 1С: Бухгалтерия для бюджетных учреждений. Эти программы можно интегрировать между собой, чтобы сведения в них совпадали.
Как и коммерческие компании, госучреждения сдают отчетность по имущественным налогам. Если за организацией закреплено какое-либо имущество, то ей необходимо подавать налоговые декларации и платить налоги. Порядок предоставления документов и сроки уплаты налогов одинаковый у получающих или не получающих прибыль организаций.
Важно! Госучреждения не обязаны сдавать в налоговую службу консолидированную отчетность.
Сроки подачи отчетности для бюджетников в ИФНС
На 1 января бюджетники по итогам своей деятельности подготавливают годовую отчетность по результатам предыдущего года. Сведения в ней проставляются в руб. и коп. и обязательно нарастающим итогом. Подписывают бухотчетность директор, главбух и начальник финансово-экономического отдела, если он есть и в отчетах имеются планово-аналитические показатели.
Главную книгу и иные регистры бухучета бюджетной организации сверяют с показателями учета и контрольными соотношениями Федерального казначейства, размещаемыми на сайте госоргана. После сверки составляется годовая бухотчетность с данными по всем филиалам учреждения, независимо от их месторасположения.
Бухгалтерская отчетность передается в ИФНС в течение 3-х месяцев по окончании календарного года. За 2019 г. бюджетники должны сдать свою отчетность до конца марта 2020 г.
Важно! Согласно ст. 126 НК РФ за непредставление налоговому органу сведений, подлежащих налоговому контролю, налагается штраф 200 руб. по каждой непредставленной форме. На должностных лиц также возможно наложение штрафа (300-500 руб.).
Прибыль без налога для казенных учреждений
Автор: Амина Русак, бухгалтер-консультант Линии консультации компании «ГЭНДАЛЬФ»
Материалы газеты «Прогрессивный бухгалтер», бюджетный выпуск, февраль 2020 г.
Задним числом, то есть с 1 января 2019 г., казенные учреждения освободили от налога на прибыль с приносящей доход деятельности. Расскажем, что делать с уже уплаченным налогом и что теперь стало налоговой базой для налога на прибыль.
Прибыль с доходов бюджета
Согласно поправкам, внесенным Федеральным законом от 29.09.2019 № 325-ФЗ в НК РФ, 1 января 2019 г. вступили в действие изменения по налогу на прибыль для казенных учреждений.
Теперь казенным учреждениям не нужно уплачивать налог на прибыль с любых средств, полученных от приносящей доход деятельности, в том числе с доходов от реализации товаров, готовой продукции и прочего имущества (Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ в пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ).
До этого от налогообложения освобождались только средства, полученные казенными учреждениями от оказания услуг (выполнения работ). А, например, доходы от реализации нефинансовых активов облагались налогом в общеустановленном порядке (письма Минфина РФ от 25.04.2019 № 03-03-05/30244, от 04.04.2019 № 03-03-07/23385, от 26.02.2019 № 03-03-06/3/12369). В случае, если реализованное имущество было приобретено за счет бюджетных средств, то в налоговую базу входила вся выручка от реализации без ее уменьшения на стоимость приобретения НФА.
Нововведение вполне обоснованно и ожидаемо. Так как все средства, полученные от приносящей доход деятельности, казенные учреждения и так отправляли в бюджет. Они не имеют прав самостоятельно распоряжаться этими средствами (п. 4 ст. 298 ГК РФ). По существу, данные средства – доход бюджета, а не доход казенных учреждений. Выходит, что ранее налог на прибыль уплачивался с доходов бюджета.
С чего платить налог на прибыль
После принятия изменений возникает вопрос: а что тогда учреждения должны включать в налоговую базу по налогу на прибыль?
Согласно прямому толкованию пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ следует, что в налоговую базу по данному налогу не включаются именно средства, полученные от приносящей доход деятельности. А что с имуществом либо иным доходом, полученным в натуральной форме?
Так, согласно ст. 250 НК РФ признаются внереализационными доходами и учитываются при исчислении налога на прибыль следующие доходы:
п. 8 – безвозмездно полученное имущество (работы, услуги) или имущественные права (за исключением случаев, указанных в п. 1 ст. 251 НК РФ. Например, имущество, полученное государственными и муниципальными учреждениями по решению органов исполнительной власти всех уровней (пп. 8), или имущество, безвозмездно полученное государственными и муниципальными образовательными учреждениями на ведение основных видов деятельности (пп. 22));
п. 13 – стоимость полученных материалов или иного имущества при демонтаже либо разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации ОС (за исключением случаев, предусмотренных пп. 18 п. 1 ст. 251 НК РФ);
п. 14 – использованные не по целевому назначению имущества, работ, услуг, которые получены в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования, кроме бюджетных средств;
п. 20 – стоимость излишков МПЗ и прочего имущества, которые выявлены в результате инвентаризации.
По мнению автора, исходя из прямого толкования норм НК РФ, поскольку в перечисленных случаях идет речь о получении не денежных средств, а нефинансовых активов (или прав на них), то по отношению к перечисленным доходам, пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ не применяется. То есть с таких доходов казенные учреждения будут по-прежнему исчислять налог.
Что делать с уже уплаченным налогом
Как было указано ранее, новая редакция пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ действует с 1 января 2019 г. То есть законодатели ввели изменения задним числом.
Что делать с теми суммами налога, исчисленными и уплаченными казенными учреждениями, к примеру с доходов от реализации имущества, в течение 2019 г. (до принятия № 325-ФЗ)?
Согласно общему порядку исчисления налога на прибыль и авансовых платежей по нему, установленному ст. 286 НК РФ, налог определяется как соответствующая налоговой ставке доля налоговой базы. Сумма налога по итогам налогового периода рассчитывается самостоятельно налогоплательщиками.
Исходя из ставки налога и прибыли, облагаемой налогом, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового до окончания отчетного периодов, по итогам каждого отчетного периода (квартала) налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа. Ежемесячный авансовый платеж исчисляется в порядке, предусмотренном ст. 286 НК РФ.
На основании вышеизложенного, по нашему мнению, казенные учреждения вправе возвратить излишне исчисленную и уплаченную в бюджет сумму налога. Однако, скорее всего, сделать это они смогут уже после сдачи налоговой декларации за 2019 г. Ее нужно будет предоставить по новой форме, утвержденной Приказом ФНС РФ от 23.09.2019 г. № ММВ-7-3/475@. Именно в ней учтены актуальные изменения налогового законодательства, в том числе внесенные ФЗ № 325-ФЗ.
Внесенные изменения значимы для казенных учреждений, поскольку освобождают от обложения налогом почти все доходы, полученные ими от деятельности, приносящей доход. Однако также возникает целый ряд неясностей. Надеемся, что порядок возврата налога, а также иные разъяснения по применению обновленной нормы НК РФ будут доведены ФНС до налогоплательщиков в ближайшее время.
Казенные учреждения сдают декларацию по налогу на прибыль
Дата публикации 29.10.2020
Должно ли казенное учреждение (администрация) платить налог на прибыль за продажу муниципальной собственности?
Если администрация выступает как орган по управлению имуществом и реализует имущество казны, получателем таких доходов является публично-правовое образование, средства от реализации зачисляются в доход бюджета. Такие доходы не учитываются для целей налогообложения прибыли в силу положений ст. 246 НК РФ, т.к. публично-правовое образование не является плательщиком налога на прибыль. Разъяснения даны в письмах Минфина России от 13.05.2019 № 03-03-05/34024, от 29.03.2018 № 03-03-05/19846, от 08.09.2017 № 03-03-05/57825.
Если администрация выступает в качестве казенного учреждения и реализует основные средства, которые закреплены за ней на праве оперативного управления, доходы от реализации также не учитываются при исчислении налога на прибыль (пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ).
Согласно абз. 3 п. 3 ст. 41 БК РФ казенное учреждение обязано перечислять в доход бюджета средства от продажи основных средств вне зависимости от вида имущества. Доходы в виде средств, полученных казенными учреждениями от приносящей доход деятельности и в соответствии с бюджетным законодательством подлежащих перечислению в бюджетную систему, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Разъяснения даны в письмах Минфина России от 02.06.2020 № 03-03-05/47123, от 27.04.2020 № 03-03-05/34133, от 27.11.2019 № 03-03-06/3/92134, 03-03-06/3/91932.
Таким образом, казенное учреждение (администрация) не должно уплачивать налог на прибыль с доходов от реализации муниципального имущества.