каждый конкретный речевой акт требует совершенно определенных средств выражения

Каждый конкретный речевой акт требует совершенно определенных средств выражения

каждый конкретный речевой акт требует совершенно определенных средств выражения. Смотреть фото каждый конкретный речевой акт требует совершенно определенных средств выражения. Смотреть картинку каждый конкретный речевой акт требует совершенно определенных средств выражения. Картинка про каждый конкретный речевой акт требует совершенно определенных средств выражения. Фото каждый конкретный речевой акт требует совершенно определенных средств выражения

каждый конкретный речевой акт требует совершенно определенных средств выражения. Смотреть фото каждый конкретный речевой акт требует совершенно определенных средств выражения. Смотреть картинку каждый конкретный речевой акт требует совершенно определенных средств выражения. Картинка про каждый конкретный речевой акт требует совершенно определенных средств выражения. Фото каждый конкретный речевой акт требует совершенно определенных средств выражения

каждый конкретный речевой акт требует совершенно определенных средств выражения. Смотреть фото каждый конкретный речевой акт требует совершенно определенных средств выражения. Смотреть картинку каждый конкретный речевой акт требует совершенно определенных средств выражения. Картинка про каждый конкретный речевой акт требует совершенно определенных средств выражения. Фото каждый конкретный речевой акт требует совершенно определенных средств выражения

каждый конкретный речевой акт требует совершенно определенных средств выражения. Смотреть фото каждый конкретный речевой акт требует совершенно определенных средств выражения. Смотреть картинку каждый конкретный речевой акт требует совершенно определенных средств выражения. Картинка про каждый конкретный речевой акт требует совершенно определенных средств выражения. Фото каждый конкретный речевой акт требует совершенно определенных средств выражения

каждый конкретный речевой акт требует совершенно определенных средств выражения. Смотреть фото каждый конкретный речевой акт требует совершенно определенных средств выражения. Смотреть картинку каждый конкретный речевой акт требует совершенно определенных средств выражения. Картинка про каждый конкретный речевой акт требует совершенно определенных средств выражения. Фото каждый конкретный речевой акт требует совершенно определенных средств выражения

каждый конкретный речевой акт требует совершенно определенных средств выражения. Смотреть фото каждый конкретный речевой акт требует совершенно определенных средств выражения. Смотреть картинку каждый конкретный речевой акт требует совершенно определенных средств выражения. Картинка про каждый конкретный речевой акт требует совершенно определенных средств выражения. Фото каждый конкретный речевой акт требует совершенно определенных средств выражения

каждый конкретный речевой акт требует совершенно определенных средств выражения. Смотреть фото каждый конкретный речевой акт требует совершенно определенных средств выражения. Смотреть картинку каждый конкретный речевой акт требует совершенно определенных средств выражения. Картинка про каждый конкретный речевой акт требует совершенно определенных средств выражения. Фото каждый конкретный речевой акт требует совершенно определенных средств выражения

каждый конкретный речевой акт требует совершенно определенных средств выражения. Смотреть фото каждый конкретный речевой акт требует совершенно определенных средств выражения. Смотреть картинку каждый конкретный речевой акт требует совершенно определенных средств выражения. Картинка про каждый конкретный речевой акт требует совершенно определенных средств выражения. Фото каждый конкретный речевой акт требует совершенно определенных средств выражения

Помимо обозначения понятия и стилистической окраски, слово способно выражать чувства, а также оценку различных явлений реальной действительности. Выделяются 2 группы эмоционально-экспрессивной лексики: слова с положительной и отрицательной оценкой. Сравните: отличный, прекрасный, превосходный, чудесный, изумительный, роскошный, великолепный (положительная оценка) и скверный, гадкий, наглый, противный, нахальный (отрицательная оценка). Приведем слова с разговорной оценкой, которые характеризуют человека: умница, богатырь, орел, лев; глупец, пигмей, осел, корова, ворона.

В зависимости от того, какая эмоционально-экспрессивная оценка выражается в слове, оно употребляется в различных стилях. Эмоционально-экспрессивная лексика наиболее полно представлена в разговорно-обиходной речи, которая отличается живостью и меткостью изложения. Характерны экспрессивно окрашенные слова и для публицистического стиля, а в научном, техническом и официально-деловом они, как правило, неуместны.

Однако не все слова четко распределяются между различными стилями. Так, помимо слов, составляющих специфику разговорной речи во всем объеме их значения и не встречающихся в других стилях (крохобор, буквоед, огорошить), имеются и такие, которые являются разговорными только в одном из переносных значений. Так, слово развинченный (причастие от глагола развинтить) в основном значении воспринимается как стилистически нейтральное, а в смысле «утративший способность сдерживаться» – как разговорное.

В русском языке имеется большая группа слов, употребляемых во всех стилях без исключения и характерных как для устной, так и для письменной речи. Они образуют фон, на котором выделяется стилистически окрашенная лексика. Их называют стилистически нейтральными. Сопоставьте приведенные ниже нейтральные слова с их стилистическими синонимами, относящимися к разговорной и книжной лексике.

каждый конкретный речевой акт требует совершенно определенных средств выражения. Смотреть фото каждый конкретный речевой акт требует совершенно определенных средств выражения. Смотреть картинку каждый конкретный речевой акт требует совершенно определенных средств выражения. Картинка про каждый конкретный речевой акт требует совершенно определенных средств выражения. Фото каждый конкретный речевой акт требует совершенно определенных средств выражения

Если говорящие затрудняются определить, можно ли данное слово употребить в том или ином стиле речи, они должны обратиться к словарям и справочникам. В толковых словарях русского языка даются пометы, указывающие на стилистическую характеристику слова: «книжн.» – книжное, «разг.» – разговорное, «офиц.» – официальное, «спец.» – специальное, «прост.» – просторечное и др. Например, в «Словаре русского языка» АН СССР [8] статья оформляется так:

автократ (книжн.) – лицо с неограниченной верховной властью, самодержец;

баловник (разг.) – шалун, проказник;

исходящий (офиц. – дел.) – документ, бумага, отправляемые из учреждения;

замерить (спец.) – произвести измерение чего-л.;

балаганщина (прост.) – грубое, пошлое шутовство.

Каждый конкретный акт речевой деятельности требует совершенно определенных средств выражения. Говорящие должны следить за тем, чтобы слова, употребляемые ими, были по своим стилистическим свойствам однородны, чтобы не возникал стилевой разнобой, а использование стилистически окрашенных слов было оправдано целью высказывания.

Книжные и разговорные слова, правильно введенные в ткань высказывания, придают речи особый колорит, повышают ее выразительность, экспрессивность. Однако далеко не все в достаточной степени обладают языковым чутьем, чувством меры в использовании стилистически окрашенной лексики, которая требует тщательного отбора, внимательного к себе отношения.

Недопустимо неоправданное смешение в речи разностилевой лексики: разговорной, просторечной, книжной. В таком случае высказывание становится разноголосым, лишается внутренней гармонии. Например: «Но Славик не удивлялся этому. После того как он уехал из Красной Поляны и поступил учиться в техникум, он вообще перестал удивляться чудесам, происходившим вокруг него. Его сознание и все элементы восприятия мира как бы очутились в другой плоскости». Первые два предложения написаны в стиле художественной литературы, а последнее – в научном, что и создает разно-стильность. Другой пример: «А когда вечером они разогревали загустевшее за день – аж ложка стоит – варево, небо блистало в окнах ясными слезами звезд». В этом предложении поэтические слова блистало, ясные слезы звезд не гармонируют с просторечными и разговорно-бытовыми аж, варево, ложка.

Употребление разностилевой лексики, немотивированное использование разговорных и просторечных слов – довольно распространенная стилистическая ошибка, часто встречающаяся в школьных сочинениях. Например: «Андрею Болконскому, человеку с передовыми взглядами, светское общество не родня»; «Павел Власов еще пуще сплачивает своих друзей»; «Они активно трудились на ферме».

Совершенно недопустимо употребление разговорной и просторечной лексики в текстах официально-делового стиля. Приведем примеры.

Судебный акт: «Хищения производились путем непосредственного изъятия из кладовки (надо: кладовой), продажи продуктов за наличный расчет и присвоения денег».

Деловое письмо: «Вам необходимо выделить сорок человек для погрузки морковки и картошки (надо: моркови и картофеля)».

Анкета: «Должность родителей: мама – врач, папа – инженер (надо: мать, отец)».

Не всегда уместным бывает употребление в разговорно-обиходной речи специфических слов из других стилей литературного языка. Например: «Я сегодня запрограммировала пойти к окулисту»; «В нашем зеленом массиве много грибов и ягод»; «На семейное мероприятие прибыло много гостей»; «Надо заострить внимание на этом вопросе».

Источник

Лексическая норма. Лексическая норма(1). Лексические нормы Упражнение Назовите словосочетания, из смещения (контаминации) которых появились новые ненормированные выражения

Упражнение 1. Назовите словосочетания, из смещения (контаминации) которых появились новые ненормированные выражения.

Тратить нервы = трепать, портить нервы + тратить здоровье, силы.

Поднять тост= сказать тост+ поднять стакан ; играть значение=играть роль+ иметь значение ; оказать вред= оказать помощь+ нанести вред; занять звание чемпиона=занять место + получить звание чемпиона ; за­щитить степень=защитить курсовую+ получить степень.

Упражнение 2. Отметьте случаи лексического плеоназма. Исправьте предложения.

Упражнение 3. Найдите случаи тавтологии, исправьте предложения

1.По сведениям из осведомленных источников, намечено подписание «Договор о национальном согласии». 2. Раскрывая предложенную тему, мы попытаемся осветить концепцию занятости в новых социально-экономических условиях России. 3. Товарные биржи были созданы в форме акционерных обществ. 4. после длительного перерыва возобновляется постановка «Гамлета». 5. Подводя итоги, можно показать следующие соображения. 6. Результаты вашей оплошности последуют незамедлительно. 7. Он снова понял, что его охватило болезненное чувство одиночества. 8. В прошлом году выдался неурожайный сезон. 9. Мы каждый месяц вносим абонентскую плату за радиоточку. 10. В пищу животным стали подсыпать минеральные добавки.

Упражнение 4. Укажите случаи «смешения стилей» в следующих фразах

1. В творческих объединениях «Мосфильма» немало задумок, творческих заявок и уже созданных ологического оборудования. 3. Дело, конечно, не только в том, мы ведем своё хозяйство по науке. 4. автору пришлось проанализировать 33 нормативных документа по приватизации (включая законы, указы и т.п.). 5. Банковские платежи стали задерживать до трех месяцев. 6. На днях дни в Кремлевском дворце открывается международный форум «Мировой опыт и экономика России». 7. По наблюдению автора, необходимость такого анализа и сейчас актуальна. 8. Стала очевидной нетождественность замыслов программы социальным условиям жизни. 9. У людей появилась вера в частную собственность и возможность добиться успеха своими силами. 10. В качестве ключевого фактора нужно задействовать человеческий.

Упражнение 5. Выберите правильное значение иноязычных слов, составьте с ним предложения.

1.Собрание по какому-либо вопросу.

2.Соглашение по спорному вопросу.

3. Бессмыслица, нелепость, чепуха.

1. Собрание делегатов для решения различных вопросов.

2. Собрание должностных лиц.

1. Барственный, холеный.

2. Основанный на интуиции.

3. Основанный на опыте.

Задание 6. Определите, в каких предложениях иноязычные слова употреблены неправильно. Составьте собственные предложения с этим словами.

Упражнение 7. Определите значения следующих иностранных слов. Составьте с ними словосочетания.

Упражнение 9. Подберите подходящие синонимы из скобок к данным паронимам

Упражнение 10. Восстановите паронимические пары. Составьте словосочетания с каждым из паронимов

Упражнение 11. Объясните различия в значениях слов, входящих в паронимический ряд. Составьте словосочетания

Упражнение 12. Найдите ошибки в употреблении слов-паронимов. Исправьте ошибки

Упражнение 13. Определите тип ошибок, связанных с нарушением лексических норм. Исправьте предложения.

Упражнение 15. Сформируйте пары из фразеологизмов-антонимов и объясните их значение.

Черная кровь; выдерживать характер; гонять лодыря; без царя в голове; грош цена; за тридевять земель; повернуть оглобли назад; голубая кровь; два шага; цены нет; голова на плечах; гнуть спину.

Упражнение 16. Сформируйте пары из фразеологизмов-синонимов и объясните их значение.

Голову морочить; одним лыком шиты; заговаривать зубы; одного поля ягода; Рубикон перейден; рукой подать; жребий брошен; два шага; белая кость; держать ухо востро; голубая кров; держать ушки на макушке; утереть нос; заткнуть за пояс; дать осечку; гроша медного не стоит; дать маху; грош цена.

Нарушение лексической сочетаемости

1. Отметьте предложения, где слово употреблено без учета его значения

1 1. Красивы весной березки в своем подвенечном саване. 2. Красота русской природы всегда вдохновляла художников-пейзажистов. 3. На привале мы читали отрывки из творчества любимых поэтов. 4. Я решил стать офицером, потому что у меня отец и дед офицеры, и я хочу продолжить семейную династию. 5. На последней выставке нам было представлена целая плеяда новых компьютеров.

2 1. Весной линяют зайцы и синицы, а у куниц появляется наследство. 2. Специалисты нашего оздоровительного центра обладают как традиционными, так и новейшими методами диагностики. 3. А когда ему говорят про какой-нибудь дом, назначенный к торгам, то он едет в этот дом и обхаживает его. 4. Северный полюс долгое время оставался недоступным для исследователей. 5. В течение февраля продолжительность суток в Подмосковье возрастает на два часа.

4 1. И те, кто придут на фестиваль, не пожалеют о потерянном времени. 2. Нередко зрители становятся свидетелями острейших дуэлей многих сильных спортивных команд мира. 3. Когда читаешь поэзию, встречаешь неизвестные теперь слова: ланиты, длань, пламень, глас. 4. Необходимо сравнить результаты третьего обследования и предыдущих. 5. Начало 1992 года было отмечено ухудшением климатических условий метелями, резким понижением температуры.

2. Отметьте варианты, где нарушены нормы лексической сочетаемости слов

1 1) взыскать материальный ущерб 2) удовлетворять современным потребностям 3) предпринять меры 4) заслужить уважение 5) выражать опасения.

2 1) неослабная помощь 2) не играет значения 3) повышать мастерство 4) скрытная угроза 5) изъявлять признательность.

3 1) предпринимать усилия 2) высказать гипотезу 3) повысить потенциал 4) обнаружить закономерность 5) предвещать поражение.

4 1. Все верили в победу наших хоккеистов, но они одержали поражение. 2. Особое внимание на конгрессе было отведено проблемам молодежи. 3. Подавляющее количество командных встреч проходило в упорной борьбе. 4. Пора подвести итоги встречи: наша команда впереди. 5. Ребята строили спортгородок, как самые отъявленные специалисты.

5 1. В нашей работе ведущее значение придается нравственному и трудовому воспитанию. 2. Очень удобная позиция: правительство ничего не делает, а меры развиваются. 3. При подготовке к выступлению мы соблюдаем крепкую конспирацию. 4. С тех пор его рейтинг практически никогда не уменьшался. 5. Весь материал, представленный в пособии, написан с учетом требований нового стандарта.

6 1. Этот фильм оказал на нее просто неизгладимое впечатление. 2. Они сыграли большую роль в этой истории. 3. Этот будний день был последним в году. 4. Нам не удалось предвосхитить эти события. 5. Я уже давно не был в отпуске.

7 1. Когда нервничаешь, частенько разыгрывается аппетит. 2. По оценкам специалистов, компании по всему миру понесли огромные убытки. 3. Мы уделяем большое значение образованию наших детей. 4. Мы получили неожиданные результаты. 5. Командированные шумели в кабинете администратора гостиницы.

3. Выберите правильное значение слова, учитывая его правописание

1) злак колос 2) огромный колосс 3) передача мяча партнеру пасс 4) движение руки гипнотизера пас 5) вселяющийся эмигрант 6) выселяющийся иммигрант

Колосс, пасс, иммигрант, эмигрант, пас, колос.

1. Отметьте нарушение лексической нормы, связанное со смешением паронимов

1 1. Девочка будет играть заглавную роль в фильме «Голубой портрет». 2. Экспертизу писем поручили сотруднику криминогенного отделения милиции. 3. Арфа употребляется для сопровождения голоса или для аккомпанемента различным сольным инструментам. 4. Близорукость может продолжать увеличиваться в течение всей жизни это прогрессивная близорукость. 5. Хорошо наезженный проселок был густо испещрен свежими отпечатками покрышек автомашин.

2 1. Эта книга имеет двойной характер. 2. Модельеры и работники обувной промышленности всегда стремятся к тому, чтобы обувь была красивой и практической. 3. Из-за большого количества приезжих число закоренелых москвичей невелико. 4. Экранизировали один за другим разные рассказы Лавренева. 5. В начале конференции трибуна была представлена гостям для приветствий.

2. Из предложенных слов выберите вариант, соответствующий контексту

1 1. Собранный материал говорит о том, что шаровая молния (реалия, реальность). 2. Ученик почувствовал себя полным (невежей, невеждой). 3. Перед собранием (встал, стал) такой принципиальный вопрос.

2 1. Все (экспонаты, экспоненты) были подготовлены и сложены в ящики. 2. В декабре в обществе приняли (акционерные, акционерские) взносы на особенно крупную сумму. 3. Все его странные поступки продиктованы непомерным самомнением и (гордыней, гордостью).

3 1. Он не понимает (сущность, существо) происходящих событий. 2. От воспоминаний в душе (явно, явственно) всколыхнулось чувство тоски. 3. На мебель были (надеты, одеты) чехлы.

3. Выберите правильный вариант ответа

1 1) забавный комичный, комический 2) решающий критичный, критический 3) уклончивый дипломатичный, дипломатический.

2 1) глаз наблюдателя наблюдательский, наблюдательный 2) человек, легко усваивающий что-либо понятливый, понятный 3) явление, с которым нельзя мириться нестерпимое, нетерпимое 4) предмет, изготовленный из панциря черепахи черепаший, черепаховый 5) предмет, служащий для маскировки маскировочный, маскирующий

4. Выберите подходящий по смыслу пароним

1 1) почва глинистая, глиняная 2) мировоззрение цельное, целое 3) вид виноватый, виновный.

1. Отметьте предложения, где есть плеоназм

1 1) Беседа, которую мы провели, подошла к своему завершающему концу. 2) Наружная внешность героини достаточно привлекательна. 3) Загрязнение атмосферного воздуха животрепещущая и актуальная проблема нашего века. 4) Имя Андрея Рублева широко известно не только в России, но и за рубежом. 5) Посмотреть на иконы Андрея Рублева приезжают люди из многих стран мира.

3 1) Площадь этого виноградника около пяти квадратных гектаров. 2) Вся его теория построена на зыбком песке. 3) Там, где в недавнем прошлом были пустыри и свалки, теперь поднялись новые высотные дома. 4) Бидструп создал эти карикатуры без малого почти 50 лет назад. 5) Основная часть поставщиков территориально расположена в одном с вами районе.

4 1) На самом деле Хлестаков человек, очень оторванный от жизненной реальности. 2) В романе Пушкин рисует жизнь всех социальных классов и сословий России того времени. 3) Это событие показывает, что Печорин наделен чувствами и эмоциями, спрятанными под маской равнодушия. 4) Вольнолюбивая тема является основным лейтмотивом всего творчества Некрасова. 5) Резюмируя, можно кратко обобщить: предпринята попытка скомпрометировать нашу организацию.

5 1) Николай всегда был ведущим лидером нашего дружного коллектива. 2) Мои коллеги по профессии любят дискутировать, и их часто бывает трудно в чем-нибудь переубедить. 3) На околоземных орбитах постоянно работают спутники связи, службы погоды. 4) Темный мрак колодца не испугал мальчика, и он смело бросился на помощь тонущей девочке. 5) Страшно, когда человек не помнит своего родства, не помнит своих истоков, из которых он произошел.

2. Отметьте предложения, где есть тавтология

1 1) Герой целеустремленно стремится к намеченной цели. 2) Чистое помещение новой школы производило своей чистотой приятное впечатление. 3) Юрий Гагарин, который является первым космонавтом, является и примером для современной молодежи. 4) Обучение давалось Гагарину легко: он неизменно получал пятерки. 5) Грохотавшие орудия оглушали своим грохотом.

1. Отметьте предложения, где допущены ошибки, вызванные пропуском необходимого слова

1 1) Сравним результаты первого кризиса со вторым. 2) Клюв лесного рябчика не отличается по окраске от рябчика обыкновенного. 3) Вся поверхность земли представляла зелено-золотистый океан. 4) Воспитанники нашего спортивного клуба выступили лучше, чем все другие клубы. 5) Каждый конкретный речевой акт требует совершенно определенных средств выражения.

2 1) Студент занял первое место по английскому языку. 2) Творчество Маяковского волнует читателя на самых различных языках. 3) Белки злаков по биологической ценности уступают как продуктам животноводства, так и зернобобовым культурам. 4) Для улучшения производственных показателей необходимо объединить всех работников, занимающихся вопросами экономики. 5) Вследствие речевой недостаточности нарушаются грамматические и логическиесвязи слов в предложении, затемняется его смысл.

Неправильное употребление заимствованных слов

1. Укажите вариант, в котором неправильно указано лексическое значение слова

1 1) диверсификация одностороннее развитие; 2) дотация пособие;3) искусный – сделанный с большим умением; 4) конфессия – вероисповедание;5) полифония – многоголосие.

2 1) инкриминировать вменять в вину, предъявлять обвинение в чем-либо; 2) антураж – окружение, среда, окружающая обстановка; 3) импозантный презрительный, недоброжелательный; 4) каллиграфия искусство рисовать тушью по шелку, писать ровным и красивым почерком; 5) геноцид политика уничтожения отдельных групп населения по расовым, национальным и религиозным мотивам.

3 1) брифинг – встреча официальных лиц с представителями средств массовой информации, на которой коротко излагается позиция правительства, политической партии или общественной организации по определенным вопросам; 2) саммит – встреча, переговоры глав государств двух или нескольких стран, встреча в верхах; 3) митинг – массовое собрание для обсуждения политических, злободневных вопросов; 4) конгресс – съезд, совещание, преимущественно международного характера; 5) симпозиум – обсуждение какого-либо спорного вопроса на собрании, в печати, в беседе.

4 1) демагог человек, старающийся создать себе популярность среди народных масс недостойными средствами; 2) мизантроп благотворитель; 3) радикал сторонник решительных действий; 4) альтруист человек, учитывающий в первую очередь интересы окружающих; 5) неофит новообращенный в какую-либо религию.

5 1) перманентный постоянный, непрерывный; 2) вербальный устный, словесный; 3) превентивный предупреждающий, предохранительный, предупредительный; 4) латентный частный, неофициальный;5) ретроспективный обращенный к прошлому, посвященный рассмотрению прошлого.

Лексический состав языка

1. Отметьте слова, употребленные в прямом значении: 1) вялый лимон 2) вялая походка 3) бархатное платье 4) бархатная кожа 5) бархатный сезон

2.Отметьте слова, употребленные в переносном значении: 1) живая рыба 2) живой ребенок 3) высокие облака 4) высокий звук 5) высокая мысль

3. Отметьте, где допущена ошибка в синонимическом ряду: 1) конфуз, замешательство, стыд, смятение, смущение 2) катастрофа, крушение, авария 3) хлопотать, просить, покровительствовать, ходатайствовать 4) обыкновенный, обычный, рядовой, заурядный, ординарный, бездарный 5) подарок, дар, подношение, презент, гостинец

4. Отметьте ряды, где приведены синонимы: 1) весенний, вешний 2) смущение, неловкость 3) благородный, великодушный 4) горький, подгорелый 5) напрасный, тщетный

5.Отметьте синонимические ряды, где правильно выделена доминанта ряда:1) надежный, верный, неизменный, преданный, испытанный 2) крепкий, выносливый, стойкий, закаленный, неутомимый 3) смелый, храбрый, отважный, бесстрашный, мужественный 4) ничтожный, мизерный, пустяковый, незначительный, пустой 5) безвредный, невредный, безопасный, безобидный, неопасный.

6.Отметьте ряды, где приведены антонимы: 1) некрасивая, но милая девушка 2) неглубокая, но широкая река 3) не спелое, а зеленое яблоко 4) немолодая, а красивая женщина 5) невысокий, но длинный забор.

7. Отметьте слова, которые имеют омонимы:1) гладь 2) красный 3) хлеб 4) лад 5) клетка

8. Отметьте ряды, где приводятся омонимы : 1) перевод по почте, перевод на русский 2) титан мысли, примесь титана 3) болтать микстуру, болтать ногами 4) вкус лимона, одеваться со вкусом 5) высокая нота, нота неудовольствия в голосе.

9.Укажите, к какому типу лексических единиц относятся слова (диалектизмы, термины, профессионализмы, жаргонизмы, неологизмы, историзмы, архаизмы): 1) зерцало, ворог, уста 2) урядник, опричник, кафтан 3) авиаконцерн, пиар, дайджест 4) баско («хорошо, красивый»), векша («белка»), курень («казачий дом») 5) префикс, полисемия, фонема 6) баранка («рулевое колесо»), подвал («нижняя часть газетного листа»), шапка («общий заголовок для нескольких статей») 7) фанера («фонограмма»), хвост («не сданный в срок экзамен»), кирпич («дорожный знак») 8) ланиты («щеки»), выя («шея»), десница («правая рука») 9) бурак («свекла»), кочет («петух»), баять («говорить») 10) закурсивить («выделить курсивом»), ябедники («самозаписывающиеся устройства»), забурить («пробурить скважину») 11) стукач, кемарить, салага 12) инверсия, пунктуация, фразеологизм 13) кольчуга, гусар, продналог 14) биофидок, евро, интернет-кафе 15) прикид, косить, въезжать.

10. Отметьте слово, которое используется в составе приведенных фразеологизмов.

2 1) Он все сделал так, чтобы [провести, обвести] вокруг пальца. 2) Он не хотел говорить этого, но неожиданное слово [вырвалось, сорвалось] у него с языка. 3) Он воспринял приказ о расформировании как несчастье, [свалившееся, упавшее] ему на голову.

3 1) По праву сильного он взял себе львиную [долю, часть]. 2) Художник он неплохой, но техника рисунка [желает, оставляет желать] лучшего. 3) Искали, искали их, да так и не нашли, они точно сквозь [землю, воду] провалились.

11. Отметьте предложения, где фразеологизмы употреблены без учета их значения

1 1) Изящно и просто фигуристы решили эту тяжелейшую проблему и поставили на ней крест. 2) Провожали нашу туристскую группу в последний путь весело и верили в ее скорое возвращение. 3) И на этот раз мой друг не ударил лицом в грязь и вышел победителем в труднейшем боксерском поединке. 4) В те годы в таких соревнованиях наших призеров было кот наплакал, не то что теперь. 5) Выпускники, радостные и счастливые, на прощание спели свою лебединую песню.

2 1) Смешит он не один, а в компании с прекрасными актерами, которым палец в рот не клади дай только посмеяться. 2) На вес золота хранятся в кладовой семена клевера и тимофеевки. 3) Скрюченные в бараний рог, мы прошли по штрекам метров восемьсот. 4) План мой в пух разлетелся при первой же встрече с действительностью. 5) Королевская дочка, поглядев на него, нашла, что он как раз в ее вкусе.

12. Отметьте предложения, где есть ошибки в употреблении фразеологизмов

1 1) Подниматься в гору было нелегко, но на привале туристы заморили червяков и развеселились. 2) Виктор предупреждал:чем дальше в лес, тем больше щепки летят. 3) Хотя он был не из робкой десятки, но тут не мог не испугаться. 4) От мысли, что придется пережить это еще раз, его бросало и в холод и в жар. 5) Он взвалил мешок на себя и, согнувшись, что называется, в три погибели, медленно, со множеством остановок стал карабкаться наверх.

2 1) Значительный эффект на аудиторию оказывает использование народным судьей примеров, взятых из жизни. 2) Приведенные показатели играют мало места для нашей экономики. 3) Его не следовало бы на пушечный выстрел подпускать к общественному хозяйству. 4) Опытный инженер быстро вошел в курс всех дел, связанных со строительством канала. 5) Мы могли бы забить во все колокола, но сначала решили все спокойно обдумать.

3 1) Не мудрствуя долго, приведу цитату из отчета, составленного по следам рейда. 2) А вы легки на помине мы с женой сейчас лишь о вас говорили. 3) Все понимали, что эти слова и слезы являются фиговым прикрытием авантюристки. 4) Театр в Андреевском Воронцов организовал на более широкую ногу. 5) Хотелось бы, чтобы эти случаи не прошли мимо внимания депутатов.

13. Укажите фразеологизм, означающий «болтать, вести пустые разговоры»

1) разводить цветы 2) разводить тары-бары 3) разводить руками 4) разводить канитель 5) разводить вавилоны.

14. Укажите фразеологическое выражение, обозначающее человека, прикидывающегося несчастным, чтобы вызвать сочувствие у людей:

1) калиф на час 2) кисейная барышня 3) казанская сирота 4) последний из могикан

5) чучело гороховое.

15. Какая речевая ошибка допущена в предложении: «В последний год уровень безработицы в нашем регионе значительно ухудшился».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *