Шкот что это на корабле
Шкот что это на корабле
Шкот (нидерл. schoot ) — снасть бегучего такелажа, предназначенная для растягивания нижних (шкотовых) углов парусов по рею или гику. Также с помощью шкотов оттягивают назад углы парусов, не имеющих рангоута.
Каждый шкот получает дополнительное наименование по названию паруса, например: фока-шкоты, грота-шкоты (проходят назад и растягивают парус к подветренному борту). Марса-шкоты служат для управления марселей. Брам-шкоты при постановке брамселей растягивают шкотовые углы к нокам марселя. Бом-шкоты (бом-брам-шкоты) при постановке бом-брамселей растягивают нижнюю шкаторину по брам-рею. Фор-стень-стаксель-шкоты вытягивают назад шкотовый угол, когда стаксель поднят фалом. Бизань-шкоты, фор-трисель-шкоты и грот-трисель-шкоты служат для постановки триселей и бизаней. Лисель-шкоты — шкоты у лиселей.
Для облегчения выбирания шкотов их делают в виде талей.
Многошкивные тали для установки гика под нужным углом к ветру также называются шкотами, например: грота-гика-шкот, спинакер-гика-шкот.
Шкоты передних парусов на современных яхтах, как правило, выбирают с помощью многоскоростных лебёдок шпилевого типа.
Литература
Полезное
Смотреть что такое «Шкот» в других словарях:
шкот — шкот, а … Русское словесное ударение
шкот — шкот, а … Русский орфографический словарь
шкот — шкот/ … Морфемно-орфографический словарь
шкот — трос, снасть Словарь русских синонимов. шкот сущ., кол во синонимов: 10 • бизань шкот (1) • … Словарь синонимов
ШКОТ — веревка, которой натягивают и привязывают края парусов. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907. ШКОТ голл. schoot. Веревка, посредством которой натягивают паруса. Объяснение 25000 иностранных слов … Словарь иностранных слов русского языка
Шкот — бегучий такелаж, заложенный за нижний угол паруса и служащий для растягивания и удержания паруса в нужном положении. Принимает название паруса, за который заложен (например, фока шкот, грота шкот) EdwART. Толковый Военно морской Словарь, 2010… … Морской словарь
ШКОТ — ШКОТ, шкота, муж. (голланд. schoot) (мор.). Снасть для растягивания парусов и управления ими. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ШКОТ — муж., мор. снасть, которою натягивается нижний угол паруса, волжск. отпускная; у нижних парусов только подветренный угол тянется шкотом, а наветреный галсом, или волжск. становою. Шкотовый блок или шкотблок. | Шкот, голланд. шкут, шхоут, плашкот … Толковый словарь Даля
ШКОТ — (от нидерл. schoot) снасть (трос) судового бегучего такелажа для управления парусами … Большой Энциклопедический словарь
Шкот — м. Судовая снасть, которой растягивают паруса и управляют ими во время хода судна. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
шкот — іменник чоловічого роду … Орфографічний словник української мови
Значение слова «шкот»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Каждый шкот получает дополнительное наименование по названию паруса, например: фока-шкоты, грота-шкоты (проходят назад и растягивают парус к подветренному борту). Марса-шкоты служат для управления марселей. Брам-шкоты при постановке брамселей растягивают шкотовые углы к нокам марселя. Бом-шкоты (бом-брам-шкоты) при постановке бом-брамселей растягивают нижнюю шкаторину по брам-рею. Фор-стень-стаксель-шкоты вытягивают назад шкотовый угол, когда стаксель поднят фалом. Бизань-шкоты, фор-трисель-шкоты и грот-трисель-шкоты служат для постановки триселей и бизаней. Лисель-шкоты — шкоты у лиселей.
Для облегчения выбирания шкотов их делают в виде талей.
Многошкивные тали для установки гика под нужным углом к ветру также называются шкотами, например: грота-гика-шкот, спинакер-гика-шкот.
Шкоты передних парусов на современных яхтах, как правило, выбирают с помощью многоскоростных лебёдок шпилевого типа.
ШКОТ, а, м. [гол. schoot] (мор.). Снасть для растягивания парусов и управления ими.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
1. морск. часть такелажа, верёвка для управления парусами ◆ Я помнил, что это не такое уж сложное дело, и не слишком напрягался, обмотал шкот вокруг бруса и глазел по сторонам. Юрий Сенкевич, «Путешествие длиною в жизнь», 1999 г. (цитата из НКРЯ)
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: распаляться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Методичка яхтсмена. Шкоты
Шкоты – это часть оснастки, а конкретно – бегучего такелажа, которая нужна для натягивания нижних (шкотовых) углов парусов. Также с их помощью оттягивают назад углы безрангоутных парусов. Их много, а их названия зависят от парусов, которыми они управляют.
Какими они должны быть
Эта часть снастей несет на себе немалую нагрузку, и это становится понятно, едва вы возьметесь за веревки при хорошо натянутом парусе. Именно поэтому их диаметр не должен быть менее ⅜ дюйма, но это если мы говорим о судне не более 25 футов длиной. Если же у нас сорокафутовая лодка, то толщина такелажа уже будет не менее ½ дюйма. Обычно шкоты делают из дакрона – он достаточно прочен и устойчив к растяжению, а для парусов, рассчитанных на небольшое натяжение, подойдет и полипропилен.
Грота-шкоты
Эта часть оснастки контролирует паруса, а точнее их части. Например, гика-шкот грота служит для того, чтобы гик не поднимался и не закручивал полотно, а его верхушка не заворачивалась в подветренную сторону. Чтобы усилить тягу гика вниз, канат привязывают у его середины. Кроме того, контролировать эту часть паруса можно и травеллером с направляющими погонами, движущимся поперек корпуса, т.е. в траверзном направлении. Эту же функцию может выполнять и шкив, закрепленный на каретке, канатный строп или металлический леер.
Стаксель-шкоты
Они обычно двойные, т.е. один конец идет на правый борт яхты, другой – на левый. Для их крепления используют такелажные скобы, но при хлопающем парусе это может быть небезопасно. Не менее надежны, но более безопасны булини.
Проходя сквозь блоки или клюзы на палубе, шкоты стакселя возвращаются к кокпиту, а затем направляются к крепительной утке или лебедке, либо сразу к обеим (на современных яхтах чаще ставят лебедки шпилевого типа). Расположение всех элементов должно продумываться с особой тщательностью, т.к. от этого зависит положение паруса. Если стаксель оборудован гиком, то его можно подтягивать и одним шкотом.
С одной стороны, при наличии гика стакселю гораздо сложнее принимать идеальную форму, и его эффективность при этом страдает. Но, с другой стороны, это дает нам уверенность в его “тонусе” и позволяет ложиться на другой галс лишь при помощи руля.
Морская практика для новичков. Яхтенные термины
Ниже мы знакомим новичков с названиями основных элементов яхты, стоячего и бегучего такелажа, паруса и просто яхтенными (морскими) терминами.
Парус
Парус – это специальная ткань или пластина, которая крепится к корпусу яхты с целью преобразовать энергию воздушных потоков в энергию поступательного движения судна. С точки зрения своего устройства, парус представляет довольно сложную конструкцию. А теперь более предметно познакомимся с такими элементами, как «Мачта» «Гик», «Ванты», «Грот», «Спинакер», «Штаг», «Стаксель»и другие.
Мачта
Мачта — это вертикально стоящая конструкция на судне, которая обеспечивает парус формой, стабильностью и гибкостью. Обычно, когда речь идет о парусных одномачтовых яхтах («шлюп», «тендер»)- подразумевают именно грот мачту.
Вооружение гика : 1 − гик; 2 − мачта; 3 − пятка с ползуном; 4 − парус; 5 − топенант; 6 − нок; 7 − гика-шкот; 8 оттяжка гика; 9 − оттяжка пятки гика
Гик – это устройство, служащие для растягивания нижней части (шкаторина) косых парусов на яхте. Представлено оно в виде горизонтального ронгаутного дерева и может быть закреплено по отношению к мачте, как подвижно так и не подвижным образом.
Ванты
Ванты — это специальные снасти (как правило, оцинкованные или стальные тросы) стоячего такелажа яхты, с помощью, которых укрепляется мачта. Число вант напрямую зависит от толщины самой мачты и площади парусов.
Грот (парус)
Яхта идет курсом бейдевинд.
Как правило, гротом на одномачтовых яхтах называют задний парус. Собственно, именно грот является одной из самых важных составных частей паруса яхты, оттого насколько правильно настроен грот по отношению к ветру и состоянию поверхности воды, зависит, как будет вести себя судно в тех или иных погодных условиях.
Стаксель
Стаксель представляет собой парус треугольной формы, который ставится на штаг для поддержания мачты спереди.
Генакер
Гоночный парус, работающий в диапазоне курсов от галфвинда до фордевинда. В отличии от спинакера имеет меньшую площадь, кроме того, генакер может использоваться не только в гонках, но и в круизных плаваниях с небольшим экипажем на борту.
Шкот (нидерл. schoot ) — снасть бегучего такелажа, предназначенная для растягивания нижних (шкотовых) углов парусов по рею или гику. Также с помощью шкотов оттягивают назад углы парусов, не имеющих рангоута. Каждый шкот получает дополнительное наименование по названию паруса, например: грота-шкоты (проходят назад и растягивают парус к подветренному борту).
Хотя фалы и предназначены для подъема парусов, иногда на них неплохо и поразвлекаться.)
Фал (нидерл. val (от vallen — падать, спускать ) — снасть, предназначенная для подъёма и спуска парусов (грота, стакселя и других), отдельных деталей рангоута (например, реев, стеньг, гафелей), флагов,вымпелов и т.п. Фалы, используемые на судах и кораблях, относятся к бегучему такелажу.
Концы
Коне́ц (концы́) — название любой верёвки или троса на флоте. Например при швартовке швартовый конец одной стороной привязывают к пирсе (пристань) на кнехт а другой на утку на яхте.
Кранцы
Кра́нец — подкладка, которую кладут между судном и пристанью, чтобы не повредить борт, служит для уменьшения контактных нагрузок на корпус судна.Раньше кранцы были плетённые из верёвок, но в дальнейшем они были вытеснены надутыми воздухом резиновыми шарами или цилиндрами. В силу своей дешевизны и практичности в качестве кранцев наиболее широко используются старые автомобильные покрышки.
Вот еще некоторые важные термины
Подве́тренная сторона́ — сторона объекта, обращенная в сторону, куда дует ветер.
Наветренная сторона — сторона объекта, обращенная по направлению, откуда дует ветер.
Галью́н — просто туалет. Ранее так называлась площадка, в виде балкона, в носу парусного судна, под носовым украшением. Служила отхожим местом экипажаю.
Овершта́г — поворот, при выполнении которого курс корабля пересекает направление ветра, при этом корабль пересекает линию ветра носом. Поворот с юго-восточного курса на юго-западный при южном ветре будет поворотом оверштаг. Часто используется при движении галсами. Любой поворот парусного судна (оверштаг или фордевинд [см.]) сопровождается сменой галса. Любой другой манёвр парусника поворотом не считается.
Фордевинд — 1) курс судна относительно ветра: ветер дует прямо в корму (попутный ветер); 2) поворот судна (поворот фордевинд, через фордевинд), когда линия ветра пересекается кормой. Любой поворот парусного судна связан с изменением галса. Другие манёвры парусного судна поворотом не считаются.
Issuing the grog ration, c 1900.
Адмиральский час — предобеденный перерыв в 11 ч, который объявлялся ежедневно на флоте и в Адмиралтейств-коллегии для того, чтобы матросы и офицеры могли «выпить и закусить» перед обедом. Введен по распоряжению Петра I.
Шкот – это рабочая лошадь парусного вооружения яхты
Учебные пособия по яхтингу сообщают, что шкот – это снасть для растягивания нижних углов паруса по реям или гикам. А эти слова что обозначают? Разберемся подробно и не спеша.
Устройство парусной яхты
Крейсерская, то есть полноценная парусная яхта состоит из следующих элементов:
Корпус создает судну водоизмещение и необходимую жесткость. К корпусу крепятся остальные детали яхты;
Перо руля удерживает судно на заданном курсе. Его положение управляется штурвалом из кокпита;
Плавник – подводное крыло, противодействующее дрейфу и опрокидыванию. Легкий плавник, он же шверт, можно убирать внутрь корпуса для уменьшения осадки. В таком положении он не мешает заходить в мелкие бухты. В тяжелом плавнике размещают балласт. Такая конструкция резко повышает мореходные качества и позволяет яхте курсировать даже в открытом океане при любом волнении;
Парусное вооружение служит для получения тяги из энергии ветра. Он состоит из парусов, рангоута и такелажа. Это основной движитель судна.
Рангоут и такелаж парусных судов
Система балок, к которым крепятся паруса, называется рангоутом. В него входят:
Мачта. Вертикально стоящий столб, несущий паруса на реях;
Реи. Горизонтальный элемент рангоута, в середине жестко закрепленный на мачте. Все они раскреплены к бортам «стоячим» такелажем, то есть тросами из стали или синтетики;
Салинг. Небольшая горизонтальная рама на мачте для крепления к нему бакштагов и вант;
Гик. Горизонтальный элемент рангоута, закрепленный на мачте подвижным соединением. По нему растягивается нижний край треугольного паруса.
Изначально рангоут изготавливали из дерева. Так называемый «строевой» лес был на строгом учете, рубить его разрешали только для строительства кораблей. Особенно ценились прямые деревья без изъянов, пригодные для изготовления рангоута. Сегодня основным материалом стали алюминиевые трубы. Актуальный тренд 2020 года в дизайне парусных яхт – рангоут из углеродистого волокна. Он легок, прочен и не разрушается морской водой и ультрафиолетом.
Это интересно! Бережливые владельцы водных транспортных средств понимают, что следить за чистотой яхты, как корпуса снаружи, так салона внутри, не менее важно, чем проводить техническое обслуживание. Записывайтесь к нам на мойку и химчистку яхт.
Все снасти яхты объединяются в такелаж. Существуют два его типа:
«Стоячий» такелаж удерживает все элементы рангоута в нужном положении. Его важнейшие элементы – бакштаги и ванты, поддерживающие мачты и реи в необходимом положении;
«Бегучий» такелаж служит для постановки парусов и управления ими. Его главная снасть – шкот, которым закрепляют шкаторину, то есть нижний край паруса. Прямые паруса притягивают шкотами к реям. Гика-шкот закреплен к одному углу треугольного паруса и расправляет его вдоль гика.
История шкотов парусных яхт
Название снасти происходит от голландского слова «schoot», как и большинство терминов парусного флота. Они ведь вошли в русский язык с подачи императора Петра I, чьими учителями морского дела были именно голландцы. Столетия материалом для изготовления шкотов служила пенька, волокно из технической конопли. Пеньковые канаты и шкоты не разъедаются морской водой. Вплоть до 19 века лучшую пеньку поставляли из России. Этот экспортный товар был не менее важен, чем меха и мед.
Сегодня шкоты изготавливают из облегченного полипропилена в оболочке из полиэстеровых нитей. Современные яхтенные шнуры нерастяжимы и не боятся морской воды и солнечного ультрафиолета.
Важно! Информацию об обслуживании парусного вооружения яхты читайте здесь.
Интересно знать! В оплетке шкотов часты цветные нити. По легенде, это правило введено британским адмиралтейством для предотвращения воровства ценных снастей с военных судов. При обнаружении такого шкота на гражданском судне его владельца ждала тюрьма.
Работа со шкотами при поворотах
Каждый шкот на парусном корабле имеет собственное название, соответствующее определенному парусу. На яхтах чаще всего используются грота-гика-шкот и спинакер-гика-шкот. Они служат для приведения паруса к ветру под нужным углом.
Парусные суда редко ходят прямым курсом, они непрерывно лавируют, меняя галсы, то есть направление движения. Опасность подобных маневров состоит в том, что при повороте корма яхты пересекает направление ветра и гик вместе с гротом резко перебрасывается на противоположный борт. Это чревато не только травмами матросов, но и повреждениями судна и даже его переворотом.
Ради безопасности перемещение рангоута должно происходить под контролем. За это отвечает шкотовый матрос, его обязанность – непрерывное слежение за поведением паруса. При любом изменении галса их необходимо переустанавливать и заново настраивать. Шкотовому матросу приходится быть постоянно готов начеку, чтобы подтянуть парус при малейших признаках того, что яхта теряет ход.
При неправильном расположении паруса относительно ветра шкаторина, его нижний край, начинает колебаться. Это явление называют заполаскиванием, задача матроса – его предотвратить или ликвидировать. Если яхта уходит от ветра, то шкоты при повороте вытравливают, а на новом курсе как можно быстрее подтягивают, избегая заполаскивания. При приведении к ветру шкоты во время поворота выбирают.
Хорошо иллюстрирует этот процесс поворот фордевинд, то есть пересекая ветер, дующий со стороны кормы. Последовательность работы такова:
Шкипер командует: «Отдать шкоты!» и разворачивает яхту в сторону от ветра. В этом положении паруса могут совсем сложиться;
Следующая команда: «Приготовиться к повороту!». Всем, нужно удвоить внимание и пригнуться. Гик быстро пролетает над палубой к противоположному борту. Шкотовый матрос смягчает рывок, придерживая гика-шкот;
Шкотовый матрос контролирует поворот гика от одного борта к другому, смягчая резкие толчки натяжением гика-шкота. После поворота и приведения к ветру он должен как можно быстрее выбрать слабину;
После поворота шкипер фиксирует румпель в среднем положении, а шкотовый матрос заново настраивает парус.
Это интересно! Работа с гика-шкотами требует больших физических усилий. Поэтому она осуществляется через тали или специальными шкотовыми лебедками. Писатель Александр Грин даже сочинил песню шкотовых матросов.