Шпага рапира сабля что сложнее
Олимпиада-2016. Чем отличаются олимпийские виды фехтования
Старта сегодняшних соревнований по фехтованию российские болельщики ждали с особенным нетерпением, ведь именно 13 августа на дорожку вышла великолепная женская команда саблисток. Несколько дней назад россиянки произвели настоящий фурор, добавив в командную копилку золото и серебро. Яна Егорян стала олимпийской чемпионкой, Софья Великая – вице-чемпионкой, а Екатерина Дьяченко уступила только будущей победительнице. От такой мощной троицы в командных соревнованиях мы ждём только победы, тем более что до финала остался один шаг – сборную Мексики россиянки на пути к полуфиналу просто не заметили.
А в преддверии яркого сражения разбираемся, почему фехтование на саблях самый динамичный вид спорта, чем шпага отличается от рапиры, откуда на дорожке не только красная и зелёная, но ещё и белая лампы, а также что же бормочет судья в перерывах между боями.
Традиции перенесли на Олимпиаду
Рапирой колоть, саблей рубить
Инна Дериглазова. Рапира
Шпажисты почти как на дуэли
Сначала отбивайся, потом атакуй
Чхве Ин Джон и Виолетта Колобова. Шпага
Красное против зелёного
Parlez-vous français?
Поскольку в фехтовании сильна роль традиций, на международных соревнованиях арбитр до сих пор обращается к спортсменам и выносит свои решения на французском языке – так как это было и на Олимпийских играх 1896 года. «En guarde. Êtes-vous prêt?» – так главный судья призывает спортсменов к оружию и спрашивает, готовы ли они к бою. «Allez!» – сигнал к началу боя, дающий спортсменам право начать встречное движение.
«Halte!» – остановка боя, уколы и удары после неё не засчитываются. «A droit», – укол присуждается фехтовальщику, находящемуся справа от главного судьи. «A gauche», – слева. «Pas compter», – укол не присуждается никому из участников боя.
Красная карточка – не самое страшное
Впрочем, счёт может меняться не только после уколов или ударов, но и после нарушений правил. Например, штрафной укол назначается тому, кто заступил за лицевую границу дорожки или защитился недопустимым образом, не позволив сопернику нанести укол. Заступ за боковые пределы дорожки наказывается «штрафом в один метр»: поединок возобновляется со смещением на один метр в сторону нарушившего правила спортсмена. Атаки бегом, контакты телом, толчки соперника, активные действия свободной рукой и другие нарушения караются жёлтой карточкой. За повторение подобных действий судья может показать красную карточку и назначить штрафной укол. За грубые нарушения правил или неспортивное поведение показывается чёрная карточка, что означает дисквалификацию.
Исторические факты
I — короткая и длинная шпага.
Процесс усовершенствования
Боевая рапира
Историческая рапира значительно отличается от современного фехтовального оборудования
Рапира в спортивном фехтовании
Спортивные рапира и шпага отличаются конструкцией и габаритами. Сечение их имеет ряд особенностей. Так, спортивная рапира в поперечном разрезе образует четырехгранную фигуру. Вес оборудования составляет около 0,5 кг. Града выполнена из металла. Она имеет диаметр 12 см.
Когда происходит соприкосновение датчика с поверхностью экипировки, сигнал передается по кабелю к фиксирующему прибору. Провод проходит по углублению грани клинка. Под эфесом есть разъем.
В него подключен провод. При изготовлении спортивной рапиры форма рукояти может быть фигурной. Одной из популярных разновидностей эфеса является «пистолет».
Спортсмен в этом случае может не сгибать запястье.
Фехтование на рапирах
Отличия в фехтовании шпаги, рапиры, сабли значительные. Это необходимо учесть при выборе оптимальной разновидности спортивного оборудования.
В подобном турнире соперникам запрещено касаться друг друга телами. Бой будет остановлен также и в том случае, когда один из соперников окажется за спиной у другого участника соревнования. На турнирах высокого уровня проводится видеофиксация поединка. Это позволило избежать ошибок, которые могли допустить арбитры.
Боевая сабля
Рассмотрев отличия рапиры и шпаги, следует уделить внимание такому оружию, как сабля. Это одно из самых древних орудий. В силу его особенностей сформировались и современные техники ведения спортивного боя.
Со временем конструкция видоизменилась. К XIV столетию это уже был исключительно рубящий клинок, отличающийся значительной кривизной. Вес был относительно небольшой. Центр тяжести был смещен от эфеса.
Это позволяло наносить удары большей силы.
Сабля в фехтовании
Града отличается особой конструкцией. Она способна защитить руку снизу и сверху. В процессе боя можно наносить удары исключительно в верхнюю часть тела. Это относится и к рукам (до запястий), а также область защитной маски.
Виды фехтования
Артистический и спортивный поединок
Оружие для фехтования: Сабля, шпага, рапира
Шпага
Ограничения в соревнованиях со шпагами
В соревнованиях с применением шпаги есть некоторые лимиты. Соперникам дается определенное время, на протяжении которого будет длиться один поединок. По прошествии нескольких минут бой останавливается. Судьи высчитывают количество очков, заработанных каждым участником. И, на основе этого, определяют победителя.
В соревнованиях со шпагами могут вводиться лимиты на определенное количество заработанных очков. Первый боец, который нанесет нужное количество успешных ударов, побеждает.
В какие зоны тела можно наносить уколы во время фехтования со шпагой?
Наносить касательные удары в фехтовании со шпагой не нужно. Они не засчитываются. Чтобы заработать очко, ребенку нужно нанести сопернику укол.
Философия фехтования со шпагой
В ходе фехтования со шпагой ребенку предстоит продумывать свои действия наперед. Быть сконцентрированным. Улавливать даже малейшие движения тела соперника. И предугадывать его действия еще до того, как он решится на то, чтобы совершить их.
В ходе фехтования со шпагой, юный спортсмен научится терпению. А также хладнокровности и выдержке. Все эти умения позволят ребенку победить.
Сколько длятся бои в фехтовании со шпагой?
Во время боя соперники не должны стоять на месте. Они должны постоянно передвигаться. Маневрировать и наносить удары.
Стоять на месте и бездействовать в фехтовании со шпагой запрещено.
Параметры шпаги для фехтования
Шпаги для фехтования обладают большими габаритами. Их длина достигает целый один метр десять сантиметров. А масса составляет около семисот грамм. Защитный щиток, который находится перед самим клинком шпаги, имеет диаметр тринадцать с половиной сантиметров.
Рапира
Она имеет относительно небольшую массу. Ее вес составляет пол килограмма.
Диаметр защитного щитка может достигать от девяти с половиной до двенадцати сантиметров.
В собранном состоянии рапира для фехтования может достигать длины вплоть до одного метра десяти сантиметров.
Особенности фехтования с рапирой
Плюсом фехтования с рапирой является то, что спортсмен имеет возможность сближаться со своим соперником. Наносить ему удары вблизи. Маневрировать в ближнем бою. И уворачиваться от ударов с близкого расстояния.
Суть этого боевого момента заключается в следующем. Тот фехтовальщик, который первым пошел в наступление на своего соперника, имеет право нанести по нему укол. При этом, если соперник ударит ребенка в ответ, то очко присудят только атакующему спортсмену. А защищавшийся фехтовальщик останется без дополнительных баллов.
Для получения права атаки важно, чтобы рапира атакующего была направлена в сторону туловища соперника. Если это требование не будет соблюдено, то ребенку не будет присуждено право атаки.
Сабля
Фехтовальные сабли имеют в структуре три грани. Клинок в этих изделиях является очень тонким.
Длина сабли в фехтовании обычно не достигает более сто пяти сантиметров. А масса обычно бывает не больше, чем пол килограмма.
Куда можно колоть соперника в фехтовании саблей?
Чтобы заработать очко в фехтовании саблей, ребенку нужно попасть в верхнюю часть тела соперника. В любое место, которое расположено выше пояса спортсмена.
Правило ведения поединков подобным образом пришло к нам еще из древности. Тогда сабли использовали всадники. Они ехали верхом на лошади и наносили удары по врагам с высоты. Дотягиваться до ног у них не получалось. Именно поэтому в современном фехтовании наносить удары саблями можно только по туловищу.
В этом направлении спорта тоже используется «право атаки».
Особенности проведения соревнований по фехтованию саблями
Время проведения поединков по фехтованию саблями четко регламентировано. Спортсмены соревнуются на протяжении четырех минут. Во время боя судьи дают фехтовальщикам возможность взять небольшой тайм-аут. Чтобы передохнуть.
То время боя, которое «забрал» у спортсменов тайм-аут, в фехтовании саблями не учитывается. Счетчик минут боя включается заново только после того, как закончится перерыв.
Философия фехтования саблями
Также, ребенок разовьет себя в личностном плане. Он обретет смелость. Станет более решительным. А также научится не падать духом. И сможет быстро принимать решения в критических ситуациях.
А все благодаря тому, что соперник не даст ребенку возможность думать слишком долго. И ребенку придется очень быстро принимать решения.
О! фехтование
На летних Олимпиадах присутствует такой вид состязаний, как спортивное фехтовани
Наиболее важные правила ведения фехтовального поединка (обобщение)
Рапира предназначена для нанесения уколов только в туловище;
Шпагой разрешено нанесение уколов во все части тела противника, кроме затылка;
Саблей можно наносить удары и уколы в туловище (до линии пояса), руки и маску;
Спортсмен, первым начавший нападение на противника, является атакующим;
Бой ведется на дорожке длиной 14 метров и шириной 1,5-2 метра, на определенное количество уколов или ударов ( 5,10,15), в отведенное время;
Атаковавший спортсмен имеет преимущество при одновременно с противником завершаемых нападениях (рапира и сабля);
Защитившийся и нанесший ответ спортсмен имеет преимущество перед противником, одновременно выполнившим повторное нападение (рапира и сабля);
Одновременно нанесенные уколы в фехтовании на шпагах (зафиксированные электроаппаратом) присуждаются обоим спортсменам;
Преимущество спортсмена, опередившего атаку (ответ) противника при взаимно нанесенных уколах определяется визуально арбитром на основе личного опыта (рапира и сабля), а в фехтовании на шпагах данную функцию выполняет электрофиксатор в пределах 0,04(0,05) сек.
Одновременно нанесённые уколы взаимно регистрируются и присуждаются обоим фехтовальщикам.
В реальности убиты оба.
чот они как-то не очень отличаются, на картинке.
только гарда разная.
Историческое кино. Фехтование и не только
Сериал дико разочаровал. Прежде всего подбором актеров. Я не фанат Виго Мортенсена, но он профессионал своего дела и Диего Алатристе изобразил замечательно
Смотришь на это лицо и видишь побитого жизнью солдата и наемника. В сериале же мне представили Алатристе, который должен нравиться другим «Алатристе»
В первоисточнике он итальянец с родней в Венеции, поэтому режисер фильма, взял на эту роль тоже итальянца. Создатели сериала поступили интересней. У них данный персонаж выглядит так
Фильм, кроме всего прочего, еще очень интересен операторской работой. Ответственный за визуал, явно вдохновлялся всякими Веласкесами и это чувствуется.
Вообще, конкретно, с подобным кино, в котором рассказывается о людях, которые живут в обстоятельствах очень далеких от нынешних реалий, всегда сложно найти нужных актеров и правильного режиссера. Нужно обладать немалой харизмой и огромным талантом (трудолюбием) чтобы сыграть человека с другой мимикой, походкой ( потому что если ты ходишь всю жизнь в современной обуви, то походка у тебя одна, если в лаптях или босым, другая, если перемещаешься на лошадке, то третья). Зачастую, тут все держится на всяких мелочах, которые складываются в общую картину.
Сложно очень поверить в то, что это опытный военный, кузнец, крестоносец и т. д.
Хотя сам фильм «Царство Небесное» в целом очень неплохой.
Ну или вот такой пример. Жестокий убийца, видевший всякое
Сравним с жестоким пиратом, видевшим всякое
Кто из них больше ужасает?
Это эфес шпаги несколько более раннего периода (конец шестнадцатого века), а в фильме у нас уже во всю первая половина 17 го, но суть дела это не меняет. Как мы видим между чашкой гарды и перекрестьем эфеса, располагаются специальные кольца, в которые пользователь мог просунуть указательный палец, для лучшего контроля клинка.
То есть актер не просто отбывал номер на площадке, разумеется «рискуя жизнью», а весьма серьезно подошел к образу своего персонажа и показал его именно профессиональным фехтовальщиком. Подобное отношение весьма редко встречаешь и оно всегда достойно уважения.
Алатристе использует именно испанскую дагу с закрытым эфесом и прямыми дужками.
А вот Малатеста больше доверяте такой штуке как Квилон ( только у него он еще длиннее и с более широким клинком, что позволяет наносить не только колющие, но и режущие удары).
Испанская дага, позволяла лучше защищать кисть, но закрытый эфес всегда сковывает движения. Кроме того, такой клинок сложнее спрятать и носить скрытно ( опять же за счет эфеса). Квилон, с другой стороны хуже подходит для защиты, но зато позволяет быстро менять хват и опаснее в атаке. Тут мне сложно сказать, получилось это намеренно или нет, но в фильме Малатеста сумел одолеть Алатристе именно за счет атаки кинжалом.
Фехтование в фильме скоростное, хорошо поставленное, порой даже чересчур быстрое, не всегда успеваешь сразу понять, что случилось. Актеры и постановщики проделали отличную работу.
Фехтование от бронзового до XXI века
Одновременно существовали медные, бронзовые и железные мечи. Железо это не сталь, чистое железо мягкий металл, меч из него по свидетельствам очевидцев после боя приходилось выпрямлять, прыгая по нему, если он вообще не разваливался на части после удара. Мечи применяли со щитами, меч принимали на щит, старались его заклинить или сломать, клинок о клинок не били, опасаясь зазубрин или не приведи Один слома клинка, что являлось катастрофой. Мечи делали из относительно прочной и дешёвой бронзы, а как научились выплавлять из железа сталь, бронзовые мечи стали пропадать, но это уже было в эпоху Рима. Железные мечи известны как минимум с VIII века до н. э, а активно начинают применяться с VI века до н. э.
Шпага
В типологии шпаг такой же бардак как в китайских мечах, это словами не описать, одни оружиеведы смешивают полутораручники с боевыми шпагами, другие нет, в каждой стране свой подход и свои обозначения в принципе для одного и того же. Например «валлонскую шпагу» у нас причисляют к палашам, в то время как часто палаши не выделяются вообще в отдельную категорию, называя мечами. Попытаюсь как-нибудь привести всё к общему знаменателю, все более-менее сходятся во мнении о разделении шпаг на: боевые, рапиры и короткие шпаги.
Окшотт свои типологии обычно строил по формам эфесов, не вижу необходимости править мастера, эфесы шпаг XVI века делятся на:
1) эфес в одну четверть (англ. quarter hilt) — имеет крестовину, полукруглые дужки перед крестовиной, одинарное нижнее кольцо или ветвь, контр-гарда как правило из одной дужки (петли).
2) половинный эфес (англ. half hilt) — имеет крестовину, полукруглые дужки перед крестовиной, двойное нижнее кольцо или ветви, контр-гарда как правило из двух дужек (петель).
3) эфес в три четверти (англ. three-quarter hilt) — передняя ветвь крестовины загибается в сторону навершия образуя защитную дужку, полукруглые дужки перед крестовиной, двойное (иногда тройное) нижнее кольцо или ветви, контр-гарда как правило из двух дужек (петель).
4) полный эфес (англ. full hilt) — имеет крестовину, полукруглые дужки перед крестовиной, сложное нижнее кольцо или ветви, защитную С-образную дужку, контр-гарда как правило из трёх дужек (петель).
В XVII веке эфесы шпаг дополняются «раковиной» (англ. shell), дугами и кольцами, что дало новые типы весьма любопытных эфесов:
5) паппенхеймер (англ. Pappenheimer, назван в честь Готфрида Паппенгейма, главнокомандующего войсками Католической лиги в Тридцатилетней войне) – эфес состоит из двух перфорированных раковин, конец XVI—XVII век.
6) «петля» (англ. loop hilt) — минимальный эфес из раздваивающейся дужки, образующей петлю (прикрывая руку) и крестовины, появилась в середине 1600-х годов.
7) «корзинка» (англ. basket hilt) – корзинчатые мечи с развитым эфесом в форме клетки или корзины, появились в конце XVI века, к ним относится итальянская скьявона, шотландский палаш и немецко-английский хаудеген («покойницкий меч», от изображения головы на эфесе), их часто причисляют к мечам или палашам по классификации.
8) «гнутый» (англ. swept hilt) — отличается от корзинки более толстыми «гнутыми» (swept) кольцами.
10) «тарелка» (англ. dish-hilt), или фламандский эфес (фламберг – не путать с мечом), сам Окшотт, считал от этого типа шпаг произошли короткие шпаги.
13) «Бильбо» (англ. Bilbo hilt от баск. Bilbo в испанском варианте город Бильбао) – имел две раковины, появился ранее «классического испанского в виде чаши».
Были шпаги с волнистым клинком по типу меча-фламберга, что многих ещё больше путает. Эта шпага, как и меч, имела свойство оставлять незаживающие раны и была популярна у профессиональных бретёров, хотя широкого распространения не получила из-за дороговизны. Такая бретта была заточена как пила и разведена, она оставляла массу порезов, за что её так же как меч не любили жертвы, но использовали отчаянные парни.