Шрифт специальности что это
Кем статьЯ хочу стать шрифтовым дизайнером — что дальше?
Профессиональные художники-шрифтовики о том, как приобрести необходимые рабочие навыки
Профессия шрифтового дизайнера в России набирает обороты: появился приличный выбор учебных заведений и мастерских, множество новых проектов, а следовательно профессиональных песпектив, и даже собственная конференция.
Look At Me отобрал всё самое важное, что нужно знать человеку, который решил связать свою жизнь со шрифтами, а Илья Рудерман, Юрий Гордон и Александра Королькова поделились своим опытом и дали несколько полезных советов начинающим.
Где учиться
Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова, факультет графических искусств/ художественного оформления печатной продукции, творческая мастерская Александра Тарбеева
Университет Рединга (Великобритания),
курс Typography and Graphic Communication
Илья Рудерман о том, кому важен шрифт,
куда пойти учиться и почему трудно найти работу
Илья Рудерман
арт-директор РИА Новости, куратор курса Type and Typography Британской высшей школы дизайна
Мое видение может кардинально отличаться от мнения моих коллег, но я считаю, что умение, знание, владение шрифтом, каллиграфией, понимание того, что сейчас происходит в шрифтовой индустрии, сродни столь фундаментальным знаниям, как чувство композиции, цвета, формы, стиля графики. То есть это не столько профессия, сколько умение, необходимое любому визуальному человеку. В общем-то, это позиция всех известных дизайн-школ. Например, в Голландии могут не отдавать рисунку четыре года, как в наших художественных вузах, но фундаментально занимаются цветом, креативом и шрифтом — там считается, что без этого ты не можешь быть профессиональным визуальным творцом чего бы то ни было, пойдешь ли ты в моду, архитектуру или продакт-дизайн.
Я думаю, что наша культура и образование должны сильно поменяться именно в отношении к шрифту: необходимы полноценные фундаментальные знания, а не факультатив. Ведь это настолько важный способ коммуникации с окружающим пространством, что фактически люди, не владеющие такими знаниями, не могут считать себя профессионалами. Получается, что это не столько профессия, которую мы выбираем навсегда, сколько некая база, без которой невозможно построить карьеру.
Сейчас сильно изменилось шрифтовое образование в вузах. В Университете Печати есть Александр Тарбеев и его мастерская: ребята глубоко погружаются в шрифт, делают серьёзные проекты — очень жаль, что такого не было, когда учился я. В Строгановке за это отвечает Дмитрий Кирсанов: там стали более последовательно преподавать типографику и шрифт. Есть Британская Высшая Школа Дизайна и мой курс шрифта. Я в своё время вынужден был уехать в Голландию, чтобы получить эти знания. А сейчас можно и не уезжать из Москвы. В ВАШГД Тагир Сафаев преподает введение в шрифт для совсем молодых ребят. На мой взгляд, сейчас образование представлено в достаточном объёме, чтобы лет через пять очень сильно изменить нашу графическую культуру.
За рубежом я бы назвал два лучших заведения, в которых фундаментально преподают шрифт. Одно закончил я — это Королевская Академия Искусств в Гааге, курс Type&Media. В этом году, буквально на днях, там защитился уже четвёртый студент из Москвы, бывшая сотрудница РИА Новости, ученица Александра Тарбеева, Маша Дореули. Второй курс — более теоретический — в Англии, в Рединге. Его пока не закончил ни один россиянин.
Если сравнивать с этими двумя курсами, мы пока не обладаем ничем близким по уровню. Там больше профессионалов, именитых педагогов. У нас же шрифты — это удел фанатов и энтузиастов, прокормить себя шрифтом практически невозможно, приходится ещё преподавать, давать мастер-классы, читать лекции.
«В Голландии фундаментально занимаются шрифтом — там считается, что без этого ты не можешь быть профессиональным визуальным творцом чего бы то ни было, пойдешь ли ты в моду, архитектуру или продакт-дизайн»
«О шрифте»: простые принципы хорошей типографики
Рассказываем, на что обратить внимание в работе со шрифтом.
evgeniy kornilov / shutterstock
Шрифт и формат полей сильно влияют на восприятие продукта. Если выбрать их неправильно, продукт может оказаться неудобным для читателя.
В книге «О шрифте» немецкий дизайнер Эрик Шпикерманн делится опытом с теми, кто хочет подходить к этой задаче со знанием дела: учит разбираться в тонкостях типографики и показывает, что шрифт — не высокое искусство, а рабочий инструмент дизайнера.
Эрик Шпикерманн — один из самых известных дизайнеров шрифта. Он разработал фирменный шрифт компании Audi, журнала The Есоnomist и систему знаков для уличной навигации в Берлине. В 1979 году он основал компанию MetaDesign, которая разрабатывала шрифты для Adobe, Apple, Mozilla и других гигантов.
Рассказываем, как шрифт помогает увеличить доверие к компании, как с помощью него передать эмоции и о чём нужно помнить при вёрстке популярных форматов печатных продуктов.
Из материала вы узнаете:
Редактор. Пишет про дизайн, редактирует книги, шутит шутки, смотрит аниме.
Индивидуальность
Чтобы печатное издание выглядело хорошо, дизайнер собирает шаблоны, подбирает шрифты и тем самым формирует ожидания читателя. Для обычных людей этот дизайн совершенно невидим, так как он помогает фокусировать внимание читателя на статьях и фотографиях. Шпикерманн считает, что так и должно быть:
Мастерство подачи информации заключается в том, чтобы читатель не отвлекался на мысли, что кто-то старательно упорядочивал на странице каждую строку, абзац и колонку. Дизайн, по крайней мере в данном случае, должен оставаться незаметным. Следовательно, и шрифт для подобной трудоёмкой работы нужен «невидимый», выглядящий естественно, чтобы читатель не замечал его как таковой.
Посмотрите на передовицу USA Today и заголовки других популярных газет. Даже если вы не знаете иностранные языки, индивидуальность типографики поможет легко понять, где пишут о ежедневных событиях, о финансах или о политике:
Этот приём можно использовать не только в печатных изданиях. Например, Шпикерманн придумал типографическую задачу, в которой предлагает читателю определить, какой из шрифтов больше подходит той или иной обуви:
Шпикерманн считает, что индивидуальность шрифта похожа на индивидуальность обуви. Вы можете взять с собой на горный курорт строгие туфли — ходить в них по снегу будет невозможно, хотя они и выглядят отлично:
Едва ли кто-то танцует, бегает, забирается на гору и ходит на работу в одной и той же обуви. Хотя форма стопы неизменна, для достижения перечисленных выше и многих других целей ей нужна разная поддержка, защита и помощь. То же касается шрифта. Порой на буквы возлагается большая ответственность за донесение до читателя конкретных цифр и фактов, порой необходимо принарядить слова, чтобы они выглядели приятнее, удобнее и, если хотите, красивее.
Настроение
Шрифт помогает настроить ожидание читателя от компании и человека. В качестве примера Шпикерманн приводит корпорации — им необходим строгий шрифт, который поможет убедить клиентов в серьёзных намерениях компании. Взгляните, как смотрится шрифт Bodoni рядом со строгой одеждой — этот набор помогает легко представить респектабельного переговорщика или гендиректора:
Раньше проектировать или переделывать шрифт было дорого и затруднительно. Теперь это не так. Корпоративные шрифты стали главным источником работы для дизайнеров шрифта — они снабдят вас и одним начертанием для конкретного продукта, и большой системой для всех нужд.
Этот приём — очень сильный. Шпикерманн считает, что он может сделать сомнительную контору более презентабельной:
К сожалению, нельзя запретить по закону недобросовестным дельцам применять классические, вызывающие доверие шрифты, которые создают хорошую репутацию их сомнительному товару.
Шрифт может охарактеризовать не только пару обуви или какую-то компанию, но и эмоции людей:
Посмотрите, как смысл слов и выражаемых эмоций сочетается со штрихами шрифта и его индивидуальностью. Например, слово surprise (сюрприз) всегда означает что-то неожиданное, поэтому странный шрифт Mistral хорошо его характеризует.
Со словом joy (удовольствие) сложнее. В шрифте должны присутствовать динамика, открытые формы и уверенные штрихи. Поэтому Шпикерманн набрал его шрифтом Lithos и заглавными буквами, чтобы эмоция не терялась из-за выносных элементов j и y.
Всмотритесь в букву, и вы разглядите индивидуальность в её физических свойствах: лёгкая или массивная, круглая или квадратная, тонкая или приземистая. Буквы могут стоять по стойке смирно, как солдаты, а могут грациозно танцевать в строке. Одни слова не только звучат, но и выглядят приятнее, чем другие.
До изобретения цифровой печати типографии придумывали, как подольше пользоваться буквами для набора. Оказалось, что наиболее «живучими» оказались шрифты со скруглёнными концами, слабым контрастом и мягкими контурами. Сейчас есть современные вариации этих шрифтов, которые можно легко применить в плакате и передать настроение старины:
Функция
Типографика неразрывно связана с вёрсткой — от размера полей и формата зависит, какой интерлиньяж вы выберете, какой будет межсловный пробел и размер абзаца. А сама вёрстка зависит от задачи — где, когда и зачем человек будет пользоваться печатным продуктом.
Шпикерманн выделяет пять основных форматов, о которых стоит помнить дизайнеру: домашнее чтение, в гостиной, на кухне, в вестибюле и общественном месте.
1. Домашнее чтение. Читатель в спальне или в другом месте для отдыха. Важно, чтобы книгу или журнал можно было держать в руках и ничего вокруг не отвлекало. Лучший выбор для вёрстки книг — канон Ван де Граафа или золотой канон Яна Чихольда, которые часто используются в вёрстке книг. Они позволяют оставить достаточно места на полях, их удобно держать, и всё внимание читателя фокусируется на рассказе автора.
2. В гостиной. Скорее всего, на кофейном столике будет лежать красивый журнал, который будут просматривать не слишком внимательно, — в таком случае дизайнеру не нужно оставлять много места на полях под пальцы.
Сам контент важно организовывать с помощью модульной сетки, чтобы все поля, размеры шрифта и иллюстраций были одинаковыми. Благодаря этому читатель из-за невнимательности не будет пропускать важное, так как все значимые элементы издания будут в одних и тех же местах.
3. На кухне. Здесь люди читают инструкции и поваренные книги не в идеальных условиях. Поэтому цвет бумаги для вашего продукта должен быть не белым, а жёлтым — иначе она очень быстро запачкается.
Так как время чтения на кухне ограничено, нужны максимально простые формулировки, короткие строки и иллюстрации с демонстрацией. Если рецепт пирога в вашей поваренной книге не выглядит как пошаговая инструкция, вряд ли она кому-то поможет в деле.
4. В вестибюле. Обычно всё бульварное чтиво нужно, чтобы читатель скоротал время в очереди. Для этого необходимо делать заголовки большими и понятными, чтобы они помогли читателю выбрать интересную статью. Для таких журналов важно оставить место для пальцев на полях, а вёрстку издания сделать строгой — в несколько узких колонок.
5. В общественном месте. На улице людям в первую очередь интересны расписания общественного транспорта и объявления. Обычно их верстают в формате таблиц, чтобы помочь читателям найти нужную информацию быстрее. Для этого формата Шпикерманн советует использовать достаточно контрастные шрифты и избавляться от ярких разделителей, чтобы они не мешали изучать расписание автобусов.
Шрифт на экране
Все перечисленные особенности работы со шрифтом применимы и в вёрстке для экранов. Но здесь важно помнить, что шрифт для браузеров состоит из пикселей и он совершенно не похож на те, что обычно используют в печати на бумаге. Например, вот как пришлось изменить Georgia, чтобы вписать его в сетку разных кеглей:
Из-за этого вы не сможете заранее предугадать, как вёрстка будет смотреться на экране пользователя:
Никакое количество кривых Безье, вписываемых в сетку, не будет исчерпывающим для всех программ рендеринга во всех системах. Веб-дизайнерам приходится мириться с тем фактом, что шрифт в разных условиях выглядит по-разному, как это и было столетиями, по мере того как менялись технологии производства бумаги, печати и типографского набора.
Шпикерманн советует использовать пять хороших и бесплатных шрифтов для продуктов для экрана. Все они проектировались с учётом особенностей работы современных мониторов и экранов смартфонов:
«Рабочие лошадки»
Поиск настроения шрифта не должен превратиться в ежедневную рутину. Например, дизайнеру незачем по-особенному подходить к рекламному буклету для дверных ручек или освежителей воздуха, описанию состава на упаковке и инструкции к чайнику:
Если вы готовите каталог запчастей или инструкцию к огнетушителю, вас не интересуют изящно изогнутые засечки или классицистический контраст. Необходимо, чтобы буквы были ясно различимы, компактны, чтобы их больше уместилось в ограниченном пространстве (а бывает ли пространство неограниченным?) и они оказались достаточно прочны, чтобы выдержать суровые условия печати и копирования.
Универсальные шрифты Шпикерманн называет «рабочими лошадками» — с их помощью можно решить рутинные задачи бизнеса максимально быстро и дёшево. У любого подобного шрифта должны быть:
В качестве «рабочих лошадок» Шпикерманн выделяет девять шрифтов:
Дизайнер шрифта
Особенности профессии
Дизайн шрифта – самая незаметная и в то же время самая ответственная работа в области графического дизайна и визуальных коммуникаций. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Создавать знаки, кодирующие и передающие информацию – это мастерство высокого класса. Ведь миру должно быть представлено новое произведение графического дизайна, и в то же время характер самого мастера должен остаться в тени, потому что ценность любого текстового шрифта тем выше, чем ближе его начертание к классическим, выработанным веками конструкциям букв. Сказать здесь новое слово – очень сложная, да и не нужная, задача. Все давно известно, и если привнести в классические формы букв что-то слишком необычное, читатель будет «спотыкаться» при восприятии информации и негодовать. А это «необычное» может заключаться в долях миллиметра. Дизайнеру текстовых шрифтов остается только работать над мельчайшими деталями, сохраняя при этом общепринятую конструкцию. Тем не менее, каждый новый шрифт самым невероятным образом приобретает свой характер. Иначе, зачем нам такое большое количество шрифтов, скорее похожих, чем различных. Эти небольшие нюансы разных гарнитур передают характер описываемых вещей. Согласитесь, что томик классической литературы, рекламный текст о современных компьютерах и описание на этикетке крема вряд ли будут набраны одним и тем же шрифтом. Тончайший, но собственный характер есть у каждой текстовой гарнитуры. Основное разнообразие здесь заключается в том, над чем будет работать дизайнер, а это может быть либо шрифт с засечками (антиква) либо без засечек (гротеск), и уже в пределах этих двух направлений ведется кропотливая детальная проработка букв, которые потом будут придавать определенный характер словам, набранным ими, либо оставаться полностью нейтральными.
Иначе дело обстоит со шрифтами, называемыми акцидентными (от англ. accident – случай), которые используются в заголовках и коротких рекламных надписях, призванных скорее привлечь внимание, нежели передать информацию. Здесь дизайнер шрифта располагает гораздо большей свободой для творчества. Но надо сказать, что многие акцидентные шрифты не долговечны, мода на них проходит достаточно быстро. Вскоре такой шрифт может стать «избитым», устаревшим, а к заголовкам, названиям и слоганам, набранным им, начинают относиться презрительно и, в конце концов, про такой шрифт постепенно забывают, увлекаясь новинками в дизайне акцидентных шрифтов. Первыми работами, в том числе учебными проектами, начинающих шрифтовых дизайнеров обычно являются именно акцидентные шрифты, так как там существует гораздо меньшая опасность нарушить многочисленные сложные правила создания текстовых гарнитур.
Со времен развития рекламы и товарных знаков и логотипов, у дизайнеров шрифта появилось еще больше работы. Многие компании хотят иметь не только узнаваемый фирменный стиль, но и специально разработанный уникальный шрифт, характер которого соответствовал бы их товарам и услугам, и который принадлежал бы исключительно данной фирме, придавая ее текстовым сообщениям индивидуальность.
Работа дизайнера шрифта начинается с многочисленных эскизов, нарисованных от руки на бумаге. На этом этапе ищется характер шрифта, определяется его назначение и зачастую уже придумывается название. После этого дизайнер приступает к созданию графических очертаний букв в специализированных векторных компьютерных программах. Зачастую он начинает свою работу с отрисовки двух букв алфавита, имеющих разное графическое содержание: одна из них должна состоять преимущественно из прямых форм, в русском алфавите это может быть буква «п», в латинском – буква «h», вторая буква должна строиться из округлых очертаний, это, конечно же буква «о». А уже после того, как заданы эти основные формы, дизайнер приступает к прорисовке всех остальных букв, которые могут содержать в себе прямые, округлые и смешанные (как например буква «р») формы. Далее он подчиняет все буквы разработанной системе соотношения тонких и толстых штрихов и радиусов скругленных элементов. В процессе создания букв, дизайнер обязательно набирает ими слова и смотрит насколько гармонична его шрифтовая идея и не нужно ли внести в нее какие-либо поправки, чтобы слова приобрели максимальную читабельность. Кроме того он смотрит как работают горизонтальные деления таких букв как «е», «н» или «ч»: найдено ли место этих горизонтальных элементов с предельным чувством меры. Чувство меры – важнейшая составляющая всего шрифтового дизайна. Разрабатываемые шрифты должны иметь гармоничный контраст толстых и тонких штрихов, все членения должны находиться на выверенном положении выше или ниже центра буквы, величина засечек должна гармонировать с общим начертанием знака, а межбуквенные пространства играют чуть ли не большую роль, чем сами буквы. Правил очень много. Но любящий свое дело дизайнер уважает и хранит их, подчиняется им, работает в их рамках, беспрестанно изучает законы гармонии и развивает чувство меры, как это делали веками его предшественники.
Рабочее место
Рабочим местом шрифтового дизайнера в большинстве случаев является специализированная дизайн-студия, занимающаяся исключительно разработкой шрифтов.
Профессия Дизайнер шрифтов в России
О профессии Дизайнера шрифтов
Зарплаты: сколько получает Дизайнер шрифтов *
Начинающий: 30000 в месяц
Опытный: 50000 в месяц
Профессионал: 80000 в месяц
Востребованность профессии
Услугами дизайнера шрифтов пользуются как различные издательства, выпускающие полиграфическую продукцию, так и дизайнеры электронных СМИ, сайтов, рекламных материалов. Как правило, заказчик хочет, чтобы в каждом конкретном случае шрифтовая часть его продукта соответствовала целям и задачам проекта, несла эмоциональную нагрузку, стилистически гармонировала с визуальным рядом изделия. Востребованность профессии достаточно высокая. Перспективы профессии позитивные.
Для кого подходит профессия
Профессия дизайнера шрифтов достаточно творческая, но требует от специалиста глубокого знания специального программного обеспечения и художественных навыков. Подходит тем, кто:
Карьера
Карьера дизайнера шрифтов заключается в приобретении профессионального опыта, известности в профессиональной среде. Чаще всего такие специалисты являются сотрудниками дизайнерских студий или крупных издательств. Многие дизайнеры шрифтов работают самостоятельно, получая заказы от клиентов в интернете.
Обязанности
В обязанности дизайнера шрифтов входит:
Профессия «Шрифтовой дизайнер», часть вторая
Это продолжение, которое я решил написать к первой части статьи «Профессия «Шрифтовой дизайнер». Я надеюсь, что людям, которые ничего не знают про данную профессию будет интересно и они направят свой фокус внимания к типографике. Знаете, если бы слесари красиво описывали методику изготовления эргономичных стульев по старой столетней традиции, рассказывали про секреты и тайные уголки профессии, то наверное бы слесарей стало больше, а следовательно и стульев, среди которых в свою очередь началась бы конкуренция за попу потребителя. Все это привело бы к развитию слесарной отрасли, что в общем-то неплохо. Именно на это теплится надежда где-то в моей душе. И естественно речь идет про шрифты, а не про стулья.
ПАРХАТЬ КАК БАБОЧКА, ЖАЛИТЬ КАК ПЧЕЛА
Бокс чем-то похож на шрифты. Здесь нужно быть очень техничным, а также быть в этой своей техничности большим художником, чтобы добиваться успеха. Как-то так я понимаю профессию шрифтовика. Можно быть трижды и четырежды талантливым боксером (голосистым артистом на словах), но без тренировок по технике, ты будешь свален в первом же раунде более техничным соперником.
Шрифтовой дизайн вкратце: нужны ежедневные тренировки, нужно упорство и нужен упорный труд. Только так можно научиться делать хорошие шрифты, рисовать буквы, леттеринг, делать логотипы и тд. Этот путь долгий и сложный, но если фанатично следовать этому пути, можно за несколько лет добиться неплохих результатов. Хороших боксеров много, а чемпионов единицы.
Пархать как бабочка — делать очень сложные шрифтовые штуки так просто, так естественно, что со стороны будет казаться, что это может сделать любой. Жалить как пчела — делать успешные проекты с помощью своей наработанной техничности. Вот и весь шрифтовой дизайн. Отсюда вывод относительно тренировочного становления шрифтовика. Либо он тренируется сам, либо его тренирует другой шрифтовик. Других вариантов не бывает, никаких тренеров-теоретиков по шрифту просто не существует.
БЫСТРЫЙ СТАРТ В ПРОФЕССИИ
Тем не менее, в профессию шрифтовика можно попасть быстро и случайно. Проводя аналогию с предыдущим абзацем, можно привести следующий пример. Представьте себе, что на улице к вам пристал хулиган и вы его со страху отделали до полусмерти (напрмиер случайным подручным предметом), а только потом пошли в секцию бокса, осознав всё произошедшее и начали тренироваться. Такие случаи мне известны в реальной жизни. Случайная победа может побудить человека заняться спортом серьезно и основательно.
Самый быстрый и случайный, а также вполне предсказуемо успешный вход в шрифтовую профессию из профессии иллюстратора (читай художника). Я уже писал о принципе 5 к 95 и он говорит о том, что творчества в шрифте на пять процентов, а техники на 95. Для помощи иллюстратору необходим толковый инженер, который сделает возможным реализацию такого шрифта. Представьте себе насколько мощным эмоционально получится шрифт, если художник (дизайнер, иллюстратор) вложит всю свою душу в свой шрифт? Инженеру останется только собрать все воедино, добавив еще 95 процентов от общего объема работы.
За примерами далеко ходить не будем, вот например шрифты,
которые были сделаны НЕ ШРИФТОВИКАМИ:
Если вы иллюстратор с планами шрифтовика, то вам не хватает инженера. Возможно именно это ваш быстрый путь в професию шрифтовика.
КТО ТАКОЙ ШРИФТОВОЙ ИНЖЕНЕР
Вобще такой профессии не существует ни в каких-либо табелях о рангах, ни в кругах шрифтовиков. Данный термин я встретил единожды при работе с западными шрифтовиками и перенял их опыт. Процесс создания шрифта можно разделить на несколько этапов, каждый из которых не зависит никаким образом от предыдущего. Вот к примеру на какие простые фазы можно разделить создание шрифта: отрисовка знаков в векторе, сборка и отладка шрифта, тестирование и доработка.
Все три этапа при кажущейся тесноте взаимодействия, на самом деле лишь кореллируют между собой (имеют невидимую связь), а по факту являются тремя разными технологическими процессами. Инженер берёт на себя самую главную часть этого процесса — сборка и отладка. Что касается первого этапа, мы уже выяснили, что эту роль играет творец. Итак, вот он шрифтовой инженер, мегаусидчивый трудяга, настоящий шрифтовик, человек-фанат и вобще человек, который по-настоящему заслуживает уважения.
Шрифтовой инженер — невидимый мотор машины. Именно он заставляет автомобиль ехать, но остается всегда в тени водителя. Шрифтовый инженер делает всю сложную техническую работу (почти все 95 процентов). Таких людей практически нет, их считанные единицы, ими можно и нужно гордиться. Если вы никогда не слышали о такой професии от шрифтовика, будьте уверены, этот шрифтовик делает все три фазы самостоятельно. В своё время моей основной деятельностью на шрифтовом поприще было именно инженерное дело.
КАК ПРАВИЛЬНО ОТНОСИТЬСЯ К ШРИФТАМ
Что такое шрифт? Объект авторского права? Произведение искусства? Софт? Определений шрифту очень много, однако в современной действительности я бы назвал шрифт термином «Продукт». Именно так, никак иначе. Что такое продукт? В маркетинге продукт — это товар или услуга, которую можно предложить для рынка, и которая будет удовлетворять потребности потребителей (Википедия). То есть шрифт — это товар, ориентированный на широкую аудиторию для того, чтобы удовлетворять потребности этой самой аудитории. В данном случае потребности в области дизайна, конечно же.
Именно поэтому для любого шрифта изначально нужно задавать различные параметры, например:
— Отрасль для которой шрифт создается (акциденция, логотипы, тексты, инфографика, иллюстрация, и т.д.)
— Аудитория, которая использует данный шрифт (обычные люди, компании, особые субкультуры, профильные профессии и тд.)
— Органолептические и технологические особенности (рисунок шрифта, количество шрифтов в гарнитуре, количество кодировок, доп.оции (opentype features, kerning, hinting) и др.)
Самой большой ошибкой, как мне кажется, при создании шрифта — это полное непонимание дальнейшей его жизни. Многие шрифтовики понимают шрифт как авторское произведение, как продукт авторского права. Это необязательно плохо, но незнание будущей жизни шрифта, точнее даже наверное просто непонимание, шансы на успех снижают значительно. Осознание шрифта шрифтовиком как некий продукт, законченный товар с заранее установленными свойствами, позволяет минимизировать риски неудачи дальнейшей жизни шрифта. Но тут тоже, никто никаких гарантий не даёт.
БЫТЬ ЧЕСТНЫМ САМИМ С СОБОЙ
Самое главное правило в работе со шрифтом, которое я вывел для себя — это быть честным в первую очередь самим с собой. Так как собственный шрифт до сих пор является некой желанной частью портфолио, а создание шрифта, как мы знаем, процесс не быстрый, то есть существует некий соблазн что-нибудь украсть. Как можно украсть шрифт, спросите вы? Да легко, на самом деле. Такие примеры встречаются на каждом углу. Можно взять уже существующий шрифт и его немного переделав, выдать за свой (и даже начать продавать!), что является в первую очередь моральным преступлением. Можно взять за основу чужой шрифт и сильно переделав, выдать за свой, что тоже, в принципе некрасиво.
Поймавшегося на допинге спортсмена дисквалифицируют, однако в типографике с таким спортсменом никто ничего не сделает. Факты воровства периодически всплывают в шрифтовом эфире, однако наказание носит исключительно моральный характер, если имеет место быть вообще. Законы слишком слабы, именно поэтому вставая на путь шрифтовика, необходимо быть честным в первую очередь самим с собой и делать шрифты честно.
Подводя некоторый итог ко второй части статьи, хочется сказать, что возможно в скором времени «дуплет» превратится в «триптих» (кто не понял речь идёт о третьей части этой статьи). Но никаких гарантий не даю. Вторая часть была написана мной в следствие некоторой реакции на первую статью. Я понимаю, что эта часть получилась более размытой и расфокусированной, однако не теряю надежды на то, что она все-таки приглянется читателям и вдохновит на своздание своих «продуктов» 😉