Штемпель на монете что это такое и как отличать
Знаки СПМД (ЛМД) и ММД на монетах
Эти знаки в виде букв СПМД (СП) и ММД (М) нумизматы называют по-разному: минтмарка, монограмма, клеймо, значок, печать, эмблема, логотип, штамп. Но Банк России на официальном сайте в отношении букв с обозначением монетного двора использует термин «товарный знак».
Учитывая, что место чеканки порой существенно влияет на стоимость монеты, необходимо уметь отличать товарные знаки монетных дворов (МД). Давайте разберемся, какие варианты обозначений могут быть на деньгах, что они означают, а также, как легко их различать.
Как выглядит знак СПМД (ЛМД) на монетах
Санкт-Петербургский монетный двор до 1996 года назывался Ленинградским. Его обозначение на советских монетах появилось только в 1991 года в виде буквы «Л» справа от герба СССР. Но уже в том же 1991 году происходит денежная реформа, и знак меняется на рублях с «Л» на «ЛМД». На рублях образца 1997 года, которые чеканятся и в настоящее время, используется клеймо, которое пишется из букв «СПМД», а на современных копейках эмблема упрощена до сокращения «СП».
Смотрим фото с изменениями логотипа Санкт-Петербургского монетного двора:
Фото знака в виде буквы Л на деньгах СССР 1991 года:
Монеты Государственного банка СССР 1991 года:
Знак ММД на монетах
Московский монетный двор впервые на монетах регулярного выпуска указал на место чеканки в 1990 году, использовав для небольшого числа экземпляров штемпели аверса с буквой «М». Такие деньги 1990 года стали редкостью и стоят в наши дни до 25 тыс. руб. В последующем знак фабрики появился уже на всей продукции и был усложнен до «ММД». Практически в таком же виде он дошел до современных рублей образца 1997 года. А на копейки наших дней вернулась буква «М».
На фото показаны изменения символа Московского монетного двора:
Фото значка в виде «М» на дензнаках СССР 1991 года:
Рубли и копейки Государственного банка СССР 1991 года:
Буквы ММД на юбилейных монетах современной России:
Как отличить?
Знаки СПМД (ЛМД) и ММД очень легко различить, вам даже не потребуется их увеличение, чтобы прочитать буквы. Эмблемы монетных дворов имеют серьезные отличия в форме. У СПМД (ЛМД) форма больше напоминает овал, а клеймо ММД округлой формы с «шапочкой», образованной завитком буквы «Д». Посмотрите на следующие фото:
Статьи по теме
Понравилась статья? Лайк и репост будут лучшей благодарностью.
Руководство по заработку
Вопросы и замечания по данной статье можно оставить в комментариях:
Процесс изготовления и значение штемпеля на монете
С момента появления денег государство старалось контролировать чеканку монет. Частные лица не имели доступа к штемпелям и к процессу создания денег. Что такое штемпель на монете? Так называют в нумизматике инструмент, которым чеканят деньги.
Монетное дело как раньше, так и сейчас жестко контролируется государством. Этим объясняется, что среди находок нет инструментов для изготовления денег. Их уничтожали с целью предотвращения появления фальшивых монет.
Штемпели всегда изготавливают парами — верхний и нижний. Они быстро изнашиваются, поэтому сначала делают маточник. Затем по образцу делают необходимое количество рабочих инструментов.
Производство штемпелей состоит из таких этапов:
На специальном станке нарезают заготовки. Следующий этап — отделка гурта. Затем заготовки обрабатывают химическим составом и полируют. После этого их сушат и отправляют на пресс.
Создание маточников для памятных экземпляров, которые раскупают нумизматы, — сложный процесс. Делают десятки эскизов для будущих коллекционных денег. Затем их отправляют на утверждение в Банк России. По утверждённому эскизу изготавливают штемпель для монет.
Сначала делают гипсовую модель в увеличенном виде. Для этого скульптор использует воск и пластилин. Как правило, это занимает несколько этапов. В результате получают модель с прямым и форму с обратным изображением.
Затем заготовка покидает мастерскую. Ее отправляют в производственный цех, где гипсовую модель сканируют и обрабатывают. Благодаря современным технологиям, получают объемную модель.
Специалист вырезает заготовку (прямое изображение) в натуральную величину. По ней изготавливают рабочий инструмент и чеканят монеты.
Сегодня при чеканке все процессы автоматизированы, но человеческий фактор важен. Если мастер не увидит изъяна на инструменте, партия будет забракована. Новые прессы работают в полуавтоматическом режиме. Чеканщики используют компьютерную программу на оборудовании.
Специалисты говорят о том, что заготовки лучше укладывать под пресс вручную. Максимальное усилие пресса — 360 тонн. При изготовлении крупных монет используют гидравлический пресс. Сложность возникает только при создании инструмента.
Штемпели готовят в инструментальном цехе и проверяют. Их дорабатывают, пока не получат качественный образец. Работа кропотливая и коллективная. В процесс вовлечены все — художники, скульпторы, инструментальщики, граверы.
После революции студия, где готовили медальеров, была закрыта. Сегодня эту школу возродили.
В Санкт-Петербурге открыт медальерный класс, где учатся студенты Академии художеств. Они изучают граверное дело и изготовление медалей. Руководителем мастерских назначили А. Бакланова, создателя денег, которые находятся сейчас в обращении.
Чеканка денег
В Греции и Риме в монетном деле применяли литье. От этого способа отказались и стали использовать только чеканку.
На древних экземплярах часто отсутствует изображение на оборотной стороне, а есть только углубления. Встречаются они разной формы — квадратные, прямоугольные и другие. Верхний инструмент состоял из одного или нескольких стержней, поэтому и получались такие углубления.
Он имел вытянутую форму, так как его держали клещами или руками. Нижний — закрепляли в тиски. Верхний — выходил из строя быстрее. До полного износа он выдерживал до 17 тысяч ударов, а нижний — 36. Орудие выполняли из бронзы и железа.
Изготовление инструментов для чеканки – сложная технологическая операция. Процесс создания углубленных изображений совершенствовали столетиями. Изготовление штемпелей было искусством. К работе допускались лучшие резчики.
Древние мастера имели задатки художников. Они изготовляли инструмент вручную и использовали в работе:
Схема чекана денег выглядела таким образом:
Процесс производства усовершенствовался с появлением новых станков и технологий:
С помощью специального устройства поднимали бревно и укладывали заготовку. Затем устройство отпускали и чеканили монеты. В середине XVI века стали применять винтовой пресс и вальцевой станок. Затем вальцверк усовершенствовали сменными деталями.
С появлением машин отпала необходимость вырезать штемпели вручную.
Брак чеканки
Монеты имеют аверс и реверс. На аверсе находятся: герб, название страны, инициалы правителя. На реверсе — номинал денег, знак, год выпуска. Существуют браки штемпеля, которые коллекционируют нумизматы.
Если ошибки художников, скульпторов не заметили, они появлялись на деньгах. Потом эти инструменты изымали и дорабатывали. Чаще всего неточности появлялись во время политических и денежных реформ.
Браком штемпеля является:
Русская чеканка в XVIII веке была плохого качества. Медные экземпляры практически не контролировали, поэтому в обращении был брак. Коллекционеры собирают такие экземпляры. Их интересует хорошая сохранность монет. Если для серебра и золота грязь не так страшна, то для меди она может быть губительна.
На Московском аукционе в октябре 2016 был продан рубль 1705 года (перевернутая «Е» в обозначении) за 1,6 млн рублей. За 10 копеек 1976 года (без указания монетного двора) заплатили 900 тысяч рублей.
Значение штемпеля на монетах
Монеты широко используются в торговых операциях с древних времен. Ранее штемпеля для их чеканки изготавливались вручную, что значительно усложняло изготовление металлических денег. Современные технологии позволили максимально усовершенствовать процесс их производства, обеспечив получение необходимого количества денежных единиц в короткие сроки.
Что представляет собой штемпель?
Что такое штемпель для чеканки изображения на монете? Этот термин применяется в нумизматике. Само же слово имеет немецкое происхождение. Так называют инструмент, применяемый для изготовления монет и медалей. Он состоит из двух элементов, поверхности которых содержат «негативные» изображения противоположных сторон выпускаемых изделий. Для создания штемпеля применяют сталь высокой прочности и твердости.
Производство денежных единиц строго контролируется государством, так как появление фальшивых купюр и монет способно нанести серьезный ущерб экономике страны. Чеканка металлических денег осуществляется исключительно государственными предприятиями. Устаревший и пришедший в непригодность штемпель для монет уничтожается для предотвращения попадания в частные руки и использования в незаконных целях.
Этапы изготовления инструмента
До второй половины XIX века рисунок на верхнем и нижнем элементах штемпелей вырезался вручную. Качество инструмента варьировалось в зависимости от уровня мастерства резчика. Разработка технологии повышения прочности изделий из стали с помощью химических средств способствовала внедрению в процесс производства маточников — вторичных штемпелей.
Вырезанное на поверхности детали позитивное изображение используется для чеканки большого количества штемпелей из металлических заготовок меньшей твердости. Последующая химическая обработка обеспечивает придание стали необходимой для длительного применения прочности. Ускорить процесс производства монет помогло и изобретение оборудования, уменьшающего размеры используемого для чеканки рисунка.
Этапы изготовления штемпеля следующие:
Чеканка монет
Рабочие штемпеля устанавливают на высокоскоростные прессы с компьютеризированной системой управления. Заготовки будущих монет фиксируются специальными пластинами и проходят через оборудование, контролирующее соответствие размеров деталей. Количество выпускаемых денежных единиц подсчитывается специальным устройством. Проверяется вес монет и отсутствие на них дефектов с отбраковкой нестандартных экземпляров. Готовая продукция подсчитывается, укладывается в специальную упаковку и направляется в финансовые организации.
Разновидности монет современной России 1997-2021
Обычно в нумизматике термином «разновидности» обозначают монеты, имеющие одинаковый номинал и дату выпуска, но отличающиеся деталями изображений аверса, реверса или гуртом.
Выделяют несколько причин появления разновидностей. Отличия могут появиться после корректировки (или замены) штемпеля или маточника и т.д.
В коллекционировании с учетом разновидностей есть ряд особенностей:
Важно! Все цены примерные, реальная стоимость продажи может значительно отличаться от указанной. Подробнее о ценах.
На нашем сайте также представлена информация по особенностям денежных знаков как современной России, так и СССР. Еще некоторые отличия описаны в каталоге юбилейных и памятных монет. Вы можете перейти по ссылкам, найти в таблицах интересующие вас экземпляры.
Далее приводится информация по основным общепризнанным и ценным видам, имеющим явные отличия, что позволит находить их нумизматам даже начального уровня.
Содержание:
Разновидности монет номиналом 10 рублей
Среди 10-рублевых монет стоит обратить внимание на десятки 2010 года с буквами СПМД на аверсе. У них выделяют два вида по оборотной стороне (реверсу). У первого (частого и недорогого) защитные линии внутри нуля не касаются его стенок, у второго, обозначаемого шт. 2.4, линии касаются стенок (то есть между линиями и внутренней стенки нет бороздки). Второй вариант является ценным, его стоимость в высокой сохранности доходит до 1000 руб.
Смотрите фото с отличиями:
Прочие 10 рублей, заслуживающие вашего внимания:
Разновидности 5 рублей современной России
У монет данного номинала заслуживает особого внимания 5 рублей 1998 года Санкт-Петербургского монетного двора. Искать следует вид, у которого лист не касается канта, а точка при этом среднего размера. Если возникают сомнения, то обратите внимание на лист справа, который имеет форму, явно отличающуюся от прочих разновидов. Стоимость этой редкой разновидности составляет от 1 до 3 тысяч руб.
Внимательно изучите особенности уникального экземпляра по следующим фото:
Другие 5 рублей, имеющие ценные варианты:
2 рубля
Найти 2 рубля 1999 года СПМД уже само собой является удачей, монетка эта не является частой. Но вдвойне приятней, если это окажется вид с узким кантом на реверсе, который стоит около 1000 руб. Чтобы выловить такой вариант, удобнее сравнивать не толщину самого канта, а детали изображения, которые у узкого канта удалены. Все станет понятнее, если посмотреть на фото:
Относительно ценные разновиды также можно посмотреть среди выпусков этих лет:
1 рубль
50 копеек
Большинство выпусков 50-копеечных монет имеют по несколько разновидов. Например, у 50 копеек 2002 г М по некоторым каталогам выделяют до 8 видов штемпеля аверса, имеющих разницу в положении буквы «М». Один из них (шт. В) с повернутой против часовой стрелки и приспущенной буквой является раритетом, цена его на аукционных торгах достигает 15 000 руб.
Дорогостоящие варианты также ищите у следующих:
10 копеек
О других более сложных, но не менее ценных разновидностях 10-копеечных монет смотрите по ссылкам:
5 копеек
На фото увеличен участок, где находится обозначение МД:
Подробнее про эти монеты смотрите здесь:
В поиске дорогих вариантов также присмотритесь к особенностям следующих:
1 копейка
Монеты России номиналом 1 копейка очень маленького размера, их диаметр всего 1,5 см. Разница видов штемпелей обычно не столь существенная, чаще всего она заключается в наклоне букв знака монетного двора или в толщине и положении дужки буквы «Й» в слове «КОПЕЙКА». Поэтому заниматься поиском разновидов среди столь небольших монеток очень сложно.
Например, у 1 копейки 1998 года с буквами «СП» есть три варианта по реверсу. Они обозначаются номерами 1.1, 2.1 и 2.2. Наиболее ценным является штемпель 1.1., его цена на аукционах может превысить 1000 руб. Отличается эта разновидность дужкой «Й», у нее она более тонкая и удалена от основания единицы.
Также обратите внимание на дорогие варианты 1 копейки:
О коллекционировании штемпельных разновидностей российских монет
Основной вопрос, возникающий при виде множества однотипных монет с очень небольшими отличиями: ну и что за этим? Какой познавательный, научный, коллекционерский и коммерческий интерес представляет увлеченное и тщательнейшее их собирание и обретение уверенных навыков по их различению? Есть ли выход в практическую область — с учетом затраченных усилий, времени, средств, бумаги и так далее?
Известно немало монетных типов, представленных множеством штемпельных разновидностей. Наиболее яркие примеры (по данным В. Биткина на 2003 г.) — рублевик 1720, отчеканенный на Кадашевском монетном дворе, —117 разновидностей, и копейка 1711, отчеканенная на Набережном монетном дворе, — 235 разновидностей. Среди других многовариантных типов — рублевики Анны всех лет и денги 1730 и 1731, 2-копеечники 1802 ЕМ, а также 10-рублевики Николая II первых лет выпуска. Одним таким монетам посвящено несколько строк или страниц в каталогах, другим — статьи, а третьим — отдельные работы.
Раз на раз не приходится. Детальное исследование монет одних типов привело к интересным результатам, других — не будучи столь же углубленным — не дало пока ничего особо интересного, и не ясно, даст ли вообще.
Классик нумизматики дореволюционной поры Алексей Васильевич Орешников крайне скептично относился к собирательству мелких разновидностей монет императорского периода. В их детальном изучении выдающийся знаток проволочных монет не видел смысла, полагая, возможно, что в огромном массиве современных ему монет все уже ясно, загадок и вопросов по существу — почти нет. На незаданные вопросы — не было и ответов. Классик же современной эпохи В.В. Уздеников несколько десятилетий посвятил изучению вопросов, связанных именно с императорскими монетами.
Итак, с одной стороны — А.В. Орешников с негативным отношением к уклону коллекционеров в сторону собирания и исследования всех подряд монет императорского периода с малозаметными отличиями (и отчасти его можно понять).
С другой стороны — В.В. Уздеников, проанализировавший множество разновидностей для того, чтобы произвести давно назревшую типизацию российского монетного массива (одна из главных заслуг ученого). Он подметил при исследованиях массу интересных, сущностных различий, которые осветил в десятках статей, очерков и заметок. Оказывается, почти ничто ранее не было толком исследовано, везде — одни вопросы.
Значит, оценивая, есть ли что исследовать в монетном массиве XVIII — начала XX, Орешников и Уздеников находятся на разных позициях, но почти единодушны, в критике «поголовного» перебора малозначимых разновидностей и попыток коллекционирования всех подряд монет с несущественными отличиями.
Что же, коллекционирование по разновидностям вовсе не заслуживает поддержки? Мне, например, известны лишь двое, которые посвятили такому делу немало лет жизни: Е.Г. Полуйко, собравший около 700 рублевиков Анны, и Г.С. Евдокимов, собиравший денги и полушки Анны и исследовавший сотни их разновидностей. Оба представили результаты исследований, но сущностные выводы представил лишь второй. (Если говорить о рублевиках Анны, то мне как исследователю больше пользы принесла небольшая статья В.В. Узденикова о монетах, отчеканенных штемпелями И.К. Гедлингера.)
Можно, конечно, ограничить себя утилитарным подходом к решению задачи — собрать все до одного рублевики Анны, отчеканенные на двух московских и двух петербургских дворах различными штемпельными парами, хотя их и множество, но только оно никому не известно. (Если конечное множество, в принципе, можно собрать, то бесконечное множество — непобедимо.)
В общем выводе о нецелесообразности коллекционирования разновидностей есть оговорки. Так, тщательное изучение 2-копеечников 1802 ЕМ, отчеканенных, возможно, десятками миллионов экземпляров, выявляет некоторые особенности и ставит важные вопросы. (Спасибо Казбеку Темираеву, активизировавшему своими статьями интерес к этой монете.) И вот, с учетом вклада других нумизматов, теперь о ней уже известно, что:
) несмотря на маточниковую технологию изготовления штемпелей, есть десятки разных лицевых и оборотных штемпелей, и еще больше — их сочетаний;
) вначале намечалось дать ЕМ под лапами гербового орла, и пробными штемпелями даже отчеканили сколько-то монет;
) отказавшись от этой идеи и удалив на готовых штемпелях литеры Е и М, набили их под датой, и массовую чеканку начали подправленными штемпелями (но следы Е и М на прежних местах нередко просматриваются);
) часть монет, отчеканенных неутвержденными штемпелями (Е и М под лапами орла) перечеканили новыми штемпелями (ЕМ под датой).
В данном случае при изучении штемпельных разновидностей появилась и новая информация о ходе подготовки и начале выпуска 2-копеечников 1802.
Что до 10-рублевиков Николая II, то благодаря, в основном, профессионализму И.И. Рылова (исследовавшего много тысяч этих монет при работе экспертом- приемщиком в специализированном магазине «Нумизмат») выявились некоторые особенности (подробнее см в статье «Золотые монеты Николая II», «Антиквариат. », № 12 (72), 2009).
Например, на гурте 10-рублевика 1900 обнаружен знак минцмейстера АГ, ранее известный лишь на монетах 1899 и более ранних. Значит:
) либо перед чеканкой монеты в 1900 году использовали прежние гуртильные верейки — если минцмейстер золотого передела Аполлон Грасгоф (как считалось доныне) с 1900-го оставил пост, который делил в 1899-м с минцмейстерами Эликумом Бабаянцем (ЭБ) и Феликсом Залеманом (ФЗ); верейка с инициалами подобна печати с подписью и ее расшифровкой на документе;
) либо Грасгоф недолго проработал в 1900-м, и монеты тех месяцев как раз и «подписаны» буквами АГ.
Кроме того, различие в «написании» буквы Г (обычная либо с длинным «носиком») свидетельствует о чеканке части 10-рублевиков на Ленинградском монетном дворе в 1925-1926 годах — для оплаты товаров и оборудования странам, поддерживавшим «золотой бойкот» и не принимавшим большевистскую валюту («сеятелей 1923»), И.И. Рылов полагает, что у обнаруженных им особенностей ранг выше, чем у штемпельных разновидностей, но находки эти стали возможными лишь благодаря штемпельному анализу. Опираясь на мнения коллег и собственное, И. Рылов выделил несколько вариантов («типов») портрета Николая II.
Признаем очевидное: тип портрета и монетный тип — не одно и то же, два экземпляра с разными (или немного разными) типами портрета бывают одним монетным типом. Предпочитая коллекционирование по типам, я, однако, убежден, что тщательное изучение монет (а штемпельные разновидности в ходе его и выявляются) совершенно необходимо, поскольку приводит к интересным находкам.
Кое-кто пропагандирует коллекционирование монет императорского периода по разновидностям, во всю мочь вещая, что эта разновидность нигде не описана. Но переплачивают ли сами агитаторы за «редкие» разновидности, если им их предлагают? Отнюдь. Движение под лозунгом «РЕДКАЯ ШТЕМПЕЛЬНАЯ РАЗНОВИДНОСТЬ!» идет лишь в одну сторону — подороже продать. И никогда — купить.
Не знаю никого, кто собирает императорские монеты всех лет по штемпельным разновидностям. В середине 1970-х мой коллега, преданнейший нумизматике человек, Анатолий Маркович Обида некоторое время пытался нести тяжкую ношу, игнорируя, что не менее замечательный коллекционер, Великий князь Георгий Михайлович, при неслыханных материальных возможностях, тогдашних «детских» ценах и команде прекрасных помощников, задачу эту за тридцать лет решить не сумел
Во многих дореволюционных каталогах разновидности отмечались, и торговые каталоги, конечно, старались представить своим покупателям как можно больше разных монет. Но время, возможности покупателей, конкуренция между ними и менталитет были совсем иными.
Прошло столетие, многое переосмыслено. Написаны сотни статей и очерков, заметок и каталогов, рецензий и монографий, уровень нумизматического мышления чрезвычайно вырос.
Значение штемпельных разновидностей российских монет императорского периода, не имеющих сущностного значения, необходимо оценивать с разных позиций:
С точки зрения коллекционирования — близкое к занудству однообразие, косвенное сужение широты коллекционерских интересов, невозможность глубоко заинтересовать показом такой подборки не только коллег, но и любых своих друзей или гостей, далеких от профессионального интереса к монетам.
С познавательной точки зрения — косвенное ограничение собственного уровня профессиональных знаний и, отчасти, общекультурного уровня.
С точки зрения научного исследования — рутина, которая, за немногими исключениями, отнимает у ученого драгоценное время от исследований действительно важных нумизматических проблем.
Для убедительности приведу полдюжины эпизодов по второй половине XVIII века, где при изучении штемпельных разновидностей выявились интересные, значительные сущностные различия, о которых, конечно, должен знать любой нумизмат, коллекционирующий российские монеты императорского периода.
— Копейки 16-рублевой стопы 1757—1758. Различия в стилистике, наряду со следами изображения шведской монеты в 1 эре, которая послужила заготовкой при перечеканке в российскую монету, позволили (еще до обнаружения соответствующих документов) отнести такие копейки к продукции Сестрорецкого монетного двора.
— Часть 5-копеечников 1758 б/б благодаря стилистическим особенностям удалось отнести к продукции Сестрорецкого монетного двора, отделив их от другой части — пятаков екатеринбургских.
— Копейку 1788 6/6, денги 1788—1789 6/6 и полушку 1789 6/6, все со шнуровидным гуртом, мне удалось, по стилистическим особенностям (и по другим соображениям), уверенно отнести к продукции Санкт-Петербургского монетного двора.
— Пятаки 1789—1790 AM Георгий Евдокимов отнес, по стилистическим особенностям, к монетам, отчеканенным штемпелями, переведенными (в начале работы Аннинского монетного двора) с петербургских маточников.
— Часть копеек 1798 ЕМ отчеканена аннинскими штемпелями 1797 AM, у которых цифра «8» перебита из «7», а буква «Е» — из буквы «А» (после упразднения монетного двора в Аннинском штемпеля оттуда были отправлены в Екатеринбург и там доработаны перебивкой).
— У некоторых дефектных 2-копеечников 1800 ЕМ написание — КОПЕНКИ что явно указывает на использование при подготовке штемпеля не только литерных, но и простейших мелкодетальных пуансонов.
Убежден, что и собирание разновидностей монет советского периода, по сути, давно себя скомпрометировало, не окупив того весьма значительного общественного внимания, средств и времени, что были затрачены, оно оказалось малополезным занятием. За мелкими и мельчайшими особенностями, зачастую — и что хуже всего — недоступными невооруженному глазу, не кроется ничего действительно интересного, сущностного (возможно, за редчайшими исключениями). Достаточно плодотворным представляется лишь исследование иррегулярных монет советского периода (проводимое Никитой Моисеенко).
Вывод не касается всех разделов нумизматики, в частности, допетровского: ценность максимально полной подборки разновидностей проволочных монет определяется, прежде всего, ее научным значением.
Ущербность собирания разновидностей дореволюционных монет очевидна. Но надо понимать и помнить, что КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ ВСЕХ ПОДРЯД РАЗНОВИДНОСТЕЙ и ВНИМАТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ КАЖДОГО экземпляра, свойственное профессиональному нумизмату, — вовсе не одно и то же.
Автор признателен В.В. Биткину за предоставленную возможность использовать недостающие по ходу статьи иллюстрации из его каталога.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 82 (декабрь 2010), стр.116