Учитель или репетитор что выбрать
Чем учитель отличается от репетитора
Профессия педагога подразумевает, что он должен быть культурным гидом, наставником, доверенным лицом общества
Об авторе: Антон Олегович Зверев – кандидат педагогических наук, журналист.
В СССР учителям не приходилось конкурировать за внимание детей с интернетом, социальными сетями и шоу-бизнесом. Фото РИА Новости
31 августа 2021 года свое поздравление учеников, коллег, родителей с наступающим Днем знаний министр просвещения РФ Сергей Кравцов начал с еще недавно азбучных, а ныне далеко не однозначных утверждений. Прежде всего: «Дети хотят знаний – отсюда их тысячи «почему?» – воздал он должное любознательности учеников, которой те обязаны, похоже, лишь собственной неугомонной природе. Другими словами, ситуация в образовании с министерской точки зрения выглядит следующим образом. Ученики тянутся к плодам наук, родители и учителя «с радостью готовы делиться с малышами и подростками знаниями и открывать дорогу к ним». Министерство просвещения помогает тем и другим в методических поисках. Дело остается за малым: «Давая детям знания, воспитывать их, чтобы они любили Родину. были добрыми и трудолюбивыми».
Просто, сжато, без высокопарных изысков, достойно и понятно. Но… Совсем иной оказывается жизнь за школьными турникетами в свете поздравления, с которым теперь уже в День учителя к представителям самой массовой профессии обратилась глава Совета Федерации Валентина Матвиенко («Школа – это учитель», «Российская газета» от 5 октября 2021 года). Спикер верхней палаты, по сути, пункт за пунктом обнажает язвы отечественной педагогики, сводя на нет первосентябрьские тезисы главы Минпросвещения.
Начнем с мотивации к знаниям – действительно ли имеется таковая у современных детей? Вне всякого сомнения. Но, правда, сейчас, напоминает Матвиенко, «любой школьник в состоянии извлечь из недр интернета массив сведений по интересующему его вопросу, многократно превышающий содержание учебников». Вот откуда тысячи детских «почему?» летят напрямую к голосовой помощнице Алисе, игнорируя учителей.
И по той же причине педагогу, по мнению Валентины Матвиенко, предстоит в обозримой перспективе «во все большей мере бороться за внимание и доверие детей, конкурируя со СМИ, интернетом, социальными сетями и даже с шоу-бизнесом». Ему, педагогу, предстоит овладевать компетенциями в сфере информационных технологий, учить учеников учиться, покорять их силой интеллекта, широтой и глубиной эрудиции, нравственными качествами, масштабом личности и пр.
«То есть я должен быть круче ТВ и шоу-бизнеса», – делится удивлением один из блогеров, с нетерпением ожидающих новостей из шести счастливых регионов, где вводится новый порядок оплаты труда педагогов. Запальчивого комментатора, который почел за благо сохранить инкогнито, неподдельно расстроило, что даже в красный день календаря видный политик большую часть заздравной речи посвятила требованиям. И к кому? К виновнику торжества!
Но будем справедливы: эти требования в основном созвучны духу времени. «Современный учитель должен быть хорошим предметником, но этого недостаточно», – неустанно подчеркивают первые лица нашего образования и в будние, и в праздничные дни, кивая на сочинения основоположников научной педагогики.
Должен, понятное дело. Ну кто же против глубокой предметности учителя, особенно если он при этом «универсал», то есть готов к диалогу с любой аудиторией на любую тему. Да только где он сегодня, учитель-универсал? И чем, собственно, «самая уважаемая» профессия культурного гида, наставника, доверенного лица общества отличается от еще более уважаемой и не менее массовой – репетитора?
Случившийся недавно школьный кризис во второй экономике мира выявил интересный показатель: оказывается, более 75% китайцев в возрасте от 6 до 18 лет посещают частных репетиторов. В Южной Корее и Гонконге подтачивающим «фундамент общества» репетиторством охвачено 80% учащихся (в Южной Корее объем теневого рынка вокруг школы превосходит суммы госвложений в образование), в Германии и Японии – 47%, в Бразилии – 52%.
А в США, например, эти услуги полностью бесплатны для ребят. За океаном с 2001 года действует программа No child behind («Не оставим ни одного ребенка позади»), в рамках которой правительство возвращает деньги семьям, чтобы они могли пользоваться услугами фрилансеров бесплатно, в том числе онлайн.
А что у нас с репетиторством? «Все «домушники» должны быть внесены в реестр, окольцованы и описаны», – строго сказал мне вице-президент одной крупной общественной организации, но почему-то вполголоса и без свидетелей. Иначе говоря, наша система просвещения (от слова «свет») как жила, так и живет в густой тени двойной морали. Куда уж нам до их хагвонов (в Южной Корее) и дзюку (в Японии), вполне открытых для любых гостей, включая и налоговую службу.
Контрпример – Скандинавские страны, где репетиторством охвачено менее. 4% учащихся. Барьером от этой инфекции служит (nb – изобретенная в СССР) модель школы полного дня (ШПД), принятая здесь с нулевых как минимум годов. Самым понятным образом, через контракт полной занятости, финансово-правовой механизм ШПД содействует преодолению глобального урокоголизма, а тем самым – возвращению учителя в ряды авторитетных профессионалов, интеллектуальных маяков державы.
Детям эта система позволяет, пользуясь словами президента Владимира Путина, «спокойно сделать уроки, позаниматься спортом, пообщаться с друзьями». То есть решать задачи собственные, индивидуально значимые, разделяя их с любимыми учителями. Лидер страны вспомнил об этом учебном «пространстве возможностей» на заседании Госсовета по вопросам образования 25 августа, в самый канун Дня знаний.
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
Подсаженные на репетиторов: мода или суровая необходимость
Дополнительных педагогов детям начали нанимать уже с первого класса
Недавние исследования показали, что практически каждый третий школьник нашей страны занимается с репетитором. При этом около половины учеников не справляются со школьной программой по одному или нескольким предметам и нуждаются в дополнительных занятиях. И если раньше клиентами репетиторов становились в основном ученики 10-го и 11-го классов, то теперь дополнительных педагогов родители вынуждены нанимать своим детям уже в началке.
В чем причина массового увеличения спроса на репетиторов — в низком качестве образования или в самих детях и амбициях родителей; как выбрать хорошего педагога и понять, нужен ли он ребенку; и есть ли гарантии, что деньги потрачены не напрасно, — выясняли корреспонденты «МК».
Фото: Геннадий Черкасов
Репетитор в началке — абсурд?
Нанимать репетитора в начальной школе — это полный абсурд. Так полагают большинство родителей из числа тех, кто отправляет своих детей в первый класс. К концу второго многие из них уже не считают это чем-то из ряда вон выходящим, а в 4-м классе репетиторы есть более чем у половины класса. С чем это связано?
— В первом классе мы учились у молодого неопытного педагога. Отметки нам не ставили, — рассказала мама ученицы начальной школы Ольга Владимировна из Подмосковья. — Раньше я тоже одобряла безоценочную систему, боялась, что плохие отметки негативно скажутся на психике ребенка. В начале второго класса выяснилось, что по русскому языку Маша программу первого класса почти не усвоила и начала получать «тройки» и «двойки», пришлось заниматься дополнительно. Потом я узнала, что как минимум 8 человек из нашего класса тоже посещают репетиторов. Нагнать программу мы смогли только через полтора года.
Оксана Лунина из Калуги уже заранее копит деньги на репетитора для ребенка к 4-му классу: «Я считаю, что в 1–3-х классах программу освоить не сложно, а вот к 4-му классу нужно заниматься усиленно. Именно в этот период лучше уже определиться, по какому предмету у ребенка есть способности. В вузы сейчас бешеный конкурс, и чтобы поступить на бюджет, нужно готовиться буквально с начальной школы. За бесплатные места огромная конкуренция, а в большинстве школ дают лишь поверхностные знания. В 5-м классе мы будем поступать уже в специализированную физико-математическую школу, а там огромный конкурс и без репетиторов не пробьешься».
У педагогов своя позиция.
«На самом деле все просто: учитель занимается с ребенком наравне с другими учениками, по общей программе для всех. И если твое чадо, откровенно говоря, «дерево» и не способно усвоить материал, то ищи репетитора. Но самое интересное в том, что репетитор не несет никакой ответственности за результат. А вот учитель из-за плохих показателей класса карается санкциями со стороны администрации», — считает Василий, молодой учитель из Омска.
«Утром наблюдаю такую картину: перед гардеробом единицы первоклашек сами переобуваются, остальных же обслуживают родители. Так же и с домашним заданием, дети привыкают его делать вместе с родителями. А когда у тех силы кончаются, они нанимают репетиторов», — говорит педагог Юлия Владимировна из Сургута.
Педагог-психолог Ульяна Косорова считает, что учитель и плохая школьная программа не всегда являются виновниками отставания детей в начальной школе.
— Очень часто родители думают, что их ребенок плохо учится, потому что учитель непонятно объясняет материал. В реальной ситуации мы видим, что одни дети в классе хорошо усваивают материал, а другие — плохо. Почему такое происходит? Во-первых, есть некоторые физиологические причины. В последнее время все чаще встречаются так называемые гиперактивные дети. Это школьники с синдромом дефицита внимания, неврологическими и поведенческими нарушениями, которые развиваются в детском возрасте. Процессы возбуждения у них доминируют над процессами торможения. Говоря простым языком, они не могут сконцентрироваться и пяти минут, что уже говорить о целом уроке. Причины такого поведения обусловлены генетическими факторами или ранними органическими поражениями нервной системы, последствия которой могут сохраняться до подросткового возраста.
Фото: Геннадий Черкасов
Педагог не ценою красен
Родители выделяют три основные причины, по которым они нанимают репетиторов в средней школе: подтягивание слабого ученика, подготовка к поступлению в сильную школу и к сдаче государственных экзаменов в 9-х и 11-х классах. Чаще всего дополнительные занятия требуются ученикам, которые отстают от всего класса в изучении одного или нескольких предметов, проще говоря, не тянут школьную программу. Правда, в некоторых случаях подобное случается, когда родители переводят ребенка в более сильную школу, объективно не рассчитав его силы.
— Весь 3-й и 4-й класс я сама постоянно занималась с сыном, чтобы он поступил в престижную математическую гимназию, — рассказывает Алена из Москвы. — В конечном итоге большими трудами нам удалось в 5-м классе пробиться в учебное заведение. Вот только поступить туда оказалось проще, чем учиться. Нахватав приличное количество «двоек» и «троек» по математике, нам пришлось обращаться к репетитору. Педагог оказался порядочным, он сразу сказал, что мой сын не математического склада и не потянет сильную программу нашей школы. Но я не поверила, а зря, в конце концов в 7-м классе нам все равно пришлось сменить учебное заведение. Сейчас сын учится в школе с биологическим уклоном и с программой вполне успешно справляется самостоятельно.
Одним из самых популярных репетиторов нашего времени уже не первый год остается учитель английского языка. К помощи этого педагога прибегают не только слабые ученики, но и круглые отличники. И причина этого — в глобальной проблеме с преподаванием иностранных языков в наших школах, которая тянется еще с советских времен. В большинстве учебных заведений английский преподается на крайне низком уровне, поэтому тем, кто хочет выучить язык, нужно заниматься дополнительно, по сути, все 11 лет. Цены на услуги иностранцев в Москве варьируются от 500 до 5000 рублей в час, в среднем родители платят 1000–1500 рублей за занятие. Для достижения хорошего результата нужно приглашать педагога не реже 2 раз в неделю. Помимо иностранных языков в первой тройке по популярности оказались и преподаватели русского языка и математики. Это тоже весьма предсказуемо, так как многие родители нанимают репетиторов, чтобы подготовить свое чадо к поступлению в престижную школу или к успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ. А математика и русский язык обязательно требуются и в том и в другом случае.
Фото: Геннадий Черкасов
Ситуация с репетиторами, готовящими в востребованные школы столицы, на данный момент сложилась весьма неоднозначная. Цены на услуги педагогов различаются на порядок, и несведущему родителю будет очень сложно разобраться, кроется ли за высокой ценой реальное качество подготовки.
— К сожалению, с помощью Интернета хорошую рекламу себе сейчас ухитряются делать люди, которые реально подготовить ребенка просто не могут, — объясняет учитель математики одной из топовых московских школ. — Я занимаюсь подготовкой детей в 5-й класс, беру 2,5 тысячи рублей за полтора часа. В этом году ко мне пришла девочка, она целый год занималась у репетитора, который брал 5 тысяч рублей за занятие в группе из 4 человек. Этого реально способного ребенка он ничему не научил, в прошлом году экзамены в выбранную школу она завалила. Конечно, я тоже не могу гарантировать поступление всем детям, но поступивших среди моих учеников достаточно много. Насколько мне известно, в ряде топовых школ есть учителя, занимающиеся репетиторством, которые непосредственно участвуют в приеме экзаменов. Расценки у них достаточно высоки, доходят до 10 тысяч за одно индивидуальное занятие, но они реально помогают в поступлении. Правда, таких людей мало, поскольку подобные действия администрации школ, естественно, категорически не одобряют.
По мнению бывалых родителей, дети которых уже учатся в престижных школах, самый надежный выбор репетитора — это извечное сарафанное радио. Для успешной подготовки нужно выйти на родителей учеников, успешно сдавших экзамены в определенную школу, и попросить контакты их преподавателя. Делать все нужно заблаговременно, большинство востребованных педагогов набирают учеников на следующий учебный год еще в апреле-мае.
Есть также альтернативный вариант: многие мамы и папы уверены, что для поступления в хорошую школу совершенно необязательно тратить деньги на репетитора, а можно подготовить ребенка самому.
— Сейчас очень много возможностей для самостоятельной подготовки, — говорит мама 7-классницы из Медведкова. — Например, по математике можно записаться на очные или дистанционные курсы, где учат решать олимпиадные задачи. Дистанционка стоит всего 1,5–2 тысячи в год, и ездить никуда не нужно. Кроме того, на сайте каждой школы можно найти варианты вступительных задач и общие требования к знаниям поступающих и дальше уже готовиться по этим материалам.
Проблема глазами репетитора
У репетиторов свой взгляд на вещи. Любовь Ивановна из Подмосковья — педагог с 40-летним стажем работы в школе — не ожидала, что в солидном возрасте станет репетитором, которого рвут на части.
— Причиной резкого увеличения обращений к репетиторам я считаю недостаточное количество часов для изучения предмета в школах. Ну и, конечно, кадровый голод в регионах и низкие зарплаты учителей, которые лишены мотивации к работе. Не каждый сегодня будет работать на совесть, если с телевизора транслируются другие ценности. А профессия учителя перестала быть престижной. Еще одна распространенная причина — это амбициозность родителей: многие из них хотят, чтобы их ребенок был лучшим, в то время как способности у их детей, скажем, средние. Особенно такая тенденция прослеживается у тех родителей, кто сам учился на 2 и 3, но в жизни чего-то достиг. Те же, кто был отличником, относятся к учебе своих же детей менее скрупулезно. Хотя генетический фактор никто не отменял: от осинки редко рождаются апельсинки.
— Кто к вам приходит чаще всего — отличники или двоечники?
— Ко мне обращаются ребята с разным уровнем знаний. Но тут есть один секрет. Из троечника отличника сделать очень тяжело. Я всегда рекомендую родителям слабых учеников заниматься большее количество часов. Но часто они могут позволить себе только ограниченное число занятий. В такой ситуации результата не будет. А вот с «четверки» на «пятерку» вытянуть ребенка легко. Поэтому репетиторы с именем стараются не брать троечников и двоечников. Только отличники смогут создать хорошую репутацию.
Фото: Геннадий Черкасов
— Что главное в работе репетитора?
— Главное, конечно, хорошо знать свой предмет и постоянно развиваться в нем. Программа сейчас более сложная, чем 20 лет назад. Чтобы решить некоторые задачи, мне самой иногда нужно хорошенько подумать. Когда ребенок приходит, я вначале его тестирую и сообщаю родителям о его уровне знаний. Золотых гор не обещаю. Но когда они сдают экзамены, конечно, очень переживаю. Ведь их отметка — это и моя отметка. Однажды мой ученик хотел получить «пятерку», а сдал на «четыре», но сообщил, что сдал на высший балл. Только потом я выяснила, что он получил «четыре». Мальчик, видимо, не хотел меня расстраивать, это очень меня умилило.
— Репетитором в наше время может стать практически каждый, насколько велика конкуренция в этой области?
— Когда я работала учителем начальных классов в школе, даже подумать не могла, что для таких маленьких детей потребуются репетиторы. Сейчас ко мне приходят дети начиная с 6 лет на занятия по подготовке к школе. Я живу в небольшом городе, поэтому тут не чувствуется большой конкуренции среди репетиторов. Тут школы сегодня испытывают кадровый голод — лучшие учителя нашего региона едут в Москву на заработки, и меня, несмотря на солидный возраст, каждый год зовут вернуться в школу.
Хочу отметить, что 100% гарантии на поступление в престижные школы не дает даже очень хороший репетитор. Во многом это лотерея, допустим, на экзамене ребенок растерялся и не смог решить то, что прекрасно знает. То же самое может произойти на ЕГЭ и ОГЭ. У меня были случаи, когда сильные ученики показывали на экзаменах более низкий результат, чем слабые, риск есть всегда. Ребенок должен не только хорошо знать программу, но и быть психологически готов к испытаниям, кому-то это дается легче, кому-то нет.
Учитель и репетитор – чем отличаются эти профессии?
Самая близкая к профессии репетитора – профессия учителя. Действительно, и учитель, и репетитор обучают своих учеников, щедро передают им свои знания, умения и одновременно воспитывают.
Однако у этих безусловно родственных профессий есть и достаточно существенные отличия.
1) Первое различие, которое сразу бросается в глаза, это то, что учитель работает сразу с целым классом, а репетитор, как правило, с одним учеником, реже — с двумя или тремя. Этим обусловлено главное достоинство занятий с репетитором, то, ради чего ребята к нему ходят, а родители платят немалые деньги, – индивидуальный подход к каждому ребёнку.
2) Учитель должен иметь педагогическое образование или хотя бы быть в процессе его получения, то есть учиться в вузе, дающем право называться преподавателем.
Репетитор далеко не обязательно должен быть дипломированным педагогом. Репетитором может быть (и довольно часто бывает) человек, имеющий какое-либо высшее образование, студент, даже школьник. Главное – чтобы он мог помочь ученику в изучении предмета.
3) Учитель является наёмным работником в школе. Поэтому его труд оплачивает государство из налогов, которые платят работающие граждане России.
Репетитору платят родители ученика. Хочу подчеркнуть, что платят именно родители, то есть тут они являются заказчиками, работодателями, хотя деньги чаще всего отдаёт непосредственно ученик.
4) Учитель во многих аспектах больше зависит от отношения к нему директора школы, завуча, чем от реального качества своей работы.
Репетитор же работает в рынке, тут его репутация и доход напрямую зависят от его профессионализма, от того, как он умеет строить отношения с учениками и родителями, какие результаты получают дети от занятий с ним.
5) Если школьный учитель почему-либо не нравится ученику или его родителям, то обычно они вынуждены терпеть и мириться с этим обстоятельством.
Если же не нравится репетитор, то дети уходят от него, ищут другого.
6) Учитель работает по учебному плану и не может от него сильно отклоняться. Даже если ученики недостаточно еще усвоили материал, учитель идет дальше. Более того, в школе предполагается, что материал, который изучали раньше, ребята знают. Если ребёнок чего-то недопонял, пропустил материал по болезни, то это его проблемы.
Репетитор не может оставлять без внимания пробелы в знаниях ученика. Он должен быть готов в любой момент объяснить непонятное, напомнить необходимые сведения, причем в сжатой, доступной именно этому ребёнку форме. Поэтому репетитор обязан быть всегда в тонусе, прекрасно знать предмет, быстро ориентироваться в нём, держать свои знания в стройной системе.
7) В отличие от учителя, репетитор не только преподаёт, но и сам ищет учеников, организует рабочее место, планирует расписание занятий, то есть является одновременно организатором и исполнителем своей деятельности. Это требует от него более широкого спектра знаний и умений.
Вы согласны с теми отличиями учителей и репетиторов, которые я описала? А какие вы видите различия между этими профессиями? Напишите своё мнение в комментариях.
P.S. Дорогие коллеги, репетиторы и учителя, позвольте поздравить вас с нашим профессиональным праздником – ДНЁМ УЧИТЕЛЯ!
Напомню, что День учителя начали отмечать еще в Советском Союзе, указ об этом был издан 29 сентября 1965 года. Начиная с 1980 года, мы праздновали его в первое воскресенье октября.
В 1994 году ЮНЕСКО было введено празднование Международного дня учителя 5 октября. Россия сразу же присоединила празднование «своего» Дня к этой дате, поэтому с 1994 года День учителя в России отмечается 5 октября. А сегодня это еще и совпало с первым октябрьским воскресеньем.
Желаю вам, друзья, получать удовольствие от процесса вашей работы и удовлетворение от её результатов! Пусть ученики с удовольствием ходят на ваши занятия и радуют вас своими успехами!
Учитель или репетитор что выбрать
Я бы никогда не задумалась над этой темой, если бы сама не столкнулась с такой ситуацией. Я репетитор.
Мне нравится моя работа. Больше всего радует, когда есть видимый результат и успеваемость ребенка улучшается. Но часто в своей работе я сталкиваюсь с проблемой в лице учителя.
«Наша учительница только рада будет, что мы занимаемся с репетитором»
Так говорят родители самых беспокойных и отстающих учеников. А потом оказывается, что учительница вовсе не рада, а даже наоборот. Конечно, страдают от этого в первую очередь дети. При любой неудаче они слышат: «А что же ты, занимаешься с репетитором и не можешь ответить?», «Почему это у тебя ошибки, что, репетитор не мог объяснить?», «Ставлю тебе “два”, пусть репетитор с тобой занимается». И это только малая часть того, что мне рассказывали расстроенные дети и родители. Особенно интересны те случаи, когда учитель не знает о репетиторе и начинает хвалить, ставить хорошие оценки, но как только понимает причину улучшения – резко меняет свое отношение.
На мой взгляд, такое отношение недопустимо. Личное отношение учителя к детям не должно сказываться на успеваемости и атмосфере в классе. Другое дело, что все мы люди. И у каждого есть те, кто ему симпатичен, и те, кто неприятен. Но все же каждому учителю нужно стремиться к профессионализму, а он отчасти зависит и от того, насколько преподаватель может скрывать свои симпатии и антипатии от других.
Но почему же так происходит, что учителя часто отрицательно реагируют на то, что ученику наняли репетитора?
«Ваш репетитор лучше меня?! Да я работать начала, когда она еще в детский сад ходила»
В репетиторе учителя видят конкурента, который является как бы показателем непрофессионализма учителя. Особенно это задевает, когда родители в лицо говорят – мол, вот вы, Вера Ивановна, нашего ребенка ничему не научили, подход к нему не нашли, а репетитор смог! Согласитесь, такое будет неприятно человеку любой профессии. Но важно помнить, что учитель работает не в таких же условиях, что и репетитор. Естественно, что некоторым в школе сложнее усвоить материал, чем на частных занятиях. Не нужно воспринимать это на свой счет и как личное оскорбление.
«Лучше я с ним позанимаюсь, а не какой-то репетитор! Я лучше знаю, что нужно»
Если первую причину я по-человечески понимаю, то вот такую понять не могу. Некоторые учителя сами хотели бы заниматься с учениками за деньги, поэтому видят в найме другого репетитора ускользнувшие деньги. Но, во-первых, мне кажется, ситуация, когда ученик дополнительно занимается со своим школьным учителем, очень скользкая. Потому что при любом исходе учитель рискует своей репутацией.
🔸️ А что, бесплатно вы не можете научить?
🔸️ Специально на уроках учит плохо, чтобы потом брать деньги.
🔸️ Улучшились оценки? Это только из-за денег.
🔸️ Успеваемость не изменилась? И на уроках не учит, еще и деньги берет!
В общем, колких фраз от родителей можно будет услышать много. Поэтому никому бы вообще не советовала брать своих же учеников на занятия. А когда слышу, что учитель обиделся на то, что платят другому человеку, а не ему, то удивляюсь такой мелочности. А такое в моей практике тоже было! Пока ученик занимался с учителем за деньги, оценки были нормальными; как только от занятий отказались, посыпались «двойки» и замечания.
Да, низкая зарплата учителей расстраивает, но вымещать потом свои обиды на детях и их оценках – последнее дело.
«Этот ваш репетитор сам ничего не знает»
В начальной школе таких случаев меньше, так как правила оформления работы практически одинаковые. Но даже здесь могут быть разные подходы. Один учитель трепетно относится к количеству пропущенных клеток, а другой не терпит исправлений. Некоторые учителя недовольны, когда какие-то темы мы проводим заранее, и ученик уже знает тот материал, который знать «не должен». В старшей школе с этим еще сложнее. Так как требования могут сильно разниться, а некоторые предметы (история, литература, иностранный язык) напрямую зависят именно от учителя и его подачи.
Конечно, все учителя разные. Очень много тех, кто адекватно относится к дополнительным занятиям с другим учителем. Но я стараюсь предупреждать своих учеников и их родителей, чтобы не торопились рассказывать о занятиях вне школы, потому что никогда не знаешь, как на это отреагируют. Не хочется, чтобы потом это отражалось на детях.