Учитель информатики что должен знать и уметь
Современные требования к учителю информатики
В данном материале представлены основные современные требования к учителю информатки
Просмотр содержимого документа
«Современные требования к учителю информатики»
СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УЧИТЕЛЮ ИНФОРМАТИКИ
Основополагающие элементы научного знания методологического, системообразующего и мировоззренческого характера, предназначенные для обязательного изучения в общеобразовательной школе: ключевые теории, идеи, понятия, факты, методы, как универсального свойства, так и относящиеся к отдельным отраслям знания и культуры.
Универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс. К ним относятся личностные универсальные учебные действия; регулятивные действия; познавательные действия; коммуникативные универсальные учебные действия. Определение Фундаментального ядра содержания общего образования — важная составная часть новой концепции стандартов общего образования, исходящей, в частности, из тезиса о необходимости разделения проблемы обобщенных требований к результатам образования и проблемы конкретного содержания общего среднего образования.
Первая проблема — общественно-политическая. Она связана с выявлением и фиксацией обобщенных современных запросов и ожиданий в сфере образования и требований к нему с точки зрения личности, семьи, общества, государства.
Вторая проблема имеет научно-методический характер и соответственно должна решаться научным и педагогическим профессиональными сообществами.
Фундаментальное ядро как средство универсализации содержания общего образования позволяет реализовать важнейшие требования общества к образовательной системе:
сохранение единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы;
обеспечение равенства и доступности образования при различных стартовых возможностях;
достижение социальной консолидации и согласия в условиях роста социального, этнического, религиозного и культурного разнообразия нашего общества на основе формирования гражданской идентичности и общности всех граждан и народов России;
формирование общего деятельностного базиса как системы универсальных учебных действий, определяющих способность личности учиться, познавать, сотрудничать в познаниии преобразовании окружающего мира.
Новые требования к подготовке учителя информатики
В современных условиях информатизации образования, учителю информатики необходимо помимо того, что разбираться в вопросах дидактики, структурирования материала, как и любому учителю–предметнику, так и иметь дополнительную специальную подготовку по написанию и переложению в электронные формы, пригодные для компьютерного обучения, модульных электронных учебников, тестов, информационных управляемых баз данных и банков знаний, уметь создавать и поддерживать автоматизированное рабочее место учителя, автоматизированное рабочее место удаленного ученика, системы управления базами данных, обслуживать сервер, иметь знания и опыт по организации компьютерного обучения.
Учитель с помощью компьютера может решить множество проблем, в основном связанных с автоматизацией рутинной составляющей учительского труда.
Первое направление, компьютер в школе выступает как объект изучения. В качестве таковых они выступают на уроках информатики, где учащиеся должны приобрести навыки работы с компьютерами и знания по основным принципам устройств и работы компьютера. Без этих знаний учащиеся не смогут в дальнейшем плодотворно использовать компьютер в своей деятельности, и не только вне школы. На этом этапе учащиеся знакомятся с основными принципами работы на компьютере, изучают его возможности и логику работы.
Второе направление – это использование компьютера в качестве средства обучения. В этом случае он выступает в основном как инструмент исследования процессов и объектов, которые есть в нашей жизни. В этот момент ученик использует компьютер (под руководством учителя) в качестве инструмента для познания окружающего мира с помощью тех моделей, которые могут быть запрограммированы. Имея составленные на компьютере модели окружающего нас мира, ученик, под руководством учителя, может экспериментировать так, как ему нравится. В этом случае компьютерная техника уже используется для изучения других объектов, установления взаимосвязей между ними. В науке, таким образом, проводят всевозможные исследования, а если говорить о школе, то у учащихся появляется возможность делать для себя некоторые открытия. Поэтому на таких уроках у учеников можно сформировать первичные навыки исследовательской деятельности. Хотя, конечно, ни в коем случае не стоит заменять те опыты, которые можно сделать в школе по–настоящему, компьютерными моделями.
И третье направление – это использование компьютера в организации учебно-воспитательного процесса, для обеспечения максимально комфортной работы администрации школы. Компьютерная техника с ее широчайшими возможностями (но, между тем, все же ограниченными), позволяет администрации школы значительно упростить ее работу, забрав рутинную составляющую работу администрации. Кроме того, компьютер позволяет организовывать различные базы данных с удобным доступом к имеющейся в ней информации. Например, появляются программы (правда, пока не всегда хорошего качества), которые позволяют составлять расписание занятий. Не говоря о том, что компьютеры в целом позволяют организовать более быстрый документооборот в учреждении. Использование компьютера в управлении учебно–воспитательным процессом в школе в основном сводится (если есть компьютер) к набору различной документации и к обслуживанию бухгалтерской работы. Разумеется, такой подход к делу нельзя назвать рациональным. На компьютере можно реализовать много различных функций, которые помогут администрации школы упростить процесс работы с актуальной информацией.
Учитель информатики, ведущий учебный процесс в компьютерном классе, выполняет одновременно функции преподавателя: проводит занятия, помогает учащимся в их профессиональном самоопределении, обеспечивает правильное и эффективное использование электронных образовательных ресурсов, консультанта: координируют познавательный процесс учащихся, проводят групповые консультационные и коммуникативные занятия, индивидуально консультирует учащихся по различным вопросам изучаемого курса; организатора (менеджера) учебного процесса: управляет проведением групповых занятий, контролирует выполнение учащимися графика учебного процесса (промежуточные тесты, итоговое тестирование, экзамен). Консультации являются одной из форм руководства работой обучаемых и оказания им помощи в самостоятельном изучении дисциплины, помогают педагогу оценить личные качества обучаемого: интеллект, внимание, память, воображение и мышление. Мобилизация учительского потенциала на обучение детей в условиях экспериментально – исследовательской работы, позволяющей самим учителям обнаруживать причины неудач и ощутимых успехов, анализировать свою деятельность по обучению детей и пополнять арсенал приемов и методов наиболее перспективными (экспериментально проверенными) технологиями обучения, представляется наиболее эффективным аспектом.
3.Миссия информатики в современном цифровом обществе
Информатика, информационные и коммуникационные технологии оказывают существенное влияние на мировоззрение и стиль жизни современного человека. Общество, в котором решающую роль играют информационные процессы, свойства информации, информационные и коммуникационные технологии,— реальность настоящего времени.
4.Метапредметный характер основных понятий информатики, универсальность ее методологии
Информатика имеет очень большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Можно сказать, что она представляет собой метадисциплину, имеющую общенаучный язык, своеобразную познавательную «латынь». Особого внимания заслуживают междисциплинарные связи математики и информатики.
Должностные инструкции учителя информатики
«____» _____________ 2014г.
Должностная инструкция учителя информатики.
1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе квалификационной характеристики учителя образовательного учреждения, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» , профессионального стандарта педагога утвержденного федеральным законом от 03.12.12 № 236-ФЗ « О внесении изменений в трудовой кодекс РФ» ; « Законом об образовании в РФ» № 273 –ФЗ от 29.12.12.
1.2. Учитель информатики назначается на должность и освобождается от должности приказом директора школы.
1.3. Учитель информатики должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.
1.4. Учитель подчиняется непосредственно заместителю директора школы по учебно-воспитательной работе.
1.5. В своей деятельности учитель руководствуется Конституцией и законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации, и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором. Учитель соблюдает Конвенцию о правах ребенка.
2. Учитель информатики должен знать:
— приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
-законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;
-Конвенцию о правах ребенка;
-основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач на ступени начального общего образования;
-педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену;
-методику преподавания предметов и воспитательной работы;
-программы и учебники по преподаваемым предметам, отвечающие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее по тексту ФГОС);
-требования ФГОС и рекомендации по их реализации в общеобразовательном учреждении;
-требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним;
-средства обучения и их дидактические возможности;
-основы научной организации труда;
-нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи;
-теорию и методы управления образовательными системами;
-современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации системно-деятельностного подхода, компетентностного подхода в обучении;
-методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (законными представителями), коллегами по работе;
-технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
-основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
-правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;
-правила по охране труда и пожарной безопасности.
Основными направлениями деятельности учителя информатики являются:
3.1. Обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемых предметов и возраста обучающихся.
3.2. Обеспечение уровня подготовки обучающихся, соответствующего требованиям новых ФГОС.
3.3. Содействие социализации обучающихся, формированию у них общей культуры.
3.4. Обеспечение режима соблюдения норм и правил техники безопасности в учебном процессе.
4. Должностные обязанности.
4.1.Учитель информатики осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом их психолого-физиологических особенностей и специфики преподаваемого предмета, на высоком профессиональном уровне.
4.2. Соблюдает специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействует при необходимости с медицинскими работниками.
4.3.Способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения образовательных программ, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов.
4.4.Обоснованно выбирает программы и учебно-методическое обеспечение, включая цифровые образовательные ресурсы. Обеспечивает соответствие учебных программ по предметам, а так же программ по внеурочной деятельности ФГОС.
4.6.Планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатывает рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивает ее выполнение в полном объеме.
4.7. При проведении урочных и внеурочных занятий обеспечивает оптимальное сочетание разнообразных видов деятельности обучающихся, ориентируясь на личность обучающегося, развитие его мотивации, познавательных интересов, способностей.
4.8.Организует самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую и проектную.
4.10.Обеспечивает достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов). Оценивает эффективность и результаты обучения обучающихся по предмету (курсу, программе), учитывая освоение знаний, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, используя компьютерные технологии.
4.11.Соблюдает права и свободы обучающихся, поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию обучающихся, других участников образовательного процесса.
4.12. Осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации); участвует в проведении и обработке результатов мониторингов разного уровня.
4.13. Участвует в проведении государственной итоговой аттестации учащихся (ЕГЭ, ОГЭ, ГВЭ).
4.14. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательном учреждении. Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы.
4.15. Допускает в установленном порядке на занятия представителей администрации школы, в целях контроля и оценки деятельности педагога.
4.16.Систематически повышает свою квалификацию, через непрерывное самообразование, корпоративное обучение, активное участие в работе структурных подразделений методической службы школы, обучение один раз в три года на курсах повышения квалификации.
4.18. Обеспечивает включение учащихся в различные формы внеурочной деятельности.
4.19.Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса.
4.20. Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими). Работает в тесном контакте с другими учителями.
4.21. Выполняет правила по охране труда, технике безопасности, пожарной безопасности. Проводит инструктаж учащихся по данным вопросам, с обязательной регистрацией в журнале регистрации инструктажа.
4.22.Заменяет на уроках временно отсутствующих учителей, по распоряжению заместителя директора по УР, с оплатой замены в установленном порядке.
4.24.Соблюдает правовые, нравственные и этические нормы, следует требованиям профессиональной этики.
4.25. Проходит в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя.
5. Требования к учителю информатики.
5.1. Формирует конкретные знания, умения и навыки в области информатики.
5.2. Формирует у обучающихся умения применять средства информационно-коммуникационных технологий в решении задачи там, где это эффективно.
5.3. Использует в работе с детьми информационные ресурсы, в том числе ресурсы дистанционного обучения, помогает детям в освоении и самостоятельном использовании этих ресурсов.
5.5. Соблюдает следующий порядок проверки рабочих тетрадей учащихся:
5-8 класс- не реже одного раза в две недели;
9-11 класс- все значимые работы, не реже одного раза в месяц;
один раз в четверть выставляет оценки за ведение тетрадей.
5.6. Своевременно по указанию заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе заполняет график проведения контрольных, лабораторных, практических работ.
5.7. Все виды контрольных работ проверяются у всех учащихся.
5.8. Учитель соблюдает следующие сроки проверки контрольных работ:
5-8-е классы- работы проверяются к уроку следующего дня:
9-11-е классы- не позднее, чем через два урока, после проведения работы.
5.9. Проводит работу над ошибками после проверки контрольных работ.
5.10. Хранит тетради контрольных работ учащихся в течение учебного года.
5.11. К каждому уроку имеет развернутый план- конспект или технологическую
карту. Все конспекты уроков хранятся в течении учебного года в кабинете и
предъявляются по- требованию администрации школы.
5.12. Осуществляет подготовку учащихся к участию в олимпиадах и конкурсах ( в том числе по индивидуальным программам); организует совместно с коллегами проведение школьной олимпиады по предмету и внеклассную работу по предмету.
5.13. Формирует команду для участия в муниципальных, региональных олимпиадах и конкурсах.
5.14. Проводит инструктаж обучающихся по технике безопасности и правилах поведения в компьютерном классе, осуществляет контроль выполнения учащимися правил безопасного поведения.
5.15. Осуществляет межпредметные связи в процессе преподавания информатики.
5.16. Планирует использование ресурсов сети Интернет в учебном процессе. Планирует работу кабинета информатики. Ведет документацию кабинета информатики, в соответствии с требованиями и правилами установленными в школе.
Учитель имеет право:
6.1.участвовать в управлении школой в порядке, определяемом Уставом школы;
6.2.на защиту профессиональной чести и достоинства;
6.3.знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;
6.4.защищать свои интересы самостоятельно и (или) через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного расследования, связанного с нарушением учителем норм профессиональной этики;
6.5.на конфиденциальность дисциплинарного расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом;
6.6. свободно выбирать и использовать:
методики обучения и воспитания;
учебные пособия и материалы, учебники в соответствии с образовательной программой, утвержденной школой и списком учебников и учебных пособий, определенных школой; методы оценки знаний обучающихся;
6.7. повышать квалификацию;
6.8. аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации;
6.9 давать обучающимся во время занятий и перемен обязательные распоряжения, относящиеся к организации занятий и соблюдению дисциплины, применять к обучающимся меры педагогического воздействия в случаях и порядке, установленных Уставом и Правилами о поощрениях и взысканиях обучающихся школы.
7.1. В установленном законодательством Российской Федерации порядке учитель несет ответственность:
за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса;
за жизнь и здоровье учащихся во время образовательного процесса и во внеурочной деятельности, проводимых учителем;
за нарушение прав и свобод обучающихся, определенных законодательством РФ, Уставом и локальными актами школы;
за выполнение приказов «Об охране труда и соблюдении правил техники безопасности» и «Об обеспечении пожарной безопасности»;
за безопасное проведение образовательного процесса;
за принятие мер по оказанию доврачебной помощи пострадавшему, оперативное извещение администрации о несчастном случае.
7.2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, учитель несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством (ст. 192 ТК РФ).
7.4.За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнение) своих должностных обязанностей учитель несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.
7.5. Учитель, являясь индивидуальным предпринимателем, не имеет права оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данном образовательном учреждении, если это приводит к конфликту интересов.
8. Связи по должности.
8.1. работает в режиме выполнения объема установленной ему учебной нагрузки в соответствии с расписанием учебных занятий, участия в обязательных плановых общешкольных мероприятиях и самопланирования обязательной деятельности, на которую не установлены нормы выработки;
8.2.в период каникул, не совпадающий с отпуском, привлекается администрацией школы к педагогической, методической или организационной работе в пределах времени, не превышающего учебной нагрузки до начала каникул. График работы учителя в каникулы утверждается приказом директора школы;
8.3.заменяется на период временного отсутствия учителями той же специальности или учителями, имеющими отставание по учебному плану в преподавании своего предмета в данном классе;
8.4.заменяет в установленном порядке временное отсутствие учителей на условиях почасовой оплаты и тарификации (в зависимости от срока замены);
8.5. получает от администрации школы материалы нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами;
8.6. систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками школы.
Квалификационные требования к учителю информатики
Карагандинский областной департамент образования
Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
Библиотека
учителя
информатики
КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К УЧИТЕЛЮ ИНФОРМАТИКИ
ПОЛОЖЕНИЕ О КАБИНЕТЕ
ИНФОРМАТИКИ
Караганда
Министерство образования, культуры и здравоохранения Республики Казахстан
Казахская Академия образования им. Алтынсарына
Квалификационные требования к учителю информатики
Настоящие требования составлены в соответствии с Государственной программой информатизации системы среднего образования РК и дают представления о том, какими знаниями и умениями должен обладать учитель информатики, чтобы уровень преподавания предмета обеспечивал получения учащимися знаний в соответствии с требованиями Государственных стандартов образования по информатики.
Государственная программа информатизации среднего образования предъявляет качественно новые требования к предмету информатики. Изменилось место информатики в системе школьных дисциплин. Информатика сегодня – это центр и средство реализации Государственной Президентской программы информатизации.
Информатика дает возможность ученику применить компьютер в учебно-познавательной деятельности, формирует основы алгоритмического и логического мышления, вводит ребенка в мир современных информационных технологий, дает ему возможность стать полноправным членом мирового информационного общества.
С расширением сферы применения ЭВМ, появлением новых телекоммуникационных технологий, позволяющих получить доступ к мировым информационным ресурсам, техническим оснащением школ по Программе информатизации существенно изменилось содержание курса школьной информатики в ее пользовательском и мировоззренческом аспектах.
В программе информатизации учитель информатики играет ключевую роль, через него происходит внедрение и освоение вычислительной техники в школе. Он должен обеспечивать:
1) обучение школьников основам информатики и вычислительной техники;
2) проведение адаптации содержания образования по информатике к непрерывно изменяющимся аппаратно-программным средствам компьютерной техники;
3) обучение учителей других предметов использованию средств ВТ;
4) координацию деятельности учителей всех учебных дисциплин по информатизации образовательного процесса;
5) функционирование системы автоматизации управления учебно-воспитательной и производственной систем в школе;
6) информационную связь школ с другими образовательными учреждениями, банками и базами данных.
Обязанности, изложенные 3)-6), возлагаются на одного из учителей информатики школы, являются заместителем директора по информатизации.
ХАРАКТЕРИСТИКА КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ТРЕБОВАНИЙ
Учитель информатики должен обязательно иметь высшее образование физико-математического или соответствующего технического профиля, иметь необходимые знания для решения задач, поставленных Программой информатизации и Стандартом образования, владеть педагогическими методами и приемами, методикой преподавания предмета и дидактическим материалом.
В квалификационным требованиям к профессиональной подготовке учителя информатики выделяются три аспекта:
В разрезе нормативно-организационного аспекта квалификационных требований учитель должен:
— знать цели и задачи Государственной программы информатизации системы среднего образования, методы ее реализации;
— знать основные направления и перспективы информатизации образования;
— выполнять организационные и методические требования Государственной программы информатизации системы среднего образования РК совместно с администрацией школы, кабинетом Обл./Гор/ИУУ и региональным центром информатизации;
— знать и соблюдать государственный образовательный стандарт по информатике для средней школы;
— обеспечивать уровень подготовки учащихся, соответствующий требованиям Государственного образовательного стандарта;
— организовать профессиональную деятельность учащихся по выбору, соответствующую требованиям к профильным курсам по информатике;
— содействовать информатизации образовательного процесса в школе при наличии для этого материально-технической базы;
— систематически повышать свою профессиональную квалификацию изучение новейшей литературы по предмету, периодическая переподготовка в РЦ, Обл./Гор/ИУУ, участие в семинарах, конференциях, выставках и конкурсах;
— постоянно анализировать процесс обучения информатике с использованием современной компьютерной техники и новых информационных технологий;
— обеспечивать взаимодействие школы с региональным центром и Обл./Гор/ИУУ заключение договоров, приобретение программно-методических комплексов, организация обучения, координация действий по техническому обслуживанию;
— по согласованию с администрацией школы организовать хоздоговорные работы с целью реализации Государственной программы информатизации среднего образования РК;
— знать функциональное назначение, принципы и особенности организации школьного кабинета информатики, оборудованного современной компьютерной техникой и телекоммуникационной сетью/локальная, глобальная, Интернет и т. д.;
— обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса с использованием современной компьютерной техники.
В разрезе методического аспекта квалификационных требований учитель должен:
— знать основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических и научно-методических задач;
— знать психолого-педагогические основы информатизации образования в школе;
— использовать в работе психолого-педагогическую и научно-методическую литературу;
— владеть методикой преподавания предмета информатики и воспитательной работы в школе;
— уметь делать сравнительную характеристику учебно-методических комплексов/учебная программа, учебники, методические рекомендации, методические пособия и программное обеспечение по курсу информатики;
— использовать дидактические возможности компьютера как средства обучения;
— знать теорию обучения и принципы разработки обучающих программ;
— модернизовать содержание образования, формы и методы обучения в условиях информатизации образования;
— знать основы проектирования педагогических технологий, основанных на информационных технологиях в образовании и развитии;
— знать психолого-педагогические аспекты проектирования обучающих программ;
— использовать механизмы познавательной деятельности в обучении применением компьютерной техники, взаимодействие видов познавательной деятельности;
— исследовать эффективность педагогической технологий, основанных на информационной технологии в образовании и развитии;
— выработка критериев эффективности, требований к ППС, исследование роли телекоммуникационных сетей, исследование новых форм организации учебной и вне учебной деятельности;
— применять уровневую дифференциацию обучения для повышения качества преподавания с учетом специфических особенностей информатики;
— развивать у учащихся самостоятельность, формировать устойчивый познавательной интерес, всемерно сочетать индивидуальные и коллективные формы работы с учащимися;
В разрезе аспекта специальных знаний квалификационных требований учитель должен: В области теоретической информатики:
— знать основы общей теории информации, методы ее измерения, математические информационные модели, математическую логику, понятие информационных системы искусственного интеллекта, элементы теории разработки информационных систем и технологий;
— знать элементную базу, принципы построения и этапы развития ЭВМ;
— знать теорию алгоритмов.
В области технических программных средств информатизации:
— знать аппаратное и программное обеспечение ПЭВМ;
— управлять ПЭВМ на профессиональном уровне, умереть установить необходимое программное обеспечение;
— знать операционные системы и среды, системы и языки программирования, сервисные оболочки, системы пользовательского интерфейса, вычислительные и информационные среды и работать в них профессиональном уровне;
— работать в текстовых, графических, музыкальных редакторах, системах управления базами данных и электронных таблицах;
— работать в сетях ЭВМ, со средствами связи и в компьютерных телекоммуникационных системах;
— уметь работать со специальным оборудованием для профильных курсов (сканер, ксерокс, диктофон, оборудование для после печатной обработки документов, специальное программное обеспечение);
В области информационных технологий:
— уметь программировать, проектировать, моделировать на профессиональном уровне;
— использовать программы диагностики и управления аппаратного и программного обеспечения;
— использовать различные информационные носители и накопители информации;
— уметь пользоваться средствами защиты информации;
— использовать разнородные информационные ресурсы;
В области социальной информатики:
— знать информационную структуру общества, закономерности и проблемы становления информационного общества, проблемы информационной безопасности;
— представлять проблемы демократизации в информационном обществе и пути их решения; воспитывать информационную культуру учащихся.
Уровень изложенных требований соответствует высшей категории для учителя информатики. Достижение этого уровня осуществляется через освоение определенного объема знаний, умений и навыков, которые в настоящее время можно получить в системе переподготовки, а в будущем – в системе подготовки кадров.
Прохождение многоэтапной переподготовки по достижению уровня соответствия квалификационным требованиям позволит получить сертифицированного специалиста по информатики и информатизации.
Министерство здравоохранения, образования и спорта
Областной департамент образования
Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
Для служебного пользования
ПОЛОЖЕНИЕ О КАБИНЕТЕ ИНФОРМАТИКИ
Информатизации НМЦЦ ИПК
отдела информатизации НМЦ
Рассмотрено на заседании научно-методического центра ИПК и ПРО протокол № 6 от «27» января 1999г.
Утверждено на Ученом Совете ИПК и ПРО
Протокол № 3 от «3» февраля 1999г.
Реализация Государственной программы информатизации системы среднего образования предполагает изменение роли кабинетов информатики в школе. В современных условиях кабинет информатики должен стать центром формирования информационной культуры, глубокого овладения новыми информационными технологиями для сознательного их использования в учебной и профессиональной деятельности учащихся.
Данный документ регламентирует требования к учебно-методическому обеспечению кабинета, документации. Является основным нормативным документом при проведении смотров-конкурсов кабинетов информатики, проводимых рай-, горОО(сроки подведения определяются областным Департаментом образования).
При составлении данного Положения использованы следующие документы: Государственный образовательный стандарт по информатике, требования к учебным кабинетам.
Для служебного пользования на территории Карагандинской области.
1.2 Оснащение кабинета информатики включает в себя: класс вычислительной техники, учебно-наглядные пособия, учебное оборудование, оргтехнику, мебель с приспособлениями для проведения теоретических и практических классных, внеклассных и факультативных занятий по курсу «Информатика» и другим общеобразовательным дисциплинам с использованием ПЭВМ.
1.3 Занятия в кабинете информатики должны служить:
· формированию у учащихся современной информационной картины мира;
· формированию навыков использования информационных технологий, как основной составляющей профессиональной деятельности в современном информационном обществе;
· формированию знаний об устройстве и функционировании современной вычислительной техники;
· формированию творческой личности, развитию у учащихся теоретического мышления, памяти, воображения;
· воспитанию подрастающего поколения, направленному на формирование у обучаемых гражданственности, нравственности и высокой морали.
1.4 В кабинете информатики проводятся:
· занятия по информатике (базовой и профильные курсы);
· занятия по базовым общеобразовательным учебным предметам с использованием вычислительной техники;
· экспериментальные уроки и практические занятия;
· внеклассные и факультативные занятия.
1.5 Учебная нагрузка кабинета информатики должна быть не менее 36 часов в неделю.
2. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К КАБИНЕТУ ИНФОРМАТИКИ
2.1 Наличие в кабинете нормативных документов (Государственный образовательный стандарт, календарные планы, измерители, требования и др.), регламентирующих деятельность по реализации Государственной программы информации.
2.2 Укомплектованность кабинета учебным оборудованием, учебно-методическим комплексом средств обучения, необходимым для выполнения образовательной программы школы, средствами телекоммуникаций (при наличии соответствующей технической базы).
2.3 Соответствие учебно-методического комплекса и комплекса средств обучения требованиям стандарта образования и образовательным программам (базовые и профильные курсы).
2.4 Обеспеченность учебниками, дидактическими материалами, раздаточным материалом в соответствии с образовательной программой школы.
2.5 Наличие и обеспеченность учащихся комплектом типовых заданий, тестов, контрольных работ и т. п. для диагностики выполнения требований базового и продвинутого уровней образовательного стандарта
2.6 Наличие и использование программного обеспечения по базовым предметам
2.7 Соблюдение эстетических требований к оформлению кабинета наличие постоянных и сменных учебно-информационных стендов.
Стендовый материал учебного кабинета должен содержать:
Государственный образовательный стандарт по информатике
Рекомендации для учащихся по проектированию их учебной деятельности (подготовка к тестированию, экзаменам, практикумам)
Правил техники безопасности работы и проведения в кабинете;
Материалы, используемые в учебном процессе.
2.9 Соблюдение охранных мероприятий
2.10 наличие расписания работы кабинета информатики по обязательной программе, факультативным занятиям, программе дополнительного образования, индивидуальным занятиям с отстающими, с одаренными учащимися, консультации.
3. ТРЕБОВАНИЯ К ДОКУМЕНКАЦИИ КАБИНЕТА ИНФОРМАТИКИ
Паспорт кабинета информатики
Ф. И.О. учителя, ответственного за кабинет:
3.2 Интервальная ведомость на имеющееся оборудование.
Интервальная ведомость на технические средства обучения учебного кабинета информатики
Примечание: в ведомость вносятся, кроме ТСО, сопутствующие принадлежности (видео-аудиоматериалы, экраны и т. д.).
3.3 Правила техники безопасности работы в учебном кабинете и журнал инструктажа учащихся по технике безопасности.
ЖУРНАЛ
Инструктаж учащихся по технике безопасности при организации занятий в кабинете информатики и проведение внеклассных и внешкольных мероприятий
Фамилия, имя инструктируемого
Содержание инструктажа с указанием названия инструкции
Фамилия, имя, отчество, должность проводившего инструктаж
Подпись проводившего инструктаж
Подпись в получении инструктажа
3.4 Правила пользования кабинетом информатики учащимися.
Правила пользования кабинетом информатики
· Кабинет должен быть открыт за 15 минут до начала занятий.
· Учащиеся находятся в кабинете только в сменной обуви.
· Учащиеся должны находится в кабинете только в присутствии преподавателя.
· Кабинет должен проветриваться каждую перемену.
· Учитель должен организовать уборку кабинета по окончании занятий в нем.
3.5 График занятности кабинета по форме:
3.6 Состояние учебно-методического обеспечения кабинета информатики
Учебно-методического обеспечения кабинета информатики на учебный год
* программное обеспечение по базовым предметам
3.7 План работы кабинета информатики на учебный год и перспективу (утверждается директором школы).
План составляется учителем, по форме:
Анализ работы кабинетом в прошлом учебном году
Для работы, каких классов использовался кабинет и находящиеся в нем материалы
Что сделано по оформлению и ремонту
Пополнение учебно-методического обеспечения кабинета (приобретенное и разработанное)
Какие были проблемы
Задачи на новый учебный год
Задачи (обновление материала, для каких классов)
Планируемое оформление, приобретение и разработка учебно-методических материалов
В задачах на новый учебный год должно быть отражено обновление дидактического материала, составление опорных конспектов, приобретение учебно-методического материала соответственно стандарта образования и образовательной программы школы, сохранения материало-технической базы кабинета и т. д.
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К КОМПЬЮТЕРНЫМ КЛАССАМ
С Сатеков, главный государственный санитарный врач Карагандинской области
Е. Сраубаев, заведующий кафедрой гигиены труда и профессиональных заболеваний КГМА профессор
Широкое внедрения в практику и использование вычислительной техники в частности компьютеров, связано со значительной умственной, зрительной, эмоциональной и статистической нагрузкой на операторов, особенно на детей. Умственная и эмоциональная нагрузки на занятиях в школах связаны с быстрым переключение внимания, с объекта на объект при ограничении времени, что может привести к ухудшению внимания, снижению работоспособности, головным болям, общему ухудшению здоровья, утомлению органов зрения. При работе на дисплеях дети находятся в относительно неподвижной вынужденной позе, что ведет к перенапряжению отделов позвоночника, конечностей, отдельных нервов и мышц, и это может способствовать развитию заболеваний органов опорно-двигательного аппарата, периферических нервов, мышц.
Эти дискомфортные состояния в большой степени проявляются при нарушении санитарных требований к режиму работы и санитарно-техническому состоянию компьютерных классов.
Чтобы сгладить негативные последствия вредных факторов при работе с компьютерами, необходимо строго выполнять гигиенические требования при работе с различной техникой.
Для этого все кабинеты и классы, предназначенные для работы с компьютерами в детских учреждениях, школах, ВУЗах, в других учреждениях и организациях не допускается располагать в цокольных помещениях, площадь на одно рабочее место должна быть не менее 6м2, а объем не менее 24м3. В кабинетах, с ориентацией окон на север или северо-восток, в обязательном порядке наряду с естественным оборудуется искусственное освещение. Свет на рабочее место должен падать слева. Световой коэффициент естественного освещения (КС), то есть отношение площади застекленной поверхности окон к площади пола должен составлять не менее 1,5%. Освещенность на рабочем месте от искусственных источников должна составлять 300-500 люкс при использовании люминесцентного освещения (лампы ЛБ с рассеивателями и экранизирующими решетками). Освещенность на экране видео монитора не должна превышать 200-300, на клавиатуре и столе –400, на классной доске-500 люкс. При этом рекомендуется использовать люминесцентные лампы белого и холодно-белого цвета (ЛБ и ЛХБ), мощностью 40-30 вт. Нельзя применять лампы ЛО и МОЦ.
Расстояние рабочих столов от стен и окон должно составлять не менее 0,8 м, а расстояние между поверхности одного монитора и экраном другого должно быть не менее 2м, а между боковыми поверхностями – не менее 1,2 м, при расстановке столов рядами (1-3 ряда).
При входе в помещение необходимо установить шкафы для портфелей и сумок.
Для каждого ребенка, в зависимости от возраста и роста, должен быть подобран индивидуальный стул и стол. Стулья должны быть с мягким сиденьем, профилированной спинкой и поворачивается на угол 180°, под ногами должна быть установлена подставка для ног специальных размеров. Край сидения стула должен заходить на 3-5 см за край стола. Размеры мебели должны соответствовать требованиям «Санитарно-гигиенических норм и правил устройства, оборудования, содержания и режима работы на персональных электронно-вычислительных машинах и видео дисплейных терминалах в кабинетах вычислительной техники и дисплейных классах всех типов средних учебных заведений» №1.10.077-94.
При отсутствии в классах специальной мебели, допускается временно использовать для работы с дисплеями столы и стулья следующих размеров при росте учащегося 145-160 см высота заднего края крышки стола должна отстоять от пола на 66 см, высота переднего края сиденья должна отстоять от пола на 40см. при росте учащегося 160-175 см расстояние от пола должны состоять, соответственно 72 и 44 см.
В зимнее время температура воздуха в компьютерных классах должна соответствовать параметрам 18-22°, относительная влажность – 30-62%, скорость движения воздуха не более 0,1 м/сек.
Уровня шума не должен превышать 50 дб А.
Стены помещения должны быть окрашены на всю высоту стен или на уровень панелей красками холодных тонов (светло-голубая, светло-зеленая, светло-серая). Допускается окраска стен светло-желтыми, светло-бежевыми или краской цвета «слоновая кость». Нельзя использовать для стен краски темных тонов.
Учебные столы должны иметь цвет натуральной древесины или покрашены в цвет стен.
Окна окрашиваются белыми красками, на них должны быть занавески, гармонирующие по цвету с цветом стен и столов. Они должны иметь возможность полностью перекрывать оконные проемы и на пропускать естественный свет. Запрещается использовать занавески черного цвета.
Режим работы. Длительность работы за видеотерминалом при размере светящейся точки в центре экрана не более 0,4 мм не должна превышать для учащихся первых классов – 10 мин, 2-5 классов –15, 6-7 – 20, 8-9 –25, 10-11 – 6-30 минут на первом часе учебных занятий и 20 минут на втором часе.
Для учащихся 10-11 классов число занятий (уроков) должно быть более двух в неделю, а для учащихся остальных классов не более одного урока в неделю. Перерыв между уроками должен быть не менее 10-20 минут.
В детских дошкольных учреждениях продолжительность занятий с использованием развивающих компьютерных игровых программ для детей в возрасте до 5 лет не должна превышать семи минут, а для детей 6 лет –10 минут.
После занятий необходимо провести комплекс упражнений для глаз, на переменах – комплекс физических упражнений.
В компьютерных классах периодически (по планам санэпидстанции) должны проводится лабораторные исследования на электромагнитные излучения и электростатическое электричество, шум, вибрацию, химический состав воздуха, освещении, температуру, влажность и скором движения воздуха, а также на отрицательно заряженные ионы кислорода. Для устранения вредных факторов в компьютерных классах должна быть оборудована эффективная вентиляция или установлены кондиционеры (БК-1500, БК-2000).