Учительская стезя что это

Человек постепенно взрослеет, каждый новый день предлагает ему все более интересный выбор. Определиться самостоятельно довольно сложно, а советы старших товарищей, родителей и учителей еще сильнее запутывают. Люди в возрасте с умным видом рассуждают о том, как важно выбрать свою стезю. Что это? Как можно найти жизненный путь, если помощники изъясняются какими-то загадочными выражениями? Нужно лишь заглянуть в словарь!

Славянские корни

Учительская стезя что это. Смотреть фото Учительская стезя что это. Смотреть картинку Учительская стезя что это. Картинка про Учительская стезя что это. Фото Учительская стезя что это

На территории Европы до сих пор во многих языках можно найти созвучные термины. Они похожи друг на друга даже по написанию, а их смысл сводится к общим понятиям:

Учительская стезя что это. Смотреть фото Учительская стезя что это. Смотреть картинку Учительская стезя что это. Картинка про Учительская стезя что это. Фото Учительская стезя что это Вам будет интересно: Что такое фурор? Желание выделиться или следствие страха?

Сразу становится очевидно, что стезя – это путь. Чаще всего вытоптанный многими путешественниками, проложенный заранее и потому наиболее удобный. Чтобы перемещаться по нему, не обязательно прилагать серьезных усилий, достаточно опираться на опыт предшественников.

Учительская стезя что это. Смотреть фото Учительская стезя что это. Смотреть картинку Учительская стезя что это. Картинка про Учительская стезя что это. Фото Учительская стезя что это

Редкое употребление

Но почему слово «стезя» практически невозможно встретить в бытовой речи? Откуда взялись все эти тропинки, тротуары, шоссе? Дело в поэтической природе исследуемого понятия. Его можно увидеть в стихах, в художественной литературе, услышать во время выступлений знаменитых ораторов, что пытаются очаровать публику звучными высказываниями. Для повседневного общения пользуются иными терминами, простыми и общедоступными.

Простое значение

Говорящий показывает направление и утверждает, что это стезя? Как понять его мысль? Возможны две трактовки в зависимости от используемого стиля речи:

путь, дорога – в традиционно-поэтическом;

жизненный путь – в возвышенном.

В первом случае все ясно: обыкновенный элемент инфраструктуры, по которому движутся люди, кони, автомобили. Во втором же важны нюансы. Речь может идти о жизни некоего важного исторического деятеля, его достижениях и поражениях. Или собеседник указывает на гипотетические возможности, на выбор:

направления в образовании;

конкретного предприятия для трудоустройства;

спутника жизни и т. д.

Слово затрагивает абстрактные, но судьбоносные моменты, благодаря которым формируется личность.

Учительская стезя что это. Смотреть фото Учительская стезя что это. Смотреть картинку Учительская стезя что это. Картинка про Учительская стезя что это. Фото Учительская стезя что это

Актуальность понятия

Можно ли так говорить? Безусловно! Не забывайте, что «стезя» – это элегантное иносказание. Кроме того, это маркер начитанности и способ блеснуть знанием родного языка.

Молодое поколение с недовольством реагирует на попытки навязывания мнений, поэтому поэтическая форма может оказаться наиболее эффективной. Достаточно в красивых формулировках расписать те или иные преимущества выбора жизненного пути, а возвышенный стиль замаскирует подсказки красивой оберткой, сохранит ощущение самостоятельности. И это метод хорошего наставника!

Источник

Значение слова «стезя»

Учительская стезя что это. Смотреть фото Учительская стезя что это. Смотреть картинку Учительская стезя что это. Картинка про Учительская стезя что это. Фото Учительская стезя что это

1. Устар. Путь, дорога. [Гусляры:] Слышу и трубы, и ржание коней, Глухо стези под копытами стонут. А. Островский, Снегурочка. Стезею лазурной и звездной Уж полнеба луна обогнула. А. К. Толстой, Он водил по струнам.

2. перен. Высок. Жизненный путь, направление деятельности, развития. [Миша:] В те дни, как все коснело на Руси, Дремля и раболепствуя позорно, Твой ум кипел — и новые стези Прокладывал, работая упорно. Н. Некрасов, Сцены из лирической комедии «Медвежья охота». — Предстояло решить: кем быть, по какой стезе пойти? Галин, Чудесная сила.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

СТЕЗЯ’, и́, р. мн. е́й, ж. (книжн. ритор.). Путь, дорога. Недаром темною стезей я проходил пустыню мира. Пушкин. Стезею правды бодро следуй. Пушкин. И стезею благодатною Русь вперед помчится вольная! Огарев.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

стезя́

1. трад.-поэт. путь, дорога ◆ Усталые кони их, покрытые пеною, кропили потом узкую, стремнистую стезю, по которой взбирались они в гору. Бестужев-Марлинский, «Аммалат-бек», 1831 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. Евангелие от Марка // «синодальный перевод (1816–1862)» (цитата из НКРЯ)

2. высок. жизненный путь, направление деятельности, развития ◆ Многие полагают, что, встав на стезю крутого бизнеса, нужно всю эту ветошь выбросить на помойку. Капитолина Кожевникова, «У парадного подъезда», 2003 г. // «Вестник США» (цитата из НКРЯ)

Делаем Карту слов лучше вместе

Учительская стезя что это. Смотреть фото Учительская стезя что это. Смотреть картинку Учительская стезя что это. Картинка про Учительская стезя что это. Фото Учительская стезя что этоПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова рекреационный (прилагательное):

Источник

СТЕЗЯ

Смотреть что такое «СТЕЗЯ» в других словарях:

стезя — стезя, стези, стези, стезей, стезе, стезям, стезю, стези, стезёй, стезёю, стезями, стезе, стезях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

стезя — См … Словарь синонимов

СТЕЗЯ — СТЕЗЯ, стези, род. мн. стезей, жен. (книжн. ритор.). Путь, дорога. «Недаром темною стезей я проходил пустыню мира.» Пушкин. «Стезею правды бодро следуй.» Пушкин. «И стезею благодатною Русь вперед помчится вольная!» Огарев. Толковый словарь… … Толковый словарь Ушакова

СТЕЗЯ — СТЕЗЯ, и, род. мн. ей, жен. (стар. высок.). Путь, дорога. Горная с. Стезёю славы (перен.). По стезе правды и добра (перен.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

стезя — и; ж. 1. Трад. поэт. Путь, дорога. Воинская с. Звериная с. 2. Высок. Жизненный путь, направление деятельности, развития. Жизненная с. С. литератора, учёного. С. жизни. Вступить на какую л. стезю. Избрать стезю чего л. Такова уж моя с.! * * *… … Энциклопедический словарь

стезя́ — стезя, и; мн. стези, ей … Русское словесное ударение

Стезя — ж. 1. Путь, дорога (в торжественно приподнятой речи). 2. перен. Жизненный путь, направление чьей либо деятельности, развития чего либо. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

стезя — іменник жіночого роду книжн., арх … Орфографічний словник української мови

стезя — и/; ж. 1) трад. поэт. Путь, дорога. Воинская стезя/. Звериная стезя/. 2) высок. Жизненный путь, направление деятельности, развития. Жизненная стезя/. Стезя/ литератора, учёного. Стез … Словарь многих выражений

Источник

СТЕЗЯ

стезя ж. 1) Путь, дорога (в торжественно-приподнятой речи). 2) перен. Жизненный путь, направление чьей-л. деятельности, развития чего-л.

ДОРО́ГА (напрям чиєїсь діяльності, життєві обставини), ШЛЯХ, ПУТЬ, СТЕ́ЖКА розм., СТЕЖИ́НА розм. рідше, СТЕЗЯ́ книжн., ТРОПА́ поет.; МАНІВЦІ́ (МАНІВЕ́ЦЬ рідше) розм. (діяльність або розвиток, спрямовані в обхід чого-небудь). Де ж той хліб для чиновного сина? Одна до нього дорога — служба (Панас Мирний); Я міг би написати цілу повість життя, але цей шлях дуже далеко завів би (М. Коцюбинський); — Можна надіятись, що вилюдніє (Порфир), обере чесну трудову путь (О. Гончар); — Як він? — запитав Яремчук Явдоху, очима вказуючи на Стецька. — Дякувати добрим людям, на правильну стежку стає (І. Цюпа); Сам Мальований не дуже рвався на скелясті стежини науки — його з усіх сил пхали туди батьки (А. Хижняк); — Думаєте в аспірантуру. Наука нам зараз в такій пригоді стане, як ніколи. А чому, дозволю собі вас спитати, обрали собі ви таку тернисту стезю? (Н. Рибак); Я певен, що талановиті й чесні молоді літератори.. знайдуть вірну тропу в своїй роботі (М. Рильський); (Сокіл:) Мені хотілося б, щоб ти зрозумів усе, був справжнім другом, щоб ішов широкою дорогою, а не манівцями (М. Зарудний); Був ти воїном, був ти вітчизни бійцем, І нема на тобі ні краплини Того зла, що людину веде манівцем (Л. Первомайський).

СТЕ́ЖКА (вузька пішохідна дорога, протоптана людьми або звірами чи спеціально зроблена людьми), СТЕЖИ́НА, ДОРІ́ЖКА, ТРОПА́, СТЕЖА́ поет., СТЕЗЯ́ заст., ПІШНИ́К діал., ТАСЬМА́ діал., ТРОПО́К діал.; ПЛАЙ діал. (стежка в горах); ЛАЗ (стежка в густих заростях, якою ходять звірі). Остап ішов навпростець, минаючи вузькі, криві стежки, протоптані товаром і пастухами (М. Коцюбинський); Йдемо удвох під вечір по стежині (Л. Костенко); Марта Кирилівна задумалась і, йдучи по доріжці, зачепила головою гілку абрикоса (І. Нечуй-Левицький); Тропа праворуч повернула у гущину чагарника (О. Гончар); Ішов я раз по стежі (пісня); Вони шукають очима звірину стезю, що вела їх досі через густі і прохолодні нетрі в лісових яругах (Д. Міщенко); Звернувши з казенної дороги.. на тасьму, він змушений був уже кілька разів сказати «Боже поможи» (А. Іщук).

Источник

Учительская стезя что это

Учительская стезя что это. Смотреть фото Учительская стезя что это. Смотреть картинку Учительская стезя что это. Картинка про Учительская стезя что это. Фото Учительская стезя что это

Серафима Борисовна Попова – из поколения детей войны, на долю которого выпала нелегкая работа по возрождению народного хозяйства в послевоенные годы. Но педагогический труд был не менее значим и труден, чем деятельность, связанная с производством, строительством или сельским хозяйством.

Отец благословил…

Сима Белорыбкина была младшим ребенком в семье. Родилась она в деревне Восход Быдановского сельсовета, семилетку окончила в д. Быданово, но даже после школы была по-детски щупленькой и хрупкой. А из ребенка какая работница? Отец, успевший отслужить еще в царской армии (дома и теперь хранится его фото в военной форме!) и в свое время получивший небольшое образование, а к началу сороковых работавший, как и супруга, в колхозе, по сути, настоял на том, чтобы Серафима пошла по педагогической стезе. Тем более перед глазами был пример старшей сестры Марии, которая успела поработать в Прокопьевской школе перед призывом в 1942-ом в армию, и брата, поступившего в педучилище… Так, Серафима стала студенткой педагогического училища в Белой Холунице.

Мир не без добрых людей!

В 1946-ом ее, «свежеиспеченного» учителя начальных классов, распределили в Ленинградскую область, в районы, пережившие немецкую оккупацию.

– В Осьминский район нас приехало 6 человек. Теперь живы только я да Александра Павловна Катаргина, возглавлявшая прежде школу в Дубровке, – вспоминает ветеран-педагог.

Серафима Борисовна попала в весьма отдаленную сельскую школу, что расстроило ее до слез: подруги остаются в райцентре, а ей ехать в полную неизвестность за 40 км!

– Пока я плакала в коридоре роно, из кабинета заведующей вышел пожилой мужчина и поинтересовался у моих подружек, чем я так расстроена. Затем он вернулся в кабинет, а выйдя обнял меня по-отечески и предложил поехать в их семилетку. В почти не разоренной деревне в 28 км от райцентра учительница начальных классов уходила в декретный отпуск, и ей срочно требовалась замена.

Весь учебный год Серафима Борисовна прожила в Будилово, в комнате дочери директора школы Павла Фёдоровича, уехавшей учиться в Питер. О семье своего руководителя, да и обо всех, с кем довелось общаться и работать на ленинградской земле, она до сих пор вспоминает с теплотой и благодарностью: к приезжим педагогам люди относились с уважением и даже сочувствием, помогали, чем могли.

А к началу следующего учебного года неожиданно освободилось место в школе райцентра, как раз в той, где работала лучшая подружка – Люба. Павел Фёдорович сам отвез Серафиму в райцентр, познакомил с директором нового образовательного учреждения – тоже на редкость простым и душевным человеком…

– Тот год оказался очень насыщенным! Отучив классы (Люба второй, я четвертый), мы отправлялись в клуб, на танцы, не пропустили ни одного кинофильма, знакомились с молодыми людьми… Вместе уехали в отпуск, а по возвращении выяснилось, что меня вновь ждет перемена места работы…

Серафима Борисовна возглавила очередную деревенскую начальную школу, только теперь она одна работала со всеми четырьмя классами – 16-ю учениками. Несмотря на крайнюю бедность, дети тянулись к знаниям и с удовольствием участвовали во всем, что придумывала для них учительница: старательно разучивали стихи к праздникам, готовили из подручных материалов украшения для новогодней елки…

– На месяц давали 8 кг муки – мы сами пекли хлеб. И 400 г сахара, который в случае отсутствия заменяли на 800 г печенья. Его с голодухи да в напряженной подготовке к урокам съедали, конечно, за несколько дней!

В родные места!

Так прошло два года… А затем тоска по родному краю и желание быть ближе к немолодым уже родителям взяли верх. К тому же Серафима получила весточку: приезжай, мол, домой, и здесь учительская работа найдется. С прежнего места ее, правда, отпустили не сразу: помогла инспектор, увидевшая и достижения, и условия, в которых приходилось жить молодому педагогу. Уговорила заведующую роно: «Отпустите девочку, она трудится на совесть, но в ее жизни нет ничего, кроме работы!»

В Белой Холунице заведующий отделом народного образования Иван Дмитриевич Котов определил Серафиму Борисовну в Шитовскую семилетку. Предупредил: «Вам достанется третий класс, в котором учатся в основном детдомовские ребятишки. Справитесь – значит, будете обеспечены работой!» На счастье, у воспитанников детдома оказался хороший воспитатель, рекомендовавший обращаться к нему при любых трудностях…

– 1 сентября провели линейку, вошли в класс, стали знакомиться. Веду урок, другой – без происшествий! Воспитатель Дмитрий Васильевич неделю следил за учебным процессом и только удивлялся: ничего «страшного» не происходит! Так и влилась в класс, подружилась с ребятами. Не знаю, чем взяла их, что стали меня слушаться. Всех отучила и успешно выпустила, – рассказывает педагог-ветеран. – А на следующий год меня перевели в старшие классы – преподавать русский язык и литературу. Прежняя учительница, Вера Никифоровна, была уже старенькой, часто болела, а учеников в одном только 7 кл. насчитывалось 27 человек…

Не наукой единой…

Уже с первых дней работы в 5 – 7 классах Серафима Борисовна почувствовала, что нужно повышать квалификацию. И поступила в Омутнинский пединститут. По окончании вернулась в родную Шитовскую школу. Завучем и учителем физкультуры здесь уже работал Иван Андреевич Попов – однокашник Серафимы по педучилищу, который вместе с нею был направлен в послевоенную Ленинградскую область… За год совместной педагогической деятельности коллеги сблизились, присмотрелись друг к другу и… создали семью! А на следующий учебный год глава получил назначение директором в школу с. Всехсвятского. С ним отправилась и Серафима…

– Образовательное учреждение здесь было большое – около 100 учащихся! – вспоминает С.Б. Попова. – Для учеников из самых отдаленных деревень действовал интернат, в котором работали воспитатель и повар: детям предоставлялось трехразовое питание. Учились ребятишки с желанием – никогда не замечала, чтобы к школьной жизни они относились без интереса или с неохотой ходили на занятия…

Работать чете Поповых, как и другим педагогам, приходилось много, и не только на уроках: сами занимались и ремонтом, и заготовкой дров. Немалая помощь поступала от родителей учащихся: Иван Андреевич находил подход к любому человеку и сполна проявлял организаторские способности, что по достоинству и с удивлением оценивали коллеги и руководство. Взять хотя бы дотошность и педантичность, с которой проводились родительские и партийные собрания – с точностью до минуты, непривычной даже в райцентре.

Неутомимая и самостоятельная

Вскоре Всехсвятская школа стала восьмилетней. Серафима Борисовна вновь повысила квалификацию на специальных курсах и вернулась к своим подопечным, которых не смогла бросить даже по достижении пенсионного возраста. Она доработала в образовательном учреждении до 1990-го, когда здоровье уже сдавшего директорский пост Ивана Андреевича пошатнулось, и ему потребовался постоянный уход.

– Учительскому труду я отдала 40 лет, – не без гордости говорит Попова. – Последние годы трудилась в школе техслужащей – не могла сидеть дома…

Серафима Борисовна живет неподалеку от альма-матер, в которой работала столько лет, – в уютном доме, наполненном воспоминаниями, мурлыканием двух кошек и фотографиями детей и внуков, приезжающих летом в гости. Воздерживается от переезда в Сырьяны к дочери, подхватившей из маминых рук педагогическое «знамя», объясняет, что хочет сохранить самостоятельность.

С удовольствием читает: домашнюю библиотеку они с мужем создавали годами, Иван Андреевич трепетно относился к литературе и привозил книги из всех своих поездок. Среди любимых авторов – Симонов, Распутин, Айтматов. По давно сложившейся привычке много текстов заучивает наизусть, справедливо считая, что это помогает работе мозга. В годы учительствования вела кружок «Выразительное чтение», передавая своим подопечным любовь к изысканному слогу.

Вместе с детьми ходила в многочисленные походы по родному краю, кроме русского языка и литературы, преподавала историю, не ограничиваясь лишь школьной программой. На ее счету – сбор и оформление материалов о ветеранах войны села. Может быть, этим и обусловлено особое отношение Поповой к поэзии, посвящённой Великой Отечественной. Как рассказала дочь Серафимы Борисовны Н.И. Бардыш, однажды ей предоставили слово на митинге 9 Мая, не предупредив заранее. Она вышла и к всеобщему удивлению стала наизусть читать стихи…

Не забывает педагог-ветеран и «районку», с которой дружит много лет, не представляя себе жизни без местных новостей. А на встречах с сегодняшними школьниками охотно рассказывает о том, что довелось ей пережить на своем непростом, но таком интересном жизненном пути.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *