Углеродная единица это что
Углеродная единица
А́томная едини́ца ма́ссы (обозначение а. е. м.), она же дальто́н, — внесистемная единица массы, применяемая для масс молекул, атомов, атомных ядер и элементарных частиц. Рекомендована к применению ИЮПАП в 1960 и ИЮПАК в 1961 годах. Официально рекомендованными являются англоязычные термины atomic mass unit (a.m.u.) и более точный — unified atomic mass unit (u.a.m.u.) (универсальная атомная единица массы, но в русскоязычных научных и технических источниках он употребляется реже).
Атомная единица массы выражается через массу нуклида углерода 12 C. 1 а. е. м. равна одной двенадцатой части от массы этого нуклида в ядерном и атомном природном состоянии. В 1997 году во 2-ом издании справочника терминов ИЮПАК установленно численное значение 1 а. е. м.:
1 а. е. м. ≈ 1,660 540 2(10)∙10 −27 кг = 1,660 540 2(10)∙10 −24 г.
С другой стороны, 1 а. е. м. — это величина, обратная числу Авогадро, то есть 1/NA г. Такой выбор атомной единицы массы удобен тем, что молярная масса данного элемента, выраженная в граммах на моль, в точности совпадает с массой этого элемента, выраженной в а. е. м.
Поскольку массы элементарных частиц обычно выражаются в электронвольтах, важным является переводной коэффициент между эВ и а. е. м. [1]:
1 а. е. м. ≈ 0,931 494 028(23) ГэВ/c²; 1 ГэВ/c² ≈ 1,073 544 188(27) а. е. м.
История
Понятие атомной массы ввёл Джон Дальтон в 1803 году, единицей измерения атомной массы сначала служила масса атома водорода (так называемая водородная шкала). В 1818 Берцелиус опубликовал таблицу атомных масс, отнесённых к атомной массе кислорода, принятой равной 103. Система атомных масс Берцелиуса господствовала до 1860-х годов, когда химики опять приняли водородную шкалу. Но в 1906 они перешли на кислородную шкалу, по которой за единицу атомной массы принимали 1/16 часть атомной массы кислорода. После открытия изотопов кислорода ( 16 O, 17 O, 18 O) атомные массы стали указывать по двум шкалам: химической, в основе которой лежала 1/16 часть средней массы атома природного кислорода, и физической с единицей массы, равной 1/16 массы атома нуклида 16 O. Использование двух шкал имело ряд недостатков, вследствие чего с 1961 перешли к единой, углеродной шкале.
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Углеродная единица» в других словарях:
УГЛЕРОДНАЯ ЕДИНИЦА — атомная единица массы, соответствующая 1/12 массы атома изотопа углерода 12. Углеродная единица равна (1,66043± ±0,00031) 10 24 г … Большая политехническая энциклопедия
Углеродная единица — унифицированная атомная единица массы (См. Атомные единицы массы), составляющая массы атома изотопа углерода 12C. У. е. была предложена в 1959 Международным союзом теоретической и прикладной химии (См. Международный союз… … Большая советская энциклопедия
Единица углеродная — углеродная единица установленная Протоколом и международными требованиями единица установленного количества выбросов парниковых газов, единица сокращения выбросов и единица абсорбции;. Источник: Постановление Правительства РФ от 15.09.2011 N… … Официальная терминология
единица абсорбции — (напр. углеродная единица, равная одной тонне эквивалента диоксида углерода) [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN removal unit … Справочник технического переводчика
Единица — (един, один) многозначный термин. Нечто единое целое. Объект, обеспечивающий выполнение определённой функции, и который может быть заменён. Содержание 1 Математика 2 Измерение 3 Техни … Википедия
Единица (теория множеств) — Единица (един, один) многозначный термин. Содержание 1 Математика 2 Измерение 3 Экономика 4 Государство … Википедия
атомная единица массы — (а. е. м.), единица массы, применяемая для выражения масс микрочастиц. За 1 а. е. м. принята 1/12 часть массы изотопа углерода с массовым числом 12 (так называемая углеродная шкала). 1 а. е. м. = 1,6605655(86)·10 27кг. * * * АТОМНАЯ ЕДИНИЦА МАССЫ … Энциклопедический словарь
АТОМНАЯ ЕДИНИЦА МАССЫ — (а. е. м.) единица массы, применяемая для выражения масс микрочастиц. За 1 а. е. м. принята 1/12 часть массы изотопа углерода с массовым числом 12 (т. н. углеродная шкала). 1 а. е. м. 1,6605655(86).10 27 кг … Большой Энциклопедический словарь
АТОМНАЯ ЕДИНИЦА МАССЫ — (а. е. м.), единица массы, применяемая для выражения масс микрочастиц. За 1 а. е. м. принята 1/12 часть массы изотопа углерода с массовым числом 12 (т. н. углеродная шкала). 1 а. е. м. = = 1,6605655(86) х 10 27 кг … Естествознание. Энциклопедический словарь
Атомная единица массы — (a. е. м.) единица массы, применяемая для выражения масс микрочастиц. За 1 a. е. м. принята 1/12 часть массы изотопа углерода с массовым числом 12 (т. н. углеродная шкала). 1 a. е. м. = 1,6605655(86).10 27 кг … Концепции современного естествознания. Словарь основных терминов
Россия собралась зарабатывать на «торговле воздухом»: что такое углеродные единицы
Ирина Поминова уточнила, что под углеродными единицами следует понимать подтверждение сокращений объемов выбросов парниковых газов либо повышения степени их поглощения вследствие реализации проекта климатического характера.
Речь идет, по сути, о том, что Россия будет «торговать чистым воздухом», поскольку одна углеродная единица эквивалентна тонне выбросов в атмосферу CO2.
Как будут продавать и покупать углеродные единицы?
В рамках реализации того или иного климатического проекта компаниям можно будет рассчитывать на продажу полученных углеродных единиц. У покупателей при этом будет возможность прибегать к ним с целью сократить свой углеродный след или соблюсти действующие на законодательном уровне квоты на выбросы в атмосферу парниковых газов.
Однако, новая система сможет заработать не раньше, чем российские чиновники определятся с порядком верификации итогов реализации климатических проектов, а также с тем, как учитывать углеродные единицы в соответствующем реестре.
Предстоящую торговлю углеродными единицами прокомментировал президент России Владимир Путин
Потенциальную ежегодную выручку от реализации климатических проектов российский лидер оценил при этом в сумму, превышающую отметку в 50 млрд долларов.
Что такое углеродные единицы простыми словами?
Допустим, что в компании произведен определенный объем выбросов, а взамен она приобретает углеродные единицы. Это можно сделать на бирже либо инвестировать финансовые средства в тот или иной экологический проект, например, высадить деревья.
Между тем, дальше возникает следующий вопрос: как доказать остальным государствам мира, что то или иное предприятие уже расплатилось за вред, нанесенный природе?
Во сколько обойдется России новый масштабный проект?
Из комментариев директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексея Громова следует, что рассуждать об условиях, на которых наша страна будет осуществлять поставки углеводородов, можно будет лишь после того, как стимулирование четко пропишут в законодательстве.
Эксперт подчеркнул: проект на данный момент только начала разрабатывать Европа, и ключевые его положения пока неизвестны.
Углеродные единицы: актив, который обязан дорожать
В российском законодательстве вскоре появится новый термин «углеродная единица». Это собирательное название для климатических квот и сертификатов с правом перепродажи. Закон в стадии редакции, но рынок для нового товара фактически уже существует. Разберемся, насколько он интересен для частного инвестора.
О чем вообще речь
Еще со времен Киотского протокола конца 1990-х гг. в международном праве появился механизм купли-продажи прав на выбросы в атмосферу. Логика в том, чтобы страны и компании с низким загрязнением продавали квоты в пользу тех, кто производит избыточные объемы парниковых газов.
Реальная инфраструктура начала появляться только в 2000-е гг. В частности, были запущены климатические биржи в Европе (Париж, Лейпциг, Осло), США (Чикаго) и некоторых странах Азии (Сингапур), где торгуются фьючерсы и свопы на стандартные объемы выброса.
Наиболее продвинутыми оказались проекты Евросоюза, который объединил свои площадки в единую систему под названием European Union Emissions Trading System. Основным инструментом в ней стали так называемые EU Allowances (дословно «разрешенные объемы ЕС»), которые за пределами Европы обычно называют «углеродными кредитами».
Фьючерс на европейский EUA сегодня по факту является бенчмарком для определения цены любого атмосферного выброса в любой точке планеты — аналогично тому, как Brent является эталоном для других рынков нефти. Это самый ликвидный и востребованный инструмент на рынке среди подобных.
Почему это важно для российских инвесторов
С 2023 г. Евросоюз планирует расширять квотирование выбросов за пределы своей территории. Это сделано с целью, чтобы европейские производители не выводили грязные производства за рубеж, экономя на покупке углеродных кредитов, которые многие компании рассматривают как дополнительный налог.
На практике это будет означать, что товары, импортируемые в ЕС, должны будут проходить экологическую стандартизацию, аналогичную внутренним европейским правилам. Компании с наибольшим углеродным следом, будут обязаны докупать кредиты, с наименьшим — смогут их продавать.
Россия, как ближайший к ЕС крупный рынок, планирует создать внутренний оборот углеродных кредитов, или, говоря новыми терминами, углеродных единиц. Фактически дело идет к тому, что на биржевых или внебиржевых площадках появится эквивалент того самого EUA. Либо, что более вероятно, его очень близкая копия — опять же по аналогии с нефтяными Urals и Brent.
Схожесть с биткоином
Отслеживать котировки эталонного EUA можно на экологических и биржевых агрегаторах. Традиционно он номинирован в евро, что резко отличает его от других товарных активов. На конец июня 2021 г. тонна CO2 торгуется около 56, что близко к его историческому максимуму.
С фундаментальной точки зрения углеродная единица — это товар, который долгосрочно может только дорожать. Это связано с тем, ЕС поэтапно сокращает суммарную квоту на выбросы. То есть на каждого участника торгов с каждым годом ресурса становится все меньше. Это напоминает искусственно создаваемый дефицит в криптоактивах, в том числе в биткоине.
Наиболее динамичный прирост стоимости углеродной единицы ЕС пришелся на период пандемии. В феврале 2020 г. фьючерс на EUA стоил около 25 евро, а к лету 2021 он превысил планку 56, прибавив за 15 месяцев более 120%.
У этого ралли есть много причин, основные из которых: смена администрации в США, принятие новых экологических программ в ЕС, повышенный спрос на ESG-активы, падение ставок, рост ликвидности и инфляции в экономике.
Большинство прогнозов по EUA исходит из того, что массовый переход на зеленые технологии начнется не раньше, чем цена углеродной единицы достигнет хотя бы 80, а в идеале 100 евро. Средний таргет аналитиков предполагает, что это случится в период с 2023 по 2025 гг., но есть и более смелые ожидания — на декабрь 2021.
Основные участники углеродного рынка — компании и сертифицированные агентства. Физлица могут вкладываться в этот сегмент через инвестиционные фонды, например KraneShares Global Carbon ETF. В России для неквалифицированных инвесторов он не доступен.
Главное
Углеродные единицы — новое российское понятие для инструмента, который относительно давно существует за рубежом. Учитывая сильную политическую поддержку этой идеи, высока вероятность, что в России появится собственный рынок атмосферных выбросов, привязанный к динамике более ликвидного бенчмарка EUA.
Инвесторы, которые активно вкладывают в российскую энергетику (нефть, газ, уголь), смогут с помощью углеродного фьючерса хеджировать экологические риски компаний-экспортеров. Кроме того, инструмент интересен сам по себе из-за эффекта неизбежного роста цены. Углеродные единицы так устроены, что их дефицит на рынке с годами только увеличивается.
БКС Мир инвестиций
Последние новости
Рекомендованные новости
Российские индексы растут на 2,5–3%
Индекс СПБ Биржи растет на 3% после решения ФРС
Мнения аналитиков. О новостях от Русала и ЕВРАЗ
Рубль завис
Заседание Банка России. Прогнозы
10 российских акций с самыми высокими дивидендами в 2022
Итоги заседания ФРС. Подробный разбор ситуации
Meta Platforms (Facebook): акционеры требует перемен. Что ждать инвесторам
Адрес для вопросов и предложений по сайту: bcs-express@bcs.ru
* Материалы, представленные в данном разделе, не являются индивидуальными инвестиционными рекомендациями. Финансовые инструменты либо операции, упомянутые в данном разделе, могут не подходить Вам, не соответствовать Вашему инвестиционному профилю, финансовому положению, опыту инвестиций, знаниям, инвестиционным целям, отношению к риску и доходности. Определение соответствия финансового инструмента либо операции инвестиционным целям, инвестиционному горизонту и толерантности к риску является задачей инвестора. ООО «Компания БКС» не несет ответственности за возможные убытки инвестора в случае совершения операций, либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые в данном разделе.
Информация не может рассматриваться как публичная оферта, предложение или приглашение приобрести, или продать какие-либо ценные бумаги, иные финансовые инструменты, совершить с ними сделки. Информация не может рассматриваться в качестве гарантий или обещаний в будущем доходности вложений, уровня риска, размера издержек, безубыточности инвестиций. Результат инвестирования в прошлом не определяет дохода в будущем. Не является рекламой ценных бумаг. Перед принятием инвестиционного решения Инвестору необходимо самостоятельно оценить экономические риски и выгоды, налоговые, юридические, бухгалтерские последствия заключения сделки, свою готовность и возможность принять такие риски. Клиент также несет расходы на оплату брокерских и депозитарных услуг, подачи поручений по телефону, иные расходы, подлежащие оплате клиентом. Полный список тарифов ООО «Компания БКС» приведен в приложении № 11 к Регламенту оказания услуг на рынке ценных бумаг ООО «Компания БКС». Перед совершением сделок вам также необходимо ознакомиться с: уведомлением о рисках, связанных с осуществлением операций на рынке ценных бумаг; информацией о рисках клиента, связанных с совершением сделок с неполным покрытием, возникновением непокрытых позиций, временно непокрытых позиций; заявлением, раскрывающим риски, связанные с проведением операций на рынке фьючерсных контрактов, форвардных контрактов и опционов; декларацией о рисках, связанных с приобретением иностранных ценных бумаг.
Приведенная информация и мнения составлены на основе публичных источников, которые признаны надежными, однако за достоверность предоставленной информации ООО «Компания БКС» ответственности не несёт. Приведенная информация и мнения формируются различными экспертами, в том числе независимыми, и мнение по одной и той же ситуации может кардинально различаться даже среди экспертов БКС. Принимая во внимание вышесказанное, не следует полагаться исключительно на представленные материалы в ущерб проведению независимого анализа. ООО «Компания БКС» и её аффилированные лица и сотрудники не несут ответственности за использование данной информации, за прямой или косвенный ущерб, наступивший вследствие использования данной информации, а также за ее достоверность.
Углеродные единицы как новый вид инвестиций в АПК
Система нулевой обработки почвы, известная как No-Till, способствует не только сокращению затрат на ее обработку, лучшему удержанию влаги и улучшению агрохимических показателей, но и позволяет фермерам зарабатывать за счет консервации и продажи углеродных единиц. Специалисты агротехнологической платформы «ИнтТерра», разработавшие собственную программу сертификации и продажи углеродных единиц, рассказывают, как именно этот инструмент в ближайшие годы станет для отрасли новым эффективным источником дополнительного дохода
Экономическая привлекательность No-Till
Сегодня, когда климатическая повестка актуализировалась не только для отдельных районов, но и для целых стран, встал вопрос о том, как не только сократить выброс загрязняющих атмосферу парниковых газов, но и секвестировать его оттуда и затем перерабатывать. И тут все вспомнили, что почва сама по себе может впитывать и удерживать огромное количество углерода.
Новые понятия для агрорынка
Прежде всего стоит объяснить, что такое «углеродная единица». При применении No-Till почва выводит углерод из атмосферы за счет поглощения СО2 растениями. На международном рынке было принято решение о том, что эквивалентом 1 т углекислого газа, который был изъят из атмосферы и как бы «заложен» в землю, станет 1 углеродная единица. Такие единицы можно отслеживать. Для этого проводится анализ почв: когда хозяйство принимает решение перейти на сберегательные технологии, делается тест на изначальное содержание углерода в почве. Затем он проводится на третий, пятый и десятый год. То есть на протяжении ряда лет можно наблюдать, как в почве аккумулируется СО2. И весь процесс прозрачен как для фермеров, так и для других участников этого процесса. Также для определения накопления углерода в почве проводится моделирование на основе данных, предоставляемых хозяйствами.
Эта же углеродная единица является разрешением на выброс в атмосферу 1 т углекислого газа, и эти единицы готовы покупать современные предприятия, которые не укладываются в нормативы Евросоюза по выбросу СО2 и ежегодно платят огромный углеродный налог.
К числу таких покупателей относятся, во-первых, промышленные предприятия, в том числе и российские экспортеры удобрений, нефти, газа, металлов. Сейчас как раз ведутся переговоры России с Евросоюзом по вопросам интеграции программы углеродного учета, и те отечественные предприятия, кто не укладывается в нормы, вынуждены будут платить так называемый углеродный налог или сбор.
Готовы покупать углеродные единицы и известные международные бренды, которые хотят стать еще более привлекательными для потребителей за счет соответствия современным трендам по экологии, но пока не могут организовать свое производство так, чтобы оно было углеродно-нейтральным.
Схема выпуска и реализации углеродной единицы
У каждого фермера теперь появилась возможность дополнительного дохода, помимо выращиваемого продукта. Компания «ИнтТерра» предлагает фермерам пакет услуг для «производства» углеродных единиц.
На старте проводится анкетирование, сбор данных по хозяйству и тестирование почвы, чтобы понять, каковы базовые, исходные условия по содержанию углерода в почве. Все эти данные заносятся в IT-систему SkyScout
, разработанную «ИнтТеррой» для возможности контроля и управления всеми процессами агропроизводства сельскохозяйственного предприятия.
Далее с помощью SkyScout ежегодно собираются данные, как применяются технологии, не были ли они нарушены, и первый выпуск углеродной единицы (как ценных бумаг) происходит на третий год — на основе данных ежегодного моделирования, которые заносятся в систему. Они позволяют смоделировать, сколько накоплено углекислого газа в почве за три года, и далее осуществляется выпуск углеродных единиц, которые затем продаются на международном рынке. Таким образом уже на третий год в хозяйство поступают дополнительные деньги.
На пятый год проводится тестирование почвы и реально определяется, сколько производится углеродных единиц, после чего происходит вторая выплата.
Финальная выплата осуществляется на десятый год, когда хозяйство получает полностью всю сумму за накопленные углеродные единицы, которые были подтверждены с помощью тестирования, если выполнены все условия договора, соблюдались все технологии No-Till: не пахать и не сжигать никаких растительных остатков.
По словам эксперта, в рамках данной программы «ИнтТерра» также предоставляет научное сопровождение от верифицированных партнеров — производителей техники, семян, СЗР и удобрений, которые готовы помогать хозяйствам осваивать почвосберегающие технологии No-Till, а значит, позволяют консервировать в почве углекислый газ.
Новое предложение — миллион вопросов
Самый главный вопрос, который интересует всех, кто впервые слышит о программе консервации и продажи углеродных единиц, запущенной у «ИнтТерры»: сколько будет стоить участие в проекте. Для фермеров вход в проект бесплатный!
Потребуется только определиться с полями под No-Till, завести их в систему, оцифровать, подписать договор. Каждое хозяйство, занимающееся выработкой углеродных единиц, это новый проект, который должен быть описан и сертифицирован соответствующим образом.
Следующий вопрос — как обеспечить объективность процесса валидации углеродных сертификатов? Компания «ИнтТерра» вместе со своими партнерами использует прозрачные международные стандарты, и вероятность коррупционного сценария или ошибки из-за человеческого фактора минимальны. Кроме того, и зарубежные покупатели углеродных единиц будут приобретать только валидированные, стандартизированные по международным требованиям.
Углеродная единица по-русски: готовы ли мы к международной игре в экологию?
Президент России Владимир Путин подписал закон об ограничении выбросов парниковых газов (ПГ). Документ предусматривает введение поэтапной модели регулирования хозяйственной и иной деятельности в РФ, которая приводит к выбросам парниковых газов в атмосферу. Также закон вводит понятие «целевой показатель сокращения выбросов парниковых газов».
Такой показатель в отличие от стратегии по декарбонизации в Европе не является бескомпромиссным инструментом для принуждения по сокращению выбросов ПГ наподобие «зеленой сделки», которая (игнорируя ущербность некоторых ВИЭ проектов для экономики стран ЕС) обязывает все отрасли Евросоюза достичь нулевой отметки выбросов к 2050 году.
В документе, подписанном Путиным, говорится, что целевой показатель сокращения выбросов ПГ в России будет установлен с учетом поглощающей способности лесов и иных экосистем, а также необходимости обеспечения устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития. То есть сокращение выбросов ПГ — это задача, которую должны соблюдать все отрасли, но не в ущерб для экономики страны.
Закон предусматривает обязательную углеродную отчетность для юридических лиц и ИП в стране, которую будут вводить поэтапно:
Как говорит директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов, отчеты по выбросам ПГ для крупнейших российских ВИНКов не являются чем-то новым. Компании из РФ уже годами составляют подобные документы для международных аудиторов, которые все чаще требуют эту информацию. Заниматься этим приходится хотя бы ради сохранения привлекательности для инвесторов. «Газпром», к примеру, выпускает такие ежегодные отчеты уже лет 15.
«Конечно, каждая компания в РФ формирует подобные отчеты не по единому шаблону, поэтому работа по унификации таких отчетов еще только предстоит. При этом сложнее всего будет организовать мониторинг климатических проектов, которые должны обеспечивать компанию углеродными единицами. Будут ли их признавать, скажем, в Европе, которая хочет облагать все импортные товары углеродным налогом? Это вопрос сложный», — говорит Правосудов.
Даже сейчас еврочиновники стараются закрывать глаза на обилие лесов в РФ, а в некоторых экспертных кругах даже иногда появляется мнение, что определенная порода деревьев в РФ не так эффективно компенсирует выбросы ПГ. Зато все чаще политики Евросоюза говорят о том, что различные отрасли в России, включая нефтегазовую, не проводят декарбонизацию так активно, как в ЕС.
«Нам нужно, чтобы наши углеродные единицы, в том числе и полученные за счет климатических проектов, признавали в странах, куда идет основная часть экспорта РФ.
Но если это и получится сделать, то, пожалуй, только после того как Европа договорится с Китаем (учитывая объем товарооборота, ей в любом случае придется это делать) о смягчении положений углеродного налога на импортные товары и сырье в ЕС», — резюмирует эксперт.
Закон об ограничении выбросов парниковых газов в РФ создает правовой механизм, для мониторинга и стимулирования к сокращению выбросов ПГ. Он также является отправной точкой для создания в России рынка торговли углеродными единицами, который будет контролироваться уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Федеральный орган будет не только собирать углеродную отчетность компаний, производящих выбросы СО2. Он также будет вносить в реестр юрлица и ИП, которые реализуют климатические проекты, направленные на сокращение выбросов парниковых газов или увеличение их поглощения.
За счет такого реестра (информационной системы, которая будет фиксировать все операции с углеродными единицами) ИП и юрлица на территории России смогут перераспределять углеродные единицы между собой. К примеру, нефтегазовая компания инвестирует в климатический проект, компенсирующий выбросы ПГ, благодаря которому ей будут зачислены углеродные единицы. Компания сможет сохранить их у себя, чтобы потом использовать или продать кому-нибудь из своих партнеров.
Такой механизм отчасти напоминает систему торговли выбросами Европейского союза (EU ETS). Это значит, что Россия «включается в игру» по верификации и распределению углеродных единиц на правительственном уровне. Впрочем, надо признать, что РФ несколько отстает от этого тренда.
По состоянию на май 2021 года в мире действует 24 национальных и субнациональных рынка, где происходит торговля квотами на выбросы. Еще около 20 таких торговых площадок находятся в стадии разработки. В 2021 году запущено три новых рынка — в Китае, Великобритании и Новой Зеландии.
При этом остается открытым важный вопрос о том, будут ли другие страны признавать верификацию углеродных единиц, которые оператор (уполномоченный федеральным органом исполнительной власти РФ) должен начислять юрлицами и ИП в России. Для компаний, в том числе и нефтегазовых, отправляющих свои товары на экспорт в Европу, где уже есть EU ETS, а вскоре еще и появится трансграничный налог на выбросы СО2, это крайне важный вопрос. Впрочем, сначала в России надо решить проблемы с организацией подачи отчетов о выбросах.
«Есть сложность с определением этих самых компаний, которые попадают под действие закона. Как понять, у кого выбросы с 2023-го превышают 150 тыс. т в год (или 50 тыс. т после 2024 года)? В России сейчас нет такого количества специалистов, которые смогут провести эти подсчеты у всех юрлиц и ИП в стране»,
— поделился мнением с «НиК» эксперт Международного центра устойчивого энергетического развития под эгидой ЮНЕСКО, гендиректор компании «КарбонЛаб» Михаил Юлкин.
Возможно, считает эксперт, в Минприроды или Минэкономики в будущем установят другие критерии, которые будут определять, кто должен сдавать отчеты по выбросам ПГ, а кто нет. В Европе, кстати, есть решение этой проблемы. Там в качестве критерия используются показатели мощности — энергетической или производственной. Если компания владеет энергообъектом с установленной мощностью 20 МВт или более, она должна сдавать отчетность о выбросах, а если менее 20 МВт, то не должна.
«Углеродные единицы, которые компании могут получить на свой счет в реестре (выпустить в обращение) по итогам реализации климатических проектов, — это тоже не самая очевидная вещь. Процесс их выпуска в обращение требует серьезных усилий и может занимать годы.
Только тогда компания сможет получить углеродные единицы и распоряжаться ими по своему усмотрению», — говорит Михаил Юлкин.
При этом не очень понятно, можно ли продавать эти углеродные единицы за рубеж. Кому они там нужны, кто и сколько готов за них заплатить, если вообще готов? Перспективы их продажи внутри России тоже туманны.
Пока нет требований к компаниям-эмитентам по сокращению выбросов, которые подкреплялись бы финансовой поддержкой со стороны государства, не будет и никаких гарантий, что корпорации станут покупать эти углеродные единицы в целях компенсации своих выбросов. Зачем? Чтобы угодить зарубежным покупателям, которые хотят приобретать товар с нулевым углеродным следом? Но для этого, напоминает эксперт, на рынке есть углеродные единицы, выпущенные в рамках общепризнанных международных стандартов, таких, как Plan Vivo, Climate Action Reserve, Gold Standard и другие.
«В их основе лежат принципы, методики и критерии, выработанные на основе РКИК и Киотского протокола. Будут ли российские углеродные единицы конкурентоспособны по сравнению с ними? Согласятся ли наши партнеры признавать их в качестве таких же инструментов компенсации (обнуления) углеродного следа продукции?», — задается вопросом Михаил Юлкин.
Еще один важный момент — углеродные единицы можно зачесть только один раз. Соответственно, все углеродные единицы, переданные за рубеж, означают прямой вычет из нашего углеродного бюджета. Значит, чтобы уложиться в этот бюджет и добиться цели по снижению выбросов, нам придется сокращать выбросы за себя и «за того парня», которому мы продали углеродные единицы и который записал эти сокращения на свой счет, констатировал эксперт.
Надо обязательно учитывать угрозу появления в Евросоюзе требований по углеродоемкости к нефтегазовым компаниям-экспортерам в рамках трансграничного углеродного регулирования (ТУР). Это может произойти и в других странах.
«Верификация выбросов в рамках, например, ТУРа будет проводиться аккредитованным в ЕС верификатором. Таким образом, законодательная поддержка государства, безусловно, необходима для гармонизации национального и зарубежного регулирования в данной сфере», — говорит руководитель проектов по климату Центра энергетики Московской школы управления «Сколково» Юмжана Данеева.
В новом законе, который подписал президент РФ, ничего не говорится о системе покупок квот на выбросы ПГ. Однако это не значит, что компании в России, включая нефтегазовые, не должны создавать новую графу в разделе «расходы». Другой вопрос, что невозможно пока оценить объем этих затрат.
Во-первых, пока неясно, какими будут штрафы, если юрлицо или ИП не сдадут отчет по выбросам вовремя. Может компании вообще будет выгоднее платить их, чем тратить средства на климатические проекты или на декарбонизацию своей инфраструктуры.
Во-вторых, фраза «целевой показатель сокращения выбросов ПГ в России будет установлен с учетом необходимости обеспечения устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития» дает крайне расплывчатое представление о том, насколько компаниям надо, скажем, в 2024 или в 2025 году эти выбросы сокращать. В-третьих, в статье 10-й (пункте 11) документа «Об ограничении выбросов парниковых газов» говорится, что владелец счета в реестре углеродных единиц оплачивает услуги оператора по проведению операций с ними. Какой будет цена такой услуги — пока неизвестно.
Из-за этого непонятно, насколько увеличатся расходы у компаний, которым придется модернизировать свою инфраструктуру для сокращения выбросов. При этом, если предприятие докажет, что декарбонизация его деятельности может негативно отразиться на социально-экономическом развитии страны (например, будет платить меньше налогов из-за падения продаж углеводородов в Европу), то выходит, что оно вообще может получить разрешение на выбросы ПГ сверх нормы.
Более того, в 9-й статье (пункт 9) сказано, что правительство РФ может предоставлять господдержку компаниям, реализующим климатические проекты. Каким именно — будет решать правительство. Это значит, что у кого-то будет явное преимущество в получении углеродных единиц, но критерии, по которым эту компанию можно определить заранее, пока неизвестны.
Впрочем, как утверждает аналитик по нефти Центра энергетики Московской школы управления «Сколково» Екатерина Грушевенко, определенный путь, по которому должна пойти нефтегазовая отрасль в связи с новым законом, уже намечен.
«Для России в части снижения выбросов ПГ ключевыми направлениями являются снижение выбросов метана и ПНГ, а также энергоэффективность. Данные треки не требуют радикального изменения инфраструктуры или строительства новой.
Более того, они могут принести прибыль для компаний, поскольку также энергоэффективность позволяет меньше платить за потребляемую энергию, а утилизация попутного газа создает продукты с добавочной стоимостью», — говорит эксперт.
Однако, подчеркивает Грушевенко, последнее направление (утилизация ПНГ) все же потребует вложений в оборудование, например, для использования ПНГ в качестве сырья для генерации электроэнергии на промысле или в качестве топлива на транспорте. Также есть более дорогие решения, где ПНГ используется для производства метанола. Тем не менее, спектр технологий энергоэффективности и утилизации ПНГ широк, что позволит компаниям подобрать подходящие решения под себя.
«Снижение выбросов метана потребует вложений в газотранспортную инфраструктуру, в частности в компрессоры станции. Если же говорить о других низкоуглеродных решениях, таких как производство „голубого“ или „зеленого“ водорода, или технологиях CCUS, то они уже определенно потребуют создания новой инфраструктуры и больших вложений», — говорит аналитик «Сколково».
В итоге можно сказать, что Россия постепенно включается в игру с углеродным следом и «жонглированием» углеродными единицами. Однако еще остается множество непроработанных вопросов: сложность выявления компаний, которые должны сдавать отчеты по выбросам ПГ, стимулирование спроса на углеродные единицы внутри РФ, отсутствие «синхронизации» с аналогичными системами в других странах.