Углеводородный пропеллент что это

углеводородный пропеллент

33 углеводородный пропеллент: Дезодорированная сжиженная углеводородная смесь пропановой и бутановой или пропановой, бутановой и изобутановой фракций, применяемая для вытеснения из аэрозольных баллонов активного вещества и его диспергирования в атмосфере.

Смотреть что такое «углеводородный пропеллент» в других словарях:

углеводородный пропеллент — Дезодорированная сжиженная углеводородная смесь пропановой и бутановой или пропановой, бутановой и изобутановой фракций, применяемая для вытеснения из аэрозольных баллонов активного вещества и его диспергирования в атмосфере. [ГОСТ Р 53521 2009]… … Справочник технического переводчика

ГОСТ Р 53521-2009: Переработка природного газа. Термины и определения — Терминология ГОСТ Р 53521 2009: Переработка природного газа. Термины и определения оригинал документа: 62 абсорбционная осушка (природного газа): Осушка природного газа с использованием абсорбентов. Примечание В качестве абсорбентов при… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Дактарин — Действующее вещество ›› Миконазол* (Miconazole*) Латинское название Daktarin АТХ: ›› D01AC02 Миконазол Фармакологическая группа: Противогрибковые средства Состав и форма выпуска Спрей для наружного применения1 аэроз. баллонмиконазола… … Словарь медицинских препаратов

УВП — учебно воспитательный процесс УВП управление взрывателем прутковое УВП управление воздушного порта УВП установка вертикального пуска Словари: Словарь сокращений и аббревиату … Словарь сокращений и аббревиатур

Источник

Углеводородный пропеллент что это

Они представляют собой инертные химические вещества, благодаря которым создается избыточное давление, обеспечивающее вытеснение из упаковки активного состава и его диспергирование в атмосфере. В качестве пропеллентов используют обычно смеси двух и более сжиженных компонентов (напр., хладоны, диметиловый эфир), а также некоторые газы (N2, CO2 и др.).

В течение длительного времени в качестве пропеллентов применяли хлорфторуглеродные газы: ди- и трихлорфторметан, дихлортетрафторэтан, хлордифторэтан и др., получившие общее название «фреоны», невоспламеняемость которых была их основным преимуществом. Однако негативное влияние фреонов на озоновый слой атмосферы заставило отказаться от их использования. Заменителями, или альтернативными пропеллентами, стали углеводородные газы (бутан, пропан), а также диоксид углерода и оксид азота, не оказывающие разрушающего действия на озоновый слой.

Благодаря своим свойствам, пропелленты нашли применение в производстве аэрозольных продуктов – средств бытовой химии, косметической и парфюмерной продукции, некоторых лекарственных препаратов, монтажных пен и пр.

Виды пропеллентов на мировом рынке

В 60-70-е года на рынке аэрозольных пропеллентов доминирующие позиции занимали хлорфторуглероды (CFC). Продажи основных видов CFC-11 and CFC-12 в 1976 году достигли 432 тыс. метрических тонн. Однако уже в начале 70-х в прессе стало появляться много информации о том, что CFCs токсичны и разрушают озоновый слой, как результат к концу 70-х многие развитые страны стали запрещать либо ограничивать использование хлорфторуглеродов. Так, например, США (в 1977 году Управление по охране окружающей среды (Environmental Protection Agency) запретило использование этих газов при производстве аэрозольной упаковки практически во всех сферах потребления), Канада, Норвегия, Швеция – первыми запретили у себя применение этих веществ, тогда как Великобритания лишь частично ограничила.

После опубликования Монреальского протокола в 1987 году потребление хлорфторуглеродов в производстве аэрозолей стало резко снижаться. В результате мировой объем потребления CFCs примерно за десять лет сократился почти в 2,5 раза и составил уже 180 тыс. тонн (1989 год), а к 1995 году упал до 15 тыс. тонн. Сейчас хлорфторуглероды практически не используются в мире. Первоначально в ответ на запрет CFCs производители косметики стали использовать гидрохлорфторуглеродные газы (HCFCs и HFCs), однако объем замещения был незначительным по причине их высоких цен по сравнению с CFCs. Кроме того, еще с 1974 года хлорфторуглероды стали постепенно замещаться углеводородами, которые получили затем широкое распространение благодаря своей низкой стоимости. Наряду с углеводородами в качестве альтернативы использовались диметиловый эфир, а также насосные спреи.

Отдельно следует остановиться на HFCs (гидрофторуглероды) – они были разработаны учеными компании Dupont, как новый класс пропеллентов. Гидрофторуглероды имеют аналогичные свойства с хлорфторуглеродами, но они практически не токсичны и в гораздо меньшей степени загрязняют окружающую среду. Наиболее популярными являются следующие: 1,1,-дифлорэтан (пропеллент 152A) and 1, 1, 1, 2,- тетрафторметан (пропеллент 134A). HFCs – являлись наиболее дорогими газами и применялись главным образом для производства быстросохнущих лаков для волос. Сегодня потребление гидрофторуглеродов минимизировано (в США на их долю приходится около 4%), они используются выборочно в тех сферах, где товар должен быть строго невоспламеняем, либо требует каких-то особых условий. Несмотря на усилия самих производителей, HFCs заняли довольно маленькую долю на рынке аэрозольных пропеллентов (исключение составляют фармацевтические аэрозоли).

Что касается HCFCs, то они стали запрещены в США и в Европе в 1993-1994 гг. В свою очередь углеводороды стали наиболее предпочтительной альтернативой для CFCs и в 1993 году были официально одобрены Программой ООН по окружающей среде (ЮНЕП). Углеводородные газы являются самыми дешевыми пропеллентами и подходят практически для всех аэрозолей потребительского назначения (кроме фармацевтической отрасли).

Следует отметить, что помимо выше рассмотренных заменителей, начиная с 1958 года, в качестве более безопасной альтернативы CFCs производители химии стали продвигать на рынок аэрозольных пропеллентов мономеры винил хлорида (VCM). В течение 2-х десятилетий производителям косметики было продано неопределенное количество винил хлорида для использования в аэрозольной упаковки лака для волос.

В это время в Европе проделывалась огромная работа по исследованиям токсичности мономеров винил хлорида, проводились многочисленные испытания на животных, и в 1963 году в Англии был официально опубликован отчет, согласно которому винил хлорид был признан менее токсичным по сравнению с общеизвестными фреонами 11, 12 и 114. Тем не менее, вопрос о влиянии данного мономера на здоровье человека был поднят уже в 1964 году, и к 1971 году производители химиката определенно знали, что винил хлорид влечет в организме человека развитие новообразований (рака), однако этот факт был скрыт от общественности до начала 1974 года. В 1974 году в США применение VC в косметике, фармацевтике и химикатах было официально запрещено.

Сравнительная характеристика физических свойства пропеллентов, присутствующих на рынке

ПропеллентФормулаt кипениядавление насыщенного пара (бар)плотность, 21Своспламеняемость, ранг, %
21С55С
n-ButaneC4H1O-21,24,790,581,8-8,6
i- ButaneC4H1O-112,177,020,5591,8-8,5
PropaneC3H8-427,618,170,5032,2-9,5
Dimethyl Ether(CH3)2O-254,4312,40,6613,3-18
HCFC-22CHClF2-418,5220,921,2080
HCFC-142bCH3-CClF2-102,046,871,1236,7-14,9
HFC-152aCH3-CHF2-254,4212,360,9113,9-16,9
Carbon DioxideCO2-7858,45не пригоден0,7210
Nitrous OxideN2O-8852,47не пригоден1,7180
NitrogenN2-155не пригоденне пригоденне пригоден0
HCFC-123CHCl2-CF328-0,21,71,470
HCF C’- 124CHClF-CF3-113,228,81,3680
HFC-125CHF-CF3-95не пригоденне пригоденне пригоден0
HFC-134aCH2F-CF3-325,4714,31,2030
HCFC-141 bCH3-CCl2F33-0,31,21,2316,4-15,1

Подводя итоги вышесказанному, можно сделать вывод, что, несмотря на высокий уровень токсичности хлорфторуглеродов и все запреты, связанные с их разрушающим действием озонового слоя, CFCs продолжают использоваться в мире в качестве аэрозольных пропеллентов, особенно это касается развивающихся стран. Да и многие страны Европы до сих пор применяют хлорфторуглеродное сырье наряду с углеводородами и ДМЭ. Как отмечают эксперты, единственной страной мира, где можно быть уверенным, что в аэрозольном баллончике отсутствуют фреоны – является США.

Источник

Углеводородные пропелленты: технология производства и областях применения

Они представляют собой инертные химические вещества, благодаря которым создается избыточное давление, обеспечивающее вытеснение из упаковки активного состава и его диспергирование в атмосфере. В качестве пропеллентов используют обычно смеси двух и более сжиженных компонентов (напр., хладоны, диметиловый эфир), а также некоторые газы (N2, CO2 и др.).

В течение длительного времени в качестве пропеллентов применяли хлорфторуглеродные газы: ди- и трихлорфторметан, дихлортетрафторэтан, хлордифторэтан и др., получившие общее название «фреоны», невоспламеняемость которых была их основным преимуществом. Однако негативное влияние фреонов на озоновый слой атмосферы заставило отказаться от их использования. Заменителями, или альтернативными пропеллентами, стали углеводородные газы (бутан, пропан), а также диоксид углерода и оксид азота, не оказывающие разрушающего действия на озоновый слой.

Благодаря своим свойствам, пропелленты нашли применение в производстве аэрозольных продуктов – средств бытовой химии, косметической и парфюмерной продукции, некоторых лекарственных препаратов, монтажных пен и пр.

C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка продуктов в аэрозольной упаковке можно познакомиться в отчете «Рынок продуктов в аэрозольной упаковке в России».

Автор:
Академия Конъюнктуры Промышленных Рынков.

Источник

Углеводородный пропеллент что это

Торговцы сжиженным газом занялись производством углеводородных пропеллентов…

Назвать отечественный рынок углеводородных пропеллентов (УВП) небольшим язык не поворачивается: он микроскопический. Специалисты оценивают его емкость в пределах 15-20 тыс. твг. Между тем за последний год в России появилось сразу два мини-завода по производству УВП. Построили их компании «Газ-Гарант» и «Газэнергосеть», специализирующиеся на торговле сжиженными углеводородными газами (СУГ). Собственно, такая диверсификация не случайна: пропеллент делают из СУГ и используют в качестве вытеснителя в аэрозольных упаковках. До сих пор УВП преимущественно импортировался из Белоруссии и Казахстана, кроме того, некоторые крупные производители аэрозолей научились получать их самостоятельно. Однако потребности аэрозольного рынка растут, и в удовлетворении спроса решили поучаствовать отечественные профильные предприятия.

Углеводородный пропеллент что это. Смотреть фото Углеводородный пропеллент что это. Смотреть картинку Углеводородный пропеллент что это. Картинка про Углеводородный пропеллент что это. Фото Углеводородный пропеллент что это

В прошлом году в России около 9,4 млн тонн сжиженных углеводородных газов, основная часть которых используется в качестве альтернативного вида топлива и сырья для нефтехимии. Из этого объема лишь около 0,1-0,2% пошло на производство углеводород-1ых пропеллентов. Столь скромные объемы в свою очередь определяются емкостью аэрозольного рынка: примерно от 700 млн до 1 млрд баллонов в год. Из них только 300-350 ляп баллонов производится в России, остальные — импортируются. Рынок шрозолей сегодня развивается в тользу отечественных производите-гей, при этом он динамично растет ^след за ростом потребления — примерно на 20% в год. Для сравнения, 4-5 лет назад в России производилось ежегодно 150 млн баллонов.
В среднем для производства 1 млн баллонов требуется около 20 тонн пропеллента (либо СУГ, так как потерь газа при его переработке практически не происходит). Само производство УВП в сравнении с другими процессами переработки углеводородного сырья не является сложным и высокозатратным — оно представляет собой преимущественно смешение и очистку смеси пропана и бутана в различных пропорциях Однако конкурировать по доходности с распространенными сферами использования СУГ не может из-за малых объемов реализации и низкой оборачиваемости конечного продукта. Именно поэтому раньше в России никто серьезно вопросом строительства УВП-установок не интересовался. За исключением крупных производителей аэрозолей, выпускающих сейчас около 12-13 тыс. твг, в структуре вертикальной интеграции которых этот вид деятельности является экономически оправданным. При этом собственное производство даже у них не исключало импорта газа и; Белоруссии и Казахстана, а небольшие производители аэрозолей потребляли в основном импортный УВП.

Пали в борьбе за озоновый слой
Пропеллент как таковой представляет собой инертное химическое вещество, с помощью которого в аэрозольных баллонах создается избыточное давление, обеспечивающее вытеснение из упаковки активного вещества. Ранее для этих целей во всем мире наиболее активно использовались фреоны или хладоны (хлорфторуглероды). Но 20 лет назад ученые пришли к выводу, что наиболее распространенные виды фреонов оказывают разрушающее воздействие на озоновый слой Земли. В результате международное сообщество в рамках программы ООН UNEP пришло к соглашению о необходимости прекратить использование озоноразрушающих веществ (ОРВ).
Венская конвенция об охране озонового слоя (1985), Монреальский (1987) и Киотский (1997) протоколы ограничивают производство, потребление и торговлю фторуглеродами, содержащими хлор и бром, а также фторуглеродами, вызывающими парниковый эффект. Постепенно в мире в аэрозольной индустрии фреоны заменили насыщенные парафиновые углеводороды метанового ряда (пропан, бутан, изобутан и их смеси), применявшиеся ранее в незначительных объемах.
СССР в свое время был вторым в мире производителем и потребителем ОРВ. После присоединения к Монреальскому протоколу в 1988 году Россия приступила к поэтапному переходу на озонобезопасные вещества и технологии, что достаточно сильно ударило по отечественным производителям. Первым на УВП перешел еще в 1989 году Брестский завод бытовой химии : (Белоруссия), а с 1994 года этот аэрозольный газ стал использовать казанский «Хитон». Производство УВП в начале 90-х осуществлялось I на ГПЗ в Грозном и Альметьевске, однако обе установки вскоре были остановлены.
Поэтому все последующие годы основные поставки УВП в Россию осуществлялись из Белоруссии, где его выпуск был налажен с 1995 года. Спрос и российского, и украинского рынков удовлетворяла установка мощностью 12 тыс. твг, смонтированная на Белорусском ГПЗ (РУЛ ПО «Белоруснефть»). Однако белорусский пропеллент по цене и качеству устраивал далеко не всех. Поэтому наиболее крупные производители, выпускавшие преимущественно аэрозоли для парфюмерии, а соответственно, требующие безупречного качества пропеллента, стали постепенно отказываться от белорусских поставок и научились получать УВП на собственных установках

СЕЙЧАС В РОССИИ насчитывается 6 крупных производителей аэрозолей. Самым крупным по объемам выпуска является «Арнест» (Невинномысск) — около 120 млн баллонов в год. Далее следует Ost-West Corporation (OWK, Новомовсковск), которая выпускает около 50 млн баллонов в год. В нынешнем году она объединилась с «Арнестом». К крупным производителям также относятся «Сибиар» (Новосибирск), «Хитон» (Казань), « Гармония плюс» (Москва), а также компания «Вел-Хим», выпускающая аэрозоли для быто¬вой химии. Объем выпуска продукции этих предприятий колеблется в пределах 20-30 млн тонн в год.
Производство технических аэрозолей представлено такими компаниями, как СЗК «ВЭЛВ», «Строй сервис герметик», «Про Пу Тех», «Эльфиллинг» и множеством мелких предприятий. По производству аэрозолей первые занимают около 70% рынка, вторые — около 30%.

Углеводородный пропеллент что это. Смотреть фото Углеводородный пропеллент что это. Смотреть картинку Углеводородный пропеллент что это. Картинка про Углеводородный пропеллент что это. Фото Углеводородный пропеллент что это

Как сообщил «НиК» генеральный директор «Газ-Гаранта» Евгений Кузьменко, компания производит сегодня 500-700 тонн УВП в месяц, используя при этом четвертую часть всего емкостного парка (это 42 резервуара по 54 м3). Покупая у различных производителей готовые фракции: пропан, бутан и изобутан, «Газ-Гарант» проводит объемное смешение их в определенных пропорциях в специальных емкостях- реакторах, затем полученная смесь проходит многоступенчатую очистку и сливается в автовозы и железнодорожные цистерны для доставки потребителям. Производители аэрозолей для парфюмерии проводят потом его доочистку; производителям строительной пены и других технических аэрозолей доочистка не требуется. По словам Евгения Кузьменко, главным преимуществом получаемого пропеллента является использование в качестве исходного сырья трех компонентов, смешение которых в известной только компании пропорции позволяет соблюдать качественные нормативы при производстве аэрозолей.
Учитывая то, что «Газ-Гарант» не имеет прямого доступа к исходному сырью, предусмотренный товарный парк компании позволяет работать без дополнительных закупок в течение 2-3 месяцев. При необходимости компания с объемом перевалки СУГ в 20 тыс. твг может задейство¬вать все резервуары для выпуска УВП и производить более 1 тыс. тонн в месяц, но пока в этом нет необходимости, и часть емкостного парка используется под хранение СУГ. Наработанные связи в сфере поставок СУГ позволяют закупать качественное сырье у российских производителей, лучшим из которых в компании считают Киришский НПЗ. В скором времени «Газ-Гарант» собирается также начать закупки изобутана на Узеньском ГПЗ в Казахстане.
Серьезную конкуренцию «Газ-Гаранту» намерена составить газпромовская «Газэнергосеть». Компании уже конкурируют на рынке СУГ во Владимирской области, где «Влади-миргазэнергосети» принадлежит 2 ГНС и 10 АГЗС. Теперь «Газэнерго-сеть-Нижний Новогород» зашла в зону сбыта «Газ-Гаранта» по пропелленту

Другой подход
Если большой «Газпром» посчитал нецелесообразным создавать производство УВП в Оренбургской области и делить потребителей с «Газ-Гарантом», то газпромовскую «Газ-энергосеть» как наличие конкурента, так и немного запоздалый выход на рынок не смутили. Строительство установки на базе Кстовской ГНС мощностью 900 тонн в месяц в Нижегородской области началось как раз в тот момент, когда «Газ-Гарант» запустил свои мощности.
В «Газэнергосети» считают, что главным преимуществом кстовского производства является свободный доступ к исходному сырью — СУГ, что позволяет, во-первых, получать стабильный по качеству состав конечного продукта, во-вторых, работать в удобном для производителя и заказчика режиме.
то обусловлено тем, что «Газэнергосеть» является единым оператором «Газпрома» по реализации коммерческих СУГ на внутреннем рынке. В Кстово компания эксплуатирует одну из крупнейших ГНС «Газпрома» (объем перевалки 36 тыс. гвг). Сюда по железной дороге газ поставляется с Оренбургского, Астраханского, Сургутского и Урен¬гойского ГПЗ для дальнейшей реализации потребителям Нижегородской области, в т. ч. через АГЗС.
Построенная в советское время ГНС в Кстово ранее была технологически связана с «НОРСИ», принадлежащим сейчас «ЛУКОЙЛу»: на территории завода находилась эстакада слива. Позже ГНС оказалась не нужной заводу, так как через нее осуществлялось газоснабжение потребителей региона, поэтому станция была передана Нижегородскому облгазу, а затем — «Газпрому». Площадка же, где находилась эстакада, понадобилась «НОРСИ» для других целей. В результате ГНС «Газпрома» оказалась без собственного пункта слива. В связи с этим в феврале 2006 года «Газэнергосетью» было принято решение о строительстве собственной эстакады в рамках проводимой реконструкции Кстовской ГНС, включающей в себя также строительство железнодорожных путей и тупика, чтобы обеспечить бесперебойные поставки СУГ потребителям. Вся работа была проведена в 2 этапа: ввод в эксплуатацию эстакады слива и пуск блока очистки СУГ с последующим доведением его качества до нужных требований на установке по производству УВП.
Под эстакаду была сделана насыпь, по которой проложен трубопровод к 4 емкостям ГНС. Там же были установлены мощности по смешению СУГ, емкостный парк из 5 цистерн на 50 м3, установка по производству УВП на 3 колонны, два поста налива готовой продукции в автовозы. На территории ГНС также построена лаборатория для анализа качества пропеллента. Теперь большая часть поступающего пропана и бутана прокачивается в емкостной парк ГНС, другая часть направляется на установку по получению УВП

Вслед за спросом
Строительство установки «Газэнергосети» началось в мае 2006 года, первый слив газа был осуществлен в декабре. Ввод очереди проекта и отгрузка первой товарной партии пропеллента состоялись в I квартале текущего года. Официальный пуск завода запланирован на сентябрь 2007 года. Заказчиком на продукцию стала иностранная компания «АЭРОСТАР КОНТРАКТ», строящая сейчас аэрозольный завод на б линий в Смоленской области с ежемесячной потребностью в УВП от 150 до 600 тонн в месяц.
Учитывая то, что «Газэнергосеть» только вышла на рынок, компания занимается согласованием с потребителями вопроса по подбору оптимального сырья и рецептуре его смешения, что должно позволить выпускать аэрозоли стабильного качества. Второй целью компании является достижение стабильности и увеличение объемов поставок.
Сейчас филиал компании «Газэнергосеть-Нижний Новгород» производит на установке 500 тонн УВП в месяц. Продукция транспортируется специальными газовозами, предназначенными только для перевозок пропеллента партиями от 5 до 20 тонн, что удобно мелким производителям аэрозолей, не имеющим больших парков хранения сырья. В скором времени компания планирует выйти на проектную мощность, а в среднесрочной перспективе построить еще одну установку и довести объемы выпускаемой продукции до 2 тыс. тонн в месяц. При достижении таких объемов компания готова будет организовать поставки продукта по железной дороге и создать свои представительства в регионах, а также рассмотреть возможность экспорта. Для реализации этих планов у компании имеется достаточно ресурсов, а также свободный доступ к СУГ.
И, наконец, в качестве третьей задачи «Газэнергосеть» намерена установить конкурентные цены на рынке, устраивающие потребителей. В настоящее время предприятия аэрозольной отрасли покупают пропеллент в среднем по цене в пределах 20-25 тыс. рублей за 1 тонну. Не исключено, что «Газэнергосеть» сможет снизить свои цены до предельно возможных (не ниже себестоимости), что, безусловно, привлечет и уже привлекает к компании заказчиков, в том числе и тех, кто покупает УВП у «Газ-Гаранта».
Уже сейчас «Газэнергосеть» имеет заказы от 5 аэрозольных предприятий страны («Аэростар Контракт», «Строй сервис герметик», «Велхим», «Олкем логистик», «Проб уретан»), еще 5 предприятий числятся в числе потенциальных покупателей («Про Пу Тех», «Эльфиллинг», «Сибирская строительная компания», «Техно базис», «Хитон»).
По замыслу, мини-завод в Кстово создавался, чтобы окупить затраты на проведенную реконструкцию и модернизацию ГНС. Общие инвести¬ции в проект составили около 90 млн рублей (включая затраты на реконструкцию ГНС). Как ожидается, выручка завода уже в текущем году составит 87 млн рублей, чистая прибыль — 25 млн рублей. Ожидаемый срок окупаемости — 3 года. В компании считают, что темпы роста аэрозольной промышленности позволяют рассчитывать на рентабельность производства УВП в перспективе

ПРОЦЕСС ПРОИЗВОДСТВА
УВП упрощенно выглядит так: смешивание компонентов сырья в заданной пропорции; осушка УВП от воды; очистка УВП от непредельных углеводородов, серосодержащих соединений, механических примесей. Традиционно основными показателями качества УВП являются: фракционный состав, от которого зависит упругость паров; минимальное содержание примесей сернистых соединений и непредельных углеводородов; запах; содержание влаги.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *