Раздел находится в стадии заполнения контентом. Приносим извинения за доставленные неудобства!
Работодателям
Прессе
Девиз пресс-службы — «оперативно и достоверно».
Основные сведения
О полном и сокращенном наименовании образовательной организации
Полное наименование — федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Сокращенные наименования — ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»; Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина; Уральский федеральный университет; УрФУ;
На английском языке:
Полное наименование — Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education «Ural Federal University named after the First President of Russia B.N. Yeltsin»;
Сокращенные наименования — Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin; Yeltsin UrFU; Ural Federal University; UrFU.
О дате создания образовательной организации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина» было создано распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.04.2010 № 501-р.
Приказ ректора УрФУ «О присоединении УрГУ к УрФУ»
982 кБ, *.pdf (Размещен 15.05.2014)
Приказ Министерства образования и науки РФ о реорганизации УрФУ путем присоединения УрГУ
2 МБ, *.pdf (Размещен 15.05.2014)
Распоряжение правительства РФ о назначении ректора
4 МБ, *.jpg (Размещен 15.05.2014)
Распоряжение правительства РФ о создании университета
7 МБ, *.pdf (Размещен 15.05.2014)
Распоряжение правительства РФ о назначении ректора
30 кБ, *.pdf (Размещен 06.05.2015)
Распоряжение правительства РФ о назначении ректора
28 кБ, *.pdf (Размещен 14.04.2020)
Об учредителе
О наименовании представительств и филиалов образовательной организации
1. Политехнический институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина» в г. Каменске-Уральском; Сокращенное наименование — КПИ (филиал) УрФУ;
2. Нижнетагильский технологический институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»; Сокращенное наименование — НТИ (филиал) УрФУ;
3. Филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина» в г. Алапаевске; Сокращенное наименование — филиал УрФУ в г. Алапаевске;
4. Филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина» в г. Верхняя Салда; Сокращенное наименование — филиал УрФУ в г. Верхняя Салда;
5. Филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина» в г. Краснотурьинске; Сокращенное наименование — филиал УрФУ в г. Краснотурьинске;
6. Филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина» в г. Невьянске; Сокращенное наименование — филиал УрФУ в г. Невьянске;
7. Представительство федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина» в г. Караколе Кыргызской Республики; Сокращенное наименование — Представительство УрФУ в г. Караколе.
8. Представительство федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина» в г. Костанай Республики Казахстан; Сокращенное наименование — Представительство УрФУ в г. Костанай.
9. Представительство федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина» в г. Сухум Республики Абхазия; Сокращенное наименование — Представительство УрФУ в г. Сухум.
Любой человек может прислать «слив» об этом вузе. Мы публикуем отзывы на сайте только после модерации и публичного обсуждения в нашей группе Вконтакте.
Прислать слив о вузе
Преподаватель/администрация вуза:
50 429
20 мая 2020
Oops. Что-то пошло не так. Возможно, пропал Интеренет 🙁
Загрузить еще раз
Студент этого вуза:
108 253
17 марта 2017
Oops. Что-то пошло не так. Возможно, пропал Интеренет 🙁
Загрузить еще раз
Студент этого вуза:
15 742
07 июля 2021
Oops. Что-то пошло не так. Возможно, пропал Интеренет 🙁
Загрузить еще раз
Студент этого вуза:
25 641
13 июля 2021
Я закончил первый курс по специальности Информатика и вычислительная техника в ИРИТ-РтФ и готов поделиться своими впечатлениями. Этот слив будет полезен 09-ым направлениям и направлениям радиофака УрФУ.
1. Учёба. В ИРИТ-РтФ все студенты выбирают свою индивидуальную образовательную траекторию (далее ИОТ). То есть с первого семестра мы сами решали чему и у кого учиться.
На выбор также были дисциплины между онлайн и очной формой обучения. Например, в первом семестре у меня было три онлайн дисциплины (проектная деятельность, информационные технологии и сервисы, история), а во втором только философия. Занимаешься когда хочешь: я удалял каждому предмету по часу в неделю, многие весь семестр ничего не делали и закрывали курсы за неделю-две до итого дедлайна. По всем дисциплинам есть базы с ответами и решениями, сами задания обновляют редко. Зачёты проходят с прокторингом (из дома, с веб-камерой и записью экрана компьютера). На каждый предмет примерно по три-пять вариантов обучения, среди них есть как стрёмные и скучные курсы, так и интересные и полезные. С выбором вам помогут ваши наставники (студенты 2-3 курсов, за кем закрепляют группы первокурсников для помощи в первом семестре).
Физра на выбор, там довольно много вариантов между видами спорта (дзюдо, волейбол, йога, фитнес, бассейн, спортивное ориентирование, бокс и много чего ещё), можно выбрать обычную физру, но там довольно трудно. У меня была лечебная физкультура.
Английский по уровням (от А0 до С2), сначала собеседование, потом распределение. Английский всего один год, я был в B1, всё довольно посредственно. Обычный школьный английский, я остался им недоволен. Помимо одной очной пары по английскому ещё аккаунт в SkyEng с домашними заданиями, там немного поинтереснее, но задания назначают преподы, а некоторые вообще не чувствуют меры. Благо есть плагины, которые взламывают ответы на сайте.
Проектная действительность на айтишных направлениях каждый семестр на протяжении всего обучения. В конце каждого семестра защита. В первом мы создавали концепции своих продуктов, делали макеты. Во втором создавали минимально рабочий продукт. Если честно, практических навыков мы не имели и не приобрели за весь первый курс. Поэтому вся разработка нашей компьютерной игры шла по видео-туториалам из Ютуба, статьям и форумам. На группы по 3-5 человек мы распределяемся сами, мне очень повезло с командой. Я был аналитиком и проектировщиком интерфейсов. Команды после распределения менять нельзя, например, моя подруга попала очень неприятную команду, где не смогли найти общий язык и нормально реализовать проект. По моему мнению, это самый полезный и эффективный предмет за весь курс. Да, мы учились создавать айти-продукты самостоятельно, вне учебных дисциплин уника, но это было очень полезно и дало нам хоть какой-то опыт.
2. Экзамены и система оценивания. Все оценки измеряются по стобалльной шкале. Удовлетворительно и зачёт начинается с 40 баллов. Хорошо с 60. Отлично с 80 баллов.
Экзамены по математике, физике, английскому проходят в виде НТК (независимый тестовый контроль). Вы приходите в компьютерную аудиторию и решаете экзамен в виде теста. Есть базы ответов и демоверсии экзаменов. Преподы сами показывают примеры из экзамена. Конечно, выучить их все невозможно, но подготовиться вполне реально. Из экзаменов я только физику на хорошо написал, все остальные предметы на отлично. Получается, оценка за ваш экзамен не зависит от отношения препода к вам.
Зачётные онлайн дисциплины проходят в виде теста с прокторингом, например, по истории или философии. По ним есть базы ответов.
С одной стороны, по большей части предметов максимально независимые экзамены, не назову их сложными. Ты точно знаешь, чего от них ожидать на тестировании (это не ЕГЭ по профильной математике). С другой, всё же есть такие предметы и преподы, с неравными нагрузками и требованиями к студентам, и соответственно несправедливыми оценками.
Как сказал ранее, мы сами выбираем предметы и преподов, и конкуренция за них высокая. И чтобы мотивировать студентов, право выбора в первую очередь даётся тем, у кого средний балл +80 за каждый предмет, во второй волне люди с баллом +60, а в третьей все оставшиеся. Если не пинать х*и и учиться, то можно оставаться у любимых преподов. Если в одном семестре вам кто-то из преподов не понравился, то в следующем можно перевестись к другому.
Главный минус, если оступишься и запустишь свой рейтинг, то постоянно будешь попадать к стрёмным или неадекватным преподам, получать плохие оценки, и, соответственно, из этого порочного круга без серьёзных усилий ты уже не выберешься.
3. Преподы. Они разные, впрочем, как и везде. По математике и ДГМ у меня был прекрасный препод, довольно лояльный. Задавала адекватное количество домашки, нормальные контрольные и расчётные работы. У кого-то жесть полная была. Есть крутые преподы по проге, есть очень душные. Требования тоже у всех разные. По физике у меня был препод по**ист. Коллоквиум, контрольные можно было списывать, он закрывал на это глаза. Разобраться в преподах помогут наставники и более старшие курсы, но мнения у всех разные.
НУ И ТЕПЕРЬ САМОЕ ГЛАВНОЕ, ПОЧЕМУ ЭТОТ ОТЗЫВ ЖЕЛТЫЙ, А НЕ ЗЕЛЕНЫЙ.
4. ОБЩЕЖИТИЕ. За ИРИТ-РтФ закреплено всего одно общежитие коридорного типа и выделяется какое-то количество мест в общаге для отличников и активистов с хорошими условиями. Мест в общагах катастрофически не хватает. С каждым годом в институте выделяют все больше бюджетных мест, но общаги не резиновые, поэтому места распределяются по баллу ЕГЭ для первого курса и по рейтингу баллов за успеваемость студентов. Чтоб вы понимали, мне с баллом 243 при поступлении места в общаге не хватило. Первые два месяца я снимал квартиру, потом мне удалось заселиться в общагу, потому что кто-то отказался от места. На более старших курсах вы не сможете поселиться, если не отличник (средний балл +80) и без долгов.
Немного цифр из приказа по заселению: Для первого курса выделено всего 148 мест в общежитии. При этом в этом году в ИРИТ-РтФ 928 бюджетных мест. А на 2-6 курс выделено всего 190 мест в общаге, и при этом в институте обучается более 6000 студентов. Если вы контрактник, то, конечно, ни о какой общаге речь не идёт.
Если вы намерены снимать или покупать квартиру в Екатеринбурге, если можете позволить себе жилье, то ИРИТ-РтФ для вас. Если у вас хороший балл за ЕГЭ (+250), то можете подавать заявление. Если уверены, что вытяните на отлично учебу и будете активистом, то тогда это для вас.
Для меня это было серьезным ударом, когда по прилете в Екатеринбург я узнал, что, оказывается, я бездомный. Из моей группы всего 5-6 человек получили места в общаге, при том, что нас 42 человека в группе. Сейчас я отличник, у меня высокий рейтинг и меня поселяют в крутую общагу с комфортными условиями. Моему лучшему другу со средним баллом
Зато иностранцы точно без жилья не останутся. Даже если у них десятки долгов и академический рейтинг меньше сорока баллов. И жить они скорее всего будут в элитных общежитиях.
Ах да, по поводу самой общаги: обычная, пятиэтажная, советской постройки, кордироного типа. В комнате по 3 человека, ремонт в комнатах старый, студенты делают его за свой счёт. Душ общий, на первом этаже, очень страшный, ни одной лейки там не найдется, будете мыться под трубкой с водой. Туалеты тоже общие. На кухнях от силы работает по одной плите, на других еду будешь по несколько часов готовить, мощность очень низкая, вода по часу закипает. На кухне есть тараканы, в комнате у меня и моих друзей не было. Крайне редко 1-2 таракана попадаются на глаза.
Итог. Мне безумно нравится система с ИОТами, выбором дисциплин, уровня сложности предметов, выбором преподов. Мне нравится как тут организованы экзамены, как проходят проектные практики. У моего института много партнёров, в принципе, классно. Тут учится не так сложно, как в других институтах УрФУ (по отзывам самих студентов), особенно если у вас есть сила воли не пустить все по п**де. В целом к УрФУ у меня отношение негативное, но ИРИТ-РтФ я люблю. Я на жалею, что сюда поступил. Я рекомендую поступать сюда жителям Екатеринбурга, тем, кто не хочет жить в общаге и готов позволить себе аренду квартиры. Если на первом курсе получили место, то на втором тоже вполне реально. Чем дольше учишься, тем меньше шанс попасть в общагу на следующий год. Если жилищный вопрос не является для вас существенным, поступайте в ИРИТ-РтФ.
Раздел находится в стадии заполнения контентом. Приносим извинения за доставленные неудобства!
Работодателям
Прессе
Девиз пресс-службы — «оперативно и достоверно».
Директор Уральского гуманитарного института Эльвира Сыманюк: «В бурно меняющемся мире гуманитарии находятся на пике востребованности»
Уральский гуманитарный институт УрФУ — это зарекомендовавшие себя преподаватели, выдающиеся научные школы, передовые лаборатории. Вместе с тем УГИ — университетский эпицентр образовательных инноваций. Какие преимущества дает обучение в стенах института? Об этом рассказывает директор УГИ Эльвира Эвальдовна Сыманюк.
«У преподавателей и студентов появляется общий интерес, мы становимся единым целым»
— Эльвира Эвальдовна, ректор УрФУ Виктор Кокшаров часто в презентациях повторяет лозунг «Гуманитарии рулят». И называет Уральский гуманитарный институт «базой лучшего гуманитарного образования в нашем регионе и стране».
— А проректор Дмитрий Витальевич Бугров называет нас «гуманитарной Меккой Урала». И это действительно так. У нас 31 направление подготовки в бакалавриате и 39 программ в магистратуре. И все, безусловно, перспективны и востребованы.
Академик Российской академии образования, психолог Александр Григорьевич Асмолов сказал, что век атома закончился, на этом направлении физики подошли к пределу технологических возможностей, а ХХI век — это век исследований человеческого мозга, ресурсов человеческого организма, раскрытия таланта и креативности. Так что без нас, гуманитариев, никуда.
— О каких новшествах гуманитарного образования в УрФУ можно рассказать?
— Во-первых, я отмечу междисциплинарную программу «Медиакоммуникации», которую мы реализуем третий год. Программа дает основательные знания современных медиа, информационных технологий, технологий создания медиаконтента, психологии общения, восприятия, учит проектировать и управлять медиапроцессами. В образовательной программе ярко выражен практический блок. Руководитель программы — известный телеведущий, член Академии российского телевидения Алексей Фаюстов. Он очень внимательно подходит к подбору преподавателей, настройкам учебного процесса — студенты в восторге.
Во-вторых, уже второй год совместно с учебным военным центром университета мы осуществляем программу подготовки востоковедов, которым по окончании обучения присвоят звание лейтенанта. В марте прошлого года к нам приезжал директор института стран Азии и Африки МГУ Игорь Абылгазиев. Когда я рассказала ему о том, что Министерство обороны в рамках нашей программы профинансировало 10 бюджетных мест, он подтвердил: «Да, ваша школа востоковедения — одна из самых известных в стране, после МГУ вы самый сильный вуз, выпускающий востоковедов». Наряду с Китаем и Индией активным партнером России является Вьетнам, и мы планируем в близкой перспективе начать обучение вьетнамскому языку.
Также второй год мы ведем набор на программу «Реклама и связи с общественностью», которой руководит генеральный директор одной из самых крупных и успешных на Урале и в России группы компаний «Ньютон» Алексей Глазырин.
— Что нового в формах обучения?
— Мы практикуем метод кейсов (то есть решения конкретных сложных задач), такие интерактивные формы, как тренинги, ролевые, деловые игры. Например, студенты-медийщики производят реальный продукт, который потом публикуется на городских информационных ресурсах. Считаем, что на практике у наших студентов лучше формируются компетенции, которые востребованы в современном мире.
Использование передовых методик ко многому обязывает наших преподавателей. Они выступают в роли не просто лекторов, а проектировщиков образовательного процесса, не «докладчиков по теме», а модераторов дискуссии, наставников и партнеров своих студентов.
Без лекций не обойтись, но если раньше преподаватель владел знаниями монопольно, то сегодня они доступны всем — достаточно включить смартфон. Более того, молодежь поглощает информацию быстрее «возрастного» преподавателя, и к середине лекции студенты знают уже гораздо больше и готовы дискутировать. Будь вы доцент, профессор или академик, вам не дадут «почивать на лаврах».
Конечно, инновации в образовании не сводятся к тому, чтобы переместить все знания, накопленные человечеством, в одну «коробочку». Поистине инновационный подход — в сцепке технических средств и человеческих отношений. Поэтому, чтобы студенты с интересом слушали лекцию, преподаватель должен быть исследователем, ученым, постоянно обогащать собственный багаж знаний, подавать их с применением новейших технологий и вместе с тем уметь вести диалог, быть убедительным и увлекающим.
Я и сама оказывалась в ситуациях, когда студенты авторитетно дополняли и даже опровергали содержание лекции. И знаете, это очень интересный опыт, который обогащает и преподавателей, и студентов, он дает всем нам новые возможности роста, у нас появляется общий интерес, мы становимся единым целым.
«Наши заказчики — государственные, социальные и общественные структуры»
— УрФУ осваивает форму проектного обучения — студенты выполняют проекты по заказам их будущих работодателей. Первыми на проектное обучение перешли институт радиоэлектроники и информационных технологий и Уральский энергетический институт. На очереди — гуманитарии?
— Да. Можно сказать, что мы уже приступили к внедрению этих форм. В настоящее время проводим конкурс пилотных программ проектного обучения. Проекты очень разные. Некоторые развивают существующие направления подготовки, например, «Трансмедийный проект для российского мегаполиса» в рамках программы «Журналистика». Другие предполагают междисциплинарный подход, как, например, «Изучение иностранного языка как средство активизации когнитивного резерва в позднем возрасте», где вместе работают лингвисты и психологи.
Есть проекты, уже себя зарекомендовавшие, например, «упакованный» в нынешнем сезоне в формат проекта фестиваль «Кинопроба» — культурный проект с пятнадцатилетней историей, известный в России и за ее пределами. И совсем новые, например, «Студия продвижения и коммуникации: индустриальный туризм на Урале». Проектное обучение предполагает не только выработку у студентов — участников определенных умений, но и конкретный продукт, по качеству которого можно будет судить, насколько эти навыки хороши. Многие проекты как раз предлагают очень конкретный продут, оценить который смогут не только специалисты, но и все граждане, например, «Виртуальный музей городского квартала», «Разработка моделей современной инструкции по охране труда», наконец, «Реновация предметно-пространственной среды студенческого городка» — совместный проект наших студентов-дизайнеров и коллектива студенческого городка УрФУ.
К слову, в связи с упомянутым проектом, в нашем институте большое внимание уделяется развитию инфраструктуры. Современное образование требует соответствующих пространств, специально оборудованных для совместного творчества. В прошлом году мы подготовили две аудитории для департамента международных отношений. Еще две аудитории готовим для факультета журналистики, они будут очень удобными и функциональными, по соседству разместится коворкинг, где студенты смогут заниматься самостоятельной работой и полезно отдыхать в перерывах между парами. В планах — создание дополнительных тренинговых помещений, учебной телестудии. Вернее, это будет самая настоящая телекомпания, где студенты будут создавать телевизионные проекты по заказам наших СМИ, телеканалов и так, погружаясь в реальное производство, в профессиональную среду, овладевать нюансами журналистского ремесла. Таким образом, журфак первым из наших департаментов перейдет к проектному обучению.
— Одна из особенностей проектного обучения в том, что наставниками студентов выступают специалисты-представители работодателей. В Уральском гуманитарном институте есть такие примеры?
— Конечно. Потому что никто лучше работодателей не представляет, какие молодые специалисты необходимы на выходе из университета и, значит, кто, чему и как их должен обучать. Например, тот же Алексей Владимирович Глазырин пригласил читать лекции нашим студентам первого заместителя руководителя аппарата губернатора и правительства Свердловской области Вадима Дубичева, и Вадим Рудольфович с удовольствием согласился. Кроме этого, работа в реальном секторе позволяет привлекать как к образовательному процессу на постоянной основе, так и к чтению актовых лекций успешных бизнесменов, крупных руководителей международных организаций.
В последние лет пять мы видим, как в наш образовательный процесс, несмотря на всю свою занятость, включаются руководители уровня Дубичева и Глазырина. С одной стороны, они испытывают внутреннюю потребность передать накопленный опыт, знания, практику, а с другой — готовы вкладываться в наших будущих выпускников как потенциальные работодатели.
— Какие еще организации и ведомства сотрудничают с УГИ?
— Нашими заказчиками являются государственные, социальные и общественные структуры. Очень многие образовательные учреждения, школы заказывают нашим психологам, преподавателям и студентам проекты психологических служб. У нас налажено тесное сотрудничество с Центральным военным округом, Центром экстренной психологической помощи МЧС России: наши выпускники работали с пострадавшими в Магнитогорске, с беженцами из Донбасса, с потерпевшими от наводнений.
К историкам очень большой запрос на создание музеев. Обновление экспозиции музея истории Екатеринбурга, создание там зоны творческого коворкинга — заслуга нашего выпускника Сергея Каменского. Прекрасный музей военной и автомобильной техники УГМК в Верхней Пышме укомплектован нашими выпускниками. Наши доценты кафедры истории России Константин Бугров, Сергей Соколов и Александр Палкин разработали региональный компонент исторического парка «Россия — моя история». Федеральные кураторы отметили очень высокий уровень этой работы, а музей популярен среди екатеринбуржцев и гостей города.
Социологи по заказам крупных работодателей проводят социологические опросы. Один из основных заказчиков исследований — сам университет: администрация вуза постоянно мониторит, как студенты и преподаватели оценивают качество образовательных услуг, условий труда, возможности заниматься наукой и так далее.
У департамента международных отношений прочные связи с генеральными консульствами зарубежных стран, ведется большая работа и выполняются проекты в рамках Екатеринбургской международной модели Организации Объединенных Наций (это очень интересная площадка, имитирующая и моделирующая работу регулярной сессии ООН), каждый месяц проходят 1–2 встречи на уровне руководителей консульств, чрезвычайных и полномочных послов.
Наши студенты-искусствоведы в качестве волонтеров участвуют во многих выставках, помогают музеям. Например, год назад водили экскурсии на открытии выставочного центра «Главный проспект». И это тоже проектная деятельность, формирующая профессиональные компетенции, потому что прежде чем провести экскурсию, нужно тщательно изучить выставочный материал — картины, скульптуру, изделия из камня и так далее.
В 2017 году мы проводили конгресс памяти выдающегося нейропсихолога Александра Романовича Лурии: на Урале начиналась его блестящая карьера. Естественно, на мероприятие было приглашено большое количество зарубежных гостей, и требовался перевод с английского, немецкого, испанского, китайского языков. Многие наши студенты-лингвисты работали на конгрессе в качестве переводчиков. После этого некоторые из них поступили в магистратуру на психологию, потому что увидели, что психология полезна переводчику: легче устанавливать контакты, налаживать коммуникации, вступать во взаимодействия, подчас необходима и конфликтологическая компетентность.
— А если идея какого-то проекта родится не только у заказчиков-партнеров УГИ, а у самих студентов, смогут ли они воплотить ее в жизнь?
— У нас приветствуется любая инновация, есть специальный отдел проектирования и развития образовательных программ, там подхватят любую дельную идею и помогут довести ее до ума. Можно обратиться и лично ко мне, я всегда открыта для хороших начинаний и готова их поддержать. В качестве примера приведу Science Slam UrFU или молодежный научный стендап, который проводился на территории нашего института. Было здорово: молодые ученые презентовали широкой аудитории свои исследования. А идея принадлежала нашим аспирантам.
«Наши выпускники востребованы на рынке труда, и сферы их трудоустройства расширяются»
— С помощью дополнительных курсов университет предоставляет студентам возможность выбрать индивидуальные образовательные траектории. Сегодня далеко не редкость, когда студенты технических направлений обращаются к гуманитарным знаниям.
— Да, в нашем университете масса возможностей для получения дополнительного образования, дополнительной квалификации. Студенты из других институтов УрФУ приходят к нам, чтобы расширить свои компетенции и даже скорректировать выбор профессии, который они сделали, поступая в университет. Многие студенты используют для этого магистратуру, получают второй диплом, чтобы на выходе из университета работать, предположим, строителем или психологом.
А недавно наш университет получил право разрабатывать и внедрять собственные образовательные стандарты. Это большое преимущество в плане реализации междисциплинарных программ, а они сегодня очень важны. Коллективная деятельность «лириков» и «физиков», например, специалистов в области информационных технологий — веление нашего времени. Создание человекоподобных роботов, «обучение» их языку, эмоциям, пластике невозможно без участия лингвистов и психологов. А психологам в их проектах, связанных, например, с возрастными изменениями, не обойтись без современных электронных устройств, потому что для решения когнитивных задач, упражнений пациенты используют смартфоны: они стали неотъемлемой частью нашей жизни: по количеству смартфонов Россия занимает второе-третье место в мире, мы активные цифровые пользователи.
Знаю примеры взаимодействия наших историков, филологов, философов, специалистов по медиакоммуникации с физиками, металлургами, биологами, экономистами, айтишниками. Они понимают, что будущее — за междисциплинарными исследованиями и проектами на стыке наук.
— Участие в междисциплинарных программах и проектах требует развитых универсальных качеств, прежде всего — умения работать в команде. Того, что принято называть «мягкими» навыками, soft skills. Как, учась в Уральском гуманитарном институте, развить эти навыки?
— Формирование универсальных компетенций, или, как мы это называем, «универсальной платформы» для дальнейшей успешной «настройки», адаптации и перемещения в мире профессий — наша обязательная программа. Уже сегодня роботизируются многие производственные, сервисные и даже инженерные функции. Роботы задействованы не только на конвейере и в колл-центрах — они пишут новости, ведут информационные программы, делают прогнозы. Что остается человеку? Воображение, креатив, умение создать что-то нестандартное.
На «тренировку» таких умений направлены развивающие методы образования, которые улучшают интеллектуальную и деятельностную активность, инициативность, критическое мышление, навыки командообразования, коммуникативность, лидерские качества. Все это важно еще и потому, что из-за развития цифровых технологий люди, особенно школьники, утрачивают умение общаться и взаимодействовать. Учителя все чаще жалуются, что ребята отказываются выполнять проекты коллективно, предпочитая делать это в одиночку. А вот серьезный студенческий проект в одиночку уже не выполнить.
— Эльвира Эвальдовна, насколько успешно трудоустраиваются ваши выпускники?
— На рынке труда они востребованы. Более того, сферы их трудоустройства расширяются. Филологи нужны, чтобы научить машины распознавать человеческую речь, разговаривать, общаться с нами, создавать тексты. По мере роботизации и автоматизации экономики число людей, занятых в рутинных операциях, в секторе услуг и на производстве, будет сокращаться. В то же время увеличится спрос на социальное обслуживание детей, инвалидов, больных, пожилых: раньше эту функцию выполняли пенсионеры, но в связи с повышением пенсионного возраста их заменят социальные работники. Вырастет запрос на креатив. Значит, наши выпускники понадобятся как наставники, организаторы, эксперты.
Нашим философам и социологам предстоит осмыслить место и значение человека в новом цифровом мире: какие вызовы возникают перед нами, какие возможности открываются, каково самочувствие людей в этот переходный период. Русская философская школа — одна из самых сильных в мире, и кому как не России быть одним из основателей новой концепции развития всего человечества.
В глобализированном мире без границ одна из самых перспективных — сфера туризма и гостеприимства. Помощь в выборе маршрута и в организации поездки, сопровождение туристов, проведение экскурсий, переводы, наполнение сайтов туристских агентств «вкусным», «сочным» содержанием — спрос на такие услуги расширяется и будет расширяться дальше.
В мире, открытом для миграционных потоков, возрастает значение межкультурного диалога, толерантности и, следовательно, роль историков, психологов, лингвистов, искусствоведов, религиоведов, востоковедов. Кстати, одна из лучших лабораторий в Уральском федеральном университете — это наша лаборатория сравнительных исследований толерантности и признания, где работают ведущие ученые из Германии, Испании, Швеции, которые в свою очередь активно реализуют научные проекты при поддержке РНФ. Лабораторию возглавляет профессор Мартин Ван Гелдерен из университета Геттингена (Германия).
Растущее международное взаимодействие потребует большого числа дипломатов, которые хорошо знают специфику того или иного региона, его историю, культуру, обычаи, экономику, умеют наладить отношения, разрешать конфликтные ситуации.
Одним словом, в бурно меняющемся мире гуманитарии находятся на пике востребованности, какую бы сферу жизни мы ни затронули.
«Заниматься наукой снова престижно, и у нас для этого хорошие возможности и условия»
— Вы упомянули о профессоре Гелдерене. Это уникальный пример?
— Один из руководителей нашей уникальной лаборатории эдиционной археографии — французский профессор из Сорбонны Мари-Пьер Рей. Одной из научных групп на историческом факультете руководит ученый из Бирмингема Джеймс Уайт, он изучает православие и старообрядчество.
К нам едут и желают приехать многие зарубежные ученые, даже приходится отказывать, потому что мы не в состоянии трудоустроить всех.
У нас одна из сильнейших научных школ в области исторической русистики, которая сотрудничает с учеными Великобритании, Германии, Франции, Бельгии, Италии, Венгрии. По направлению исторической демографии наш исторический факультет взаимодействует с коллегами из США, Канады, Норвегии, Нидерландов. В связи с тем, что мы стали активно развивать направление нейротехнологий, в прошлом году у нас побывали известные немецкие психологи. К нам активно едут философы из университета Париж-1 Пантеон-Сорбонна. Мы имеем хорошие связи и сотрудничаем с университетами Дании, несколькими китайскими университетами.
Наши преподаватели активно участвуют в проектах и конференция, которые реализуют ведущие образовательные и научные центры Европы, Северной Америки, Китая, в том числе в Сорбонну, Геттингенский университет, Берлинский университет имени Гумбольдта, в университеты Лейдена (Нидерланды) и Гента (Бельгия), в старейший в Центральной Европе будапештский Университет имени Этвеша Лоранда, в Карлов университет Праги и многие другие — на стажировки, для участия в совместных научных, исследованиях, в конференциях. Наши профессора читают лекции в ведущих университетах мира, в том числе в университетах Нидерландов, Германии, Словении, в университетах Пекина, Даляня, Шанхая.
— Насколько я понимаю, международным отношениям института способствует его издательская и публикационная активность?
— Да, из семи научных журналов, которые издает Уральский федеральный университет и которые входят в наукометрические базы данных Scopus и Web of Science, три — наши, гуманитарные, это Quaestio Rossica, «Вопросы ономастики» и «Известия УрФУ» серия «Гуманитарные науки». Quaestio Rossica («Русский вопрос»), созданный в 2014 году по инициативе ведущих ученых исторического и филологического факультета, с самого начала позиционировал себя как международный, опубликоваться в нем — большой успех и большая честь. Главный редактор журнала — очень авторитетный ученый, профессор Сорбонны Франсина-Доминик Лиштенан.
В журналах мы публикуем статьи и наших, и иностранных ученых, благодаря этим журналам и публикациям в других, зарубежных высокорейтинговых научных изданиях ученые всего мира знакомятся с исследованиями наших ученых в области истории, филологии, лингвистики, культурологии, психологии, философии.
Заниматься наукой снова стало престижно, и Уральский гуманитарный институт и УрФУ в целом предоставляют для этого хорошие возможности и условия: поддерживаются исследовательские инициативы, заявки на грантовое финансирование, международные научные связи, публикационная активность, цитируемость наших авторов.
В международных программах задействованы и студенты. Наш департамент международных отношений осуществляет программы обмена студентами совместно с Даляньским университетом в Китае и Казахстанским национальным университетом имени Аль-Фараби. Кроме того, у психологов — совместные программы с Балтийским и Южным федеральными университетами.
— Эльвира Эвальдовна, скоро начнется приемная кампания. Что вы порекомендуете и пожелаете абитуриентам?
— Качественно подготовиться к ЕГЭ, сосредоточиться на осознанном выборе будущей профессии и выбрать Уральский федеральный университет. Очень важно, с кем будешь учиться следующие несколько лет. В УрФУ высокий проходной балл, и, значит, вы будете учиться и дружить с классными ребятами, вместе развиваться, придумывать и реализовывать смелые идеи.
Обращусь и к родителям: наберитесь терпения и психологической стойкости на период сдачи экзаменов и зачисления в вуз. Мы всегда рядом и окажем поддержку. Главное — не отказывайте своему ребенку в мечте. Мне порой больно смотреть, когда ребенок хотел бы учиться у нас, а родители отправляют его в другой вуз, потому что «там дешевле». Во-первых, в нашем университете действует целая система скидок и стипендий, которая позволяет частично и даже полностью компенсировать затраты на обучение. А во-вторых, лишая ребенка шанса получить качественное образование, можно сломать ему судьбу. Лучше пойти навстречу и поддержать его выбор заниматься любимым делом, нацелить его на отличную учебу. Со временем все окупится. А ломать мечты неправильно и нельзя.