Управление гражданской защиты это что
Цели и задачи Управления гражданской защиты
Основными задачами управления гражданской защиты являются:
1) реализация государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на территории Свердловской области;
2) осуществление управления в пределах своей компетенции в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
3) осуществление в установленном порядке надзорных и контрольных функций в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на территории Свердловской области;
4) осуществление деятельности в пределах своей компетенции по организации и ведению гражданской обороны, экстренному реагированию при чрезвычайных ситуациях, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на территории Свердловской области.
Основные функции управления гражданской защиты:
1) разрабатывает и представляет в установленном порядке предложения по реализации государственной политики и проекты нормативных правовых актов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также другие документы;
2) организует в пределах своей компетенции работу по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, спасанию и жизнеобеспечению людей при этих чрезвычайных ситуациях;
3) организует учет аттестованных аварийно-спасательных служб, поисково-спасательных и аварийно-спасательных формирований, общественных объединений, имеющих уставные задачи по проведению аварийно-спасательных работ и действующих на территории Свердловской области;
4) осуществляет в установленном порядке надзор за выполнением органами местного самоуправления, организациями и гражданами установленных требований по гражданской обороне, а также по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в пределах своих полномочий;
5) осуществляет сбор и обработку информации в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
6) осуществляет мероприятия по созданию, сохранению и использованию страхового фонда документации на объекты повышенного риска и объекты систем жизнеобеспечения населения;
7) обеспечивает формирование и представление в установленном порядке материалов для ведения реестра потенциально опасных объектов;
8) принимает участие в разработке мобилизационного плана экономики Свердловской области в части, касающейся задач, возложенных на МЧС России;
9) участвует в работе по совершенствованию системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, в том числе учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны, а также разработке и внедрению в установленном порядке показателей риска на территориях и объектах экономики;
10) участвует в методическом руководстве созданием и поддержанием в готовности убежищ и иных объектов гражданской обороны, организации радиационной, химической, биологической и медицинской защиты населения, а также осуществляет контроль в этой области;
11) участвует в пределах своей компетенции в подготовке заключений по результатам рассмотрения деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов;
12) участвует в установленном порядке в проведении аварийно-спасательных работ при чрезвычайных ситуациях;
13) участвует в установленном порядке в осуществлении методического руководства совместной деятельностью органов исполнительной власти Свердловской области, органов местного самоуправления и организаций по вопросам реабилитации населения и территорий, подвергшихся радиационному воздействию вследствие радиационных аварий, и контролирует проведение мероприятий в этой области.
Гражданская оборона
Основными задачами в области гражданской обороны являются:
Требования в области гражданской обороны – специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Мероприятия по гражданской обороне — организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Территория, отнесённая к группе по гражданской обороне — территория, на которой расположен город или иной населённый пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нём объектами, представляющий высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время.
Руководство гражданской обороной
Схема управления гражданской обороной в Российской Федерации
Основы государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года, утверждённые Указом Президента Российской Федерации от 20 декабря 2016 года № 696
Целью государственной политики в области гражданской обороны является обеспечение необходимого уровня защищенности населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях.
Задачами государственной политики в области гражданской обороны являются:
а) совершенствование с учетом современных требований нормативно-правовой и нормативно-технической базы в области гражданской обороны в части, касающейся защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;
б) завершение реконструкции систем оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, и создание в установленном порядке локальных систем оповещения;
в) повышение качества подготовки должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций к выполнению мероприятий по гражданской обороне;
г) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны;
д) обеспечение эффективного функционирования сил и средств гражданской обороны, поддержание необходимого уровня их готовности к использованию по предназначению, оснащение их современным вооружением и специальной техникой;
е) формирование условий для дальнейшего развития системы обеспечения выполнения мероприятий по гражданской обороне с учетом экономических, географических и других особенностей регионов;
ж) оптимизация мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, а также повышение эффективности их выполнения;
з) внедрение современных технологий защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, с использованием технических средств, созданных отечественными производителями;
и) своевременный учет тенденций изменения характера современных вооруженных конфликтов и проявлений экстремизма;
к) формирование новых подходов к организации и ведению гражданской обороны, обеспечивающих необходимый уровень защищенности населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, характерных для определенных территорий Российской Федерации, при минимальном уровне финансовых и материальных затрат.
Приоритетными направлениями государственной политики в области гражданской обороны являются:
а) совершенствование нормативно-правовой, нормативно-технической и методической базы в области гражданской обороны с учетом изменений, вносимых в законодательные акты Российской Федерации, и внедрения в Российской Федерации системы стратегического планирования;
б) совершенствование системы управления гражданской обороной, систем оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;
в) совершенствование методов и способов защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;
г) развитие сил гражданской обороны путем совершенствования их организации и подготовки к использованию по предназначению, а также путем повышения уровня их оснащенности современной специальной техникой;
д) повышение качества подготовки населения в области гражданской обороны;
е) развитие международного сотрудничества в области гражданской обороны.
Нормативные правовые акты в области гражданской обороны в Российской Федерации
Федеральные конституционные законы
Цели и задачи Управления гражданской обороны и защиты населения
Положение об управлении гражданской обороны и защиты населения Главного управления МЧС России по Удмуртской Республике
1.1. Управление гражданской обороны и защиты населения (далее – Управление) является структурным подразделением Главного управления МЧС России по Удмуртской Республике (далее – Главное управление).
1.2. Управление возглавляет заместитель начальника Главного управления (по гражданской обороне и защите населения) – начальник управления гражданской обороны и защиты населения. Заместитель начальника Главного управления (по гражданской обороне и защите населения) – начальник управления гражданской обороны и защиты населения назначается на должность и освобождается от должности Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
1.3. Структура и штаты Управления утверждаются Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
1.4. Управление гражданской обороны и защиты населения состоит из:
— отдела планирования мероприятий гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций;
— отдела инженерно-технических мероприятий, радиационной, химической и биологической защиты;
— группы формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения, подготовки руководящего состава.
1.5. Положение об Управлении утверждается начальником Главного управления.
1.6. В своей работе Управление взаимодействует с соответствующим подразделением МЧС России, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти в Удмуртской Республике, исполнительными органами государственной власти Удмуртской Республики, органами местного самоуправления в Удмуртской Республике, со структурными подразделениями Главного управления.
1.8. Работа Управления организуется на основе плана основных мероприятий Главного управления на текущий год, на основе плана основных мероприятий управления гражданской защиты на текущий месяц и осуществляется во взаимодействии со структурными подразделениями Главного управления, а также подведомственными Главному управлению учреждениями.
II. Основные задачи Управления
2.1. Реализация государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на территории Удмуртской Республики в пределах установленных полномочий.
2.2. Взаимодействие со структурными подразделениями территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в Удмуртской Республике, исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики, органов местного самоуправления в Удмуртской Республике и организациями, осуществляющими полномочия по вопросам, входящим в компетенцию Управления.
2.3. Оказание методической помощи территориальным органам федеральных органов исполнительной власти в Удмуртской Республике, исполнительным органам государственной власти Удмуртской Республики, органам местного самоуправления в Удмуртской Республике и организациям, осуществляющим свою деятельность на территории Удмуртской Республики, по реализации функций в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
2.4. Планирование и организация мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера смягчению их последствий, контроль их выполнения.
2.5. Планирование и организация мероприятий по гражданской обороне, контроль их выполнения.
2.6. Планирование и организация мероприятий по вопросам взаимодействия со спасательными службами Удмуртской Республики.
2.7. Участие в разработке нормативных правовых актов, направленных на обеспечение законности в области гражданской обороны, защиты населения и территории Удмуртской Республики от чрезвычайных ситуаций.
2.8. Методическое руководство, организация и координация деятельности структурных подразделений Главного управления по реализации задач в области гражданской обороны.
2.9. Руководство деятельностью органов, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны при ведении гражданской обороны.
2.10. Организация методического руководства и контроля при решении вопросов по обучению населения в области гражданской обороны.
2.11. Организация подготовки в установленном порядке должностных лиц исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики, органов местного самоуправления в Удмуртской Республике по вопросам гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
2.12. Осуществление методического руководства и контроля за выполнением в Удмуртской Республике мероприятий по эвакуации населения в мирное и военное время.
2.13. Осуществление методического руководства по проведению мероприятий по предоставлению населению убежищ.
2.14. Осуществление методического руководства по проведению мероприятий по предоставлению населению средств индивидуальной защиты.
2.15. Осуществление методического руководства по созданию и поддержанию в готовности убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также контроля в этой области.
2.16. Осуществление методического руководства по организации радиационной, химической, биологической и медицинской защиты населения, а также контроля в этой области.
2.17. Осуществление организационного и методического руководства и контроля за накоплением, хранением и использованием в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских средств индивидуальной защиты, средств радиационной, химической и биологической разведки и радиационного контроля, накапливаемых исполнительными органами государственной власти Удмуртской Республики, органами местного самоуправления и организациями.
2.18. Осуществление методического руководства по проведению мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки.
2.19. Осуществление методического руководства и контроля по первоочередному обеспечению населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов.
2.20. Осуществление методического руководства по организации планирования мероприятий первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов.
2.21. Осуществление взаимодействия с органами управления здравоохранения и контроля по организации проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий среди населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов.
2.22. Осуществление взаимодействия с органами управления здравоохранения и контроля по организации эвакуации пострадавших в лечебные учреждения.
2.23. Осуществление взаимодействия с органами управления здравоохранения и контроля по организации заблаговременного создания запасов медицинских средств в целях гражданской обороны.
2.24. Осуществление методического руководства по проведению мероприятий радиационной, химической и биологической разведки в системе МЧС России на территории Удмуртской Республики.
2.25. Осуществление взаимодействия с заинтересованными территориальными органами федеральных органов исполнительной власти в Удмуртской Республике по организации проведения санитарной обработки населения, обеззараживания зданий и сооружений, специальной обработки техники и территорий и контроля за выполнением этих мероприятий.
2.26. Осуществление методического руководства по срочному восстановлению функционирования необходимых коммунальных служб в военное время.
2.27. Осуществление методического руководства по созданию, хранению, использованию и восполнению резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
2.28. Осуществление методического руководства по срочному захоронению трупов.
2.29. Осуществление взаимодействия с органами управления здравоохранения и контроля по организации санитарно-эпидемиологического надзора при срочном захоронении трупов в военное время.
2.30. Осуществление методического руководства по разработке и осуществлению мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.
2.31. Осуществление методического руководства за созданием и использованием страхового фонда документации на объекты повышенного риска и объекты систем жизнеобеспечения населения.
III. Основные функции Управления
Управление в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие основные функции:
3.1. Разработка и представление в установленном порядке предложений по реализации государственной политики и проектов нормативных правовых актов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также других документов.
3.2. Осуществление в установленном порядке контроля за выполнением органами местного самоуправления, организациями и гражданами установленных требований по гражданской обороне, а также по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в пределах своих полномочий.
3.3. Осуществление сбора и обработки информации в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
3.4. Представление в пределах своей компетенции в установленном порядке материалов для ведения реестра потенциально опасных объектов.
3.5. Обеспечение в пределах своей компетенции проведения мероприятий по защите государственной тайны и служебной информации.
3.6. Участие в пределах своей компетенции в информировании населения через средства массовой информации и по иным каналам о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты.
3.7. Участие в работе по совершенствованию системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, в том числе учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны.
3.8. Участие в пределах своей компетенции в подготовке заключений по результатам рассмотрения деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов.
3.9. Участие в установленном порядке в управлении территориальной подсистемой единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в пределах своей компетенции.
3.10. Участие в установленном порядке в осуществлении методического руководства совместной деятельностью исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики, органов местного самоуправления в Удмуртской Республике и организаций по вопросам реабилитации населения и территорий, подвергшихся радиационному воздействию вследствие радиационных аварий.
3.11. Участие в планировании и проведении комплексных проверок, учений и тренировок в пределах своих полномочий.
3.12. Осуществление в пределах своих полномочий деятельности по организации планирования и ведения гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
3.13. Участие в работе по предупреждению, прогнозированию и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
3.14. Организация, в пределах своих полномочий, подготовки и проведения заседаний Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Правительства Удмуртской Республики.
3.15. Осуществление методического руководства по проведению эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера.
3.16. Осуществление методического руководства, организации и координации деятельности структурных подразделений по реализации задач в области гражданской обороны.
3.17. Организация методического руководства и контроля при решении вопросов по обучению населения в области гражданской обороны.
3.18. Организация методического руководства и контроля при решении вопросов подготовки в установленном порядке должностных лиц территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в Удмуртской Республике и исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики по вопросам гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
3.19. Организация методического руководства по вопросам пропаганды знаний в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
3.20. Участие в подготовке предложений по решению вопросов пропаганды знаний в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
3.21. Организация методического руководства по выполнению мероприятий по эвакуации населения в мирное и военное время.
3.22. Осуществление методического руководства по проведению мероприятий по предоставлению населению убежищ.
3.23. Осуществление методического руководства по проведению мероприятий по предоставлению населению средств индивидуальной защиты.
3.24. Осуществление методического руководства по созданию и поддержанию в готовности убежищ и иных объектов гражданской обороны.
3.25. Осуществление методического руководства по организации радиационной, химической, биологической и медицинской защиты населения.
3.26. Осуществление методического руководства по накоплению, хранению и использованию в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских средств индивидуальной защиты, средств радиационной, химической и биологической разведки и радиационного контроля, накапливаемых территориальными органами федеральных органов исполнительной власти в Удмуртской Республике, исполнительными органами государственной власти Удмуртской Республики, органами местного самоуправления и организациями.
3.27. Участие в работе по определению численности населения, оставшегося без жилья при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов.
3.28. Участие в работе по взаимодействию с органами управления и учреждениями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, в пределах своей компетенции.
3.29. Участие в подготовке предложений по осуществлению первоочередного обеспечения населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов.
3.30. Участие в осуществлении взаимодействия с органами управления здравоохранения по организации проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий среди населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий.
3.31. Участие в осуществлении взаимодействия с органами управления здравоохранения по организации эвакуации пострадавших в лечебные учреждения.
3.32. Осуществление взаимодействия с органами управления здравоохранения по организации заблаговременного создания запасов медицинских средств в целях гражданской обороны.
3.33. Осуществление методического руководства по организации радиационной, химической и биологической защиты населения.
3.34. Осуществление методического руководства по проведению мероприятий радиационной, химической и биологической разведки.
3.35. Осуществление взаимодействия с заинтересованными органами власти по организации проведения санитарной обработки населения, обеззараживания зданий и сооружений, специальной обработки техники и территорий.
3.36. Участие во взаимодействии с заинтересованными органами власти в организации проведения санитарной обработки населения, обеззараживания зданий и сооружений, специальной обработки техники и территорий.
3.37. Осуществление методического руководства по срочному восстановлению функционирования необходимых коммунальных служб в военное время.
3.38. Осуществление методического руководства за созданием, хранением, использованием и восполнением резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
3.39. Осуществление методического руководства по срочному захоронению трупов.
3.40. Осуществление методического руководства по разработке и осуществлению мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.
3.41. Осуществление методического руководства за созданием и использованием страхового фонда документации на объекты повышенного риска и объекты систем жизнеобеспечения населения.
IV. Полномочия Управления
Управление в пределах своей компетенции:
4.1. Участвует в проведении проверок исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики, органов местного самоуправления в Удмуртской Республике и организаций, расположенных на территории Удмуртской Республики, по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
4.2. Запрашивает в установленном порядке от территориальных органов федеральных органов исполнительной власти Удмуртской Республики, исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики, органов местного самоуправления в Удмуртской Республике и организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Удмуртской Республики, информацию и сведения, необходимые для выполнения возложенных на него задач.
4.3. Участвует в привлечении экспертов для проведения исследований, экспертиз и подготовки заключений по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
V. Обязанности Управления
5.1. Выполняет требования охраны труда, общей и пожарной безопасности, производственной санитарии для работников в соответствии с законодательством.
5.2. Осуществляет мероприятия, обеспечивающие безопасные условия труда, предупреждение производственного травматизма и аварийных ситуаций.
5.3. При неисполнении или ненадлежащем исполнении должностных обязанностей личный состав Управления несет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации и Удмуртской Республики.
VI. Руководство Управлением
— организует работу Управления;
— несет персональную ответственность за выполнение задач и функций, возложенных на Управление;
— распределяет обязанности между своими заместителями;
— готовит предложения начальнику Главного управления по совершенствованию структуры и штата Управления;
— вносит на рассмотрение начальнику Главного управления предложения по вопросам организации деятельности Управления;
— осуществляет пользование, владение в установленном порядке средствами и имуществом, закрепленным за Управлением;
— готовит проекты приказов, распоряжений, указаний начальника Главного управления в пределах своей компетенции;
— применяет к работникам Управления меры поощрения и налагает на них взыскания в соответствии с законодательством;
— несет ответственность в пределах своей компетенции за организацию защиты сведений, составляющих государственную тайну.