Управление имеет более длительную историю чем менеджмент
История развития менеджмента: коротко о главном
История возникновения и развития менеджмента начинается со времён до нашей эры и продолжается сейчас. Для удобства все этапы разделяются по временной шкале:
Также выделяются несколько школ управления с различными концепциями:
Древний период
История развития менеджмента, кратко о которой мы постараемся рассказать ниже, начинается от IX века до нашей эры и заканчивается в XVIII веке.
Наиболее простые формы управления появились в первобытном обществе, тогда управление создавалось всеми членами рода, а не конкретными людьми.
Переход от собирательства и охоты к производству положил начало зарождению менеджмента.
Структура общества Древнего Египта сформировала первую управленческую систему.
Различные древнегреческие мыслители понимали понятие и цели управления по-своему:
В Древнем Риме обязательно контролировали выполненную работу, сравнивали результаты и выясняли причины невыполнения плана.
Индустриальный период
На этом этапе зародилась чёткая система менеджмента. Произошло это из-за замены ручного труда машинным.
Предприниматели требовали выполнения всех производственных условий, чтобы оправдать расходы, чем вызывали лишь недовольство и гнев рабочих.
Период систематизации
Наука о менеджменте не стоит на месте. Появляются новые течения и меняются взгляды исследователей. Управляющие перешли от одной организации на всё общество.
На рубеже XIX–XX веков начали появляться огромные предприятия. Из-за этого потребовалась смена системы управления производством.
На этом заканчивается хронологическая история развития менеджмента. Школы управления развивали её далее.
Школа научного управления
Основное внимание в данной концепции уделено лучшей эффективности управления производства и труда.
Главные причины системы научного менеджмента:
Основные принципы данной системы управления:
Классическая школа
История развития менеджмента в классической школе систематизировала управление предприятиями. Основы такой системы держались за счёт авторитарного руководства и строго обозначенных задач, исключающих индивидуальный подход сотрудников. Последователи классической школы управления подвергались неоднократной критике менеджеров из-за игнорирования человеческих потребностей.
В данной концепции выделены следующие организационные принципы, подходящие и для современного общества:
Школа человеческих отношений
Во времена появления первых двух школ социальные науки ещё не были изучены, и теоретики не могли связать менеджмент с психологией. Но спустя десятилетия человеческий фактор стал учитываться в системе управления.
Представители концепции в первую очередь улучшали социальную структуру организаций и исследовали причины человеческого поведения. Именно благодаря им получили широкое распространение тесты на профессиональную пригодность.
Главные принципы школы человеческих отношений:
К минусам такого течения относится игнорирование технологических факторов и отсутствие систематизированного подхода к решению проблем.
Школа поведенческих наук
Последователи поведенческой школы утверждали, что улучшение работы предприятия возможно только в случае более высокой эффективности человеческих ресурсов. Данный подход охватил почти всю систему менеджмента в 60-е годы.
Основные задачи данной концепции:
Исследования представителей поведенческой школы основали теорию лидерства. Исходя из неё, оказывается, что наиболее эффективный метод управления для каждой ситуации различный.
Школа науки управления
В понимании данной школы управленческие проблемы решаются посредством разработки и применения определённых моделей. Математические науки составляют данную концепцию.
У научной школы управления присутствуют главные виды деятельности.
Исследование операций заключается в использовании научно-исследовательских методов для решения операционных задач организаций. Алгоритм такого способа:
Ситуационный подход
Такая система позволяет определить ситуации, влияющие на предприятие в определённый временной промежуток. Школа науки управления открыла главные факторы, мешающие эффективной работе организаций.
Различные школы управления выделяли только внутренние проблемы, причём каждая концепция свои. Однако множество предприятий зависит от внешних переменных. Необходимость принимать во внимание и внешнюю среду обозначилась в конце 50-х годов.
Заслуга школы науки управления в ситуационном подходе в том, что она установила взаимосвязь как внешних, так и внутренних перемен.
Системный подход
Согласно данной методике, любая организация есть не что иное, как сочетание взаимосвязанных элементов, направленных на выполнение одной цели.
Изначально такой подход использовался только в точных науках. В менеджмент же эту систему ввели в конце 50-х годов, и она значительно повысила успех школы науки управления.
Системный анализ
Основная задача системного анализа заключается в построении общей модели, показывающей взаимоотношения реальных ситуаций.
Первоначально такой подход составлялся для военных действий, но в 50-х годах его стали использовать и в менеджменте.
Успех школы науки управления был гораздо меньшим по сравнению со школой поведенческих наук. Частично из-за того, что большинство проблем были связаны с человеческими отношениями, отчасти и по той причине, что малое количество предпринимателей понимали сложные методы научно-управленческой школы.
История развития менеджмента кратко описывает, как возникали цивилизации и города, показывает приход общества от первобытного строя к современному.
Но это в общих чертах, а теперь более подробно о его возникновении на родине – США.
Развитие менеджмента в США
История развития менеджмента в США до XX века не особо отличается от других стран. Поэтому в данном разделе раннее время рассмотрено не будет.
На начало XX в. выпало развитие производства. Все цели предпринимателей заключались в улучшении механизма массового производства.
Чёткое ограничение отраслей давало хорошие возможности роста. Внимание менеджеров сосредотачивалось только на работе механизма. Из-за этого появился производственный стереотип.
Однако в 30-х годах потребитель перестал довольствоваться только основными потребностями. И тогда задачей управления стало воздействие на покупателя.
Теперь конкуренция внутри одной организации превратилась в весьма распространённое явление. Но даже и без борьбы менеджеры пытались сопротивляться переменам из-за обязательного получения новых навыков.
В 50-х годах на смену индустриальной пришла постиндустриальная эпоха, продолжающаяся и сейчас. Но на этом не заканчивается история развития управления. Менеджмент востребован ещё больше.
Развитие менеджмента в России
Россия во многом отличается от западных стран. И история развития менеджмента здесь тоже иная. Каждый этап не похож на предыдущий и заслуживает отдельного внимания. Однако мы постараемся описать, как зарождалась история развития менеджмента кратко и в доступной форме.
Дореволюционный период
Разумеется, история развития менеджмента начинается со времён Руси, однако начало системы управления как самостоятельной науки было положено в конце XIX века. Но наиболее заметно это стало в начале XX в. Масштабные инновации промышленности сдерживал недостаточный экономический уровень страны. Только после XX века индустриальные течения стали преобладать над аграрными. Учёные того времени использовали методы научного познания для наблюдения явлений, устанавливали причинные связи между ними и формировали собственные принципы управления.
Большое внимание к развитию управления появилось благодаря усложнению производства. Также именно тогда поняли, что правильное функционирование предприятия невозможно без качественного менеджмента. Из-за этого начала возникать потребность в сотрудниках именно на должность управляющих.
Неоценимы заслуги П. А. Столыпина в истории развития менеджмента. Содержание функций управления, по его убеждению, было следующим: «Сначала успокоение, а потом реформы». Именно ему обязана история развития теории менеджмента своими значимыми аспектами.
Постреволюционный период
После Октябрьской революции требовалось улучшение старой системы управления общественностью. Выделили 10 главных принципов:
История развития менеджмента в России в постреволюционный период показывала наивность теоретиков, ориентацию именно на классовое деление и пролеткультовскую идеологию. Также возникало чрезмерное увлечение естественными науками.
Начало XX века является наиболее значимым периодом развития управления. Именно в это время началась история развития школ менеджмента российских теоретиков, сравнимых с лучшими зарубежными.
Период с 30-х годов до распада СССР
В 30-х годах выпустили первый советский учебник по организации производства, ввели новую специальность – инженер-экономист. Но колоссальный урон менеджменту нанесли сталинские репрессии. Они унесли множество жизней высокообразованных учёных, и развитие менеджмента как науки, была остановлена на многие годы.
Во время Великой Отечественной войны устоявшаяся система управления не перенесла существенных изменений. Даже в годы войны российские управленцы создавали уникальные проекты для военного производства.
В конце 50-х годов тема исследований менеджмента стала расширяться. В начале 60-х годов появился новый раздел экономики – кибернетика, начавшая новый отрезок в истории развития менеджмента.
В 70-е годы начали появляться предостережения о несовместимости рынка и социализма. Попытка демонтажа едва не уничтожила экономическое положение страны.
90-е годы XX века
Распад СССР стал началом завершающего этапа эволюции в системе менеджмента. Становление более современного уровня управления зависело от развития товарного производства и технического и технологического улучшения общества. Так зарождалась более современная история развития управления менеджмента.
Множество проблем при Горбачёве и Ельцине были обусловлены неготовностью страны к резким переменам.
Современный период
Главными принципами нынешней системы управления являются:
В последние годы системе российского управления для нормальной работы требуются многие радикальные перемены.
В этом и состоит вся российская история управления менеджмента. Кратко говоря, все переходы от одного этапа к другому возникали не вследствие естественноисторического процесса, а из-за государственных переворотов.
Итоговое тестирование по менеджменту.
1. Менеджмент и управление – это:
а) одно и то же;
б) разные, не связанные друг с другом понятия;
в) взаимосвязанные процессы, в которых менеджмент является функцией управления;
г) взаимосвязанные процессы, в которых управление является функцией менеджмента.
2. Какое государство является родиной менеджмента?
а) Франция;
б) США;
в) Япония;
г) Англия;
3. Представители, какой школы менеджмента считают, что «управление должно иметь свои методы, формулы и принципы»:
а) школы научного управления;
б) школы административного управления;
в) школы человеческих отношений;
г) все ответы неверны.
4. Кто из ученых внес наибольший вклад в развитие административной школы управления
а) А. Файоль;
б) Э. Мейо;
в) Ф. Тейлор;
г) Ф. Герцберг.
5. Современные теории мотивации принято делить:
а) только теории процесса;
б) на 2 принципиально различные группы;
в) на 5 принципиально различных групп;
г) нет верных ответов.
6. К факторам внешней среды относятся:
а) потребители;
б) поставщики;
в) конкуренты;
г) персонал.
7. Элементами внутренней среды являются:
а) международные события;
б) научно-технический прогресс;
в) законы и государственные органы;
г) все ответы неверны.
8. К среде косвенного воздействия относятся:
а) международные события;
б) политика;
в) профсоюзы;
г) законы и государственные органы;
9. Какая функция менеджмента является связующей:
а) мотивация;
б) планирование;
в) организация;
г) принятие управленческих решений.
10. К иерархическим структурам управления относятся:
а) матричная;
б) линейная;
в) проектная;
г) все ответы верные.
11. Основными альтернативами стратегического планирования являются:
а) рост;
б) ограниченный рост;
в) сокращение;
г) сочетание;
12. О какой структуре управления идет речь: «Очень древняя организационная форма. Первыми примерами такой структуры управления являлись рабочие артели»:
а) матричная;
б) бригадная;
в) линейная;
г) функциональная.
13. Это планирование акцентирует внимание на то, как предприятие может добиться желаемого результата. Им занимаются специалисты среднего звена:
а) стратегическое планирование;
б) тактическое планирование;
в) текущее планирование;
г) все ответы неверны.
14. ……. это формирование у работников необходимых стимулов, побуждений к труду.
а) организация;
б) планирование;
в) мотивация;
г) контроль.
15. Для чего используется SWOT- анализ:
а) анализ сильных и слабых сторон;
б) анализ деловой обстановки;
в) анализ кадрового состава организации;
г) для изучения потребностей потребителей.
17. Какова высшая потребность в пирамиде потребностей А. Маслоу?
а) признания и самоутверждения;
б) физиологические потребности;
в) безопасности и защищенности;
г) самовыражения;
д) принадлежности и причастности.
19. Среди указанных ниже положений одно является неверным. Назовите его.
а) управление имеет более длительную историю, чем менеджмент;
б) менеджер не обязательно должен быть руководителем и иметь подчиненных;
в) менеджер является собственником предприятия, предприниматель таковым не может быть;
г) в каждом предприятии менеджеры выполняют общие основные функции.
20. Среди указанных ниже положений одно является неверным. Назовите его.
а) одним из этапом контроля является – выработка стандартов и критериев;
б) одним из этапом контроля является – сопоставление стандартов с реальными результатами;
в) одним из этапом контроля является – принятие необходимых корректирующих действий;
г) одним из этапом контроля является – принятие решения о формулировании миссии предприятия.
21. Структура организации относится:
а) к внутренним переменам;
б) внешнем переменам;
в) зависит от вида организации;
г) нет верных ответов.
22. О каком стиле руководства идет речь: «Склонность к излишней терпимости, снисходительности, нетребовательности».
а) авторитарный;
б) демократический;
в) либеральный;
г) нет верных ответов.
23. Эта теория основывается на предположении, что люди субъективно оценивают и сравнивают свое вознаграждение с тем, что получили другие сотрудники за аналогичную работу:
а) теория справедливости;
б) теория ожидания;
в) мотивационная теория Ф. Герцберга;
г) модель Портера-Лоулера.
24. Основные элементы конфликта:
а) инцидент;
б) объек конфликта;
в) субъект конфликта;
г) все ответы верные.
25. Основные варианты разрешения конфликта:
а) самооборона;
б) сотрудничество;
в) ослабление;
г) капитуляция.
Тест: Тестовые задания по Теории и истории менеджмента
Тема: Тестовые задания по Теории и истории менеджмента
Тип: Тест | Размер: 29.70K | Скачано: 165 | Добавлен 26.03.17 в 21:30 | Рейтинг: +2 | Еще Тесты
Тестовые задания для экзамена
Знак «*» в вопросе – существует два и более верных ответов
1*. Менеджмент — это:
а) управление в социально-экономических системах (организациях) в условиях рыночных отношений;
б) управление производством товаров (услуг);
в) дело или занятие, которое является источником получения прибыли;
г) самостоятельный вид профессиональной деятельности по управлению социально-экономической системой (организацией) или ее конкретной сферой.
2*. Предпосылками возникновения управления как науки являются:
а) выход в свет книги Ф. Тейлора «Принципы научного управления»,
б) развитие промышленности, становление рыночного типа хозяйствования;
в) создание крупных корпораций;
г) развитие таких наук, как экономика, кибернетика, психология и социология.
3. Исторически менеджмент развивался:
а) по мере развития социально-экономической среды;
б) революционным путем;
в) эволюционным путем;
г) на основе научных школ управления.
4. Управление было признано наукой и самостоятельной областью исследования:
а) в конце XV в.; в) в конце XIX — начале XX в.;
б) в конце XVII — начале XIII в.; г) в середине XX в.
5. К научным школам управления не относится:
а) школа научного управления;
б) классическая (административная) школа управления;
в) школа человеческих отношений;
6. Автором-разработчиком 14 принципов менеджмента является:
а) Э, Мэйо; в) А. Файоль;
б) М. Вебер; г) Ф. Гилбрет.
7. Общими функциями менеджмента являются:
а) управление, планирование, координация, контроль;
б) планирование, организация, координация, мотивация и контроль;
в) организация, мотивация, кооперация и контроль;
г) маркетинг и реклама.
8. Основателем школы научного управления является:
а) Э. Мейо; в) А. Файоль;
б) Ф. Тейлор; г) А. Маслоу;
9. Наибольший вклад в развитие административной школы управления внес:
а) П. Дракер; в) 3. Мзйо;
10*. А. Файоль сформулировал:
а) функции управления;
б) принципы мотивации труда;
в) принципы управления;
г) должностные обязанности менеджера;
д) методы управления.
11. Автором модели рациональной бюрократии является:
а) А. Файоль; в) М. Вебер;
б) Г. Эмерсон; г) Г. Форд.
12. Основателем школы человеческих отношений является:
а) М. Вебер; в) П. Дракер;
б) Э. Мейо; г) А, Маслоу
13. Впервые стала официально учитывать человеческий фактор:
а) классическая школа управления;
б) школа научного управления;
в) школа человеческих отношений;
г) школа человеческих резервов
14. Причины тех или иных поступков людей наиболее серьезно стала изучать:
а) классическая (административная) школа;
б) школа поведенческих наук;
в) школа научного управления;
г) школа человеческих отношений.
15. К факторам, влияющим на национальную модель управления, относятся:
а) географическое положение страны;
б) духовное развитие общества;
в) менталитет нации;
г) численность населения страны.
16*. Модель управления организацией — это:
а) совокупность представлений о том, как выглядит система управления, как она воздействует на объект управления;
б) самостоятельный вид профессиональной деятельности по управлению организацией или ее конкретной сферой;
в) управление производственной и экономической деятельностью коммерческих и некоммерческих организаций;
г) условный аналог системы управления организацией, представление самых общих ее осмысленных характеристик.
17*. Для системы управления экономикой России с 20-х по 80-е гг. XX в. было характерно:
а) директивное планирование;
б) устранение государства от управления экономикой;
в) социально ориентированное рыночное регулирование;
г) государственное регулирование.
18. Что такое валентность вознаграждения?
б) мера ценности или приоритетности;
д) индивидуальная направленность;
19. Назовите главное различие между авторитарным, демократическим и нейтральным стилями руководства по типологии Курта Левина.
а) методы управления
в) характер принятия решения
г) стиль поведения лидера
20. Из-за человеческой неприязни к работе большинство людей необходимо контролировать, принуждать, направлять, подвергать наказаниям для того, чтобы цели организации были достигнуты – предположение о человеческой мотивации по …
а) Теории Y
б) Эволюционной теории
в) Биологической теории
г) Теории Х
21. Уровень 4 иерархии потребностей, предложенной Маслоу, включает:
а) потребность в безопасности
б) когнитивные потребности
в) потребность в признании
г) эстетические потребности
22. В Хоторнских экспериментах принимал участие:
б) Фридерик Гилбретт
в) Гуго Мюнстерберг
23. Менеджмент как профессию определила школа:
а) научного управления
г) поведенческих наук
24. В рамках школы поведенческих наук работал
а) Гуго Мюнстерберг
г) Гаррингтон Эмерсон
25. Восстановите порядок возникновения школ управления
А. Школа человеческих отношений
Б. школа научного управления
В. Эмпирическая школа
Г. Школа поведенческих отношений
Д. Классическая школа управления
26. Понятие «социальный человек» ввел:
б) Фредерик Герцберг;
27*. Отличие многих современных российских менеджеров высшего звена от топ-менеджеров развитых стран заключается в том, что они:
а) имеют более высокий уровень знаний, умений и навыков по управлению организацией;
б) часто имеют техническое или технологическое образование;
в) не имеют доли в уставном капитале организации;
г) имеют долю в уставном капитале, размер которой недопустим для топ-менеджеров.
28. Для менеджеров России в начале XXI в. характерными являются следующие проблемы:
а) те же, что и для менеджеров большинства стран с развитой рыночной экономикой;
б) те, которые возникают у менеджеров в слаборазвитых странах;
в) специфические, которых нет ни в одной стране мира;
г) те же, что и для менеджеров всех стран мира.
29*. Особенностями российского менеджмента по сравнению с американским являются:
а) умение менеджеров работать в команде;
б) недостаток опыта руководства организацией в рыночных условиях;
в) умение менеджеров проводить презентации;
г) негативное отношение к федеральным и региональным законам.
30*. Формирующийся российский менеджмент должен учитывать:
а) менталитет российского народа;
б) отношение подчиненных к работе;
в) опыт менеджмента в странах с развитой рыночной экономикой;
г) образование персонала организации.
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Тесты по учебной дисциплине «Менеджмент» для итогового контроля знаний 3 страница
151. Структура управления предприятия находит отражение в:
1) Схеме расстановки работников аппарата управления
2) Системе соподчиненности и взаимосвязи работников аппарата управления
3) Штатном расписании
+4) Штатном расписании, системе соподчинения, взаимосвязи и расстановки работников управления
152. Из каких категорий работников состоит аппарат управления с.-х. предприятия?
1) Линейных и функциональных руководителей
2) Инженерно-технического состава и служащих
3) Директора, главных специалистов, специалистов, управляющих (начальников цехов)
+4) Руководителей, специалистов и обслуживающего (технического) персонала
153. Сущность линейной структуры управления состоит в том, что
1) Для выполнения отдельных специализированных функций выделяют специальные звенья или отдельных исполнителей
2) Организуются временные творческие коллективы для выполнения определенных программ или решения конкретных проблем
+3) Каждый работник управления выполняет все функции руководства данным участком производства, а у подчиненного есть только один руководитель
4) Одинаковые по специализации подразделения независимо от территориального расположения объединяются в цехи.
154. Что такое производственная структура управления?
1)Совокупность составных частей и устойчивых связей между ними
+2) Совокупность отраслей и устойчивых связей между ними
3) Совокупность функций и устойчивых связей между ними
4) Совокупность исполнительных звеньев и устойчивых связей между ними
155. Что такое организационная структура?
+1)Совокупность составных частей и устойчивых связей между ними
2) Совокупность отраслей и устойчивых связей между ними
3) Совокупность функций и устойчивых связей между ними
4) Совокупность исполнительных звеньев и устойчивых связей между ними
160. В каком нормативно-правовом акте дается краткая характеристика всех организационно-правовых форм юридических лиц в РФ?
1) Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц»
+2) Гражданский кодекс РФ
3) Федеральный закон “O сельскохозяйственной кооперации”
4) Федеральный закон «Об акционерных обществах»
161. Какой критерий не подходит для выделения организаций по формам собственности
162. По отношению к прибыли выделяют организации
1) Частные и государственные
2) Формальные и неформальные
+3) Коммерческие и некоммерческие
163. Какой организационно-правовой формы не хватает в перечне коммерческих организаций: государственные и муниципальные унитарные предприятия, акционерные общества, хозяйственные товарищества, производственные кооперативы.
1) Религиозные и общественные организации
+2) Общества с ограниченной и дополнительной ответственностью
164. Государственные и муниципальные предприятия – это:
1) Добровольное объединение граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, но участвующих в деятельности организации личным трудом
+2) Организация, не являющаяся собственником закрепленного за ним имущества
3) Организация, уставный капитал которой разделен на определенное число долей
4) Коммерческая организация с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом
165. Какая форма собственности лежит в основе государственного унитарного предприятия?
166. На какой форме собственности основан сельскохозяйственный производственный кооператив?
167. Какую форму собственности имеет акционерное общество?
168. Какую форму собственности имеет товарищество на вере?
169. Какая форма собственности лежит в основе крестьянского
170. Чем отличается унитарное предприятие от производственного кооператива?
+1) Формой собственности
3) Структурой органов управления
4) Способом производства
171. Чем отличается закрытое акционерное общество от открытого?
2) Структурой органов управления
3) Способами размещения акций
4) Способами распределения прибыли
172. Чем отличается общество с ограниченной ответственностью от общества с дополнительной ответственностью?
1) Структурой органов управления
+2) Разным уровнем ответственности
3) Способами распределения прибыли
4) Долевым участием.
173. Какую ответственность по обязательствам несут члены общества с дополнительной ответственностью?
1)Отвечают по долгам в пределах стоимости вклада в уставный капитал
+2) Отвечают солидарно своим имуществом при недостатке средств общества для расчета с кредиторами
3) Не отвечают по обязательствам общества, а несут лишь риск убытков, связанных с работой общества
4) Нет правильного ответа.
174. Чем отличается полное товарищество от товарищества на вере?
1) Формой собственности
+2) Правами членов товарищества на управление
3) Уровнем ответственности по обязательствам
4) Все ответы верны.
175. Кому подчиняется наблюдательный совет и ревизионная комиссия?
2) Совету директоров
3) Исполнительной дирекции
176. Перечислите органы управления, которые создаются в государственном унитарном предприятии.
2) Совет директоров
+4) Исполнительная дирекция
5) Ревизионная комиссия
177. Укажите органы управления, которые создаются в производственном кооперативе.
2) Совет директоров
4) Исполнительная дирекция
5) Ревизионная комиссия
6) Наблюдательный совет
178. Укажите органы управления, которые создаются в крестьянском (фермерском) хозяйстве.
3) Исполнительная дирекция
+4) Органы управления не создаются
179. В полномочия какого органа утверждение устава организации, внесение изменений и дополнений к нему?
2) Совета директоров
4) Исполнительной дирекции
5) Наблюдательного совета
180. Какой орган утверждает программу развития, годовой отчет и бухгалтерский баланс организации?
2) Совет директоров
4) Исполнительная дирекция
+5) Наблюдательный совет
181. Какой орган осуществляет текущее руководство организацией?
2) Совет директоров
4) Исполнительная дирекция
5) Наблюдательный совет
6) Ревизионная комиссия
182. Какой орган осуществляет контроль за деятельностью правления и исполнительной дирекции организации?
2) Совет директоров
+3) Наблюдательный совет
4) Ревизионная комиссия
183. Высший орган управления акционерного общества:
1) Генеральный директор
3) Общее собрание членов общества
+4) Общее собрание акционеров
184. Сколько раз в год общество обязано проводить общее собрание акционеров?
185. Какова доля привилегированных акций в общем объеме уставного капитала акционерного общества
186. Какая функция не относится к исключительной компетенции собрания акционеров?
1) Решение о реорганизации или ликвидации общества
2) Изменение устава общества.
3) Утверждение годовых отчетов, бухгалтерских балансов, счетов прибылей и убытков общества и распределение его прибылей и убытков
+4) Текущее руководство деятельностью общества
187. В каком; случае в акционерном обществе создается совет директоров (наблюдательный совет)?
+1) Если число акционеров превышает 50 человек
2) Если общее собрание акционеров не справляется с решением своих задач
4) Верны все вышеперечисленные причины
188. Высший орган управления сельскохозяйственным кооперативом- это
+3) Общее собрание членов кооператива
4) Общее собрание акционеров
189. В каком случае в производственном кооперативе создается наблюдательный совет?
+1) Если число участников превышает 50 человек
2) Если общее собрание членов кооператива не справляется с решением своих задач
4) Верны все вышеперечисленные причины
190. Сколько голосов имеет член кооператива?
4) Согласно размеру своего пая
191. Когда считается принятым решение по вопросу, относящемуся к исключительной компетенции общего собрания?
+1) Если за него проголосовало более 50% от числа голосующих
2) Если за него проголосовало не менее 2/3 от числа голосующих
3) Если за него проголосовало большинство голосующих
4) Если за него проголосовало более 25% от числа голосующих
192. Кто является исполнительным органом кооператива?
1) Наблюдательный совет
3) Управление делами кооператива
+4) Правление кооператива
193. Что такое цель организации?
1) Это решение всех проблем
2) Это получение наибольшей прибыли
+3) Это конкретизация миссии организации в форме, доступной для управления процессом их реализации
4) Это определение критической области управленческого воздействия
194. Какие черты и свойства не характерны целям организации?
1) Четкая ориентация на определенный интервал времени
2) Конкретность и измеримость
3) Непротиворечивость и согласованность с другими целями и ресурсами
+4) Соответствие статусу фирмы
195. Делегирование полномочий это:
1) переложение свей ответственности на сотрудников;
+2) передача задач и полномочий лицу, который принимает на себя ответственность за их выполнение;
3) средство, при помощи которого руководство распространяет среди своих сотрудников задачи;
4) распространение среди сотрудников своих полномочий.
196. Какие следующие негативные последствия делегирования полномочий наиболее опасны?
1) снижение управляемости в связи некомпетентным решением проблем;
2) нарушение интеграции процессов управления и дифференциации по подразделениям общих целей управления;
3) увеличение трудоемкости контроля, что может компенсировать снижение нагрузки менеджера, может быть, и увеличить ее;
+4) нарушение социально –психологического климата в организации, возникновение конфликтных ситуаций.
197. В лице руководителя должно сочетаться три компонента:
1) менеджер-новатор, социальный лидер, предприниматель;
2) экономическое мышление, администратор, менеджер-новатор;
+3) администратор, социальный лидер, организатор;
4) социальный лидер, предприниматель, организатор.
198. Деловые качества руководителя это:
1) знание своего дела, существа выполняемое работы, сложных связей, явлений и процессов, возможных способов и средств достижения намеченных целей;
+2) способность находить в рамках своей компетенции, представленных полномочий и средств – наилучший подход и кратчайший путь к достижению цели;
3) разносторонняя подготовка, глубоки знания в вопросах производства, науки и техники, управления, экономики, организации и стимулирования труда, психологии;
4) умение выделить и четко формулировать как перспективные, так и наиболее важные в каждой конкретной ситуации задачи, своевременно принимать решения по обеспечивать их выполнение, т.е. уметь организовать, координировать, направлять и контролировать деятельность подчиненных.
199. Предприимчивость менеджера заключается в следующем определении:
1) умение находить и использовать резервы для повышения эффективности личной работы и деятельности коллектива, преодолевать трудности в работе, а также полное удовлетворение запросов населения в товарах и услугах на основе коммерческой работы;
2) находчивость, соединенная с энергией и практичностью;
+3) способность к самостоятельным действиям, мыслить гибко, масштабно и перспективно, умение анализировать, своевременно решать сложные вопросы хозяйственной деятельности, идти на риск;
4) действие локальных интересов к какому-нибудь конкретному объекту.
200. Необходимые нравственно-психологические качества руководителя:
1) честность, порядочность, высокая требовательность к себе и другим,беспристрастность;
2) скромность простота, справедливость, неподкупность, благонадежность;
3) чувство долга, ответственность, способность создавать в коллективе настроение;
+4) верны все ответы.
201. Психолого-педагогические качества руководителя заключаются в следующим:
2) психоаналитические качества, красноречивость;
3) визуальность, психоаналитические качества, эмпатичность, стрессоустойчевость, визуальность, коммуникабельность;
+4) повышенная чуткость к окружающим и умение найти такую форму обращения к человеку, которая позволила сохранить личное достоинство.
202. Что такое этика управления?
1) кодексы и нормативы описывающие систему ценностей поведения в организации;
2) система запретов, послужившая основой формирования человеческой культуры;
3) принципы поведения человека выраженные во всеобщей декларации прав человека, принятой ООН 10.12.1948г.;
+4) культура управления людьми в организации, обеспечивающая возможности достижения корпоративных целей, на основе уважения человеческого достоинства и содействия общественному благу.
203. Для каких целей необходимо руководителю психолого-педагогичекое качество, как эмпатия?
1) оказания влияния на подчиненного, чтобы сделать его своим единомышленником в вопросах о способах наиболее успешного достижения общей цели
+2) постижения эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания,сочувствия, умение поставить себя на место другого;
3) давать оценку выполнения задания тем или иным подчиненным;
4) определения своего отношения к незнакомым людям.
204. Какие признаки необходимы для того, чтобы группа людей могла называться организацией (выберите несколько)?
3) наличие структурных подразделений;
+4) взаимосвязь в процессе трудовой деятельности;
5) наличие производства.
205. Главной задачей менеджера является:
1) эффективное использование ресурсов;
2) подбор и расстановка персонала;
3) получение максимальных результатов;
+4) координация работы подчиненных;
5) снижение затрат на производство единицы продукции;
6) максимум отдачи от имеющихся ресурсов.
206. Менеджмент и управление — это:
2) разные, не связанные друг с другом понятия;
+3) взаимосвязанные процессы, в которых менеджмент является функцией управления;
4) взаимосвязанные процессы, в которых управление является функцией менеджмента.
207. Расставьте функции менеджмента в логически взаимосвязанной последовательности.
1) координация — планирование — мотивация — контроль — организация;
2) планирование — мотивация — координация — организация — контроль;
3) мотивация — организация — планирование — координация — контроль;
+4) координация — планирование — организация — мотивация — контроль.
208. Среди указанных ниже положений одно является неверным. Назовите его.
1) управление имеет более длительную историю, чем менеджмент;
2) менеджер не обязательно должен быть руководителем и иметь подчиненных;
+3) менеджер является собственником предприятия, предприниматель таковым не может быть;
4) в каждом предприятии менеджеры выполняют общие основные функции;
5) для современной компании учет внешних факторов имеет более важное значение, чем внутренних факторов.
209. Почему менеджмент не может развиваться в условиях административно-командной экономики?
1) директивное планирование не позволяло предприятиям самостоятельно осуществлять свою деятельность;
2) отсутствовала конкуренция между предприятиями;
3) идеологические установки рассматривали менеджмент как элемент капиталистической экономики;
+4) все ответы можно считать верными.
210. Социальная организация — это:
+1) объединение людей по интересам;
2) технические средства, выполняющие задания человека;
+3) производственный коллектив;
+4) неформальная организация;
5) все ответы правильные.
211. Социальная организация в рыночной экономике:
1) открытая система;
2) закрытая система;
+5) правильных ответов нет.
212. Линейная система управления в социальных организациях применяется для:
1) предприятий большой размерности;
2) предприятий средней размерности;
3) предприятий со сложной технологией производства;
+4) небольших предприятий.
213. Схема управления «звезда» применяется:
1) для небольших организаций с динамично меняющейся технологией производства и номенклатуры продукции;
2) для средних предприятий с устойчивой номенклатурой;
+3) при филиальной структуре социальной организации;
4) все ответы правильные.
214. При среднем уровне социальных и экономических связей социальная организация:
4) все ответы правильные.
215. При слабых социальных и сильных экономических связях социальная организация:
3) конфликтная формальная и сильная неформальная организация;
5) правильных ответов нет.
216. При слабых экономических и сильных социальных связях социальная организация:
+3)конфликтная формальная и сильная неформальная;
4) правильных ответов нет.
217. К социальным связям относятся:
+3) отношения по уровням управления;
4) правильных ответов нет.
218. К экономическим связям относятся:
1) межличностные отношения;
3) прожиточный уровень.
219. Столкновение как ступень противоречий означает:
1) глобальная цель — единая;
+2) общая цель — единая;
3) средства и методы — сходные;
4) все ответы неправильные.
220. Организация не может целесообразно влиять на:
1) факторы внутренней среды;
2) факторы прямого воздействия;
+3) факторы косвенного воздействия;
4) факторы прямого и косвенного воздействия.
221. Необходимость анализа среды организации связана с:
1) повышением эффективного использования ресурсов;
2) динамичностью внешней среды;
3) адаптацией к внешней среде с целью выживания;
+4) разработкой стратегии развития, способствующей достижению цели организации.
222. К источникам информации о среде организации относятся:
2) статистические данные и бухгалтерская отчетность;
3) нижестоящие менеджеры и работники фирмы;
+4) все перечисленное верно.
223. В теории управленческой мысли факторы внешней среды становятся предметом анализа:
2) в конце 50-х годов;
+3) в середине 70-х годов;
4) все ответы неверны.
224. Сильные стороны организации — это:
1) любые виды ее деятельности;
2) квалифицированный персонал;
3) ресурсы, которые она контролирует;
+4) внутренние факторы, определяющие ее успех.
225. Слабые стороны организации — это:
1) узкий ассортимент выпускаемой продукции;
2) финансовые трудности;
+4) внутренние факторы, приводящие к ее провалу.
226. Благоприятные возможности организации — это:
1) получение льготного кредита;
2) освоение новых рынков сбыта;
3) назначение нового компетентного руководителя;
+4) положительные факторы внешней среды.
227. Угрозы организации — это:
1) ужесточение законов по охране окружающей среды;
+3) отрицательные факторы внешней среды;
4) глобализация экономических процессов.
228. Метод оценки среды «5 х 5» включает:
+1) пять вопросов о пяти факторах внешней среды;
2) анализ пяти внутренних переменных организации и пяти внешних факторов среды;
3) анализ пяти сильных и пяти слабых сторон организации;
4) все ответы неверны.
229. SWOT-анализ используется для оценки:
1) сильных и слабых сторон организации;
2) возможностей и угроз организации;
+3) среды организации с целью определения ее стратегии;
4) все ответы неверны.
230. Основными характеристиками внешней среды являются:
1) взаимозависимость факторов внешней среды;
2) изменчивость и сложность внешней среды;
+3) неопределенность факторов внешней среды;
4) все ответы верны.
231. Внутренняя среда организации — это:
1) капитал, технология, люди;
2) нельзя дать точное определение, так как каждая организация имеет свой набор компонентов;
+3) часть общей среды, которая находится в рамках организации;
4) все перечисленное неверно.
232. Наиболее типичными слабыми сторонами организации являются:
1) нехватка производственных мощностей и устаревшее оборудование;
2) низкое качество трудовых ресурсов;
+3) денежные трудности;
4) устаревшая продукция;
5) все перечисленное верно.
233. Понятие «культура организации» включает:
+1) приятные манеры и правильную речь сотрудников;
2) высокий уровень образования персонала;
3) дружный, сплоченный коллектив;
4) ценности, убеждения, установки и образ поведения, принятые в организации.
234. К факторам прямого воздействия относятся:
1) поставщики, потребители, конкуренты, законы и государственные органы, контактные аудитории;
2) международные события, состояние экономики, социокультурные факторы;
3) реформирование и реструктуризация российских предприятий
+3) все ответы неверны.
235. К факторам косвенного воздействия относятся:
1) все факторы, оказывающие влияние на организацию;
2) правительственные учреждения;
3) состояние экономики, политические и социокультурные факторы, научно-технический прогресс, глобализация;
+4) все ответы неверны.
236. К первым традиционным механизмам мотивации в научном менеджменте Ф.У. Тейлора относят (выберите несколько):
1) концепцию разноуровневых потребностей работника;
+2) программу «достигающего рабочего»;
3) специальное повышение по службе и перевод в другую категорию;
+4) разработку условий, определяющих мотив достижения;
5) выделение важнейших инстинктов, определяющих предпринимательский успех.
237. Современные теории мотивации принято делить:
1) только на теории процесса;
+2) на две принципиально различные группы;
3) на четыре принципиально различные группы;
4) только на теории содержания.
238. Критерий «доминирование неудовлетворенных потребностей над удоветворенными» указал:
239. По схеме, которую предложил Ф. Герцберг, «факторами контекста» являются (выберите несколько):
+1) способ и стиль управления, способ контроля со стороны руководства;
+2) условия труда (комфорт, шум, освещенность и т.д.);
3) личная ответственность;
+4) заработок, статус;
5) продвижение по службе.
240. В теории Ф. Герцберга предложены следующие мотиваторы (выберите
+1) возможность роста;
+2) достижение, квалификация и признание успеха;
3) уверенность/неуверенность в стабильности работы
+4) работа как таковая, интерес к работе и заданию;
5) политика организации и администрации, правила, распорядок и режим
241. Кто добавил следующие пять мотиваций:
1) многообразие предъявляемых работой требований как в отношении менеджеров, так в отношении рядовых работников; 2) ясность задачи содержания труда; 3) представление о значимости задачи в системе организации, предприятия, экономики и в социуме; 4) наличие обратной связи; 5) самодеятельность?
242. Насколько работа обеспечивает свободу и независимость работника; при выработке графика выполнения работы и действий, используемых для достижения нужного результата, — это:
4) разнообразие умений и навыков;
5) целенаправленность, целостность работы.
243. В теории ожиданий В. Врум среди факторов, мотивирующих работника к достижению результата, выделил следующие (выберите несколько):
1) приоритетность неудовлетворенных потребностей;
2) две группы потребностей (факторов мотивации);
+4) положительная или отрицательная валентность;
244. Показатель, в наибольшей степени характеризующий эффективность системы технического контроля, — это:
1) количество работников контрольной службы;
2) количество случаев выявления брака;
+3) количество полученных рекламаций;
4) количество дел, выигранных в арбитражном суде по искам потребителей в связи с несоблюдением требований по качеству поставленной продукции.
245. Служба, в компетенцию которой входит контроль финансовых коэффициентов:
1) коммерческая служба;
+2) финансовая служба;
3) служба маркетинга;
4) служба зашиты коммерческой тайны.
246. Служба, в компетенцию которой входит текущий контроль и регулирование материальных запасов:
+1) служба логистики;
2) служба маркетинга;
3) диспетчерская служба;
4) служба бухгалтерского учета.
247. Формы осуществления контроля в качестве функции менеджмента (выберите несколько):
+1) контроль стоимости;
+2) текущий контроль;
3) функциональный контроль;
+4) предварительный контроль.
248. Вид контроля, потенциально заключающий в себе санкции по отношению к организации в целом:
1) функциональный контроль;
2) внутренний контроль;
3) заключительный контроль;
+4) внешний контроль.
249. Система контроля в организации должна удовлетворять следующим условиям (выберите несколько):
+1) обеспечивать достижение целей организации;
+2) предотвращать недопустимые отклонения от установленных стандартов;
3) обеспечивать неотвратимость взысканий за допущенные ошибки;
4) предусматривать безусловное возмещение ущерба, причиненного ошибочными действиями.
250. Укажите неправильные утверждения: несколько ответов
+1) с делегированием полномочий подчиненному работнику приходится отвечать за возможные упущения перед топ-менеджментом;
2) с делегированием полномочий на нижний уровень ответственность за возможные ошибки, допущенные этим подчиненным, сохраняется за руководителем, осуществившим делегирование;
3) делегирование полномочий позволяет снизить рабочую нагрузку на руководителя, но потенциально требует усилить его внимание к процедурам контроля;