Урарту что это значит
Урарту
Урарту — это древнее государство в юго-западной Азии. Располагалось оно на территории Армянского нагорья (современные Армения, восточная Турция и северо-западный Иран). Как союз племен Урарту существовало с XIII века до нашей эры, а как государство с VIII века до нашей эры.
Археологические материалы настолько скудны, что вопрос о происхождении жителей Урарту остается невыясненным, тем более отсутствовала письменность, по которой тоже можно было бы что-нибудь выяснить. Исследователи считают, что среди населения Урарту были как оседлые, так и кочевые племена.
Древнейшее известное упоминание Урарту встречается в надписях ассирийского царя Салманасара I. Из текстов можно сделать вывод, что Урарту постоянно воевало с ассирийцами, которые преследовали грабительские цели, в частности, они угоняли скот и воровали разные ценности.
Армянское нагорье было богато природными ценностями, и грех было не организовать в этом регионе государство. Однако возможность создать здесь государство появилась лишь в железном веке. Почему именно в железном веке? спросите вы. Потому что местное население только тогда смогло эффективно противостоять грозной Ассирии, когда технология обработки камня железными орудиями позволила возвести многочисленные оборонительные крепости на Армянском нагорье. Именно бесконечные набеги ассирийцев и способствовали тому, что «племена Наири» объединились в единое и сильное государство.
В IX веке до нашей эры произошли последние успешные походы ассирийцев против Урарту. Предводителем ассирийцев в это время был Салманасар III, который разрушил города Сугунию и Арзашку и успешно продвигался вглубь Урарту. К концу IX века ассирийцы успешно воевали лишь на южных участках Урарту.
Именно в это время начинает формироваться урартская царская династия, и первым правителем Урарту был Арама. Однако основная династия Урарту была, предположительно, основана представителем другого рода или племени Сардури I (сыном Лутипри). Он стал царем Урарту около 844 года до нашей эры. Резиденция царей находилась в городе Тушпа, на берегу озера Ван.
С середины IX века Урарту становится самым могущественным государством Передней Азии. После Сардури I власть перешла к его сыну Ишпуини. В период его правления границы Урарту были значительно расширены, появилась урартская клинопись.
Когда на престол ступил сын Ишпуини Менуа, на территории Урарту начались массовые строительные работы. Были сооружены крепости, которые защищали подступы к Вану, дворцы и храмы, а также канал, который снабжал водой город Тушпу. Во время правления в Урарту Менуа в Ассирии правила царица Семирамида. В это время не было ни войн, ни нападений со стороны ассирийцев на Урарту, наоборот, Ассирия оказала культурное влияние на Урарту. При жизни Менуа многие постройки связывали с его именем, а после го смерти они стали связываться с именем Семирамиды, как построенные в ее время.
Границы Урарту на запад все расширялись, что, в конце концов, привело к тому, что торговые пути из Ассирии в Малую Азию оказались под контролем урартов. Конечно же, Ассирия была недовольна такой обстановкой. В результате ассирийский царь Салманасар IV из десяти лет своего правления шесть потратил на походы против Урарту. В Урарту к этому времени у власти находился сын Менуа Аргишти, который вышел победителем из войны с ассирийцами.
Аргишти I сменил его сын Сардури II. Он продолжил дело отца, совершив походы, расширяя дальше границы страны.
В VIII веке до нашей эры на престол Ассирии взошел Тиглатпаласар III. Он сразу же начал войну против Урарту. Ассирийский царь хотел вернуть контроль над торговыми путями в Малую Азию. В результате решающего сражения на западном берегу Евфрата ассирийцы разбили урартскую армию и захватили большое число пленных и различные трофеи. Таглатпаласар III не остановился на этом, он двинулся вглубь Урарту.
Сардури II погиб при невыясненных обстоятельствах. Государство Урарту частично распалось. Многие завоеванные ранее племена подняли восстания против центральной власти. На престол Урарту вступил Руса I, которому несмотря ни на что удалось сохранить государственность Урарту. Он подавил мятежи, и долгое время мудро избегал войны с Ассирией. Во время правления в Ассирии Салманасара V между Урарту и ассирийцами установилось перемирие. Руса I отстроил новую столицу Урарту Русахинили.
Урарту
Полезное
Смотреть что такое «Урарту» в других словарях:
Урарту — государство в Передней Азии, древнейшее на территории СССР. В период своего могущества (VIII VI вв. до н. э.) охватывало всё Армянское нагорье (ныне часть территории СССР, Турции, Ирана, Ирака). В искусстве Урарту перерабатывались в… … Художественная энциклопедия
Урарту — (Тюмень,Россия) Категория отеля: 3 звездочный отель Адрес: Улица Молодежная 76, Тюмень, Росси … Каталог отелей
УРАРТУ — УРАРТУ, государство 9 6 вв. до нашей эры на территории армянского нагорья (в том числе территория современной Армении). Столица Тушпа. В 13 11 вв. до нашей эры союз племен. Расцвет конец 9 1 я половина 8 вв. до нашей эры (цари: Менуа, Аргишти I,… … Современная энциклопедия
УРАРТУ — древнее государство 9 6 вв. до н. э. на территории Армянского нагорья (в т. ч. территория совр. Армении). Столица Тушпа. В 13 11 вв. до н. э. союз племен. Расцвет кон. 9 1 я пол. 8 вв. до н. э. (цари: Менуа, Аргишти I, Сардури II и др.). Вело… … Большой Энциклопедический словарь
урарту — сущ., кол во синонимов: 3 • государство (36) • племя (116) • урарты (1) Словарь синонимов ASIS … Словарь синонимов
Урарту — Арарат Географические названия мира: Топонимический словарь. М: АСТ. Поспелов Е.М. 2001 … Географическая энциклопедия
Урарту — УРАРТУ, государство 9 6 вв. до нашей эры на территории Армянского нагорья (в том числе территория современной Армении). Столица Тушпа. В 13 11 вв. до нашей эры союз племен. Расцвет конец 9 1 я половина 8 вв. до нашей эры (цари: Менуа, Аргишти I,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Урарту — У этого термина существуют и другие значения, см. Урарту (значения). Урарту (Арарат, Биайнили, Ванское царство, урартск. KURbi a i na, арм. Ուրարտու, тур. Urartu, перс. اورارتو) древнее государство в юго западной Азии, располагавшееся на… … Википедия
УРАРТУ — (ассир.; урартск. Биайнили, библейск. царство Арарат ) государство в Передней Азии в 9 6 вв. до н. э., охватывавшее в период своего могущества все Армянское нагорье (ныне территория, входящая в пределы СССР, Турции и Ирана). Осн. население У.… … Советская историческая энциклопедия
Урарту — (ассир. название; урартское – Биайнили, библейское – «царство Арарат») государство в Передней Азии в 9–6 вв. до н. э., охватывавшее в период своего могущества всё Армянское нагорье (ныне территория, входящая в пределы СССР, Турции и… … Большая советская энциклопедия
Урарту
Полезное
Смотреть что такое «Урарту» в других словарях:
Урарту — государство в Передней Азии, древнейшее на территории СССР. В период своего могущества (VIII VI вв. до н. э.) охватывало всё Армянское нагорье (ныне часть территории СССР, Турции, Ирана, Ирака). В искусстве Урарту перерабатывались в… … Художественная энциклопедия
Урарту — (Тюмень,Россия) Категория отеля: 3 звездочный отель Адрес: Улица Молодежная 76, Тюмень, Росси … Каталог отелей
УРАРТУ — УРАРТУ, государство 9 6 вв. до нашей эры на территории армянского нагорья (в том числе территория современной Армении). Столица Тушпа. В 13 11 вв. до нашей эры союз племен. Расцвет конец 9 1 я половина 8 вв. до нашей эры (цари: Менуа, Аргишти I,… … Современная энциклопедия
УРАРТУ — древнее государство 9 6 вв. до н. э. на территории Армянского нагорья (в т. ч. территория совр. Армении). Столица Тушпа. В 13 11 вв. до н. э. союз племен. Расцвет кон. 9 1 я пол. 8 вв. до н. э. (цари: Менуа, Аргишти I, Сардури II и др.). Вело… … Большой Энциклопедический словарь
урарту — сущ., кол во синонимов: 3 • государство (36) • племя (116) • урарты (1) Словарь синонимов ASIS … Словарь синонимов
Урарту — Арарат Географические названия мира: Топонимический словарь. М: АСТ. Поспелов Е.М. 2001 … Географическая энциклопедия
Урарту — УРАРТУ, государство 9 6 вв. до нашей эры на территории Армянского нагорья (в том числе территория современной Армении). Столица Тушпа. В 13 11 вв. до нашей эры союз племен. Расцвет конец 9 1 я половина 8 вв. до нашей эры (цари: Менуа, Аргишти I,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Урарту — У этого термина существуют и другие значения, см. Урарту (значения). Урарту (Арарат, Биайнили, Ванское царство, урартск. KURbi a i na, арм. Ուրարտու, тур. Urartu, перс. اورارتو) древнее государство в юго западной Азии, располагавшееся на… … Википедия
Урарту — древнее государство IX VI вв. до н. э. на территории Армянского нагорья (в том числе территория современной Армении). Столица Тушпа. В XIII XI вв. до н. э. союз племён. Расцвет конец IX первая половина VIII вв. до н. э. (цари: Менуа, Аргишти I … Энциклопедический словарь
УРАРТУ — (ассир.; урартск. Биайнили, библейск. царство Арарат ) государство в Передней Азии в 9 6 вв. до н. э., охватывавшее в период своего могущества все Армянское нагорье (ныне территория, входящая в пределы СССР, Турции и Ирана). Осн. население У.… … Советская историческая энциклопедия
УРАРТУ
Полезное
Смотреть что такое «УРАРТУ» в других словарях:
Урарту — государство в Передней Азии, древнейшее на территории СССР. В период своего могущества (VIII VI вв. до н. э.) охватывало всё Армянское нагорье (ныне часть территории СССР, Турции, Ирана, Ирака). В искусстве Урарту перерабатывались в… … Художественная энциклопедия
Урарту — (Тюмень,Россия) Категория отеля: 3 звездочный отель Адрес: Улица Молодежная 76, Тюмень, Росси … Каталог отелей
УРАРТУ — УРАРТУ, государство 9 6 вв. до нашей эры на территории армянского нагорья (в том числе территория современной Армении). Столица Тушпа. В 13 11 вв. до нашей эры союз племен. Расцвет конец 9 1 я половина 8 вв. до нашей эры (цари: Менуа, Аргишти I,… … Современная энциклопедия
УРАРТУ — древнее государство 9 6 вв. до н. э. на территории Армянского нагорья (в т. ч. территория совр. Армении). Столица Тушпа. В 13 11 вв. до н. э. союз племен. Расцвет кон. 9 1 я пол. 8 вв. до н. э. (цари: Менуа, Аргишти I, Сардури II и др.). Вело… … Большой Энциклопедический словарь
урарту — сущ., кол во синонимов: 3 • государство (36) • племя (116) • урарты (1) Словарь синонимов ASIS … Словарь синонимов
Урарту — Арарат Географические названия мира: Топонимический словарь. М: АСТ. Поспелов Е.М. 2001 … Географическая энциклопедия
Урарту — УРАРТУ, государство 9 6 вв. до нашей эры на территории Армянского нагорья (в том числе территория современной Армении). Столица Тушпа. В 13 11 вв. до нашей эры союз племен. Расцвет конец 9 1 я половина 8 вв. до нашей эры (цари: Менуа, Аргишти I,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Урарту — У этого термина существуют и другие значения, см. Урарту (значения). Урарту (Арарат, Биайнили, Ванское царство, урартск. KURbi a i na, арм. Ուրարտու, тур. Urartu, перс. اورارتو) древнее государство в юго западной Азии, располагавшееся на… … Википедия
Урарту — древнее государство IX VI вв. до н. э. на территории Армянского нагорья (в том числе территория современной Армении). Столица Тушпа. В XIII XI вв. до н. э. союз племён. Расцвет конец IX первая половина VIII вв. до н. э. (цари: Менуа, Аргишти I … Энциклопедический словарь
Урарту — (ассир. название; урартское – Биайнили, библейское – «царство Арарат») государство в Передней Азии в 9–6 вв. до н. э., охватывавшее в период своего могущества всё Армянское нагорье (ныне территория, входящая в пределы СССР, Турции и… … Большая советская энциклопедия
Урарту
Араик Степанян.
Для изучения вопроса прародины чеченцев мы выбрали простую тактику, а именно: если нахско-дагестанский язык синокавказской группы формировался в Армянском Нагорье, то есть прямой резон там и искать корни народа нохчий.
Прежде всего, следует разобраться в историческом содержании термина «Урарту», и этнонимах «вайнахи» и «нохчий».
Для изучения вопроса прародины чеченцев мы выбрали простую тактику, а именно: если нахско-дагестанский язык синокавказской группы формировался в Армянском Нагорье, то есть прямой резон там и искать корни народа нохчий. Предки чеченцев, согласно историческим, археологическим и лингвистическим данным, имели несомненное генетическое родство с древнейшим населением не только всего Кавказа, но и Передней Азии. Культурные и языковые связи чеченцев прослеживаются с цивилизацией междуречья Тигра и Евфрата, с хуррито-урартской общностью, с басками, хеттами, этрусками и т. д. Однако исследователи генезиса нохчий не дают ответа на вопрос: когда и откуда началась миграция древних вайнахов на Кавказ? Именно на эти вопросы мы попытаемся дать ответ.
Прежде всего, следует разобраться в историческом содержании термина «Урарту», и этнонимах «вайнахи» и «нохчий».
Государство Урарту, оно же Арарат – столица Ван или Биайна, – с точки зрения сторонников «теории Урарту», существовало около 350 лет на территории Армянского Нагорья. По той же теории «урартийцев» заменили армяне и создали свое государство Армения. Однако эта теория дала серьезные трещины после того, как чех Берджик Грозный (во второй половине 20 века) расшифровал хеттскую клинопись и прочитал богатейшие царские архивы хеттской столицы Хаттушаш. В этих документах совершенно определенно и недвусмысленно повествовалось о государстве на территории Армянского Нагорья – Хайаса, которое находилось в то же время и на том же месте, где и Урарту. Очевидно, что не могли существовать два государства в одно и то же время и на том же самом месте. Ученые сделали вывод, что Урарту соответствует географическое название Арарат (в Библии так и упоминается – «царство Араратское») (Иеремия 51: 27), но не как название этноса.
Название «Урарту» – ассирийское, в переводе с армянского – Арарат. Оно обозначает территорию по местному географическому названию. Ассирийцы Армению называли «Урарту» или «Арарту», персы – «Армина», хетты – «Хайаса», аккады «Армани». Здесь следует упомянуть, что сами себя армяне называют – хайами.
Какое отношение имеют вайнахи к Армении?
На основании исследований В.И. Иллича-Свитыча и А.Ю. Милитарёва, ряда других крупных лингвистов, при соотнесении их данных с археологическими материалами, в частности А.К. Векуа, фундаментальными работами Т. Гомбрелидзе и В. Иванова, А. Арорди, М. Гавукчяна и др., можно прийти к следующим выводам относительно происхождения и расселения представителей древнейшего этноязыка вайнахов.
В пределах XXX-XXV тыс. до н.э. осуществляется первичная дифференциация гипотетической восточно-средниземноморско-переднеазиатской праэтноязыковой общности людей начала верхнего палеолита на несколько этноязыковых массивов, среди которых в настоящее время более-менее отчетливо просматриваются три:
1) Ностратический – с ареалом становления в пределах Закавказья, Южного Прикаспия, Загроса и прилегающих к ним областей (в настоящее время в него включают языковых предков индоевропейских, уральских, алтайских, картвельских и эламодравидских народов). Здесь стоит отметить новую работу А. Арорди «Генезис Айа», где автор этим ностратическим языком называет язык айа.
2) Афразийский – между средним Евфратом и Нижним Нилом, с центром в Палестине, Заиорданье и Сирии (от него происходят языковые предки семитских народов, древних египтян, а также носители современных берберско-туарегических, чадских, кушитских и омотских языков северной половины Африки).
3) Синокавказский – в пределах Армянского Нагорья и Анатолии – Армянская Месопотамия (с ним генетически связываются не только древние и некоторые современные языки Средиземноморья и Кавказа, такие как баскский, этрусский, хеттский, хуррритский, «урартский», абхазо-адыгейские и нахско-дагестанские, в частности чеченский, лезгинский и пр., но и, как ни странно, языки сино-тибетской группы, в том числе и китайский).
Праностратическая общность в ее современном понимании складывалась на Армянском Нагорье. Из ее юго-восточной части потомки представителей западного ареала синокавказской общности в течение IX – VI тыс. д.н.э. распространяются по всему Северному Средиземноморью, Балкано-Дунайскому региону, Причерноморью и Кавказу. Их реликты известны как баски в Пиренеях и адыгейцы или чеченцы в горах Кавказа.
Северными соседями древних семитов были носители древнеанатолийско-северокавказских языков, представленные, главным образом, двумя ветвями западной, хеттской – в Малой Азии (с ответвлениями на Северном Кавказе в виде языковых предков абхазо-адыгейских народов), и восточной, хурритской – на Армянском Нагорье (с ответвлениями на Северном Кавказе в виде предков нахско-дагестанских народов).
Таким образом, лингвисты утверждают, что нахско-дагестанский язык формировался в Армянском Нагорье, значит, языковые сходства армянского и вайнахского каким – то образом должны отражаться в их географических названиях.
«Нах» по армянски «начало»
На основе анализа топонимических названий Армении, Чечни, Ингушетии можно определить регионы (губернии) в Армении, откуда вышли первые нохчий и двинулись на Северный Кавказ.
Возьмем чеченское селение Хой. По-армянски это слово означает – дикий баран, овен. В этом слове примечательно то, что от него, по мнению О. Пиликяна, происходит самоназвание армян – хай, таким переходом хой-хоай-хай. Существуют еще три версии о происхождении этнонима хай. Армянский город Хой – бывший Гер, а по данным Авесты – Вер, который арии построили в стране Ар – Мана, находился в исторической Армении – область Васпуракан. Сегодня Хой находится на территории Ирана.
Есть большое сходство между чеченским селением Эрзи и армянскими городами Алзи, Арзни, Арзан, Эрзрум и Ерзнка. На мой взгляд, чеченское селение Эрзи имеет родственные связи с армянским Алзи.
Приведу лишь несколько названий чеченских селений, которые схожи с именами городов и племён Армении.
Армхи Арме, Урме, Архи
Скажем сразу, что мы не согласны с А. П. Берже, который слово «нохчий» выводит от чеченского «нахчи», означающего сыр. То есть люди, изобилующие сыром.
Название «вайнах» имеет значение этнической общности, куда входили чеченцы, ингуши и бацбийцы. Слово «вайнах» состоит из двух корней – «вай» и «нах». В слове «нохчо» тоже есть корень «нох». Согласно исследованиям Ю. Дешериева, древнейшей формой слова «нохчо» было «нахча», с чем мы охотно соглашаемся. Однако, что же означает слово – «нахча»? Есть несколько толкований этого слова:1) армянское толкование, где слово «нах» происходит от библейского Ноя, который после всемирного потопа спустился с горы Арарат. Место, где он поселился, называется – Нахиджеван (Нахчаван на старом армянском), который означает место (ван), куда спустился (идж или эдж) Ной (Нах).
Сущностная ошибка ряда исследователей заключается в том, что армянское слово «нахчаматеанк» они пытаются толковать в чеченской этимологии, что, на наш взгляд, в корне не верно. Таким образом, ассирийцы перевели армянское слово Арарат на свой язык, и на свет появилось новое государство «Урарту». Так, например, К.П. Патканов слово «нахчаматяны» разбил на три части: «нахча», «мат», «яны» (суффикс множественного числа древнеармянского языка). Он считает, что «нахча» соответствует вайнахам, а «мат» означает язык по – чеченски.
Поэтому, чтобы понять суть слова «нахчаматсанк» его следует толковать в армянской этимологии. Первая часть в слове «нахчаматсанк» и «нахчаматеанк» уже нам известно: «нахча» – «праотец, предок», или «народ», а вот вторая часть: «матеанк» и «матсанк» – это название и племени и области Матян в исторической Армении, на юге озера Урмия. А на северо-западе озера Ван жили племена мардуцайки (марды). Возьмем название «нохчимохк»: «нохчи» – «мохк». На юге озера Ван есть армянское княжество Мокк, это означает – предки из Мокка. Остановимся на ряде других примеров сходства названий армянских и вайнахских селений и городов, которые соседствуют друг с другом. Опорным пунктом обозначаем княжество Вайк (Вай-нах) и по часовой стрелке спустимся вниз. На юге Вайка находится губерния Нахчаван (Нохчо).
На западе от Нахчавана крепость Шот (Шатой). От Нахчавана спускаемся к озеро Урмия (Армхи) – Капутан – Матиана, не доходя до озера прямо по курсу город Хой (Хой), он же Гер. На юге озера Урмия княжество Матян (матянк, нахча-матянк). Этот список можно продолжить. Таким образом, напрашивается вывод, что, во-первых, слово «вайнахи» указывает этническое происхождение. Во-вторых, слово «нахчаматеанк» и «нахчаматсанк» или «нахчамохк» указывают место их прародины, то есть из каких мест они эмигрировали на Кавказ. Таким образом, слово «вайнах»- понятие этническое, а «нахчаматянк», «нахчамтсанк» и «нахчамохк» – географическое. Когда вайнахи эмигрировали из Армении?
Обратимся к баскским источникам.
В 1927г. выходит на свет книга Бернардо Эсторнес Ласая: «Долина Ронкала», где он пишет: «По священным писаниям, после всемирного потопа мир разрушился, и спасся только Ной и его семья. У Ноя появился внук от сына Иафета, которого звали Тубал.
Жили они в Азии, в стране по имени Армения, когда началось строительство знаменитой башни Вавилона, по той причине смешались языки и от этого, по мнению одного автора, появился язык басков. Непонимание языков людей заставило скитаться по миру.
Праотец Тубал, которого еще звали Аитор, означающее что-то похожее на «праотец басков», вместе с армянами держал путь к западным краям Европы для проживания.
«Задерживаясь долгие годы на Кавказе, они решают продолжить свой прерванный путь – всегда на Запад».
Как видно из вышесказанного, баски считают своей прародиной Армению. В целом, по теме басков существует немало спорных моментов, но мы здесь не будем на них останавливаться. Скажем лишь, что в Испании огромное количество баскских названий, схожих с армянскими. Басковеды Испании и Армении нашли свыше 400 баскских слов, которые в армянском языке имеют идентичный смысл.
Следует отметить, что эмиграция из Армянского Нагорья на Кавказ происходила по нескольким этапам.
Второй этап – III – I тыс. д.н.э., арийская эпоха, когда у армян главный бог – Ар или Ара (Ардини), у славян Яр – Ярило, у вайнахов – Ерды.
Третий этап – это где-то с VI века д. н.э. В это время в Закавказье появились разные кочевые народы, которые являлись преградой на пути из Армении на Кавказ.
Уже в VII веке нохчий выступают под именем «нахчаматянк». О них армянский историограф Г. Алишан пишет, что они очень похожи на армян, со своими адатами, обрядами, танцами, мелодичными песнями, жертвоприношениями, поклонениями деревьям и т.д. Не все материалы про вайнахов, которые находятся в Матенадаране (крупнейшее книгохранилище древних рукописей в Ереване), изучены. Они ждут своих исследователей.
Частые вторжения разных кочевых племен на Кавказ – тюрков, хазар, монголов и др. – нарушали спокойную (относительно) жизнь вайнахов. Какая задача встала в этот период перед нохчий? Главная – выжить, не раствориться среди кочевых народов, сохранить свою самобытность, обычаи, адаты и т. д. Для этого они поднялись в горы. В горах они находились в относительной безопасности. Именно замкнутая жизнь в горах стала причиной отсутствия государственности вайнахов. Они при угрозе извне объединялись против врагов, отбивались и далее жили у себя в горах. Точно так же, как и армяне, отбивались от врагов. От аккадских и ассирийских царей мы узнаем, что когда они шли на Армению, то против них выступили около 60 племенных союзов.
На территории вайнахов жило много других народов: тюрки, иудеи, монголы и др., и закономерно кровосмешение. Встал вопрос: как определить, кто есть кто? Ответ очень прост: по семенам (чеч. – тукхуму, арм.- тохум, тахум), по родам (тейпам), то есть, по ним определяли свое место в обществе – «свой» или «чужой». Вот тогда и появились жестокие и изнуряющие обычаи кровной мести. У армян вместо понятия тейпа были князя (нахарары), и между ними была вражда. Причиной вражды становилась кровь, опять же семена – тукхуму. Армянские князья не признавали ни чистокровных князей, ни тем более тех, кто претендовал на царский престол. И вот, пока они между собой решали, кто из них чистокровный, вначале персы с византийцами покорили Армению, а потом арабы, монголы и турки. До сих пор в Чечне вопрос тейпов имеет большое значение. Посторонним трудно понять значение и место тейпов в общественно-политической жизни Чечни. Только сами чеченцы могут определить внутри себя, кто есть кто.
Четвертый этап – это XV-XVI век, когда принявшие ислам армяне из Османской империи (исторической части Армении) переходят в Персию, а оттуда уже в Чечню. Про этих армян очень красноречиво пишет армянский историк Лео. Это несколько армянских «тейпов» из гор Санасунк, которые занимались грабежом турецких налоговых служб. Это происходило таким образом: турки когда проходили по их ущельем за сбором налогов, то их беспрепятственно пропускали, а когда они, собрав налоги, возвращались, то на них нападали и грабили. Наказать или поймать их было невозможно, потому что они не имели постоянного дома, их домами были горы. Поэтому турецкий султан дал команду обходить этот район
В конце хочу отметить, что еще недостаточно основательно изучена связь вайнахов с Армянским Нагорьем. И этот тезис не ставит под сомнением теорию об автохтонности вайнахов. По той простой причине, что когда первые нохчий пришли на Кавказ, там не было жителей, потому что эта территория находилась под водой Каспия. Но это уже другая тема.
От составителя.
Отдельные утверждения армянского ученого не бесспорны. Одно очевидно: на территории современных Армении, Турции во всей Передней Азии до границы с древним Египтом в доисторические времена господствующими были хуррито-урартские племена – прямые предки сегодняшних вайнахов. Это также подтверждается Майкопским и Куро-Аракским археологическими культурами, ареал распространения которых достигает предгорий Северного Кавказа.