Урок что такое песня
Конспект урока по музыке на тему «Песня»
I . Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Сегодня я проведу у вас урок музыки. Меня зовут Анастасия Викторовна. Пожалуйста, настройтесь, сегодня у нас будет очень интересная тема. Садитесь.
II . Актуализация знаний.
Кто мне напомнит, о чём вы говорили на прошлом уроке?
А что же такое три «кита» в музыке?
Совершенно верно, молодцы. И сегодня мы с вами подробно поговорим о песне.
III . Изучения нового материала.
Ребята, сегодня мы с вами поговорим о песни.
Песня – это душа музыки, это самый популярный жанр вокально-инструментальной музыки. Песни делятся на две категории: народные и композиторские песни.
Народные песни слагались веками, они помогали крестьянам в работе, их пели во время обрядов, праздников и траурных дней. Изначально, песни служили для сопровождения свадьбы, похорон, рождения ребенка, уборки урожая. Со временем назначение песни изменилось. Люди сочиняли и пели песни, когда им было весело или грустно, когда они работали или отдыхали. Любой человек мог изменить слова или мелодию песни в зависимости от его желания. Народная песня передавалась из поколения в поколение, переносилась из города в город бродячими музыкантами, поэтому за несколько лет она могла изменяться несколько раз.
Народные песни делятся на две группы. Они бывают обрядовыми и необрядовыми.
Обрядовые песни сопровождают определенные ритуалы: свадебные песни, песни, исполняющиеся при рождении ребенка, песни, сопровождающие земледельческие обряды.
Необрядовые песни – это песни, которые поют на вечерках, на беседах. Они не сопровождают обряды. Основное назначение народной песни – выражать разнообразные эмоции, переживания народа.
Тематика народных песен весьма разнообразна. Бывают песни о любви, о тяжелой крестьянской доле, о труде.
Существуют образцы народной музыки, которые передаются из поколения в поколение. Народные песни исполняются как сольно, так и хором. Многоголосие каждого народа, гармония народных песен уникальна.
Композиторская песня – это профессиональное вокально-инструментальное сочинение. В отличие от народной песни, композиторская доходит до нас в первозданном виде, даже если она была написана 100-200-300 лет назад. Композиторы писали музыку на стихи профессиональных поэтов, поэтому, композиторскую песню еще называют «профессиональной песней».
При каких жизненных обстоятельствах может звучать песня?
А сейчас мы на уроке познакомимся с песней «Дон-дон», которую написал русский народ.
Какая песня может быть здесь?
Какое настроение у героев сказки?
Давайте, сейчас мы с вами разучим песню «Дон-дон».
«Пусть всегда будет солнце»
Бывают песни радостные, вот вы хотите, чтобы в вашей жизни было что всегда?
Чтобы было солнце, был свет, была радость, была рядом кто?
И чтобы вы всегда были здоровыми и счастливыми.
Вот и композитор Аркадий Островский сочинил эту песню.
Увидев однажды как мальчик нарисовал солнечный круг, и Аркадий Островский написал песня «солнечный круг, небо вокруг, это рисунок мальчишки» это песня облетела весь мир, она звучит и на русском и на английском, и на других языках мира, это слова которые идут именно от вас, от детей, которые исполняют эту песню.
А теперь давайте разучим 1 куплет.
Это рисунок мальчишки.
Повторите про себя.
Выстроимся на первом звуке.
Послушайте следующие строчки.
И подписал в уголке.
Повторите про себя.
Теперь давайте повторим обе фразы.
Теперь разучим припев.
Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я!
Еще бывают различные обстоятельства, при которых звучат песни, и песни бывают не всегда веселые.
Композитор Ван Людвиг Бетховен писал одну из таких песен, которая сопровождала музыканта шарманщика со зверьком сурком, и этот зверек был самым лучшим другом, он сопровождал его везде и всюду, он даже делился с ним последним хлеба, он был ласков с ним, и поэтому очень дружил с этим маленьким зверьком. Вот и это песня можно сказать, что она нежная и очень грустная «Сурок».
Понравилось ли вам?
В средине 1800- х годов Бетховен добился всеобщего уважения и признания. В связи с проблемами со слухом, в 1808 году Бетховен дал свой последний концерт. К 1814 году Бетховен стал полностью глухим.
Умер Людвиг ван Бетховен 26 марта 1827 года в Вене в Австрии. Проститься с известным композитором пришло около двадцати тысяч человек.
Пожалуй, основной темой творчества Бетховена можно назвать идею героической борьбы за свободу, созвучную революционной эпохе. Вместе с тем его музыка передаёт и тончайшие лирические переживания.
Итак, ребята. Кто напомнит мне, чем мы сегодня занимались? Что мы делали на уроке?
Какие же виды песни вы вспомнили?
Очень хорошо, молодцы.
А кто написал песню «Сурок»?
Итак, ребята. Оцените свою работу на уроке. Кто считает, что он трудился, ему было всё интересно, похлопайте в ладоши! А поднимите руки те, кто был не очень активным, сонным, вялым и мало что запомнил? Опустите руки.
Хорошо. Спасибо вам за урок, вы были внимательными, помогали мне и хорошо поработали!
Сценарий открытого урока музыки. «Что такое «песня».
Светлана Васильева
Сценарий открытого урока музыки. «Что такое «песня».
План-конспект открытого урока на республиканский методический фестиваль «Современный урок музыки».-
МОУ «Эльбарусовская СОШ» Мариинско-Посадского района Чувашской Республики, 2011
Тема урока: «Что такое песня»
Тип урока: закрепление.
Структура: комбинированный урок.
Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, доска.
Музыкальный инструмент: фортепиано.
Наглядный материал: фотоизображения композиторов, тексты.
Цель урока: закрепить понятия «жанр», « виды песен».
Обучающая цель: закрепить навыки анализа характеров музыкальных произведений.
Развивающая цель: способствовать формированию познавательной активности и интереса в процессе изучения учебного материала, расширять интерес учащихся к предмету и смежным дисциплинам.
Воспитательная цель: формирование эмоционального отношения к музыке на основе ее восприятия.
Ход урока
Учащиеся входят в класс под музыку «Осенней песни» из цикла фортепианных пьес «Времена года» П. Чайковского.
Учитель (читает стихи):
Ни слова…И только мельканье
Бегущих по клавишам рук,
Невидимых струн рокотанье,
За звуком взлетающий звук.
Ушло, отшумело ненастье,
И слышно, как бьются сердца…
И все это – песня о счастье,
Которой не будет конц а.
— Добрый день, ребята! Сегодня наш урок будет посвящен песне и видам песен. Знаете ли вы, что такое песня? (Ответы учащихся) Песня, пожалуй, появилась вместе с человеком. Сохранились песни и наигрыши, которые дошли до нас из глубины веков. В каждой песне заключается маленький кусочек жизни человека, а то и целого общества. Кто назовет свою любимую песню? (Ответы учащихся)
Давайте сейчас распоемся, исполнив песню «Доброе утро».
Музыка Д. Кабалевского, слова Ц. Солодаря
Сегодня, друзья, как вчера,
Начинается день наш с утра.
На всех языках говорят,
Говорят миллионы ребят:
— Доброе утро! Доброе утро!-
С этих слов начинает свой день детвора:
— Доброе утро! Доброе утро! Доброе утро!
Учитель. Какой характер у этой песни?
Учащиеся. Светлый, добрый, бодрый.
Учитель. Есть много красивых песен. Знаете ли вы эту песню? (На фортепиано исполняется мелодия песни «Полька») Ответы учащихся.
Вы правильно угадали. Это – «Полька». Чешская народная песня. Давайте споем эту веселую песню вместе! (Хоровое исполнение.)
Тра-ля-ля-ля, тра-ля-ля-ля, Ну-ка, спляшем полечку, полечку!
2. Струны скрипки тонкие, тонкие, Звуки флейты звонкие, звонкие.
Медь на трубах яркая, яркая, Пляска будет жаркая, жаркая.
Тра-ля-ля-ля, Тра-ля-ля-ля, Пляска будет жаркая, жаркая.
3. Руки сами хлопают, хлопают,
Ноги сами топают, топают.
Дружат танец с песенкой, песенкой,
Всем ребятам весело, весело.
Тра-ля-ля-ля, Тра-ля-ля-ля, Всем ребятам весело, весело.
Учитель. Какой был характер у этой песни? (Ответы учащихся: характер был веселый, радостный) У песен очень давняя история. О силе древних песен сказано в былине «Садко», в сказках разных народов. есть упоминание о них и мифах Древней Греции. Сейчас вы послушаете еще несколько мелодий. Угадайте, как они называются.
Учитель играет на фортепиано мелодии популярных песен:
1.«Чему учат в школе».
2. «Песенка про кузнечика».
Учитель. Молодцы! Вы знаете эти песни. Давайте споем песню «Чему учат в школе». (Учитель играет сопровождение.) Хорошо поете, прекрасно звучит! Наверное, вам сейчас хочется подвигаться? Мы вместе будем двигаться, и в этом нам помогут песни.
Физкультминутка (учитель сопровождает движения игрой на фортепиано)
1. «Наклоны туловища» под русскую народную мелодию «Я на камушке сижу».
Молодцы, ребята! Вы узнали музыку песен, которые сейчас прозвучали? (Ответы.)
Были народные песни, не правда ли? Это были русские народные песни «Ах, вы, сени мои, сени» и «Я на камушке сижу».
Что прозвучало потом? (Ответы учащихся.)
Какие были характеры? (Ответы учащихся.)
У каждой песни есть характер, а еще бывают разные виды песен.
Давайте проведем устную игру «Виды песен». Она поможет вам закрепить понятие «виды песен».
Свадьба – свадебная песня.
Гость – гостевая песня.
Масленица – масленичная песня.
Революция – революционная песня.
Лирика – лирическая песня.
Война – военная песня.
Молодежь – молодежная песня.
Школа – школьная песня.
Труд – трудовая песня.
Студент – студенческая песня.
Учитель. Какие виды песен вы запомнили? (Ответы учащихся.) Какой вид песни вам больше подходит? (Ответ ученика.)
У песен много видов. (Учитель перечисляет виды песен.)
Гимн – в торжественной ситуации.
Колыбельную – для успокоения маленького ребенка.
Школьную песню – на уроке или в школе.
Солдатскую – для поднятия боевого духа бойцов.
Спортивную – для поднятия спортивного настроения и так далее.
Давайте исполним школьные и детские песни! (На доске появляется список песен.)
Молодцы! Мне понравилось исполнение… группы учеников.
Они спели песню (название) в … характере. Это была песня … вида.
Учитель. Вы прекрасно справились и с этим заданием! Давайте сейчас немного отдохнем и послушаем песню «Полька». (Текст на экране)
К какому виду песен можно отнести эту песню? (Ответы: детская песня, школьная песня) Давайте разучим припев. (Вокально-хоровая работа.)
— Что такое песня? (Ответы учащихся.) Для того, чтобы лучше погять то, что такое песня, давайте обратимся к словарю иностранных слов.
Работа с музыкальным словарем. Ученики записывают в рабочие тетради:
vox – (c латинского) голос
vocalis – (c латинского) звучащий
вокал – искусство пения
вокалист – искусно поющий человек, певец, певица
песня – это жанр вокальной музыки
Учитель. Песня – это один из видов вокальных произведений. У песни есть отличительные признаки, которые нам помогают отличить ее от других жанров музыки. Это, во-первых, слова. Песню надо петь со словами, значит, у нее есть содержание. Песня – это древний жанр музы ки.
Песня – один из «китов», на которых держится музыка. Песня – это главный музыкальный жанр.
Учитель. Много песен прозвучало на этом уроке.
Перечислите виды песен, которые вы запомнили.
Учитель оценивает знания и умения учащихся.
Вывод: Знания, полученные на уроке, помогут нам в дальнейшем осознанно и умело анализировать музыкальные произведения, разбираться в их жанрах, характерах, видах, следовательно, помогут стать музыкально образованными людьми.
Домашнее творческое задание: сочинить свои слова на мелодию полюбившейся песни.
Учащиеся выходят из класса под музыку А. Островского на слова С. Острового «Песня остается с человеком» (мр3)
Список использованной методической литературы:
1. Программа по музыке для общеобразовательных школ. Д. Б. Кабалевский.
4. Беседы о музыке.- Е. Домрина. «Просвещение», Ленинградское отделение, 1982 г.
Конспект комплексного занятия «Что такое хорошо и что такое плохо» Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Музыка», «Познание», «Социализация», «Художественное творчество» (рисование, «Игровая».
Конспект НОД для детей старшей группы «Что такое хорошо, а что такое плохо» Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о диких животных наших лесов. Задачи: Образовательные: 1. Упражнять в образовании сложных.
Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо» Цель занятия: беседуя с детьми о плохих и хороших поступках, совершенствовать их диалогическую речь. Задачи занятия: создать условия для.
Конспект НОД по речевому развитию «Что такое хорошо и что такое плохо» во второй младшей группе Конспект НОД (речевая деятельность) «Что такое хорошо и что такое плохо» во второй младшей группе Цель: Совершенствовать диалогическую речь.
Конспект ООД по речевому развитию «Что такое хорошо и что такое плохо» с использованием технологии «Истории карапушек» Цель: формирование положительного отношения к людям. Задачи: 1. Конкретизировать первоначальные представления о хороших и плохих поступках.
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе «Что такое хвоинки?» Конспект урока Класс: 1 Предмет: окружающий мир Тема: «Что такое хвоинки?» Цель: создать условия для открытия учащимися нового знания о.
Конспект занятия в старшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо» Программное содержание: способствовать осмыслению детьми нравственных норм «хорошо – плохо»; способствовать развитию духовных качеств: проявление.
Консультация для родителей на тему: «Что такое хорошо и что такое плохо?» Всем известно, что ребенка формирует окружающая среда. Каким он вырастет, зависит от того какие нравственные ценности были заложены в нем.
Сценарий мероприятия по противопожарной безопасности в подготовительной к школе группе: «Что такое хорошо и что такое плохо?» Сценарий мероприятия по противопожарной безопасности в подготовительной к школе группе: «Что такое хорошо и что такое плохо?» Действующие.
Разработка урока музыки на тему «Песня- верный спутник человека»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная кадетская казачья школа»
с.Знаменка, Нерчинский район, Забайкальский край.
Разработка урока музыки для 5 класса
«Песня- верный спутник человека»
Трушина Светлана Юрьевна
учитель музыки высшей категории
Тема: «Песня – верный спутник человека»
Цель урока: способствовать формированию представления о песне как истине и вершине музыки, показать взаимосвязь музыки и речи
Учить работать с текстом учебника, выделять главное, высказывать собственную точку зрения, формулировать своё отношение к изучаемому произведению.
Воспитывать любовь к музыке своего народа, к жанру- песня.
Развивать эмоциональную сферу на примерах разных видов песни; исполнительские (вокально-хоровые) навыки.
Методы и приёмы:
словесная группа методов (беседа, рассказ),
наглядно-зрительная группа методов (видеозаписи, слайды презентации),
методы эмоционального воздействия (ситуации успеха),
метод обобщения, закрепления,
методы размышления о музыке,
проблемно-поисковые ситуации, методы поощрения, проверка знаний.
2. Актуализация знаний, полученных на прошлом уроке.
— Как называлось произведение? («Кот Матрос»)
— Скажите, каково воздействие литературы на музыку?
( Воздействие литературы на музыку очень велико: так литература дает жизнь многим жанрам вокального искусства:
— вокальные жанры: песня, романс, кантата, оратория;
— сценические жанры: опера, балет, оперетта)
Уч. А сейчас я предлагаю вам исполнить песню «Маленький принц»
Уч. О чем рассказывает нам песня?
(песня о мечте человека, о его возвышенных стремленьях,)
К какому жанру относится это музыкальное произведение? (вокальная музыка – песня)
3. Введение новой темы.
Уч. Е.П.Ростопчина «Слова и звуки».
Какая власть сравнится с властью их?
Друг с другом мы через слова и звуки
Сближаемся…Блаженство, радость, муки,
Любовь, вражду- всё облекаем в них…
В словах и звуках вечный ключ сердец!
-О чем говорит нам поэтесса? (связь слова и звука, поэзии и музыки)
-В каком музыкальном жанре мы встречаем взаимосвязь поэзии и музыки?
(песни, романсы, кантаты)
— Какие по разновидностям бывают песни? ( народные и композиторские)
-О чем можно спеть в песне?
(Песня рассказывает обо всём, о дружбе и любви, о труде и праздниках, сражениях и победах….)
-Можно песню назвать другом человека? (да)
— Какие песни вам пела мама, когда вы были совсем маленькие? ( колыбельные)
Назовите тему урока. «Песня – верный спутник человека»
Назовите задачи урока:
Выяснить что такое песня?
Повторить виды песен.
Какие темы раскрываются в песнях?
Как появилась песня?
Почему так велика роль песни в жизни человека?
4. Объяснение нового материала.
Песня и деятельность человека.
— Песен написано огромное количество. Да это и понятно, ведь песня является верным спутником человека на протяжении всей жизни. Она убаюкивает его в колыбели, рассказывает о далёких странах, учит нас смеяться, плакать, читать и считать, сопровождает повсюду. Ведь не зря поётся в известной песне Василия Ивановича Лебедева-Кумача:
Нам песня строить и жить помогает.
Она, как друг и зовёт, и ведёт
И тот, кто с песней пo жизни шагает,
Тот никогда и нигде не пропадёт.
Уч. Что же такое песня? Почему так велика ее роль в жизни человека?
Давайте прочитаем фрагмент из повести Юрия Нагибина «Книга детства» на стр. 54 ваших учебников.
Какой вывод можно сделать из прочитанного отрывка? (Слова песни, с душой пропетые родным человеком, заставляют задуматься о будущем, могут увести в прекрасный мир фантазии.)
Учащимся на слайде показывается иллюстрация к народной песне, далее включаются отрывки песен, дети определяют виды народных песен.
Открытый урок по музыке «Песня»2012 год.
Открытый урок музыки во 2 классе.
8 урок, 1 четверть, 2 класс.
Цель: знакомство с жанром песня, помочь прочувствовать характерные особенности песенной музыки – её певучий, плавный, протяжный характер.
-знакомство с композиторами Бетховеным, Шубертом;
— закрепление понятий жанров «танец», «марш»;
— знакомство с песенными жанрами серенада, колыбельная;
— знакомство со средством выразительности мелодией;
— развитие вокально-хоровых навыков, музыкального слуха, чистоты интонирования, звуковедения, «опоры звука», свободной работы челюсти при пении, дыхания,
— подготовка к формированию навыка двухголосного пения;
— развитие исполнительских навыков, эмоциональности исполнения, исполнительского внимания;
Воспитательные:- воспитание любви, интереса к музыке, музыкальной культуры, музыкального вкуса.
Материал урока: 1) «Сурок» Л.Бетховен – слушание;
2) «Серенада» Ф.Шуберт – слушание;
1. Организационный момент:
Построение перед классом; вход под музыку
2. Работа по теме урока.
— Под какой «кит» музыки (жанр) мы сегодня вошли в класс ? (песня).
— Как вы определили (поняли), что это песня? (исполнял мужской голос, хотелось напевать! )
— Какой «кит» музыки прозвучит сейчас?
Звучит «Военный марш» Ф.Шуберта. .
— Какой «кит» музыки прозвучит сейчас?
Звучит танец «Вальс» П.Чайковского
— Как определили, что это танец? (хотелось танцевать).
— Что заставляет нас танцевать? Маршировать? – Танцевальный и маршевый ритм!
МЕЛОДИЯ – музыкальная МЫСЛЬ! – важнейшая часть музыки, важнейшее средство музыкальной выразительности.
— Итак, мы сегодня познакомимся поближе с жанром ПЕСНЯ!
— Что для этого нам нужно сделать? (конечно, их послушать!).
Сообщение сведений о Бетховене.
В ту пору очень часто можно было встретить играющего на улице шарманщика.
От нее и пошло русское название шарманка .
Из края в край вперед иду –
И мой сурок со мною.
Под вечер кров себе найду –
И мой сурок со мною.
Кусочек хлеба нам дарят –
И мой сурок со мною.
И мой сурок со мною.
— Попробуйте почувствовать настроение и мысли композитора в этой песне…
Звучит песня «Сурок» Людвига ванна Бетховена.
— Какие настроения и мысли вы почувствовали, слушая эту песню?
— Ответы, впечатления детей.
Сообщение сведений о Шуберте.
Сочинял он их, не переставая с самого утра, когда, заканчивал одну, начинал другую и так до вечера. Музыкальные мысли рождались не прерывно, композитор едва успевал записывать их на бумагу, когда бумага заканчивалась, писал на обрывках и клочках бумаги, и даже во время обеда, на обратной стороне меню. Музыкальные мысли посещали его и во сне, просыпаясь, он сразу стремился скорее записать их, поэтому даже спал в очках!
— Что необычного в этой песне?
Звучит «Серенада» Франца Шуберта.
! – Кто заметил что то не обычное в этой песне? (песня была без слов!)
Эта песня называется СЕРЕНАДА – их пели раньше для возлюбленных.
— Если в песне нет слов, то она так и называется – «Песня без слов».
— Как называется напевная, протяжная, тихая, убаюкивающая песня?
— Какие вы знаете колыбельные песни?
Звучит фрагмент «У кота-воркота».
— Исполним эту колыбельную вместе.
— Приготовимся петь: руки на колени, спину держим прямо.
— Выполним несколько упражнений:
1) на опору звука – надуваем шарик внизу живота, сдуваем;
2)на освобождение зажима челюсти – давим подбородком на руки; опускаем челюсть вниз; приподнимаем скулы;
Исполнение «У кота-воркота».
Исполнение по группам каноном (подготовка к двух голосию )
Домашнее задание: петь колыбельную перед сном любимой игрушке, младшей сестре или брату, маме, папе и другим.
— По каким признакам мы можем определить жанр песня? (по мелодии).
– Что такое мелодия? (музыкальная мысль).
– Какие песни мы сегодня слушали? («Сурок», серенаду, колыбельную).
– Каких композиторов? (Бетховена, Шуберта).
— Каков характер песенной музыки? (напевный, протяжный, певучий).
6.Повторение песен изученных ранее.
— Сейчас повторим песню «Взрослые и дети».
1) – работа над чистотой исполнения мелодии;
2) – работа над звуковедением;
3) – работа над произношением текста;
Исполнение песни « Взрослые и дети».
Исполнение песни «Страна чудес»
Связь со следующим уроком:
— Могут ли «киты» встречаться вместе?
— Каких «китов» вы услышите в следующей песне?
Звучит песня «Солнечный круг».
Исполнение в ансамбле с учителем и звукозаписью (дети исполняют припевы песни).
— Спасибо вам, ребята, за работу на уроке. Мы узнали, что такое песня, слушали и исполняли разнообразные песни.
8.Объявление оценок за урок.
Выход под песню «Солнечный круг ».