Условием того что общество становилось обучающим является

Непрерывное образование как основоположное условие развития современного общества

Условием того что общество становилось обучающим является. Смотреть фото Условием того что общество становилось обучающим является. Смотреть картинку Условием того что общество становилось обучающим является. Картинка про Условием того что общество становилось обучающим является. Фото Условием того что общество становилось обучающим является

Рубрика: 1. Общая педагогика

Статья просмотрена: 9591 раз

Библиографическое описание:

Чорная, А. Д. Непрерывное образование как основоположное условие развития современного общества / А. Д. Чорная. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2013. — С. 36-38. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/66/3304/ (дата обращения: 20.12.2021).

Понятие образования в широком плане является постоянно изменяющимся, что соответственно влечет за собой переориентирование его целей, функций, состава, появления новых образовательных структур и соответствующих социальных институтов.

В современном мире в условиях научно-технического прогресса наблюдается тенденция снижения качества образования на всех уровнях образования: дошкольном, среднем, высшем и т. д. В свою очередь это вызывает упадок во всех сферах деятельности человека и общества в целом. Но ведь именно через рост образованности личности лежит путь к преодолению децессионизма в современном мире.

Причин этих явлений масса, и они не могут быть полно и четко идентифицированы в условиях постоянной динамики процессов образования. Как основные и наиболее глобальные из них следует выделить следующие:


невозможность современной системы образования обеспечить конкурентоспособность человека узкой специализацией его подготовки, либо наоборот, слишком обобщенной;

низкий уровень общего развития личности, сопровождающийся снижением нравственности и гуманности, отсутствием четких целей своей деятельности, ростом прагматизма и эгоцентризма современного человека;

термин «престижность образования» утратил четкое интерпретирование в умах современности.

Здесь, как следствие вышеперечисленных, на первый план выходит проблема обеспечения преемственности образовательных программ разных уровней. Необходимо четко понимать какие качества обучающегося (качественная характеристика) и какой уровень знаний (количественная характеристика) необходимы для перехода с текущего на следующий уровень и т. д. Очевидно, что на современном этапе мирового экономического и общественного развития наиболее важной глобальной проблемой следует считать непрерывность образования. Как же трактовать «непрерывность» образования в данном контексте?

Предполагается, что для подтверждения соответствия уровня развития современной личности необходимо, вместо получения образования на всю жизнь, перейти к процессу образования через всю жизнь.

В XXI в. концепция образования на протяжении всей жизни приобрела ключевое значение. Она является ответом на вызов, который бросает нам быстроменяющийся мир. Необходимость возобновлять образование, профессиональную подготовку возникает каждый раз, когда человек сталкивается с новшествами, появляющимися в его профессиональной и личной жизни. Подобная необходимость приобретает все большую актуальность. Для государства и общества непрерывное образование становится ведущей сферой социальной политики по обеспечению благоприятных условий общего и профессионального развития человека, механизмом воспроизводства профессионального и культурного потенциала, условием развития общественного производства.

То есть, каждому человеку необходимо «непрерывно» обучаться и развиваться на протяжении всей жизни для сохранения и повышения своей конкурентоспособности, для раскрытия собственного потенциала, самосовершенствования и постоянного роста как личности. Но, как правило, люди преследуют лишь цель достижения материальных благ, и одна из причин этого — в коррумпированности современного мира.

Конечно, такая форма мышления это результат искажения ценностных ориентаций, следствие разрыва между образованием и культурой, когда получение любой ценой высшего образования, точнее диплома о высшем образовании, становится важным условием жизнеобеспечения, социальной адаптации личности. Это еще одно серьезное препятствие на пути становления непрерывного образования как принципа жизни современного человека. И для преодоления его необходимо изменить понимание конкурентоспособности, сделать его более гуманным и перенаправить в сторону «развития с целью развития», не забывая про самоактуализацию своих ценностей и творческого потенциала в образовательном процессе.

Без решения этой проблемы нельзя решить главных задач, стоящих перед образованием, как организованной структурой общества: для чего, чему и как обучать в новых социально-экономических условиях. Чем же вызвана объективная необходимость решения этой проблемы?

Постоянная актуализация знаний, полученных в результате образования, вызвана потребностью решать в процессе трудовой деятельности непредвиденные и все усложняющиеся социальные и профессиональные задачи. А возникновение различных форм организованного послевузовского образования, например, такого социального института, как повышение квалификации (частично роль «второй школы» взяли на себя средства массовой информации, прежде всего Интернет), различные виды и способы неформального параллельного образования и самообразования призваны в определенной мере лишь компенсировать недостатки сложившейся ситуации.

Сегодня ситуация усугубляется также неумением обеспечить целостность и актуальность образовательных программ. Состав дисциплин в рамках той или иной специальности, последовательность их освоения и, главное, содержательная часть часто далеки от тех требований к специалистам, которые выдвигаются сегодня на рынке труда. Это вызвано отсутствием необходимой материальной базы вузов, нежеланием педагогов «старой школы» развиваться и корректировать образовательные программы дисциплин, опираясь на новые достижения и тенденции мировой науки. Чаще всего имеем «передачу» опыта прошлых лет и базовых знаний по учебникам 70–80-х годов прошлого века.

Разрешить эти проблемы возможно только если сформировать единые образовательные программы по основным направлениям профессионального образования, а также полные и всесторонние характеристики выпускников и педагогов, опираясь на соответствующие государственные образовательные и профессиональные стандарты, но с учетом требований потенциальных работодателей.

Только так удастся обеспечить выпуск востребованных компетентных специалистов, обучающихся в соответствии с запросами и перспективами развития рынка труда государства.

Рассмотренные проблемы и сущность непрерывного образования позволили сделать следующие выводы:


непрерывное образование — проблема, вызванная к жизни современным научно-техническим развитием мира;

непрерывное образование является основной педагогической проблемой современного этапа мирового развития;

сущность непрерывного образования следует понимать как пожизненный процесс, цель которого — всестороннее развитие человека, его биологического, социального и духовного потенциала, но прежде всего постоянное профессиональное самообразование, вызванное необходимостью обновлять устаревающие знания и умения, полученные во время обучения.

То есть, непрерывное образование как своеобразный ответ на технологический прогресс, поставивший труд человека в состояние функциональной безграмотности, должно стать сегодня новым способом образовательной деятельности, обеспечивающим опережающее развитие человека, формирование у него прогностических качеств, но опирающихся на социокультурную сферу.

1 Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1

Источник

ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ КАК СИСТЕМА

Условием того что общество становилось обучающим является. Смотреть фото Условием того что общество становилось обучающим является. Смотреть картинку Условием того что общество становилось обучающим является. Картинка про Условием того что общество становилось обучающим является. Фото Условием того что общество становилось обучающим является Условием того что общество становилось обучающим является. Смотреть фото Условием того что общество становилось обучающим является. Смотреть картинку Условием того что общество становилось обучающим является. Картинка про Условием того что общество становилось обучающим является. Фото Условием того что общество становилось обучающим является Условием того что общество становилось обучающим является. Смотреть фото Условием того что общество становилось обучающим является. Смотреть картинку Условием того что общество становилось обучающим является. Картинка про Условием того что общество становилось обучающим является. Фото Условием того что общество становилось обучающим является Условием того что общество становилось обучающим является. Смотреть фото Условием того что общество становилось обучающим является. Смотреть картинку Условием того что общество становилось обучающим является. Картинка про Условием того что общество становилось обучающим является. Фото Условием того что общество становилось обучающим является

Условием того что общество становилось обучающим является. Смотреть фото Условием того что общество становилось обучающим является. Смотреть картинку Условием того что общество становилось обучающим является. Картинка про Условием того что общество становилось обучающим является. Фото Условием того что общество становилось обучающим является

Условием того что общество становилось обучающим является. Смотреть фото Условием того что общество становилось обучающим является. Смотреть картинку Условием того что общество становилось обучающим является. Картинка про Условием того что общество становилось обучающим является. Фото Условием того что общество становилось обучающим является

Одним из положений декларации прав человека, принятой Организацией Объединенных Наций, является необходимость создания условий для всесторонней самореализации личности человека. Поэтому важнейшим принципом развития системы образования в России (Закон РФ «Об образовании», 1992 г.) является гуманизация системы образования, что ориентирует нашу школу на организацию разноуровневого обучения. Это привело к возникновению совершенно новых образовательных учреждений: появились гимназии, лицеи, частные учебные заведения, специальные классы в отдельных общеобразовательных школах, разрабатываются авторские программы. Все это действительно создает разнообразные условия для всестороннего развития возможностей и способностей каждого ребенка. Такие изменения в системе образования рассматриваются как реформа этой системы, но как реформа социально-экономического характера, а не дидактического.

Процесс обучения это социальный процесс, который возник с возникновением общества и совершенствуется в соответствии с развитием общества. Процесс обучения можно рассматривать как процесс передачи опыта. Следовательно, и процесс обучения в средних и высших учебных заведениях, можно назвать процессом передачи накопленного опыта обществом подрастающему поколению. Этот опыт включает в себя прежде всего знания об окружающей действительности (знания о мире), которые постоянно совершенствуются, способы применения этих знаний в практической деятельности человека. Ведь общество и познает мир для того, чтобы совершенствовать практическую деятельность, а вместе с тем и совершенствовать окружающую нас действительность. Для постоянного развития, для постоянного познания мира, общество вооружает подрастающее поколение и способами добывания новых знаний, т.е. способами познания мира. И, самое главное, общество передает и свое отношение к имеющимся знаниям, к процессу познания окружающего мира и к миру в целом.

Постоянно совершенствуясь и развиваясь, процесс обучения по своей природе остается тем же, чем он был всегда: педагог не может обойтись без классной доски, учебника и слова учителя. Поэтому коренное реформирование процесса обучения может произойти только в результате повсеместного внедрения совершенно новых средств обучения (источников информации): например, компьютеров с соответствующими программами, в настоящее время ведутся разнообразные эксперименты по обучению при помощи гипнотического сна. Но станут ли эти методы достоянием массовых учебных учреждений, пока что неясно.

Одной из существенных особенностей процесса обучения является то, что представление о нем имеет практически каждый человек, так как каждый из нас в своей жизни являлся и является непосредственным участником этого процесса. Поэтому обучающие непроизвольно действуют в соответствии со стереотипами, приобретенными в детстве, когда их учили, и во взрослой жизни, когда приходилось учить самим.

Потребность обучения возникла с возникновением общества и постоянно совершенствуется в соответствии с его развитием. Процесс обучения можно определить как передачу опыта, который включает в себя прежде всего знания об окружающей действительности и способы применения этих знаний в практической деятельности. Для постоянного развития, для постоянного познания мира, общество вооружает подрастающие поколения и способами добывания новых знаний. И, самое главное, общество передает и свое отношение к имеющимся знаниям, к самому процессу познания окружающего мира и к миру в целом.

Современное обучение должно ориентироваться не столько на количество передаваемой информации, сколько на ее качество.

Традиционный процесс обучения (обучения как ремесла) всегда строился на основе формальной логики. Так, например, при изучении биологии (50-е гг.) учащимся в общеобразовательной школе предлагалось изучить особенности скелета кролика, птицы, рыбы, лягушки для того, чтобы потом сформировать понятие о скелете животного вообще. В настоящее время процесс обучения все больше и больше строится на основе диалектической логики, когда процесс изучения какого-то явления начинается не с отдельных его характеристик, которые потом обобщаются, а сразу с наиболее общего понятия, которое потом уточняется на примере отдельных деталей в процессе длительного повторения. Примером такого обучения может служить методика известного педагога-новатора В.Ф. Шаталова. При изучении одного из разделов программы, на который, скажем, отводится 20 ч, В.Ф. Шаталов на первых же уроках излагал суть раздела в целом, а на последующих уроках, при изучении частного учебного материала, неоднократно повторял с учащимися важнейшие понятия изучаемой темы.

Условием того что общество становилось обучающим является. Смотреть фото Условием того что общество становилось обучающим является. Смотреть картинку Условием того что общество становилось обучающим является. Картинка про Условием того что общество становилось обучающим является. Фото Условием того что общество становилось обучающим является

Рассматривая процесс обучения как систему, мы выделяем два важнейших в нем элемента: преподавание (деятельность обучающего) и учение (деятельность обучающихся). Традиционно поэтому процесс обучения рассматривается как включающий в себя два вида деятельности. Эффективность обучения в наибольшей степени зависит от обучающихся. Чтобы способствовать развитию обучающихся, необходимо их включение в непосредственную деятельность по приобретению знаний. При этом нельзя ограничиваться только пассивным их усвоением. В.Ф. Шаталов отмечал, что в начале своей экспериментальной работы почти к каждому уроку он готовился по 5-б ч., продумывая не только и не столько то, что он будет рассказывать, сколько характер деятельности учащихся (какие вопросы перед ними будет ставить, как будет вызывать у них интерес к теме урока, как вызовет у них желание проявить самостоятельность и т. д.).

Традиционно процесс обучения строится в зоне актуального развития, когда обучающимся предлагаются задания по тому учебному материалу, которым они уже в какой-то мере овладели. Например, учащемуся предлагается вспомнить имеющуюся в его памяти информацию и на ее основе выполнить задание.

Одной из особенностей технологии обучения (в отличие от традиционного) является наличие оперативной обратной связи и коррекции учебного процесса. Иначе говоря, в технологическом подходе к обучению можно выделить следующие основные этапы: 1) постановка целей и их максимальное уточнение (этому этапу в деятельности обучающего придается первоочередное значение); 2) строгая ориентация всего хода обучения на учебные цели (на их иерархию); 3) ориентация учебных целей, а вместе с ними и всего хода обучения, на гарантированное достижение результатов; 4) оценка текущих результатов, коррекция обучения, направленная на достижение поставленных целей; 5) заключительная оценка результатов.

Условием того что общество становилось обучающим является. Смотреть фото Условием того что общество становилось обучающим является. Смотреть картинку Условием того что общество становилось обучающим является. Картинка про Условием того что общество становилось обучающим является. Фото Условием того что общество становилось обучающим является

Отобранная информация передается обучающимся при помощи определенных средств обучения, источников информации (слово обучающего, учебное пособие, наглядные и технические средства).

Так как главной особенностью процесса обучения является характер деятельности обучающего и обучающихся, то немаловажную роль здесь играют и способы осуществления этих видов деятельности, которые рассматриваются в дидактике как методы обучения и являются одним из важнейших понятий дидактики.

Таким образом, важнейшими понятиями дидактики как науки являются: процесс обучения, его принципы, содержание, средства, методы и формы обучения.

Средствами обучения являются разнообразные источники информации (учебное пособие, слово обучающего, наглядные пособия и т. п.). Все они возникали на разных этапах развития общества и постоянно совершенствуются.

Рассматривая процесс обучения как систему, необходимо особое внимание обратить на цели этого процесса, которые состоят в приобретении обучающимися знаний, умений и навыков (ЗУН). Однако время, когда процесс обучения формировал только ЗУНы прошло. Сегодня процесс должен ориентироваться на создание условий для самореализации личности.

Индивидуально-типологические особенностиПсихические процессыОпытНаправленность
Темперамент Характер Способности ЗадаткиПамять Воля Чувства Эмоции МышлениеЗнания Умения НавыкиПотребности Интересы Мотивы Ценности Убеждения

Эти компоненты имеют как биологический, так и социальный характер. Индивидуально-типологические особенности в основном имеют природу биологическую, наследственную (хотя способности могут в какой-то мере формироваться и в соответствии с определенными социальными условиями).

Психологические процессы также в большей степени носят природный характер, хотя уровень их развития во многом определяется социальными условиями, которые могут способствовать их развитию.

Опыт в основном приобретается, но частично умения и навыки, уровень их развития могут зависеть и от каких-то биологических начал. Примером может служить овладение профессиональной деятельностью в семье, если в течение нескольких поколений молодые ее члены овладевают профессией своих предков.

В нашей отечественной дидактике, вплоть до конца 50-х гг., при определении целей в процессе обучения учителя ориентировались в основном только на пересказ содержания учебников. Процесс в большинстве случаев носил догматический характер, а знания учащихся ограничивались определенным уровнем представлений об изучаемых явлениях. Известный философ Ильенков в свое время отмечал, что то, что мы называем знаниями, знаниями в буквальном смысле не являются.

В 1958 г. был принят закон о связи школы с жизнью. Наряду со многими преобразованиями, которые происходили в системе образования на основании этого закона, существенно стал меняться и процесс обучения, это касалось, в частности, и целей обучения. Учителя стали больше уделять внимания на организацию деятельности учащихся, а не только на преподавание. И уже в конце 60-х начале 70-х гг. таких учителей было 40% (по данным И.П. Раченко, НОТ учителя).

Не меньшее внимание проблеме целей обучения уделялось и в начале 80-х гг. В этот период появилась плеяда известных педагогов-новаторов, как В.Ф. Шаталов, Ш.А. Амонашвили, С.Н. Лысенкова, Е.Н. Ильин, А.Ф. Иванов и др.

В результате в конце 80-х начале 90-х гг. в дидактике наметилось четыре основных типа целей обучения (М.В. Кларин):

1. Определение цели через содержание изучаемого материала (изучить тему, теорему, параграф, главу и пр.). Такая постановка цели хотя и ориентирует учителя на конкретный результат, но она не дает возможности продумать отдельные этапы процесса обучения на уроке, его конструкцию.

2. Определение целей через деятельность учителя: ознакомить, показать, рассказать и пр. Такие цели не предусматривают достижения конкретных результатов: что должно быть достигнуто в процессе обучения, каков будет уровень знаний, общего развития и т. п.

3. Определение целей через внутренние процессы развития учащихся (интеллектуальное, эмоциональное, личностное и т. п.): сформировать интерес, развить познавательную активность, сформировать умения и пр. Цели такого типа слишком обобщены и их выполнение практически невозможно контролировать.

4. Определение целей через организацию учебной деятельности учащихся на уроке: решить задачу, выполнить упражнение, поработать самостоятельно. Такие цели хотя и ориентируют на организацию активной познавательной деятельности учащихся, однако не всегда могут дать ожидаемый результат.

Проблема постановки целей в дидактике получила название таксономия, что означает как бы систему целей по иерархии. Данное слово происходит от греческих слов taxis (расположение по порядку) и nomos (закон). Это понятие заимствовано из биологии, где одной из важнейших проблем является классификация растительного и животного мира (классы, виды, подвиды и пр.).

Таким образом, для управления познавательной деятельностью обучающий должен уметь определять первоочередные цели, т.е. логику, последовательность (иерархию) конкретных целей для каждого этапа обучения с учетом перспектив дальнейшей учебной работы. Необходимо разъяснять учащимся ориентиры в учебной работе, обсуждать ее конкретные цели, чтобы учащиеся ясно и четко понимали их смысл.

Таким образом, сначала цель должна быть осознана и принята учащимися, и только после этого осуществляется выполнение необходимых учебных действий (анализ, сравнение, сопоставление, классификация, сравнение, выделение главного, систематизация фактов и т. п.). В процессе выполнения задания должны применяться условия контроля (самоконтроля): прогнозирующий, пошаговый (пооперационный) и итоговый.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. В чем главная суть гуманистического характера обучения?

2. Что такое процесс обучения?

3. Почему обучение рассматривается как двусторонний процесс?

4. Почему процесс обучения рассматривается как система?

5. Назовите важнейшие категории процесса обучения и дайте их характеристику.

6. На какие аспекты ориентируются цели процесса обучения?

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КЛАССИЧЕСКИХ ОБУЧАЮЩИХ СИСТЕМ

Важнейшие дидактические реформы процесса обучения обусловлены уровнем и характером общественного развития. Коренные преобразования в процессе эволюции общества всегда ставили новые цели (в плане увеличения объема передаваемого опыта) перед теми, кто занимался процессом передачи накопленного опыта, что, в свою очередь, вело к возникновению новых средств обучения. Самые существенные преобразования процесса обучения происходили с возникновением именно новых источников информации, с появлением которых возникали и новые технологии (обучающие системы) осуществления обучения.

Общеизвестно, что процесс обучения представляет собой два взаимосвязанных вида деятельности: преподавание (деятельность учителя) и учение (деятельность учащихся). Эффективность процесса обучения во многом зависит прежде всего от искусства, мастерства и умения воздействовать на процесс учения. В этом и заключается сущность технологии процесса обучения.

С целью более четкого представления технологии обучения в современной школе, рассмотрим логику эволюции этого процесса.

Этот процесс на первых стадиях своего возникновения носил характер подражательной деятельности. Накапливаемый опыт передавался обществом и воспринимался подрастающим поколением в процессе непосредственной практической деятельности. Дети непосредственно включались в различные виды жизнедеятельности семьи и общества. Такая технология передачи опыта существовала довольно длительное время на ранних стадиях истории человечества и способствовала его определенному развитию.

Непосредственная практическая деятельность подрастающих поколений, в результате которой у них вырабатываются соответствующие умения и навыки и сегодня является одним из важнейших средств обучения. Не случайно базисный учебный план начальной школы временного Государственного образовательного стандарта (одобрен решением Коллегии Министерства образования Российской Федерации от 24.03.93 г.) ориентирован прежде всего на вооружение учащихся «основными умениями и навыками общения и учебного труда». Таким образом, первоначальная ступень образования должна готовить учащихся ко всем важнейшим видам практической деятельности независимо от будущей профессии. Поэтому процесс обучения как таковой и сегодня начинается прежде всего с формирования умений и навыков общения, счета, чтения, письма и т. п.

Техника и технология общественного производства совершенствовалась сравнительно медленно, и человеку хватало полученных знаний на весь период его активной трудовой деятельности. Поэтому репродуктивный характер объяснительно-иллюстративного обучения в основном ориентировался на зону актуального развития (когда учащиеся самостоятельно выполняют задания только на уровне того учебного материала, которым они уже овладели) и не гарантировал развития творческих способностей, хотя и не отрицал такой возможности у отдельных учащихся.

Ценность знаний такого рода заключается в том, что у учащихся формируются навыки самостоятельного мышления и более эффективно формируются убеждения. Осуществление «открытий» воздействует на чувства учащихся, что вызывает положительные эмоции.

Проблемным заданием (познавательной, поисковой задачей) называется такое, способ выполнения и результат которого учащимся заранее неизвестен, но уровень их подготовки позволяет самостоятельно найти способ выполнения этого задания и получить ответ.

Если способ решения задачи ученику заранее известен (по образцу) или дан ему в готовом виде, такая задача не является проблемной. Возьмем два примера:

С целью систематического формирования и развития навыков самостоятельной познавательной деятельности в 50-е гг. в нашей отечественной дидактике стало внедряться программированное обучение.

По форме программированное обучение представляет собой особый вид самостоятельной работы учащихся над специально переработанным учебным материалом.

Самая типичная форма такого обучения состоит в том, например, когда дается пять ответов на вопрос, из которых надо выбрать один правильный.

При разветвленном (если задание не выполнено) ученику указывают на его ошибки и дают задание повторить именно те страницы и параграфы, которые приведут его к правильному ответу.

Главной особенностью программированного обучения является то, что ученик не может при изучении учебного материала сделать следующего шага, если он не усвоил предыдущего материала. Хорошо организованная индивидуальная работа с отдельным учащимся тоже может рассматриваться как обучение с элементами программирования, так как при этом программируется весь путь познавательной деятельности учащегося, когда на каждом шагу обучения обучающий располагает средствами постоянного контроля за знаниями и развитием учащегося.

Такое обучение гарантирует надежность в усвоении материала, но оно требует большой работы специалистов высокого уровня.

С целью повышения результативности передачи опыта подрастающим поколениям, в процессе его эволюции постоянно совершенствовались и средства обратной связи. Существенными этапом в этом стало возникновение кибернетики, новых средств организации обратной связи (от простейших обучающих и контролирующих уровень усвоения знаний технических устройств в конце 50-х гг. до современных компьютеров).

В современной практике такие технологии обучения, как проблемное и программированное, порой рассматриваются довольно узко, многие практические работники системы образования рассматривают их не как технологии, а лишь как методы обучения.

Эволюция процесса обучения требовала не только эффективного управления познавательной деятельностью учащихся, но и формирования потребности у подрастающих поколений в самостоятельном приобретении новых знаний. Не случайно в начале 60-х гг. на уровне ЮНЕСКО обсуждалась проблема перманентного (постоянного) обучения людей, что привело впоследствии к возникновению различных обучающих систем повышения квалификации и переквалификации специалистов.

Проблемное обучение предполагает наличие системы готовых знаний, умений и навыков, усвоенных в результате объяснительно-иллюстративного обучения. Поэтому оно и не может стать универсальным видом обучения. Но это нисколько не умаляет его важного педагогического значения: современную систему обучения нельзя считать полноценной, если в ней отсутствует в качестве составной части проблемное обучение. Не правы те педагоги, которые постоянно используя вопросно-ответную форму на занятиях, считают что это уже проблемное обучение.

Все выше названные технологии обучения, возникая на различных этапах эволюции, не отвергали предыдущих систем. Они и сегодня все вместе и в определенной взаимосвязи присутствуют в процессе обучения. Но где, когда и какой учебный материал должен усваиваться подрастающим поколением с помощью элементов той или другой технологии обучения, всегда определяется самим педагогом в зависимости от его профессиональных и творческих способностей.

В конце 50-х начале 60-х гг. стал широко распространяться так называемый липецкий опыт, потом появились московский, казанский, ростовский. По многим учебным предметам были созданы методические пособия для учителей, так называемые «разработки уроков», целью которых являлось вооружить учителя технологией обучения для каждого конкретного урока.

В начале 70-х гг. стали осуществляться попытки уже теоретического осмысления наиболее эффективного соотношения элементов разных классических технологий обучения. На основе исследования научной организации педагогического труда (И.П. Раченко) возникла теория оптимизации процесса обучения (Ю.К. Бабанский). Суть последней заключалась в том, чтобы на научной основе вооружить педагогов приемами нахождения оптимального соотношения элементов всех выше названных технологий. Однако при всей актуальности данной проблемы сочетание элементов разнообразных технологий в современном процессе обучения, как и прежде, определяется уровнем подготовки и индивидуальными способностями практических работников.

Если мы в основном лишь декларировали принцип индивидуального подхода к учащимся в условиях коллективной работы, то модульное обучение позволяет реализовать данный принцип на практике. Он основан на достижении конкретных результатов каждым учеником, усвоившим способы овладения учебным материалом, способы самоконтроля.

Таким образом, проследив эволюцию процесса обучения, можно отметить, что радикальные дидактические реформы осуществляются только с появлением новых средств обучения или при их существенном преобразовании.

Вопросы и задания для самоконтроля:

1. Назовите важнейшие классические обучающие системы (технологии) и дайте их краткую характеристику.

2. Сущность проблемного обучения и его особенности.

3. Важнейшие особенности программированного обучения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *