Условия для творческого самоопределения детей в культуру создаются в чем
Условия для творческого самоопределения детей в культуру создаются в чем
91. Наука о мастерстве человека в любой сфере деятельности — это:
• технология
92. Научно-методическая работа выстраивается в соответствии с принципами:
• научности, гуманитаризации, системности, актуальности и востребованности, культуросообразности
93. Научно-методическое обеспечение дополнительного образования реализуется через:
• научно-методическую деятельность
94. Начало стимулируемых краеведческих исследований в России относится к:
• эпохе преобразований начала XVIII века и связано с Указом Петра
95. Небольшая группа исполнителей отдельных художественных произведений, выступающих совместно как единый творческий исполнительский коллектив, — это:
• ансамбль
97. Непрерывный процесс профессионального роста человека — это:
• повышение квалификации в широком смысле
98. Нововведения в системе образования и науки — это:
• педагогические инновации
99. Нововведения, которые организуются и проводятся государственной властью, — это:
• реформы
100. Нормативно-правовое обеспечение дополнительного образования детей в РФ формируется с:
• 1992 года
101. Нормативный ориентирующий документ творческой деятельности педагога, фиксирующий содержание учебного предмета, отражающий научные и мировоззренческие направления содержания знаний и умений, — это:
• авторская программа
102. Нормы, регламентирующие педагогическую деятельность, выступающие опосредующим и связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога, — это:
• педагогические ценности
103. Обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет; адаптация их к жизни в обществе; формирование общей культуры и организация содержательного досуга — это:
• основные задачи учреждения дополнительного образования детей
104. Обеспечивает ребенку умение решать реальные жизненные проблемы, становиться активным членом сообщества, приобретать качества гражданина; гармонизировать свои отношения с обществом, группой, отдельными людьми ________________ функция дополнительного образования.
• социально-адаптационная
105. Обогащение и расширение культурного слоя общеобразовательного учреждения, формирование в школе культурной среды, определение на этой основе четких нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание детей через их приобщение к культуре реализуется в школе посредством ________________ функции.
• воспитательной
УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ
Формирование творческой личности — одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.Творчество предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей.
В ходе исследования были выделены педагогические условия, которые обеспечивают успешное развитие творческих способностей детей.
Первым условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, направленной на опережающее развитие детей, атмосферы творческого поиска и эмоционального комфорта. Необходимо, насколько это возможно окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность.Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.
Второе условие – это разнообразная творческая деятельность, результатом которой является создание нового продукта.
Третье условие эффективного развития творческих способностей – это включение ребенка как можно с более раннего возраста в творческую деятельность.
Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку свободы в выборе форм и продолжительности занятиятворческой деятельности.
Пятое условие – это своевременная дозированная помощь и консультация со стороны взрослых при возникающих трудностях и тупиковых ситуациях.
Таким образом, развитие творческих способностей учащихся будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс.
Создание условий для социального самоопределения и творческой реализации личности
Оксана Красильникова
Создание условий для социального самоопределения и творческой реализации личности
ФГОС дошкольного образования выделяет несколько направлений, среди которых важное место отводится социально- коммуникативному развитию.
Социально коммуникативное развитие направлено на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
В нашей группе созданы благоприятные условия для освоения детьми первоначальными представлениями социального характера и включения детей в систему социальных отношений. Решение этой задачи осуществляется, в частности, через развитие игровой деятельности детей. В ходе игры формируется умение вступать в общение и сотрудничество друг с другом и с взрослыми. Повышаются коммуникативные способности детей, служащие одним из параметров высокого уровня социальной компетентности.
Поскольку ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то сюжетно-ролевая игра становится главной в формировании социального поведения ребенка. Во время игры у детей формируется игровая позиция, соответствующая принятым в обществе нормам, правилам, способам поведения людей в различных ситуациях. Выполнение роли ставит ребенка перед необходимостью действовать не так, как он хочет, а так, как это предписано ролью, подчиняясь социальным нормам и правилам поведения. В процессе игры раскрывается социальная польза выбранной роли.
Благодаря такой игре малыши моделируют поведение и взаимоотношения взрослых людей. При этом на первом плане у детей — отношения между людьми и смысл их труда. Выполняя определенные роли в игре, мальчики и девочки учатся действовать, подчиняя свое поведение нравственным нормам. Например, дети часто играют в больницу. Они берут на себя роли больного и врача. Игра в больницу закрепляет отношения взаимного уважения доктора и пациента, выполнения его рекомендаций и назначений. Ребёнок получает представления о многообразии социальных ролей, выполняемых взрослыми.
Мы стремимся поддерживать коммуникативную инициативу детей, учим их договариваться друг с другом при распределении действий, пособий. В коллективных играх успешно соблюдаются правила, поскольку сверстники следят за тем, как партнеры их выполняют. Дети самостоятельно выбирают сюжет, распределяют роли, контролируют ролевое поведение партнера, что приводит к развитию коммуникативных умений и навыков.
При восприятии произведений художественной литературы, изобразительного и музыкального искусства мы стараемся вызывать у детей чувство сострадания к тем героям, которые нуждаются в помощи или испытывают тревогу, волнение, физическую боль, огорчение, обиду; формируем представление о добре и зле. На материале сказок, рассказов или драматизаций дети учатся оценивать характеры героев, их поступки, понимать, “что такое хорошо и что такое плохо”.
В группе созданы условия для формирования нравственной основы патриотических чувств. Во время НОД дети получают первоначальные представления о стране, в которой они живут; о названии государства, о его символике, о его территории и расположении; о его многонациональном населении, о том, что государственный язык России – русский, о столице России – Москве.
Также мы знакомим детей с принятыми правилами культурного поведения в общественном месте; с правилами вежливости с правилами приличия. Дети получают навыки самообслуживания, учатся проявлять самостоятельность. Кроме того, у них воспитывается осознание необходимости помогать взрослым и младшим.
Большое внимание уделяется организации совместной трудовой деятельности детей со сверстниками и с взрослыми. Это способствует формированию у наших детей, таких важных социальных умений, как умение определять общий замысел, распределять роли, согласовывать свои действия с действиями партнеров, оценивать результат и характер взаимоотношений
Систематическая работа по развитию социально-личностного развития в разных видах деятельности способствуют улучшению социального статуса ребенка. От того, как сформированы навыки общения, умения управлять своими эмоциями во многом зависит характер будущих отношений дошкольников в социуме.
В современном российском обществе возрастает потребность к людям неординарно мыслящим, творческим, активным, способным нестандартно решать поставленные задачи и формировать новые цели. Способность творчески мыслить, нестандартно видеть проблемы окружающего мира, очень важна для человека, поэтому раскрытие его творческих возможностей является ведущей целью образования и воспитания.
Творчество детей — естественный компонент их развития. В дошкольном возрасте ребёнок обнаруживает и раскрывает много возможностей для творчества.
У каждого ребенка есть потребность в творческой деятельности: ребенок ищет возможность реализовать свой потенциал, через творчество он может наиболее полно раскрыться как личность.
Творчество для ребенка – это больше процесс, нежели результат. В ходе этого процесса он лучше расширяет свой опыт, радуется общению, начинает больше доверять себе.
Деятельность старших дошкольников характеризуется большей творческой активностью и самостоятельностью.
Существует множество методов и средств по развитию творческой активности и самостоятельности:
Одна из основных «Познавательное развитие», которая предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности через познавательно-исследовательскую деятельность, тем самым, подчеркивая значимость этой деятельности для дошкольников.
Наиболее эффективным средством достижения развития творческой активности и самостоятельности являются все виды изобразительной деятельности детей.
В процессе рисования, лепки,аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать.
Согласно требованиям ФГОС одним из условий развития творческой активности и самостоятельности – это возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения; поддержка инициативы и самостоятельности детей.
Поэтому мы включаем в свою работу разнообразные занятия художественной, изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности. Где каждый ребенок наиболее полно проявляет себя, без какого бы то ни было давления со стороны взрослого.
В соответствии с ФГОС специфическая деятельность для детей дошкольного возраста – это прежде всего игра.
Очень важна роль родителей в развитии творческой личности детей. В группе проводятся разнообразные творческие выставки рисунков и поделок.Так родители приняли активное участие в организации выставки: «Осенний вернисаж», в творческом конкурсе: «Золотая рыбка».Приняли активное участие во всероссийском конкурсе: «Звездочка в ладошке», где были представлены замечательные работы, выполненные из макаронных изделий.
Консультация для воспитателей на тему: «Культурные практики в индивидуализации и творческом развитии ребенка»
Консультация для воспитателей: «Культурные практики в индивидуализации и творческом развитии ребенка»
МКДОУ №12 г. Нижнеудинск
С введением в действие ФГОС дошкольного образования в профессиональную лексику воспитателей детских садов вошел термин « культурные практики ».
Уже в детстве ребенок впитывает в себя здоровый культурный уклад жизни. Он приобщается к культурным образцам человеческой деятельности, познает мир, приобретает культурные умения при взаимодействии со взрослыми и в самостоятельной деятельности. Расширить его представления об этом помогут различные культурные практики.
Понятие « культурные практики » объясняет, как ребенок становится субъектом активного отношения, восприятия, принятия или непринятия чего-либо в своей жизни. Воспитание строится не от задач взрослого, а от жизнедеятельности ребенка, полноправного субъекта деятельности, взаимодействия и общения.
Общение строится на основе уважения человеческого достоинства ребенка, ориентации на его интересы и потребности. Педагог выступает в роли старшего друга и партнера. Его задача- развивать и поддерживать в детях любознательность, живой интерес, инициативу, самостоятельность, ощущение значимости каждого. Ошибки и неудачи не должны вызывать у детей чувство страха, ограничивать их активность и инициативу. Воспитатель внимательно выслушивает все ответы, идеи и предложения детей. В ситуациях, когда предложенный ребенком ответ «не подходит», взрослый старается подвести его к тому, чтобы ребенок сам в этом убедился. Никакая деятельность не должна навязываться детям. Они должны видеть (понимать и принимать) свою («детскую») цель в любой деятельности.
Так что же такое « культурные практики »? Это ситуативное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных группах, командах, сообществах с взрослыми, сверстниками и младшими детьми. Это также освоение позитивного жизненного опыта сопереживания, доброжелательности и любви, дружбы, помощи и заботы. Это и принятие негативного опыта недовольства, обиды, ревности, протеста, грубости. От того, что будет практиковать ребенок, зависит его характер, стиль деятельности, дальнейшая судьба.
В культурных практиках воспитателем создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей.
Задача воспитателя сегодня : создать условия для свободного выбора детьми деятельности; вовлекать каждого ребенка в разные виды деятельности и культурные практики, способствующие развитию норм социального поведения, интересов и познавательных действий.
Проектирование культурных практик в образовательном процессе предполагает два направления:
— культурные практики на основе инициатив самих детей;
самих детей (свободная самостоятельная деятельность)
Культурные практики, инициируемые, организуемые и направленные взрослыми (НОД)
Это самостоятельная детская деятельность, которая протекает как индивидуально, так и в процессе сотрудничества со сверстниками.
Направляются воспитателем на развитие самостоятельной активности детей, основываются на поддержке детских инициатив и интересов.
Детская активность направлена на самостоятельное познание окружающего мира, поиски ответов на возникшие вопросы, индивидуальную и совместную со сверстниками деятельность.
Выбор культурных практик направлен на обогащение культурного опыта, самостоятельного поведения и деятельности, позитивной социализации и индивидуализации дошкольников.
Основой культурных практик являются 9 видов деятельности в соответствии с ФГОС ДО (с 3 до 8 лет): игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование, изобразительная, музыкальная, двигательная.
Культурные практики, инициируемые взрослым (НОД)
Специально организованная деятельность воспитателя происходит в первой половине дня. Искусство педагога заключается в такой организации образовательного процесса, когда ребенок сам хочет чему-либо научиться, что-то узнать или сделать. В этом педагогу помогает системно-деятельностный подход (технология «Ситуация»), в основе которого лежат различные ситуации, с которыми сталкиваются дети. Технология «Ситуация» дает педагогу возможность управлять возникшей ситуацией таким образом, чтобы помочь ребенку сделать самостоятельный шаг в познании мира, приобрести опыт выполнения универсальных действий по фиксации затруднений, выявлению их причины, постановке цели, планированию своих действий, соотнесению поставленной цели с полученным результатом.
Культурные практики на основе инициатив самих детей (свободная самостоятельная деятельность в центрах (уголках) детской активности)
Во второй половине дня организуются разнообразные культурные практики, ориентированные на проявление у детей самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. В процессе культурных практик воспитателем создается атмосфера свободы выбора, самовыражения, сотрудничество взрослого и детей. Ситуации могут планироваться воспитателем заранее, а могут возникать в ответ на события, которые происходят в группе, способствовать разрешению возникающих проблем. Организация культурных практик носит подгрупповой или индивидуальный характер.
ФГОС ДО ориентирует педагогов на создание условий для поддержки индивидуальности и инициативы детей. Организация педагогического процесса должна строится с учетом принципа индивидуализации дошкольного образования, т.е. с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Индивидуальный подход означает, что расписание жизнедеятельности группы учитывает потребности каждого ребенка как в активном действии, так и в отдыхе. Это значит, что все материалы и оборудование, которые находятся в группе, ее интерьер способствуют развитию каждого из детей и что предлагаемые виды деятельности учитывают разный уровень развития детей.
Это также означает, что задания подаются таким образом, чтобы каждый ребенок мог в результате пережить ситуацию успеха. Чем более индивидуален подход, тем более успешно проходит реализация ООП ДО.
Индивидуализация приводит возрастные особенности, способности, интересы и потребности ребенка в соответствии с процессом усвоения знаний. При этом дети приобретают компетентность и самоуважение. У них появляется готовность браться за еще более трудные задачи.
Обстановка, ориентированная на ребенка, способствует индивидуализации обучения. Оборудование, материалы и планировка группы работают на развитие каждого ребенка. Дети сами осуществляют индивидуализацию, когда они выбирают определенный центр активности. Чем более индивидуально воспитатель подходит к каждому ребенку, тем более эффективна его работа.
Особого внимания требует подготовка материалов для центров (уголков) активности: материалы должны частично обновляться каждый день.
Дневной цикл деятельности ребенка должен выглядеть примерно так: план («утренний сбор») – дело (работа в центре) – оценка («вечерний сбор»); (содержание деятельности детей соответствует возрасту).
Дневной план деятельности воспитателя должен выглядеть таким образом: «Планирую – наблюдаю – анализирую».
Во время « Утреннего сбора» идет обмен новостями, знакомство с новым материалом в центрах, выбор тем по интересам. Ребенок сам принимает решение, в каком центре он будет работать, что там предполагается сделать, какие материалы ему понадобятся, кого он хочет видеть в своей команде (партнером, помощником), как будут распределены обязанности в совместной работе, какого результата ребенок предполагает достичь.
Во время « вечернего сбора » (2 половина дня, перед прогулкой) дети вместе с воспитателем обсуждают: кто что хотел сделать и что у него получилось? Что помогло, что понравилось, что было самым простым в работе, что вызвало трудности, каких умений оказалось недостаточно, чему еще надо научиться, что может посоветовать ребенок другим детям, если они завтра будут заниматься в этом центре, какие продукты деятельности других детей понравились?
В младшей и средней группе планирование дня осуществляется под руководством воспитателя, в старшей группе можно привлечь родителей к составлению дня ребенка в д/с. В подготовительной группе дети самостоятельно планируют свой день в д/с.
Ситуация, когда каждый ребенок в группе занят своим делом- это и есть индивидуализация, возникающая естественным образом. Для того чтобы естественная индивидуализация могла состояться, от взрослых требуется умение создавать РППС, стимулирующую активность детей; время для игр и самостоятельных занятий и готовность оказать помощь и поддержку в ситуациях, когда они нужны.
Каждая группа индивидуальна и своеобразна. Педагог наполняет ее, ориентируясь на индивидуальные особенности каждого ребенка и детского коллектива в целом.
Важным компонентом опыта детской деятельности является опыт творческой деятельности. Современными педагогами и психологами замечено, что год от года дети приходят в школу с угнетенной эмоциональной сферой. Они не могут выразить свои чувства, а если и выражают их, то это происходит в резкой форме. Ребенок замыкается в себе со своими проблемами и страхами. Одним из видов деятельности, способствующему снятию эмоционального и мышечного напряжения, настрою на позитивный лад, всегда являлось творчество.
Всегда ли изобразительная и музыкальная деятельность в д/с способствует творческому самовыражению детей? Всегда ли в процессе этих видов деятельности активизируется творческое мышление, идет поиск нестандартных решений? Часто ли наши воспитанники посещают выставки прикладного искусства, краеведческий музей, встречаются с интересными людьми нашего города (мастерами, художниками, музыкантами)? С какой периодичностью меняются персональные выставки и детского творчества? Эффективно ли организуется кружковая работа?
Таким образом, культурные практики включают обычные (привычные, повседневные) способы самоопределения и самореализации, тесно связаны с другими людьми, обеспечивают реализацию универсальных культурных умений ребенка, готовят его к действию в разных обстоятельствах жизни на основе культурных норм.
Уважаемые педагоги! Помните: «ребенок- это солнце, вокруг которого вращается весь педагогический процесс. Его сила должна быть выявлена, интересы удовлетворены, способности развиты!»