Утка курица поплавок что лишнее
Презентация к уроку
Рекомендуемый возраст детей: 5–6 лет.
Покажите изображения домашних птиц ребенку и скажите: “Здесь нарисованы домашние птицы: петух, курица, утка, селезень, гусь, гусыня, индюк, индюшка.
Вопросы:
— Покажи, где утка, курица, гусь, селезень и т.д.
— Покажи в том порядке, как я скажу: селезень, индюк, курица; петух, утка, гусь.
Задание “Какую пользу приносят домашние птицы?”
Расскажите, почему птиц называют домашними, и какую пользу они приносят человеку.
Задание “Кто как голос подает?”
— Покажи, кто кричит “ко-ко-ко”, “кря-кря-кря”, “га-га-га” и т.д.
— Скажи, кто кудахчет? Кто крякает? Кто гогочет? Кто кукарекает? Кто болобочет?
Расскажите ребенку, как называются птенцы у домашних птиц: у утки – утята (утёнок), у курицы – цыплята (цыпленок) и т.д.
— Покажи, где утенок? Где цыпленок? Где гусенок? Где индюшонок?
— Назови сам детенышей домашних птиц. Например, у утки – утенок (утята), у гусыни – гусенок (гусята) и т.д.
Задание “Родители птенцов”
Расскажите, как называют “родителей” птенцов: у цыпленка мама – курица, папа – петух; у гусенка мама – гусыня, папа – гусь; у индюшонка мама – индюшка, папа – индюк.
— Покажи гусыню, селезня, петуха, курицу.
Задание “Части тела домашних птиц”.
Покажите ребенку домашних птиц и опишите их.
— Покажи, где у курицы крылья, хвост, лапы, клюв и т.д. Такая работа проводится с изображениями всех птиц.
— Назови части тела, которые есть у гуся, петуха и у остальных птиц.
— “Правда или нет?”. Хлопни в ладоши, если я скажу неправильно и исправь меня.
— “Чем птицы отличаются от животных?” Рассмотреть схему.
Задание “Кто плавает по воде? Кто ходит по земле?”
— По воде плавают утки, селезни, гуси, гусыни. Это водоплавающие птицы. У них на лапах есть перепонки.
— Курица ходит по земле, она не умеет плавать.
— Петух ходит по земле, он не умеет плавать.
— Индюк ходит по земле, он не умеет плавать.
Задание “Что сначала, что потом?”
— Расскажи, что происходит сначала, что потом?
— Сначала курица сносит яичко. Из него появляется цыпленок. Цыпленок вырастает и становится петушком или курочкой.
Рассмотрите с ребенком иллюстрации и расскажите ему, какие перья каким птицам принадлежат.
Задание “Найди лишнюю картинку”.
Задание “Прав ли Незнайка?”
— “Орёл, петух, гусь – это домашние птицы.”
(Нет, не прав. Петух и гусь – это домашние птицы, а орёл – дикая птица.)
— “Курица, голубь, индюк – это домашние птицы.”
(Нет, Незнайка сказал неправильно. Курица и индюк – это домашние птицы, а голубь – дикая птица.)
Задание “Отгадай загадку”.
— Неуклюжая, водоплавающая. У неё есть утята. Кто это? (Утка)
— Плавает, шипит, гогочет. У нее есть гусята. Кто это? (Гусыня).
Задание “Придумай загадку сам”.
Придумай загадку сам по плану:
Задание “Рассмотри картинку, посчитай птиц”.
Один индюк, две индюшки, три индюшонка.
Один петух, две курицы, три цыпленка.
Пятница. 21 мая. Природа.
Сегодня мы систематизируем знания о домашних птицах.
1. Рассмотри и назови картинки. Петух, индюк, гусь, утка — это ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ.
Вспомни, почему их называют домашними. Какую пользу приносят домашние птицы?
Назови, какие из домашних птиц водоплавающие. Чем они отличаются от других домашних птиц?
3. Расскажи, кто как голос подаёт:
КТО?
ПИЩИТ
КУКАРЕКАЕТ
БОЛБОЧЕТ
КРЯКАЕТ
КУДАХЧЕТ
ГОГОЧЕТ
4. Назови птенцов домашних птиц
(словообразование названий птенцов домашних птиц
в единственном и множественном числе:
у петуха и курицы — цыплёнок, цыплята;
у гуся и гусыни — гусёнок, гусята;
у индюка и индюшки — индюшонок, индюшата;
у селезня и утки — утёнок, утята):
5. Назови домашних птиц
(образование формы существительных родительного падежа множественного числа:
курицы — много куриц, гуси — много гусей. ):
Подбери как можно больше слов, отвечающих на вопрос: какие?
6. Назови ласково домашних животных
(образование уменьшительно-ласкательной формы существительных).
7. Назови: чья голова, чьё перо, чей хвост, чьи лапы
(образование притяжательных прилагательных
у курицы: голова — куриная, перо — куриное, хвост — куриный, лапы — куриные):
9. Сравни домашних птиц по образцу:
(образование сравнительной степени прилагательных)
13. Отгадай загадки, отыщи отгадки:
Хвост с узорами,
Сапоги со шпорами,
Утром распевает,
Время считает.
В воде купался,
Сухим остался,
Щиплет за пятки,
Беги без оглядки.
Шапочка алая,
Жилеточка нетканая,
Кафтанчик рябенький,
А ходит босиком.
10. Отгадай загадки, отыщи отгадки:
Хвост с узорами,
Сапоги со шпорами,
Утром распевает,
Время считает.
В воде купался,
Сухим остался,
Щиплет за пятки,
Беги без оглядки.
Шапочка алая,
Жилеточка нетканая,
Кафтанчик рябенький,
А ходит босиком.
11. Придумай рассказ о курице по схеме
(Где живёт? Чем питается? Как называют родителей? Как называют птенцов?
Из каких частей состоит тело? Как голос подаёт? Какую пользу приносит?):
Утка курица поплавок что лишнее
Тема: «Домашние птицы».
1. Дети должны знать:
2. Существительные: утка, селезень, утёнок, гусь, гусыня, гусёнок, индюк, индюшка, индюшонок, курица, петух, цыплёнок, туловище, хвост, гребешок, лапки, голова, глаза, шпоры, оперенье, крылья, перепонки, коготки, хохолок, бородка, клюв, дом, человек, зерно, семечки, крошки, птенцы, яйца, мясо, курятник, насест, пуховик, подушка, одеяло;
Прилагательные: красивый, резвый, задиристый,бойкий, ловкий, смелый, быстрый, воинственный, разноцветный, большой, домашние, водоплавающие, летающие, нелетающие, пушистый, желторотый, пёстрый, ряба, длинный, острый;
Глаголы: клевать, пить, летать, плавать, кричать, чистить, хлопать, переваливаться, ходить, бегать, махать, выращивать, ухаживать, высиживать, вылупляться, оберегать, кукарекать, гоготать, кудахтать, шипеть, налетать, пищать, заботиться.
Дидактические игры и упражнения.
А.)Игра «Назови ласково»
Оборудование: мяч. Ход игры: Логопед предлагает ребенку изменить слово по образцу:
Курица – курочка, гусыня – гусочка, петух, гусь, цыплёнок, гусёнок и т.п.
Оборудование: на магнитной доске вырезанные по контуру изображения курицы, утки, гусыни и картинки птенцов по одному и группами.
Логопед раздает детям картинки с изображением детенышей, а себе оставляет картинки, изображающие взрослых птиц.
Логопед говорит: «Плачет курица, потеряла она своих детей. Кто у нее детки?» Предлагается детям помочь птенцам найти свою маму и прокомментировать.
Игра «ЧЕЙ? ЧЬЁ? ЧЬЯ?ЧЬИ?»
Перо (чье?) – куриное, гусиное, утиное, петушиное…
Хвост (чей?) – куриный, гусиный….
Глаза (чьи?) – утиные, индюшачьи…
Игра «Сравни птиц с людьми и животными»
Цель: Активизация словаря по теме, практическое овладение навыком построения предложении с союзом а.
Ход игры: Дети должны закончить предложение, а затем повторить его полностью (хором и индивидуально).
Игра «Кто как кричит?».Поиск соответствующего понятия «Кто как кричит?»
Гусь — гогочет,
утка — крякает,
курица — кудахчет,
петух — кукарекает,
цыпленок — пищит,
индюк — балаболит.
Игра «Назовите родителей»
У цыпленка — курица, петух;
у индюшонка — индюшка, индюк;
у утенка — утка, селезень;
у гусенка — гусыня, гусак.
Игра «Назови, какой и какая птица?»
Петух — красивый, резвый, задиристый, храбрый, воинственный, разноцветный, большой.
И далее об утке, гусе, курице, цыпленке по образцу.
Игра «Один — много»
Гусь — гуси — много гусей,
утка — утки — уток,
петух — петухи — петухов,
курица — куры — кур,
селезень — селезни — селезней,
гусенок — гусята — гусят,
гусыня — гусыни — гусынь,
утенок — утята — утят,
индюк — индюки — индюков,
индюшка — индюшки — индюшек,
индюшонок — индюшата — индюшат.
Игра «Назови ласково»
Петух — петушок — петушки,
зерно — зернышко — зернышки,
курица — курочка — курочки,
цыпленок — цыпленочек — цыплятки,
утка — уточка — уточки,
гусь — гусачок (гусенок) — гусачки (гусята, гусятки),
гусыня — гусынюшка — гусынюшки,
утенок — утеночек — утятки,
индюшка — индюшечка — индюшечки,
индюшонок — индюшоночек — индюшатки,
яйцо — яичко — яички,
крыло — крылышко — крылышки.
Игра «Сравни и назови по образцу»
Красивый — красивее, мягкий — мягче,
твердый — тверже, длинный — длиннее,
корокий — короче, добрый — добрее,
злой — злее, сильный — сильнее,
слабый — слабее, высокий — выше,
низкий — ниже, толстый — толще,
тонкий — тоньше.
Игра «Кого не стало?».
Цель: Развитие зрительного внимания. Расширение словарного запаса. Закрепление в словаре детей существительных по теме.
Ход игры: Логопед предлагает ребенку посмотреть на картинку и назвать всех изображенных птиц по семьям.
Игра «Какое слово не подходит?»
Цель: Развитие слухового внимания.
Ход игры: Логопед называет слова и предлагает детям назвать«лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».
Гусь, гусиный, гусли, гусыня, гусята.
Индюк, индеец, индейка, индюшата.
Упражнение «Кто лишний?»
Цель: Классификация понятий, слухового внимания, развитие связной речи, мышления.
Ход: педагог предлагает вниманию детей цепочки слов – названий зимующих и домашних птиц. Дети внимательно слушают, определяют, какое слово лишнее.
Цепочки слов: курица, снегирь, гусь, петух.
Индюк, утка, клёст, гусыня.
Синица, утка, индюк, петух.
Утенок, гусенок, котенок, цыпленок.
Перо, крыло, клюв, утка.
Упражнение «Запомни слова»
Цель: отработка длительного выдоха. Формировать умение строить фразу на выдохе. Накопление словаря, развитие слуховой речевой памяти.
Ход: произнести название четырёх – шести птиц на одном выдохе.
Петушок, курица, цыпленок, цыплята..
Гусь, индюк, петух, утка.
Игра «Исправь ошибку»
Цель: Развитие слухового внимания, логического мышления
Ход игры: Логопед произносит задание. Ребенок должен найти ошибку и дать правильный ответ.
Игра: «Закрытая картинка»
Цель: учить задавать вопросы, развивать умение устанавливать причинно-следственные связи.
Оборудование: На магнитную доску помещается картинка изображением к доске, что бы дети не видели изображения перелётной птицы.
Ход: Дети задают вопросы ведущему, чтобы узнать, что это за птица. На вопросы детей ведущий может отвечать только «да» или «нет».
— Эта птица перелётная? Зимующая? Оседлая?
— У неё грудка красная? Белая? Желтая и т.д.?
— У неё крылья Заострённые? Закруглённые?
После отгадывания картинка открывается. Дети видят птицу.
Игра «Угадай кто это?»
Цель: Накопление пассивного словаря. Обучение детей отгадывать
загадки по опорным словам.
Ход игры: Отгадывание загадок по картинке с использованием эпитетов (предлагается несколько картинок, из которых надо выбрать нужные).
Кря-кря- ищу червя! (утка).
Игра «Какая домашняя птица?»
Цель: Формировать умение детей подбирать существительное к глаголу.
Игра «Кто как передвигается?»
Цель: Упражнять в подборе слов действий. Активизация глагольного словаря.
Ход игры: Логопед предлагает детям ответить на вопрос: «Кто как передвигается?
Конспект подгруппового логопедического занятия. Лексическая тема: «Домашние птицы»
Цель: совершенствование грамматического строя речи
Задачи:
Ход занятия:
Съем червя, попью водицы.
Хлебных крошек поищу,
А потом снесу яичко –
Ребятишек покормлю … (Курица)
Звонко время отмечает.
Утром солнышко встречает.
Вот последний луч потух.
Спать пора!» — поет … (Петух)
По лужку он важно ходит,
Из воды сухим выходит.
Носит красные ботинки.
Дарит мягкие перинки … (Гусь)
Ходит вразвалочку-спотыкалочку (Утка)
Тело перьями покрыто.
Борода висит сердито.
Хвост почти как у павлина,
Когти остры, ноги длинны.
— Разгоню я всех вокруг.
А зовут меня … (Индюк)
Либо белый, либо сизый,
Либо пёстрый, в детстве – лысый,
Любит сесть он где повыше
Например, под самой крышей.
Там сидит, воркует он –
Быстрокрылый почтальон. (Голубь)
— Правильно, ребята! Вы все верно отгадали! А как вы думаете, о ком мы сегодня с вами будем говорить? (Мы будем говорить о домашних птицах). Верно! Тема нашего занятия сегодня — домашние птицы.
— А сейчас давайте вместе с вами отправимся на птичий двор. Скажите еще раз, кто здесь живет? Отвечайте полным предложением и четко проговаривайте все звуки. (На птичьем дворе живут домашние птицы).
– А как называется дом, где живут птицы? (Дом, где живут птицы – называется птичник). Правильно!
— А как вы думаете, почему этих птиц называют «домашними»? (Этих птиц называют домашними, потому что они живут рядом с человеком)
— Молодцы! А как человек ухаживает за домашними птицами? Что он для них делает? (Человек их кормит, дает им воды, чистит их жилище)
— А чем питаются домашние птицы? (Домашние птицы питаются специальным кормом, крупой, крошками хлеба, насекомыми, червяками)
— Хорошо! А кто мне из вас скажет, какую пользу приносят птицы человеку? Что они нам дают? (Домашние птицы дают нам яйца, мясо, пух, перья)
— Скажите, как выглядят птицы? Что у них есть? Чем покрыто их тело? (У домашних птиц есть, туловище, голова, лапы, крылья, хвост. Их тело покрыто перьями). Молодцы! Вы все верно ответили!
гусь – шипит, гогочет
— Молодцы! Вы и с этим заданием справились очень хорошо!
петух – курица – цыпленок.
гусь – гусыня – гусенок;
утка – селезень – утенок;
индюк – индюшка – индюшонок
голубь – голубка — голубята
Раз, два — шли утята. Поочерёдно сгибать пальцы на правой руке,
Три, четыре — за водой. начиная с большого, а со слов
А за ними плёлся пятый
Позади бежал шестой. Загибать пальцы на левой руке, начиная с большого.
А седьмой от них отстал.
А восьмой уже устал.
А девятый всех догнал.
А десятый испугался.
Громко- громко запищал: Сжимать и разжимать кулаки.
«Не пищи, мы тут рядом, поищи!»
— Ребята, домашние птицы очень любят когда их расхваливают, давайте сделаем им приятно и похвалим.
Петух, какой? – красивый, важный, резвый, задиристый, храбрый, воинственный, разноцветный, большой, громкоголосый.
Курица, какая? – толстая, пёстрая, неуклюжая, глупая, пестрокрылая,
Индюк, какой? – большой, большехвостый, разноцветный, толстый
Селезень, какой? – красивый, разноцветный, ширококлювый,
Утка, какая? – заботливая, медлительная, ширококлювая, красноклювая,
гусь, какой? – большой, толстый, задиристый, важный, белоголовый, длинношеий,
— ребята, подскажите чей хвост у петуха?. –петушиный хвост. (Логопед показывает картинку)
Перо, курицы (гуся, утки, петуха, индюка, ) (чье?) – куриное, гусиное, утиное, петушиное…
Хвост, (курицы, гуся, утки) (чей?) – куриный, гусиный….
Глаза, курицы (утки, индюка) (чьи?) – утиные, индюшачьи…
Клюв утки (курицы, индюшки, гуся, петуха) (чей?) – утиный, куриный, индюшачий, гусиный, петушиный
Крыло утки (индюшки, петуха) (чьё?) – утиное, индюшачье, петушиное.
Нога гуся (петуха, цыплёнка, индюшонка) (чья?) – гусиная, петушиная, цыплячья, индюшачья.
курица – курицы, — много куриц,
петух – петухи – много петухов,
гусь – гуси – много гусей,
утка – утки – много уток,
индюк – индюки – много индюков,
селезень – селезни – много селезней,
голубю – голуби – много голубей,
индюшка – индюшки – много индюшек,
гусыня – гусыни – много гусынь,
голубка – голубки – много голубок,
гусенок – гусята – много гусят,
утенок – утята – много утят,
индюшонок – индюшата – много индюшат,
цыпленок – цыплята – много цыплят,
голубёнок – голубята – много голубят
— Молодцы! А теперь садитесь обратно на стульчики!
Индюк – у меня не хвост, а хвостище,
Утка – у меня не лапы, а лапищи,
Гусь – у меня не шея, а шеища,
Курица – у меня не крыло, а крылище,
Селезень – у меня не клюв, а клювище,
Гусыня – у меня не перо, а перище.
у голубя – не глаза, а глазищи,
петух – петушок,
курица – курочка,
гусь – гусик,
утка – уточка,
голубь – голубок,
цыпленок – цыпленочек,
индюшка – индюшечка,
индюшонок – индюшоночек.
Крыло, крылышко, крылья, крылатый, окрылённый, подкрылок;
Перо, пёрышко, перья, перьевой, перьями;
Хвост, хвостик, хвосты, хвостище, хвостатый, бесхвостый;
Петух — петь, пение, петушиный, петушок, петушиться,
Итог. – Вот наша экскурсия подошла к концу. И нам надо расставаться с обитателями птичьего двора. Давайте попрощаемся с ними. Скажите, о ком мы сегодня с вами говорили? (Мы говорили о домашних птицах). А что вы о них узнали? Чему вы научились? (дети отвечают на вопросы логопеда).
Сладкова Екатерина Александровна
учитель-логопед, МБ ДОУ «Детский сад №227»
г. Новокузнецк, Кемеровская область
Утка курица поплавок что лишнее
тема: ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ
1. Птицы – непоседы. Как ловко они прыгают с ветки на ветку, перелетают с дерева на дерево! Но так ведь и белка умеет или какой-нибудь другой зверек. А вот улетать на тысячи километров и после снова возвращаться могут только птицы, и даже не все птицы. Дрозды и зяблики, жаворонки и чижи, ласточки и иволги, аисты и кукушки – могут.
Почему ласточки, журавли, скворцы улетают в теплые края на зиму, а дятлы, совы, воробьи остаются?
Вороны, голуби и другие зимующие птицы научились жить рядом с человеком и питаться тем, что можно найти на улицах города. Тем же птицам, кто питается насекомыми, приходится лететь туда, где теплее и насекомые водятся в достаточных количествах.
Из-за зимних холодов количество доступной для птиц пищи настолько уменьшается, что пернатые оказываются перед реальной угрозой голодания. Таким образом, если птицы хотят выжить, они вынуждены улетать в теплые края.
Рассмотрите и назовите птиц, используя презентацию «Перелетные птицы».
Предложите ребенку ответить на вопросы.
— Куда улетают некоторые птицы на зиму? (В теплые края).
— Когда они вновь возвращаются к нам? (Весной.)
— Как называют этих птиц? (Перелетные.)
— Почему их так называют? (Эти птицы совершают перелеты, перелетают из одного района Земли в другой).
— В каком порядке улетают птицы?
-Как мы должны помогать птицам зимой?
2. Загадайте загадки.
Черный, проворный,
Кричит “Крак”,
Червякам враг (грач).
На шесте дворец.
Во дворе певец.
А зовут его. (скворец).
Кто на елке, на суку
счет ведет: “Ку-ку. Ку-ку”? (кукушка).
Хочет — прямо полетит,
Хочет — в воздухе висит,
Камнем падает с высот.
И в полях поет, поет (жаворонок).
Прилетает к нам с теплом,
Путь, проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины (ласточка).
Бродит по болотам грязным,
Ловит в них лягушек,
Бестолковых попрыгушек (цапля, журавль).
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад,
Ищет в речке лягушат. (цапля)
Назовите ребенку 4 названия птиц и спросите, кто лишний.
Грач, ласточка, снегирь, скворец. Кто лишний?
(Снегирь. Он не перелетная птица, живет у нас зимой. А остальные птицы перелётные.)
Цыплёнок, петух, грач, снегирь. Кто лишний?
(Цыплёнок. Он птенец, маленький, а остальные птицы взрослые большие.)
Игра «Четвертый лишний».
Предложите ребенку найти «четвертый лишний» в каждой строчке.
Медведь, дятел, лось, барсук; (дятел – птица)
Сорока, скворец, курица, журавль;
(курица – домашняя птица)
Ворона, синица, воробей, соловей;
(соловей – перелетная птица)
Грач, скворец, сорока, цапля;
(сорока – зимующая птица)
4. Игра “Веселый мяч”.
Бросайте ребенку мяч и называйте птицу. Ребенок бросает мяч обратно и говорит «перелетная» (п) или «зимующая» (з).
Снегирь (з), грач (п), воробей (з), синица (з), журавль (п), ласточка (п), дрозд (п), трясогузка (п), утка (п), сова (з), дятел (з), кукушка (п) и т.д.
Бросайте ребенку мяч и называйте взрослую птицу. Ребенок бросает мяч обратно и называет детенышей этой птицы.
— Грач (грачата).
— Скворец (скворчата)
— Ласточка (ласточата)
— Дрозд (дроздята)
— Стриж (стрижата)
— Журавль(журавлята)
— Кукушка (кукушата) и т.д.