Уйгуры и казахи что общего

Профессор рассказал, могли ли казахи произойти от уйгуров: обзор казахскоязычной прессы (2-10 марта)

А также материалы о том, почему в Казахстане до сих пор не говорят на казахском языке и почему приравнивать казахских девушек к товару – это неправильно.

Медиа-портал Caravan.kz предлагает вашему вниманию традиционный обзор казахскоязычной прессы.

Уйгуры и казахи что общего. Смотреть фото Уйгуры и казахи что общего. Смотреть картинку Уйгуры и казахи что общего. Картинка про Уйгуры и казахи что общего. Фото Уйгуры и казахи что общего

На портале Аlashainasy.kz опубликовано высказывание Асхата Касенгали о том, что казахстанское общество не нуждается в людях, мечтающих вернуться в средневековье, где женщин кутают в хомуты и избивают камнями на людях.

Автор также отметил, что казахский народ особенно уважал женщин и не считал, что их место лишь у очага. Поэтому в истории Казахстана огромное количество женщин-воительниц, предводительниц и героинь.

На портале Аlashainasy.kz опубликован материал со ссылкой на страницу Нурмухамеда Байгараева, рассказывающий о важности правильной языковой политики в Казахстане.

По мнению автора, первая дискриминация в стране связана с казахским языком. А люди, сомневающиеся в этом, могут посетить здания некоторых министерств. Девять из десяти человек, которых можно там встретить, говорят на русском, отметил он. Притом добавив, что десять из десяти являются казахами.

Он также упомянул слова Президента, что казахский язык должен быть общим для всех этнических групп. Заметив, что никакой этнической группе не будет нужен казахский, если он не используется даже в министерствах, реализующих эту политику.

«В Казахстане все еще остался менталитет советских времен» – Тurkystan.kz

Уйгуры и казахи что общего. Смотреть фото Уйгуры и казахи что общего. Смотреть картинку Уйгуры и казахи что общего. Картинка про Уйгуры и казахи что общего. Фото Уйгуры и казахи что общего

На портале Тurkystan.kz опубликовано интервью с родившейся и выросшей в Лондоне казашкой, недавно переехавшей в столицу.

За два года пребывания в Казахстане Салтанат заметила, что здесь все еще остался менталитет советских времен.

По ее мнению, материалистический подход должен быть сокращен. Например, в Англии празднуют только Рождество, в то время как в Казахстане много праздников, каждый праздник требует подарка и много расточительства, в котором нет необходимости.

Салтанат также отметила, что все обращаются с ней, как с «лондонской девушкой», а не настоящей казашкой.

Уйгуры и казахи что общего. Смотреть фото Уйгуры и казахи что общего. Смотреть картинку Уйгуры и казахи что общего. Картинка про Уйгуры и казахи что общего. Фото Уйгуры и казахи что общего

На портале Stan.kz опубликовано интервью заместителя председателя Республиканского этнокультурного центра уйгуров Казахстана Абайдуллы Мухитдиновича Жапарова. Профессор ответил на вопросы о том, являются ли казахи ответвлением уйгурской нации и об их сходстве.

Он отметил, что заявление, что казахи произошли от уйгуров, является вздором.

Источник

Уйгурский район – проблема в названии или в головах?

Уйгуры и казахи что общего. Смотреть фото Уйгуры и казахи что общего. Смотреть картинку Уйгуры и казахи что общего. Картинка про Уйгуры и казахи что общего. Фото Уйгуры и казахи что общего

«Надо быть дураком, чтобы с дураком договориться».

Столкновения на межэтнической почве для Казахстана не в новинку, однако за последний год они пугающе участились. Очередным эксцессом стала поножовщина между казахской и уйгурской молодежью вечером 16 июня, которая произошла в Уйгурском районе Алматинской области. Примечательно, что казахские националисты в качестве «средства» для решения проблемы предлагают переименовать Уйгурский район – как будто именно в названии административной единицы кроется суть проблемы. Местные национал-патриоты давно стали символом системной неадекватности, однако данный вектор все больше набирает обороты.

Уйгуры – очень заметный по численности этнос Казахстана, особенно для юго-восточной части страны. Бытовые конфликты между казахами и уйгурами периодически вспыхивали даже в последние десятилетия советской власти, хотя всех тогда довольно прочно держали под партийно-административным контролем и правоохранительные органы работали нормально. Специалисты такое состояние дел объясняют цивилизационно-культурными отличиями. Казахи в прошлом кочевники, а уйгуры – древний земледельческий народ, поэтому поле для конфликтов на ментальной, исторической и поведенческой почве достаточно обширное.

Другое дело, что во времена СССР трудно представить себе конфликт образца 2006 года, который состоялся в Чилике (Шелеке). Обычно при крупных столкновениях на этнической почве численный перевес у казахов, а тогда он был на стороне уйгуров. Представителей уйгурского этноса достаточно много проживает в Алматы, из-за чего на местном сленге места с преобладанием данной этнической группы порой называют «уйгуристые». Уйгуры при конфликтах с казахами способны за себя постоять.

После распада Советского Союза и начала эпохи суверенного государства Казахстан произошел бурный всплеск казахского национализма. Своим острием он был направлен изначально против этнических русских. Однако до сколько-нибудь ярких и масштабных конфликтов в их брутальном проявлении дело не дошло. Русские и другие европейские этносы мигрировали в Россию, Германию, Грецию, США, Канаду, националистический импульс тонул в данном направлении как в стене из ваты. Русский язык в Казахстане защищали в первую очередь русскоязычные казахи, поскольку они имели для этого доступ к рычагам государственного управления.

В отличие от русских или немцев, у уйгуров нет места, куда они могли бы уехать на историческую родину. По количественным параметрам уйгуров больше всего в Синьцзян-Уйгурском автономном районе (СУАР) КНР, но назвать данное место комфортным для проживания уйгуров невозможно. В Казахстане постоянно рассказываются страшилки про уйгуров в лагерях перевоспитания, куда за компанию попало и много этнических казахов, проживающих в Китае.

Как бы то ни было, но уйгуры давно покидают Китай и набираются боевого опыта во всевозможных «горячих точках» Большого Ближнего Востока. Например, в Исламском государстве (запрещенная в РФ организация) этнические уйгуры составляли непропорционально большую часть среди подразделений специального назначения данного проекта.

Хотя в Алматы уйгуров сравнительно много, эпицентр противостояния между казахским и уйгурским населением находится именно в сельских районах Алматинской области. Конфликты чаще происходят в Уйгурском и Панфиловском районах (в первом этнические уйгуры составляют большинство). Разумеется, «разборки» в сельских районах попадают в информационное пространство страны (в первую очередь в социальные сети), что имиджу Казахстана в качестве страны межэтнического согласия явно не способствуют.

Проблемы указанных районов еще и в том, что неказахского и неуйгурского населения там почти не осталось, а потому и своеобразных прокладок, предохранителей между двумя этносами, настроенными друг к другу все менее дружелюбно, уже нет. Нельзя сказать, что органы государственного управления не занимаются данной проблемой. Например, в Уйгурском районе достаточно высок процент чиновников-уйгуров, что для Казахстана вообще-то нехарактерно, потому что везде доминируют казахи. А вот сколько-нибудь внятной идеологической работы власть не проводит, поскольку реально работающих лозунгов и формул для неказахского населения у нее нет.

После конца СССР многие новые независимые государства стали строить собственные национальные государства той или иной степени жесткости. Уйгуры при этом оказались в положении, где быстро расстаются с иллюзиями. Среди уйгуров полно тех, кто знает казахский язык лучше многих казахов, но даже для приема на государственную службу (не говоря уже о карьерном продвижении) этого им часто недостаточно. Уйгуры – мусульмане. При этом социологические замеры показывают, что частотность посещения мечетей у них выше, чем у казахов. Но даже общая религиозная идентичность не снимает этнической напряженности. Аналогичную картину можно наблюдать и в случае конфликта казахов с дунганами в Кордайском районе Жамбылской области.

Государственные клише мешают нормальному изучению, например, государства Караханидов. Данное средневековое государство включало в себя территорию Семиречья (с нынешним городом Алматы). Есть исследователи, которые считают, что этническим большинством в империи Караханидов выступали уйгуры, следовательно, для современного Казахстана они не такие уж пришлые, как принято указывать в местных учебниках. Однако подобные научные трактовки и изыскания всячески пресекаются. Благо, историческая наука в Казахстане давно смешалась с фэнтези, из-за чего сколько-нибудь вменяемый научный дискурс часто просто невозможен.

Уйгуры оказались в ситуации, где им есть от кого и откуда бежать, но нет куда. До периода коронавируса многие этнические уйгуры из Казахстана мигрировали в Канаду и Швецию, но в последние месяцы данный трафик прекратился.

Своеобразным фетишем для казахских националистов стало название Уйгурского района. Они требуют его переименовать под предлогом того, что ни Русского, ни Корейского района в Казахстане нет. Если переименовать Уйгурский район прямо сейчас, то это станет порцией бензина в костер межэтнического напряжения. Если позже, то проблему этнического отчуждения в районах Алматинской области между казахами и уйгурами мера однозначно не снимет. Конфликты между казахами и уйгурами – то мелкие, то крупные – лишнее свидетельство того, что Казахстан не смог сохранить бренд государства межэтнического согласия. Потому что если здесь с межэтникой все в порядке, то как тогда выглядят проблемные страны?

Источник

Пиджим глазами репортера: «ситуация, которая возникла не вчера», полиция, которая «не смогла», и TikTok

Вечером 27 октября в селе Пиджим Панфиловского района Алматинской области драка школьников переросла в конфликт. Местные власти случившееся назвали «недоразумением между двумя школьниками», жители утверждают, что в районе давно существуют межэтнические трения. Репортер Азаттыка отправился в Пиджим, чтобы попытаться разобраться в ситуации.

Первые сообщения о беспорядках в селе Пиджим появились в соцсетях ночью 27 октября, следующим утром съемочная группа выехала на место.

В Пиджим, расположенный на границе с Китаем, ведут две дороги. Туда можно добраться, свернув к поселку Жаркент с трассы Западный Китай — Западная Европа. Или можно отправиться через железнодорожную станцию Алтынколь на самой границе.

Выбрали второй, более долгий путь, поскольку до начала поездки циркулировала информация: выставлен блокпост и к селу не подобраться.

Подобные ограничения после этнических конфликтов, которые случались в Казахстане и раньше, не редкость, и журналистам пробраться через них сложно, а то и невозможно. Поэтому отправились долгой дорогой в надежде, что на границе, где крупных населенных пунктов нет, возможно, отсутствует и полицейское усиление.

Оказалось, дольше тряслись в дороге зря: блокпостов не было, только у самого въезда в населенный пункт стояла одинокая полицейская машина.

Уйгуры и казахи что общего. Смотреть фото Уйгуры и казахи что общего. Смотреть картинку Уйгуры и казахи что общего. Картинка про Уйгуры и казахи что общего. Фото Уйгуры и казахи что общего

Пиджим — небольшое село. Население — около пяти тысяч человек, национальный состав — казахи и уйгуры, примерно в одинаковом соотношении.

Через главную улицу пролегает дорога, ведущая прямиком к казахстанско-китайской границе. Остальные улицы узкие, грунтовые, в выбоинах и колдобинах.

Сразу бросается в глаза множество как полицейских машин, оснащенных громкоговорителями и звукоулавливателями, так и дорогих автомобилей. Они первый признак того, что в селе произошло что-то из ряда вон выходящее.

Встречаем нескольких прохожих, но говорить о событиях прошлых вечера и ночи они отказываются.

«Аким района проводит собрание, там всё услышите», — говорят они, указывая на сельский Дом культуры.

Драка в Пиджиме и то, что было после: причины, мнения, текущая ситуация

Уйгуры и казахи что общего. Смотреть фото Уйгуры и казахи что общего. Смотреть картинку Уйгуры и казахи что общего. Картинка про Уйгуры и казахи что общего. Фото Уйгуры и казахи что общего

Уйгуры и казахи что общего. Смотреть фото Уйгуры и казахи что общего. Смотреть картинку Уйгуры и казахи что общего. Картинка про Уйгуры и казахи что общего. Фото Уйгуры и казахи что общего

Драка в Пиджиме и то, что было после: причины, мнения, текущая ситуация

No media source currently available

Аким Панфиловского района Талгат Умралиев встречает съемочную группу при входе в ДК. В разговоре настаивает, что случившееся вызвало хулиганство сельской молодежи, а межнациональной подоплеки нет.

— Пострадали два человека. Один является учеником школы, его избили во время школьной драки, другой — взрослый человек, — сообщил Умралиев.

О получившем травмы школьнике информация была и раньше, но пострадавший взрослый оставался загадкой. Известно о нем не было ничего. Информация об этом человеке выяснилась позже.

«В социальных сетях резко увеличилось количество информации о конфликте в селе Пиджим. Использовал ли районный акимат соцсети, предоставил ли полную информацию?» — спрашивают журналисты.

— Некогда было, сейчас объясним, — бросает аким.

Во время чрезвычайных ситуаций в Казахстане ответственные госинституты часто подвергаются критике за несвоевременное информирование общественности о происходящем. До появления официальных заявлений, которые приходят с опозданием, различные видео, подлинность которых установить сложно, успевают стать вирусными в Сети.

Так было и на этот раз. О происшествии в Пиджиме многие узнали из роликов в интернете. На одном можно увидеть горящий дом, из чего многие обыватели сделали вывод, что в селе были поджоги.

«Ночные беспорядки» в селе Пиджим. Что происходит?

Уйгуры и казахи что общего. Смотреть фото Уйгуры и казахи что общего. Смотреть картинку Уйгуры и казахи что общего. Картинка про Уйгуры и казахи что общего. Фото Уйгуры и казахи что общего

Уйгуры и казахи что общего. Смотреть фото Уйгуры и казахи что общего. Смотреть картинку Уйгуры и казахи что общего. Картинка про Уйгуры и казахи что общего. Фото Уйгуры и казахи что общего

«Ночные беспорядки» в селе Пиджим. Что происходит?

No media source currently available

СОБРАНИЕ НА ГРАНИ ФОЛА

Во встрече в ДК по инициативе акимата, чьей целью, по видимости, было успокоить людей, участвовали аким Панфиловского района Умралиев, заместитель акима Алматинской области Батыржан Байжуманов и руководитель отдела полиции Панфиловского района Жандос Кавлиев.

Главное украшение трибуны — большой портрет президента Казахстана. На этом фоне разместились представители власти. В зале собралось более 100 человек.

Уйгуры и казахи что общего. Смотреть фото Уйгуры и казахи что общего. Смотреть картинку Уйгуры и казахи что общего. Картинка про Уйгуры и казахи что общего. Фото Уйгуры и казахи что общего

Перед собранием удается поговорить с людьми в зале. Три женщины, сидящие рядом, говорят, что являются матерями уйгурских учеников средней школы имени Абдоллы Розыбакиева, где случилась драка.

— Произошедшее — это ситуация, которая возникла не вчера. Наши дети не могут даже выйти в туалет одни, в сторону наших детей плюют, их пинают. Над ними издеваются в TikTok’е, — говорит одна.

Встреча началась с призыва к спокойствию в селе, но проходила на крайне повышенных тонах.

«Дети совершили хулиганство, нам стыдно перед людьми», — начал свое выступление аким района, добавив, что пострадавшим во время ночного происшествия будет оказана помощь. Он сообщил также, что расходы за ремонт разбитых окон понесет не государство.

— Двое предпринимателей взяли на себя расходы по восстановлению разбитых окон. Вот это гражданственность, — похвалил аким.

Ранее он уже сообщал, что пожар в доме, видеозапись которого тиражировалась в соцсетях, к беспорядкам отношения не имеет. Но в ходе собрания женщина, сообщившая, что она и есть хозяйка сгоревшего строения, расплакалась и попросила помощи. Заместитель акима области пообещал, что государство поможет.

Уйгуры и казахи что общего. Смотреть фото Уйгуры и казахи что общего. Смотреть картинку Уйгуры и казахи что общего. Картинка про Уйгуры и казахи что общего. Фото Уйгуры и казахи что общего

Выступая на митинге, и сельские старейшины, и молодежь призвали жителей села объединиться и не вносить разлад, но вскоре разговор повернулся совсем в другое русло, начали звучать такие слова, как «шаңыраққа қараңдар», «знайте, в какой стране живете». Одни поддержали сказанное, другие не согласились.

Слово взяла одна из уйгурских женщин. Она заявила, что конфликт в школе существует давно, а детей притесняют, но договорить ей не дали. Подошедший мужчина отобрал микрофон со словами: «Не говори того, чего не видела».

Вновь вступил аким района, заявил: утверждать, что одна нация ниже или выше другой, «неверно», напомнив: «Мы многонациональная страна, казахстанцы».

Один из выступавших высказал критику в адрес властей. Аким района замечания признал, но перевел разговор на главу села.

Выступал мужчина-уйгур. Он принялся просить прощения «от имени всего уйгурского народа» и тоже делал своеобразные заявления: «Надо признать, что мы на ступеньку ниже. Мы не должны чувствовать себя униженными из-за этого».

Снова вставил ремарку аким Умралиев: «Вы очень правильно сказали. Нужно правильно понимать слова «шаңыраққа қарайық»».

Другой мужчина-уйгур заявил: «Мы, уйгуры и казахи, — одна нация. Всё можно было решить и в школе».

Уйгуры и казахи что общего. Смотреть фото Уйгуры и казахи что общего. Смотреть картинку Уйгуры и казахи что общего. Картинка про Уйгуры и казахи что общего. Фото Уйгуры и казахи что общего

Вновь попытались вставить несколько слов уйгурские женщины. Другие присутствующие их заглушили. Приглашенный на встречу директор Дома дружбы Алматинской области поэт-айтыскер Жандарбек Булгаков и вовсе заявил, что проблему должны решать мужчины, без вовлечения женщин.

Собрание завершилось. В то, что оно достигло цели успокоить население, не верилось.

«ОТЦУ ПОПАЛИ КАМНЕМ В ГЛАЗ, ОН В БОЛЬНИЦЕ»

После встречи уйгуры говорить с прессой не захотели — ни взрослые, ни молодежь.

От беседы отказались и продавцы магазина, в котором предыдущей ночью разбили стекла.

Женщина, представившаяся владелицей кафе, сообщила, что акимат обещал заменить окна. В этот момент из заведения раздавался голос тамады, который проводил праздничное мероприятие. Хозяйка сообщила, что проводится той по случаю сватовства.

Мужчина, не захотевший говорить на камеру, заявил, что во время ночного инцидента пострадал один человек — дед одного из уйгурских школьников.

Уйгуры и казахи что общего. Смотреть фото Уйгуры и казахи что общего. Смотреть картинку Уйгуры и казахи что общего. Картинка про Уйгуры и казахи что общего. Фото Уйгуры и казахи что общего

Мы посетили дом местного жителя Руслана Керамбакиева — стекла в нем тоже были перебиты. По словам дочери Руслана, во время ночного происшествия группа молодых людей забросала их жилище и другие дома камнями.

— Отцу попали в глаз, он в больнице в Жаркенте, — сообщила она.

Предположительно, этот человек и является вторым пострадавшим.

«ГДЕ ПОЛИЦИЯ, КОТОРАЯ ОБЫЧНО РАЗГОНЯЕТ МИТИНГИ?»

С журналистами неохотно разговаривают и местные казахи. Мужчина, представившийся Бекзатом, говорит, что драка между школьниками «обострила давнюю межэтническую напряженность».

По его словам, между жителями существуют разногласия, связанные с сельскохозяйственными и другими вопросами. Схожие заявления звучали и на встрече в ДК.

«В прошлом в Пиджиме у казахов и уйгуров были отдельные мечети. Каждый ходил в свою мечеть и отдавал туда садака. Позднее построили общую мечеть, но она не смогла объединить уйгуров и казахов», — заявляли выступавшие.

Уйгуры и казахи что общего. Смотреть фото Уйгуры и казахи что общего. Смотреть картинку Уйгуры и казахи что общего. Картинка про Уйгуры и казахи что общего. Фото Уйгуры и казахи что общего

Несмотря на то что Пиджим — небольшое село, в нем много столовых. На следующий день после ночного происшествия найти место, чтобы поесть, сложно. По словам жителей, большинство заведений принадлежат уйгурам, а те напуганы.

На окраине наконец обнаруживается открытая столовая. Оттуда как раз выходит группа полицейских. Других посетителей нет. Удается пообщаться с тремя женщинами, работающими там.

Те заметно нервничают. По их словам, во время ночного путешествия улицы были заполнены молодыми людьми. Женщины утверждают, что полиция «только наблюдала».

— Не смогла остановить молодежь. Они шли за ними и только наблюдали со стороны. Где полиция, которая обычно разгоняет митинги? Почему власти не видят этого? — говорит одна из женщин.

— В молодости мы, казахи и уйгуры, жили дружно, а сейчас чуть что, две нации нападают друг на друга. Мы не понимаем, откуда это взялось. Мы смотрели прямой эфир сегодняшней встречи. Винят в этом уйгурскую молодежь. Вот, посмотрите TikTok, — говорит другая женщина, протянув свой смартфон.

На видео одни школьники издеваются над другими, оскорбляя их. Похожий ролик нам показывал и один из родителей-казахов, но на нем роли между учениками разных национальностей распределялись иначе.

Съемочная группа покидает село на закате. Во многих домах всё еще темно. Нет ли хозяев дома, не включают ли они свет сознательно — это остается неизвестным.

В Казахстане время от времени происходят конфликты с выраженной этнической подоплекой. 8 февраля 2020 года в Кордайском районе Жамбылской области погибли 11 человек, было разгромлено 55 домов и магазинов, 40 автомобилей. Власти большинство таких происшествий характеризуют как «конфликты на бытовой почве» и обвиняют в них «преступные группы» и «внешние силы».

Социологи считают, что для решения проблем в сфере межнациональных отношений необходимо называть проблемы своими именами и открыто признать их существование.

Источник

Уйгуры в Казахстане. Об уйгурском бешбармаке и почему у них в первую очередь спрашивают не ру, а юрт

Гузель Розиева, 33 года, родной город — Алматы, домохозяйка

Уйгуры и казахи что общего. Смотреть фото Уйгуры и казахи что общего. Смотреть картинку Уйгуры и казахи что общего. Картинка про Уйгуры и казахи что общего. Фото Уйгуры и казахи что общего

Уже четвертое поколение нашей семьи живет в Казахстане.

Родственники со стороны мамы живут в Казахстане очень давно. Даже прапрадедушка жил в Казахстане. Предки проживали в приграничных с Китаем районах — землях, которые издавна населяли уйгуры. Больше всего уйгуров в Семиречье, в Алматинской области.

Дедушка с папиной стороны переехал в Казахстан в 1940-х годах. Он преподавал в медресе, а в Казахстан приехал за знаниями — изучать точные науки.

Было несколько волн переселения народов. Это было тяжелое время, и выбор падал на страны, которые находились ближе всего. Немаловажную роль сыграло гостеприимство казахов. Казахи приняли много народов, не только уйгуров.

Уйгуры и казахи что общего. Смотреть фото Уйгуры и казахи что общего. Смотреть картинку Уйгуры и казахи что общего. Картинка про Уйгуры и казахи что общего. Фото Уйгуры и казахи что общего

У казахов и уйгуров много общего. Это касается и различных примет, суеверий. У народа есть общий культурный менталитет. О многом говорит то, что у нас общее происхождение. У нас у всех принято, чтобы девушки были скромными, принято уважать старших. Если рассматривать бытовые моменты, допустим, тот же бесик — он есть и у уйгуров, и у казахов. Свадьбы проходят одинаково пышно. Что казахи, что уйгуры стараются накрыть богатый дастархан, позвать максимальное количество людей, несмотря на то, что это, возможно, бьет по карману. Люди хотят поделиться своей радостью.

Люди хотят поделиться своей радостью

Наши языки относятся к тюркской группе. Можно сказать, что каждый уйгур, который знает свой язык, свободно владеет казахским языком.

Казахи и уйгуры не живут изолированно. У них всегда есть свое общество в любой местности, городе, стране. Они стараются найти товарищей, как-то помочь.

Но у каждого этноса есть свои особенности. К примеру, традиционная кухня разная. Казахи — кочевой народ, который держал много скота, и перемещался на кыстау, жайляу. Соответственно этому образу жизни мясо в казахском рационе преобладает.

У уйгуров мясо тоже есть, но при этом используется много растительности. Большая часть уйгуров вела оседлый образ жизни и занималась земледелием. В кухне преобладают мучные блюда. Мы любим использовать джусай, кинзу, базилик, зеленый лук, пекинскую капусту. А без перца уйгуры жить не могут, потому что он добавляется во многие блюда. В целом уйгуры потребляют много острого и разных специй.

У уйгуров есть пословица: «Если выйдет первая зелень, то уйгур уже не умрет». Первая зелень используется для приготовления традиционного блюда, которое можно описать как «зеленые пельмешки». Первые ростки зелени, клевера, длиной по одному сантиметру общипываются и используются в качестве наполнителя — как фарш. Также готовятся самые разные варианты привычных блюд. Например, взять манты. Готовятся не только традиционные манты с мясом, но и манты с джусаем, с тыквой, с зеленым горным луком. Те же пельмени и с мятой, и с кинзой делают. Однако аналог бешбармака есть и у уйгуров, и называется он «чопаш». В его состав также входит тесто и мясо. Блюдо называется «чопаш», потому что «чоп» — это трава. Тесто используется не такое, как в казахском бешпармаке. Вместо крупных кусочков — более мелкие. Тесто нарезается как травиночки. В кухне можно найти вегетарианские блюда, потому что они готовятся без мяса.

Уйгуры и казахи что общего. Смотреть фото Уйгуры и казахи что общего. Смотреть картинку Уйгуры и казахи что общего. Картинка про Уйгуры и казахи что общего. Фото Уйгуры и казахи что общего

Родители в селах тесно общаются с другими уйгурами. Мы с мужем и детьми живем в Алматы. Мы посещаем мероприятия, которые устраивает уйгурский культурный центр. На Наурыз у нас бывает много различных мероприятий, когда каждый этнос показывает свою культуру. Мы любим ходить на такие мероприятия, потому что это такое разнообразие, такая яркость. Можно много узнать друг о друге и к тому же познакомить новых друзей с уйгурской культурой.

В прошлом году в июле мы в составе ансамбля уйгурского танца «Долан» ездили на международный Алтайский форум на побережье Иссык-Куля. Там открылся мемориальный музейный комплекс имени Курманжан Датки. Было большое мероприятие и участвовало много делегаций: из России, Узбекистана, Казахстана.

Я член уйгурского интернет-портала Doppalife, который посвящен уйгурской молодежи. Цель портала — показать нашу историю, культуру. Преимущественно мы пишем материалы на русском языке, потому что молодежь сейчас русскоязычная. Хотелось бы, чтобы она знала о событиях мирового уровня, которые происходят в уйгурской общине.

В Казахстане благоприятная среда для развития и сохранения уйгурского языка

В Казахстане благоприятная среда для развития и сохранения уйгурского языка. У уйгуров в Казахстане есть школы с уйгурским языком обучения. У нас есть уйгурский театр, который получил статус академического. Есть отделения в университетах, которые обучают учителей для дальнейшего преподавания в школах. В Казахстане есть уйгурские газеты.

Существует много курсов по изучению языка. Если хочешь выучить наряду с казахским и английским уйгурский язык, то у тебя есть для этого возможности, главное желание.

Уйгуры и казахи что общего. Смотреть фото Уйгуры и казахи что общего. Смотреть картинку Уйгуры и казахи что общего. Картинка про Уйгуры и казахи что общего. Фото Уйгуры и казахи что общего

Казахские уйгуры настолько влились в народ Казахстана, настолько любят Казахстан, что никто никуда переезжать не хочет. Мы говорим на казахском языке, наши друзья казахи, и мы любим эту страну. Мы казахстанцы и никуда не собираемся. Я планирую жить дальше в Алматы.

Мы говорим на казахском языке, наши друзья казахи, и мы любим эту страну

Назим Абдрим, 30 лет, родной город — Алматы, руководитель музыкального ансамбля традиционного исполнения на карнай-сунай Yuksal

Уйгуры и казахи что общего. Смотреть фото Уйгуры и казахи что общего. Смотреть картинку Уйгуры и казахи что общего. Картинка про Уйгуры и казахи что общего. Фото Уйгуры и казахи что общего

Одни этнические группы: казахи, кыргызы, калпаки, каракалпаки вели кочевой образ жизни. Другие вели оседлый образ жизни. По этой причине быт народов отличался. К примеру, отличались праздники. У нас есть праздник посева урожая, праздник сбора урожая.

Уйгуры имеют четкое разделение по «юртам» — городам-оазисам с прилегающей территорией. Они располагались по периметру пустыни и примыкали к подножьям гор. В силу изолированности каждого города друг от друга сформировались языковые диалекты, свои элементы в одежде. Это могло позволить определить по внешнему виду человека, с какого он юрта. В каждом юрте в силу географических и природных особенностей люди могли заниматься больше животноводством, крестьянским хозяйством. От их деятельности зависели, прежде всего, их философские взгляды, социальные и моральные устои, отличительная песенно-музыкальная культура.

В силу изолированности каждого города друг от друга сформировались языковые диалекты, свои элементы в одежде

У уйгуров в первую очередь спрашивают не ру, а юрт. Отвечая на этот вопрос, ассоциируешь себя как часть какого-то города, мини-государства и чувствуешь принадлежность к локальной точке.

Уйгуры и казахи что общего. Смотреть фото Уйгуры и казахи что общего. Смотреть картинку Уйгуры и казахи что общего. Картинка про Уйгуры и казахи что общего. Фото Уйгуры и казахи что общего

Я руководитель национального ансамбля Yuksal. Мы предоставляем услуги музыкального сопровождения на различных мероприятиях. Мы играем на барабанах и длинных трубах.

Саид Максимов, 31 год, родной город — Алматы, тренер по ораторскому искусству, ведущий деловых мероприятий и интернет-передач

Уйгуры и казахи что общего. Смотреть фото Уйгуры и казахи что общего. Смотреть картинку Уйгуры и казахи что общего. Картинка про Уйгуры и казахи что общего. Фото Уйгуры и казахи что общего

Мои родители родились в Алматы. У старшего поколения разные истории. Родственники с отцовской стороны — местные, но они жили ближе к Кашгару. Тогда, когда они родились, то это еще был Туркестан. Они родились там, а потом стали советскими гражданами. Восточная часть Алматинской области была частью страны, которой сейчас нет.

Родители моей мамы родились на территории нынешнего Китая. Это была восточная часть Туркестана. Сейчас это Синдзянь-уйгурский автономный округ.

Часть семьи попала под раскулачивание на территории Казахстана. Потом пережила похожее в Китае и вернулась в Казахстан.

У казахов и уйгуров почитаются семейные отношения, помощь близким родственникам, а дети считаются большим богатством. Также все мы любим праздники, тои. Оба народа певчие и имеют похожие музыкальные инструменты.

У казахов и уйгуров почитаются семейные отношения, помощь близким родственникам, а дети считаются большим богатством

В Алматы немало культурных центров. Они все связаны между собой. У уйгуров есть традиция «мяшряп». Раньше юрты на таких мероприятиях решали различные вопросы, делились опытом, а сейчас это больше похоже на активный нэтворкинг. Центры бывают двух типов: традиционные, те, что имеют немаленькую историю и возглавляются руководителями в возрасте, и те, которые можно назвать молодежными, где большое внимание уделяется творчеству.

Уйгуры и казахи что общего. Смотреть фото Уйгуры и казахи что общего. Смотреть картинку Уйгуры и казахи что общего. Картинка про Уйгуры и казахи что общего. Фото Уйгуры и казахи что общего

По некоторым данным, на территории Алматинской области проживает около 250 тысяч уйгуров, из них 100 тысяч — это молодежь. Однако на мероприятия приходит гораздо меньше людей. Становится сложно удержать внимание участников. Не все хотят изучать традиции.

Ассоциации конкурируют между собой на конкурсах талантов. Он неофициальный, но там зажигаются новые звезды эстрады. Артисты помогают обмениваться нашим языком и культурой не только с теми, кто живет в Алматы, но и с теми уйгурами, кто живут за рубежом. Через их творчество они могут узнать о нашем быте.

Появилось много украшений, одежды с национальными элементами. Мне нравится видеть такой тренд.

То, что мы живем в Казахстане, сделало уйгуров интернациональными. Происходит активная ассимиляция. Уйгуры нейтрально относятся к интернационализму в браке. Это частое явление, и, я думаю, осталось мало чистокровных уйгуров.

По моим наблюдениям, большинство уйгуров занято предпринимательством. Они занимаются информационными технологиями, медиатехнологиями, ресторанным бизнесом. Много уйгуров занимается шоу-бизнесом.

Много уйгуров занимается шоу-бизнесом

Многие представители уйгурской молодежи уезжают в США, Канаду, Европу. Многие пользуются программами, которые касаются малых народов. Подобная возможность есть, например, в Швейцарии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *