Ю а первин считает что дистанционное обучение это
В прошлом году на страницах альманаха “Стоик” (гл. редактор Е.В. Алексеева) был опубликован интересный сборник статей ведущих отечественных специалистов по дистанционному обучению школьников ([1]). Один из основных выводов, напрашивавшихся после прочтения этого сборника, состоял в том, что дистанционное обучение — это важное и серьезное занятие, недоступное младшим школьникам. В числе аргументов в пользу столь категорического решения было требование такого уровня самоорганизации школьника, который недостижим для учащихся начальной школы. С вытекающими отсюда заключениями.
Решив поспорить с авторитетами, я подготовил почти теоретическую статью, в которой попытался сформулировать аргументы в пользу противоположного решения: дистанционному обучению — дорога в начальную школу. Пришлось искать эти аргументы во всех дидактических гранях пятимерного учебно-воспитательного процесса — и цели (единство установок дистанционного и “классического” учебного процесса), и содержание (проекты по актуальным направлениям информатики и школьных межпредметных связей), и методика (например, перекрестные проверки), и средства (современный универсальный дидактический инструмент — компьютер), и форма (“коллективный ученик” и командные учебные занятия с соревновательными турнирами и конкурсами) ([2]).
И все же поддержка, как это часто бывает, пришла с другой, практической стороны. В начале текущего 2007–2008 учебного года я попросил руководителей команд — школьных учителей из разных регионов, больших городов и небольших сел — представить коллегам свои команды — ученические коллективы, которые они ведут на курсе 11 “Зимние вечера. Информатика для начинающих” в известном центре дистанционного обучения, о котором регулярно пишет “Информатика”, — Роботландском сетевом университете ([3], [4], [5]). На этом курсе занимаются школьники третьих и четвертых классов (иногда учителя приводят на занятия и второклассников, но учеников пятых классов здесь нет принципиально).
Без специального отбора, почти наугад, выбрал несколько учительских писем, написанных в тот период обучения, когда команды еще не приступили к самому эмоциональному этапу работы — турнирам и конкурсам (об этом, на мой взгляд, надо будет рассказать отдельно, попозже). Здесь говорят и учителя-новички, впервые пришедшие в Роботландский университет вместе со своими питомцами, и “ветераны”, уже несколько лет подряд увлекающие Роботландским университетом своих ребят и даже их родителей.
Итак, учителя-“дистанционщики” — “о времени и о себе”.
Команда 1103, г. Сатка Челябинской области, средняя школа № 13
Руководитель — Кузнецова Татьяна Николаевна, учитель информатики, замдиректора по информатизации, kuznetsova.satka@mail.ru
В команде 11 человек — ученики третьего и четвертого классов.
Расписание занятий: среда — 12.00–12.40 и четверг — 12.20–13.05.
Занятия курса проходят регулярно, дети из разных классов, но уже сдружились. В команде присутствует дух единства, дети четвертого класса берут “шефство” над третьеклашками при решении трудных заданий. Наметились лидеры (дети — не отличники в классе), два мальчика (4-й и 3-й классы). В качестве домашних заданий детям я задаю чтение учебника и даже выполнение некоторых письменных заданий (например, написать алгоритм). Теоретический материал ребята еще раз прочитывают дома, что способствует лучшему пониманию и развитию ответственности. Огорчают некоторые технические неудобства (открываем программу только через эмулятор, сейчас мне помогают дети, чтобы перейти на следующее задание: через диспетчер задач, потом открываем заново). Если кто решил эту проблему — подскажите. Я по профессии — учитель начальных классов. Учителя информатики со специальным образованием в школе нет, поэтому приходится “доходить” своим умом, что не всегда получается. Думаю, что многие задания можно включать в программу предмета в начальных классах.
Письма — представления команд мы читаем вместе с детьми: им очень интересно узнать географию всех команд и представить себя участниками такого глобального проекта. Думаю, что будет интересно принимать участие в конкурсах.
Команда 1104, г. Дубна Московской области
Руководитель — учитель информатики дошкольного образовательного учреждения
№ 3 “Лучик” и Начальной школы – детского сада № 7 “Гвоздика”, time@dubna.ru
На фотографии — мои четвероклассники, группа кружковцев в кабинете информатики. Пока мне приходится проводить по два занятия в неделю, чтобы догнать календарный план Роботландского университета. Дети еще просят и просто поиграть в развлекательные игры, а я пока не нахожу сил им полностью отказать в этом. Но заинтересованность в решении поставленных в “Зимних вечерах” задач большая. Порой за ними уже приходит их учительница, а их просто не оторвать.
Команда 1114, г. Магнитогорск
Руководитель — учитель информатики школы-интерната № 3
Тажмухаметова Сауле Кувандыковна, internat3@mail.ru
В этом году решила позаниматься с учащимися из четырех 4-х классов на занятиях кружка. Классы у нас небольшие — 8–10 человек. Два класса с нарушением зрения, один класс с нарушением опорно-двигательного аппарата и один — с нарушением речи.
Занимаемся 1 раз в неделю: по пятницам, во вторую половину дня по 40 минут. Ученикам очень нравятся занятия “Зимних вечеров”, ждут целую неделю, прибегают, показывают свое домашнее задание, тем более, что в двух классах уроков информатики нет.
Выполнить задание одного вечера на уроках успеваем. Помощников у нас нет, но руководство, коллеги и родители к моей идее — учиться в Роботландии — отнеслись с пониманием. Деньги на первый семестр дали родители, на второй обещала дать школа.
Проблем с запуском и установкой пакета не было. В методическом руководстве для учителя пропечатан каждый шаг, за что отдельное спасибо, мне приходится прикладывать минимум усилий.
Программами “Зимних вечеров” заинтересовались все: и коллеги, и администрация, и родители (из тех, кто случайно попадает на наши занятия). Спасибо за отличные программы! На следующий год обязательно продолжим обучение на других курсах.
Ждем конкурсов, надеюсь, справимся.
Руководитель — учитель средней школы № 57
Скорнякова Людмила Николаевна, sh57@cbtnet.ru
Вот уже пятый год подряд учащиеся из четвертых классов с начала учебного года атакуют кабинет информатики с надеждой записаться на уроки Роботландского университета. Эти дополнительные уроки по информатике очень популярны в школе. Ученики с охотой вливаются в непростой рабочий настрой, который царит на этих занятиях. Несмотря на игровую атмосферу, дети успевают узнать много нового и применить это на практике.
Директор нашей школы В.П. Павлов всегда поддерживает новые проекты учителей информатики, поэтому наши школьники постоянно участвуют в сетевых конкурсах (не только российских) и занимают призовые места.
Роботландцы, которые вышли из начального звена, всегда предлагают свою помощь, но пока мы обходились без нее. В этом году они уже напросились на работу: после решений всех заданий первого конкурса будут набирать ответы конкурсантов.
Занимаются дети после уроков 2 раза в неделю. Занятия, как рекомендовано в пособии, проводятся в виде игры. Дети охотно принимают такую форму общения.
На конкурсах учащиеся прорешивают все задания, но отправляются лучшие объяснения задач. Если задания для кого-то оказываются трудными, эти дети отправляются в подгруппы к сильным ученикам.
Самое трудное — научить детей уже решенную задачу четко записать с пояснениями (что от них требуется на конкурсах), а это в первом семестре еще только прививается: объяснения у всех правильные, но скупые в изложении. А уж видеть радость детской непосредственности очень приятно: ведь они сами получили конечный, верный результат, да еще их похвалили при всех, а за это они готовы работать и работать.
Все учащиеся из разных четвертых классов, поэтому им нравится общение друг с другом, они начинают понимать, что такое команда, где “один за всех и все за одного”, учатся работать группами. Здесь не задаются домашние задания и не ставятся отметки. Сидя за “круглым столом”, дети каждый урок решают хитрые головоломки, а во время конкурсных заданий можно блеснуть своими знаниями, оценив при этом уровень ровесников, живущих в других городах России. Здесь учатся не только логически мыслить, но и, рассуждая, убеждать других в правильности своего ответа, применяя свои обозначения для визуального представления решений.
Школьникам необходимо учиться в таких университетах. На этих занятиях учащиеся чувствуют себя студентами. Эта уверенность передается им и на учебный процесс: на уроках информатики они становятся помощниками учителя.
Сейчас, чтобы показать этот рассказ учителей, приходится оторваться ненадолго от рутинной работы — проверки решений, присланных командами курса 11 на свой первый в этом учебном году конкурс логических задач. А сразу же после зимних каникул детей ждут конкурсы — литературный, художественный, почтовый и многие другие. О них, турнирах Роботландского сетевого университета для младших школьников, будет отдельный, совсем другой разговор.
Используемая литература
1. “Дистанционное обучение”, сборник статей. М.: Некоммерческое партнерство “Современные технологии в образовании и культуре”, 2006.
2. Первин Ю.А. Опыт дистанционного обучения младших школьников. В сб. “Подготовка учителя начальных классов с высшим образованием: опыт и проблемы”. // Герценовские чтения, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. СПб.: Сага, 2007.
3. Керусенко Н.М. Конструирование в графическом редакторе “Раскрашка”. М.: Информатика и образование № 1, 2002.
5. Роботландский университет открывает набор студентов на 2008/2008 учебный год. М.: Информатика № 17, сентябрь 2007.
6. Первин Ю.А. Зимние вечера. Информатика для начинающих. М.: Информатика № 1, 5–8, 2001.
7. Первин Ю.А. Информатика в школе и дома. Книга для ученика. Книга для учителя. СПб.: БХВ 2003.
8. Первин Ю.А. Методика раннего обучения информатике. М.: Бином, 2005.
Возможности дистанционного обучения в образовании взрослых
Дистанционное обучение можно определить как целенаправленный процесс интерактивного взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариантный к их расположению в пространстве и времени, который реализуется в специфической дидактической системе. ДО представляет собой:
обучение на расстоянии, когда преподаватель и обучаемый разделены пространственно (Е.С. Полат);
комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям пользователей с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от учреждений дополнительного профессионального образования (Ю.А. Первин);
синтетическую, интегральную, гуманистическую форму обучения, базирующуюся на использовании широкого спектра традиционных и новых информационных технологий, их технических средств, которые используются для доставки учебного материала, его самостоятельного изучения, организации диалогового обмена между преподавателем и обучающимися, когда процесс обучения некритичен к их расположению в пространстве и во времени, а также к конкретному образовательному учреждению (А.А. Андреев).
ДО сохраняет преимущества, присущие традиционным формам обучения: контакты с преподавателями и слушателями, контроль за правильностью усвоения материала. Кроме того, оно обладает рядом достоинств: свободный график обучения; независимость от места расположения; экономия транспортных расходов; удобный вид представления материалов; индивидуальный темп обучения; отсутствие ограничений на возраст, коммуникабельность, здоровье. [1]
Дистанционное обучение открывает новые перспективы профессионально-личностного развития для лиц, остро нуждающихся в образовательных услугах, но не имеющих возможность получить их традиционным способом:
абитуриентов, готовящихся к поступлению в вузы;
молодежи, вынужденной совмещать учебу с работой в силу ограниченной пропускной способности вузовской системы или по семейным обстоятельствам;
лиц, имеющих медицинские ограничения для получения регулярного образования в стационарных условиях;
военнослужащих, офицеров, увольняющихся в запас, и членов их семей; офицеров и солдат срочной службы МВД и погранвойск;
высвобождающихся специалистов конверсионных предприятий ВПК;
лиц всех возрастов, проживающих в отдаленных регионах страны. [6]
В дистанционных формах обучения применяются такие методы, как информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемный, эвристический, исследовательский. Они охватывают всю совокупность педагогических актов взаимодействия преподавателя и обучающихся: самостоятельную познавательную деятельность студентов с различными источниками информации, учебными материалами курса; оперативное и систематическое взаимодействие обучаемых с ведущим преподавателем и куратором курса; групповую работу с использованием различных методов работы над соответствующими модулями изучаемого курса; совместные проекты студентов с иногородними и зарубежными партнерами. [8]
Электронные издания представляют собой электронный вариант печатных учебных материалов, но обладают компактностью хранения в памяти компьютера или на внешнем магнитном носителе, возможностью оперативного внесения изменений и передачи на большие расстояния по электронной почте; при наличии принтера они легко превращаются в твердую копию. [7]
Компьютерные обучающие системы (программно-методические комплексы, программные средства учебного назначения, контролирующе-обучающие программы) заявили о себе как о средстве обучения в начале 70-х годов, когда появились персональные компьютеры. В этих системах сосредоточены средства, в которых отражается некоторая предметная область, в той или иной мере реализуется технология ее изучения, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности. Компьютерные обучающие системы позволяют:
индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения;
осуществлять контроль с диагностикой ошибок и с обратной связью;
осуществлять самоконтроль и самокоррекцию учебной деятельности;
высвобождать учебное время за счет выполнения компьютером трудоемких рутинных вычислительных работ;
визуализировать учебную информацию;
моделировать и имитировать изучаемые процессы или явления;
проводить лабораторные работы в условиях имитации на компьютере реального опыта или эксперимента;
формировать умение принимать оптимальное решение в различных ситуациях;
развивать определенный вид мышления (например, наглядно-образного, теоретического);
усиливать мотивацию обучения (например, за счет изобразительных средств программы или вкрапления игровых ситуаций);
формировать культуру познавательной деятельности и др. [1]
Компьютерные обучающие системы на современном этапе включают электронные (компьютеризированные) учебники; контролирующие компьютерные программы; справочники и базы данных учебного назначения; сборники задач и генераторы примеров (ситуаций); предметно-ориентированные среды; компьютерные иллюстрации для поддержки различных видов занятий.
Дидактические аудио и видео учебные материалы в настоящее время в основном записываются на магнитные носители, аудио-и видеокассеты и могут быть представлены обучаемому с помощью магнитофона или видеомагнитофона. Учебные аудиоматериалы используются для записи лекций и инструкций к учебному курсу, не требующему графических иллюстраций, а также для записи уроков по обучению иностранным языкам, что наиболее распространено. В видеоформе могут быть представлены лекции, инструктивные занятия, иллюстративный материал к печатным изданиям, учебным ситуационным задачам.
В России наиболее широко дистанционное обучение применяется в учебных центрах при университетах. В Московском государственном авиационном технологическом университете (МАТИ) проводится дистанционная подготовка абитуриентов для поступления в это учебное заведение из числа школьников, проживающих в удаленных районах России. При Астраханском государственном техническом университете (АГТУ) функционирует центр дистанционной подготовки для учащихся выпускных классов, военнослужащих, инвалидов и всех желающих повысить уровень знаний и подготовиться к поступлению в высшие учебных заведения, не прибегая к посещению подготовительных курсов. В Московском государственном индустриальном университете дистанционное обучение используется для обучения сотрудников уголовно-исполнительной системы МВД России и осужденных исправительных колоний. [6]
Для деятельности учебно-дистанционных вузовских центров характерны следующие направления:
совершенствование информационных и телекоммуникационных технологий (ИТТ);
применение новейших ИТТ в дистанционном обучении;
развитие форм культурного обмена и делового сотрудничества со всеми заинтересованными российскими и зарубежными организациями;
корпоративное (фирменное) дистанционное обучение, осуществляющееся на базе и в интересах подготовки кадров для какой-либо определенной фирмы (корпорации). [7]
ДО развивается не только в рамках систем образования, но и отдельными коммерческими компаниями с преимущественной ориентацией на подготовку в сфере бизнеса.
Тенденция развития корпоративного (фирменного) дистанционного обучения отмечается в банковских системах, системах РАО «Газпром», Центробанка, Санэпидемслужбы и др. По своим техническим и дидактическим возможностям эти системы превосходят системы дистанционного обучения вузов. [7]
Итак, можно выделить следующие принципы организации дистанционного обучения:
гибкость, проявляющуюся в отсутствии регулярных занятий в виде лекций, семинаров и свободном выборе времени, необходимого для освоения курса; модульность, выражающуюся в том, что каждая отдельная дисциплина или ряд дисциплин, которые освоены обучающимся, создают целостное представление об определенной предметной области; параллельность, связанную с тем, что обучение может проводиться при совмещении с основной профессиональной деятельностью;
дальнодействие, заключающееся в отсутствии препятствий в виде расстояния от места нахождения обучающегося до образовательного учреждения;
асинхронность, подразумевающую возможность реализации технологий обучения и учения независимо во времени;
массовость, означающую некритичность параметра «количество обучающихся»;
рентабельность, предполагающую экономическую эффективность ДО;
широкое применение новых информационных технологий.
Марцева С.В. | ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: ПРОБЛЕМЫ, ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
В статье рассмотрены теоретические и практические аспекты дистанционного обучения в начальной школе, анализируются основные методические вопросы внедрения дистанционного обучения младших школьников, а также организация подготовки педагогических кадров для начальной школы в области дистанционного обучения.
C развитием средств коммуникации наметился повышенный интерес к различным методам дистанционного обучения. В настоящее время организационные и педагогические возможности дистанционного обучения реализуются с помощью практически всех доступных телекоммуникационных сервисов, таких как электронная почта, электронные журналы, чат, WEB-конференции. Сейчас можно встретить большое количество разнообразных продуктов, предназначенных для организации такого сервиса.
Дистанционное обучение – это новая форма обучения, предполагающая использование таких средств, методов, организационных формы обучения, а также форм взаимодействия учителя и учащихся, которые реализуются средствами информационных сетей и информационных и коммуникационных технологий.
Распространение дистанционных форм обучения сегодня связано с тем, что они начинают всё более охватывать и базовое и дополнительное образование, используя для достижения целей образования новые технологические инструменты. Существует мнение, что реализация дистанционного обучения возможна в сфере профессиональной подготовки и повышения квалификации, высшего образования и старшей школы, причём при углубленном изучении ряда дисциплин.
В 2016 году объем российского рынка дистанционного образования составил 20,7 млрд руб., или 1,1% от всего объема рынка.
Рис. 1. Структура и объем рынка дистанционного образования в РФ
Изначально стоит отметить, что в нашей стране существуют определенное количество центров дистанционного обучения учащихся и педагогов. К числу наиболее известных относятся центр дистанционного образования «Эйдос», система дистанционного обучения сетевого образовательного сообщества «Открытый класс», Педагогический университет «Первое сентября», Интернет- школа «Телешкола», виртуальная школа «Умный градЪ», заочная физико- математическая школа Томского государственного университета и другие. Особого внимания заслуживает многолетняя деятельность Роботландского сетевого университетом в составе НОУ «Роботландия+», опыт работы которого изложен в публикациях Ю.А. Первина, Е.А. Бабушкиной, Е.А. Кустовой.
Для оценки потенциала рынка онлайн-образования в России аналитики J’son & Partners Consulting оценили объем смежных рынков: сегмент репетиторов и рынок корпоративного образования. Согласно имеющимся данным, совокупный рынок репетиторов РФ оценивается в 26-30 млрд руб., в то время как объем сегмента корпоративного образования превысил 70 млрд руб. Совокупная оценка обоих сегментов
100 млрд руб. По мнению экспертов J’son & Partners Consulting к 2018 г. доля онлайн-образования в этих сегментах может достигнуть 5-7%, что составит не менее 6-8 млрд руб., из которых большая часть придется на корпоративный сегмент.
Таблица 1. Смежные рынки и актуальные программы в каждом сегменте
Общий профиль | Корпоративный сегмент | Академические знания |
Uniweb MG-system | LektoriumTV Интуит | |
Дошкольники | Школьники и студенты | Языковые площадки |
BabystepTV Galka-Igralka | YaKlass Moyuniver | Lingualeo Study.ru |
Агрегаторы | Программисты | ЕГЭ |
Edumarket Postnauka | HTML Академия Анализируя практику работы отечественных центров дистанционного обучения можно выявить следующие тенденции в развитии системы дистанционного обучения школьников: Рассмотрим основную проблематику реализации учебного процесса дистанционного обучения младших школьников. Требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального образования и социальным заказом общества задаются цели обучения, определяющие функции форм, методов, средств и содержания обучения. Достижение общих целей дистанционного и начального общего образования имеют основу в виде системно-деятельностного подхода, который предполагает: Реализация дистанционного обучения младших школьников требует создания оригинального инструментария: программного обеспечения и методических пособий для учебных курсов. Это связано с тем, что оригинальные программные и методические средства разрабатываются под конкретные учебные курсы, интерфейс ориентирован на соответствующий возраст пользователя, они должны иметь набор инструментальных программ, с помощью которых ученик имеет возможность конструировать программный ресурс изучаемого типа, не обращаясь к языкам программирования, а также средства автоматизированной проверки результатов индивидуальной и коллективной учебной деятельности. Использование дистанционных образовательных технологий в начальной школе позволяет предоставить педагогу и учащемуся новые возможности в учебной деятельности: Взаимодействие с содержанием обучения не ограничивается только свободным доступом к открытым коллекциям цифровых образовательных ресурсов. Учащийся совместно с учителем может формировать собственное содержание обучения путём включения в образовательный процесс созданных им информационных ресурсов. Развитие и формирование новых метапредметных компетенций, знаний и навыков, связанных с использованием информационных и коммуникационных технологий. Информационно-образовательная среда открывает принципиально новые возможности для учебной деятельности, результатами которой является метапредметный образовательный продукт и соответствующие внутренние приращения субъектов образования. Реализация различных форм дистанционного обучения предполагает участие школьников в сетевых образовательных сообществах, что значительно расширяет поле взаимодействия и совместной деятельности учащихся, педагогов, родителей. Дистанционное обучение способно гарантированность достижение планируемых образовательных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности. Можно с уверенностью сказать, что основная тенденция в развитии дистанционного обучения младших школьников – постепенный переход его из сферы дополнительного образования в сферу основного образования. Существует потенциальный запрос у специалистов начальной школы к новым образовательным программам, включающим изучение методики и технологий применения технологий дистанционного обучения в начальной школе. Готовность педагога к реализации дистанционного обучения предмету, по сути, становится одним из наиболее значимых компонентов не только ИКТ- компетентности, но и профессиональной компетентности в целом.
|