Юзефович что почитать 2021
5 детективов, которые советует прочитать Галина Юзефович
Самый медийный литературный критик 2021 года, Галина Юзефович, слывет человеком-феноменом. Она читает 3-4 произведения в неделю и еще пяток просматривает, чтобы сделать анонсы. Читать книги – ее профессия. А дома Галина – обычная женщина, которая уверена, что надежный способ снять тревожность – это детективы. Книги, которые советует Галина Юзефович, – в материале 24СМИ.
1. Яна Вагнер. «Кто не спрятался. История одной компании»
Книгу Яны Вагнер «Кто не спрятался» издатели анонсировали как произведение, в котором не важно, кто убийца. Между тем Галина обратила внимание на неточность в описании и заявила, что российский детектив Яны Вагнер стоит читать не только для того, чтобы узнать, кто убийца. Роман автора намного глубже.
Завязка книги традиционная. Компания друзей приехала в отель на вершине горы. С вечера в традициях русских туристов приятели отметили встречу, а к утру участник вечеринки найден убитым.
Найти преступника можно только после поиска мотива. А основания желать смерти жертве, если покопаться в прошлом, оказались у каждого из приятелей, которые и не заметили, что теплые отношения остыли. «Это история про выгоревшую изнутри дружескую среду», – охарактеризовала роман Юзефович.
Критик подчеркнула, что автору удалось удержать внимание читателя к расследованию благодаря массиву сведений и сюжетному каркасу. «Замечательный образец детективного жанра и русской современной высокой словесности», – резюмировала Галина.
2. Содзи Симада. «Токийский зодиак»
Первый японский хонаку-детектив Содзи Симада «Токийский зодиак» рассказывает о серии загадочных убийств. Особенностью жанра хонаку стали подсказки, которыми читатель может воспользоваться и вычислить преступника раньше главного героя.
Содержание остросюжетной книги вращается вокруг записок покойного пожилого художника, который оказался одержим идеей создать идеальную женщину. Ужас заключался в том, что мастер описал маниакальные идеи убийства.
Каково же было удивление, когда дьявольский план, похороненный вместе с создателем, стал осуществляться.
Критик призналась, что в зарубежном произведение ее поразила «идеальная искусственность романа», тогда как у Конан Дойла или Агаты Кристи остается ощущение, что описанное действие возможно в жизни.
Книга, которую советует Галина Юзефович, по мнению критика, подходит для «гиковской аудитории». «»Токийский зодиак» не для читателей, а для игроков. И Симада играет жестко», – резюмировала Юзефович отзыв.
3. Люси Фоли. «Охотничий дом»
Завязка английского детектива Люси Фоли «Охотничий дом» аналогична роману Яны Вагнер. Заснеженные особняки, уединенные домики, отрезанные от мира. Такой антураж – любимое место преступления для детективщиков. На этот раз действие разворачивается в горах Шотландии.
Участник вечеринки не пришел к праздничному столу, а затем найдено мертвое тело. Читателю детективного романа предстоит разгадать сразу две загадки: кто жертва и кто убийца.
Автор выстраивает зарубежный роман как герметичный детектив, в котором интрига держится до финала, а повествование ведется в двух временных промежутках. Круг подозреваемых небольшой, а мотив неясный.
«Книга по-хорошему традиционная, комфортная, погружающая читателя в атмосферу загадочного зимнего особняка возле шотландского озера и экранирующая читателя от тревожной действительности», – резюмировала критик.
4. Уильям Сомерсет Моэм. «Эшенден, или Британский агент»
Сборник художественных рассказов английского писателя «Эшенден, или Британский агент», по мнению критика, украсит любую библиотеку. А знакомство с Сомерсетом Моэмом у Галины произошло неожиданно, когда ночь пришлось коротать со схваченной наспех книгой возле постели больной бабушки.
Формально книга, которую советует Галина Юзефович, оказалась шпионским детективом. Новеллы поразили критика сюжетной канвой, которая выступила рамкой для значительных вещей. «До знакомства с «Эшенденом» я высокомерно воротила нос от жанровой прозы – ошибка, за которую мне стыдно до сих пор», – откровенничала критик и добавила, что в руках мастера даже «низкий жанр» оказался превосходным.
В книге речь идет о драматурге, завербованном в разведку. Эшенден наблюдателен, с виду безобиден и ведет свою шпионскую работу по джентельменскому кодексу. Тихий писатель добывает сведения, выступает связным и меняет личины.
Быть в моменте и читать конституцию: 10 самых продаваемых нон-фикшен-книг в 2021 году
Хорошая новость: люди снова стали покупать и слушать больше нехудожественных книг. Продажи не просто вернулись на допандемийный уровень, они впервые стали сопоставимы с продажами литературы художественной. (В рейтинг традиционно включены только новинки сезона, вышедшие в период с 1 ноября 2020 года по 1 декабря 2021 года. Основные источники данных о продажах: ведущие российские издательства, крупные книжные магазины, сервисы электронных и аудиокниг. — Forbes Life). На первом месте — автобиография звезды «Настоящего детектива» Мэттью Макконахи «Зеленый свет» (116 948 экз.), на десятом — книга канадского ученого-просветителя Стивена Пинкера «Лучшее в нас: Почему насилия в мире стало меньше» (15 761 экз.).
Плохая новость: люди больше не верят в скорое окончание пандемии и не настроены действовать решительно. Если в первый коронавирусный год читатели откликались на призыв «Не тупи» Джен Синсеро (лидера продаж прошлого года), были готовы следовать правилам жизни Мэй Маск, делать выбор по примеру Эдит Эгер, то в 2021 году, судя по читательскому спросу, осознав себя «не в ресурсе» для свершений, они выбрали быть «в моменте». Десятка бестселлеров показывает, что людей больше всего интересует личное счастье, собственное удовольствие (в том числе в сексуальных отношениях), принятие своих чувств, желаний и тела, расстановка приоритетов и выстраивание собственных границ.
О политической и социальной ситуации, в которой рациональное мышление уступает место мышлению мистическому, а оккультизм, магия и целительство замещают науку и здравый смысл, предупреждала в своем масштабном исследовании «Земля, одержимая демонами» («Альпина нон-фикшн») антрополог, специалист по европейской истории ХХ века Моника Блэк. И достаточно вспомнить, в какой исторический период люди массово заряжали воду, сидя перед экранами во время сеансов Кашпировского и Чумака, чтобы массовое увлечение книгами инстадамочек с формулами мечты и методы трансформации жизни от коучей с «видением» перестали казаться безобидным читательским увлечением.
Еще одна настораживающая тенденция — активные покупки издания Конституции РФ с изменениями, принятыми на Общероссийском голосовании 1 июля 2020 года. Основной документ страны в редакции 2021 года со сравнительной таблицей произошедших изменений купили 44 642 человека, а такое же издание, но без таблицы — еще 44 308 человек. Возможно, такой массовый интерес к поправкам объясняется тем, что это ведомственные закупки и профессиональные приобретения практикующих юристов, но таких данных нет.
Продолжает успешно продаваться книга Максима Ильяхова «Ясно, понятно: как доносить мысли и убеждать людей с помощью слов» («Альпина») — 50 886 экз. в 2021 году, первое место в итоговом рейтинг сети «Читай-город». Книга вышла в ноябре 2020 года и по всем критериям попадает в топ этого сезона, но поскольку читатели очень ждали новую книгу Ильяхова, она смогла попасть в список бестселлеров прошлого года спустя всего месяц после старта продаж.
Из бестселлеров прошлых лет сохраняют высокие продажи «Хочу и буду» Михаила Лабковского («Эксмо») — 150 328 экз., книга блогера Марка Мэнсона «Тонкое искусство пофигизма» (Альпина Паблишер) — 127 830 экз., работа Людмилы Петрановской «Тайная опора: привязанность в жизни ребенка» (АСТ) — 119 999 экз., «Атлант расправил плечи» Айн Рэнд («Альпина») — 101 837 экз., «Женщина, у которой есть план. Правила счастливой жизни» Мэй Маск («Бомбора») — 89 294 экз. (все данные за 2021 год. — Forbes Life)
Объемы продаж электронных книг существенно — почти втрое — выросли по сравнению с прошлым годом. В топе ЛитРес книга о финансовой грамотности «Самый богатый человек в Вавилоне» Джорджа Клейсона (более 30 000 экз.), «Пять языков любви» Гэри Чепмена (более 29 000 экз.) и «К себе нежно. Книга о том, как ценить и беречь себя» Ольги Примаченко (более 28 000 экз.). Из аудиокниг на ЛитРес активнее всего слушали книгу Джона Кехо по саморазвитию «Подсознание может все!» (более 57 000 экз.), «Самого богатого человека в Вавилоне» Клейсона (более 34 000), а также эзотерику Колина Типпинга «Радикальное прощение» (более 27 000 экз.). Из новинок 2021 года самой продаваемой аудиокнигой оказались мемуары Мэттью Макконахи «Зеленый свет» (более 22 000 экз.).
Пользователи международного сервиса Storytel третий год подряд активнее всего слушают 17-часовое исследование Юваля Ноя Харари «Sapiens. Краткая история человечества» — по данным студии «Вимбо», историю эволюции homo sapiens в этом году изучили 50 757 человек. Из книг, вышедших в аудиоформате в 2021 году, на Storytel лидирует книга Михаила Зыгаря «Все свободны: История о том, как в 1996 году в России закончились выборы» (чтец Артем Пахомов), на втором месте «К себе нежно. Книга о том, как ценить и беречь себя» Ольги Примаченко (в исполнении Варвары Шалагиной) и исследование Стивена Пинкера «Лучшее в нас: Почему насилия в мире стало меньше» (озвучил Стефан Барковский).
Галина Юзефович советует 6 увлекательных книг на лето
Полюбить аудиокнигу несложно – для этого нужно завести собаку, заняться бегом или, на худой конец, найти работу на другом конце города. Также в качестве стимула отлично подойдет маленький ребенок, с которым нужно по многу часов гулять, необходимость сделать в доме генеральную уборку, или, допустим, любовь к вышивке. Однако самый действенный способ — просто скачать Storytel, и свободное время для прослушивания книг, подкастов и лекций найдется само собой.
Мы попросили наших читателей поделиться с нами своими литературными предпочтениями, и на их основе Галина Юзефович выбрала 6 увлекательных аудиокниг из коллекции сервиса. А чтобы слушать их бесплатно целый месяц, просто зарегистрируйтесь в Storytel по ссылке.
Большой и увлекательный роман в отпуск
Рассечение Стоуна
Перевод С. Соколова.
Семейная сага, врачебная проза, история любви длиной в жизнь, роман-путешествие – все это читатель найдет в книге американского врача и писателя Абрахама Вергезе. В миссионерской больнице в Эфиопии на свет появляются мальчики-близнецы. Их мать, юная монахиня, умирает, а предполагаемый отец – англичанин-хирург – исчезает, едва успев принять роды. Дальнейшее – сложнейшее переплетение десятков судеб в пространстве от Индии до Нью-Йорка, сотни врачебных загадок, поиск героями собственных корней, страсть к женщине и страсть к медицине, политические катаклизмы, предательство, прощение и примирение. Просторный, красочный, многолюдный, до предела наполненный эмоциями роман Вергезе – это одновременно и гимн профессии, и полнокровная человеческая драма, и философская притча. Ну, а безупречное исполнение Алексея Багдасарова гарантирует, что неточная интонация ни разу не собьет верный настрой и не отвлечет от смысла, заложенного в текст автором.
Читает А. Багдасаров.
Книга, которая заставит рыдать от смеха
Очень простое открытие. Как превращать возможности в проблемы.
За те годы, что журналист Владимир Гуриев публиковал свои иронические заметки в блоге на Facebook, он успел превратиться в полноценную медиа-звезду и собрать без малого стотысячную аудиторию горячих поклонников. В чем именно состоит юмористический эффект и обаяние его коротких текстов, сказать сложно – то ли в меланхоличной отстраненности, то ли в тонкой и парадоксальной наблюдательности, то ли в удивительной интонации, то ли в банальном (на самом деле нет) умении каким-то особым образом сочетать слова, то ли в каком-то еще трудноуловимом, не подлежащем рационализации свойстве. Но так или иначе, о чем бы ни писал Гуриев – о концерте Элиса Купера, о философии недеяния, о творчестве Филипа Киркорова или о древнеиндийских мифах, слушая его книгу в блистательном исполнении Алены Долецкой (не плениться ее хрипловатым, чувственным голосом решительно невозможно), вы будете узнавать себя в каждом слове, задумываться о вещах, о которых не задумывались прежде, но главное, конечно же, хохотать – и скорее всего в голос.
Зарубежный писатель, которого важно знать
Обладать.
Перевод В. Ланчикова, Д. Псурцева.
Антония Байетт – признанный классик наших дней, одна из самых значительных писательниц Англии второй половины ХХ века и двукратный лауреат Букеровской премии. За прошедшие тридцать лет ее роман «Обладать» успел стать эталоном британского постмодерна, а также – что, пожалуй, гораздо более важно – любимой книгой миллионов читателей по всему миру. Действие романа распадается на два больших рукава: в середине XIX века двое выдающихся поэтов переживают сложную, болезненную и тайную историю любви. Ста пятьюдесятью годами позже двое молодых филологов, обнаружив в старой усадьбе пачку пыльных писем, пытаются по крупицам восстановить историю тех давних отношений – и против воли сами становятся ее частью. «Обладать» из числа тех книг, в которых каждый читатель может вычитать что-то свое, выбрать одну какую-то грань. Для кого-то это будет в первую очередь романтическая история любви, для кого-то филологический детектив, а для кого-то – погружение в мир викторианской поэзии. Любое из этих прочтений, конечно, имеет право на существование, но все же в полной мере осознать величие Байетт можно только отступив на пару шагов назад, запрокинув голову и оценив масштаб замысла и мастерство его реализации во всей их головокружительной красоте и стройности. И для этой цели аудиоформат подходит как нельзя лучше.
Книжная полкаЛитературный критик Галина Юзефович
о любимых книгах
10 книг, которые украсят любую библиотеку
ИНТЕРВЬЮ: Алиса Таёжная
МАКИЯЖ: Фариза Родригес
В РУБРИКЕ «КНИЖНАЯ ПОЛКА» мы расспрашиваем журналисток, писательниц, учёных, кураторов и других героинь об их литературных предпочтениях и изданиях, которые занимают важное место в их книжном шкафу. Сегодня своими историями о любимых книгах делится литературный критик, преподаватель ВШЭ и РЭШ и обозреватель «Медузы» Галина Юзефович.
Галина Юзефович
литературный критик, преподаватель, обозреватель «Медузы»
Если бы я попала
на необитаемый остров с хорошей библиотекой древних авторов,
я бы не заскучала
ни на минуту
Самая, пожалуй, интимная и вместе с тем характерная история про меня и книги относится ко времени, когда мне было лет девять и мы жили с мамой в Тбилиси. Мы переехали туда незадолго до этого, я ужасно скучала по папе и бабушке, которые остались в другом городе, мне не нравились новая школа, новая квартира, и, честно говоря, это вообще было не самое весёлое время в моей жизни. Иногда так получалось, что мне приходилось ночевать дома одной: мамина работа была связана с разъездами и вот этого я боялась больше всего на свете. О том, чтобы просто лечь спать, даже речи не было: сначала я смотрела телевизор до упора, покуда передачи не заканчивались (настроечная таблица для меня и сегодня символ покинутости и тоски), а после приступала к колдовским практикам. Я стелила себе плед на полу в середине комнаты, клала на него подушку, а вокруг выстраивала защитный круг из любимых книжек — ставила их корешками вверх, так что получалась как бы небольшая стенка: «Винни-Пух», «Три мушкетёра», книжки Джеральда Даррелла, баллады Жуковского, английская поэзия в переводах Маршака, «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» Марка Твена. И только внутри этой магической засеки я могла относительно спокойно уснуть.
На самом деле я и сегодня примерно так живу: любой внешний дискомфорт, любое давление среды я «пересиживаю» в книгах, прячусь туда, как улитка в домик. Например, я ухитрилась просто не заметить «лихие 90-е» — то есть я отлично всё помню, и чёрное безденежье, и как работала в телепрограмме криминальных новостей, и китайские пуховики (зелёные с фиолетовым или фиолетовые с горчичным, уродливее ничего в жизни не видела), но на самом деле я в это время училась на классическом отделении, читала Платона, Лукиана, Фукидида, Вергилия и Проперция, и именно это было в моей жизни главным. Это и была жизнь, а всё, что происходило во внешнем мире, волновало примерно так же, как дождь за окном. Ну да, время от времени под этот дождь приходится выходить — но ведь никто не будет из-за такого всерьёз убиваться, ведь укрытие всегда под рукой.
Вообще, если говорить о книгах более предметно, то фундамент моей личности, какая-то основа основ — это, конечно, античная литература. Думаю, если бы я попала на необитаемый остров с хорошей библиотекой древних авторов, я бы не заскучала ни на минуту — в них, в сущности, есть всё, что я люблю и что для меня важно. У меня до сих пор перехватывает дух от Гомера — мне буквально физически больно читать, как Одиссей встречает в царстве мёртвых свою умершую мать. У меня намокают глаза от Софокла: «Эдип-царь» — это какое-то невероятное эмоциональное напряжение и мурашки, я начинаю реветь, когда просто прокручиваю этот текст в голове, даже читать не обязательно. Я помню наизусть добрую половину од Горация и регулярно их сама себе декламирую. «Аттис» Катулла потряс меня в своё время, как ни один другой текст в мире, ни до, ни после, и я не могу вообразить ничего отточеннее и безупречнее, чем диалоги Платона.
Помимо любви к предмету как таковому обучение на классическом отделении привило мне навык, который определил мою профессиональную судьбу: мои учителя, филологи Николай Гринцер, Ольга Левинская, Николай Фёдоров, Григорий Дашевский, Борис Никольский, Игорь Макаров научили меня, собственно, читать. Я читаю лет с четырёх и, что называется, всё подряд — как говорит няня моих детей, всё, что не приколочено (помню, лет в двенадцать прочла за неделю «Золотую ветвь» Фрэзера, «Зависть» Олеши и «Пармскую обитель» Стендаля — и ничего, как-то всё усвоилось). Но только начав читать древних авторов в оригинале, я поняла, что на самом-то деле читать я не умею — снимаю пенку, считываю какой-то один уровень, а мимо остального глупо проскакиваю и управлять этим процессом не могу. За пять лет учёбы в университете я научилась читать на разных уровнях: могу закопаться в самую глубину текста и разобрать его по ниточке, могу проскользить по поверхности на быстрых коньках, могу прочитать как исторический источник и ещё десятком способов.
Собственно, именно это умение предопределило мой выбор — стать книжным критиком (если в данном случае вообще уместно говорить о каком-то выборе — оно само так вышло): из всего, что я умею делать, читать я умею лучше всего, это моя единственная суперспособность. Сейчас, конечно, мои отношения с чтением изменились: став профессиональным читателем, я читаю не так, как в юности. Меня реже что-то пробирает до слёз, я почти перестала прибегать к мужу в пижаме и зачитывать ему что-то вслух, как бывало раньше — теперь чтобы я прямо дышать от книжки не могла, это должен быть «Письмовник» Михаила Шишкина, или «Стоунер» Джона Уильямса, или «Маленькая жизнь» Ханьи Янагихары. Но зато теперь мне интересна почти любая книга — это гораздо более прохладное, спокойное чувство, конечно, но не менее глубокое. Я с одинаковым удовольствием читаю и какой-нибудь задумчивый естественнонаучный нон-фикшн, и русские романы, и переводные, и детско-подростковые. И это тоже читательское счастье, конечно, хотя и немного другое — не такое острое, как раньше, зато более стабильное: разница примерно как между первой фазой влюблённости и счастливым браком.
Сейчас я читаю три-четыре книги в неделю и ещё пяток просматриваю: что-то откладываю на будущее, что-то бросаю на середине (если понимаю, что писать про эту книгу всё равно не буду), с чем-то просто знакомлюсь. Я читаю книги по большей части до выхода — издатели присылают мне сначала анонсы, а потом и вёрстку книг, которые готовятся к изданию, так что мне не приходится специально бегать по книжным магазинам и что-то там отлавливать. Вот прямо сейчас читаю «Изгоев» Сьюзан Хинтон, которые должны были выйти буквально на днях, и новый роман Михаила Гиголашвили, который должен появиться в начале февраля, а на каникулах рассчитываю прочесть оставшиеся три части «Неаполитанских романов» Элены Ферранте и «Историю одного немца» Себастьяна Хафнера — я давно предвкушала и то, и другое, и вот, наконец, их час настал.
Галину Юзефович травят за текст про Джоан Роулинг. За что досталось критикессе?
Не нужно было защищать Джоан Роулинг.
Литературный критик Галина Юзефович написала текст в защиту писательницы Джоан Роулинг. Создательница «Гарри Поттера» стала жертвой культуры отмены – из-за высказываний о трансгендерах Роулинг не пригласили на празднование 20-летия киноэкранизации книги.
Юзефович отметила, что не согласна с точкой зрения британки, но не поддерживает кэнселинг писательницы. Журналистка считает, что Джоан имеет право на отличное от других мнение.
Галине досталось за подобную трактовку кейса Роулинг. Пользователь твиттера @sadsadsadbitch с сарказмом поблагодарил критикессу за текст. «спасибо галина юз*фович за детальный разбор травли джо*н ро*улинг трансактивистами», – написал он. В комментариях к твиту людям не понравился термин «примазываются». Юзефович указала, что, по мнению Джоан, «транс-женщины примазываются к чужим проблемам и пользуются чужими, с боем отвоеванными правами, не имея на то никаких оснований».
Теперь юзеры поделились на два лагеря. Одни отказываются от контента самой Галины Юзефович, другие не понимают, в чем она не права. Пользователь @comebacktodance отметил, что критикесса неправильно провела причинно-следственные связи в ситуации с Джоан. «Роулинг сеет зло, она реально это делает, осознанно и методично, и, когда ее абсолютно заслуженно щелкают за это по носу, для Юзефович это «трагедия»?» – спросил он.
Человек с ником @sindefara удивился, почему, по мнению Галины, писательница несет ответственность за культуры отмены. А @enjoythedisco сравнил текст критикессы с автором «Санькя». «На самом деле за всей этой апологетикой склочницы Роулинг отвратительной Юзефович торчат уши Захера Прилепина – Юзефович проецирует Ужас Ситуации на дружбу с этим людоедом, что рано или поздно ее за это спросят», – затвитил он.
Странно, что в комментариях блога Галины на Яндекс.Дзене нет массового хейта к Юзефович. В самой популярной реплике под текстом (350 лайков при 520 лойсах на посте) спокойно рассуждают о несогласии с автором и такой же поддержке Роулинг в вопросе равноправия.