за что критиковали льва гумилева
Критика работ и концепций Льва Николаевича Гумилева
Лев Гумилёв (1912-1992) — известный деятель прошлого века, сын Николая Гумилева и Анны Ахматовой. В сфере его интересов были история, востоковедение, археология, этнография. Биография Гумилева чрезвычайно интересна, как и его жизненный путь. Вспомнить хотя бы то, что более 10-ти лет он провел в ссылке, участвовал в Берлинской операции. Но гораздо важнее его «амплуа», как ученого, ведь на его работы и авторитет ссылаются как доктора наук, так и популярные блогеры из Youtube (дико ведь слышать аргумент о том, что Гумилев описывал Чингисхана как голубоглазого и светловолосого человека?).
Имя Льва Николаевича популярно и в некоторых странах СНГ. В статьях о этногенезе народов не обходится без мнения этого этнолога.
Обзор взят из статьи к.и.н. Владимира Александровича Кореняко (1952 — 2016). Кореняко был главным научным сотрудником Государственного музея искусства народов Востока, автором публикаций по истории, археологии, этнографии, искусству древних кочевников, искусству монголоязычных и тюркоязычных народов. Журнал «Этнографическое обозрение», № 6, 2006 г., с. 22-35
Критических работ, направленных на разбор некоторых утверждений Льва Николаевича не так много (Почему? — на это ответит статья)
В 2007-м «Молодая гвардия» выпустила книгу серии «Жизнь замечательных людей» В.Н. Дёмина. В ней одобряется всё сказанное и написанное Л.Н. Гумилевым, а его критики удостоены, а определений «злопыхатели», «фальсификаторы», «записные хулители», «откровенные русофобы».
Понятие пассионария, как героя, ведущего за собой толпу уже полноправно используется многими людьми, не только в научном смысле. При этом забывается, что причина «пассионарных толчков», («последнее слово в теории этногенеза»), отведена…некоему космическому фактору. В этой связи Беляков описывает взаимоотношения Гумилева с биологом и генетиком Николаем Тимофеевым-Ресовским, который «терпеть не мог нечетких, научно не обоснованных концепций». Их соавторство так и не состоялось.
*Упоминания у западных авторов
Это экзотическая фигура с ярлыками «примордиалиста», «русского националиста» и даже «расиста». Хотя рассуждать, насколько его концепции, например идея русско-монгольского симбиоза, близки к националистическому движению сказать сложно. И.М. Брудни дает обзор хорошо известных фактов и останавливаясь в основном на роли ученого в активизации в 1970-1980-е тюркофильской и иной шовинистической публицистики (Brudny 1998). Французскую исследовательницу М. Ларюэль интересуют в основном соотнесенность идей Гумилева с евразийством 1920-1930-х а также неоевразийские идеи, распространившиеся в современной России благодаря ему (2000, есть и на русском).
О евразийских идеях и Гумилеве : Кузьмин(2005), Панарин(200), Янов(1992), Тишков (2005)
*Когда пришла популярность?
Историко-философские сочинения Льва Николаевича до второй половины 1980-х годов не публиковались нормальным способом. Многие считают, что работы были альтернативой и вызовом официальным дисциплинам — марксистско-ленинской социологии («историческому материализму»), историографии и этнографии поэтому и вызвали интерес.
Но что же изменилось ближе к 90-м? В дело вмешался ЦК КПСС! Гумилеву помог его приятель А.И. Лукьянов, Секретарь ЦК КПСС (1987—1988), кандидат в Политбюро, а позже — сподвижник Горбачева и последний председатель Верховного Совета.
«Заключение комиссии Отделения истории АН СССР о работах Гумилева по историко-этнической проблематике», от апреля 1987-го, написанное И.Д. Ковальченко, А.П. Новосельцевым, В.И. Козловым, С.А. Плетневой и П.И. Пучковым, поклонники этнолога расценивают как пример «травли Системой» (Ковальченко и др. 2003). Но если сопоставить опубликованные документы, то станет ясно, что Академия наук просто защищалась от напора Гумилева, рвавшегося на страницы академических журналов.
Л.A. Вознесенский вспоминал, как А.И. Лукьянов ходатайствовал за автора «пассионарной теории этногенеза» перед «ленинградскими и московскими руководителями разного ранга», причем «по мере своего административного роста сначала просил, потом уговаривал, затем — настоятельно рекомендовал и, наконец, просто указывал» (Вознесенский, 2003).
Все началось с небольшой дискуссии — серии статей в «Природе». Этому предшествовало появление в этом же журнале статьи Гумилева «Этногенез и этносфера» (1970)» Явление «пассионарности» в статье объяснялось «литературно»: «пассионарности» приписывалась «биохимическая природа» со ссылкой на В.И. Вернадского. Далее следовали три положительных отклика работников ленинградских вузов (Дроздов, Куренной, Семевский).
Редакция позже выпустила небольшую статью директора Института этнографии АН СССР Ю. Бромлея (1970) о этносе и этногенез. Он не критиковал Гумилева, ограничившись парой безадресных абзацев.
В 1971 в «Природе» напечатали положительный отзыв тибетолога Б.И. Кузнецова. В тоже время появилась серьезная критика в статьях В.И. Козлова (1971: 71—74), учителя Гумилева М.И. Артамонова (1971: 75—77), Ю.К. Ефремова.
«Ответным словом» стала большая статья «Этногенез — природный процесс». Странно, что историк в ней отрицал балтский субстрат в этногенезе белорусов и объявил религиозные войны во Франции 16 в. этническим конфликтом между потомками кельтов и германцев с басками. Но ответа на главный упрек критиков — отсутствие ясного определения «пассионарности» не последовало. Это не могло не рассматриваться, как уклонение от прямой дискуссии.
На этом всё: Гумилев практически не печатается в академических изданиях и, за единичными исключениями (Серовайская 1980: 380—383), не участвует в академических конференциях. Академическая наука будто предпочла его не замечать.
Впрочем, критиков и «обзорщиков» работ, посвященных истории конкретных народов и стран, долгое время так и не появлялось! Казалось бы, вот «Поиски вымышленного царства» (1970) с концепцией о «комплементарности» русско-половецких отношений и о благотворном русско-золотоордынском «симбиозе»
Но всё обошлось отрицательной рецензией Б.А. Рыбакова (1971). А через 20 лет было опубликовано письмо Я.С. Лурье (1990), где досталось и Рыбакову. Впрочем, в 1994 Лурье всё же отметил вольное обращение Льва Николаевича с источниками «Древняя Русь в сочинениях Льва Гумилёва». Вот несколько интересных отрывков:
В итоге главным критиком стал писатель В.А. Чивилихин с работой «Память», где «отслоенные» факты (по Л.Н.Г.) были подробно рассмотрены (Филатова, 1998).
Критика «русофобства» от Кузьмина А.Г. роли не сыграла, так как назвать его академическим ученым сложно: будучи квалифицированным историком-медиевистом, он с 1980-х увлекся «национал-патриотической» публицистикой с уклоном на анти-массонскую конспирологию. Интересно, что статус Гумилева как «культовой фигуры» наблюдался как у перестроечных антикоммунистов 1980-х годов, так и национал-коммунистов начала 21-века.
Основные направления критики исторических работ Гумилева:
1) проблема «иудейско-хазарской химеры» и руссо-хазарские отношения
2) русско-половецкие отношения
3) датировка и авторство «Слова о полку Игорёве»
4) русско-золотоордынские отношения.
По мнению Л.Н.Г. «Слово» — иносказательное сочинение, созданное в 13 веке, и в нём под видом половцев изображены монголы, а под видом Игоря и соратников — Александр Невский, Даниил Галицкий и их современники.
Вне существенной критики оказалось гумилевское понимание не только всех остальных событий отечественной истории, но практически всей истории зарубежных стран и народов.
С 1970-х годов эта критика определялась вовсе не агрессивностью академических кругов, как это пытаются трактовать поклонники историка. Критика эта имела характер довольно вялого и запаздывающего реагирования.
Основной труд по «пассионарной теории этногенеза» — книга «Этногенез и биосфера Земли» была представлена в 1979 г.
Если кратко, то активные пассионарии с врожденной способностью абсорбировать из внешней среды энергию становились лидерами и являются «двигателями» истории и этносов.
Философ Ю.М. Бородай (1981) взял на вооружение наиболее одиозные понятия «пассионарной теории этногенеза» — «химерность» и «антисистемность», а в ответ на это была выпущена статья академика Б.М. Кедрова, И.Р. Григулевича и И.А. Крывелева (Кедров и другие, 1982).
15 июня 1992-го Гумилев скончался в возрасте 79 лет. Даже его основной критик В.И. Козлов счел необходимым опубликовать некролог с комплиментами (Козлов 1992: 173—175). С 1996-2000 выходили критические статьи С.А. Панарина, В.А. Шнирельмана.
*Корни идеи пассионариев
Г.С. Померанц пишет о том, что «ядро гумилевской теории пассионарности воспринимается как парафраз веберовской теории харизмы», а В.А. Шнирельман и С.А. Панарин отмечают «поразительное сходство» «пассионариев» с «идеалистами» К. Гюнцля.
Эти наблюдения, сделанные походя, говорят о том, что «пассионарность» — «велосипед», изобретенный Л.Н. Гумилевым, который не был знаком с литературой по социологии и психологии.
Попросту говоря, пассионарность — это сильный темперамент и маниакальное стремление к реализации цели, мания». С точки зрения психологии и психиатрии, действительно, в обрисованных Гумилевым «пассионариях» нет ничего загадочного — это психотип с выраженным маниакальным тонусом.
Совпадение здесь полное, вплоть до корреляции маниакального тонуса с хорошо известной способностью подолгу бодрствовать, обходиться малым количеством сна (Вер 1993: 45—49). Это усиливает справедливость тех критиков, которые считали более важным изучение не самих «пассионариев», а обществ или социальных ситуаций, в одних из которых люди данного психотипа становятся лидерами, а в других подвергаются остракизму.
*Слабые места «теории пассионарности»
Вот так дается в книге Белякова расплывчатоеопределение этноса:
Этнос — целостность различных по вкусам и способностям людей, продуктов их деятельности, традиций, географической среды…роль системных связей исполняет этническая традиция, а не расовая общность, не язык, даже не культура.
Предварительно стоит обратить внимание на то, что некоторые критики Гумилева признавали за ним определенные заслуги. Так, Клейн видел: «продолжение старой традиции российской науки» «в комплексном изучении человека», «разделение изучения этноса на источниковедческую этнографию и объяснительную этнологию». В.И. Козлов считал учет «пассионарности» «весьма полезным» (1992: 175).
И.М. Дьяконов: «Явление это имеет огромное, часто ключевое историческое значение, хотя до сих пор проходило для историков незамеченным» (1992: 225—226).
При этом оба автора признавали, что убедительного объяснения «пассионарности» Л.Н. Гумилев не сумел дать.
1) Недостатки фактической базы и методическая слабость (Артамонов 1971:; Клейн 1992: ; Шнирельман, Панарин 2000:). Они настолько явны и о них так много писали, что вполне понятно удивление Л.С. Клейна: «Странно видеть профессионального ученого, столь приверженного дилетантскому образу мышления».
2) Отсутствие ясного, непротиворечивого определения этноса как исходного понятия концепции.
3) Гиперболизация природного фактора в этнической истории, отождествление этносов и биологических популяций, соответственно — приуменьшение роли социальных культурных, религиозных и других не-биологических факторов
4) Жесткая связь «один ландшафт — один этнос» выдерживается далеко не всегда: один этнос может расселяться в разных ландшафтах, а в одном ландшафте могли жить разные этносы. По мнению Гумилева, «подлинными местами развитиями этногенеза являются территории сочетания двух и более ландшафтов».
Из этого «правила» также много исключений, когда этногенетические процессы локализовались в однородных ландшафтах.
Таких «незаконнорожденных этносов» сотни — они никак не учитывались автором. По этой и другим причинам на картах в его книгах «белые пятна» охватывают огромные территории, практически вплоть до континентов.
5) Вся «квантифицирующая» часть «пассионарной теории этногенеза», втискивающая этническую историю в промежуток 1200—1500 лет с разбивкой на четыре фазы.
6) Отождествление событий политической и этнической истории. Наиболее ярко это проявилось в объявлении выдающихся политиков и реформаторов (от Александра Македонского до Лютера) «пассионариями», якобы игравшими главные роли в «этногенезе».
7) Ошибочность или недостаточность определения «пассионариев» как «мутантов», приобретших повышенную способность «абсорбировать энергию биосферы», живущих в соответствии с особой этикой и поэтому играющих главную, стимулирующую роль в «этногенезе». Насколько это перекликается с лженаучными построениями — понять не так сложно.
*Космический фактор или влияние Солнца?
В сущности, это представление о внеземном энергетическом импульсе, порождающем «пассионарный толчок», или «микромутацию, вызывающую появление пассионарного признака в популяции и приводящую к появлению этнических систем в тех или иных регионах» (Гумилев 1976: 608).
Гумилев неоднократно писал, что ему удалось установить и локализовать на карте первичные зоны этногенеза, или «зоны пассионарных толчков» — «узкие, до 300 км шириной, полосы, тянущиеся в меридиональном или широтном направлении на 0,5 окружности планеты и похожие на геодезические полосы»
(Гумилев 1990: 14—18; 1994: 552—553; 1997а: 123—125, 403; 1976: 412—416).
В одном интервью историк рассказал, что не мог самостоятельно дать «космическое объяснение фактора икс». Но он оказался на некоем «втором космо-антропоэкологическом конгрессе». Здесь астрофизики Чечельницкий и Бутусов подсказали ему, что на земную поверхность воздействуют «частицы от солнечного ветра — заряженного потока плазмы и звездного ветра, сталкивающихся на орбите Плутона» (Гумилев, Балашов 1993: 145).
В одной части работы «Конец и вновь начало» он мог написать, что ее «сразу можно отбросить…, ибо Солнце освещает одновременно целое полушарие, а не узкую полосу шириной в 200—300 км» (Гумилев 1997а: 405—406). В другом месте той же публикации он возвращался к «солярной гипотезе» и утверждал, что большинство «пассионарных толчков» совпадает с «максимумами солнечной активности»
(Гумилев 1990: 26—28; 1997а: 406).
В «Этногенезе и биосфере Земли», имеется прямо противоположное утверждение: «Все датированные пассионарные толчки хронологически совпадают с минимумами солнечной активности либо с периодами ее спада»
(Гумилев 1997б: 578, 583).
Из этого противоречия автор пытался выпутаться с помощью «каких-то космических лучей», «вариабельного космического облучения», «отдельных квантов или пучков космического излучения». Эти лучи то ли воздействуют на земную поверхность после образования «турбулентных завихрений» на орбите Плутона при встрече с «солнечным ветром» (тогда нужна высокая солнечная активность), то ли обретают способность достигать земной поверхности при снижении «защитных свойств ионосферы» (но тогда необходимы спады солнечной активности).
Химера в пассионарной теории этногенеза — этническая форма и продукт контакта несовместимых (имеющих отрицательную комплементарность) этносов, принадлежащих к различным суперэтническим системам….
Все тезисы Гумилева, за исключением заимствованного из биологии термина «химера», можно обнаружить в известной книге М.И. Артамонова «История хазар» (1962). Михаил Илларионович Артамонов обращался к теме хазар, скифов и славян. В целом, на критику преувеличения роли Хазарии от Рыбакова, он отвечал, что роль страны была двойственной: до принятия религии она «была прогрессивной».
Гумилев считал, что ханство на Волге «поработили» странствующие купцы радхониты и «этническая химера начала функционировать в начале 9 века». Но где следы их могущества?!
Письменные источники сообщают о согдийской торговой, культурной и колонизационной активности в 1-м тысячелетии н.э. на Великом шелковом пути. И археологическое соответствие этим сообщениям имеется: трансконтинентальная цепочка связываемых с согдийцами памятников фиксируется — пусть и в «разорванном» состоянии — в виде отдельных «звеньев», разбросанных от Средней Азии до Китая. И наоборот, какие-либо археологические свидетельства злокозненной деятельности пресловутых «рахдонитов» в Восточной Европе не известны.
Об иудаизации элиты хазар (скорее всего — не-талмудической — «караимской») сообщают лишь письменные источники. Археология салтово-маяцкой культуры этого не подтверждает, к тому же там проживали аланы. Следы этой религии нашлись только в Тамани и в Крыму, на окраинах каганата. Вот такой парадокс (Флеров, Флерова 2005).
Как то странно писать, 10 лет в ссылки, Гумилева не высылали как Сахарова в Горький. Гумилева просто посадили в тюрьму когда он был студентом.
Я даже не знаю кто не читал Гумилева, ТС или автор статьи. Ничего общего. Автор рецензии сам придумывает какие то аргументы, которые гумилев совсем не выдвигал и сам их мужественно опровергает. Ждать от философского скорее трактата точных определений, ну это не совсем верно. Гумилев создавал направления поиска, попробуйте найти четкие определения у канта например в его критике чистого разума. Или в пролонгоменах метафизики.
Этногенез это достаточно всеобъемлющий труд написанный языком научпопа для простых людей и вполне обоснованными гипотезами.
«Посмотри в глаза чудовищ».
Чарли Чаплин хвалит «Ивана Грозного». Интересный приём из фильма
Чарли Чаплину нравился фильм Эйзенштейна «Иван Грозный». Он считал, что это высшее достижение в жанре исторических фильмов. Кстати, режиссёры встречались в Америке в 1930 году.
В «Иване Грозном» режиссёр использовал интересный приём, который называют «приём Эйзенштейна».
Но в конце второй серии вдруг становится цветным. Добавляются красные тона.
Американский режиссёр Орсон Уэллс плохо отозвался о картине. Ему не понравилось, что Эйзенштейн излишне любуется бородой Ивана Грозного.
Советский режиссёр не смог стерпеть критику, и у него завязалась переписка с американцем. Я думаю, живи они сейчас, мы бы могли насладиться эпичным тредом с кучей комментариев. Накалу дискуссии, наверняка, позавидовали бы даже самые опытные пикабушники. Дело в том, что Орсон относился к критике болезненно, хотя сам любил покочегарить.
Ещё один фильм Эйзенштейна, в котором применялся эффект с цветом — «Броненосец Потёмкин». В чёрно-белой ленте появляется красный флаг.
Чтобы получить такой эффект приходилось красить плёнку вручную, покадрово. В то время зрителю это казалось классным и даже слегка шокировало.
Говорят, сам Эйзенштейн вручную прошёлся кисточкой по 108 кадрам и отправил эту копию на премьеру в Большой Театр.
Кстати, Стивен Спилберг тоже хвалил несколько наших фильмов. Например, «Русский ковчег». Приятно!
Бастарны, исчезнувший в веках народ
Надо сказать, что все древние свидетельства были более-менее изучены исследователями уже к концу 19-го века. С другой стороны, во второй половине 20-го века наука получила новые данные археологии за счет изучения памятников и систематизации находок. Часть из этих данных помогла восполнить пробелы в истории не-римской Восточной и Центральной Европы до Великого переселения народов.
В трудах Тита Ливия рассказано, что царь Филипп V, известный борьбой с экспансией Рима, отправлял послов к бастарнам (ок. 180 г. до н.э.) для заключения союза. Новые союзники послали военные силы в Македонию, но застряли во Фракии из-за смерти Филиппа. Позже отряд из 30 тысяч бастарнов во главе с вождем Клондиком всё же достиг цели и воевал в Малой Азии. В 168 г. до. н.э. македонцы снова решили нанять силы Клондика, но вождь назвал непомерную цену, не устроившую нанимателей. Та же история бастарнско-македонских отношений отражена в трудах Аппиана (2 в. н.э.), но там бастарны названы «гетами» [Геты и даки находились в Подунавье намного дольше бастарнов, поэтому на них было перенесен этот этноним]. У Павла Орозия (опять же в ретроспективе) написано, что в 175 г. до н.э. «пришельцы» решили вторгнуться на Балканы, но отступили из-за тонкого льда на Дунае.
Немногим позднее правитель даков Орол терпит поражение от соплеменников Клондика (170-е годы до н.э.) Близость их проживания к Черному морю в низовьях Дуная еще раз подтверждают упоминания их союза с понтийским царём Митридатом Евпатором.
В 29 году до н.э. бастарны (с детьми и женами) пытались переселиться за Дунай, но были отброшены римским наместником Марком Лицинием Крассом-младшим обратно, после чего последовал успешный карательный поход.
Отмечу, что для современных исследователей этническая атрибуция бастарнов не имеет первостепенного значения. Как пишет археолог М.Б Щукин, «бастарны в первую очередь были бастарнами.» Плиний уверенно называет их германцами. Тацит и Страбон тоже, но с долей сомнения.
Ливий считает их галлами-кельтами, близкими к скордискам. Имя «Клондик» сравнивают с «Хлодвигом», именем бытовавшим у франков, германского народа.
А какие археологические культуры соответсвуют бастарнам? Там, где обитают страбоновские бастарны, лежат Поянешти-лукашевская и зарубинецкая культуры. Обе культуры лежат в лесостепи от Дуная до Днестра, обе отличаются от местных предшествующих (культуры гетов) и, что говорит о миграции населения. Обе имеют заметные родственные элементы в сравнении с соседями (балкано-иллирийским пластом). В момент появления бастарнов в Подунавье археологические культуры варварского мира проходили некую трансформацию, о причинах которой спорят. Тем не менее, на территории Румынии, Молдавии и Западной Украины бастарны скорее всего мигрировали в 3-м веке до н.э. из междуречья Одера и Вислы, Одера и Нейсе или даже из северной Германии.
Попытка отчаянного переселения народы (в 29-м г. до н.э.) может быть объяснена стремительным продвижением сарматов. Крупные сарматские памятники появляются на Правобережной Украине, в Буковине и на севере Молдовы примерно в это же время. Южные крепости-городища оказались сожжены. Вероятно, вожди посчитали, что римляне будут менее серьезным противником. Сама Поянешты-Лукашевская культура угасает к рубежу эр (карательный поход Рима?), а соседняя зарубинецкая просуществет до середины 1-го века н.э.
Если с германцами барны контактировали, то с сарматами, по всей видимости у них началась вражда. Известно основание буферного госудаства сарматов между Днепром и Прутом во главе с Фарзоем (в 49 г.). Рассеянные группы постзарубинецких памятников появляются в разных местах достаточно далеко от ареала предшествующей культуры (бегство от сарматов или целенаправленная депортация). Ясно, что не все бастраны явно были переселены вглубь империи. Часть населения в Подесенье и Брянских лесах организует свои поселения (Почепская группа памятников). Другие оказывают влияние на памятники Днепро-Двинской культуры на Смоленщине. Отдельные группы даже доходят до юга Псковской области, где оставляют несвойтвенные для местных полуземлянки. Другие оказываются у воронежского Хопра. Культурные зарубинецкие отголоски даже достигают самарского Поволжья. Однако, нигде больше бастарнская материальная культура не является доминирующей, что говорит об их ассимиляции.
По мотивам научной статьи: М.Б. Щукин, Забытые бастарны. 1999. Stratum plus Археология и культурная антропология
Ответ на пост «Генезис славян»
И тут надо напомнить о том, как проходит экспансия: новое населения приносит свою материальную культуру, обычаи и язык. Ассимилирует (поглощает) и/или вытесняет местное население. Есть большие основания считать, что развитое земледелие славян помогло их демографическому взрыву там, где традиционно занимались рыболовством-охотой, собирательством.
Большую роль мог играть местный субстрат «почва». Очень схематично рассмотрим этногенез славян-болгар : славянские племена поглощают местное фракийско-римское население + видную роль в обществе занимает прослойка кочевников-булгар. Население переходит на славянский язык и перенимает культуру и хозяйство.
Организуй Византия этнографические экспедиции в стан врага, в варварский плавильный котёл на севере, мы бы получили уникальный и достоверный материал (фантазии, фантазии).
Немногочисленные источники того времени изучены вдоль и поперек, разобраны со всем скептицизмом. И тем не менее оставляют пространство для конкурирующих теорий. Но решить проблему прародины славян невероятно сложно.
Интересно свидетельство Приска Панийского, дипломата и историка 5-го века, побывавшего в ставке Аттилы. Им записаны три слова: медос (напиток), страва (погребальное пиршество). В более позднюю эпоху, в 13-м веке в Великопольской хронике мы читаем «Написано в книгах древних, что Паннония есть мать и начало всех славянских народов».
Более экзотичные и менее популярные теории (и даже маргинальные) связывают этногенез славян с приходом в Паннонию авар (обров), игнорируя или переиначивая любые более ранние свидетельства.
Появление доступных генетических исследований проблему происхождения славян НЕ решило, а только подкинуло новые вопросы. А ранние славяне, как и многие другие народы, занимались кремацией покойников, которая делает генетический тест невозможным. Экспансия ветвей R1a была раньше славянизации Европы, а у исходных-славян точно было множество гаплогрупп. Да, есть удачные находки: мужчина, живший в 12 веке на окраине Владимира и имеющий генетические связи со славянским миром. Но это уже «поздновато».
3) Колочинская культура в северо-восточных областях Украины и в пограничных областях России и Белоруссии и имеющих весьма расплывчатую границу с более северными древностями типа Тушемли-Банцеровщины, распространенными через всю Белоруссию и Смоленщину вплоть до Псковской области. Зафиксировано резкое увеличение в конце 5– 6 вв. н.э. ареала пражской культуры. К концу 6 в. она охватывает огромную территорию сама по себе, а ее влияние отчетливо проявляется в круге соседних культур (в том числе и на территории Румынии)
Есть и довольно интересные доказательства участия в жизни киевской культуры (вероятно, балтославянского) населения Поволжья. Но и в самой археологии также существуют свои загадки и вопросы. Так что, без Гипербореи и Фоменко есть масса интересного материала.
О голосах с первых парт
Учился со мной в школе один мальчик (назовём его Митя), которого я запомнила только по одной причине. Он всегда сидел на первой парте сбоку от классной доски и едко комментировал действия и ответы каждого ученика, выходившего к этой доске. Особенно распылялся он на уроках математики и физики: его насмешливые комментарии в этот момент становились особенно искромётными. Он призывал не тупить так откровенно или просто сокрушался:
— Сам-то понял, чё сказал?
— Да как такой бред можно написать вообще?
— Ууу, считать совсем не умеешь?
— Блин, да это ж элементарная задача, и такое не уметь решать!
Люди у доски реагировали на него по разному: кто-то сильно тушевался, краснел и окончательно путался, кто-то огрызался, а кто-то практически не обращал внимания и со спокойной ухмылкой отвечал: ой, да пошёл ты.
Но никому не приходило в голову предложить ему самому выйти к доске и сделать лучше, правильнее. Потому что все знали, что не выходить самому к доске- это принципиальная позиция Мити.
Время от времени учителя пытались сломать систему и начинали вдруг настаивать на публичном оценивании навыков и знаний и самого критика. Но на этот случай у Мити был всегда наготове один ответ:
— Да делать мне больше нечего!
— Да никуда я не выйду!
— Тогда я ставлю тебе два.
Скажу честно: тогда я Митю почти ненавидела. И лишь спустя много лет понимаю, что Митя был тренировочной программой, прообразом всех будущих диванных критиков и комментаторов. Тех самых, что и сами горазды и полны потенциала. Которые тоже могли бы сделать то же самое, да в разы лучше, просто они «не хотят».
И не захотят, потому что боятся. Потому что живут с самыми жёсткими критиками в своей голове, и они никогда не отпускают их на волю. И чтобы хоть как-то отпускало, им приходится выливать напряжение вовне, на тех, кто всё-таки имеет смелость проявляться.
А для поражённого внутренним деспотичным критиком человека это не просто смелость, а самая откровенная наглость. И они вдвоём с ним бросаются на этих наглецов, на время отвлекаясь на внешний объект от той войны, которую ведут обычно между собой.
Спасибо тебе, Митя, чего уж.
Я хочу, чтобы это имели в виду те, кто стоит лицом к аудитории, у этой самой пресловутой «доски». И, разумеется, хочу помнить об этом сама.
Автор: Регина Вагапова
Исчезновение прусской народности
Пруссы — балтийский народ, в IX—XVIII веках населявший территорию нынешней Калининградской области России, южной части Клайпедского уезда Литвы и Варминско-Мазурского воеводства Польши и некоторое время имевший одноимённое государственное образование Пруссия.
Хотя язык и культурные особенности пруссов не сохранились, в Федеративной Республике Германия потомками пруссов считают себя свыше одного миллиона человек
В XIII веке под предлогом христианизации пруссов их земли завоевал Тевтонский орден. Первые отряды рыцарей этого ордена появились в Пруссии в 1230 году — уже после того, как папа Римский в 1218 году издал буллу, приравнивающую крестовый поход в Пруссию к крестовым походам в Палестину.
Начался процесс заселения прусских земель немецкими колонистами, которые селились около основанных рыцарями замков. Эти замки и возникшие под их защитой города послужили главными опорными пунктами германизации коренного населения. Племенная знать на язык завоевателей перешла примерно к исходу XIV века, но сельское население ещё долго оставалось этнически прусским (за исключением северных и южных областей будущей Восточной Пруссии).
Из смешения прусского, литовского и частично польского населения Восточной Пруссии с немецкоязычными колонистами к началу XX века сложилась особая субэтническая группа — немцы-пруссаки, а временем окончательного исчезновения прусской народности условно можно считать 1709—1711 годы, когда от голода и эпидемии чумы погибло около половины населения древнепрусских земель, включая последних носителей прусского языка.
Часть пруссов вошла в состав литовского этноса как летувининки.
Происхождение татар.
Приветствую всех! Читая комментарии к самым разным постам, с удивлением отметил для себя как много мифов про татар бродит среди людей. Поэтому решил написать пост о татарах, тем более что даже просто после моих комментариев относительно происхождения татар, у меня появилось несколько подписчиков. Значит, кому-то это может быть интересно. Итак, начнем.
У многих людей происходит разрыв шаблона, когда вместо «привычного татарина»
они встречаются с реальными
Тут же начинаются догадки в духе воровства славянских дев и облагораживании стрельцами генофонда аборигенов после взятия Казани. Сразу отмечу – наверное не без этого, конечно, но реальная история была намного сложнее.
Для начала вспомним где живут татары. Сейчас основная масса татар живет в Поволжье, но из курса истории все знают и о Крымском, Астраханском, Сибирском ханствах. Некоторые наверняка назовут еще и Большую Орду, и Касимовское ханство, и даже Ногайскую Орду. Все эти государства были осколками Золотой Орды.
Крылья эти получили названия Ак Орда (Белая Орда) и Кок Орда (Синяя Орда).
Нас интересует, главным образом Ак Орда, хотя некоторое отношение к этногенезу татар имеет и население Кок Орды.
Ак Орда включала в себя причерноморские степи, Дон и Поволжье. На этой территории проживало множество племен, отличавшихся друг от друга как внешностью и языком, так и укладом жизни. Причем большинство из них поселились на этой территории задолго до прихода монголов, или имело местное происхождение.
Тут нужно сделать большое отступление и вернуться на несколько веков назад, чтобы рассказать о населении восточно-европейских степей.
Аланы. В античные времена эта территория была заселена сарматами – кочевым народом говорившем на языке восточно-иранской группы. Сарматы известны своими войнами с родственными им скифами, с персами, с Римской Империей.
Известны следующие сарматские племена: аорсы, языги, сираки, роксоланы, аланы. Аланы поучаствовали в «Великом переселении народов» и добрались даже до Пиренейского полуострова, где совместно с готами осели в области названой впоследствии Каталония (Гот+алания).
Наследием сарматов считается Салтово-маяцкая культура.
В IV веке аланы были разгромлены гуннами и оттеснены к Кавказу. Позже Алания входила в состав Хазарского каганата до его падения, а после монгольскго нашествия вошла в состав Золотой Орды. На Руси аланов знали под именем ясов. Они упоминаются в составе войска, которое Мамай привел на Куликово поле. Потомками аланов считаются современные осетины.
Булгары. Здесь следует остановиться подробней, потому как история этого народа, его этнонима и его языка причудлива и запутана так же, как и у татар, а в некоторых местах и неразрывно связана.
В IV веке в Приазовье поселяются племена булгар, пришедшие сюда в составе орд гуннов. Булгары были одними из самих ранних тюрков проникших в Европу.
В Приазовье булгары начинают смешиваться с остатками местного сарматского населения, постепенно приобретая внешность характерную для большинства современных татар. Вождю булгар Кубрату удалось основать собственное государство известное как Великая Болгария.
После его смерти под натиском хазар булгары были вынуждены бежать. Часть булгар ушла на Дунай во главе с Аспарухом. Там они постепенно растворились среди местных фракийских и славянских племен, забыли тюркский язык, но дали название стране и сейчас известной нам как Болгария.
Другая часть булгар осталась на месте. Это так называемые «черные булгары». После монгольского нашествия они были, как и аланы, оттеснены в горы Кавказа и дали начало народу балкарцев.
Третья часть булгар ушла в Европу, где булгары поступили на службу к королю лангобардов Гримоальду.
Ну и наконец, еще одна часть булгар, под предводительством хана Котрага, переселилась на север в Поволжье.
Среднее Поволжье было населено в то время племенами именьковской культуры.
О происхождении именьковцев в науке до сих пор нет единого мнения, но вероятнее всего это были племена принадлежащие к балто-славянской общности. У них было развито земледелие и после себя они оставили много археологических памятников.
После прихода в Поволжье булгарского племенного союза (а были там не только булгары, но и вероятно сармато-аланские племена) именьковцы вливаются в состав булгар и соседних финно-угорских племен. Так среди будущих татар появляются голубоглазые блондины, а на Средней Волге возникает государство Волжская Булгария
Прибытие булгар в Поволжье.
Волжская Булгария изначально была данником Хазарского каганата и остро нуждалась в союзниках против него. Таким союзником оказался аббасидский халиф Аль-Муктадир, к которому правитель Булгарии Альмуш отправил посольство с просьбой прислать ему ученых людей для обучения вере исламу. В 922 году посольство халифа прибыло в Булгар.
Таким образом Булгария стала самым северным исламским государством, Альмуш заручился поддержкой арабов в борьбе с хазарами, а арабы получили доступ к торговле в восточной Европе. Часть булгар не пожелала изменять вере предков и переселилась в лесные районы на правобережье Волги. Здесь булгары-язычники постепенно смешались с древнемарийскими племенами. Так началась история чувашского народа. Надо сказать, что чуваши – единственные потомки булгар, которым удалось сохранить булгарский язык.
Булгары-мусульмане, контролировавшие волжский речной путь, развили бурную торговую деятельность. Из «страны мрака» вывозили моржовую кость и пушнину, из земель Руси везли мед, сами изготовляли кожу высокого качества и лили чугун.
После монгольского нашествия территория Булгарии вошла в состав Золотой Орды.
Буртасы. Как и именьковцы, еще один загадочный народ. Жили буртасы на землях между современной Сызранью и Волгоградом. Об их происхождении до сих пор спорят ученые, но наиболее вероятной считают их иранское (алано-сарматское) происхождение. Занимались буртасы скотоводством, бортничеством и земледелием. Воевали с булгарами и печенегами. После усиления в степи кипчаков буртасы переселились на северо-запад. Считается, что буртасы являются одними из предков татар-мишарей и мордвы-мокши.
В центральной, степной части будущей Золотой Орды ко времени прихода Батыя проживали племена кипчаков, более известные в России под именем половцев (людей «поля», то есть степняков), в Европе их знали как куманов (река Кубань носит название именно в их честь).
Вели кипчаки кочевой образ жизни, привычный для пришедших монголов. Поэтому монгольские племена поселившись среди них, постепенно стали смешиваться с ними. Этот процесс даже отмечен в источниках:
«В древности это государство было страной кипчаков, но когда им завладели татары (монголы), то кипчаки сделались их подданными. Потом они (татары) смешались и породнились с ними (кипчаками), и земля одержала верх над природными и расовыми качествами их (татар), и все они стали точно кипчаки, как будто они одного с ними рода, от того, что монголы поселились на земле кипчаков, вступали в брак с ними и оставались жить на земле их» (ал-Омари, XIV век).
Так монгольская капля растворилась в кипчакском море и государственным языком довольно скоро стал кипчакский, который так же был и языком «межнационального общения».
Батыю досталась огромная территория населенная многими племенами. Башкиры, удмурты, мари, мордва, горские племена Кавказа – тоже входили в состав государства Батыя.
Одно из самых распространенных заблуждений относительно Золотой Орды это представление о ней как об исключительно кочевом государстве живущим за счет грабежа соседей. В действительности Улуг Улус был очень богат городами. Кроме регионов с давней земледельческой традицией, какими были Среднее Поволжье, Крым, Кавказ и Хорезм, в стране по приказу ханов специально строились города. Столица Золотой Орды город Сарай был построен по приказу Батыя на нижней Волге. Позднее был построен другой город – Сарай-ал-Джадид («Новый Сарай»). Также в Нижнем Поволжье существовали крупные города Бельджамен, Гулистан, Укек.
Появление городов в этом месте степей не было прихотью ханов. Здесь был центр владений джучидов. К тому же здесь сходились караванные дороги из Таны (современный Азов), с Северного Кавказа, волжский речной путь, дороги в Хорезм и присырдарьинские города. Немалый доход ханы получали именно от международной торговли, контролируя поток товаров между Китаем и Европой. Путешественники того времени восхищались поволжскими городами и селениями утопавшими в зелени садов. Население этих городов первоначально состояло из хорезмийцев, булгар, алан, русских, греков, итальянцев. Земли вокруг городов были распаханы. О наличии земледелия писал и путешественник Иосафат Барбаро, живший в Тане в середине ХV века:
Около февральского новолуния устраивается клич по всей орде, чтобы каждый, желающий сеять, приготовил себе все необходимое, потому что в мартовское новолуние будет происходить сев в таком-то месте, и что в такой-то день такого-то новолуния все отправятся в путь. После этого те, кто намерен сеять сам или поручить сев другим, приготовляются и уговариваются между собой, нагружают телеги семенами, приводят нужных им животных и вместе с женами и детьми — или же с частью семьи — направляются к назначенному месту, обычно расположенному на расстоянии двух дней пути от того места, где в момент клича о севе стояла орда. Там они пашут, сеют и живут до тех пор, пока не выполнят всего, что хотели сделать. Затем они возвращаются в орду.
Хан поступает со своей ордой так же, как мать, пославшая детей на прогулку и не спускающая с них глаз. Поэтому он объезжает эти посевы — сегодня здесь, завтра там, не удаляясь [от своих людей] больше чем на четыре дня пути. Так продолжается, пока хлеба не созреют. Когда же они созреют, то он не передвигается туда со всей ордой, но уходят туда лишь те, кто сеял, и те, кто хочет закупить пшеницу. Едут с телегами, волами и верблюдами и со всем необходимым, как при переезде в свои поместья.
Земли там плодородны и приносят урожай пшеницы сам-пятьдесят — причем она высотой равна падуанской пшенице, — а урожай проса сам-сто. Иногда получают урожай настолько обильный, что оставляют его в степи. «Путешествие в Тану»
Среди кочевого населения исламизация была менее выражена, поэтому у кочевников дольше сохранялись клановые деления. В числе наиболее известных кланов можно перечислить племена аргын, кипчак, ширин, барын, мангыт, найман, кунград, кият и другие. Это традиционное деление и сейчас встречается среди некоторых тюркских народов. Военная аристократия была в большинстве своем представлена выходцами из кочевой среды, поэтому кланы играли большую роль и в Орде, и во времена татарских ханств. Много позднее с усилением исламизации, с переходом к оседлости это деление стало постепенно стираться и в наше время у татар почти полностью исчезло.
Таким образом, принятие ислама в качестве государственной религии способствовало появлению нового народа, для обозначения которого историки используют термин «средневековый золотоордынский этнос».
Украшение времен Золотой Орды.
Неспокойные времена заставляли население мигрировать в поисках лучшей доли. Татары стали переселяться в соседние страны и поступать там на военную службу. Так они появились в Великом Княжестве Литовском. Первыми татарами там были еще люди хана Тохтамыша, бежавшего в Литву после поражения от хана Тимур-Кутлука. Позднее вассалами Литвы были татарское Яголтаево княжество и княжество Мансура. Мансур был сыном знаменитого Мамая и родоначальником рода князей Глинских. Елена Глинская, принадлежавшая к этому роду, была матерью Ивана IV Грозного.
Эти татары существуют и сейчас. Они известны под названием «липки».
Памятник татарам в Польше.
Сначала отпали восточные улусы, известные как Кок Орда. На этой территории, населенной кочевыми тюркскими и тюркизированными монгольскими племенами возникли Ногайская Орда, Сибирское ханство, государство кочевых узбеков и позднее выделившееся из него Казахское ханство.
Казанское ханство обособилось от Золотой Орды в 1438 году, когда потерявший сарайский престол Улу-Мухаммед-хан захватил бывший Булгарский улус Золотой Орды.
Хан был выдающимся полководцем, он укрепил город Казань и навел порядок в улусе страдавшем от набегов русских ушкуйников.
Хан возобновил татарские походы на Русь. В результате одного из сражений в плен попал даже московский князь Василий. Он был освобожден после выплаты большой контрибуции и был вынужден дать татарам во владение Городец Мещерский. Правителем этого города стал сын Улу-Мухаммеда Касим, а сам город стал называться Касимов. Татары, поселившиеся в этом городе, получили во владение окрестные земли в обмен на военную службу Московскому государству. Этот удел Московского княжества стал известен как Касимовское ханство. Немало татар поселилось и в самой Москве, они получили в кормление множество деревень и городков. Это не понравилось московскому боярству, и Василий был ослеплен, за что и получил прозвище «Темный».
На политической истории ханства останавливатся не будем, ибо она достаточно хорошо известна. Нас интересует другой вопрос – «Кто проживал в Казанском ханстве?». Первоначально в булгарском улусе проживали остатки булгарского населения, известные в русских летописях как «бусурманы» или «сарачины» Летописец так описывает приход Улу-Мухаммеда в Казань:
«И шедше полемъ, перелезше Волгу, и засяде пустую Казань, Саиновъ юртъ. И мало въ граде живущихъ, и нача збиратися Срачиніи и Черемиса, развіе по улусамъ Казанскимъ, и раді ему быша, а изоставшися оть плена худыя Болгары молиша его, Казанцы, быти ему заступнику бедамъ ихъ, и помощника отъ насилія, воеванія Рускаго, и быти царству строителя, да не до конца запустеютъ, и повинушася ему. Царь же вселися въ жилище ихъ и постави себе древяны градъ крепокъ, на новомъ месте, крепчаеше старого, недалече отъ старыя Казани разоренныя отъ Рускія рати. И начаша збиратися ко царю мнози варвари отъ различныхъ странъ, ото Златыя Орды и отъ Асторохани, отъ Азуева и отъ Крыма».
Как видим, уже тогда состав Казанского ханства существенно пополнился выходцами из других регионов Орды. Кроме того в Казанском ханстве проживали и другие народы. Андрей Курбский – участник взятия Казани в 1552 году, один из воевод в армии Грозного писал:
«бо кроме татарского языка, в том царстве 5 различных языков: мордовский, чувашский, черемисский, воитецкий, або арский (удмуртский), пятый башкирский»
Финские народы края в основном придерживались своих верований, потому что татарам было чуждо понятие религиозного гнета, так как еще «Яса» Чингисхана приписывала веротерпимость. Ислам распространялся среди этих народов через миссионерство, причем принятие ислама вело обычно к полной ассимиляции в татарском народе. Это явление наблюдалось даже в ХIХ веке, о чем писал доктор богословия Петр Знаменский:
. Инородцы, совращенные въ мусульманство, вместе съ тем и отатариваются. Принять магометанство значитъ „пойти въ татары».
. Триста летъ живутъ они вместе съ русскими и подъ русскою властью и не только не русеютъ, какъ друие инородцы, но еще сами развиваютъ съ своей стороны огромное влияние на соседнихъ инородцевъ, обращая ихъ въ магометанство и постепенно отатаривая. (П. Знаменский. Казанские татары.)
После воцарения в Казани ханов из ветви Гиреев на территорию ханства попадают и выходцы из Крыма. Так же в южных районах ханства проживало немало ногаев, которые кочевали на левобережье Волги, их влияние усилилось при знаменитой Сюембике, дочери ногайского князя Юсуфа.
Сюембике и её сын Утемиш-Гирей.
После взятия Казани население бежало от насильственного крещения в южные и восточные районы ханства. В центральных районах государства на месте селений образовались пустоши, которые стали колонизироваться русскими крестьянами. Некоторые деревни во владение получили служилые касимовские татары.
Население Казанского ханства стало основой казанских татар – самого многочисленного субэтноса татарского народа.
Крымское ханство обособилось от Золотой Орды в 1441 году. Основателем ханства был Хаджи-Гирей. Его потомки правили Крымом до самого присоединения к Российской империи.
Крым был пожалуй одним из самых пестрых в этническом отношении регионов Золотой Орды. Кроме общих для всех татар потомков сармато-алан, булгар и половцев, здесь в горной части полуострова долгое время существовало княжество Феодоро, в котором проживали греки, аланы, готы. Интересен тот факт, что даже через много веков исследователь крымских татар Б. Куфтин отмечал схожесть татарских домов горного Крыма с немецкими.
Южное побережье Крыма было населено греками и генуэзцами. После завоевания Крыма турками и вхождения ханства в состав Османской империи начинается процесс всеобщей исламизации и тюркизации населения. Так же в крымских татарах растворилось немало черкесов, потому что их земли тоже входили в состав Крымского ханства. Последним элементом сложения крымскотатарской общности можно считать ногаев, которые переселились в пределы Крымского ханства из междуречья Урала и Волги спасаясь от калмыков.
Девушка-татарка из Крыма.
Большая Орда – прямой наследник Золотой Орды. Земли этого государства включали центральную часть Золотой Орды, на востоке они ограничавались первоначально рекой Уралом, а с усилением Ногайской Орды граница стала проходить по Волге. На севере Орда граничила с Русью и Казанью, на юге с черкесами, на западе с Литвой и Крымом. Сарай и Астрахань были самыми крупными городами этого государства, но они потеряли свое торговое значение после нашествия Тимура. Основная масса населения вела кочевой образ жизни. Вся история Большой Орды – это борьба с Крымом за господство над Дешт-и-Кипчаком. Борьба эта была проиграна и после убийства последнего ее хана Шейх-Ахмада гегемония в степях полностью перешла к Крыму. Население Большой Орды переселилось в соседние государства: в Крым, в Литву, в Казань, часть населения переместилось на юг к Астрахани, где возникло новое Астраханское ханство.
Много татар переселились на север в Мещеру. Здесь они поступили на службу московскому государству. Коренное население этой местности составляли буртасы и мордва. Пришедшие татары стали смешиваться с ними и получили название «можорян, мещерских людей или мещеряков». Сейчас они известны как субэтнос татарского народы – татары-мишари. О происхождении мишарей существует несколько теорий: от древней финской мещеры, от мадьяр, от золотоордынцев, от буртасов.
Наиболее вероятным представляется происхождение от буртасов и татар Большой Орды при некотором участии финно-угров. В пользу степного происхождения говорит антропологический тип мишарей. У татар-мишарей самый высокий среди татар процент понтидов – типа характерного для древнего сарматского населения, бывшего предками буртасов. Об ордынском следе в происхождении мишарей говорит и их диалект, в котором много древних форм характерных для старотатарского языка и других кипчакских языков. Кроме того, у мишарей сохранились следы кочевнического быта, а также предания об основании деревень, в которых говорится о переселении основателей из района нижней Волги.
Первоначально мишари проживали только на территории Мещеры, но так как они были военно-служилым сословием их стали переселять в другие районы Поволжья с целью охраны засеченных черт. Сейчас мишари составляют самую большую группу поволжских татар после казанских.
Костюм сергачской мишарки.
После падения Большой Орды основная масса населения переселилась к городу Астрахани. Здесь возникло Астраханское ханство. Это было одно из самых слабых и малонаселенных татарских государств. Почти всегда политика Астрахани подчинялась политике сильных соседей. Наибольшее влияние в Астрахани имела Ногайская Орда. Ногайцы проживали на территории Астраханского ханства. Они являются предками карагашей – одной из групп современных астраханских татар.
Вообще, рассказывая о постордынских татарских государствах нельзя обойти стороной Ногайскую Орду, потому что ногайский компонент в разной степени присутствует во всех татарских субэтносах. Это государство выделилось из Кок Орды во времена Идигея. Идигей – беклер-бек Золотой Орды из рода мангыт. Не имея права на ханский престол, он тем не менее фактически управлял Улуг Улусом. Память о его могуществе была столь велика, что у тюркских народов появился даже эпос «Идигей».
При нем и произошло обособление «Мангытского юрта», как еще называли Ногайскую Орду. Потомки Идигея были правящим родом в этом государстве. Правители Ногайской Орды путем брачных связей породнились со всеми ханами и в значительной степени влияли на политику татарских государств. Территория Ногайской Орды простиралась от Уральских гор на севере до Аральского моря на юге, и от центрального Казахстана на востоке до Волги на западе. Столицей был город Сарайчик на реке Яик.
После захвата русскими поволжских ханств в Ногайской Орде началась смута, в результате которой Орда распалась на несколько самостоятельных государственных образований: Большие Ногаи, Малые Ногаи и Алтыульская Орда. Так называемые Большие Ногаи приняли русское подданство. В 1634 году под напором калмыков они вынуждены были уйти на запад.
Малые Ногаи, не пожелавшие принять власть московского царя, переселились на Кубань. В XVIII веке частично ногаи переселились в Крым и Буджак. Кубанские ногаи подняли восстание против русской власти, но были усмирены Александром Суворовым. Часть ногаев бежала на Кавказ. Их потомки до сих пор проживают в Дагестане.
Алтыульская Орда откочевала к Аральскому морю и стала основой современных каракалпаков.
Сибирское ханство – государство возникшее на северной окраине Кок Орды. В нем проживали помимо тюркских кипчакских племен так же ханты, манси и другие коренные народы Сибири. После воцарения хана Кучума в Сибирь переселилось много бухарцев. С ними пришли мусульманские проповедники, которые стали распространять ислам среди сибирских племен, способствуя их ассимиляции в татарской среде. Таким образом общность сибирских татар включает в себя местные сибирские племена, кипчаков и выходцев из Средней Азии. Сибирское ханство было присоединено к России Ермаком.
После присоединения к Московскому государству татарских ханств началось сложение разных групп татар в единую нацию. Этому способствовала общая религия, а также общий язык. Переселение правительством татар на новые земли способствовало взаимосмешению. Относительно небольшие территориальные группы астраханских и сибирских татар подверглись сильному влиянию более многочисленных пришлых поволжских татар. Так начали вырабатоваться единые общетатарские черты – прежде всего литературный язык, мода, религиозное образование.
С русским государством связано возникновение еще двух групп татар.
Кряшены – крещеные татары. После взятия Казани и позднее правительством неоднократно предпринимались попытки крестить татар. Методы были самые разные: обещание освободить крестившихся от налогов, переложение их податей на отказавшихся креститься соседей, запрещение татарам строить мечети, слом старых мечетей, отселение мусульман на худшие земли и так далее. Это приводило к неоднократным бунтам населения. Татары, согласившиеся принять крещение, составили отдельную субконфессиональную общность. Изоляция от основной массы татар постепенно привела к возникновению собственного диалекта и различных бытовых особенностей. Существует так же гипотеза, что кряшены это потомки населения Казанского ханства, которое не было исламизировано. Небольшая часть кряшен была причислена к казачьему сословью. Ныне они известны под названием нагайбаков и проживают в Челябинской области.
Так же к казачьему сословью были причислены татары проживающие в Башкирии. Они носили название «типтяри». Значение слова неизвестно, но существует версия, что оно означает «пинающий иконы», то есть так называли бежавших от крещения. Другая версия гласит, что слово означает «бобыль». Типтари пользовались льготами казаков и были приписаны к Башкиро-мещерякскому казачьему войску. В войне 1812 года принимал участие типтарский казачий полк.
Религиозные гонения на татар начали ослабевать при Екатерине Великой. Она разрешила татарам построить в Казани каменную мечеть и даровала некоторые торговые льготы. Это дало толчок развитию у татар книгопечатания, религиозного просвещения, возникновению национальной интеллигенции и буржуазии. Примерно к этому времени обычно и относят возникновение татарской нации.
Первая соборная мечеть Казани «Аль-Марджани».
Итак, как мы видим этногенез татар был чрезвычайно сложен. Татары впитали в себя много разных племен и народов живших в разное время на территории от Сибири до Черного моря. Племена эти оставили свои следы в культуре, языке и внешнем облике татар. Антропологические исследования татар выявили у них светлый европеоидный тип (наследие именьковцев) – 19,4%, понтийский тип (сармато-аланское население причерноморья) – 38,2 %, сублапаноидный тип (финно-угорское население Поволжья) – 22,9 %, монголоидный южно-сибирский тип (кипчакские племена) – 19,4%.
Поэтому можно утверждать что в основном татары – тюркизированные потомки населения восточно-европейских степей. Их предки жили в этих местах задолго до прихода не только монголов, но даже и булгар.