за что наказание пожар
Административная и уголовная ответственность виновных в возникновении пожара
Как таковой ответственности за пожар законом не предусмотрено. То есть сам факт возникновения пожара или вызов на пожар подразделения пожарной охраны не может служить основанием для привлечения собственника объекта пожара к какой-либо ответственности. Расследованию пожаров посвящена отдельная статья.
Законодательством РФ предусмотрена административная и уголовная ответственность только для лиц, виновных в возникновении пожара.
Уголовная ответственность лиц, виновных в возникновении пожара
За совершение умышленного поджога предусмотрена уголовная ответственность по части 2 ст. 167 УК РФ: поджигатели наказываются принудительными работами на срок до 5 лет либо лишением свободы на тот же срок. Ответственность по данной статье наступает только если в результате поджога уничтожено или повреждено чужое имущество и при этом нанесён значительный ущерб. Значительный ущерб гражданину определяется с учетом его имущественного положения, но не может составлять менее 5 000 рублей.
За уничтожение или повреждение имущества в результате неосторожного обращения с огнём предусмотрена уголовная ответственность по ст. 168 УК РФ в виде:
штрафа до 120 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода за период до одного года;
обязательных работ на срок до 480 часов;
исправительных работ на срок до двух лет;
ограничения свободы на срок до одного года;
принудительных работ на срок до одного года;
лишения свободы на срок до одного года.
Ответственность по данной статье наступает, если уничтожено (повреждено) чужое имущество в крупном размере, то есть стоимость уничтоженного или повреждённого имущества превышает 250 000 рублей.
Если пожар возник вследствие нарушения требований пожарной безопасности, совершенного лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, виновное лицо привлекается к уголовной ответственности по ст. 219 УК РФ в зависимости от тяжести последствий пожара:
1) Если это повлекло причинение тяжкого вреда здоровью человека (часть 1 ст. 219):
штраф в размере до 80 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода за период до шести месяцев;
ограничение свободы на срок до трех лет;
принудительные работы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового;
лишение свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
принудительные работы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового;
лишение свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
принудительные работы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового;
лишение свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
За уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем (разведение и оставление непотушенных костров, выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы, оставление горюче-смазочных материалов, бросание горящих спичек, окурков и т.п.) виновные лица подлежат уголовной ответственности по частям 1 и 2 ст. 261 УК РФ в зависимости от тяжести последствий пожара:
1) Независимо от размера ущерба (часть 1 ст. 261):
штраф в размере от 200 000 до 400 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода за период от одного года до двух лет;
обязательные работы на срок до 480 часов;
исправительные работы на срок до двух лет;
принудительные работы на срок до трех лет;
лишение свободы на срок до трех лет;
2) если причинён крупный ущерб — более 50 000 рублей (часть 2 ст. 261):
штраф в размере от 300 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода за период от двух до трех лет;
обязательные работы на срок до 480 часов;
исправительные работы на срок до двух лет;
принудительные работы на срок до четырех лет;
лишение свободы на срок до четырех лет.
За уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений путём поджога виновные лица подлежат уголовной ответственности по частям 3 и 4 ст. 261 УК РФ в зависимости от тяжести последствий пожара:
1) Независимо от величины ущерба (часть 3 ст. 261):
штраф в размере от 500 000 до 1 000 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода за период от трех до четырех лет;
лишение свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере от 200 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода за период от 18 месяцев до трех лет или без такового.
2) Если причинён крупный ущерб (более 50 000 рублей):
штраф в размере от 1 000 000 до 3 000 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода за период от четырех до пяти лет;
лишение свободы на срок до 10 лет со штрафом в размере от 300 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода за период от двух до трех лет или без такового.
Административная ответственность лиц, виновных в возникновении пожара
Если пожар произошёл вследствие нарушения требований пожарной безопасности и в результате этого пожара уничтожено (повреждено) чужое имущество либо причинен легкий или средней тяжести вред здоровью человека, виновные лица привлекаются к административной ответственности по части 6 ст. 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере:
на граждан — от 4 000 до 5 000 рублей;
должностных лиц — от 40 000 до 50 000 рублей;
Здесь необходимо отметить, что административная ответственность наступает только при одновременном выполнении двух условий:
пожар произошёл из-за нарушения требований пожарной безопасности конкретным, установленным в ходе проверки лицом и установлена прямая причинно-следственная связь между нарушением и возникновением пожара;
в результате пожара повреждено (уничтожено) чужое имущество, то есть имущество, не принадлежащее виновному лицу, либо причинён вред здоровью человека, не являющегося виновником пожара.
Если хотя бы одно из этих условий не соблюдается, административная ответственность за пожар по части 6 ст. 20.4 КоАП РФ не возникает. К примеру, если гражданин на своём участке сжигал мусор и из-за этого загорелся его дом и при этом пожар не распространился на соседние участки, то состава правонарушения в его действиях нет. Несмотря на то, что им нарушены Правила противопожарного режима, к административной ответственности по части 6 ст. 20.4 КоАП РФ он привлечен быть не может, так как в результате пожара не повреждено чужое имущество и не причинён вред здоровью человека. В этом случае ответственность может наступить по части 1 ст. 20.4 КоАП РФ (нарушение требований пожарной безопасности) в виде предупреждения или штрафа на сумму от 2 000 до 3 000 рублей.
Ответственность за противоправные деяния при поджогах и неосторожном обращении с огнем
Пожар представляет огромную опасность, поскольку огонь может уничтожить как собственность, так и стать причиной гибели. Что касаемо ответственности, то различие административного правонарушения от уголовного преступления заключается в размере причиненного ущерба.
Административная ответственность:
— Те же деяния, совершенные по неосторожности, не влекут административной санкции.
Уголовная ответственность:
Если же убытки от пожара повлекли за собой причинение значительного ущерба, то виновник пожара будет привлечен по ч.1 или ч.2 ст.167 УК РФ «Умышленное уничтожение или повреждение имущества» либо ст.168 УК «Уничтожение или повреждение имущества по неосторожности», в зависимости от мотивов произошедшего.
Умышленный поджог имущества. Статья за умышленный поджог, включенная в Уголовный кодекс, предусматривает серьёзную ответственность. Поджог является преступлением, которое представляет высокую опасность для общества, именно поэтому уголовное наказание наступает уже с 14 лет.
Согласно санкции, ч.1 ст.167 УК, если в результате пожара, причиной которого являлся намеренный поджог чужого имущества, никто не пострадал, однако сумма нанесенного ущерба является значительной, то к подсудимому будет применено наказание в виде: штрафа до 40 000 рублей; исправительные работы до 12 месяцев; арест до 3 месяцев; принудительные работы до 2 лет; лишение свободы на тот же срок.
Согласно п. 2 ст. 167 УК, действия должны быть из хулиганских побуждений и могут привести к принудительным работам на срок до 5 лет либо лишением свободы на тот же срок.
Неосторожное обращение с огнем. Большинство пожаров возникают по неосторожности. Причиной неумышленного поджога является: игра детей с легковоспламеняющимися предметами. Также пожар может быть вызван забывчивостью хозяина, о включенных электроприборах. Ответственность за неумышленный поджог предусмотрена ст.168 УК РФ. Пожар, возникший без умысла виновного в нём лица, потребует от обвиняемого возмещения всех нанесенных им убытков. Кроме того, наказание: штраф до 120 000 рублей; исправительные работы до 2 лет; ограничение или лишение свободы до 12 месяцев.
Ответственность за поджоги лесов и полей
За что наказание пожар
УК РФ Статья 219. Нарушение требований пожарной безопасности
(в ред. Федерального закона от 09.11.2009 N 247-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 162-ФЗ, от 09.11.2009 N 247-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
(в ред. Федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
(в ред. Федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
(в ред. Федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(часть третья введена Федеральным законом от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
Кто должен компенсировать ущерб от пожара в многоквартирном доме?
В моем подъезде на этаж выше случился пожар. Сгорели три квартиры. Во время тушения были затоплены еще 15 квартир под горевшей. Повреждено общее имущество дома: лестничные площадки, отделка. Я, жена, маленький ребенок и кот были вынуждены выехать из квартиры к родителям, так как электричество отключили.
Подскажите, что делать тем, чьи квартиры пострадали во время пожара? И кто должен восстанавливать общее имущество в подъезде?
Алексей, все зависит от того, найдут ли виновника пожара. Если его установят, будет шанс взыскать ущерб через суд. Но эта история может затянуться на годы, а ремонтировать квартиры и подъезд нужно сейчас. Расскажу, как выйти из этой ситуации.
Как ищут виновника пожара
Виновника пожара устанавливает не полиция, а отдел дознания госпожнадзора. Дознаватель выезжает практически на любой пожар, кроме самых мелких. Он должен зафиксировать время и место происшествия, предварительный материальный ущерб и наличие пострадавших. Еще он обязан обозначить условия, которые способствовали распространению огня. Это, например, деревянные перегородки или мусор на балконе.
Дознаватель составляет акт о пожаре в двух экземплярах. В акте должны стоять подписи владельца горевшего объекта и командира пожарного подразделения. Еще оформляется протокол осмотра места пожара. Со свидетелей и предполагаемого виновника, если они есть, берут письменные объяснения.
Основные причины пожаров в квартирах таковы:
Отдел дознания также решает, есть ли в случившемся признаки преступления. Если это, например, пожар из-за замыкания в розетке и никто не пострадал, то выносится постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Это не означает, что соседи не смогут взыскать ущерб: постановление только подтверждает отсутствие криминала.
Если есть признаки преступления, например речь идет об умышленном поджоге, на месте найдены следы бензина, то возбуждается уголовное дело. Обычно такие дела передают в полицию. Если есть погибшие, расследованием занимается следственный комитет.
Хочу разобраться с пожарной безопасностью в торговых центрах
Сейчас все обсуждают пожар в торговом центре «Зимняя вишня». Это страшная трагедия. Я хочу как гражданин понять все с точки зрения закона. Мои вопросы вам как экспертам:
Я понимаю, что эта тема вызывает много эмоций, но статьи о морали и нюансах трагедии я почитаю в другом месте. Хотелось бы разобраться без спекуляций. Расскажите, как это все выглядит с точки зрения российского права.
Дмитрий Викторович, мы вместе со всей страной переживаем эту трагедию и передаем слова поддержки жителям Кемерово, всем пострадавшим и их семьям.
В ситуации с пожаром сейчас разбирается следствие. Мы не можем давать оценок тому, что произошло в «Зимней вишне». По-человечески это трагедия, а что это по закону — разберутся эксперты. Надеемся, виновных найдут и накажут. Всем, кого коснулась беда, желаем терпения и сил.
Вы спрашиваете о правовой стороне вопроса. Вот как обстоят дела.
Коротко о главном
На ваши вопросы можно ответить так:
Законы и правила созданы для того, чтобы в торговом центре было безопасно, при пожаре срабатывала система тушения и оповещения, эвакуационные выходы были открыты, а сотрудники слаженно помогали посетителям покинуть опасное место. Но закон не поможет, если его не исполняют. Документы не могут заранее защитить от коррупции, некомпетентности, разгильдяйства и халатности. Вся надежда на совесть и профессионализм людей.
Какие законы регулируют пожарную безопасность
О требованиях пожарной безопасности есть много нормативных актов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Например, закон № 69- ФЗ «О пожарной безопасности» или «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Там написано, что любое здание должно быть спроектировано и построено так, чтобы при его эксплуатации не возник пожар, не произошло задымление, не повреждалось имущество и люди были защищены от огня. А если даже пожар случится, то последствия удастся быстро минимизировать.
Пожарную безопасность регулируют госты, снипы, правила и нормы — их очень много. Есть документы, которые не имеют силы закона, но тоже помогают соблюдать требования пожарной безопасности: МЧС дает официальные разъяснения в письмах, Верховный суд изучает законность градостроительных норм, департаменты здравоохранения на местах следят за готовностью медучреждений.
Со стороны государства сделано все, чтобы каждый проектировщик, застройщик, инженер и специалист по технике безопасности знал, как именно он должен работать, что проверять и чем защищать объект и людей от пожара.
Требования к пожарной безопасности
По закону этому аспекту должно уделяться внимание еще на этапе проектирования — до того, как здание вообще разрешили строить. Нужно заранее просчитать, как к участку подъедут пожарные машины, какой ширины будут лестницы, коридоры и дверные проемы. Застройщик и собственник должны понимать, какие материалы нужно использовать, где их покупать и какие документы требовать у поставщика.
Без этого нельзя даже оценить инвестиционную привлекательность проекта и провести планировку территории. Если от торгового центра до ближайшего здания будет меньше расстояния, чем положено по закону, разрешение на строительство выдавать не должны (по идее). И тогда весь проект может оказаться под вопросом: изменить параметры застройки не всегда возможно и бывает проще не строить.
При вводе в эксплуатацию и после запуска объекта контролируется множество показателей, например давление противодымной вентиляции в разных зонах здания, количество систем для проверки, формулы расчета допустимых значения, количество датчиков для оповещения и даже их громкость, вид автоматических ворот в зоне погрузки, места установки и скорость струи противодымных завес, знаки, возможность автоматического и ручного включения.
На объектах с массовым пребыванием людей каждые полгода должны проводиться тренировки по эвакуации людей при пожаре. Это обязательное условие, а не прихоть владельца объекта. Во время такой тренировки может выявиться сбой в работе системы и коллектива — будет повод исправить ошибки, пока не случилась беда.
У каждого объекта должны быть декларация пожарной безопасности и много инструкций, журналов, приказов и внутренних регламентов. Все это результат большой и сложной работы, поэтому стоит недешево.
Испытания и проверки должны проводиться до того, как откроется первый магазин и первый посетитель войдет внутрь. Если бы все эти нормы соблюдались и строго контролировались, пожар или не случился бы вообще, или его быстро потушили бы, или хотя бы все люди сумели бы благополучно покинуть объект. По закону нужно заранее предусматривать даже места, через которые в зону пожара можно будет подавать огнетушащие вещества. То есть контроль должен быть на всех этапах и никакой тайны для специалистов в этом нет.
Вот всего лишь несколько нормативных документов:
К сожалению, закон сам себя не исполнит. Его мало принять, нужно еще исполнять и требовать исполнения. А с этим бывают проблемы.
Кто несет ответственность за пожарную безопасность на объектах
За нарушение требований пожарной безопасности виновных можно привлечь к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.
Можно наказать всех, кто виноват и не соблюдает правила:
Разобраться, кого именно привлекать к ответственности и по какой статье, должны следователи. Бывают случаи, когда все очевидно. Но с этим нельзя торопиться: нужно установить, кто конкретно нарушил, в чем выразилось нарушение, к чему оно привело. По одному и тому же случаю кого-то могут оштрафовать, а кого-то — посадить в тюрьму или снять с должности. Это решит суд.
Дисциплинарная ответственность
Если сотрудник не выполняет свои обязанности по пожарной безопасности, к нему могут применить замечание, выговор или увольнение. Например, директор торгового центра выяснит, что охранник или инженер нарушают требования: не проводят инструктажи, не следят за огнетушителями, не ведут журналы учета. Он кому-то сделает замечание, а кому-то — выговор. Обнаружит нарушение еще раз — может уволить по статье.
Дисциплинарная ответственность касается и госслужащих, например сотрудников пожнадзора. У них свой регламент и больше вариантов взысканий.
Если выяснится, что инспектор не провел проверку, закрыл глаза на нарушение, выдал незаконное разрешение, его могут уволить. У руководителей организаций и органов власти есть все полномочия разобраться с безответственными сотрудниками. Другой вопрос, пользуются ли они этими полномочия и не допускают ли сами бездействия.
Административная ответственность
Она зависит от вида нарушения и последствий. Если инспектор при проверке выяснил, что в коридорах не хватает огнетушителей, а в журналах нет подписей, просто выпишут штраф и заставят все исправить. Штраф для директора может составить 15 тысяч рублей, а для фирмы — от 150 до 200 тысяч. Если виноват директор торгового центра, то накажут и компанию, и человека.
Но если из-за нарушений возник пожар и есть пострадавшие, штрафы для всех будут больше, а объект могут закрыть на несколько месяцев.
Если нарушение допустил эксперт, который проводил оценку рисков и подписывал заключение, его могут дисквалифицировать на три года.
Отдельная ответственность предусмотрена за нарушения при проверках.
Уголовная ответственность
Уголовная ответственность касается только людей: организации и ведомства по статьям УК привлечь нельзя.
Если погибли люди, штрафом уже не отделаться — там принудительные работы или срок до семи лет.
В статье 219 написано, что по ней наказывают за нарушения, которые произошли по неосторожности. Это значит, что было преступное легкомыслие или небрежность. Неосторожность — это не когда что-то произошло случайно, хотя вроде бы никто не хотел. Если человек понимал, что его действия могут привести к вредным последствиям, но самонадеянно рассчитывал, что ничего не случится, — это тоже неосторожность и повод для уголовной ответственности.
Если в действиях виновников найдут умысел, их привлекут по другим статьям. Например, по ст. 167 УК — за умышленное уничтожение имущества общественно опасным способом. За это могут дать до пяти лет. Есть статья 168 УК об уничтожении имущества при неосторожном обращении с огнем.
Ответственность чиновников
Соблюдать требования пожарной безопасности должны и представители власти. По закону они отвечают за правовое регулирование и оценку соответствия объектов установленным требованиям. Например, должны вовремя провести проверку, выписать предписание, вынести постановление, закрыть торговый центр.
У МЧС есть свой регламент, в котором целый список полномочий для пожарного надзора, проверок и наказаний нарушителей. Это их государственная функция, и в этом смысл их работы.
Для чиновников, госслужащих и инспекторов тоже предусмотрены все виды ответственности — могут и посадить. Но степень вины и вид нарушений должен установить суд. До этого во всем еще предстоит разбираться следствию. В результате могут вскрыться и другие преступления. Например, дача взятки или нарушения в работе спасательных служб, составлении градостроительных норм, статистическом учете и даже в проведении госзакупок.
Возмещение вреда
За сотрудников, которые причинили вред при исполнении должностных обязанностей, несет ответственность работодатель. Это касается тех, кто работает по трудовому договору, и тех, кого наняли по гражданско-правовому. Например, когда по вине врача умирает пациент, вред компенсирует больница, а не врач.
Если будет установлено, что вред причинен по вине госорганов или представителей власти, возмещать его будет государство — за счет бюджета.
Вред может быть моральный и материальный. Суммы компенсаций обычно тоже определяет суд, хотя могут выплатить и добровольно. Вред имуществу нужно обосновать, а выплаты за моральный вред будут зависеть от причиненных страданий, конкретных обстоятельств и индивидуальных особенностей потерпевших.
Есть еще одна гарантия: по закону о пожарной безопасности граждане имеют право участвовать в расследовании причин пожара, который нанес ущерб их здоровью и имуществу.
По решению властей могут быть другие выплаты и помощь, вплоть до обеспечения жильем или льгот.
Проверки
По закону можно проверять, как на объектах соблюдаются требования пожарной безопасности. Проверки бывают плановыми и внеплановыми.
Для плановых проверок действительно бывают каникулы — три года со дня ввода в эксплуатацию. При условии, что при сдаче объекта все было в порядке, нет нарушений и предписаний. Считается, что если нарушения есть, то объект в принципе не должен был открыться.
А вот для внеплановых проверок таких ограничений нет. Оснований для них больше, чем для плановых. Не будем перечислять все, но инспектор пожнадзора мог запросто прийти с проверкой в этот или любой другой торговый центр в любой день. Если бы нашлись нарушения, то были бы законные основания оштрафовать ответственных лиц, заставить их выполнить требования и даже закрыть объект ради безопасности людей. На любой объект можно прийти с проверкой с санкцией прокурора. Все отсылки к надзорным каникулам для проверок пожарной безопасности несостоятельны.
Как защититься в случае пожара
До недавнего времени казалось, что в общественных местах и объектах, где бывает много людей, о нас позаботились. Можно было предположить, что государство приняло законы, чиновники на местах честно выдали разрешение на строительство или реконструкцию, инспекторы все проверили, директора закупили качественные материалы и назначили ответственных, охранники прошли инструктаж и знают, как оказать помощь.
Считалось, что у пожарных достаточно машин и оборудования и что зрителей никогда не закроют в кинотеатре.
Была надежда, что даже если в современном торговом центре случится пожар, то его смогут быстро потушить: везде ведь на потолках есть датчики, разбрызгиватели и вентиляционные решетки. Отдавая детей в детскую комнату, родители были уверены, что уж там-то они точно в безопасности и под присмотром.
Нельзя быть уверенным ни в чем. Даже при строгих законах и требованиях всегда есть человеческий фактор, разгильдяйство, халатность и жажда наживы.
Заботьтесь о себе сами, потому что больше этого никто не сделает:
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.