за что санкции против белоруссии
Опубликован новый список санкций ЕС в отношении Белоруссии
1 декабря Европейский союз утвердит пятый пакет санкций в отношении Белоруссии. Об этом пишет «Радио Свобода» (признано Минюстом России иноагентом) со ссылкой на источник в Брюсселе.
По данным СМИ, в новый список санкций попали 17 официальных лиц и 11 организаций из Белоруссии. Ограничительные меры вступят в силу с момента подписания и публикации соответствующего документа.
Материалы по теме
«Он называл себя спасителем Европы»
Пограничное стояние.
Отмечается также, что для этого Европейский совет внес поправки в критерии наложения санкций и разрешил вводить их против физических, юридических лиц и государственных органов, которые организуют или содействуют незаконному пересечению границ государств-членов ЕС или контрабанде грузов на территорию стран Евросоюза.
В частности, ограничительные меры коснулись председателя Государственного пограничного комитета (ГПК) Белоруссии Анатолия Лапо, начальника Гродненского погранотряда Константина Молостова, официального представителя МИД республики Анатолия Глаза и руководителя телеканала ОНТ Марата Маркова.
Среди компаний, которые попали под санкции — авиакомпания «Белавиа», турагентство «Центр Курорт», а также предприятия «Гродно Азот» и «Беларусьнефть».
О намерении Евросоюза вести новые санкции против Минска стало известно 9 ноября. ЕС и НАТО обвинили президента Белоруссии Александра Лукашенко в использовании мигрантов в качестве орудия гибридных атак и давления на западные страны. Планируется, что новые меры будут нацелены на белорусских чиновников, которые, по мнению Брюсселя, организовали миграционный кризис на восточных границах ЕС.
Госдепартамент США рассказал о подготовке санкций против Белоруссии
США в сотрудничестве с Европейским союзом (ЕС) готовят дополнительный пакет санкций в отношении Белоруссии в связи с миграционным кризисом на польско-белорусской границе. Об этом заявил госсекретарь США Энтони Блинкен во время брифинга в Риге, трансляция опубликована на YouTube-канале Госдепа.
Материалы по теме
«Он называл себя спасителем Европы»
Пограничное стояние.
«Мы призываем режим [белорусского президента Александра Лукашенко] перестать использовать мигрантов в качестве оружия», — подчеркнул дипломат. Он добавил, что Вашингтон и Брюссель сделают все, чтобы Минск понес ответственность за нарушение прав человека.
1 декабря Европейский союз должен утвердить пятый пакет санкций в отношении Белоруссии. Предполагается, что в новый список санкций попали 17 официальных лиц и 11 организаций из Белоруссии. Ограничительные меры вступят в силу с момента подписания и публикации соответствующего документа.
Страны ЕС и НАТО обвиняют Лукашенко в использовании мигрантов в качестве орудия гибридных атак и давления на западные страны. Планируется, что новые санкционные меры будут нацелены на белорусских чиновников, которые, по мнению Брюсселя, организовали миграционный кризис на восточных границах ЕС.
Bloomberg сообщил о скором одобрении новых санкций ЕС против Белоруссии
Страны — члены Евросоюза на этой неделе одобрят новый пакет санкций против Минска из-за миграционного кризиса на границе с Польшей, Литвой и Латвией, сообщает Bloomberg со ссылкой на два источника, осведомленных о готовящихся мерах.
Под ограничения попадут 17 физических и 11 юридических лиц. По словам одного из собеседников, в санкционном списке окажутся белорусские пограничники и судьи, государственная авиакомпания «Белавиа», производитель азотных удобрений «Гродно Азот» и «Беларусьнефть».
Кроме того, санкции введут против сирийской частной авиакомпании Cham Wings Airlines, передает агентство. В ноябре Bild сообщал, что перевозчик вместе с «Белавиа» могут быть причастны к перевозке мигрантов из стран Ближнего Востока в Белоруссию, откуда они попадают к границам с ЕС. На фоне кризиса сирийская компания приостановила полеты в Минск.
Новый пакет санкций против Белоруссии также готовят США. Reuters со ссылкой на представителя Госдепартамента передает, что ограничительные меры будут согласованы «очень скоро».
Отношения Минска со странами Европы ухудшились после президентских выборов в Белоруссии, которые прошли в начале августа 2020 года. По официальным данным, победу на них одержал Александр Лукашенко, ЕС итоги голосования не признает. С тех пор Брюссель ввел против Минска четыре пакета санкций.
О подготовке пятого пакета, связанного с миграционным кризисом, сообщил глава дипломатии Евросоюза Жозеп Боррель. По данным Financial Times, новые меры затронут не только Cham Wings, но и аэропорт Минска и отель «Минск». Агентство Reuters ранее писало, что под санкции попадут 30 граждан Белоруссии, в том числе глава МИДа Владимир Макей.
После того как власти ЕС объявили о намерении ввести санкции против компаний и физлиц, причастных к доставке мигрантов в Белоруссию, ряд авиакомпаний и стран начали вводить ограничения на перевозку граждан государств Ближнего Востока в Белоруссию. Например, в середине ноября власти Узбекистана запретили «Белавиа» принимать на рейсы из Ташкента граждан Афганистана, Ирака, Йемена, Ливана, Ливии и Сирии. Исключение сделали для пассажиров с дипломатическими паспортами и действующим видом на жительство в Белоруссии.
Миграционный кризис на границах Белоруссии и стран ЕС, в ходе которого беженцы из ближневосточных стран пытаются попасть в Евросоюз с белорусской территории, длится с лета. Страны Запада считают, что его искусственно организовал официальный Минск. Белоруссия отвергает обвинения и в ответ на меры ЕС грозит перекрыть газопровод Ямал — Европа.
Дотянулся до небес. Запад вводит санкции против Белоруссии из-за ареста основателя NEXTA. Чем это грозит России?
Инцидент с вынужденной посадкой в Минске пассажирского самолета Ryanair и задержание летевшего на его борту сооснователя Telegram-канала NEXTA Романа Протасевича показали, что отношениям Белоруссии и Запада есть куда ухудшаться. Геополитические последствия международного скандала пока еще не вполне ясны, но саммит Европейского совета уже поручил органам Европейского союза (ЕС) подготовить решение о запрете полетов белорусских самолетов в воздушном пространстве стран-членов ЕС. Кроме того, белорусская оппозиция призвала лишить Белоруссию экспортной выручки. Единственным заступником Белоруссии в громком международном конфликте оказалась Россия. «Лента.ру» разбиралась, есть ли у Москвы друзья в скандальной истории и как задержание Протасевича может изменить ее отношение к Минску.
Недолет
«Совершенно неприемлемо», «противоправно», «беспрецедентно» — так официальные лица ЕС и США отреагировали на драматическую ситуацию с Boeing-737 ирландской компании Ryanair. Все началось в воскресенье, 23 мая, когда экипажу воздушного судна, следовавшего по маршруту Афины — Вильнюс, поступило предупреждение о «потенциальной угрозе безопасности» — ее передали белорусские диспетчеры. Пассажирский самолет пролетал над территорией Белоруссии и уже готовился пересечь границу с Литвой, когда президент Александр Лукашенко, по данным близкого к его пресс-службе Telegram-канала «Пул Первого», решил отправить истребитель МиГ-29, чтобы перехватить лайнер и заставить его приземлиться в Минске.
Увидев, что самолет меняет направление, один из пассажиров — 26-летний Роман Протасевич, бывший главный редактор оппозиционного Telegram-канала NEXTA, попытался избавиться от ноутбука и мобильного телефона. «После внезапного маневра самолета один мальчик запаниковал, взялся за голову (…). Никакого конфликта не было, до тех поворотов самолета не было скандалов, никто ни на кого не злился», — рассказал очевидец, которого анонимно процитировало литовское издание Delfi. Информация о предполагаемом конфликте на борту, которая в первое время появлялась в СМИ, оказалась ложной — самолет без происшествий приземлился в Национальном аэропорту Минска.
По прилете все пассажиры вышли из лайнера, и только Протасевича отвели в сторону — его вещи обыскали на взлетно-посадочной полосе сотрудники Министерства внутренних дел (МВД) Белоруссии. Незадолго до того как Протасевича увезли в неизвестном направлении, он успел сказать находившимся рядом пассажирам: «Мне грозит смертная казнь». Позднее советник президента Литвы по внешней политике Аста Скайсгирите заявила, что правоохранительные органы Белоруссии четко знали, что среди 170 пассажиров на борту находился известный оппозиционер и его подруга — российская гражданка Софья Сапега, которую задержали по подозрению в совершении преступлений в августе-сентябре 2020 года.
Протасевич заметил слежку за собой еще до посадки на рейс в Афинах и успел сообщить об этом коллегам. По его словам, в греческом аэропорту к нему проявлял «нездоровое внимание» неизвестный русскоязычный мужчина средних лет, подтянутый, с лысиной. Он был в майке, тканевых светлых штанах и с кожаным чемоданчиком. Мужчина пытался снять на камеру документы Протасевича, затем развернулся и ушел, хотя был следующим в очереди на проверку документов. Если все действительно было так, не остается практически никаких сомнений, что все произошедшее с самолетом Ryanair — спланированная спецоперация по задержанию Протасевича. В пользу этой версии говорит и тот факт, что представители Национального аэропорта Минска вскоре после посадки самолета заявили, что угроза взрыва на борту была ложной.
Это возмутительно и демонстрирует архаичное мышление белорусского правительства, которое не понимает, что сейчас мы живем в век свободных СМИ и что существует международное общественное мнение, которое больше не приемлет подобных методов
Политолог Дмитрий Болкунец в комментарии «Ленте.ру» отметил, что ХАМАС «притянули через сутки после происшествия, когда белорусские власти поняли, что вляпались в громкий международный скандал»: «Замечу, что в первые часы после происшествия местные пропагандисты настаивали, что все произошедшее — громкая и успешная операция КГБ Белоруссии по поимке террориста. Позже они начали отнекиваться, а официальные СМИ даже перестали писать, что в небо был поднят истребитель МиГ-29. ХАМАС они придумали как новую часть сценария, хотя тоже напутали, потому что палестинская организация уже подписала с Израилем перемирие. Откровенно говоря, это все выдуманная история, похожая на перехват разговора Ника и Майка».
Мягкой посадки
Как бы то ни было, один из главных аргументов в поддержку действий Белоруссии состоит в том, что международное пассажирское авиасообщение до этого неоднократно использовалось в целях политических разборок. В принципе, на этом основывается и позиция российской власти: не стоит торопиться кого-то осуждать, надо рассмотреть ситуацию с холодной головой и досконально во всем разобраться. В самом деле, можно назвать несколько самых громких случаев задержания иностранных самолетов правительствами разных стран на своей территории за последнее десятилетие.
Достаточно вспомнить воздушное судно авиакомпании «Белавиа», возвращенное по указанию «Украэроцентра» в Киев в 2016 году. Командир лайнера менее чем через десять минут после взлета получил от диспетчера указание немедленно вернуть самолет в аэропорт вылета. Он не объяснил причин и обещал поднять истребители в случае невыполнения требований. По возвращении сотрудники Службы безопасности Украины (СБУ) сняли с борта воздушного судна гражданина Армении Армена Мартиросяна — пророссийского политолога и активиста «Антимайдана». Сам он впоследствии рассказывал, что в аэропорту сотрудники СБУ «искали какой-то накопитель информации», однако отпустили его, так ничего и не обнаружив. В итоге за инцидент пришлось извиняться тогдашнему президенту Украины Петру Порошенко.
Самый скандальный случай произошел в 2013 году, когда в Австрии посадили самолет президента Боливии Эво Моралеса. На борту искали бывшего сотрудника ЦРУ Эдварда Сноудена, выдачи которого требовали власти США. Самолет, вылетевший из Москвы, спустя три с половиной часа полета вынужден был экстренно приземлиться в Вене, поскольку Италия, Франция, Испания и Португалия срочно отозвали разрешение об использовании воздушного пространства и аэропортов своих стран. В итоге самолет Моралеса, несмотря на президентский иммунитет, был досмотрен, а когда в нем не нашли Сноудена, ему позволили лететь дальше.
Материалы по теме
В Минске задержан основатель Telegram-канала NEXTA
Задержание основателя NEXTA вызвало международный скандал.
Еще более похожая на минскую ситуация произошла в 2012 году: турецкие истребители посадили в Анкаре летевший из Москвы в Дамаск сирийский пассажирский самолет c 35 пассажирами на борту. Как и в случае с Boeing компании Ryanair, лайнер не имел никакого отношения к Турции и следовал транзитом через ее воздушное пространство. Один из пилотов военного самолета по радиосвязи потребовал изменить курс лайнера и совершить посадку в аэропорту Эсенбога рядом со столицей. Как утверждал тогдашний министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглы, причиной такого решения стала информация разведслужб о том, что на борту находится военное оборудование. Он объяснил действия турецкой стороны нормами международного права и обещал продолжить проверки гражданских судов Сирии, пролетающих через воздушное пространство страны.
С точки зрения международного права, подобные события могут иметь разную трактовку, но главное — каждый прецедент вызывает серьезный политический резонанс. Ситуацию же с принудительной посадкой самолета в Минске западные страны связывают с демократией и правами человека. Международная организация гражданской авиации (ICAO, ИКАО) уже созвала экстренное совещание по поводу инцидента, поскольку действия белорусской стороны могут расцениваться как нарушение Чикагской конвенции. Согласно ее положениям, суверенитет над воздушным пространством не дает государствам права ограничивать полеты гражданской авиации так, как им заблагорассудится. Делать это нужно при наличии веских оснований, указанных в самой конвенции, приложениях к ней и в Монреальской конвенции «О борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации».
Действительно, власти любой страны могут потребовать посадки любого воздушного судна на свой аэродром, но только если оно попало в воздушное пространство без разрешения или выполняет функции, противоречащие его гражданскому статусу (например, перевозит военные грузы или ведет шпионскую съемку чужой территории). Ни одна из этих причин не подходит к эпизоду принудительной посадки в Минске: самолет направлялся строго по заранее согласованному плану полета, да и задержание произошло под предлогом угрозы взрыва, который в ЕС и США считают не более чем уловкой. Это отличает ситуацию с Ryanair от других принудительных посадок самолетов.
Сообщение от имени ХАМАС получили белорусские диспетчеры, которые и передали на борт данные о выдуманной взрывчатке. Фактически они поставили под сомнение весь протокол международного общения и надолго заставили сомневаться в безопасности воздушного пространства Белоруссии. Ведь любая подобная информация впредь может расцениваться как провокация.
Красная линия Лукашенко
В любом случае Белоруссия выразила готовность сотрудничать с ИКАО и Международной ассоциацией воздушного транспорта в расследовании инцидента. «Готовы предоставить любые данные, связанные с этим инцидентом, с самолетом Ryanair, готовы транспарентно проводить расследование этого инцидента с участием в том числе соответствующих международных специалистов. Но ни ЕС, ни одна западная страна на данный момент не запросила информацию на сей счет от белорусской стороны, насколько мне известно», — заявил Макей.
Материалы по теме
«Это болезненно для России»
Скандал с самолетом вызвал жесткую реакцию ЕС и США. Президент Европейского совета Шарль Мишель заявил, что она соответствует серьезности этого «абсолютно неприемлемого, шокирующего, скандального» события. «Мы не потерпим никаких попыток сыграть в русскую рулетку жизнями ни в чем не повинных мирных жителей», — предупредил политик. Осудил «скандальное событие» и президент США Джо Байден.
Так или иначе, решение о санкциях будет зависеть от того, какая версия произошедшего будет принята в качестве наиболее достоверной. Пока же саммит Европейского совета постановил заморозить инвестиции и запретить белорусским авиакомпаниям, в том числе «Белавиа», осуществлять рейсы в аэропорты ЕС и совершать полеты над территорией стран-членов. Кроме того, авиаперевозчикам рекомендовано избегать воздушного пространства Белоруссии. О приостановке полетов над территорией страны в частном порядке объявили крупнейшие европейские авиакомпании — AirBaltic, Air France, KLM, Lufthansa, SAS, Finnair и Wizz Air. Звучат призывы к исключению Белоруссии из Международной организации гражданской авиации, что де-факто может означать полную воздушную блокаду страны.
Присоединилась к санкциям и Украина — такое поручение правительству дал президент Владимир Зеленский. С полуночи 26 мая страна прекращает авиасообщение с Белоруссией и перенаправляет все рейсы в обход ее воздушного пространства. Это существенно затруднит украинцам возможность посещать Россию, поскольку Минск с 2015 года был самым удобным стыковочным пунктом при полетах из Киева в Москву. Спикер МИД Украины Олег Николенко назвал прекращение авиасообщения вынужденным, но необходимым, поскольку политика Белоруссии лишает страну суверенитета «в пользу России».
Принудительная посадка самолета с Протасевичем действительно может спровоцировать довольно серьезную реакцию и обернуться для Белоруссии бойкотом со стороны западных экономик. Оппозиция настойчиво призывает к более широким санкциям, в том числе против экспортных поставок топлива и калийных удобрений, которые являются важным источником доходов для Белоруссии. Если максимально жесткие решения все-таки будут приняты, то пострадает и отрасль авиаперелетов. Фактически сейчас ЕС и США вернулись к исходной точке и к осознанию провала дипломатических и экономических усилий, развернутых против Белоруссии с августа 2020 года.
В ЕС и США понимают, что ужесточение мер в отношении Белоруссии неминуемо приведет к ее дальнейшему сближению с Россией. Очевидно, этого никто не хочет, поэтому данное обстоятельство может стать сдерживающим фактором в вопросе введения секторальных санкций. Но если решение будет принято, маневр Лукашенко может оказаться даже выгоден России. Ведь после прошлогодних протестов он пытался возобновить игру в многовекторность, хоть и без особого успеха. Теперь же об этом можно забыть. Впрочем, учитывая тот факт, что Белоруссия находится в преддефолтном состоянии, оплачивать санкции все равно придется России, что может заставить ее пересмотреть отношение к затянувшимся переговорам о глубокой интеграции.
Я не буду ничего комментировать по самолету Ryanair. Существуют определенные международные авиационные правила, и именно международные авиационные власти здесь должны давать оценку с точки зрения соответствия или несоответствия этим международным нормам. Я ничего в этой ситуации комментировать не могу
Но у медали, как водится, есть и оборотная сторона. Великобритания и ЕС предлагают использовать ситуацию для нанесения удара и по России. Санкции могут ввести против газопровода «Северный поток-2» и остановить транзит газа по трубопроводу «Ямал — Западная Европа», который идет через территорию Белоруссии. Президент коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг» Евгений Минченко уверен, что историю с самолетом постараются привязать к России для последующего усиления давления на страну. «В зарубежных СМИ версия о том, что Лукашенко не смог бы провернуть операцию без помощи России, является одной из ключевых», — отметил политтехнолог в разговоре с «Лентой.ру».
Враг номер один
Как бы то ни было, после принудительной посадки самолета Ryanair в Минске остались Протасевич, Сапега и, по данным оппозиции, четверо неназванных россиян, которые вылетели бортом Ryanair из Афин. На следующий день после задержания мать Протасевича заявила, что ее сын найден в одной из минских больниц в критическом состоянии. Но в МВД Белоруссии эти данные опровергли, опубликовав видео c оппозиционером. На нем Протасевич рассказывает, что с ним все в порядке и никаких проблем со здоровьем нет: «Отношение со стороны сотрудников ко мне максимально корректное и по закону, также сейчас я продолжаю сотрудничать со следствием и даю признательные показания по факту организации массовых беспорядков в городе Минске».
Как отметил в беседе с «Лентой.ру» политтехнолог Евгений Минченко, задержание Протасевича — это демонстрация силы и ясный сигнал оппозиции. «Вспомним, что недавно в Москве задержали двух граждан Белоруссии — политолога Александра Федуту и адвоката Юрася Зенковича. В этом смысле за внешней аудиторией белорусский президент не очень следит, считая, что все равно горшки с Западом уже побиты», — считает Минченко.
Логика Лукашенко очень проста: будем разбираться со всеми, кто причастен к организации массовых акций протеста
Аналогичного мнения придерживается и политолог Дмитрий Болкунец: «Лукашенко пытается запугать своих противников и доказать им, что он дотянется до каждого. Но это никак не поможет ему справиться с волной протестов. Напротив, Лукашенко вновь провоцирует общество и обостряет ситуацию».
ЕС утвердил новые санкции против Беларуси: кто попал под удар
Послы стран Европейского Союза 1 декабря утвердили новый пакет санкций против Беларуси. Под ограничения попадут 17 человек и 11 организаций. Санкции связаны с миграционным кризисом на границе Беларуси.
Ограничительные меры будут опубликованы в официальном журнале Евросоюза завтра, 2 декабря. Об этом написал в своем Twitter журналист Рикард Джозвяк.
«Послы ЕС только что дали «зеленый свет» пятому пакету санкций ЕС в отношении Беларуси. 17 человек и 11 организаций. Будет опубликовано в журнале Евросоюза завтра», – говорится в сообщении.
В список граждан, против которых вводятся санкции, включены:
начальник отдельной службы спецслужб Госпогранкомитета Игорь Крючков;
глава Государственного пограничного комитета Беларуси Анатолий Лаппо;
начальник Гродненского погранотряда Константин Молостов;
начальник Полоцкого погранотряда Павел Харченко;
начальник Брестской охранной группы Игорь Гутник;
начальник Лидского погранотряда Александр Давидюк;
начальник Сморгонского пограничного отряда Максим Бутранец;
официальный представитель МИД Беларуси Анатолий Глаз;
судья Минского районного суда Сергей Епихов;
судья Верховного суда Игорь Любовицкий;
старший прокурор Генпрокуратуры Сергей Гиргель;
судья Верховного суда Валентина Кулик;
исполнительный директор по финрасследованиям Государственного контроля Андрей Прокопук;
директор Департамента финрасследований Государственного контроля Игорь Маршалов;
судья Коллегии Верховного суда по гражданским делам Анна Соколовская;
руководитель государственного телеканала ОН» Марат Марков;
судья Центрального районного суда Беларуси Дмитрий Карсюк.
В список организаций, против которых вводятся санкции, включены:
турагентство «Оскар Тур»;
Служба отдельной активной деятельности;
Cham Wings Airlines (Сирия);
Паспортно-визовый центр VIP Grub (Турция);
Также Йозвяк отметил, что уже началась работа над шестым пакетом санкций, но подробностей пока нет. Он может быть готов в январе или феврале следующего года.
Ранее сообщалось, что министры иностранных дел стран Евросоюза утвердили новые критерии санкций в отношении Беларуси. Ограничения вводятся против 30-40 человек и организаций.
Лукашенко пригрозил «перекрыть» газ
Нелегитимный президент Беларуси Александр Лукашенко ранее ответил на планы ЕС ввести новые санкции. Он заявил, что может перекрыть транзит газа через Беларусь в европейские страны по газопроводу Ямал – Европа. Эту «трубу» использует российский концерн «Газпром».
«Мы обогреваем Европу, они нам еще угрожают, что закроют границу. А если мы перекроем природный газ туда?» – сказал нелегитимный президент.
Лукашенко согласен даже на нарушение контрактов на поставки. Он готов остановить транзит газа и нефти из РФ в Европу, если Польша полностью закроет границу.
«Когда меня будут душить поляки или еще кто-то там, я что, буду смотреть на какие-то контракты. Подумайте, как будете энергоносители покупать в России», – сказал Лукашенко.
Диктатор также заявил, что его интересы направлены на сотрудничество с Россией и Китаем. По его мнению, беларусским гражданам не повредит закрытие границ ЕС.
Как заявил глава Министерства внутренних дел Украины Денис Монастырский, миграционный кризис на границе между Польшей и Беларусью сделан искусственно. Существует специальный «механизм», в котором используются вербовочные центры для беженцев из стран с высоким миграционным риском.
OBOZREVATEL ранее сообщал, что с территории Беларуси неизвестные обстреляли осветительные мачты, установленные в Польше военнослужащими. В связи с провокацией польское Министерство обороны вызывает военного атташе для объяснения инцидента.