Трудовые инспекторы могут прийти с проверкой по плану или внезапно — по жалобе работника и по иным законным основаниям. Можно ли заранее узнать о дате прихода контролеров? За что и на какие суммы штрафуют работодателей по результатам контрольных мероприятий ГИТ? Какие штрафы оспаривать в суде затруднительно? Ответы — в нашем материале.
С какой проверкой придут контролеры ГИТ
Трудовые инспекторы проводят плановые и внеплановый проверки. Оба эти вида могут проходить в форме документарных и (или) выездных проверок (ч. 11 ст. 9, ст. 11-12 Федерального закона «О защите прав юридических лиц…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ, п. 8 Положения от 01.09.2012 № 875, п. 50, 54 Административного регламента от 23.08.2019 № 234).
Документарная проверка проводится в территориальной инспекции ГИТ. Во время нее инспектор исследует только документы работодателя без выезда к нему. Выездная проверка происходит на территории работодателя.
Внеплановые проверки заранее не планируются. Поводом для их проведения может послужить жалоба сотрудника о нарушении работодателем его трудовых прав, а также иные основания (истечение срока исполнения выданному работодателю предписания об устранении нарушений, поступление в ГИТ запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте и др.).
Остальных работодателей в плановом порядке проверяют не чаще одного раза в 5-6 лет. По общим правилам о проведении плановой проверки работодатель уведомляется не позднее, чем за 3 дня до начала ее проведения. Инспекторы ГИТ обязаны направить в его адрес копию распоряжения или приказа о начале проведения проверки.
В 2021 году проверки могут проводиться дистанционно, а плановые проверки субъектов малого бизнеса, включенных в реестр субъектов МСП, не проводятся, за некоторым исключением (п. 1, 7, 8 Постановления Правительства РФ от 30.11.2020 № 1969).
Как узнать дату проверки ГИТ в 2021 году
Узнать заранее о приходе в компанию трудовых инспекторов с плановой проверкой можно несколькими способами:
ГИТ формирует план проверок на очередной год в срок до 10 ноября года, предшествующего году проведения плановых мероприятий (п. 41 Административного регламента, утв. Приказом Роструда от 13.06.2019 № 160).
К примеру, перечень компаний Московской области с указанием даты начала проверки и ее продолжительности, включенных в план проверок ГИТ на 2021 год, можно увидеть по этому электронному адресу:
На сайте прокуратуры в сервисе «Поиск проверок» можно найти полный список плановых проверок не только ГИТ, но и других неналоговых контролеров (Роспотребнадзора, МЧС и т. д.):
Генпрокуратура формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок по всем инспекционным органам и размещает его на официальном сайте до 31 декабря года, предшествующего году проведения плановых мероприятий (Постановление Правительства РФ от 30.06.2010 № 489).
Планируется, что с 1 июля 2021 года информацию о проверках можно будет найти в Едином реестре КНМ (контрольно-надзорных мероприятий).
Сведения о проверках будут поступать в специальную федеральную государственную информационную систему (Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ).
Если в Едином реестре КНМ сведений о проверке не будет, проводить ее контролеры не смогут.
За что штрафуют работодателей и на какие суммы
Во время трудовых проверок инспекторы контролируют:
Чаще всего, работодателей наказывают штрафами за следующие нарушения:
Нарушение
Размеры штрафов, ссылка на статью КоАП РФ
Уклонение от заключения трудового договора или ненадлежащее его оформление
Штрафы на:
Должностное лицо — предупреждение или штраф от 10 000 до 20 000 руб. (ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ)
Допущение к работе при отказе работодателя заключать с лицом трудовой договор
Штраф на должностное лицо от 10 000 до 20 000 руб. (ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ)
Административная ответственность установлена не только этими статьями, но и другими: в частности, по ст. 5.42 КоАП РФ наказывают работодателей за нарушение прав инвалидов, а по ст. 18.15-18.17 КоАП РФ — за нарушения, связанные с трудовой деятельностью иностранцев.
Коронавирусные штрафы
Особенно активно в последнее время работодателей штрафуют за нарушение коронавирусных ограничений и предписаний. Контролеры наказывают работодателей, не организовавших измерение температуры работников дважды в день, не разместивших антисептики для обработки рук, не запретивших работникам обедать на рабочих местах, не обеспечивших дистанцию 1,5 метра при проходе сотрудников через проходную, не выполнивших другие рекомендации Роспотребнадзора.
«Коронавирусные» штрафы составляют:
По ст. 20.6.1 КоАП РФ компании штрафуют на сумму до 300 000 руб. а их руководителей на 50 000 руб. за невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения.
Когда штрафы ГИТ поддерживают судьи
Работодателям, несогласным со штрафами трудовых инспекторов и готовым идти в суд, поможет анализ судебной практики. Судьи поддержали инспекторов ГИТ и работодателей от штрафа не освободили в следующих случаях:
Нарушение
Судебное решение
В трудовом договоре не указаны:
Решение Забайкальского краевого суда от 04.02.2019 по делу № 7-21-46/2019
Решение Московского городского суда от 12.02.2020 по делу № 7-1784/2020
Решение Московского городского суда от 30.07.2020 по делу № 7-8845/2020
Приказ Минтруда № 160 от 13.06.2019 ввёл новые требования для инспекторов Государственной инспекции труда. Правила проведения проверок стали более прозрачны для работодателя. Теперь не только инспектор может проверять вашу документацию, но и вы можете контролировать правильность и обоснованность его действий. В статье разберём основные нововведения.
Плановые проверки
Раньше план проверок на следующий год размещали на сайте ГИТ не позднее 1 декабря текущего года. Теперь это будут делать до 10 ноября (п. 41 Административного регламента осуществления Федеральной службой по труду и занятости федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права). Так работодатели получат больше времени на подготовку к проверке и доработку внутренней документации.
Внеплановые проверки ГИТ
Инициировать внеплановую проверку ГИТ вправе, если получит жалобу на нарушение трудового законодательства. Подать её может работник предприятия или другое лицо. Если в жалобе говорится, что здоровью или жизни работников что-либо угрожает (п.90 Регламента), проверка будет наверняка.
Чтобы снизить риск прихода инспекции, работодателю нужно:
Если поступила жалоба об угрозе жизни или здоровью, проверка проходит без уведомления (п. 98 Регламента). При этом если гражданин захочет отозвать заявление, инспектор всё равно придёт (п. 29 Регламента).
Если комиссия выявит нарушение, которое может стать причиной нанесения ущерба здоровью или жизни работников, штраф невозможно будет заменить на предупреждение. Например, раньше работодатель мог задерживать зарплату сотрудникам и получить от ГИТ только предупреждение. Теперь за такое нарушение точно будет штраф.
Надзорные каникулы для МСБ
Для малого и среднего бизнеса в 2020 году предусмотрены надзорные «каникулы». Проверки ГИТ проводиться не будут (от 01.04.2020 №98-ФЗ). Но есть исключения. Если жизни или здоровью работников что-то угрожает, либо инцидент уже случился — прихода инспектора избежать не удастся. Также следует ждать комиссию, если возникнет чрезвычайная ситуация природного или техногенного характера.
Плановые проверки возможны для предприятия и ИП, если (ст. 26.2 Закона № 294-ФЗ):
Условия прекращения проверки ГИТ
Работодатель может по своей инициативе прекратить проверку. Для этого нужно направить в ГИТ заявление (п. 27 Регламента). Например, проверку следует прекратить, если в ходе её проведения и организации инспектором были допущены грубые нарушения.
К таким нарушениям можно отнести несоблюдение сроков уведомления. Если ГИТ сообщила о проверке менее, чем за три дня (п. 53 Регламента), то её результаты не будут действительны (ст. 20 Закона № 294-ФЗ). Если проверка с нарушением уже происходит, её следует прекратить.
Ещё одним весомым поводом для прекращения может быть анонимность обращения, которое послужило поводом для прихода комиссии. Если информация в обращении заведомо ложная, проверку также следует прекратить (п. 27 и 104 Регламента, ст. 10 Закона № 294-ФЗ).
Документы для проверки ГИТ
Раньше инспектор мог запросить любые документы, которые касаются организации или охраны труда. Перечень не был закреплён законодательно. В новом Регламенте появился исчерпывающий перечень документов и (или) информации, необходимых для осуществления федерального госнадзора и достижения целей и задач проведения проверок соблюдения требований трудового законодательства (п. 13 Регламента).
Важный момент для работодателей! Данный список содержит указания только на группы документов. Если инспектор запросил данные, которых в нём нет, работодателю нужно направить в ГИТ вежливый отказ в выполнении запроса со ссылкой на пункт регламента.
В перечне документы разделены на группы. Вот наиболее важные из них:
Документы из п. 14 Регламента инспектор не вправе требовать у работодателей, потому что может получить их от других ведомств (п. 8 Регламента).
Закон запрещает инспектору требовать выполнения нормативных актов советского периода, а также документов РФ, которые не зарегистрированы в Минюсте России и не опубликованы (п. 8 приказа Роструда от 13.06.2019 № 160).
Например, журналы учёта выдачи инструкций по охране труда и направлений на медосмотр работодатель теперь ведёт исключительно по своему усмотрению. Инспектор не может этого требовать в предписании.
Также инспектор не может требовать от работодателя ведения документации или бланков по форме ГОСТов, если предприятие не указало в своих локальных нормативных актах, что следует этим ГОСТам.
Длительность проведения проверок
Если проверка занимает слишком много времени, это вредит бизнесу. Чтобы обезопасить предприятия от потерь из-за нерасторопности проверяющих органов, законодательство ввело ограничения. Теперь проверка не может длиться больше 20 рабочих дней (ст. 13 №294 ФЗ). Проверять малые предприятия можно не дольше 50 часов в год. Для микропредприятий действует ограничение в 15 часов в год.
Для предприятий с филиалами в нескольких субъектах РФ закон закрепляет срок проверки общей длительностью не более 60 рабочих дней (пп. 24 и 62 Регламента и ч. 4 ст. 13 № 294-ФЗ).
Если проверка требует длительных расследований, экспертиз и испытаний, срок её проведения могут увеличить не более, чем в 2 раза (п. 24 Регламента). Внеплановые проверки при этом не могут длиться более 20 дней (п. 107 Регламента).
Оформление акта проверки
Регламент даёт подробные инструкции по составлению актов проверки. Например, выявленные нарушения инспектор должен изложить подробно, ссылаясь при этом на статьи и пункты законов, требования которых нарушены. Ту же тщательность нужно соблюдать и в подготовке предписания об устранении нарушений.
Вместе с актом нужно обязательно хранить пояснения, проверочные листы и иные доказательства результатов проверки (п. 69, 70, 72, 74 Регламента).
Акт проверки передают лично в руки, либо направляют электронным документом с усиленной квалифицированной электронной подписью, если на проверяемом предприятии организован электронный документооборот. По почте простым письмом отправлять этот документ запрещается (п. 78, 81 Регламента).
Если работодатель не получил акт проверки, он может обратиться в ГИТ с заявлением и результаты проверки отменят (ч. 4 ст. 16 Закона № 294-ФЗ и ст. 20 Закона № 294-ФЗ).
Пусть проверки приходят к вам как можно реже, а их результаты будут всегда на «отлично»:)
Нарушения работодателей, которые не прощает трудовая инспекция
С 1 июля 2018 года все плановые проверки ГИТ проходят с применением проверочных листов. Если вы увидели свою компанию в плане проверок на очередной год, то сразу начинайте к ней готовиться. Но большая часть проверок — внеплановые. И для их проведения есть свои специфические основания.
Каждая компания должна знать о том, что существуют плановые и внеплановые проверки. Их главное отличие — в основаниях. Для плановой проверки таким основанием является план, который согласуется с прокуратурой и ежегодно публикуется на сайте ГИТ соответствующего субъекта.
Плановая проверка должна ограничиваться вопросами из проверочных листов. Начинается проверка с распоряжения о проверке, в котором указано, кого к вам направляют, и вы можете сравнить написанное с удостоверением, которое предъявляется уже на месте. В распоряжении также указываются номера проверочных листов.
Более подробно вы можете ознакомиться:
Если вас интересуют проверки не только инспекции по труду, но и МВД, Роспотребнадзора, то лучше смотреть сразу сводный план проверок на сайте Генпрокуратуры.
Ведение бизнеса по закону. Сервисы для ИП и ООО младше 3 месяцев
О чем вам обязательно нужно знать:
Задача бизнеса — проводить профилактические мероприятия в плане соблюдения законодательства, чтобы не попасть в категорию работодателей с высоким и значительным риском.
Если деятельность компании или ИП отнесли к категории низкого риска, то плановые проверки у них не проводятся.
Но работодатель может повлиять на то, к какой категории риска его отнесут — все зависит от того, какого рода нарушения у него выявляются в ходе проверки.
Основания для внеплановых проверок ГИТ
Большая часть проверок — это все же внеплановые проверки. И на их проведение есть разные основания — все они перечислены в ст. 360 ТК РФ.
Как правило, информация, которая служит основанием для внеплановых проверок, поступает не только от работников, чьи права нарушаются. На компанию или ИП могут жаловаться другие инспекционные органы — например, ФНС. Вопросы могут вызвать нулевые значения по спецоценке. ФНС с этой информацией сделать ничего не может, но зато она вправе передать ее ГИТ. В свою очередь Пенсионный фонд обязан сигнализировать ГИТ о нарушениях в передаче сведений о трудовой деятельности.
Конечно, работодателю важно не только узнать о самой внеплановой проверке, но и понять, что послужило основанием для ее проведения.
О проведении внеплановой выездной проверки трудовая инспекция обязана уведомить работодателя заранее. И сделать это она должна любым доступным способом не менее чем за 24 часа до начала. Но также есть региональные сайты ГИТ, где в начале месяца публикуется информация о старте проверок. Поэтому полезно периодически мониторить такие ресурсы.
Есть только несколько оснований для проведения внеплановой проверки без уведомления:
Основание № 1. Известно, что в результате деятельности работодателя причинен или причиняется вред жизни или здоровью граждан (ч. 17 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ).
Чем интересен новый регламент Роструда
В 2019 году появился новый административный регламент Роструда от 13.06.2019 № 160, в котором объясняется, что означает вред жизни и здоровью в понимании ГИТ.
Ранее под этим понимали исключительно нарушение правил охраны труда. Но впервые в п. 91 Приказа Роструда РФ от 13.06.2019 № 160 прописано, что это понятие включает:
Основание № 2. Зявление сотрудника о нарушении его трудовых прав или иная информация, свидетельствующая о серьезных нарушениях трудового законодательства со стороны работодателя (ч. 9 ст. 360 ТК РФ).
Какие нарушения допускают работодатели
Остановимся на наиболее распространенных нарушениях, которые не останутся без внимания инспекторов.
1. Вы не соблюдаете перечень документов, которые требуются при приеме на работу.
Перечень документов, обязательных для приема на работу, обозначен в ст. 65 ТК РФ. Работодатели часто совершают большую ошибку, когда оформляют на работу человека еще до того, как он предоставляет весь комплект необходимых документов.
В результате возникают два серьезных риска:
Работать с такими рисками нужно только на предупреждение.
Чтобы не допускать нарушений при приеме на работу, нужно в правилах внутреннего трудового распорядка компании обратить внимание на раздел «Прием на работу». Важно, чтобы в перечне документов, которые вы запрашиваете у соискателя, не оказалось тех, которые не предусмотрены законодательством. Так, например, нельзя просить ИНН работника, свидетельство о рождении ребенка.
2. Вы забываете о том, что работника нужно ознакомить с локальными нормативными актами.
В данном случае речь идет о локальных нормативных актах, которые непосредственно связаны с трудовой деятельностью. С ними, согласно ч. 3 ст. 68 ТК РФ, сотрудник должен ознакомиться до подписания трудового договора.
Электронный формат ознакомления пока предусмотрен только для дистанционных работников. С 5 мая 2020 года такой формат также могут применять компании, которые участвуют в пилотном проекте по внедрению электронного кадрового документооборота. Все остальные работодатели должны знакомить сотрудников с документами под роспись.
Реализовать это требование можно разными способами. Наиболее приемлемый — с помощью листов ознакомлений под текстом локального нормативного акта.
Евгения Конюхова, эксперт в сфере трудового законодательства и кадрового делопроизводства, советует в начале листов ознакомлений предусмотреть такую преамбулу: «До подписания трудового договора с ознакомлен. ФИО, дата, подпись».
Возможен и другой вариант ознакомления — когда работник ставит роспись в отдельном листе ознакомлений в журналах ознакомлений.
Некоторые работодатели предпочитают брать заявление от работников, в нем перечисляются все акты, с которыми он ознакомился.
Электронные трудовые книжки, штатное расписание, учет личных дел сотрудников, кадровая отчетность, списочная и среднесписочная численность и другие возможности в одной программе.
3. Вы не прописываете в договоре трудовую функцию.
Инспекторы часто просят, чтобы в трудовом договоре была указана не просто должность, профессия, специальность, но и конкретный вид поручаемой работы.
Есть два варианта, как это можно сделать:
4. Вы неправильно прописываете в трудовом договоре оплату труда.
Если в компании безналичный способ выплаты заработной платы, то об этом обязательно нужно упомянуть в трудовом договоре. При этом важно упомянуть о том, что выплаты осуществляются в кредитную организацию, указанную в заявлении работника. А вот привязку к зарплатному проекту в трудовом договоре лучше не делать.
В трудовом договоре важно сделать акцент на то, что деньги переводятся в ту кредитную организацию, которая указана в заявлении работника. Это необходимо для соблюдения ст. 136 ТК РФ, которая запрещает «зарплатное рабство». Ведь с недавних пор компанию могут оштрафовать за то, что она отнимают у работника право выбрать другую кредитную организацию для перевода зарплаты.
5. В документах вы не вносите ясность в вопрос о тарифных ставках, размерах окладов.
Если для работников предусмотрены надбавки, то они прежде всего должны быть хорошо прописаны в локальных нормативных актах, как того требует ст. 135 ТК РФ.
В трудовом договоре достаточно обозначить название этих выплат: премия по итогам работ, доплата за работу в ночное время и т.д.
6. Вы используете один шаблон документов для всех сотрудников, забывая об особенных категориях.
В частности, есть такие категории работников, как водитель, экспедиторы, курьеры, у которых разъездной характер работы. Эту деталь часто забывают указывать в документах.
7. Вы забываете о том, что содержание приказа должно соответствовать условиям трудового договора.
Часто в ст. 65 ТК РФ работодатели игнорируют два важных требования:
8. Вы не затрагиваете вопрос индексации заработной платы.
Коммерческие организации производят индексацию зарплаты в порядке, установленном локальным нормативным актом, соглашением, коллективным договором.
Однако соглашения, коллективного договора может не быть. При этом должен быть любой локальный нормативный акт (например, правила внутреннего трудового распорядка, положение по индексации и т.д.). В этом акте вам нужно самостоятельно ответить на ряд вопросов: какова периодичность индексации в вашей компании, какой размер индексации, какая часть заработной платы будет индексироваться.
9. Вы путаетесь в сроках выплаты заработной платы.
Прежде всего вы должны установить сроки выплаты. Конкретная дата выплаты зарплаты устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.
10. Вы перечисляете зарплату не в те дни, в которые нужно.
Если у вас безналичный способ выплаты, деньги нужно перечислять строго в те дни, которые указаны как дни выплаты зарплаты. Исключение, согласно ст. 136 ТК РФ, может быть только одно — когда день выплат совпадает с выходным или праздничным нерабочим днем. Тогда выплаты производятся накануне этого дня.
Подпишитесь на наш канал в Telegram, чтобы вовремя узнавать о самых важных изменениях для бизнеса.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Нарушения работодателей, которые не прощает трудовая инспекция
С 1 июля 2018 года все плановые проверки ГИТ проходят с применением проверочных листов. Если вы увидели свою компанию в плане проверок на очередной год, то сразу начинайте к ней готовиться. Но большая часть проверок — внеплановые. И для их проведения есть свои специфические основания.
Каждая компания должна знать о том, что существуют плановые и внеплановые проверки. Их главное отличие — в основаниях. Для плановой проверки таким основанием является план, который согласуется с прокуратурой и ежегодно публикуется на сайте ГИТ соответствующего субъекта.
Плановая проверка должна ограничиваться вопросами из проверочных листов. Начинается проверка с распоряжения о проверке, в котором указано, кого к вам направляют, и вы можете сравнить написанное с удостоверением, которое предъявляется уже на месте. В распоряжении также указываются номера проверочных листов.
Более подробно вы можете ознакомиться:
Если вас интересуют проверки не только инспекции по труду, но и МВД, Роспотребнадзора, то лучше смотреть сразу сводный план проверок на сайте Генпрокуратуры.
Ведение бизнеса по закону. Сервисы для ИП и ООО младше 3 месяцев
О чем вам обязательно нужно знать:
Задача бизнеса — проводить профилактические мероприятия в плане соблюдения законодательства, чтобы не попасть в категорию работодателей с высоким и значительным риском.
Если деятельность компании или ИП отнесли к категории низкого риска, то плановые проверки у них не проводятся.
Но работодатель может повлиять на то, к какой категории риска его отнесут — все зависит от того, какого рода нарушения у него выявляются в ходе проверки.
Основания для внеплановых проверок ГИТ
Большая часть проверок — это все же внеплановые проверки. И на их проведение есть разные основания — все они перечислены в ст. 360 ТК РФ.
Как правило, информация, которая служит основанием для внеплановых проверок, поступает не только от работников, чьи права нарушаются. На компанию или ИП могут жаловаться другие инспекционные органы — например, ФНС. Вопросы могут вызвать нулевые значения по спецоценке. ФНС с этой информацией сделать ничего не может, но зато она вправе передать ее ГИТ. В свою очередь Пенсионный фонд обязан сигнализировать ГИТ о нарушениях в передаче сведений о трудовой деятельности.
Конечно, работодателю важно не только узнать о самой внеплановой проверке, но и понять, что послужило основанием для ее проведения.
О проведении внеплановой выездной проверки трудовая инспекция обязана уведомить работодателя заранее. И сделать это она должна любым доступным способом не менее чем за 24 часа до начала. Но также есть региональные сайты ГИТ, где в начале месяца публикуется информация о старте проверок. Поэтому полезно периодически мониторить такие ресурсы.
Есть только несколько оснований для проведения внеплановой проверки без уведомления:
Основание № 1. Известно, что в результате деятельности работодателя причинен или причиняется вред жизни или здоровью граждан (ч. 17 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ).
Чем интересен новый регламент Роструда
В 2019 году появился новый административный регламент Роструда от 13.06.2019 № 160, в котором объясняется, что означает вред жизни и здоровью в понимании ГИТ.
Ранее под этим понимали исключительно нарушение правил охраны труда. Но впервые в п. 91 Приказа Роструда РФ от 13.06.2019 № 160 прописано, что это понятие включает:
Основание № 2. Зявление сотрудника о нарушении его трудовых прав или иная информация, свидетельствующая о серьезных нарушениях трудового законодательства со стороны работодателя (ч. 9 ст. 360 ТК РФ).
Какие нарушения допускают работодатели
Остановимся на наиболее распространенных нарушениях, которые не останутся без внимания инспекторов.
1. Вы не соблюдаете перечень документов, которые требуются при приеме на работу.
Перечень документов, обязательных для приема на работу, обозначен в ст. 65 ТК РФ. Работодатели часто совершают большую ошибку, когда оформляют на работу человека еще до того, как он предоставляет весь комплект необходимых документов.
В результате возникают два серьезных риска:
Работать с такими рисками нужно только на предупреждение.
Чтобы не допускать нарушений при приеме на работу, нужно в правилах внутреннего трудового распорядка компании обратить внимание на раздел «Прием на работу». Важно, чтобы в перечне документов, которые вы запрашиваете у соискателя, не оказалось тех, которые не предусмотрены законодательством. Так, например, нельзя просить ИНН работника, свидетельство о рождении ребенка.
2. Вы забываете о том, что работника нужно ознакомить с локальными нормативными актами.
В данном случае речь идет о локальных нормативных актах, которые непосредственно связаны с трудовой деятельностью. С ними, согласно ч. 3 ст. 68 ТК РФ, сотрудник должен ознакомиться до подписания трудового договора.
Электронный формат ознакомления пока предусмотрен только для дистанционных работников. С 5 мая 2020 года такой формат также могут применять компании, которые участвуют в пилотном проекте по внедрению электронного кадрового документооборота. Все остальные работодатели должны знакомить сотрудников с документами под роспись.
Реализовать это требование можно разными способами. Наиболее приемлемый — с помощью листов ознакомлений под текстом локального нормативного акта.
Евгения Конюхова, эксперт в сфере трудового законодательства и кадрового делопроизводства, советует в начале листов ознакомлений предусмотреть такую преамбулу: «До подписания трудового договора с ознакомлен. ФИО, дата, подпись».
Возможен и другой вариант ознакомления — когда работник ставит роспись в отдельном листе ознакомлений в журналах ознакомлений.
Некоторые работодатели предпочитают брать заявление от работников, в нем перечисляются все акты, с которыми он ознакомился.
Электронные трудовые книжки, штатное расписание, учет личных дел сотрудников, кадровая отчетность, списочная и среднесписочная численность и другие возможности в одной программе.
3. Вы не прописываете в договоре трудовую функцию.
Инспекторы часто просят, чтобы в трудовом договоре была указана не просто должность, профессия, специальность, но и конкретный вид поручаемой работы.
Есть два варианта, как это можно сделать:
4. Вы неправильно прописываете в трудовом договоре оплату труда.
Если в компании безналичный способ выплаты заработной платы, то об этом обязательно нужно упомянуть в трудовом договоре. При этом важно упомянуть о том, что выплаты осуществляются в кредитную организацию, указанную в заявлении работника. А вот привязку к зарплатному проекту в трудовом договоре лучше не делать.
В трудовом договоре важно сделать акцент на то, что деньги переводятся в ту кредитную организацию, которая указана в заявлении работника. Это необходимо для соблюдения ст. 136 ТК РФ, которая запрещает «зарплатное рабство». Ведь с недавних пор компанию могут оштрафовать за то, что она отнимают у работника право выбрать другую кредитную организацию для перевода зарплаты.
5. В документах вы не вносите ясность в вопрос о тарифных ставках, размерах окладов.
Если для работников предусмотрены надбавки, то они прежде всего должны быть хорошо прописаны в локальных нормативных актах, как того требует ст. 135 ТК РФ.
В трудовом договоре достаточно обозначить название этих выплат: премия по итогам работ, доплата за работу в ночное время и т.д.
6. Вы используете один шаблон документов для всех сотрудников, забывая об особенных категориях.
В частности, есть такие категории работников, как водитель, экспедиторы, курьеры, у которых разъездной характер работы. Эту деталь часто забывают указывать в документах.
7. Вы забываете о том, что содержание приказа должно соответствовать условиям трудового договора.
Часто в ст. 65 ТК РФ работодатели игнорируют два важных требования:
8. Вы не затрагиваете вопрос индексации заработной платы.
Коммерческие организации производят индексацию зарплаты в порядке, установленном локальным нормативным актом, соглашением, коллективным договором.
Однако соглашения, коллективного договора может не быть. При этом должен быть любой локальный нормативный акт (например, правила внутреннего трудового распорядка, положение по индексации и т.д.). В этом акте вам нужно самостоятельно ответить на ряд вопросов: какова периодичность индексации в вашей компании, какой размер индексации, какая часть заработной платы будет индексироваться.
9. Вы путаетесь в сроках выплаты заработной платы.
Прежде всего вы должны установить сроки выплаты. Конкретная дата выплаты зарплаты устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.
10. Вы перечисляете зарплату не в те дни, в которые нужно.
Если у вас безналичный способ выплаты, деньги нужно перечислять строго в те дни, которые указаны как дни выплаты зарплаты. Исключение, согласно ст. 136 ТК РФ, может быть только одно — когда день выплат совпадает с выходным или праздничным нерабочим днем. Тогда выплаты производятся накануне этого дня.
Подпишитесь на наш канал в Telegram, чтобы вовремя узнавать о самых важных изменениях для бизнеса.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.