за что запрещается закреплять лебедку с помощью стального каната
4.2. «РД 34.03.204. Правила безопасности при работе с инструментом и приспособлениями» (утв. Минэнерго СССР 30.04.1985, Постановлением Президиума ЦК профсоюза рабочих электростанций и электротехнической промышленности от 27.03.1985, протокол N 42)
4.2. Лебедки
4.2.1.* Место установки, способ крепления лебедок, а также расположение блоков должны быть указаны в ППР.
Место установки необходимо выбирать, исходя из следующих требований:
лебедка должна находиться вне зоны производства работ по подъему и перемещению грузов;
место установки лебедки должно обеспечивать обслуживающему персоналу хорошее наблюдение за поднимаемым грузом;
должны быть обеспечены простота крепления и правильное направление каната;
канат, идущий к лебедке, не должен пересекать дорог и проходов для людей. В случаях, когда такое пересечение неизбежно, в местах прохода или проезда следует устанавливать ограждение с предупреждающими знаками безопасности «Осторожно! Опасная зона» и выставлять наблюдающих.
При установке в здании лебедка должна быть закреплена за колонну здания, за железобетонный или металлический ригель его перекрытия или за кирпичную стену стальным канатом. При этом диаметр и число ветвей его должны быть рассчитаны по грузоподъемности лебедки с коэффициентом запаса прочности не менее 6. Крепление производится за раму лебедки. Приваривать раму запрещается.
На обвязывающем канате крепление его конца осуществляется с помощью зажимов, число которых определяется при проектировании, но не менее трех. Шаг расположения зажимов и длина свободного конца каната от последнего зажима должны быть не менее шести диаметров каната.
При установке лебедок на земле их следует крепить за якорь или с упором и противовесом. Устойчивость лебедки должна проверяться расчетом.
4.2.2. Приваривать ручные рычажные лебедки к площадкам обслуживания оборудования, а также крепить их к трубопроводам и их подвескам запрещается.
4.2.3. Лебедки, при осмотре которых обнаружены дефекты, к работе не допускаются.
Не допускаются к дальнейшей эксплуатации и подлежат замене детали лебедок:
чугунные барабаны, имеющие трещины или отбитые края реборд. В стальных барабанах допускается заварка трещин и вставка отбитых частей реборд с соответствующей разделкой кромок трещин и места вставки;
шестерни при отсутствии части зубьев или наличии трещин в любом месте (заварка трещин не допускается);
шестерни лебедок с ручным приводом при износе зубьев более 20% их первоначальной толщины и шестерни лебедок с электрическим приводом при износе зубьев больше допустимого (Приложение 6 «Допустимая толщина зубьев шестерен электрических лебедок при износе»). Наварка и заварка зубьев запрещается;
поломанные детали тормоза и детали тормоза лебедок с электрическим приводом, у которых разработка отверстий увеличивает «мертвый» ход более чем на 10%. Размер «мертвого» хода должен проверяться при зажатых колодках;
валы и оси лебедок с электрическим приводом, имеющие разработанные шпоночные канавки, раковины, наплывы, расслоения, трещины, а также зазор более 0,6 мм (после удаления задиров на шейках);
валы лебедок с ручным приводом при износе шеек более 4% первоначального диаметра, криволинейности свыше 3 мм на 1 м длины;
храповики при отсутствии зубьев или наличии трещин;
собачки при наличии выщербленных мест на их упорной части;
эластичные муфты, имеющие сломанные пальцы, износ тормозного шкива и задиры на тормозной поверхности;
тормозные колодки, имеющие износ обкладок более чем на 0,5 их первоначальной толщины.
4.2.4.* Перед пуском в работу, после капитального ремонта и периодически, но не реже 1 раза в год, должно измеряться сопротивление изоляции электрооборудования лебедок мегаомметром на напряжении 500 В, а также должна производиться проверка надежности заземления корпусов. Сопротивление изоляции должно быть не менее 0,5 МОм.
Не допускается к дальнейшей эксплуатации и подлежит сушке электрооборудование лебедок, имеющих изоляцию с сопротивлением менее 0,5 МОм.
4.2.5. При отсутствии специального стенда испытания лебедок допускается проводить на ровной специально оборудованной площадке, позволяющей провернуть под нагрузкой барабан лебедки не менее чем на два полных оборота.
4.2.6. При статических испытаниях лебедок с электрическим и ручным приводом канат должен находиться на последнем слое навивки. Для получения диаметра барабана, соответствующего последнему слою навивки, допускается обкладывать его деревянными брусками. Увеличенный диаметр барабана должен быть равен D + 100 мм для лебедок с тремя слоями навивки и D + 200 мм для лебедок с пятью слоями.
Для испытания лебедки на барабане оставляется не менее пяти витков закрепленного на нем каната, остальной канат разматывается и пропускается через отводные блоки испытательной схемы (рис. 4.1). Свободный конец каната прикрепляется к испытательному грузу. Затем груз поднимается на высоту 100 мм и выдерживается в таком положении 10 мин.
Статическое испытание лебедок можно проводить также с помощью проверенного исправного динамометра, поддерживая в течение 10 мин. соответствующую постоянную нагрузку. При испытании лебедки с ручным рычажным приводом можно подвешивать ее к треноге или какой-либо другой конструкции, выдерживающей двойную нагрузку лебедки. При самопроизвольном опускании испытательного груза, оставленного на весу, лебедка считается не выдержавшей испытания.
Испытательные нагрузки при испытаниях лебедок должны соответствовать указанным в п. п. 4.1.14 и 4.1.16 настоящих Правил.
4.2.7. Статическое испытание лебедок для подъема людей должно производиться нагрузкой, превышающей в 1,5 раза их грузоподъемность.
4.2.8. Динамические испытания лебедок заключаются в повторных (не менее 6 раз) подъемах и опусканиях на высоту не менее 1 м испытательного груза. Подъем груза осуществляется в первом положении контроллера.
Поднятый груз останавливается, и при этом проверяется отсутствие самопроизвольного его опускания. Продолжение подъема груза производится с положения, в котором он был остановлен, без опускания его на землю.
Тормозная система лебедки проверяется остановкой груза на спуске. У лебедок с электрическим приводом груз опускается как с помощью электродвигателя, так и путем растормаживания барабана при отключенном электродвигателе. При этом проверяются надежность работы тормозов, отсутствие нагрева тормозных колодок выше 60 °C и всех подшипников выше 70 °C, отсутствие ненормального шума в работе зубчатых передач, подтеков и выбрасывания масла из подшипников и других дефектов.
4.2.9. Тяговые с ручным и электрическим приводом лебедки динамическому испытанию не подвергаются.
4.2.10. При обнаружении дефектов во время испытаний лебедок испытания должны быть проведены вновь после устранения дефектов.
Если при испытаниях не будет обнаружено неисправностей, лебедка считается выдержавшей испытания.
4.2.11. Запрещается работа лебедок в следующих случаях:
при ненадежном закреплении их на рабочем месте;
отсутствии ограждения привода;
ненадежном закреплении каната на барабане или неправильной его навивке (петли, слабина).
Запрещается также ручное управление лебедкой без рукавиц, ремонт или подтягивание ослабленных соединений во время работы лебедок.
4.2.13. Канат лебедки при правильной навивке должен ложиться на барабан ровными плотными рядами. Расстояние между верхним слоем навитого каната и наружным диаметром реборды должно быть не менее двух диаметров каната. При низшем положении грузозахватного органа лебедки на барабане должно оставаться не менее 1,5 витков каната, не считая витков, находящихся под зажимным устройством.
В целях уменьшения опрокидывающего момента, действующего на лебедку, канат должен подходить к барабану снизу (рис. 4.2). Кроме того, положение набегающей на барабан ветви каната должно быть по возможности близко к горизонтальному и не более чем на 2° отклоняться от плоскости, перпендикулярной оси барабана. Для этого в необходимых случаях на подходах к лебедке канат должен пропускаться через один или несколько отводных блоков. Расстояние от оси барабана до оси отводного блока, ближайшего к лебедке, должно быть не менее 20 длин барабана.
4.2.14. При подъеме грузов одновременно двумя лебедками конструкции их должны подбираться так, чтобы скорости навивания канатов на барабаны были одинаковыми. Подъем грузов должен выполняться под наблюдением лица, ответственного за безопасное производство работ по перемещению грузов, и при наличии ППР.
4.2.15. Канаты в местах присоединения их к люльке и барабану лебедки должны быть прочно закреплены. Движение канатов при подъеме и опускании люлек должно быть свободным. Трение канатов о выступающие конструкции не допускается. Люльки, с которых работа не производится, должны быть опущены на землю.
4.2.16. Для подъема груза лебедками с ручным приводом последние должны быть снабжены безопасными рукоятками, находящимися в зацеплении с приводным валом только при вращении их в сторону подъема, или автоматически действующим грузоупорным тормозом, исключающим возможность произвольного опускания груза.
Лебедки, не оборудованные автоматически действующим тормозом или безопасной рукояткой, могут применяться только в качестве тяговых, о чем делается специальное указание в паспорте лебедки.
Рукоятки лебедок с ручным приводом должны быть снабжены свободно проворачивающимися втулками.
4.2.17. При работах с лебедками с ручным приводом число рабочих, обслуживающих лебедку, следует выбирать, руководствуясь конкретными условиями работы и расчетным усилием, которое рабочий должен прилагать к рукоятке. Усилие, прилагаемое к рукоятке одним человеком, должно быть не более 120 Н (12 кгс), при кратковременной работе допускается увеличение усилия до 200 Н (20 кгс).
4.2.18. При работе с лебедками с ручным рычажным приводом запрещается:
находиться в плоскости качания рычага и под поднимаемым грузом;
применять рычаг, имеющий длину более предусмотренной техническими данными лебедки;
переводить рычаг из одного крайнего положения в другое рывками.
При работе перемещаемый груз должен надежно крепиться к крюку. Движение рукоятки обратного хода должно быть плавным, без рывков и заеданий; тяговый механизм и канат все время должны находиться на одной прямой.
4.2.19. Эксплуатация рычажных лебедок при проскальзывании каната в случае изменения направления движения рукоятки прямого хода, недостаточном протягивании каната за один ход, а также при свободном проходе его в сжимах тягового механизма, срезке предохранительных штифтов или фиксаторов запрещается.
При обнаружении дефектов в электроприводе (сильный нагрев электродвигателя, катушек электромагнита, резисторов; подшипников; сильное искрение щеток электродвигателя или появление дыма, запаха гари; ощущение действия тока при соприкосновении с деталями лебедки) следует немедленно прекратить работу.
4.2.21.* Лебедки для подъема люлек должны быть оборудованы двумя тормозами, действующими автоматически и независимо один от другого при отключении электродвигателя лебедки.
Один из тормозов должен быть колодочным с коэффициентом запаса торможения не менее 2. Коэффициент запаса торможения второго тормоза должен быть не менее 1,25.
4.2.22. Применение фрикционных и кулачковых муфт, а также фрикционной и ременной передач для связки вала электродвигателя с валом барабана у лебедок, предназначенных для подъема людей, запрещается.
4.2.23. Во время эксплуатации лебедок должны своевременно смазываться все трущиеся части во избежание преждевременного износа деталей.
4.2.24.* Перед допуском к работе с применением лебедки необходимо проверить:
наличие непросроченной даты технического освидетельствования лебедки;
соответствие места установки, способа крепления лебедки и расположения блоков проекту производства работ;
надежность закрепления каната к барабану лебедки, отсутствие косого натяжения и состояние каната, правильность расположения каната на блоках;
исправность тормозов и электропривода;
наличие ограждения привода.
В процессе работы необходимо следить за исправностью лебедки, правильной навивкой каната лебедки на барабан, не допуская его соскальзывания на вал лебедки.
За что запрещается закреплять лебедку с помощью стального каната
Главное меню
Строительные работы
Техника безопасности при работе с лебедкой
К работе на лебедке с электрическим приводом допускаются рабочие, прошедшие специальное обучение и имеющие удостоверение на право управления лебедкой и, кроме того, имеющие группу по электробезопасности не ниже второй. Удостоверения на право обслуживания лебедок с ручным приводом не требуется, так как работа с этим оборудованием входит в обязанности такелажника на монтаже.
Такелажные работы разрешается производить лебедками как с ручным, так и с электрическим приводом при условии, что они имеют зубчатую или червячную передачу. Поднимать грузы лебедками с фрикционными и ременными передачами запрещается.
Лебедки необходимо устанавливать и закреплять на фундаменте или раме, а для обеспечения их устойчивости следует закреплять их анкерами (якорями) или при помощи балласта, уложенного на раму (рис. 6).
Величину балласта определяют по формуле:
а — плечо (высота каната от основания лебедки);
b — плечо по горизонтали от закрепления лебедки до ребра опрокидывания.
Лебедка может крепиться за колонны здания, стены, ригели, и расчет производится по величине тягового усилия, определяемого по формуле:
где: Р — разрывное усилие каната в целом;
К — коэффициент запаса прочности, равный 3,5-4,0;
Q — тяговое усилие или вес груза.
Так же рассчитываются анкеры (якоря).
Крепить лебедку к установленным конструкциям зданий можно только после разрешения производителя работ или мастера.
При установке лебедки необходимо учитывать следующие требования:
-лебедка должна быть установлена вне зоны подъема груза таким образом, чтобы обеспечивалась возможность наблюдения за его перемещением;
-лебедку с электрическим приводом необходимо заземлить, кабель и провода должны быть защищены от механических повреждений;
-ручная лебедка должна иметь не менее двух тормозов: зубчатого с храповиком и ленточного. Принцип их действия заключается в следующем: зубчатый храповик имеет собачку, которая упирается в зубья храповика при опускании груза и свободно вращается при подъеме груза; ленточный тормоз охватывает чугунный диск, глухо насаженный на общий вал с барабаном, а кожух лент закреплен на грузовом рычаге. При необходимости рабочий нажимает на рычаг, и лента, натягиваясь, тормозит вращение диска, а с ним и вала. В настоящее время ручные лебедки оборудуют автоматически действующим тормозом, который останавливает лебедку, когда рабочий выпускает рукоятку из рук. У электрической лебедки на входном валу редуктора устанавливают автоматически действующий электромагнитный тормоз закрытого типа, который при подъеме груза (включении двигателя) автоматически размыкается, а при прекращении подъема (выключении электричества) автоматически замыкается, тормозные колодки зажимают шкив, и он перестает вращаться. При работе с лебедками особое внимание следует обратить на исправность тормозов;
-все вращающиеся части лебедки должны быть надежно ограждены;
-закрепление конца каната к барабану должно быть таким, чтобы при наибольшем подъеме груза по высоте или при наибольшем удалении по горизонтали на барабане оставалось неразмотанным не менее 1,5 витка каната, а конец каната должен быть надежно закреплен на валу барабана. Крепить канат к шестерне барабана ручной лебедки не разрешается;
-крепление и расположение каната на барабане электролебедки должно исключать возможность спадания, смещения за реборды барабана и перетирания. Канат должен подходить к валу снизу, с тем, чтобы уменьшить момент опрокидывания лебедки.
Лебедки с электрическим приводом, предназначенные для подъема людей, должны иметь зубчатую передачу от вала электродвигателя к валу барабана и колодочный тормоз, автоматически действующий при отключении двигателя; коэффициент запаса торможения должен быть не менее 2.
Во время работы на лебедке необходимо:
следить за правильной укладкой витков каната на барабан. Канат должен наматываться на барабан ровными и плотными рядами. Во избежание соскальзывания каната с барабана при полной намотке его реборды барабана должны воззышаться над ним не менее чем на два диаметра каната;
во избежание односторонней навивки каната на барабан, сбрасывания каната и преждевременного его износа отводной блок лебедки должен быть расположен от оси барабана лебедки на расстоянии не менее 20 длин барабана лебедки.
Работать с лебедками, имеющими повреждения (сломанные зубья, неисправные тормоза, погнутые болты и т. д.), а также лебедками, у которых наружные вращающиеся части, кроме барабана, не закрыты съемными кожухами, запрещается.
Не допускается работа на лебедке, на которой не указаны (масляной краской) величина грузоподъемности, дата испытания, инвентарный номер и др., а также если на боковине не обозначена стрелка, указывающая направление вращения рукоятки.
При управлении электролебедкой необходимо соблюдать следующие правила:
-все распоряжения о подъеме или опускании грузов должны исходить от одного лица, за исключением сигнала «Стоп», который машинист должен немедленно выполнить независимо от того, кем он был подан;
-при пуске лебедки контроллер включать плавно, без рывков;
-изменять ход лебедки с прямого на обратный следует с предварительной остановкой лебедки;
-производить опускание груза можно только при включенном на обратный ход электродвигателе, без притормаживания груза во время опускания;
-при подъеме крюк и грузовой канат должны находиться в вертикальном положении над центром тяжести груза;
при подъеме грузов одновременно двумя лебедками скорость навивки каната на барабаны лебедок должна быть одинаковой.
Во избежание несчастных случаев и аварий во время работы запрещается:
-работать без положенной спецодежды. Одежда не должна иметь свисающих концов, головной убор должен закрывать волосы (особенно у женщин);
-поднимать грузы незакрепленной лебедкой или лебедкой, прикрепленной к деревянной раме глухарями, костылями, скобами;
-выполнять ремонтные работы, регулировать тормоза, смазывать и чистить механизмы. Эти работы следует производить только после остановки лебедки и принятия мер против произвольного ее включения;
-стоять около натянутого каната между лебедкой и грузом;
-надевать соскочивший канат на барабан или ролик блока, а также поправлять на барабане неправильно наматываемый канат;
-оставлять канат после работы в натянутом положении;
-нагружать лебедку грузом, превышающим ее грузоподъемность;
-работать на электролебедке без заземления ее корпуса или с неисправным заземлением;
-допускать пересечение и соприкосновение каната лебедки с электрокабелями, электропроводами и конструкциями здания.
Лебедки перед выдачей в эксплуатацию должны быть освидетельствованы и испытаны статически грузом, превышающим грузоподъемность лебедки на 25%, и динамическим грузом, превышающим грузоподъемность на 10%.
На каждой лебедке должен быть инвентарный номер, указаны дата следующего испытания и грузоподъемность, фамилия ответственного за эксплуатацию.
Все испытания необходимо фиксировать в специальном журнале главного механика управления.
Каждые 10 дней прораб или мастер должен производить контрольный осмотр лебедки с обязательной записью его результатов в специальном журнале.
Каждую электролебедку следует проверять так же, как и переносный приемник тока (см. раздел «Правила техники безопасности при работе с переносным электрифицированным инструментом»).
При работе с электролебедкой рабочий должен стоять на диэлектрическом коврике.
Безопасность при использовании лебедок
Различные работы, связанные с ремонтом, строительством, монтажом, а также погрузочно-разгрузочные и некоторые другие предполагают использование специального оборудования. К такому оборудованию относятся и лебедки. Они бывают ручные и электрические.
Основная функция лебедок – подъем грузов и их перемещение. Для подъема людей подобное оборудование не предназначено. Для безопасности рабочих, использующих лебедки и для продления срока эксплуатации данных средств необходимо соблюдение техники безопасности.
В проекте производства работ обязательно указание места установки и способ крепления лебедок, а также расположения блоков.
Место установки оборудования выбирают согласно следующим требованиям:
При установке лебедки в здании ее необходимо закреплять при помощи стального каната за колонну здания, за металлический или железобетонный ригель перекрытия и другие части стены. Коэффициент запаса прочности лебедки должен быть не менее 6 и это должно учитываться в диаметре и количестве ветвей каната. Крепление производится за раму лебедки, ее приваривание запрещается.
Установка лебедки на земле производится закреплением за якорь или через упор с противовесом. Ее устойчивость проверяют расчетом. Лебедки, которые устанавливаются на земле и применяются для перемещения подъемных подмостей, загружают балластом в 2 раза и более превышающим ее тяговое усилие. Место закрепления балласта – на раме лебедки. Запрещается приваривание ручных рычажных лебедок к площадкам, предназначенным для обслуживания оборудования, крепление их к трубопроводам и их подвескам.
При обнаружении дефектов, лебедки не допускают к работе. Такими дефектами являются:
Не допускаются в эксплуатацию лебедки если:
Запрещается вручную управлять лебедкой без рукавиц, а также осуществлять ее ремонт или подтягивать во время ее использования крепежные детали.
Высокая прочность крепления канатов к барабану лебедки и к люльке очень важна. Их движение при опускании и подъеме люлек должно быть максимально свободным, без трения о выступающие конструкции. Не используемые в данный момент люльки опускают вниз.
Обязательно наличие у лебедок с ручным приводом безопасных рукояток, находящихся в зацеплении с приводным валом только при вращении их в сторону подъема, и автоматического тормоза, исключающего возможность опускания груза самопроизвольно.
Лебедки, без автоматического тормоза или безопасной рукоятки, разрешено использовать только в качестве тяговых. В паспорте лебедки должна быть соответствующая запись об этом. Количество рабочих на обслуживании лебедки с ручным приводом, рассчитывают по условиям работы и расчетному усилию, прилагаемому к рукоятке лебедки.
Чтобы предотвратить преждевременный износ деталей необходимо регулярно смазывать все трущиеся части лебедок. Обязательно заземлять металлические части лебедки с электрическим приводом. Заземлять лебедки с ручным приводом нужно при их использовании в работе на воздушных линиях электропередачи под напряжением. Заземление выполняют под болт. Запрещается приваривание заземления к раме лебедки.
Канат лебедки должен укладываться на барабан плотными ровными рядами, если он правильно навит. Для минимизации опрокидывающего момента, канат лебедки должен подходить к барабану снизу, а также должны применяться отводные блоки.
Перед запуском в работу и регулярно (не реже 1 раза в год) лебедки подвергаются испытаниям, порядок которых определен в технической документации изготовителя.
За что запрещается закреплять лебедку с помощью стального каната
XIII. Требования по охране труда при работах на высоте
с применением грузоподъемных механизмов и устройств, средств
194. Выполнение работ с люлек строительных подъемников (вышки) и фасадных подъемников в соответствии с осмотром рабочего места осуществляется с использованием удерживающих или страховочных систем.
195. Рабочие места грузоподъемных механизмов, расположенные выше 5 м, должны обеспечиваться средствами эвакуации с высоты (средствами самоспасения), предусмотренными приложением N 10 к Правилам.
196. Места установки грузоподъемных механизмов и режимы их работы должны соответствовать ППР на высоте или технологической карте.
197. На платформе или клети подъемника, предназначенного или разрешенного для подъема людей, на видном месте должно быть указано максимальное количество человек, поднимаемых одновременно.
198. Груз (каждая часть груза) в процессе подъема, перемещения, опускания должен иметь надежную строповку или опору, исключающую возможность падения груза (части груза).
199. Масса груза, подлежащего подъему, должна быть определена до начала его подъема.
200. Для грузов, у которых имеются петли, цапфы, рымы, разрабатываются схемы их строповки. Для грузов, не имеющих таких устройств, разрабатываются способы строповки, которые должны быть указаны в технологических картах или в ППР на высоте. Схемы строповки наиболее часто встречающихся грузов вывешиваются на рабочих местах.
201. Строповка поднимаемого груза за выступы, штурвалы, штуцера и другие устройства, не рассчитанные для его подъема, не допускается.
202. Длинномерные грузы (балки, колонны) при подъеме и спуске должны направляться с использованием канатных, тросовых оттяжек.
203. При приеме или отправлении груза с лестничных и других площадок работы организуются так и площадки оборудуются таким образом, чтобы исключалась необходимость работникам наклоняться наружу за ограждения площадок.
204. При подъеме грузов в местах с регулярным движением транспортных средств устанавливаются ограждения и оборудуется объездной путь или принимаются меры для остановки движения транспортных средств при подъеме единичных грузов.
205. Из зоны работ по подъему и перемещению грузов должны быть удалены лица, не имеющие прямого отношения к производимым работам.
206. В зоне перемещения грузов все проемы должны быть закрыты или ограждены и должны быть вывешены предупреждающие знаки безопасности.
207. Опускать грузы разрешается на предварительно подготовленное место с исключением их падения, опрокидывания или сползания. Для удобства извлечения стропов из-под груза на месте его установки необходимо уложить прочные подкладки.
208. Опускать грузы на перекрытия, опоры и площадки без предварительной проверки прочности несущих конструкций не допускается.
209. Не допускается при работе грузоподъемными механизмами:
а) оставлять груз в подвешенном состоянии;
б) поднимать, опускать, перемещать людей не предназначенными для этих целей грузоподъемными механизмами;
в) производить подъем, перемещение грузов при недостаточной освещенности;
г) подтаскивать груз при наклонном положении грузовых канатов;
д) поднимать груз, масса которого превышает грузоподъемность механизма, поднимать примерзший или защемленный груз, груз неизвестной массы;
е) оттягивать груз во время его подъема, перемещения или опускания, а также выравнивать его положение собственной массой;
ж) освобождать с помощью грузоподъемного механизма защемленные грузом стропы, канаты, цепи;
з) работать с неисправными или выведенными из строя приборами безопасности и тормозной системы.
210. В случае неисправности механизма, когда нельзя опустить груз, место под подвешенным грузом ограждается и вывешиваются плакаты «Опасная зона», «Проход закрыт».
212. Подъем груза необходимо производить плавно, без рывков и раскачивания, не допуская его задевания за окружающие предметы, не допуская закручивания стропов.
213. При работе с лебедками с ручным рычажным приводом не допускается:
а) находиться в плоскости качания рычага и под поднимаемым грузом;
б) применять удлиненный (против штатного) рычаг;
в) переводить рычаг из одного крайнего положения в другое рывками.
214. При работе перемещаемый груз должен надежно крепиться к крюку. Движение рукоятки обратного хода должно быть плавным, без рывков и заеданий; тяговый механизм и канат должны находиться на одной прямой.
215. Место установки, способ крепления лебедок, а также расположение блоков должны быть указаны в ППР на высоте.
216. Место установки лебедки необходимо выбирать исходя из следующих требований:
а) лебедка должна находиться вне зоны производства работ по подъему и перемещению груза;
б) место установки лебедки должно обеспечивать обзор зоны работы и визуальное наблюдение за поднимаемым (перемещаемым) грузом;
в) должно быть обеспечено надежное закрепление лебедки, крепление и правильное направление намотки каната на барабан лебедки;
г) канат, идущий к лебедке, не должен пересекать дорог и проходов для людей.
217. При установке лебедки в здании лебедка должна быть закреплена за колонну здания, за железобетонный или металлический ригель его перекрытия и другие элементы стены стальным канатом. При этом диаметр и число ветвей каната должны быть рассчитаны по грузоподъемности лебедки с коэффициентом запаса прочности не менее 6. Крепление должно производиться за раму лебедки, приваривать раму не допускается.
218. При установке лебедки на земле ее необходимо крепить за якорь или через упор с противовесом. Устойчивость лебедки должна проверяться расчетом.
219. Лебедки, устанавливаемые на земле и применяемые для перемещения подъемных подмостей, загружаются балластом весом, превышающим тяговое усилие лебедки не менее чем в два раза. Балласт закрепляется на раме лебедки. Количество витков каната на барабане лебедки при нижнем положении груза должно быть не менее двух.
220. Приваривать ручные рычажные лебедки к площадкам для обслуживания оборудования, крепить их к трубопроводам и их подвескам не допускается.
221. Лебедки, при осмотре которых обнаружены дефекты, к работе не допускаются.
Не допускается работа лебедок:
а) при ненадежном закреплении лебедки на рабочем месте;
б) при неисправности тормозов;
в) при неисправности привода;
г) при отсутствии ограждения привода;
д) при ненадежном закреплении каната на барабане или неправильной его навивке на барабан.
222. Не допускаются ручное управление лебедкой без рукавиц, ремонт или подтяжка крепежных деталей во время работы лебедки.
223. Канаты в местах присоединения их к люльке и барабану лебедки должны быть прочно закреплены. Движение канатов при подъеме и опускании люлек должно быть свободным. Трение канатов о выступающие конструкции не допускается.
224. Количество работников, обслуживающих лебедки с ручным приводом, рассчитывается исходя из конкретных условий работы и расчетного усилия, прилагаемого к рукоятке лебедки (из расчета усилия, прилагаемого к рукоятке лебедки одним работником в 120 Н (12 кгс) и до 200 Н (20 кгс) при кратковременном приложении).
225. Лебедки с электрическим приводом, предназначенные для подъема людей, оснащаются колодочным тормозом, автоматически действующим при отключении электродвигателя. Коэффициент запаса торможения должен быть не менее 2.
226. Применение фрикционных и кулачковых муфт, а также фрикционной и ременной передач для связи вала электродвигателя с валом барабана у лебедок, предназначенных для подъема людей, не допускается.
227. Пусковые аппараты должны быть снабжены ключ-марками, либо запираться в ящик для исключения несанкционированного управления лицами, не допущенными к управлению ПС с пола.
Пусковые аппараты должны быть снабжены ключ-марками, либо запираться в ящик для исключения несанкционированного управления лицами, не допущенными к управлению ПС с пола.
228. Техническое освидетельствование талей проводится нагрузками и в сроки, которые указаны в документации. Рекомендуемый образец журнала учета и осмотра такелажных средств, механизмов и приспособлений предусмотрен приложением N 7 к Правилам.
229. Подтаскивание груза крючком или оттяжка поднимаемого груза электрическими талями не допускается. Отклонение грузового каната от вертикали при подъеме груза допускается не более чем на 5°.
230. При сборке полиспастов и при подъеме груза необходимо следить за тем, чтобы подвижные и неподвижные обоймы были параллельны друг другу. Косое положение одного блока относительно другого может привести к соскальзыванию каната с блока.
231. Рекомендуемые узлы и полиспасты, используемые при транспортировке грузов, предусмотрены приложением N 15 к Правилам.
232. Тяговый (сбегающий) конец каната должен быть направлен к лебедке так, чтобы он не вызывал перекоса блока полиспаста.
233. Отводные блоки рекомендуется применять разъемной конструкции, позволяющей запасовывать канат в блок в любом месте по его длине. Располагать отводные блоки необходимо так, чтобы проходящий через них тяговый конец каната не имел косого набегания на блок полиспаста.
234. Применять при оснастке полиспастов блоки разной грузоподъемности не допускается.
236. При подвешивании верхних неподвижных блоков полиспастов необходимо избегать бокового опирания обоймы верхнего блока на ригель или балку. Перекос роликов верхнего блока по отношению к канату не допускается.
237. При оснастке полиспастов должны соблюдаться следующие требования:
а) при четном числе ниток полиспаста конец каната следует крепить к неподвижному блоку;
б) при нечетном числе ниток полиспаста конец каната следует крепить к подвижному блоку.
238. Технические освидетельствования блоков и полиспастов проводятся нагрузками, указанными в документации изготовителя.
239. Работать с канатами без СИЗ рук не допускается.
240. Стальные канаты, которыми оснащены грузоподъемные механизмы, проходят технические освидетельствования, включая испытания под нагрузкой, совместно с этими механизмами.
241. Канаты и стропы подлежат осмотру до и после использования, а также проведению обслуживания и периодических проверок в соответствии с эксплуатационной документацией (инструкцией).
242. Требования безопасности к цепям:
а) коэффициент запаса прочности сварных и штампованных грузовых цепей и цепей для стропов должен быть не меньше указанного в документации изготовителя;
б) сращивание цепей допускается путем электро- или кузнечно-горновой сварки новых вставленных звеньев или с помощью специальных соединительных звеньев; после сращивания цепь осматривается и испытывается нагрузкой в соответствии с документацией.