жанр tps что это
TPS: во что играть?
На шестнадцатом месте оказался остроухий Корвус, чей Heretic 2 запомнился всем поклонникам серии Hexen-Heretic. Хотя бы уже потому, что это была первая (и последняя) игра жанра TPS в этом FPS-ном сериале. Отсюда изменения в геймплее и атмосфере игры, которые нивелируются приличным сюжетом и отличным движком Quake 2.
Отличительной чертой многих нестандартных игр является стандартная завязка – бельгийские разработчики не сделали исключения для своего творения, а посему мы узнаем новую историю о параллельных мирах. Людям удалось проникнуть в тайны пространства-времени и запустить свой зонд в параллельный мир. Механический шпион начал собирать информацию, передавая в центр изображения райского уголка, населенного невиданными существами… которые вдруг проявили агрессию и разрушили дроида. И все бы было ничего – нам не жалко, у нас еще есть, если бы на Земле из-за, видимо, каких-то пространственно-временных парадоксов не возникла своеобразная черная дыра, которая в ближайшее время поглотит всю планету. Смекнув, что к чему, правительство США готовит отряд добровольцев, которые должны в неизведанный мир попасть, останки робота найти, да еще и посмотреть, что там и как, и потом еще вернуться. В общем, легкой прогулки не ожидается. Особенно учитывая, что кроме вас, Слэйда, ветерана спецподразделений, в отряд входят два ученых и сотрудница ЦРУ, которые по телепортации в новый мир куда-то пропали. Эту игру нельзя не посоветовать – несмотря на то, что ожидаемый сиквел Outcast 2: The Lost Paradise умер при родах, его родоначальник – без всяких скидок на возраст и т.п. – игра Великая (именно так, с большой буквы «В») – такие сейчас не выпускают. Outcast и пятнадцатое место.
На следующем, четырнадцатом месте, дилогия Metal Gear Solid, перекочевавшая в 2000 году (MGS) на ПК. Несмотря на стандартные для консольных портов недостатки, эти игры все-таки умудрились попасть в наш топ. Продвинутый stealth-action со скриптовыми роликами, которые играют *огромную* роль в развитии сюжета игры. Поклонники жанра не должны пройти мимо этого творения Кодзимы.
На одиннадцатом месте находится современная трилогия Prince of Persia, точкой отсчета для которой стали Sands of Time. Вроде как и SoT, и Warrior Within, и The Two Thrones – TPS или action/adventure. Но охарактеризовать всю трилогию одним термином никак не удастся. Prince of Persia (а точнее – его современное прочтение) – уникальное явление, где в рамках одного жанра нам дают попробовать на вкус абсолютно разный игровой процесс. Постоянно расставляя акценты заново, для каждой серии – свои, разработчики добились того, что практически каждый игрок найдет в сериале что-то свое. И шансов у последнего PoP на то, что именно он станет «чем-то вашим» ровно столько же, сколько их у SoT или WW.
Мыльная опера от мастеров жанра – Crystal Dynamics – на восьмом месте нашего хит-парада. Сериал Soul Reaver приглашает игрока окунуться в мрачный мир Носгота, где, помимо людей, обитают вампиры и еще черт знает какие монстры. Soul Reaver – не самый стабильный сериал и последние его части, по мнению большинства игроков, явно слабее первых, поэтому мы рекомендуем вам начать знакомство с серией с как можно более ранней игры серии.
Эпичная история о судьбе простого мафиози заняла седьмое место нашего хит-парада. Игра Mafia: The City of Lost Heaven вовсе не стесняется своей GTA 3-подобности, но даже гордится ей. Великолепная атмосфера 30-х годов, маленький американский городок и кровавые разборки между главенствующими в нем семьями. Отличная музыка, великолепный геймплей – хит на все времена, который в скором времени, возможно, получит полноценное продолжение – Mafia 2.
Всего лишь на шестом месте, не попав даже в пятерку лучших сериалов, очутилась бесконечная Лара и ее Tomb Raider. Став в свое время символом жанра, эта игра, обладающая динамичным и увлекательным игровым процессом, обмельчала, сбилась на самокопирование и лежала в коме, пока опальную Core не заменила Crystal Dynamics, поднявшая сериал на новые высоты (очередная серия – ближе к концу этого года). Сексуальная мисс Крофт, одна из самых популярных героинь видеоигр, совершенно точно заслуживает вашего внимания, тем более что классическая линейка игр серьезно отличается от современной Лары.
Геймеров всегда привлекали пороки и темные стороны человеческой личности. Пожалуй, знаменитая фраза «It’s good to be bad» гораздо более популярна, нежели «So, you want to be a hero?». Если в одной игре смешать стильную графику, отличный игровой процесс, огромный мир и много прочих интересных моментов, то мы получим «игру года», о которой, вполне возможно, девять лет спустя продавцы в магазинах будут говорить: «А… Might and Magic 6. Да нет, что вы, это старая игра. Страшная. Возьмите лучше Two Worlds – сам играл, понравилось». И наивные подростки берут TW… А если ко всему этому добавить обилие насилия, секса, воровского жаргона, ругани и свободы, то можно получить очередную игру всех времен и народов, эталон, предмет подражания десятков и сотен маленьких, но жадных девелоперских контор… Сладкая парочка – Grand Theft Auto 3 и GTA Vice City – на четвертом месте нашего хит-парада. Первая трехмерная игра серии и ее первое же продолжение стали одними из самых популярных игр текущего десятилетия и по сей день являются непревзойденными лидерами собственноручно созданного поджанра жанра TPS.
Простой уборщик Курт вовсе не хотел быть героем. Работая на доктора Хокинса, который решил уединиться вдали от Земли дабы изобрести там что-нибудь эдакое, Курт решил продолжить свою карьеру работника клиниг-сервиса (как сейчас часто именуют уборщиков в торговых центрах) за пределами родной планеты. Ничто не мешало бы счастью, если бы не война. Жестокие инопланетяне высадились на голубом шарике и стали раскатывать по планете на гигантском катке. За неимением героев, Курт был облачен в костюмчик, который теоретически мог помочь ему справиться с захватчиками, после чего он и… упал на инопланетян как снег на голову. Сумасшедшая и великолепная, потрясающая и чрезвычайно веселая – в общем, лучшая серия аркадных TPS от Shiny (часть первая) и Bioware (часть вторая) – MDK. Великолепная графика, отличный геймплей, третье место… вы еще здесь?
Конечно, ведь осталось еще два места. На втором оказалась серия о лысом убийце, легендарный stealth-action и еще один козырь Eidos – Hitman. Разнообразный арсенал, обилие вариантов прохождения одного и того же этапа, тысячи мелочей – все это, в купе с собирательным образом Петербургской станции метро, является визитной карточкой истории о невозмутимом дядьке со штрих-кодом на затылке.
Жанр tps что это
3D-шутер — жанр компьютерных игр. Название произошло совмещением понятий «3D» (три измерения) и shooter (англ. стрелок ). В силу отсутствия в русском языке адекватного перевода для слова shooter как для названия процесса, укоренился вариант названия «шутер». Сторонники русского языка используют выражение «стрелялка».
Содержание
Общие принципы
Игрок находится в трёхмерном пространстве и имеет некоторую свободу передвижения. Уровни, как правило, являют собой ограниченный лабиринт, в котором расположены враги, союзники и нейтрально настроенные NPC. Современные шутеры стараются отходить от такой конструкции игровых пространств, распространяя уровни, добавляя разветвления, объёмные пространства с укрытиями. Такие шутеры называют нелинейными. Соответственно, каноническая стрелялка — линейная. Но независимо от количества возможных путей, задачей всегда является достижение конца уровня. Чаще всего обязательным условием ставится уничтожение всех нападающих компьютерных персонажей, как это было ещё в Wolfenstein 3D. Однако, могут иметь место и дополнительные цели, такие, как установка бомбы на вражеское укрепление или нахождение ключа доступа к преграждающей путь двери. В некоторых шутерах, располагающих более свободным геймплеем, уничтожение врагов подчас является бессмысленным занятием — необходимо задействовать некий игровой триггер, чтобы пройти дальше. Наглядным примером такого подхода является Call of Duty.
Вид на персонажа
Приведённые выше примеры, включая самый первый шутер, относятся к поджанру шутер от первого лица (англ. first-person shooter, FPS ). С развитием компьютерных технологий образовалась также категория стрелялок от третьего лица (англ. third-person shooter, TPS ). В первом случае игрок наблюдает за происходящим «из глаз» и может покидать тело персонажа только в момент внутриигровых заставок. Авторы используют этот метод, чтобы заставить игрока ассоциировать себя с героем (это замечание относится ко всем играм от первого лица). Соответственно, при игре в TPS игрок видит перед собой спину персонажа и контролирует его как обособленного героя. К подобным играм, например, относятся Max Payne и Hitman. Некоторые шутеры совмещают оба подхода. Примерами таких совмещений являются The Chronicles of Riddick: Escape from Butcher Bay, в котором некоторые действия персонажа отображены от третьего лица; и игры серии Splinter Cell, начиная со Splinter Cell: Pandora Tomorrow, в сетевом режиме которого игроки делятся на две команды, и в зависимости от выбора может варьироваться вид на персонажа.
Количество игроков
Игровой процесс
Современные игры стараются предлагать разнообразный геймплей, поэтому во многих шутерах присутствует управляемый транспорт. Обычно, он являет собой военный джип, БТР, катер или вертолёт. Управление техникой осуществляется в упрощённой форме, а камера, как правило, располагается позади техники даже в FPS. Однако, например, в Far Cry по умолчанию установлена камера из кабины, но её можно также переместить на вид сзади; в то же время в Half-Life 2 игрока со стороны увидеть невозможно, поэтому используется только вид от руля. Аналогично, и большинство сетевых стрелялок позволяет выбирать удобный вид камеры, либо игра самостоятельно меняет вид для разного вида вооружения (к примеру, Battlefield 2 или Joint Operations).
Управление
Прицеливание и стрельба в современных компьютерных играх осуществляется компьютерной мышью, и, несмотря на наличие этого устройства на момент выхода первого шутера, архаичные игры могут использовать для наведения на цель и её уничтожения кнопки клавиатуры. Кроме того, существуют шлемы виртуальной реальности, для которых необходимость в данном элементе управления отпадает. Для передвижения по уровню в любом шутере используется клавиатура, где для указания направления движения принято использовать не стрелки (что характерно, например, для гонок), а буквы WASD (в Black для PlayStation 2 и Red Steel для геймпад, что, несмотря на возражения, не делает его менее удобным. В современных консольных стрелялках для указания направления используются аналоговые рычажки, стики, а за атаку, перезарядку и прочие взаимодействия отвечают соответствующие клавиши. Сверх этого создаются специализированные «световые пистолеты», аналогичные устройствам для аркадных автоматов, которые можно использовать на домашних игровых приставках. Чаще всего производство таких устройств связано с конкретными сериями игр.
Развитие жанра
Возможность модифицировать игры, привнесённая в жанр Doom, открыла глаза многим разработчикам-энтузиастам, которые до наших дней дошли как большие и развитые компании. В короткий срок разработчики сняли ограничения с камеры в одной плоскости; разнообразили уровни, добавив необходимость приседать и подпрыгивать (Hexen); реализовав многоэтажные карты (Duke Nukem 3D). Последнее приблизило последние псевдотрёхмерные игры к полностью 3D-продуктам, позволив проходить одно место карты на разной высоте.
Следующим откровением в жанре стал id Software. Игра была создана на полностью новом движке, поддерживающим новинку того времени — аппаратные 3D-ускорители. Таким образом, локации перестали рендериться как искажённые спрайты, заполнившись объёмными объектами. По сравнению с достигшими своего пика играми прошлого поколения, Quake выглядел достаточно аскетично, что не мешало ему быть популярным. В частности, за счёт системы подсчёта времени, затраченного на прохождение уровня, появился такой термин, как «скоростное прохождение» (англ. Speedrun ), который начал формироваться ещё среди игроков в Doom. С тех пор многие и многие популярные шутеры стали изучаться вдоль и поперёк с целью найти оптимальный способ пройти игру, затратив при этом как можно меньше времени. [1]
Не прошёл незамеченным и выпуск сиквела, Quake II. Однако, настоящим новшеством обладал лишь появившийся в 1998 году Valve. Являясь на первый взгляд более реалистичным с точки зрения антуража, вооружения и персонажей, Half-Life первым предложил сильный, обдуманный фантастический сюжет, полный недосказанностей и загадок. С героем постоянно общались, а задачи стали сводиться не только к уничтожению врагов на уровне, что также было необычно для жанра, в котором игроки привыкли не думать. Это положительно отразилось на популярности проекта и подтолкнуло конкурентов к выпуску «умных» шутеров.
Современная игра в жанре шутер не обходится без такого элемента, как разрушаемое окружение. Разработчики «научили» стёкла биться ещё в Hexen, а вот по-настоящему разрушаемые уровни появились только в Red Faction. Причём немногие современные игры настолько же интерактивны. В связи с разрушаемостью игровых локаций появилась необходимость реалистично передавать в игре законы физики реального мира. Физические движки создавались и прежде, однако, действительно во главу угла взаимодействие объектов игрового пространства было поставлено в Half-Life 2 2004 года выпуска, игровой движок которого содержит модифицированную физическую технологию тряпичная кукла» («англ. Rag Doll »). Наконец, почти каждая современная игра старается использовать максимально реалистичную графику, и шутеры в том числе. Последним существенным достижением в области графики принято считать Crytek. Тем не менее, исключения существуют. Например, появившийся осенью 2007 года Team Fortress 2 намеренно использует нереалистичную, «мультяшную» графику. Другим примером служит шутер XIII, стилизованный под комикс, релиз которого состоялся в 2003 году.
Киберспорт
Первые реальные подвижки в сторону современного образа многопользовательского шутера заложил Quake, в частности его вторая часть. Киберспорт окончательно обрёл фундамент с появлением Quake III Arena и Rocket jump или распрыжка). Продолжая традиции предков, Q3 был полностью модернизируемым, что породило множество модификаций, как изменяющих суть игры полностью, так и вносящих поправки в баланс в угоду профессиональному киберспорту (Quake III CPMA). Half-Life же не являлся мнопользовательским, но был построен на движке, обладающим сетевым кодом, и допускал игру через Интернет. Благодаря этому, спустя некоторое время, был создан один из самых популярных в мире модов — Unreal Tournament, сетевое ответвление сериала
Особенности FPS
Невидимость героя
Стоит заметить, что во многих FPS игрок вполне может посмотреть на своего героя в отражении (чаще всего в зеркале). Впервые зеркала появились в Duke Nukem 3D, где за каждой отражающей поверхностью создавалась отдельная комната, похожая на данную, в которой симметрично действиям игрока передвигался спрайт героя. В современных же играх используются более продвинутые технологии, без лишних хлопот позволяющие отразить мир под любым углом на любой поверхности и с разной степенью освещённости.
Поджанры
«Кровавые» шутеры (англ. Gore shooter ) также получили своё название исходя из игрового процесса, но суть его уже ближе обычному шутеру. Персонаж по-прежнему свободно передвигается по игровым уровням и уничтожает монстров, однако, количество этих монстров в несколько раз больше стандартного. Фактически, разработчик выпускает на игрока орды врагов, которые, совершенно не прячась, стараются задавить числом и огневой мощью. Каждое убийство NPC обычно сопровождается его расчленением и большим количеством крови. Игры данного жанра являются прямыми потомками первых шутеров, отказавшимися от сюжета в пользу доставления чистого удовольствия. Поэтому главной задачей создателя «кровавого» шутера является предоставление как можно большего разнообразия противников и вооружения. Самыми известными представителями этого поджанра FPS являются серии Serious Sam и Painkiller. Иногда подобные игры называют «мясными» шутерами.
Особенности TPS
Игровая камера
В шутерах от третьего лица игровая камера абстрагирует игрока от персонажа, заставляя смотреть на события со стороны. Это позволяет менять угол повествования и показывать сцены, которые персонаж FPS увидеть бы не смог. С игровой точки зрения, «свободная» камера охватывает большее пространство вокруг героя, частично, открывая обзор на то, что происходит сзади него. В особенности это касается тех шутеров, где игрок наблюдает за персонажем в изометрическом ракурсе (например, Shadowgrounds). Однако, в данном случае камера обычно жёстко привязана к определённой плоскости перемещения, в рамках которой она изменяет своё положение.
В более привычном представителе жанра TPS, таком как Max Payne, игрок следует за героем, наблюдая за ним со спины, а игровая камера свободно, в зависимости от игровой ситуации, изменяет своё положение, ограничиваясь сферой перемещения вокруг персонажа. Подобная реализация накладывает на разработчиков ряд проблем и обязанностей — такая камера, вращаясь, может выйти за границы видимого игрового мира и показать его с неприглядной и недопустимой для игрока стороны, либо, в зависимости от технологии реализации, вовсе застрять в текстурах уровня, приведя к зависанию и падению игры. Во избежание данных неполадок, разработчики следуют одному из двух направлений: они либо работают над интеллектом игровой камеры, либо создают жёсткий каркас, по которому она будет перемещаться. Встречаются и более замысловатые решения. В играх серии Metal Gear Solid присутствуют оба вида TPS-камеры, а также возможность переключиться на вид от первого лица.
В случае с каркасом игрок может наблюдать за героем из различных углов помещений, как с помощью камер наблюдения, или положение экрана будет меняться по заранее построенной траектории. Так или иначе, камера будет центрироваться на персонажа, как например в ранних играх сериала Resident Evil.
Смешение жанров
Достаточно мало игр принадлежат к одному лишь жанру шутер от третьего лица. Чаще всего собственно шутер является одним из игровых элементов, а сама игра принадлежит к жанру англ. action ), англ. action-adventure ) или платформер (англ. platform game ). Ярким примером экшена с элементами шутера от третьего лица является серия Grand Theft Auto, в особенности Grand Theft Auto IV, обладающая механикой, подобной геймплею серии шутеров Gears of War. В играх с линейным прохождением элементы шутера используются в строго определённых местах и могут быть достаточно сильно упрощены, как это делается в серии Tomb Raider. А, например, в Uncharted: Drake’s Fortune геймплей по ходу игры меняется от экшн-приключенческого к полноценному шутеру. Подобные изменения случились и с целой серией Jak and Daxter, первые части которой были в основном платформерами, последние же являются экшнами. Так или иначе, во всех играх смешенного жанра стрельба является неосновным и, подчас, необязательным элементом, использование которого можно избежать, воспользовавшись какой-либо другой игровой возможностью.
Моральные аспекты
Тем не менее, многие видеоигры подвергаются жёсткому цензу. Ярким примером служит Германия, в которой корректировке подвергались даже проекты серии Grand Theft Auto. Кроме отсутствия крови или замены её на некую ядовито-зелёную жидкость, из игр исключалась возможность подбирать с трупов деньги, вводились и иные ограничения. На заре развития индустрии разработчики были вынуждены сами корректировать свои продукты, делая их менее реалистичными, заменяя врагов-людей на монстров или заставляя трупы исчезать, даже когда технологические возможности позволяют их сохранять. Стоит также заметить, что сейчас обвинять видеоигру в чьём-либо сумасшествии стало популярным занятием. Так, американский юрист Джек Томпсон прославился тем, что после каждой гражданской трагедии или даже убийстве подростками полицейского, забрасывал суды исками в адреса именитых разработчиков и издателей. Кроме уже упомянутой GTA, он также нападал на авторов трагедии в Вирджинском политехническом институте). За излишнюю навязчивость суд лишил Томпсона права заниматься адвокатской деятельностью в течение десяти лет.
Кроме обвинений в людских смертях, имеются обвинения в смертях духовных: шутеры подвергаются критике Католической церкви. Она протестует против использования во многих играх этого жанра фигур демонов, сатанинских символов и дьявольской стилистики вообще. Ведь ещё в Doom поднималась тема ада, а все игровые локации украшались рунами, пентаграммами и отсылками к Библии. Хотя претензии Церкви игнорируются, разработчики стараются избежать затрагивания общечеловеческих проблем, вроде фашизма. Даже в играх, посвящённых Второй мировой войне, зачастую видоизменяется свастика и символика войск Нацистской Германии.
TPS игры
Вид от первого лица – привычное дело для сетевых шутеров. Однако, наблюдать в течение всей игры лишь дуло автомата и руку персонажа не всем по душе. Конечно, такой вид лучше помогает почувствовать себя внутри игрового мира, но игры от третьего лица, в которых персонажа видно целиком и полностью, могут предложить много действий, которые недоступны обычным MMOFPS. Благодаря тому, что Вы можете видеть своего персонажа полностью, открывается целое поле новых возможностей. Сюда можно отнести более широкий обзор, возможность использования системы укрытий, прыжки, перекаты и еще много другого. Неудивительно, что TPS (ТПС) игры онлайн имеют довольно большую армию поклонников, вполне сопоставимую с MMOFPS.
Игры в жанре TPS
Существует немало игр в жанре MMOTPS. Все они сделаны довольно качественно, но лишь немногие заслуживают попасть в наш перечень. Далее мы поговорим об наиболее известных из них.
Первой в нашем списке идет игра All Points Bulletin:Reloaded. Это продукт знаменитой компании Electronic Arts. Игра произвела неизгладимое впечатление на поклонников жанра. Проект являет собой гангстерский шутер с широкими возможностями для ведения массовых перестрелок, интересными квестами, погонями на автомобилях, системой изменения внешнего вида персонажей. Игра также может предложить огромный город, поделенный на районы с галереями бутиков, в которых можно полностью изменить облик Вашего персонажа. Все эти возможности выводят игру за рамки обычных MMOTPS и делают ее, чуть ли не эталоном всех современных TPS игр.
Еще один интересный проект – вышедшая в 2009 году игра украинской студии Vogster Entertainment под названием CrimeCraft. Основное место действия – вымышленный город Санрайз-Сити и его окрестности. Сюжетная линия игры вертится вокруг разборок местных банд, в перерывах между которыми персонажи занимаются шопингом и посещением пластических хирургов. Проект примечателен тем, что сумел совместить в себе квесты, прокачку героя и создание вещей.
Естественно, это не единственные представители лучших и новых TPS игр, но именно они находятся вне всякой конкуренции. Также, среди остальных игр можно отметить Black Fire, Blade Symphony, CroNix, GTA Online, Warframe и другие. Каждая из этих игр по-своему уникальна и несет что-то необычное, но в целом они подобны.
Стоимость
В основном MMOTPS игры являются совершенно бесплатными. При этом качество их ничуть не уступает играм, за которые предусмотрена абонентская плата. Помимо описанных выше, список бесплатных TPS игр на PC (ПК) включает в себя еще много качественных разработок, вместить которые в статью, к сожалению, не представляется возможным.
Если Вы интересуетесь новинками онлайн игр в жанре TPS и не мыслите свою жизнь без них, заходите на сайт mmo13.ru. У нас всегда самая свежая и актуальная информация, которая поможет Вам всегда быть в курсе событий. Узнавайте больше вместе с нами и будьте современными!