жду ль чего жалею ли о чем
Михаил Лермонтов — Выхожу один я на дорогу: Стих
Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сияньи голубом…
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чём?
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!
Но не тем холодным сном могилы…
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;
Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб вечно зеленея
Тёмный дуб склонялся и шумел.
Анализ стихотворения «Выхожу один я на дорогу» Лермонтова
В последние годы жизни Лермонтов часто обращался к философскому анализу своей жизни. Яркий пример – стихотворение «И скучно, и грустно», которое наполнено мрачностью и пессимизмом. «Выхожу один я на дорогу» представляет собой резкий контраст подавленному душевному настроению Лермонтова. В нем преобладает мотив спокойной печали.
Лирический герой предстает в образе одинокого путника, которым считал себя в жизни поэт. Он всегда ощущал свое острое одиночество и независимость. Удаление от людского общества наконец-то внесло в его душу покой и умиротворение. Созерцание природы и звездного неба настраивает на возвышенные мысли. Однако, поэт отмечает, что и в состоянии сна в природе не прекращается пульсация жизни («звезда с звездою говорит»). Он с горечью признается, что так и не может обрести согласия с самим собой. Его продолжают мучить неразрешимые вопросы и сомнения.
Лирический герой вроде бы избавился от всех волнующих сердце желаний, расстался с надеждами и мечтами о будущем. Он без сожаления распрощался с прошлой жизнью. Отныне он хочет только «свободы и покоя!».
Стихотворение написано пятистопным хореем с перекрестной рифмой, что придает ему стиль элегии. Лексических выразительных средств немного: эпитеты («торжественно и чудно», «сладкий»), олицетворения («звезда с звездою говорит», «спит земля»), метафора («холодным сном могилы»). Основное настроение придают произведению риторические вопросы, восклицания и многоточия.
Неизвестно, что подразумевал поэт под бессмертием. Он не отличался особой религиозностью, поэтому вряд ли надеялся на райское спасение. Но его надежда оправдалась в том великом литературном наследии, которое он оставил потомкам. Дух Лермонтова всегда будет присутствовать в его знаменитых произведениях.
Стихотворение и анализ «Выхожу один я на дорогу…»
Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сияньи голубом…
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чём?
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!
Но не тем холодным сном могилы…
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;
Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб вечно зеленея
Тёмный дуб склонялся и шумел.
Краткое содержание
П. Шапошников. Выхожу один я на дорогу
Одно из самых известных стихотворений М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…» было написано в роковом 1841 году. Стихотворение начинается описанием ночной, пустынной дороги, образ которой ассоциируется с жизнью поэта. Фраза «Выхожу один я …» говорит о том, что у героя нет иных спутников, кроме одиночества. Странник, отправляющийся в неизвестность, ищет только одного – свободы и покоя. Его жизнь наполнена разочарованием, в отличие от природы, в которой «все торжественно и чудно». Уставший от однообразных, серых будней, он просит у нее ответа на вечные вопросы и желает уснуть таким сном, который принесет ему то, чего не может дать земная жизнь.
В то же время, он не мечтает о «холодном сне могилы», а желает оставить на земле след в виде своего творчества, и ему важна уверенность в том, что он не будет предан забвению. Не сожалея о прошлом, он не планирует и будущее, ничего не прося от жизни, он, соответственно, ничего не получает. Он лишь пытается обрести долгожданное спокойствие.
Анализ
История создания
Первая публикация стихотворения состоялась в 1843году, в журнале «Отечественные записки», а написано оно было на стыке весны и лета 1841 года, за несколько месяцев до трагической гибели поэта. В нем отразились все основные черты поздних работ Лермонтова. Этот период характерен поисками внутреннего «я», стремлением постичь настоящую свободу, отсюда и наполненность произведений этого времени философскими мотивами.
Данное стихотворение является тому подтверждением. Но, если предыдущие стихи были воплощением пессимизма и безнадежности, это произведение пронизано спокойствием и легкой грустью. Душа поэта, когда-то переполняемая волнующими мечтами и желаниями, сейчас опустошена и желает лишь одного – свободы и покоя. В тексте, который, в некотором смысле, автобиографичен, звучит предсказание собственной участи. Некоторые исследователи называют его предсмертным завещанием поэта.
Персонажи и образы
В стихотворении значительное место занимают образы природы. Путь, дорога, могила относятся к земным образам. Голубое сияние, звезды и туман – к небесным. Человеческой душе, которая скитается между телесным и чувственным, не дано узнать, что ее ждет после смерти. Поэтому поэт ищет нечто, что даже по ту сторону жизни будет связывать его с земным миром.
Вероятно, это образ дуба, корни которого проросли глубоко в землю, а крона устремляется к небу, что является символом некой оси, соединяющей верхний и нижний миры. Этим нечто может быть и голос, поющий о любви, напоминающий колыбельную матери. Герой готов слушать его бесконечно, потому что он позволяет ему смириться с неизбежностью и обещает избавление от гнетущего одиночества.
«Кремнистый путь» – символ жизненного пути со всеми победами и поражениями, взлетами и падениями, восторгами и разочарованиями. Окутанный туманом пейзаж – не что иное, как символ неизвестности, таинства, ведь герой стоит на распутье и не знает, куда ему следует идти и что делать дальше.
Композиция
В стихотворении пять строф, композиционно его можно поделить на две части. Первая часть повествует об одиноком путнике, оказавшемся на ночной, безлюдной дороге. Персонаж восхищается гармонией и величественной красотой природы. В этой части превалирует состояние отрешенности и спокойствия.
Во второй части показаны внутренние переживания героя. Она, по сравнению с первой, более динамична. Душевные терзания не дают покоя персонажу, он не может понять, с чем связана его усталость от жизни, от борьбы, пытается выяснить причины и найти выход из этого состояния.
После этого наступает спокойная развязка. Об этом говорит появление в тексте образа сна, которым бы хотел заснуть герой. «Но не тем холодным сном могилы…», а совершенно иным, похожим на волшебное забвение.
Исследователи творчества Лермонтова причисляют это стихотворение не к пейзажной, а к философской лирике, поскольку в центре повествования – внутренний мир героя. По жанру его определенно можно назвать элегией, поскольку в нем звучат мотивы одиночества, печали и опустошенности.
Размер и средства художественной выразительности
В стихотворении использован пятистопный хорей с перекрестной рифмой. Такое сочетание характерно для элегических произведений, так как этим приемом достигается плавность и своеобразная музыкальность повествования. Схематично рифмовка выглядит как АВАВ, женские рифмы чередуются с мужскими.
Из художественных средств здесь присутствуют эпитеты: «кремнистый путь», «холодный сон могилы», «сладкий голос», «темный дуб»; олицетворения: «звезда с звездою говорит», «спит земля», «пустыня внемлет богу» и метафора: «холодным сном могилы». Произведение выстроено на антитезе. Опустошенность лирического героя противопоставлена величавому спокойствию природы. Риторические вопросы, которые задает персонаж, остаются без ответа, а большое количество восклицаний свидетельствует о его боли и душевном надрыве.
Проблематика и основная идея произведения
Проблематика стихотворения тесно взаимодействует с его тематикой. Все вопросы, которые здесь поднимаются, связаны с мироощущением поэта. В первую очередь, это одиночество. Этой теме посвящены многие произведения Лермонтова, и в этом повествовании она также проходит красной нитью.
Тема жизни и смерти подается в виде усталости и непонимания мира и общества. Тем не менее, несмотря на разочарования и страдания, поэту хочется жить:
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб дыша вздымалась тихо грудь.
Тема природы отражает душевное состояние героя. Он любуется красотой южной ночи, подчеркивая ее очарование и гармонию, чего, к сожалению, он не видит в человеческом обществе. Тема смысла жизни заключается в подведении итогов пройденного пути. Герой понимает, что совершено много ошибок, которые, к сожалению, уже не исправить. Да и будущее не сулит ему радужных перспектив. Однако герой продолжает желать любви, изменений, продолжения жизни:
М. Ю. Лермонтов.
* * *
1
Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.
2
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом.
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чем?
3
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!
4
Но не тем холодным сном могилы.
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь;
5
Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб, вечно зеленея,
Темный дуб склонялся и шумел.
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Выхожу один я на дорогу. М. Ю. Лермонтов
Иллюстрация С. С. Бойма (1955) к стихотворению Лермонтова «Выхожу один я на дорогу»
Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом.
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чем?
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!
Но не тем холодным сном могилы.
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь;
Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб, вечно зеленея,
Темный дуб склонялся и шумел.
М. Ю. Лермонтов, 1841
Иллюстрация Якимченко (1914) к стихотворению Лермонтова «Выхожу один я на дорогу»
Примечания к стихотворению «Выхожу один я на дорогу»
«Выхожу один я на дорогу» — стихотворение Михаила Лермонтова, написанное в конце мая — начале июня 1841 года в Ставрополе. По мнению исследователей, в произведении зафиксирован «лирический итог исканий, тем и мотивов», к которым поэт обращался в последние годы жизни. Написано пятистопным хореем с «анапестическими ходами». Впервые опубликовано в журнале «Отечественные записки» (1843, № 4).
Стихотворение стало основой для романса, музыку к которому в 1861 году сочинила композитор Елизавета Шашина.
Выхожу один я на дорогу… (Лермонтов)
Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сияньи голубом…
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чём?
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!
Но не тем холодным сном могилы…
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;
Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб вечно зеленея
Тёмный дуб склонялся и шумел.
Стихотворение «Выхожу один я на дорогу» было написано в 1841 году незадолго до гибели поэта. Оно было обнаружено в знаменитой записной книжке, подаренной Лермонтову Владимиром Федоровичем Одоевским, с которым Лермонтов близко сошелся 1839-40 гг. Во время дружеских встреч между Одоевским и Лермонтовым нередко вспыхивали религиозные споры, и возможно, часть из них нашла отклик в стихотворениях «Пророк», «Сон», «Выхожу один я на дорогу». Последнее произведение можно отнести с одинаковым успехом и к пейзажной, и к философской лирике.
Записная книжка вернулась к Одоевскому 2 года спустя после гибели Лермонтова. Тогда же, в 1843 году стихотворение было опубликовано в 4-м номере «Отечественных записок» Владимир Федорович способствовал посмертной публикации и других стихов Лермонтова.
Стихотворение написано пятистопным хореем с «анапестическими ходами». Музыкальная ритмичность текста привлекала композиторов, и лирическое произведение «Выхожу один я на дорогу» было положено на музыку Б. В. Асафьевым, А. В. Богатыревым, В. Ивановым-Корсунским, К. П. Вильбоа и другими профессиональными композиторами и авторами-любителями. Известно около полутора десятков вариантов. Но наибольшей популярностью пользуется романс, созданный Елизаветой Шашиной в 1861 году.