жрецы авгуры за чем наблюдали
Значение слова «авгур»
1. В древнем Риме: жрец, толковавший мнимую волю богов по крику и полету птиц.
2. Ирон. О том, кто обращает свои специальные знания в тайну, кто делает вид, что посвящен в особые тайны.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Авгуры появились уже при Ромуле. Ливий утверждает, что при Нуме Помпилии была учреждена государственная должность авгура, почетная и пожизненная. По закону Огульния 300 года до н. э. их число было увеличено до 9 добавлением 5 плебеев. Сулла увеличил их до 15, Цезарь добавил шестнадцатого члена. Члены коллегии авгуров были самоизбирающимися (cooptati), с 154 года до н. э., по предложению народного трибуна Гнея Домиция Агенобарба, выбор из числа намеченных коллегией на эту должность трех кандидатов был представлен римскому народу; в 103 году до н. э. этот закон был отменён Суллой, но вновь восстановлен в 63 году до н. э., a первоначально назначались царём. В 44 год до н. э. Марк Антоний вновь отменил закон, но Авл Гирций и Гай Вибий Панса вновь придали ему силу. Однако после этого авгуры стали назначаться императором. Должность авгура была пожизненной, кандидатуру выдвигали 2 старших члена коллегии. Самый старший член коллегии назывался магистром (magister collegii). По случаю избрания организовывался специальный банкет.
Для наблюдения примет авгуры должны были очертить templum (tescum), то есть узкое пространство, с которого должны были производиться наблюдения, и другое, более обширное, на протяжении которого надо было наблюдать приметы. Один из авгуров своим жезлом мысленно проводил две линии (одну по направлению с севера на юг — cardo, — и другую, перерезывающую первую с востока на запад — decumanus) через все поле наблюдения и затем соединял их концы четырьмя прямыми в виде прямоугольника. На этом месте, но обязательно в городской черте Рима (обычно на Капитолии, где было соответствующее место, auguraculum, а во время сбора центуриатных комиций — на Марсовом поле), разбивалась палатка (templum minus).
Авгуры решали и другие проблемы, связанные с выборами должностных лиц. Так, когда в 426 году до н. э. встал вопрос, может ли без ущерба для религии военный трибун с консульской властью назначить диктатора, обратились в частности к авгурам, развеявшим сомнения. В 175 году до н. э. авгуры ответили на вопрос, была ли допущена погрешность при жеребьёвке консулами театров военных действий. Решение авгуров могло даже помешать отправлению римского войска в поход (в 168 году до н. э. консул был вынужден следовать в Галлию только с латинскими союзниками, оставив легионы в городе, поскольку, по мнению авгуров, он по ошибке [vitio] назначил день для сбора).
АВГУ’Р, а, м. [латин. augur]. В древнем Риме — жрец, дававший предсказания по крику и полету птиц (истор.). || перен. Человек, обращающий в тайну для других свои специальные познания, с высокомерным презрением сторонящийся непосвященных (книжн. ирон.). Газеты должны отказаться от языка авгуров и писать понятно для масс. ◊
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
авгу́р
1. истор. жрец, прорицатель у древних римлян, толковавший волю богов на основании ауспиций, то есть по поведению птиц; птицегадатель ◆ Авгуры последних времен Римской империи не могли без смеха взирать друг на друга и между тем все-таки продолжали ремесло свое. М. Е. Салтыков-Щедрин, «Современные призраки», 1863 г. (цитата из НКРЯ)
2. ирон. человек, который кичится своими «особыми» знаниями, превращает их в тайну для других людей, выражает свои мысли языком, непонятным для «непосвящённых» ◆ Ваше преосвященство! Давайте побеседуем. Когда сенатор и епископ смотрят друг на друга, они не могут не перемигнуться. Мы с вами — два авгура. Сейчас я сделаю вам одно признание: у меня есть своя философия. Гюго, «Отверженные»
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: навстречу — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
АВГУРЫ (лат. augures)
Древнейшая жреческая коллегия в Древнем Риме.
Первоначально состояла из трех авгуров, второй римский царь Нума Помпилий добавил еще двух, а при Цезаре их количество достигло 16. Деятельность авгуров связана прежде всего с гаданиями. Любое крупное мероприятие римлян предварялось ауспициями — гаданием по полету птиц и иным знамениям. Ночные наблюдения за звездами, дневные — за полетом птиц и небесными явлениями А. вели с высочайшей точки Капитолийского холма в Риме (Аркс). Согласно Цицерону, в случае неблагоприятных знамений сакральные законы давали А. право распустить народное собрание, объявить неугодными богу выборы того или иного магистрата и даже уже принятые законы. А. обладали правом налагать определенные штрафные санкции в виде требования очистительного жертвоприношения на лиц, послуживших причиной недовольства божества. Специальный сакральный закон гласил: «Все то, что А. объявит неправильным, запретным, порочным, зловещим, да не будет выполнено и совершено; кто ослушается, да ответит головой». В царском Риме нарушение сакральных запретов римских А. нередко наказывалось смертной казнью. Но деятельность А. не была связана ни с принесением кровавых жертвоприношений, ни с поклонением статуям богов. Их храмом являлось как бы само небо. Должность А. была пожизненной, и даже царь не мог отнять у него сана, так как считалось, что А. получает дар предвидения от самого Юпитера, будучи его советчиком и помощником. Между А. и понтификами существовало разделение функций. Понтифик контролировал все виды кровавых жертвоприношений, а А. было вообще запрещено приносить в жертву животных; понтифик контролировал культ мертвых и культ подземных богов, А. же обращал свои взоры к небу для интерпретации знамений Юпитера. А. избирались посредством кооптации, т. е. независимо от воли сената и народа, поэтому в своих действиях не были подотчетны ни тому, ни другому. Лишь в 103 до н. э. закон плебейского трибуна Гнея Домиция Агенобарба перенес выборы А. в народные собрания. В ведении А., по-видимому, находились дела нескольких других специальных жреческих коллегий. Это коллегия гаруспиков — этрусских гадателей по внутренностям животных, пулларии — жрецы, призванные осуществлять гадания по кормлению кур, Сивиллины жрецы — интерпретаторы предсказаний Сивиллиных книг. Инсигнии А. — кривой Ромулов жезл и царский пурпурный плащ (трабея) — указывали на их судебную власть и царственное величие. Первоначально, по-видимому, именно А. были главными жрецами римского народа и лишь в VI в. до н. э. уступили первенство понтификам. А. производили торжественный ритуал инаугурации царей и различных жрецов. Особую роль А. наряду с понтификами играли в развитии римского архаического права. По запросу сената, римских магистратов или даже частных лиц они давали ответы в области права. Серьезная перемена в судьбе коллегии А. связана с переходом от республики к империи. Теперь именно император, как правило, занимал должность верховного А. Обязательным было учреждение этой коллегии и во всяком создаваемом новом муниципии. Победа христианской религии означала конец римского языческого жречества и по императорскому указу 357 «порочное исповедание авгуров и прорицателей прекратилось». Последнее упоминание об А. относится к 390.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Цитатник
Есть на Волге утёс. Русская марсельеза Песня «Есть на Волге утёс…».
ХОЛОДИЛЬНИК. ПОД ЗЕМЛЁЙ Огромное количество фирм выпускают сегодня разноо.
—Всегда под рукой
—Новости
—Ссылки
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Авгуры
Обманывая веривших в их предсказания, авгуры при встрече друг с другом едва удерживались от смеха, о чем упоминает в своей книге «О гадании» оратор, писатель и политический деятель древнего Рима Марк Туллий Цицерон (106—43 до н. э.).
Отсюда слово «авгуры» получило переносное значение; люди, обращающие в тайну свои познания в какой-либо области, излагающие их непонятным, «мудреным» языком, без нужды пользуясь терминами, известными только узкому кругу специалистов.
Выражение: «улыбаться, смеяться подобно авгурам», применяется к людям, сознательно и хитро вводящим в заблуждение других и узнающих друг в друге обманщиков.
Взглянув друг на друга, потом,
Как цииероновы авгуры,
Мы рассмеялнся тишком.
(А. С. Пушкин. Отрывки из путешествия Онегина.Черновая рукопись.)
Мы часто сходились вместе и толковали вдвоем об отвлеченных предметах очень серьезно, пока не замечали оба, что мы взаимно друг друга морочим. Тогда, посмотрев значительно друг другу в глаза, как делали римские авгуры, по словам Цицерона, мы начинали хохотать и, нахохотавшись, расходились, довольные своим вечером
(М. Ю. Лермонтов, Герой нашего времени, Княжна Мери).
Авгуры (лат. augures) — члены почётной римской жреческой коллегии, выполнявшие официальные государственные гадания (главным образом ауспиции) для предсказания исхода тех или иных мероприятий по ряду природных признаков и поведению животных. Понятие augurium обозначало мероприятие гадания. Отличительной одеждой авгуров была трабея, а инсигниями — жезл (lituus) и специальный сосуд (capis) при жертвоприношениях. Совокупность знаний и полномочий авгуров называлась ius augur(i)um и документировалась в соответствующих книгах (libri augurales).
Сохранилось описание Цицерона, как авгуры, сами не верившие в эти гадания, с улыбкой посматривали друг на друга. Отсюда выражение — улыбка авгуров.
Бегство человека в маске.
VI в. до н. э.
Тарквинии, Гробница Авгуров.
Глава коллегии авгуров — Каю Юлию Цезарю, верховному понтифику и диктатору римского народа
Коллегия авгуров (также, как и понтификов) — была одной из двух главных жреческих коллегий Рима периода правления Цезаря. Членство в ней было почетным и свидетельствовало о принадлежности к правящей элите. Цицерон, уже бывший консулом, радовался вступлению в эту коллегию:
Искусство авгуров
Эта фигура, изображающая благодетельного гения с жертвенной чашей в правой руке, представлена у Dempster’a на табл. XXIV, а у Gori на табл. XVI, № 13.
перевод Воланского:
Его чара задоволит (удовольствует) тебя.
Транскрипция c этрусским алфавитом:
EI CERA S; VFL; CFE IA
Перевод автора с помощью славянских языков на русский:
Ей Церере судил овало цветение я
Комментарии автора:
Ошибочное суждение Воланского.
На самом деле изображен не гений, а гаруспик (точнее авгур) с атрибутами гадания: яйцом и блюдцем.
Авгур предсказывает богине Церере (Цере) гаданием на яйце (ово/овало/овал) богатый будущий урожай. В моей статье «Искусство гаруспиков» подробно описаны процедура обряда гадания гаруспиков. Тогда вполне понятной становится фраза:
«С таким пониманием обоих терминов согласуется древний религиозный закон, который предписывал авгурам, в первую очередь, освящение виноградников и молодых побегов. Эти действия, вероятно, предназначались для поддержания и увеличения плодородия почвы, здоровья урожая и сохраняли связь с культом плодородия» [1].
Это освящение авгуры проводили с помощью гадания на яйце.
(табл. VI, № 25) Gori изображает на табл. XL IV, № 2, мраморный саркофаг, на котором представлена сцена изгнания бесов.
перевод Воланского:
Явитесь бесы, ее искусители.
Оригинал этрусского текста:
EFTITEFESI FE CVSI;I AV
Транскрипция c этрусским алфавитом:
EVTI TE VESI VE CVSI ;I AV
Перевод автора с помощью славянских языков на русский:
Явил твоей веси великий, кушай, тебе авгур
Комментарии автора:
Является обрядом жертвоприношения этрусков. В данном случае усопшему принесён в жертву ягнёнок (агнец). Подобные надписи в той или иной вариации весьма многочисленны в погребальных этрусских текстах, но особенность этой состоит в том, что жертва приносится умершему авгуру (avgur).
26. Подобное изображение. (табл. VI, № 26)
перевод Воланского:
Явитесь бесы его, каких (которых) он в себя принял
Оригинал этрусского текста:
AVTITIFESI ; EFV ; CACE III AV
Транскрипция c этрусским алфавитом:
AVTI TI VESI ; EVU ; CACE III AV
Перевод автора с помощью славянских языков на русский:
Явил твоей веси ево, скошенного [убитый в бою] III раза, авгуру
Комментарии автора:
На небесном престоле (Рис. 26) восседает авгур. Согласно гаданию, ему 3 раза явился убитый в бою воин.
VELTVR: PARTVNAS: LARISALISA: CLAN • RAM;AS : CVCLNIAL : FILQ : CEQANERI : TEN;AS : AFIL CEAL;AS : ^ + + + II
Надпись: ATH: CVMNI: AMEI THIAL
Перевод автора:
«Отцу, лукумону,памятный фиал»
этрусский текст:
I ARQI VIII NEF MUZ VZA
ATMV ZV ANAINAV
перевод В. Тимофеева:
«Я (за)арканила 8 неверных мужей в узы [брака]. Атум звала Анин великий»
Комментарий
атум – дух
Ани – богиня брака
Из восьми погребений, по крайней мере, два посвящены женщинам (рис. 6, 10). На фронтоне постаментов изображены типовые сцены гибели воинов в поединке. На посмертный суд воинов уносят крылатые ангелы. Какую роль играют авгуры в воинственных сценах. Очевидно, они гадали на яйцах (а не по полёту птиц) о предстоящих битвах и являлись предвестниками гибели воинов. Иначе мы увидели бы другие атрибуты авгурий в руках умерших авгуров, например, птицу. Кроме того авруры-женщины гадали (делали при ворот) неверным мужьям, как видно из дешифрации текста на рис. 6. На рис. 3, 8 явно видны странные скульптурные очертания головы, как бы вырастающей из тела гаруспика. Именно это даёт некоторым исследователям религии этрусков повод говорить о перерождении (реинкарнации ) тела мужчины после смерти в тело женщины. Однако это не так. Вероятно, головы – это лары, загробные духи умерших. Не рис. 3 на постаменте расположена фигурка львицы (лавиша – этр.), назначение этого атрибута мне непонятно.
Авгуры в славянском фольклоре
Кто не знает русскую присказку: «принести на блюдечке с золотой каемочкой».
В славянских сказках часто встречается образ бабы-яги или царевны, которые гадают на блюдечке, катая в нем либо яйцо, либо колечко. Нетрудно догадаться откуда тянется ниточка этих образов, конечно от старинного обряда гадания авгуров.
Латинская транскрипция:
2. Athothis vios eti nz (pentikonta epta = 57)
Это означает, что «Царь Афофис авгур правил 57 лет». Не жил, не умер, а именно авгур правил (через vios), где vios может быть и сын, а может быть и авгур [правил] и это ближе к истине.
оригинал:
;;;;;;;;; ;;;; ;;; ;; ;;;;;;;;; ;; = 31)
Латинская транскрипция:
3. Kenkenes vios eti la (triakonta ev = 31)
Перевод Тимофеева В.Н.
3. Кенкенес авгур правил 31 год.
Кто у кого заимствовал слово avils/vios этруски у древних греков или наоборот – это одному богу известно.
Полную версию статьи со всеми рисунками см. на сайте «Древняя Русь и этруски» в разделе «Этруски»
АВГУР
авгур м. 1) Жрец, толкующий волю богов и предсказывающий будущее по крику и полету птиц (в Древнем Риме). 2) перен. Тот, кто обращает в тайну свои специальные знания или кто делает вид, что посвящен в особые тайны (обычно с оттенком иронии).
авгур
м. ист. (тж. перен.)
augur, soothsayer
Взглянув друг на́ друга* потом
Как Цицероновы Авгу́ры
Мы рассмеялися тишком.
А. С. Пушкин, Отрывки из путешествия Онегина (черновая редакция)
⊲ АВГУР 1721, а, м.Лат. augur. Жрец, прорицатель у древних римлян, гадавший по полету и поведению птиц. Авгуры нарицалися чин утвержденный волхвов. Который наблюдая на птицы, как летают, с ѣ дают и ядят, прорицали щастливое или не щастливое поведение начинаемых дел. Пркп. Понтиф. 6. Суетное и опасное искусство Авгуров у древних Римлян состояло в прим ѣ чании летания, крика и клевания птиц, особливо освященных. ПТ II 82. — Ср. гадатель, птицегадатель, вещун, провещатель, предвещатель, предвозвестник, прорицатель, предсказатель, птицеволхвователь, птицевражбитель.
— Лекс. Сл. Кург. авгур, Ян. авгурский.
АВГУ́Р, а, ч.
Господи, як мені самій тяжкий сей мій тон римського авгура! (Леся Українка).
2. перен., ірон. Людина, яка перетворює на таємницю свої спеціальні знання; той, хто вдає, що він посвячений у надзвичайні таємниці.
Минув час, коли ми ставали в позу якихось авгурів мистецтва і проповідували глядачам те, чого вони не сприймали (з газ.).
Периодические издания:
• Петербургский Листок, 1897
Источники:
• Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей: В 4 т. — Т. 1. — М., 1956. — С. 85;
• Шест. (Источник Масанова)
Настоящее имя: Гомолицкий Александр Иванович
Периодические издания:
• Развлечение, 1892;
• Осколки, 1893-96
Источники:
• Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей: В 4 т. — Т. 1. — М., 1956. — С. 85
Настоящее имя: Поляков В.
Источники:
• Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей: В 4 т. — Т. 1. — М., 1956. — С. 85;
• «Вечерняя Москва» 1928, № 99 (Источник Масанова)